Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные системы управления
Общие принципы
В ходе развития концепции АСУ с целью преодоления указанных выше трудностей была выработана новая концепция компьютеризации и автоматизации управленческой деятельности, которая уже не ставит столь глобальных задач, а направлена прежде всего на автоматизацию обработки документов в системах управления организациями и предприятиями -документооборота. Известно, что в практике управления по-прежнему преобладают бумажные потоки документации, которые в современных условиях становятся все менее и менее эффективными. Решение задач учета и контроля, сведения баланса и распределения ресурсов, планирование мероприятий выполняется по старинке, сохраняя почву для многочисленного управленческого аппарата, для бюрократизма. Задача компьютеризации управленческой деятельности в различных отраслях первоначально характеризовалась, в основном, массовой разработкой и применением прикладных программ персональных компьютеров, автоматизирующих рабочие места (АРМ) управленческого персонала ранга секретарей и референтов руководителей, начальников отделов и служб учреждений. Данный подход к использованию компьютеров оказался экономически не вполне оправданным. Помимо затрат на приобретение электронно-вычислительной техники, он привел к разрастанию вспомогательного управленческого персонала высокой квалификации. Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении необходимо переосмысление принципов организационного управления предприятиями и организациями, представление их в виде технологий обработки данных и информационных потоков, а также взаимная адаптация «живой» и компьютерной систем управления. Акцент автоматизированного накопления и обработки информации перемещается на передачу информации средствами компьютерных телекоммуникаций» что ведет к обществу безбумажной информатики. С точки зрения практики, это означает. с одной стороны, создание и развитие глобальных компьютерных сетей, что требует большой работы по унификации и стандартизации самих форм и содержания управленческой деятельности даже в пределах отдельных отраслей, а с другой стороны - создание локальных вычислительных сетей в пределах каждого учреждения.
Наибольшие проблемы систем информационного обеспечения управления связаны с общей эффективностью, жизнеспособностью и способностью интегрироваться в существующие «человеческие» системы управления. Практика,реализации многих таких проектов говорит о том, что информационные системы управления часто не выходят за рамки экспериментальных разработок, демонстрационных и прототипных моделей, отторгаются традиционной системой управления и оказываются нежизнеспособными. Это связано как с недостаточными подготовкой и заинтересованностью управленческого персонала в использовании компьютерных технологий, дефектами сложившейся технологии управления, так и с несовершенством систем, создаваемых на данном этапе, с искусственностью многих функций таких систем информационной поддержки управления, несоответствием их требованиям пользователей, т.е. недостатками концептуальной модели. Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию: 1) задача учета и контроля событий по месту их возникновения; 2) баланс и распределение материальных ресурсов; 3) планирование мероприятий и управление временными ресурсами. В сфере управления предприятием можно условно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона управления предприятием зафиксирована в его документообороте и включает некоторый набор документальных форм, а также инструктивно зафиксированные правила заполнения, обращения и хранения этих форм. При анализе документооборота учреждения в целях проектирования информационной системы управления должны быть определены и зафиксированы • название (идентификатор) формы; • назначение формы (указание на то, какие решения данная форма позволяет принимать); • условия или ситуация, в которой форма заполняется; • на основе каких источников составляется; • откуда форма поступает и куда передается, а также условия ее хранения (место и срок). Анализ документальных форм позволяет значительно рационализировать документооборот предприятия. В первую очередь, это означает отказ от тех форм, которые 1) дублируют друг друга;
