Совет молодых ученых экономического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совет молодых ученых экономического



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Труды

 

Пятнадцатой региональной научной конференции студентов и молодых ученых

"Проблемы развития социально-экономических систем в национальной и глобальной экономике"

Донецк – 2015


 


 

УДК 330: 316.3: 338/339 (043)

 

Труды Пятнадцатой Всеукраинской научной конференции студентов и молодых ученых

"ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В НАЦИОНАЛЬНОЙИ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ". Часть 3. / Ред. кол. Беспалова С.В. (Председатель) и др. - Донецк: ДонНУ, 2014. - 154с.

 

Доклады научной конференции содержат результаты исследований в области теории менеджмента, экономики территориальных и производственно-коммерческих систем, экологической экономики и ее глобализации, эконометрических методов менеджмента и их различных направлений.

Работы в основном печатаются в авторской редакции, в сборнике максимально уменьшено вмешательство в объем и структуру отобранных к печати материалов. Редакционная коллегия не несет ответственности за достоверность статистической и иной информации, предоставлено в рукописях, и оставляет за собой право не распределять взглядов некоторых авторов на те или иные вопросы, которые рассмотреть на конференции. Фамилия и инициалы научного руководителя подчеркнуты.

 

Редакционная коллегия: Беспалова С.В., (председатель) доктор физико-математических наук, Половян А.В. доктор экономических наук, Краснова В.В., доктор экономических наук, Лукьянченко Н.Д., доктор экономических наук, Шилец Е.С. доктор экономических наук, Кравец Е.О. кандидат экономических наук, Кравченко В.А. кандидат экономических наук, Калиниченко М.П. кандидат экономических наук.

 

 

Секретариат: Пазина К.С., Синицына К., Остапенко Ю., Плотникова Д.

 

ã Донецкий национальный университет

ã Совет молодых ученых


 

Международные экономические отношения

 

Бабинцев В.Д.

Еропутова О.А.
Донецкий национальный университет

 

ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ

Финансовая деятельность субъектов хозяйствования

Рябченко А.А.

Волкова М.Ф.

Донецкий национальный университет

 

Маркетинг: теория и практика

Балабанова В.А.

Зинченко О.И.

Донецкий национальный университет

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Способности продуцировать и использовать знания все в большей степени определяют конкурентоспособность национальных экономик, уровень социально-экономического развития государств, благосостояние и качество жизни их народов. [1]

Знания и соответственно образование представляют собой одну из самых бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, т.е. в подготовке и переподготовке специалистов. [2]

Основы маркетинга знаний заложили в своих работах зарубежные исследователи, в частности Б. Бишоп и А. Томас. Ими рассматриваются в основном маркетинговые инструменты и методы коммерциализации знаний, как традиционные, так и новые, набирающие все большую популярность, которые предусматривают применение Интернет. Среди украинских и российских авторов наиболее популярна проблематика образовательного маркетинга, в частности, она широко освещена в работах Н.Д. Голдобина, М.Я. Матвеева, Б.Ю. Сербиновского, А.С. Якшина и др.

Чрезвычайную актуальность приобретает проблема определения перспективных (по экономическим соображениям) направлений продуцирования знаний, а также поиска эффективных путей их распространения и коммерциализации. Для ее решения необходимо использовать маркетинг знаний, который отображает специфику применения маркетинговых методов и инструментов к знаниям как интеллектуальному продукту, как возможностям использовать информацию (факты и правила) в конкретных областях человеческой деятельности. [1]

Целью работы является раскрытие сущности маркетинга знаний и образовательных услуг и определение его значения для современной экономики.

Знания, как и процессы их предоставления, относятся к категории нематериальных продуктов. Результатом их покупки может быть как приобретение клиентом знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере (новая продукция), так и повышение квалификации в уже известной личности сфере (условный аналог «ремонтных работ» в отношении персонала). Они адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе (группе) клиентов, что, с одной стороны, создает дополнительные возможности повышения эффективности процесса оказания услуг, а с другой — позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе, а это особенно важно для маркетинга интеллектуального капитала организации в целом.

