Бенчмаркинг как метод совершенствования бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бенчмаркинг как метод совершенствования бизнеса



В условиях рыночной экономики актуальность бенчмаркинга определяется тем, что в любых организациях и на предприятиях процесс управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, которое может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой высокой составляющей, определяющее их конкурентоспособность.

Исходя из этого, целью данной работы является определение сущности бенчмаркинга и оценка его влияния на улучшение деятельности компаний.

Основные положения бенчмаркинга рассматривали Генри Нив, Фред Боуерс, Питер Сенге, Истман Кодак и др. Весомый вклад в изучение аспектов бенчмаркинга внесли работы Г.Л. Багнева, А.К. Казанцева, И.А. Аренкова и др.

Основоположниками бенчмаркинга считаются японские компании. Еще в 1929 г. Киитиро Тоёда возглавил компанию Toyota после изучения автомобильной промышленности США и Европы. Именно японцы первыми научились успешно модифицировать достижения других стран.

На сегодняшний день нет единогласного трактования понятия бенчмаркинг. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: «Бенчмаркинг – это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности». Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: "Бенчмаркинг – это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности".

Согласно мнениям других авторов, бенчмаркинг – представляет собой продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции [1].

Таким образом, бенчмаркинг – это, во-первых, сравнение своих показателей с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидерами, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации, т.е. это инструмент внедрения лучшей практики ведения бизнеса и достижения максимальной результативности осуществления предпринимательской деятельности [2].

Система бенчмаркинга помогает предприятиям обмениваться информацией о практике решения проблем, об успешных методах работы, позволяет сравнить показатели эффективности и результативности своей работы с предприятиями-лидерами в данном бизнесе или в данном регионе. Такое сравнение и такой обмен информацией позволяет предприятиям ставить четкие реалистичные цели развития и находить пути достижения этих целей.

Как научное направление стратегической деятельности бенчмаркинг появился в 50-е годы ХХ века, когда японские специалисты начали активно изучать деятельность известных американских и европейских компаний. Однако дальнейшее развитие данная стратегия получила благодаря западным компаниям [3]. Уже в 1980-е годы бенчмаркинг стал использоваться в качестве деловой практики компаниями во всем мире. В это же была разработана концепция комплексного управления качеством (Total Quality Management, TQM), которая приобрела огромную популярность в течение следующего десятилетия. Принципы, лежащие в основе бенчмаркинга, прекрасно соответствуют концепции TQM, причем некоторые специалисты даже рассматривают бенчмаркинг в качестве инструмента, необходимого для достижения TQM.

Джейсон Грейсон-младший (Jason Grason Jr.), глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркинга [4]:

-глобальная конкуренция;

-вознаграждение за качество;

-необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий.

Многие организации во всем мире применяют бенчмаркинг, используя различные его формы, и рассматривают эталонное сопоставление в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Эталонное сопоставление помогает понять причины несоответствий в отдельных областях хозяйствования и способствует преодолению отставания от конкурентов на основе сравнения и анализа полученной информации. Однако необходимость проведения эталонного сопоставления должна быть доказана, т.е. цели бенчмаркинга должны совпадать со стратегическими целями организации.

Существует достаточное множество разновидностей бенчмаркинга. Однако, как правило, выделяют следующие [5]:

- бенчмаркинг показателей;

- бенчмаркинг процесса;

- бенчмаркинг стратегии.

Определено, что цель бенчмаркинга – совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности, носит стратегический характер для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления.

Рассматривая бенчмаркинг как непрерывный процесс, состоящий из объединения специальных проектов компании можно выделить следующую модель его внедрения на предприятии [4]:

1. выявление области или темы (на основе стратегии);

2. выбор группы бенчмаркинга (с одновременным участием сторонников и скептиков, сочетанием различных экспертов в области предмета исследования и, возможно, внешней поддержкой);

3. выявление уже известной информации и пробелов в доступных знаниях;

4. выбор типа бенчмаркинга (совместный или конкурентный и т.п.);

5. поиск и выбор партнеров по бенчмаркингу (компании);

6. подготовка планов действий по восполнению недостающей информации (методы исследования, совместные посещения объектов, вторичные исследования, конкурентная разведка и т.п.);

7. поиск знаний и обмен информацией с партнерами (нацеленность на передовые методы работы);

8. анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций в отношении изменений;

9. управление реализацией рекомендаций и изменениями;

10. мониторинг прогресса.

Наиболее успешными компаниями, применяющими бенчмаркинг, являются Toyota, Xerox, Ford, General Motors и др.