2) не используются при принятии управленческих решений или не преобразуются в другие формы; 3) преобразуются в такие формы, которые не используются при дальнейшей обработке. Однако, объективная сторона деятельности предприятия не позволяет получить в полной мере его адекватную информационную модель. Подчас более важным для жизнеспособности будущей информационной системы управления оказывается анализ субъективной стороны деятельности предприятия, выявляющий • распределение обязанностей и функций, сферы компетентности управленческих работников при принятии решений; • приоритеты в процессе обработки документальных форм, на которых основывается принятие решений; • документально не зафиксированные тонкости управления штатом. В процессе извлечения необходимой информации у руководящих работников предприятия необходимо исходить из того, что они не знакомы с технологией проектирования баз данных, понятийным аппаратом информатики и не обладают знаниями в области компьютерной техники. Процедура извлечения знаний у руководящих работников предприятия включает в себя составление информационной схемы предприятия, включающей обозначения отделов и подразделений, а также указание информационных связей между ними, выявление объектов, на которые направлена деятельность организации и ее подразделений, и т.д. Технической базой системной компьютеризации управления может выступать локальная сеть персональных компьютеров, однако лишь при условии создания распределенной базы данных предприятия или учреждения. Данный подход позволяет • производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распределенной базе данных без дублирования отчетных форм; • устранять необходимость отслеживания причинно-следственныхсвязей и временных зависимостей при решении множества взаимосвязанных задач; • повышать устойчивость системы управления против случайного или намеренного искажения информации; • обеспечивать доступ руководства к первичным данным и повышать общий уровень его компетентности при принятии решений (и тем самым делает ненужным многочисленный управленческий аппарат). Важным условием применения такого подхода является развитие клиент-серверной архитектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих архитектур баз данных. Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы и пользователей между собой, выделяются две основные. 1. Защита информации и разграничение доступа пользователей к ней. При использовании информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, которое может привести к уничтожению или искажению информации, к несанкционированному ее распространению и использованию. Некорректные действия отдельных пользователей могут нанести ущерб остальным пользователям и базе данных в целом. Чтобы избежать этого, в СУБД имеются средства разграничения доступа пользователей и другие средства защиты информации. Разделы базы данных могут быть закрыты для пользователя совсем, открыты только для чтения или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой данных, когда с данными одновременно работают несколько пользователей (и вносят в них изменения), необходимо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целостность данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании данными - выполнение манипуляций небольшими пакетами, результаты каждого из которых в случае возникновения некорректности операций «откатываются» и данные возвращаются к исходному состоянию.
2. Интерфейс с пользователями, который обеспечивается средствами ведения диалога. По мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более и более дружественным В перспективе средства ведения диалога пользователя с СУБД должны приобрести интеллектуальные свойства и обеспечить возможность ведения диалога на естественном языке. Сформировавшееся к настоящему времени программное обеспечение информационной поддержки управления настолько многообразно, что способно удовлетворять потребности пользователей самых различных категорий - от случайного пользователя, для которого обращение к рассматриваемой среде -единичный эпизод, до профессионала высокой квалификации в области разработки систем баз данных. Одна из возможных реализации информационной системы управления предусматривает наличие двух основных компонентов - SQL-сервера и дружественных интерфейсов конечных пользователей. Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабинетах руководителя предприятия и его заместителей, в отделе кадров, бухгалтерии, других структурных подразделениях. В качестве примера объектной распределенной СУБД, которая может быть использована для автоматизации системы управления, рассмотрим систему SQLWindows, первоначально разработанную компанией «Gupta Technologies», a позже развитую «Microsoft». Данная система позволяет работать в сети с наиболее популярными SQL-серверами. Пакет SQLWindows отличается от аналогичных систем наиболее полной реализацией возможностей, необходимых для эффективной объектно-ориентированной разработки сетевых прикладных программ. В первую очередь, к его преимуществам можно отнести • высокую автоматизацию процесса разработки; • поддержку ручного программирования: • развитые средства объектно-ориентированного программирования; • встроенные средства поддержки коллективной разработки.
