Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование автономии подразделений жизнеспособной системы государственного управления

Поиск

 

Жизнеспособная система (Viable System Model) - это любая система, способная поддерживать свое отдельное существование в определенной среде [1].

Система государственного управления - это изучение важнейших функций государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики, изучение складывающихся в процессе деятельности государства и органов государственного управления политико-правовых и социальных отношений [2].

Основателем теории жизнеспособных систем является английский кибернетик Э. С. Бир. В Донецком национальном университете исследованием VSM в экономике занимались такие ученые, как Лысенко Ю. Г., Тимохин В. Н. и др., полученные результаты которых можно применить для разработки концепции VSM для нового объекта.

Целью данной работы является анализ автономизации организационных элементов Донецкой Народной Республики, а также выработка критериев вмешательства в функционирование жизнеспособной системы.

Использование VSM предполагает соблюдение следующих принципов: синергии, рекурсии, автономии, развития, управляемости и др. Одним из основных является принцип автономии.

Если бы каждый аспект деятельности государства, каждое малое решение доводилось до верхнего уровня и анализировалось им, то работа в таком государстве быстро пошла бы на спад. Системы используют принцип автономного управления, то есть управление на та­ком уровне, когда не требуется принятия осознанных решений всем организмом в целом. Пример. Коммунальное предприятие функционирует автономно, пока, собственно, не возникает потребность во вмешательстве Министерства ЖКХ.

При строительстве народного государства, в котором все должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей граждан, одной из главных проблем является создание жизнеспособного государственного аппарата, что, в свою очередь, будет способствовать решению основных задач: обеспечение безопасности граждан, поддержание их благосостояния и государственное регулирование процессов различных сфер.

При создании модели жизнеспособной системы, следует заново продумать структуру организации, детализируя ее по пяти модулям. Наиболее мощный подход - визуализация понимания проблемы и представление ее в виде схемы (рис. 1) [1].

На схеме представлены три элемента - среда (E), операции (O) и метасистема (M), а также различные связи (взаимодействия) между ними.

Условно указанные элементы можно идентифицировать по следующей трактовке: Система 1 - граждане государства; Система 2 - на примере исполнительной власти: Отдел образования Донецкого Городского Совета и др.; Система 3* - на примере исполнительной власти: Государственные администрации городов и районов, являющихся административно-территориальными единицами Республики; Система 3 - на примере исполнительной власти: Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и др.; Система 4 - три ветви власти: законодательная (Народный Совет ДНР), исполнительная (Совет министров ДНР), судебная (Верховный Суд); Система 5 - Глава ДНР.

Рис. 1 - Схема жизнеспособной системы

 

Метасистема должна балансировать данные, поступающие в Систему 4, с управляющей информацией от Главы Республики (Система 5), объединять ее с адаптационными воздействиями и отправлять Системе 3, откуда затем информация направляется в Системы 2, 3* [1].

В соответствии с концепцией Бира, Система 1 предназначена управлять гражданами в ответ на указания, поступающие сверху, реагировать на прямые требования к ней внешнего мира и быть готовой удовлетворять нужды соседних граждан [1]. Граждане в силу своей автономности могут делать, «что хотят», в рамках единственного ограничения: они должны сохранять принадлежность данному организму (т.е. работать в целях всего организма, действовать в координационных рамках Системы 2, 3* и подчиняться управлению Системы 3). Основными функциональными обязанностями граждан являются соблюдение законов и Конституции, уважение свобод и прав других лиц, уплата налогов и сборов. Главная проблема - граждане не осознают или не хотят осознавать свою причастность к единой Системе - Республике, а именно от каждого элемента механизма зависит благосостояние государства.

Система 2 - это метасистема, подводящая промежуточные итоги всей Системы 1. Она одновременно участвует в работе Систем 1, 3*, 3 и является интерфейсом, отвечающим за взаимную увязку работ центров регулирования подразделений и центра регулирования государства [1]. Функция Системы 2 заключается в ликвидации противоречий между Системами 1. Однако для эффективной работы VSM этого недостаточно, необходимо организовать деятельность Системы 1 таким образом, чтобы они работали в целях одного организма. Пример. В Отделе образования происходит распределение финансовых ресурсов на определенные проекты. Каждый проектировщик обосновывает свою исключительную потребность в финансировании и, конечно, чтобы сумма была, как можно выше. Задача Системы 2 сгладить, а в идеале затушить возникшие колебания, путем выбора наиболее значимых проектов.

Система 3* осуществляет ревизии и аудит работы как системы 1, так и Системы 2. Это так называемая информационная служба Системы 3, предназначенная для контроля над текущим состоянием операционного элемента и выпол­нением задания Системы 2 [1]. Пример. Система 3* ставит задачу Системе 2 (ЖЭК Ворошиловского района г. Донецк) - уборка площади Ленина после праздника до 9.00. Система 2, в свою очередь, координирует операционные элементы. Затем, осуществляя функцию контроля и при необходимости выработку вмешательства, информирует Систему 3 о результате.

Система 3 относится уже к высшему управлению и ее взаимодействие с Системами 1 связано с пониманием подчиненной роли подразделения, с правом руководства ограничивать автономию частей в целях государственного синергизма. Система 3 «разъясняет» политику верхнего уровня, координирует распределение усилий и ресурсов между подразделениями, поддерживая стабильность автономной работы [1]. Система 3 предоставляет собой высший уровень автономного управления и низший уровень управления государством. Она следит за выполнением принятого плана и делает это до тех пор, пока решения правления (Систем 4 и 5) выполнимы в пределах физиологических ограничений. Если же в какой-то момент выяснится, что план выполнить нельзя, правление должно пересмотреть его. Система 3 выполняет только одну функцию - оптимизация работы операционных элементов. Пример. Два человека при различной организации труда могут выполнять ту же работу, что и четыре.

Четыре системы нижнего уровня (1, 2, 3* и 3) отличает одно важное качество - они автономны (рис. 2). При этом они питают информацией вертикальную командную структуру, порождая намерения внутри «думающей платы» (уровни 4 и 5).

Рис. 2 - Трехуровневая схема автономии управления

 

Выработка критерия вмешательства: 1. подцель невыполнима - происходит, к примеру, из-за нехватки ресурсов, следствия - изменяется цель, изменяется подсистема; 2. устойчивость - должны быть определены строгие рамки, например, предельно-допустимая концентрация вредных веществ в регионе; 3. конфликты бывают в/вне компетенции субъекта, например, все процессы в рамках ДНР в компетенции А. Захарченко, что же касается урегулирования конфликта с Украиной, то здесь происходит вмешательство третьих сил; 4. кризисная ситуация - значимость угрозы, которая определяется уровнем риска, например, не платят пенсии - банку приходит распоряжение выплатить пенсии, по каналу обратной связи поступает информация об отсутствии средств, вышестоящий орган реагирует на возникшую ситуацию и занимается поиском средств (кредит).

Таким образом, для создания жизнеспособного государственного аппарата системы нижнего уровня используют принцип автономного управления и принимают осознанные решения на своих уровнях, в случае неспособности автономных систем решить поставленные задачи – вышестоящий элемент, нарушая автономию, вырабатывает критерий вмешательства для стабилизации работы всего организма.

Литература:

1. Методология моделирования жизнеспособных систем в экономике: монография / [Ю.Г. Лысенко, В.Н. Тимохин, Р.А. Руденский и др.]. – Донецк: Юго-Восток, 2009. – 350 с.

2. Система государственного управления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refi.su/teotiya_ypravleniya14.html

 

 

Горобец М.Г.

Дубель В.М.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.011 с.)