Несмотря на то, что малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны, большинство теорий менеджмента все же укореняется сначала в крупных компаниях. Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления: недостаток времени и средств, некоторые преграды для применения данной стратегии в таких предприятиях выглядят существенными, особенно на фоне крупных организаций:

- во-первых, малые компании, в силу ограниченности ресурсов, не стремятся привлекать специалистов со стороны и пользоваться услугами консультационных фирм;

- во-вторых, все меньше специалистов из крупных компаний со знанием и опытом применения современных методов управления переходят на работу в малые фирмы;

- в-третьих, членство в любом из недавно появившихся бенчмаркинговых "клубов" довольно дорого для малых компаний;

- в-четвертых, менеджеры малых предприятий, по определению, намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем их коллеги из корпораций.;

- в-пятых, для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления, измеряемые показатели должны быть достаточно гибкими, отражающими разнообразные особенности малого бизнеса.

Однако основная и на данный момент единственная причина неиспользования потенциала бенчмаркинга в качестве эффективного инструмента управления на малых и средних предприятиях – это слабое представление или незнание метода эталонного сопоставления.

В процессе внедрения бенчмаркинга в свою деятельность компании могут допускать ошибки, самая распространенная из которых – отсутствие подготовки. Прежде чем применять опыт другой компании следует провести предварительную подготовительную работу: собрать информацию из внешних источников, включая возможность метода «обратного проектирования» (reverse engineering) ее технологических процессов. В бенчмаркинге существуют ошибки, такие как недостаточная подготовка или отсутствие подготовки в проведении бенчмаркинга, отсутствие информации о компании-конкуренте, а также общая ошибка всех компаний, которые проводят данную стратегию – отсутствие внимательности, что может стать причиной скрытия истинных действий конкурента, благодаря которым он преуспевает в бизнесе.

Проанализировав бенчмаркинг, можно сказать о том, что его развитие способствует открытости и повышению эффективности бизнеса, что так необходимо для международной экономики на сегодняшний день. Освоение этого метода управления и совершенствования бизнеса позволит компаниям, не только крупным, но также малым и средним, идти в ногу со временем и занять достойное место на мировом рынке.

 

Литература:

1. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга / Е. А. Михайлова http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_28442/

2. Зачем бенчмаркинг менеджеру по персоналу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.training.com.ua/live/release/Zachem_benchmarking_menedzheru_po_personalu

3. Бенчмаркинг — управленческая технология, позволяющая формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://articlekz.com/article/8512

4. Бенчмаркинг: основные понятия и процесс реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths.shtml

5. Колик А. Значение бенчмаркинга для предприятий сектора B2B. Промышленный бенчмаркинг. Бенчмаркинг B2b / А. Колик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.life-marketing.ru/life-marketing/node/23

 

 

Ладик О.В.

Гаджиев А.Г.

Донецкий национальный университет

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Способности продуцировать и использовать знания все в большей степени определяют конкурентоспособность национальных экономик, уровень социально-экономического развития государств, благосостояние и качество жизни их народов. [1]

Знания и соответственно образование представляют собой одну из самых бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, т.е. в подготовке и переподготовке специалистов. [2]

Основы маркетинга знаний заложили в своих работах зарубежные исследователи, в частности Б. Бишоп и А. Томас. Ими рассматриваются в основном маркетинговые инструменты и методы коммерциализации знаний, как традиционные, так и новые, набирающие все большую популярность, которые предусматривают применение Интернет. Среди украинских и российских авторов наиболее популярна проблематика образовательного маркетинга, в частности, она широко освещена в работах Н.Д. Голдобина, М.Я. Матвеева, Б.Ю. Сербиновского, А.С. Якшина и др.

Чрезвычайную актуальность приобретает проблема определения перспективных (по экономическим соображениям) направлений продуцирования знаний, а также поиска эффективных путей их распространения и коммерциализации. Для ее решения необходимо использовать маркетинг знаний, который отображает специфику применения маркетинговых методов и инструментов к знаниям как интеллектуальному продукту, как возможностям использовать информацию (факты и правила) в конкретных областях человеческой деятельности. [1]

Целью работы является раскрытие сущности маркетинга знаний и образовательных услуг и определение его значения для современной экономики.

Знания, как и процессы их предоставления, относятся к категории нематериальных продуктов. Результатом их покупки может быть как приобретение клиентом знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере (новая продукция), так и повышение квалификации в уже известной личности сфере (условный аналог «ремонтных работ» в отношении персонала). Они адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе (группе) клиентов, что, с одной стороны, создает дополнительные возможности повышения эффективности процесса оказания услуг, а с другой — позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе, а это особенно важно для маркетинга интеллектуального капитала организации в целом.