Данная система обладает многими возможностями, необходимыми для создания SQL-приложений в среде Windows, например, развитым графическим интерфейсом, средствами построения отчетов, отображения информации в графической форме и т.п. SQLWindows обладает встроенным языком, необходимым для разработки сложных прикладных программ. Этот язык носит название SAL (SQLWindows Application Language). Он не похож ни на какие другие языки и по своему синтаксису и семантике может быть отнесен к языкам четвертого поколения. Его синтаксис сильно упрощен, он содержит только двенадцать ключевых слов, но при этом обладает большой эффективностью и выразительностью. Так например, в SQLWindows операторные скобки (типа begin...end в Паскале) реализованы посредством сдвига кода программы вправо. Этот сдвиг формируется автоматически при переходе на следующий уровень вложенности. Редактор программы для языка SAL является контекстно-чувствительным. Это означает, что на экране постоянно имеется список лексем и идентификаторов, которые могут быть использованы в текущем контексте. При изменении положения курсора этот список автоматически изменяется, обеспечивая постоянную подсказку пользователю при написании программ. SAL является полностью объектно-ориентированным языком. SQLWindows обеспечивает • полиморфизм (polymorphism); • скрытые логики обработки (encapsulation); • определяемые пользователем типы (user defined types); • наследование содержимого окна (window contents inheritance); • множественное наследование (multiple inheritance). Все классы объектов в SQLWindows делятся на графические и функциональные. Графические классы служат для отображения информации, функциональные-для создания переменных или подпрограмм, которые могут использоваться в графических классах. Посредством множественного наследования переменные или подпрограммы из функционального класса могут быть наследованы другими классами. В SQLWindows существует три типа объектов: объекты-родители, или объекты высокого уровня (Top-level Objects), объекты-наследники (Child Objects) и меню. К объектам высокого уровня относятся диалоговые окна, экранные формы для ввода и просмотра данных, окна работы с таблицами и т.д. Объекты-наследники являются элементами объектов высокого уровня. К ним относятся тексты заголовков, меток и инструкций, списки, поля ввода, «кнопки», рамки, графические изображения и т.п. Меню также являются объектами-наследниками, но создаются они особым способом. Поэтому они образуют отдельный тип. Возможно создание как одиночного меню, так и каскада последовательно открывающихся меню. Для облегчения труда разработчиков имеется набор заранее созданных заготовок, так называемых «быстрых объектов» (Quick Objects). Эти объекты позволяют быстро создавать прикладные программы, отображать информацию в виде таблиц, полей данных и др\гих графических элементов, строить окна и меню, задавать связи между таблицами При этом не требуется создавать прикладные программы вручную, хотя при желании это возможно В системе SQLWindows имеются также специальные быстрые объекты для обработки данных из некоторых систем электронных почт. Например, с помощью SQLWindows можно создать проблемно-ориентированную клиентскую часть, которая сохраняет информацию, получаемую по электронной почте, в базе данных. Получаемые данные доступны не только для чтения, но и для коррекции Разработчик может строить собственные объекты и использовать их наравне с Quick Objects. Кроме того, он может создавать новые классы объектов на основе уже существующих, в том числе и на основе классов и объектов из набора Quick Objects. Таким образом Quick Objects не только обеспечивает быстрое создание приложении в SQLWindows, но и служит базой для построения новых объектов.
В тех случаях, когда разработка приложении ведется совместно несколькими участниками в сети ЭВМ, используется среда TeamWindows, содержащая набор средств для управления коллективной разработкой проекта, создания исходного кода приложения и разработки экранов SQLWindows в многопользовательском режиме. Средствами TeamWindows осуществляется контроль версий, протоколирование изменений компонентов приложений, ролевое разграничение доступа к его компонентам, выпуск отчетов о ходе разработки, поддержка стандартов кодирования, создание схемы приложений и многое другое. Среда TeamWindows состоит из нескольких компонентов. 1) Система управления разработкой проекта (TeamWindows Project Development Manager) - наиболее важный компонент TeamWindows; чаще всего именно ее называют TeamWindows. Данный компонент содержит средства для управления проектами SQLWindows, разработки приложений, поддержки стандартных библиотек и создания экранных форм. 2) Система управления словарем данных (Data Dictionary Manager) содержит средства для управления информацией о базе данных создаваемого приложения, я также поддерживает некоторые административные задачи, например, позволяет хранить данные о коллективе разработчиков Словарь данных содержит информацию о структуре баз данных разрабатываемого приложения- названия таблиц и колонок, тип отношения между данными и т.п. Словарь данных является частью репозитория данных. 3) Репозиторий данных (Data Repository) - централизованная многопользовательская база данных, хранящая все компоненты создаваемой проблемно-ориентированной клиентской части и всю информацию о ней, включая содержимое всех экранов и текущую копию каждого модуля проекта. Под модулем понимается любой относящийся к проекту файл. В репозитории собрана также вся информация об участниках проекта, их правах доступа к его компонентам, стандартах кодирования и т.п. 4) Библиотеки стандартных программ (Template Libraries). Каждая библиотека поддерживает набор экранных классов и общих функций, которые позволяют легко строить приложения SQLWindows. Таким образом, пакет SQLWindows является подходящей основой для создания объектно-ориентированной информационно-поисковой системы для управления учреждениями различного профиля. К информационным системам рассматриваемого типа можно отнести и некоторые другие программные продукты более прикладного характера, такие, например, как Lotus Notes - систему автоматизации документооборота учреждения. В России большую известность получили системы автоматизации бухгалтерского учета -продукты компаний «1C», «Парус», «Галактика» и т.д. Компоненты этих систем, аппаратно реализованные на базе персональных компьютеров, размещенных на рабочих местах и объединенных в корпоративную локальную сеть, в последнее время часто представляют собой сервер (или несколько серверов), на котором хранятся базы данных и набор клиентских частей, представляющих собой автоматизированные рабочие места (АРМ) работников определенных служб предприятия.