Главным потребителем знаний выступает личность, однако полноценная реализация приобретенного образовательного потенциала становится возможной лишь при активном вовлечении в этот процесс предприятий и организаций, объединений граждан, которые не только присваивают результаты функционирования образовательного потенциала, но и обеспечивают условия для его развертывания. В конечном счете потребителем образования являются также социальные слои и общество в целом, особенно в отношении его социально-культурного эффекта. [2]

Суть понятия "маркетинг знаний" можно раскрыть в следующих толкованиях:

· "маркетинг знаний" - это составная часть маркетинга фирмы, то есть маркетинг ее нематериальных активов;

· маркетинг знаний – это установление доверительных партнерских взаимоотношений между фирмой, ее сотрудниками и клиентами (потребителями) в процессе сотрудничества в форме нематериального актива для получения максимальной прибыли.

Основная функция маркетинга знаний - это управление знаниями, охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и усвоения новых знаний.

На макроуровне (уровне государства) роль маркетинга знаний состоит в определении (прогнозировании) перспективных направлений появления новых и развития существующих знаний, что учитывается при обосновании выбора наиболее эффективных, с точки зрения имеющегося потенциала и внешних условий, с учетом перспектив их развития стратегий инновационного развития государства и его регионов.

Кроме того, он играет важную роль при формировании ориентированной на знания инновационной культуры, которая обеспечивает восприятие людьми и организациями инноваций, их готовность и возможность создавать, поддерживать и использовать инновации, базирующиеся на интеллекте и знаниях.

На уровне отдельного предприятия или учреждения роль маркетинга состоит в ориентации системы продуцирования знаний на те их виды, которые с большой вероятностью найдут спрос на рынке, в формировании и стимулировании спроса на конкретные виды знаний, которые воплощены в научные разработки (научные знания), привычки, опыт, компетенции, умение и т. п. (профессиональные знания), техническую документацию, в частности, конструкторскую и/или технологическую, алгоритмы и т. п. (технические знания).

То есть маркетинг знаний оказывает содействие продуцированию актуальных знаний и их коммерциализации.

Основные задачи маркетинга знаний:

1. Проведение маркетинговых исследований, целями которых являются:

· прогнозирование направлений появления новых и развития существующих знаний;

· выявление потребностей в знаниях (поиск областей применения знаний).

2. Разработка и реализация мероприятий комплекса маркетинга знаний:

· Product: ориентация системы продуцирования знаний на те их виды, которые пользуются или в перспективе будут пользоваться спросом на рынке (в основном это касается прикладных знаний);

· Price: формирование системы ценообразования на знания;

· Place: сбыт (распределение) знаний;

· Promotion: формирование и стимулирование спроса на знания, продвижение знаний.

Классификацию видов маркетинга знаний можно представить в следующем виде

ü Маркетинг образования и образовательных услуг;

ü Маркетинг рабочей силы и рабочих мест;

ü Маркетинг интеллектуальных продуктов и услуг;

ü Маркетинг организационного капитала

В маркетинге образования есть два основных правила: на образовании зарабатывают все: и тот, кто учит, и тот, кто учится; цена специалиста зависит от его умения себя продать Образование, а соответственно и полученные знания, и сейчас является одной из наиболее быстро растущих и перспективных сфер экономики В динамично развивающихся странах темпы их ежегодного роста достигают 10-15 %. [3]

Маркетинговый подход к управлению образованием нельзя применять, не учитывая многих принципиальных особенностей этой категории услуг.

Маркетинг образовательных услуг представляет собой отношения взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:

v личности -- в образовании;

v учебного заведения — в развитии и в благосостоянии его сотрудников;

v фирм и других организаций-заказчиков — в росте кадрового потенциала;

v общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании.

Важнейшим инструментом маркетинга образовательных услуг является профориентация.

Итак, вышеизложенный материал даёт возможность сделать такие выводы:

v суть маркетинга знаний заключается в установлении доверительных партнерских взаимоотношений между фирмой, ее сотрудниками и клиентами в процессе сотрудничества в форме нематериального актива для получения максимальной прибыли.

v роль маркетинга знаний состоит в определении перспективных направлений появления новых и развития существующих знаний.

v основной функцией маркетинга знаний является управление знаниями, которое охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и усвоения новых знаний.

