Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование автономии подразделений жизнеспособной системы государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнеспособная система (Viable System Model) - это любая система, способная поддерживать свое отдельное существование в определенной среде [1]. Система государственного управления - это изучение важнейших функций государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики, изучение складывающихся в процессе деятельности государства и органов государственного управления политико-правовых и социальных отношений [2]. Основателем теории жизнеспособных систем является английский кибернетик Э. С. Бир. В Донецком национальном университете исследованием VSM в экономике занимались такие ученые, как Лысенко Ю. Г., Тимохин В. Н. и др., полученные результаты которых можно применить для разработки концепции VSM для нового объекта. Целью данной работы является анализ автономизации организационных элементов Донецкой Народной Республики, а также выработка критериев вмешательства в функционирование жизнеспособной системы. Использование VSM предполагает соблюдение следующих принципов: синергии, рекурсии, автономии, развития, управляемости и др. Одним из основных является принцип автономии. Если бы каждый аспект деятельности государства, каждое малое решение доводилось до верхнего уровня и анализировалось им, то работа в таком государстве быстро пошла бы на спад. Системы используют принцип автономного управления, то есть управление на таком уровне, когда не требуется принятия осознанных решений всем организмом в целом. Пример. Коммунальное предприятие функционирует автономно, пока, собственно, не возникает потребность во вмешательстве Министерства ЖКХ. При строительстве народного государства, в котором все должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей граждан, одной из главных проблем является создание жизнеспособного государственного аппарата, что, в свою очередь, будет способствовать решению основных задач: обеспечение безопасности граждан, поддержание их благосостояния и государственное регулирование процессов различных сфер. При создании модели жизнеспособной системы, следует заново продумать структуру организации, детализируя ее по пяти модулям. Наиболее мощный подход - визуализация понимания проблемы и представление ее в виде схемы (рис. 1) [1]. На схеме представлены три элемента - среда (E), операции (O) и метасистема (M), а также различные связи (взаимодействия) между ними. Условно указанные элементы можно идентифицировать по следующей трактовке: Система 1 - граждане государства; Система 2 - на примере исполнительной власти: Отдел образования Донецкого Городского Совета и др.; Система 3* - на примере исполнительной власти: Государственные администрации городов и районов, являющихся административно-территориальными единицами Республики; Система 3 - на примере исполнительной власти: Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и др.; Система 4 - три ветви власти: законодательная (Народный Совет ДНР), исполнительная (Совет министров ДНР), судебная (Верховный Суд); Система 5 - Глава ДНР. Рис. 1 - Схема жизнеспособной системы
Метасистема должна балансировать данные, поступающие в Систему 4, с управляющей информацией от Главы Республики (Система 5), объединять ее с адаптационными воздействиями и отправлять Системе 3, откуда затем информация направляется в Системы 2, 3* [1]. В соответствии с концепцией Бира, Система 1 предназначена управлять гражданами в ответ на указания, поступающие сверху, реагировать на прямые требования к ней внешнего мира и быть готовой удовлетворять нужды соседних граждан [1]. Граждане в силу своей автономности могут делать, «что хотят», в рамках единственного ограничения: они должны сохранять принадлежность данному организму (т.е. работать в целях всего организма, действовать в координационных рамках Системы 2, 3* и подчиняться управлению Системы 3). Основными функциональными обязанностями граждан являются соблюдение законов и Конституции, уважение свобод и прав других лиц, уплата налогов и сборов. Главная проблема - граждане не осознают или не хотят осознавать свою причастность к единой Системе - Республике, а именно от каждого элемента механизма зависит благосостояние государства. Система 2 - это метасистема, подводящая промежуточные итоги всей Системы 1. Она одновременно участвует в работе Систем 1, 3*, 3 и является интерфейсом, отвечающим за взаимную увязку работ центров регулирования подразделений и центра регулирования государства [1]. Функция Системы 2 заключается в ликвидации противоречий между Системами 1. Однако для эффективной работы VSM этого недостаточно, необходимо организовать деятельность Системы 1 таким образом, чтобы они работали в целях одного организма. Пример. В Отделе образования происходит распределение финансовых ресурсов на определенные проекты. Каждый проектировщик обосновывает свою исключительную потребность в финансировании и, конечно, чтобы сумма была, как можно выше. Задача Системы 2 сгладить, а в идеале затушить возникшие колебания, путем выбора наиболее значимых проектов. Система 3* осуществляет ревизии и аудит работы как системы 1, так и Системы 2. Это так называемая информационная служба Системы 3, предназначенная для контроля над текущим состоянием операционного элемента и выполнением задания Системы 2 [1]. Пример. Система 3* ставит задачу Системе 2 (ЖЭК Ворошиловского района г. Донецк) - уборка площади Ленина после праздника до 9.00. Система 2, в свою очередь, координирует операционные элементы. Затем, осуществляя функцию контроля и при необходимости выработку вмешательства, информирует Систему 3 о результате. Система 3 относится уже к высшему управлению и ее взаимодействие с Системами 1 связано с пониманием подчиненной роли подразделения, с правом руководства ограничивать автономию частей в целях государственного синергизма. Система 3 «разъясняет» политику верхнего уровня, координирует распределение усилий и ресурсов между подразделениями, поддерживая стабильность автономной работы [1]. Система 3 предоставляет собой высший уровень автономного управления и низший уровень управления государством. Она следит за выполнением принятого плана и делает это до тех пор, пока решения правления (Систем 4 и 5) выполнимы в пределах физиологических ограничений. Если же в какой-то момент выяснится, что план выполнить нельзя, правление должно пересмотреть его. Система 3 выполняет только одну функцию - оптимизация работы операционных элементов. Пример. Два человека при различной организации труда могут выполнять ту же работу, что и четыре. Четыре системы нижнего уровня (1, 2, 3* и 3) отличает одно важное качество - они автономны (рис. 2). При этом они питают информацией вертикальную командную структуру, порождая намерения внутри «думающей платы» (уровни 4 и 5). Рис. 2 - Трехуровневая схема автономии управления
Выработка критерия вмешательства: 1. подцель невыполнима - происходит, к примеру, из-за нехватки ресурсов, следствия - изменяется цель, изменяется подсистема; 2. устойчивость - должны быть определены строгие рамки, например, предельно-допустимая концентрация вредных веществ в регионе; 3. конфликты бывают в/вне компетенции субъекта, например, все процессы в рамках ДНР в компетенции А. Захарченко, что же касается урегулирования конфликта с Украиной, то здесь происходит вмешательство третьих сил; 4. кризисная ситуация - значимость угрозы, которая определяется уровнем риска, например, не платят пенсии - банку приходит распоряжение выплатить пенсии, по каналу обратной связи поступает информация об отсутствии средств, вышестоящий орган реагирует на возникшую ситуацию и занимается поиском средств (кредит). Таким образом, для создания жизнеспособного государственного аппарата системы нижнего уровня используют принцип автономного управления и принимают осознанные решения на своих уровнях, в случае неспособности автономных систем решить поставленные задачи – вышестоящий элемент, нарушая автономию, вырабатывает критерий вмешательства для стабилизации работы всего организма. Литература: 1. Методология моделирования жизнеспособных систем в экономике: монография / [Ю.Г. Лысенко, В.Н. Тимохин, Р.А. Руденский и др.]. – Донецк: Юго-Восток, 2009. – 350 с. 2. Система государственного управления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refi.su/teotiya_ypravleniya14.html
Горобец М.Г. Дубель В.М. Донецкий национальный университет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.011 с.) |