Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бенчмаркинг как метод совершенствования бизнесаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В условиях рыночной экономики актуальность бенчмаркинга определяется тем, что в любых организациях и на предприятиях процесс управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, которое может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой высокой составляющей, определяющее их конкурентоспособность. Исходя из этого, целью данной работы является определение сущности бенчмаркинга и оценка его влияния на улучшение деятельности компаний. Основные положения бенчмаркинга рассматривали Генри Нив, Фред Боуерс, Питер Сенге, Истман Кодак и др. Весомый вклад в изучение аспектов бенчмаркинга внесли работы Г.Л. Багнева, А.К. Казанцева, И.А. Аренкова и др. Основоположниками бенчмаркинга считаются японские компании. Еще в 1929 г. Киитиро Тоёда возглавил компанию Toyota после изучения автомобильной промышленности США и Европы. Именно японцы первыми научились успешно модифицировать достижения других стран. На сегодняшний день нет единогласного трактования понятия бенчмаркинг. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: «Бенчмаркинг – это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности». Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: "Бенчмаркинг – это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности". Согласно мнениям других авторов, бенчмаркинг – представляет собой продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции [1]. Таким образом, бенчмаркинг – это, во-первых, сравнение своих показателей с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидерами, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации, т.е. это инструмент внедрения лучшей практики ведения бизнеса и достижения максимальной результативности осуществления предпринимательской деятельности [2]. Система бенчмаркинга помогает предприятиям обмениваться информацией о практике решения проблем, об успешных методах работы, позволяет сравнить показатели эффективности и результативности своей работы с предприятиями-лидерами в данном бизнесе или в данном регионе. Такое сравнение и такой обмен информацией позволяет предприятиям ставить четкие реалистичные цели развития и находить пути достижения этих целей. Как научное направление стратегической деятельности бенчмаркинг появился в 50-е годы ХХ века, когда японские специалисты начали активно изучать деятельность известных американских и европейских компаний. Однако дальнейшее развитие данная стратегия получила благодаря западным компаниям [3]. Уже в 1980-е годы бенчмаркинг стал использоваться в качестве деловой практики компаниями во всем мире. В это же была разработана концепция комплексного управления качеством (Total Quality Management, TQM), которая приобрела огромную популярность в течение следующего десятилетия. Принципы, лежащие в основе бенчмаркинга, прекрасно соответствуют концепции TQM, причем некоторые специалисты даже рассматривают бенчмаркинг в качестве инструмента, необходимого для достижения TQM. Джейсон Грейсон-младший (Jason Grason Jr.), глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркинга [4]: -глобальная конкуренция; -вознаграждение за качество; -необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Многие организации во всем мире применяют бенчмаркинг, используя различные его формы, и рассматривают эталонное сопоставление в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Эталонное сопоставление помогает понять причины несоответствий в отдельных областях хозяйствования и способствует преодолению отставания от конкурентов на основе сравнения и анализа полученной информации. Однако необходимость проведения эталонного сопоставления должна быть доказана, т.е. цели бенчмаркинга должны совпадать со стратегическими целями организации. Существует достаточное множество разновидностей бенчмаркинга. Однако, как правило, выделяют следующие [5]: - бенчмаркинг показателей; - бенчмаркинг процесса; - бенчмаркинг стратегии. Определено, что цель бенчмаркинга – совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности, носит стратегический характер для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления. Рассматривая бенчмаркинг как непрерывный процесс, состоящий из объединения специальных проектов компании можно выделить следующую модель его внедрения на предприятии [4]: 1. выявление области или темы (на основе стратегии); 2. выбор группы бенчмаркинга (с одновременным участием сторонников и скептиков, сочетанием различных экспертов в области предмета исследования и, возможно, внешней поддержкой); 3. выявление уже известной информации и пробелов в доступных знаниях; 4. выбор типа бенчмаркинга (совместный или конкурентный и т.п.); 5. поиск и выбор партнеров по бенчмаркингу (компании); 6. подготовка планов действий по восполнению недостающей информации (методы исследования, совместные посещения объектов, вторичные исследования, конкурентная разведка и т.п.); 7. поиск знаний и обмен информацией с партнерами (нацеленность на передовые методы работы); 8. анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций в отношении изменений; 9. управление реализацией рекомендаций и изменениями; 10. мониторинг прогресса. Наиболее успешными компаниями, применяющими бенчмаркинг, являются Toyota, Xerox, Ford, General Motors и др. Несмотря на то, что малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны, большинство теорий менеджмента все же укореняется сначала в крупных компаниях. Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления: недостаток времени и средств, некоторые преграды для применения данной стратегии в таких предприятиях выглядят существенными, особенно на фоне крупных организаций: - во-первых, малые компании, в силу ограниченности ресурсов, не стремятся привлекать специалистов со стороны и пользоваться услугами консультационных фирм; - во-вторых, все меньше специалистов из крупных компаний со знанием и опытом применения современных методов управления переходят на работу в малые фирмы; - в-третьих, членство в любом из недавно появившихся бенчмаркинговых "клубов" довольно дорого для малых компаний; - в-четвертых, менеджеры малых предприятий, по определению, намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем их коллеги из корпораций.; - в-пятых, для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления, измеряемые показатели должны быть достаточно гибкими, отражающими разнообразные особенности малого бизнеса. Однако основная и на данный момент единственная причина неиспользования потенциала бенчмаркинга в качестве эффективного инструмента управления на малых и средних предприятиях – это слабое представление или незнание метода эталонного сопоставления. В процессе внедрения бенчмаркинга в свою деятельность компании могут допускать ошибки, самая распространенная из которых – отсутствие подготовки. Прежде чем применять опыт другой компании следует провести предварительную подготовительную работу: собрать информацию из внешних источников, включая возможность метода «обратного проектирования» (reverse engineering) ее технологических процессов. В бенчмаркинге существуют ошибки, такие как недостаточная подготовка или отсутствие подготовки в проведении бенчмаркинга, отсутствие информации о компании-конкуренте, а также общая ошибка всех компаний, которые проводят данную стратегию – отсутствие внимательности, что может стать причиной скрытия истинных действий конкурента, благодаря которым он преуспевает в бизнесе. Проанализировав бенчмаркинг, можно сказать о том, что его развитие способствует открытости и повышению эффективности бизнеса, что так необходимо для международной экономики на сегодняшний день. Освоение этого метода управления и совершенствования бизнеса позволит компаниям, не только крупным, но также малым и средним, идти в ногу со временем и занять достойное место на мировом рынке.
Литература: 1. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга / Е. А. Михайлова http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_28442/ 2. Зачем бенчмаркинг менеджеру по персоналу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.training.com.ua/live/release/Zachem_benchmarking_menedzheru_po_personalu 3. Бенчмаркинг — управленческая технология, позволяющая формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://articlekz.com/article/8512 4. Бенчмаркинг: основные понятия и процесс реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths.shtml 5. Колик А. Значение бенчмаркинга для предприятий сектора B2B. Промышленный бенчмаркинг. Бенчмаркинг B2b / А. Колик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.life-marketing.ru/life-marketing/node/23
Ладик О.В. Гаджиев А.Г. Донецкий национальный университет
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Способности продуцировать и использовать знания все в большей степени определяют конкурентоспособность национальных экономик, уровень социально-экономического развития государств, благосостояние и качество жизни их народов. [1] Знания и соответственно образование представляют собой одну из самых бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, т.е. в подготовке и переподготовке специалистов. [2] Основы маркетинга знаний заложили в своих работах зарубежные исследователи, в частности Б. Бишоп и А. Томас. Ими рассматриваются в основном маркетинговые инструменты и методы коммерциализации знаний, как традиционные, так и новые, набирающие все большую популярность, которые предусматривают применение Интернет. Среди украинских и российских авторов наиболее популярна проблематика образовательного маркетинга, в частности, она широко освещена в работах Н.Д. Голдобина, М.Я. Матвеева, Б.Ю. Сербиновского, А.С. Якшина и др. Чрезвычайную актуальность приобретает проблема определения перспективных (по экономическим соображениям) направлений продуцирования знаний, а также поиска эффективных путей их распространения и коммерциализации. Для ее решения необходимо использовать маркетинг знаний, который отображает специфику применения маркетинговых методов и инструментов к знаниям как интеллектуальному продукту, как возможностям использовать информацию (факты и правила) в конкретных областях человеческой деятельности. [1] Целью работы является раскрытие сущности маркетинга знаний и образовательных услуг и определение его значения для современной экономики. Знания, как и процессы их предоставления, относятся к категории нематериальных продуктов. Результатом их покупки может быть как приобретение клиентом знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере (новая продукция), так и повышение квалификации в уже известной личности сфере (условный аналог «ремонтных работ» в отношении персонала). Они адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе (группе) клиентов, что, с одной стороны, создает дополнительные возможности повышения эффективности процесса оказания услуг, а с другой — позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе, а это особенно важно для маркетинга интеллектуального