Литература:

 

1. Ильяшенко С.Н. Применение методов и инструментов маркетинга в управлении знаниями // Маркетинг і менеджмент інновацій, 2013, №2. - С. 13-23.

2. Маркетинг человеческого капитала [Электронный ресурс]: / Гуманитарно-правовой портал Psyera. – Режим доступа: http://psyera.ru/2756/marketing-chelovecheskogo-kapitala

3. Маркетинг знаний и образовательных услуг [Электронный ресурс]: / Маркетинг - Липчук В.Р. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/marketing/marketing_lipchuk_vv/marketing_znan_osvitnih_poslug.htm

 

 

Мыльникова Ю. А.

Зинченко О. И.

Донецкий национальный университет

 

ЦВЕТ И КОММЕРЦИЯ

 

В Европе и США существует целая отрасль маркетинга, которая занимается выбором цвета для товаров. Здесь важно все: эстетическая составляющая, традиции, стереотипы, психология восприятия цветов и т.д. Производитель одежды, товаров для дома не примет решение о запуске нового товара без консультации с колористом. Каждый товар должен иметь свою «цветовую историю», которая продаст его. Цвет не только привлекает внимание покупателя, но и способствует установлению эмоциональной связи между покупателем и товаром. Товар, который раньше никто не покупал, может вызвать ажиотаж после изменения цвета.

Целью работы является изучение воздействия цвета на скрытые или явные потребительские предпочтения.

Вопросу влияния цвета на подсознание человека уделяли внимание Авиценна, Гиппократ, И. Ньютон, И. В. Гёте, М. Люшер, Н. Дичи, Х. Клар, Дж. Бокслаг и И. Скотт, Н. Коро и другие ученые.

Цвет и коммерция – неразрывные понятия, при всей, на первый взгляд, кажущейся несовместимости. Цвет окружает человека с его первых шагов и независимо от расовой, религиозной, профессиональной принадлежностей влияет на его организм. Определенный ряд цветовых сочетаний может ввести человека, как в состояние тяжелейшей депрессии, так и в состояние эйфории, заставить плакать, смеяться, испугаться или стать агрессивным, успокоиться и задуматься, повысить работоспособность или… заставить купить, казалось бы, ненужную вещь.

Цвет может быть и орудием, и оружием в зависимости от желания, умения и нравственной основы специалистов маркетологов, которые разработали специальный метод «коммерческая цветокоррекция».

Суть его состоит, с одной стороны, в воздействии цветом на мотивацию человека, а с другой стороны, – возможность адекватного подбора воспринимаемых индивидом цветов в соответствии с конкретной бизнес-задачей. Соответственно, можно корректировать потребителя, вынуждая его обратить внимание на определенный товар или услугу. С помощью цвета можно изменить саму суть и символику торговой марки, ведь от цветосмены меняется как восприятие, ассоциативный ряд, так и отношение к конкретному товару (услуге).

Основы коммерческой цветокоррекции зиждутся на академической доктрине М. Люшера. Выводы, которые сделал Люшер из своих исследований, свидетельствуют о том, что каждый цвет обладает своей независимой от контекста семантикой и воспринимается человеком в соответствии с ней. В коммерческой цветокоррекции используют 982 цветосочетания, на которые по-разному реагируют женщины, мужчины, дети, подростки, люди разных социальных слоев, национальностей, регионов.

Механизм влияния цвета можно представить в виде пирамиды, которая имеет шесть уровней:

физиологический. В основе воздействия основных базовых цветов на психику человека лежат физиологические механизмы восприятия. Совершенно очевидно, что красный цвет более активно воздействует на глаза, нежели бледно-желтый;

первобытный – связан с последовательной адаптацией человека к среде. Цветовая семантика определяется первоначальными стихиями, с которыми ассоциируются цвета (голубое небо, зеленая трава, красный огонь);

исторический. Большое влияние на цветовое восприятие и развитие цветовой лексики оказывают социокультурная эволюция и технический прогресс. Например, такое понятие, как «бирюзовый» цвет, стало встречаться в различных языках за последние несколько десятилетий. Это связано с тем, что около полувека назад было изобретено новое синтетическое красящее вещество – фталоцианин, которое придавало изделиям бирюзовый цвет. Ранее же этот цвет редко встречался в природе;

историко-культурный. В различных культурах на определенных этапах исторического развития появляется своя цветовая семантика (так, зеленый цвет может ассоциироваться с радикальными исламистами);

контекстуальный – зависимость цветового восприятия от формы объекта и контекста, в котором он используется (например, круг скорее ассоциируется со светофором);

индивидуальный. Восприятие каждого цвета зависит от психофизиологических и интеллектуальных особенностей каждого конкретного человека. Цветовое воздействие, которое испытывает каждый человек, будет зависеть и от уровня его образования и культуры.