3.2.2. Информационные системы управления в образовании
В отечественной системе образования первые информационные системы управления создавались еще в 60-е годы. Можно выделить следующие уровни управленческой деятельности с использованием ЭВМ в системе образования: 1) управление обучением и развитием отдельного учащегося; 2) управление учебным процессом в рамках одного учебного заведения; 3) управление работой группы родственных учебных заведений; 4) управление учебными заведениями по территориальному принципу; 5) управление системой народного образования страны. На первом уровне задачи управления совпадают в значительной мере с задачами обучения с помощью компьютеров; этим вопросам посвящен параграф 5 данной главы. На втором уровне реальные успехи достигнуты прежде всего в вузах. С одной стороны, государственное высшее учебное заведение достаточно велико по контингенту учащихся и преподавателей и имеет достаточно большую материальную базу для того, чтобы использование компьютеров в управлении было экономически оправдано, с другой - в вузах, особенно технических, наличествуют достаточно профессионально подготовленные кадры для решения проблемы информатизации управления. При этом преследуются следующие цели: • повышение качества подготовки специалистов за счет совершенствования управления со стороны ректората, деканатов, кафедр; • повышение качества учебной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности на основе оперативной информации; • повышение эффективности в разработке учебных планов и программ, составлении расписания занятий, других видов аудиторной и внеаудиторной работы. Традиционными программными подсистемами информационной системы управления вузом являются Абитуриент, Кадры, Учебные планы и программы, Зарплата, Стипендии, Текущая успеваемость. Нагрузки преподавателей. Сессия и другие. Подобные программы используются в большинстве вузов России. Вместе с тем, эти подсистемы редко образуют единую информационную систему управления. Неразвитость информационной среды, отсутствие в большинстве вузов полноохватной локальной сети, материальные трудности, неподготовленность управленческого персонала и другие факторы препятствуют созданию систем типа «клиент - сервер» с единым администрированием, гарантией отсутствия противоречивых данных, защитой целостности и конфиденциальности данных. Что же касается построения современных информационных систем управления в образовании на территориальном уровне и в масштабах страны в целом, то эта задача является актуальной и находится в стадии решения. В Национальном докладе России на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», проходившем в Москве в июле 1996 г., говорится: «В рамках реформы системы образования России идет и реформа управления системой, поиск наиболее рациональных соотношений централизации и децентрализации управления... Для управления качеством учебного процесса создаются информационные системы мониторинга и государственных образовательных стандартов. Информатизация образования требует весьма значительных материальных и финансовых ресурсов, сравнимых по объему с годовым национальным доходом страны. Поэтому в России на практике реализуется, так называемая, островная информатизация, что означает • выделение в системе образования ключевых организационных, учебных, социальных и управленческих структур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить «островами», начиная с которых может развертываться процесс глобальной информатизации образования; • организацию проведения и обеспечения в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий; • создание и поддержку условий, обеспечивающих по принципу цепной реакции распространение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с «островов» информатизации на систему образования.» В докладе также подчеркивается, что важнейшим условием информатизации образования является создание современной информационной среды, обеспечение доступа для системы образования России к современным информационным супермагистралям, к международным базам данных в области образования. Примером того, какой может быть региональная информационная система управления в образовании при наличии достаточных ресурсов и развитой информационной среды, служит административная компьютерная система образовательного округа Jefferson County Public School в штате Кентукки, США. Указанный округ схож по количеству учащихся и территории (375 кв. миль) с небольшим российским регионом. Система обслуживает учреждения общего образования (школы, органы управления) и 7 региональных университетов, обеспечивает