капитала организации в целом. Главным потребителем знаний выступает личность, однако полноценная реализация приобретенного образовательного потенциала становится возможной лишь при активном вовлечении в этот процесс предприятий и организаций, объединений граждан, которые не только присваивают результаты функционирования образовательного потенциала, но и обеспечивают условия для его развертывания. В конечном счете потребителем образования являются также социальные слои и общество в целом, особенно в отношении его социально-культурного эффекта. [2] Суть понятия "маркетинг знаний" можно раскрыть в следующих толкованиях: · "маркетинг знаний" - это составная часть маркетинга фирмы, то есть маркетинг ее нематериальных активов; · маркетинг знаний – это установление доверительных партнерских взаимоотношений между фирмой, ее сотрудниками и клиентами (потребителями) в процессе сотрудничества в форме нематериального актива для получения максимальной прибыли. Основная функция маркетинга знаний - это управление знаниями, охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и усвоения новых знаний. На макроуровне (уровне государства) роль маркетинга знаний состоит в определении (прогнозировании) перспективных направлений появления новых и развития существующих знаний, что учитывается при обосновании выбора наиболее эффективных, с точки зрения имеющегося потенциала и внешних условий, с учетом перспектив их развития стратегий инновационного развития государства и его регионов. Кроме того, он играет важную роль при формировании ориентированной на знания инновационной культуры, которая обеспечивает восприятие людьми и организациями инноваций, их готовность и возможность создавать, поддерживать и использовать инновации, базирующиеся на интеллекте и знаниях. На уровне отдельного предприятия или учреждения роль маркетинга состоит в ориентации системы продуцирования знаний на те их виды, которые с большой вероятностью найдут спрос на рынке, в формировании и стимулировании спроса на конкретные виды знаний, которые воплощены в научные разработки (научные знания), привычки, опыт, компетенции, умение и т. п. (профессиональные знания), техническую документацию, в частности, конструкторскую и/или технологическую, алгоритмы и т. п. (технические знания). То есть маркетинг знаний оказывает содействие продуцированию актуальных знаний и их коммерциализации. Основные задачи маркетинга знаний: 1. Проведение маркетинговых исследований, целями которых являются: · прогнозирование направлений появления новых и развития существующих знаний; · выявление потребностей в знаниях (поиск областей применения знаний). 2. Разработка и реализация мероприятий комплекса маркетинга знаний: · Product: ориентация системы продуцирования знаний на те их виды, которые пользуются или в перспективе будут пользоваться спросом на рынке (в основном это касается прикладных знаний); · Price: формирование системы ценообразования на знания; · Place: сбыт (распределение) знаний; · Promotion: формирование и стимулирование спроса на знания, продвижение знаний. Классификацию видов маркетинга знаний можно представить в следующем виде ü Маркетинг образования и образовательных услуг; ü Маркетинг рабочей силы и рабочих мест; ü Маркетинг интеллектуальных продуктов и услуг; ü Маркетинг организационного капитала В маркетинге образования есть два основных правила: на образовании зарабатывают все: и тот, кто учит, и тот, кто учится; цена специалиста зависит от его умения себя продать Образование, а соответственно и полученные знания, и сейчас является одной из наиболее быстро растущих и перспективных сфер экономики В динамично развивающихся странах темпы их ежегодного роста достигают 10-15 %. [3] Маркетинговый подход к управлению образованием нельзя применять, не учитывая многих принципиальных особенностей этой категории услуг. Маркетинг образовательных услуг представляет собой отношения взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: v личности -- в образовании; v учебного заведения — в развитии и в благосостоянии его сотрудников; v фирм и других организаций-заказчиков — в росте кадрового потенциала; v общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании. Важнейшим инструментом маркетинга образовательных услуг является профориентация. Итак, вышеизложенный материал даёт возможность сделать такие выводы: v суть маркетинга знаний заключается в установлении доверительных партнерских взаимоотношений между фирмой, ее сотрудниками и клиентами в процессе сотрудничества в форме нематериального актива для получения максимальной прибыли. v роль маркетинга знаний состоит в определении перспективных направлений появления новых и развития существующих знаний. v основной функцией маркетинга знаний является управление знаниями, которое охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и усвоения новых знаний. Литература:
1. Ильяшенко С.Н. Применение методов и инструментов маркетинга в управлении знаниями // Маркетинг і менеджмент інновацій, 2013, №2. - С. 13-23. 2. Маркетинг человеческого капитала [Электронный ресурс]: / Гуманитарно-правовой портал Psyera. – Режим доступа: http://psyera.ru/2756/marketing-chelovecheskogo-kapitala 3. Маркетинг знаний и образовательных услуг [Электронный ресурс]: / Маркетинг - Липчук В.Р. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/marketing/marketing_lipchuk_vv/marketing_znan_osvitnih_poslug.htm
Мыльникова Ю. А. Зинченко О. И. Донецкий национальный университет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.97 (0.014 с.) |