Таким образом, в работе над созданием рекламных сообщений и оформлении брендов производители должны учитывать все уровни этой пирамиды – от этого будет зависеть эффективность каждого конкретного цветового воздействия на коммерческий успех их товаров на рынке.

Литература:

 

1. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас /
М. Люшер. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. – 252 с.

2. Сироткина И. В. Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели / И. В. Сироткина. – М.: Альфа-Пресс, 2005. – 192 с.

3. Цвет – орудие или оружие? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chastnik.ru/2006/07/31/16562/

4. Коро Н. Ждешь удачу? Смени галстук! Успешный стиль ведения бизнеса / Н. Коро, Э. Каракоз. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

 

Скибенко Т.В.

Дудник В.В.

Донецкий национальный университет

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В КОНСУЛЬТАЦИЯХ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс познания математических дисциплин является сложным процессом, требующим от студентов значительных усилий в области изучения и усвоения математических истин, умения анализировать прочитанный материал, логически мыслить и делать выводы. Для студента важно умение организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы достаточно глубоко и полно освоить услышанный на лекции и прочитанный в учебниках материал, подготовиться к практическому занятию, коллоквиуму, докладу, контрольной работе. В этом процессе велика роль преподавателя. Одной из главных функций его деятельности является задача научить студента учиться, научить работать с лекционным материалом, учебником, математической литературой. Преподаватель должен научить студента правильной организации самостоятельной работы, оказать помощь в освоении сложных теоретических понятий математических дисциплин. Преподаватель, как правило, реализует эти функции в учебное время на лекции или практическом занятии. Но, учитывая постоянный дефицит учебного времени для изложения теоретических вопросов математики, преподаватель уделяет решению подобных проблем недостаточное время. Такое положение усиливает внимание к организации внеучебного времени работы со студентами. Главной формой подобной работы является консультация.

В работе анализируются проблемы организации консультаций как метода активизации работы студентов в процессе познания и усвоения математических дисциплин; рассматриваются функции, виды консультаций, как предэкзаменационных, так и текущих.