службу администрации округа информационными ресурсами и непосредственно поддерживает образовательный процесс. Ее основные функции: • разгрузить учителей и администраторов от рутинной бумажной работы и освободить им время для работы с учащимися; • предсказывать будущие потребности в ресурсах, позволяя управлению образованием округа быть активным и принимать опережающие решения; • обеспечивать абсолютно все ресурсы, данные по грантам, региональным и федеральным программам, связанным с образованием, учащимися и школьным окружением. Деятельность системы поддерживается региональной сетью, интегрирующей в себе большой центральный сервер на основе компьютера DPS8000 (класса main frame, с возможностью параллельно реагировать в диалоговом режиме реального времени на сотни запросов), пять мини-компьютеров BULL, поддерживающих коммуникации с центральным сервером, несколько тысяч персональных компьютеров и терминалов в школах и районных органах образования. Сеть работает под управлением ОС UNIX; она способна поддерживать передачу видео, звуковых, графических и текстовых данных. Архитектурно сеть представляет собой звездообразную конструкцию с 14 подузлами, к которым подключены абоненты (порядка 1800 терминалов и 4000 телефонов по данным на 1996 г.). Абоненты подключены к подузлам низкоскоростными линиями связи на 9,6 кбайт/с, а подузлы связаны с центральным узлом микроволновыми линиями (через радиомодемы) со скоростью передачи данных 56 кбайт/с (после 1996 г. указанные скорости, скорее всего, как это планировалось, существенно увеличены). Пользователи системы находятся более чем в 150 зданиях школ и административных центров. В число пользователей входят не только учебные заведения, но и родители, различные фирмы. На 1996 г. число пользователей равнялось примерно 3500 (учреждений и отдельных лиц). За 1995 г. система обслужила 250 000 транзакций. Одна из основных функций системы - сбор данных обо всем, что связано с образованием (прежде всего в округе, но не только). Процесс сбора данных децентрализован. Пользователи вводят или актуализируют данные непосредственно с рабочих мест в школах или административных офисах. Собранные данные становятся немедленно доступными сообществу пользователей с соблюдением разумных ограничений по конфиденциальности и уровню; ограничения регулируются системой паролей пользователей при доступе к центральной базе данных. Есть группа данных (и весьма обширных как по перечню, так и по объему), которые учебные заведения обязаны предоставлять в базу с установленной регулярностью (некоторые данные - практически ежедневно). Для этого в школах округа есть специальные должностные лица. К этим данным относятся • демографическая информация по учащимся; • результаты обучения; • здоровье учащихся; • школьный транспорт (в США доставка детей в школы и домой обязательна); • квалификация учителей и другие. В самом компьютерном центре функционирует служба централизованного сканирования данных. Она вводит в систему представляющие интерес данные, пришедшие иным, не электронным, путем. Эта же служба готовит весьма объемистые общие отчеты для управления образованием округа (раз в 6 недель), готовит материалы для централизованного тестирования учащихся, выделяет пароли новым пользователям и делает другую необходимую работу. Служба готова в любой момент предоставить пользователям упорядоченные данные по сотням стандартных форм (скажем, по обучению взрослых - 107 форм, по посещаемости школ - 77 форм). Весьма существенна для пользователей реализованная в обсуждаемой системе концепция интеграции данных. Данные доступны пользователю независимо от того, в какой форме и с помощью какого программного обеспечения они готовились. Данные также интегрированы по отношению к разнородным компьютерам сети. Пользователю безразлично, с какой машины и в каком формате к нему пришли запрашиваемые данные, они должны быть доступны ему по запросу без дальнейших усилий по перекодированию и т.п. Система первоначально не обладала таким качеством и это резко снижало ее практическую полезность. Все сказанное позволяет понять, почему общая стоимость используемого системой программного обеспечения оценивается в 90 млн. долларов. Система развивается в следующих направлениях: • движение от main frame к распределенным серверам; • поддержка транзакций с большим объемом передаваемых данных; • опережающее развитие среднего звена системы, базирующегося на UNIX, поддержка на этом уровне специальных транзакций (библиотечных, предпринимательских, служб социального сервиса и т.д.).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.045 с.) |