Современные модели регулирования мирового фондового рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные модели регулирования мирового фондового рынка



 

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.

Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п. Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например, рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами, товарными фьючерсами и опционами, коммерческими векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами, акциями, облигациями, обеспечением которых служат земельные ресурсы и т.д.

Сегодня на современном этапе, можно утверждать, что фондовый (биржевой) рынок доминирует на мировом финансовом рынке относительно своих масштабов, объемов и количества участников. Он характеризуется следующими чертами [2]:

- концентрируется в местах экономической активности, в мощных производственных и финансовых мировых центрах, столицах, портах и т. п.;

- ведется большими партиями товаров или значительными по объемам финансовыми инструментами;

- реализуются реальные активы с немедленной поставкой и поставкой в будущем, обязательство снабжения-принятия, права и т. п.;

- проводится регулярно, концентрируя спрос и предложение во времени и пространстве;

- характеризуется гласностью, прозрачностью деятельности, доступностью информации для широкой общественности участников рынков;

- имеет организационную, экономическую и правовую основы. По своим правовым статусам фондовые биржи могут быть ассоциациями (США), акционерными обществами (Великобритания, Япония) или правительственными органами, подчиненными министерству финансов (Франция);

- производит стандарты относительно качественных и количественных параметров товаров и финансовых инструментов;

- ведется биржевыми посредниками, брокерами и дилерами, сама биржа соглашений не заключает. Членами биржи могут быть только специализированные на операциях с ценными бумагами биржевые (брокерские) фирмы. Ключевые позиции на наибольших фондовых биржах обычно занимает 10-15 ведущих брокеров, каждый из которых владеет огромным собственным капиталом;

- разрабатывает собственные правила торговли и следит за их соблюдением;

- активно использует методы электронного трейдинга.

На макроэкономическом уровне эффективную деятельность на международном фондовом рынке осуществляют правительства стран с развитой инфраструктурой национального фондового рынка. В целом, в международной практике принято выделять две модели регулирования фондового рынка:

1) регулирование рынка преимущественно является функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынков ценных бумаг. Такая система существует, скажем, во Франции;

2) передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующимся организациям (объединением профессиональных участников рынков ценных бумаг), при этом за государством сохраняются основные контрольные позиции. В данном случае значительное место в контроле занимают не жесткие распоряжения, а традиции, которые сложились, система согласований и переговоров. Данная модель принята в Великобритании [1].

Структура государственных органов, которые регулируют фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка (банковской, небанковской) и степени централизации управления в стране и автономии регионов. В странах с федеральным укладом часть полномочий государства на рынке ценных бумаг принято передавать территориям. Государственные органы по регулированию фондового рынка могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

В Украине на данное время сложилась смешанная модель регулирования и функционирования рынка ценных бумаг, функции относительно контроля за деятельностью на фондовом рынке распределены между несколькими государственными органами. Поэтому при выборе национальной модели регулирования рынка ценных бумаг важно выучить зарубежный опыт, учитывая плюсы и минусы каждой модели [3].

По результатам исследований, проведенных Центром «Развитие корпоративной социальной ответственности», украинские компании недостаточно открыты перед обществом ‒ в 59,8 % компаний детальная информация об их деятельности доступна лишь для внутреннего пользования.

Из 109 компаний, уровень прозрачности деятельности которых летом в 2013г. исследовал Центр «Развитие корпоративной социальной ответственности», лишь в 11 компаниях индекс прозрачности и подотчетности составлял больше 50 %. Лидерами рейтинга стали (максимум 200 баллов):

Таблица 1

Уровень прозрачности деятельности

Компания Индекс прозрачности и подотчетности
«ДТЭК» (160 баллов; 80 %)
«Метинвест» (146; 73 %)
«Оболонь» (140; 70 %)
«Систэм Кэпитал Менеджмент» (119; 59,5 %)
«Киевстар» (117; 58,5 %)
«Интэрпайп» (106; 53 %)
«Эрнст энд Янг Украина» (105; 52,5 %)
«МЭТРО Кэш энд Кэрри Украина» (104; 52 %)
«Галнафтогаз» (103; 51,5 %)

 

Интернационализация фондовых рынков ускоряет процесс общей либерализации международного движения капиталов, международную стандартизацию и унификацию правил их регулирования на региональном и глобальном уровнях под эгидой Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) в направлениях: защите инвесторов, обеспечении прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли, снижения уровня системного риска.