Консультация - это дополнительная к лекциям и практическим занятиям форма работы, требующая как от преподавателя, так и от студента определенных затрат времени, дополнительной физической, умственной и психологической нагрузки. К основным функциям консультации относится помощь студентам в глубоком и всестороннем освоении экономической теории, в организации их самостоятельной работы. Преподаватель должен использовать время, отведенное для консультации, для усвоения студентами методов работы над литературой, методов конспектирования рекомендованной к практическим занятиям литературы, ознакомить их с правилами составления библиографического списка к докладам, рефератам, курсовым работам. Консультация - это время работы со студентами, готовящими доклады, с которыми собираются выступать на практическом занятии, разного уровня конференциях, со студентами, пишущими рефераты на определенную тему. Преподаватель обсуждает со студентами теоретические вопросы, которые необходимо проанализировать в докладе или реферате, разъясняет студентам сложные теоретические вопросы, обсуждает рекомендованный ранее библиографический список. Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к докладу и реферату, с критериями оценки доклада или реферата. Будущему докладчику преподаватель должен порекомендовать определенные методы публичного выступления, способы привлечения внимания аудитории, манеру поведения перед аудиторией. Во время консультации преподаватель может ответить на интересующие студентов вопросы При существовании доверительных отношений преподавателя со студентами могут обсуждаться личные проблемы студентов, которые преподаватель может помочь решить. Практика преподавания математических дисциплин показывает, что существуют разные формы консультаций. Все виды консультаций можно структурировать по разным критериям. Так, можно выделить предэкзаменационные консультации и текущие консультации. В настоящее время чаще всего проводятся предэкзаменационные консультации. Их часы входят в нагрузку преподавателя, преподаватель считает их необходимыми для лучшей подготовки студентов к экзамену. На предэкзаменационных консультациях преподаватель осуществляет анализ организации будущего экзамена, форм приема экзамена. Особенно это важно, если экзамен будет проводиться в нетрадиционной форме: в форме беседы, тестирования. Преподаватель излагает критерии оценки знаний студентов. Очень важно правильно организовать предэкзаменационную консультацию. Обычно проводится одна консультация для каждой группы. Но существует опыт проведения двух консультаций. Одна из них проводится в конце семестра или в начале подготовки к экзаменам, вторая - за день до экзамена. Первая консультация является установочной. На ней преподаватель рассказывает об организации экзамена, рекомендует литературу, которую необходимо изучить при подготовке к экзамену, выделяет сложные темы и темы, которые необходимо изучить самостоятельно. Преподаватель дает рекомендации по лучшей организации подготовки к экзамену, дает советы по организации рабочего дня в период сессии, режиму работы. На этой консультации подводятся итоги работы группы в течение семестра. На второй консультации осуществляется разборка неясных вопросов. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные или непонятные студентам вопросы. Существуют две методики организации ответов на вопросы: первая методика предполагает ответы на вопросы в порядке их поступления; вторая требует собрать вопросы в письменном виде, систематизировать их по темам, соблюдая логическую последовательность курса. Преимуществом второй методики является то, что она позволяет студентам лучше понять структуру курса и логическую взаимосвязь отдельных тем. При этом преподаватель может обратить внимание студентов на другие темы, по которым они не задали вопросы. Кроме того, письменные вопросы могут подать студенты, которые стесняются устно задать вопросы. Перед зачетом, как правило, преподаватель не проводит консультации. На предзачетные консультации преподавателю не выделяется учебное время, да и формы приема зачетов, особенно в условиях балльной системы оценки знаний, не всегда требуют консультаций. Тем не менее предзачетные консультации могут принести студентам пользу, прежде всего как форма дополнительного познания студентами сложных вопросов теории, способствующая целостному представлению студентами курса экономической теории. Текущие консультации преподаватель проводит в течение учебного года. Чаще всего преподаватель выбирает режим проведения консультаций или один раз в неделю, в две недели, или по мере возникновения потребности в таких консультациях. Потребность в консультации может быть вызвана сложностью теоретических вопросов, анализируемых на практических занятиях, отдельных теоретических понятий. Такая потребность определяется преподавателем или по просьбе студентов. Сложность проведения текущих консультаций связана прежде всего с тем, что на них не выделяется вообще или выделяется незначительное количество времени. Опыт показывает, что такая консультация приносит пользу, особенно студентам первого курса. Консультация помогает студентам восполнить пробелы в освоении определенных тем. Консультации помогают преподавателю лучше узнать студентов, их проблемы и трудности, прежде всего в усвоении теоретического материала, методов решения задач в более неформальной обстановке.