Главным потребителем знаний выступает личность, однако полноценная реализация приобретенного образовательного потенциала становится возможной лишь при активном вовлечении в этот процесс предприятий и организаций, объединений граждан, которые не только присваивают результаты функционирования образовательного потенциала, но и обеспечивают условия для его развертывания. В конечном счете потребителем образования являются также социальные слои и общество в целом, особенно в отношении его социально-культурного эффекта. [2]

Суть понятия "маркетинг знаний" можно раскрыть в следующих толкованиях:

· "маркетинг знаний" - это составная часть маркетинга фирмы, то есть маркетинг ее нематериальных активов;

· маркетинг знаний – это установление доверительных партнерских взаимоотношений между фирмой, ее сотрудниками и клиентами (потребителями) в процессе сотрудничества в форме нематериального актива для получения максимальной прибыли.

Основная функция маркетинга знаний - это управление знаниями, охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и усвоения новых знаний.

На макроуровне (уровне государства) роль маркетинга знаний состоит в определении (прогнозировании) перспективных направлений появления новых и развития существующих знаний, что учитывается при обосновании выбора наиболее эффективных, с точки зрения имеющегося потенциала и внешних условий, с учетом перспектив их развития стратегий инновационного развития государства и его регионов.

Кроме того, он играет важную роль при формировании ориентированной на знания инновационной культуры, которая обеспечивает восприятие людьми и организациями инноваций, их готовность и возможность создавать, поддерживать и использовать инновации, базирующиеся на интеллекте и знаниях.

На уровне отдельного предприятия или учреждения роль маркетинга состоит в ориентации системы продуцирования знаний на те их виды, которые с большой вероятностью найдут спрос на рынке, в формировании и стимулировании спроса на конкретные виды знаний, которые воплощены в научные разработки (научные знания), привычки, опыт, компетенции, умение и т. п. (профессиональные знания), техническую документацию, в частности, конструкторскую и/или технологическую, алгоритмы и т. п. (технические знания).

То есть маркетинг знаний оказывает содействие продуцированию актуальных знаний и их коммерциализации.

Основные задачи маркетинга знаний:

1. Проведение маркетинговых исследований, целями которых являются:

· прогнозирование направлений появления новых и развития существующих знаний;

· выявление потребностей в знаниях (поиск областей применения знаний).

2. Разработка и реализация мероприятий комплекса маркетинга знаний:

· Product: ориентация системы продуцирования знаний на те их виды, которые пользуются или в перспективе будут пользоваться спросом на рынке (в основном это касается прикладных знаний);

· Price: формирование системы ценообразования на знания;

· Place: сбыт (распределение) знаний;

· Promotion: формирование и стимулирование спроса на знания, продвижение знаний.

Классификацию видов маркетинга знаний можно представить в следующем виде

ü Маркетинг образования и образовательных услуг;

ü Маркетинг рабочей силы и рабочих мест;

ü Маркетинг интеллектуальных продуктов и услуг;

ü Маркетинг организационного капитала

В маркетинге образования есть два основных правила: на образовании зарабатывают все: и тот, кто учит, и тот, кто учится; цена специалиста зависит от его умения себя продать Образование, а соответственно и полученные знания, и сейчас является одной из наиболее быстро растущих и перспективных сфер экономики В динамично развивающихся странах темпы их ежегодного роста достигают 10-15 %. [3]

Маркетинговый подход к управлению образованием нельзя применять, не учитывая многих принципиальных особенностей этой категории услуг.

Маркетинг образовательных услуг представляет собой отношения взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:

v личности -- в образовании;

v учебного заведения — в развитии и в благосостоянии его сотрудников;

v фирм и других организаций-заказчиков — в росте кадрового потенциала;

v общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании.

Важнейшим инструментом маркетинга образовательных услуг является профориентация.

Итак, вышеизложенный материал даёт возможность сделать такие выводы:

v суть маркетинга знаний заключается в установлении доверительных партнерских взаимоотношений между фирмой, ее сотрудниками и клиентами в процессе сотрудничества в форме нематериального актива для получения максимальной прибыли.

v роль маркетинга знаний состоит в определении перспективных направлений появления новых и развития существующих знаний.

v основной функцией маркетинга знаний является управление знаниями, которое охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и усвоения новых знаний.

Литература:

 

1. Ильяшенко С.Н. Применение методов и инструментов маркетинга в управлении знаниями // Маркетинг і менеджмент інновацій, 2013, №2. - С. 13-23.

2. Маркетинг человеческого капитала [Электронный ресурс]: / Гуманитарно-правовой портал Psyera. – Режим доступа: http://psyera.ru/2756/marketing-chelovecheskogo-kapitala

3. Маркетинг знаний и образовательных услуг [Электронный ресурс]: / Маркетинг - Липчук В.Р. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/marketing/marketing_lipchuk_vv/marketing_znan_osvitnih_poslug.htm

 

 

Мыльникова Ю. А.

Зинченко О. И.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.041 с.)