На сегодня система регулирования фондовых рынков является достаточно универсализованной и имеет два уровня: саморегулирование профессиональных участников и регулирование государством.

В целом становление моделей региональных фондовых рынков обусловливает действие системы рыночных, институциональных и инфраструктурных факторов. Наиболее показательным является формирование единого европейского фондового рынка, которое обусловлено появлением новых институтов и трансформацией старых традиционных с помощью унификации национальных торговых и клиринговых систем, законодательной базы, стандартов учета и систем налогообложения, инструментов, которые находятся в обращении, и их стандартизации

На сегодня степень интеграции европейского фондового pынка варьируется в зависимости от базового актива. На рынке облигаций, где пока что не существует общеевропейского центра с концентрацией операций с долгосрочными процентными инструментами, превалирует благосклонность трейдеров формировать портфель национальными ценными бумагами. С введением евро портфели правительственных облигаций становятся все более диверсифицированными не по валютному, а по государственному признаку, который стимулирует создание европейского рынка долгосрочных процентных инструментов.

Рынок акций имеет большой опыт котировок ценных бумаг иностранных компаний, а процесс консолидации коснулся как организованных, так и неорганизованных рынков акций.

Фондовый рынок Украины возник на этапе становления независимого украинского государства и получил свое развитие по мере роста экономики страны и укрепления ее правовой базы. Являясь неотъемлемой частью мирового финансового рынка, фондовый рынок Украины имеет свои специфические черты (недостаточная капитализация, несовершенство правовой, технологической и организационной базы, зависимость от спекулятивного и иностранного капитала, непрозрачность), которые сложились под влиянием как экономических, так и политических процессов, происходящих в стране. Несмотря на большой относительный рост, показанный украинским фондовым рынком за последние годы, он по-прежнему остается отсталым и неразвитым по сравнению с фондовыми рынками европейских стран.

Для развития и укрепления позиций украинского фондового рынка необходимо совершенствование правовой и организационной базы функционирования фондового рынка Украины, повышение его технологичности и прозрачности, что позволит сделать рынок инвестиционно - привлекательным как для крупных иностранных компаний, так и для широкого спектра частных инвесторов, что является важнейшей перспективной задачей его развития, которое может быть направлено на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное использование и перераспределение на основе конкуренции между предприятиями для более быстрого экономического развития, поскольку обращение ценных бумаг является необходимым и обязательным элементом рыночной экономики в развитых странах.

 

Литература:

1. Закон України «О ценных бумагах и фондовом рынке» № 3480-IV от 23.02.2006/Верховна Рада// Официальный вестник Украины. – 2006. — №13 (12.04.2006). – С. 857.

2. Михайлoв Д.М. Мирoвoй финансoвый рынoк: тенденции и инструменты. М.: «Экзамен», 2012. ‒ 768 с.

3. Назарчук М.И. Особенности формирования фондового рынка в Украине во второй половине 90-х годов ХХ века/Экономический вестник Донбасу ‒ № 4 (18), ‒ 2013 ‒ С. 94‒109.

4. Фондовый рынок: Учеб. пособие / Н.И. Берзок, Е.А. Буянова, М.А. Кожевников, А.В. Чаленко. Под ред. Н.И. Берзона. ‒ М.: Вита-Пресс, 2012. ‒ 399 с.

 

Вакуленко М.Н.

Карпова Е.И.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.31.148 (0.025 с.)