Консультации бывают индивидуальными и групповыми. Индивидуальные консультации проводятся с отдельными студентами на добровольной основе. Групповые консультации преподаватель проводит со студентами определенной группы. Групповые консультации можно проводить по наиболее сложным темам курса, по темам, рекомендованным для самостоятельного обучения. Групповые консультации преподаватель может провести для студентов, приступающих к изучению курса экономики. На этой консультации студентов следует ознакомить с системой изучения экономики, методики подготовки к семинарским занятиям, лекциям. Преподаватель должен иметь план проведения таких консультаций с перечнем вопросов, которые необходимо проанализировать. Студентам заранее можно предложить в письменной или устной форме задать интересующие их вопросы. Групповые консультации подразделяются на текущие и тематические. Тематические консультации проводятся по определенным темам курса, по анализу определенных типов решения задач. В этом случае преподаватель заранее определяет темы, вызывающие у студентов наибольшие трудности в усвоении, методы решения наиболее сложных задач. Тематическая консультация посвящается отдельным направлениям учебного процесса. Такая консультация может быть посвящена методике подготовки доклада и реферата, анализу учебной и научной литературы по математическим дисциплинам, работе с информацией, имеющейся в Интернете. Консультации проводятся на основе добровольного посещения студентов или в форме обязательного посещения. Добровольное посещение основано на осознании студентом своих пробелов в освоении курса и желании восполнить эти пробелы. Студент обращается к преподавателю за консультацией по этим вопросам, а также за помощью при подготовке докладов, рефератов, составлении библиографического списка. Обязательные консультации проводятся, прежде всего, для неуспевающих студентов. В данном случае консультация используется в качестве контроля за освоением такими студентами пройденного материала. Обязательные консультации могут проводиться и для всей группы. Такие консультации преподаватель проводит в том случае, если какие-либо темы курса выделяются для самостоятельного изучения и у студентов возникают проблемы с их освоением или преподаватель отмечает, что студенты всей группы испытывают сложности в понимании определенных проблем курса. При обязательном посещении возникает гарантия освоения данных тем всеми студентами группы. Консультации преподаватель может проводить до или после практических занятий. До практических занятий преподаватель дает рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям, отвечает на возникающие вопросы. После практического занятия преподаватель анализирует ошибки в решении задач, рассматривает наиболее сложные теоретические вопросы экономической теории. Консультация имеет значение не только для студентов, но и для преподавателя. На консультации становится очевидным, какие теоретические вопросы студенты не смогли освоить, методика решений каких задач не уяснена. Преподаватель может сделать вывод о просчетах в методике преподавания математики, наметить план их преодоления.

В настоящее время возникают сложности проведения консультаций. Эти сложности порождаются следующими обстоятельствами:

1) недисциплинированностью студентов, которые не видят для себя необходимости в посещении консультаций;

2) недостатком учебного времени, выделенного на проведение консультаций. Преподаватель, желающий проводить консультации, чаще всего использует собственное свободное время.

Особое место консультации занимают в работе со студентами заочного факультета. Студенты-заочники должны самостоятельно освоить курс по программе, написать контрольную и (или) курсовую работу. Для них очень важно получить консультацию по методике работы над контрольной или курсовой работой. У студентов заочной формы обучения возникает множество теоретических вопросов, проблем при освоении математических дисциплин. Эти вопросы для них наиболее эффективно решаются при личном контакте с преподавателем. В целях повышения роли консультаций в более глубоком и всестороннем освоении математических дисциплин предлагается рассматривать возможность включения в учебную нагрузку преподавателей времени на проведение текущих консультаций, например 2 часа в неделю на поток или группу. Это не только даст большие возможности в познании курса студентам, но и дисциплинирует преподавателя в проведении консультаций.

 

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах), 2-е изд., Киев, Рад. школа, 1983. -287с.
2. Петегем В.В., Камински Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.

3. Харитонов В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегия развития // Синергетика и образование. Хрестоматия. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2003.

 

Кривенчук О.Г.

Донецкий национальный университет

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ДОНБАССА НА ПРИМЕРЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ 50Х ГОДОВ

 

История дает нам достаточно примеров восстановления и дальнейшего развития государств в послевоенный период, потому рациональней всего взять за основу путь Германии, как страны с капиталистическим укладом, которая за относительно короткий срок смогла достичь небывалых высот в экономическом развитии.

На данный период времени Донбасс имеет статус депрессивного региона, в связи с последствиями продолжительных боевых действий на его территории, а также разрывом экономических связей с Украиной.

Производственно-ресурсная база находится в фазе устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития без привлечения инвестиций из-за рубежа, что неразрывно связывает проблему восстановления и вопрос налаживания внешне-экономических связей. Потому важнейшая задача: разработать основные пути реформирования экономики Донецкой Народной Республики.

По имеющимся данным в 2014 году на территории республики средняя прибыль работающих предприятий снизилась в 4 раза, а убытки увеличились почти в три раза, указанная динамика характерна для всех отраслей. Естественно, наблюдается отток иностранного капитала и инвестиций из экономики, с начала года через отток иностранного капитала накопленный объем инвестиций уменьшился на 23,2 %. Экспорт сократился примерно на 60%.

Бедственное положение родного края, полный экономический коллапс, циклическая безработица и мощнейшая инфляция побуждают к поискам путей разрешения многочисленных проблем, и нашим преимуществом является знание – возможность заимствования опыта у стран, которые эти проблемы удачно решили.

Потому целью этой работы является:

- сравнение экономики ДНР на данный момент и экономики Германии в 40х годах прошлого века;

- выделение приоритетных задач в реформировании экономики Донецкой Народной Республики на основе немецкого опыта:

- определение роли страны-донора (России) в восстановлении экономики Республики.

Послевоенное состояние экономики Германии было крайне тяжелым. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного уровня, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в два раза, на десятилетия назад было отброшено сельское хозяйство, большая часть промышленных предприятий была разрушена. Высокая инфляция, карточная система, разорение мелких предпринимателей, спекуляция катастрофически сказались на жизненном уровне населения. Товарный дефицит, низкая покупательная способность марки привели к натурализации товарного обмена не только в сфере потребления, но и в сфере производства.

Решающую роль тогда в Германии сыграла экономическая политика Л. Эрхарда. И первым шагом, который он предпринял, было проведение денежной реформы и реформы цен – создание твердой валюты. Руководство ДНР уже внедрило в обиход российский рубль с фиксированным курсом 1:2, что фактически отделяет его от экономики РФ – первый шаг сделан.

Далее Германия осуществила реформу цен, которая строилась на принципах либерализации. Государство перестало устанавливать твердые цены, но продолжало их контролировать. Контроль осуществлялся через законодательные акты, препятствующие произвольному завышению цен, выпуск каталогов "уместных цен", в которых потребители получали информацию о рекомендуемых ценах. В Донецкой Народной Республике контроль цен практически не осуществляется, поскольку стабильности в импорте продуктов на территорию республики нет. Исправить это сможет только снятие Украиной продовольственной блокады, а на данный момент Правительству Республики следует хотя бы установить максимально допустимые цены на все виды товаров.

Средства, собранные в бюджет Республики, следует грамотно распределить, отдавая предпочтение восстановительным работам в сфере промышленности. «Налоговые каникулы», устроенные руководством ДНР также привлекут ряд предпринимателей в экономику страны. Предприятия – банкроты, которые, однако, представляют перспективную отрасль в развитии экономики, следует дотировать и развивать.

Однако, создать что-то из ничего невозможно – любая экономика требует инвестиций. Если в Германии роль страны-донора сыграла США, согласно плану Маршалла, то в нашем случае аналогичная помощь ожидается со стороны России.

Грамотно распределенные инвестиции в экономику ДНР приведут к скорому развитию, сближению региона с РФ, что станет для обеих стран огромным плюсом, ведь Донбасс – мощный территориально-производительный комплекс, с широким отраслевым спектром.

Взяв за основу конкретный пример успешной страны - Германии, Донецкая Народная Республика может избежать неудачных реформ и способов развития, которые могут привести к продлению ужасного периода лишений гражданского населения. Правительство сейчас, закаленное военными условиями, не имеющее коррупционных замашек, должно и дальше работать в интересах родного края, что несомненно приведет к скорейшему процветанию.

 

Литература:

 

1. Краткий курс лекций по дисциплине «История экономики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/16300115/politekonomiya/ekonomika _germanii_posle_vtoroy_mirovoy_voyny

2. Свободная энциклопедия «Википедия». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0

3. Компромат Украины и России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ord-02.com/item/49432-realnyiy-masshtab-razrusheniy-na-donbasse-uzhas-i-strah

 

Гончаров Д. А.

Овечко Г. С.

Донецкий национальный университет

 

ЭКОНОМИКА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА

Актуальность. Донецкий экономический регион является одним из крупнейших межрегиональных территориально-производственных комплексов, принадлежит к районам с высоким уровнем экономического развития. Донецкий регион имеет выгодное географическое положение, близость источников сырья и рынков сбыта продукции, многоотраслевую промышленность, развитую сеть транспортных коммуникаций и высокую плотность населения.[5]

В Донецком регионе самой актуальной среди экономических проблем является эффективная реструктуризация предприятий угольной, химической, коксохимической промышленности, черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения и электроэнергетики. Износ основных фондов в промышленности здесь достигает 60—80%. Устаревшее оборудование, несовершенные технологии, некомплексное использование сырья, чрезмерное количество отходов обостряют экономическую и экологическую ситуацию.[4]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.101 с.)