Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система регулирования социально трудовых отношений и разрешение коллективных споровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целенаправленное формирование социально-трудовых отношений должно осуществляться на постоянно действующей основе системы мер общественного и государственного регулирования (приложение 1). Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. Существует нормативно-правовая база регулирования социально-трудовых отношений (приложение 2). Конституция Российской Федерации в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации [2]. Социально-трудовые правоотношения могут регулироваться актами компетентных органов государства. К ним относятся: международные договоры с участием Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров предприятий, фирм и т.п., решения органов местного самоуправления. Наряду с Конституцией РФ, которая определяет основополагающие принципы правового регулирования, в стране действует Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс является сводным федеральным законом, действует на всей территории России, регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей. Кроме того, важную роль в регулировании социально-трудовых отношений играют такие законы, как: - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1(32-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями и дополнениями); - Закон РФ от 11 марта 1992 г. (новая редакция от 24 ноября 1995г.) «О коллективных договорах и соглашениях»; - Федеральный закон от 23ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; - Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N181-ФЗ «Об основах охраны Труда в Российской Федерации; - Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»; - Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 93-ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Также изданы указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам труда и занятости, которые призваны регулировать социально-трудовые отношения, например, Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда». Названные нормативно-правовые акты распространяются на все трудовые правоотношения в пределах территории российской Федерации [20, с. 102-105]. На уровне Конституции РФ и федеральных законов осуществляются закрепление, реализация и защита трудовых прав. Отдельные вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и следовательно, их решение в значительной мере зависит от дополнительных договоров между Федерацией и ее субъектами о разграничении полномочий в этойобласти. Правовые акты, изданные субъектами РФ, действуют в пределах их территориальных границ [12, с. 136]. Правовые акты, изданные министерствами, комитетами и ведомствами, действуют, как правило, в пределах соответствующей отрасли. Однако отдельные акты, издаваемые Министерством труда и социального развития РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством природных ресурсов РФ в области трудовых правоотношений, распространяются и на работников других отраслей [8, с. 56]. Правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями организаций, распространяются соответственно на территорию самоуправления и членов трудового коллектива. В качестве локальных правовых актов выступают: - коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ); - трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, - локальные нормативные акты — штатное расписание, должностные инструкции, графики сменности, положение об оплате труда, положения о премировании, надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, правила внутреннего распорядка, положение о персонале и т.д. (ст. 8 ТК РФ). Локальные нормативные акты не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, подзаконными нормативными актами, соглашениями и коллективными договорами (ст. 8 ТК РФ) [3]. Система регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации является многоуровневой (приложение 3). Отношения между работодателями и администрацией, с одной стороны, и наемными работниками — с другой, часто проявляются как отношения трудового конфликта, объектом которого являются условия труда (технология, нормирование, режим, безопасность, система распределения ресурсов), выплата заработной платы, расходование финансовых средств, распределение полученной прибыли, участие работников в управлении капиталом, правила проведения приватизации и т.д [6, с. 251]. Конфликты интересов могут возникнуть, например, при ведении коллективных переговоров с работодателями, их объединениями (ассоциациями) по заключению или дополнению и изменению коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым отношениям. Конфликты права могут возникнуть, например, по поводу выполнения действующего коллективного договора или соглашения по социально-трудовым отношениям, а также выполнения условий труда (включая заработную плату), установленных законом, Подзаконным актом и пр. Коллективные трудовые споры, являющиеся следствием трудовых конфликтов, возникли с появлением рабочего движения, в процессе его борьбы за улучшение условий труда. Стороной, спорящей с работодателями, их объединениями в таких конфликтах выступают как группы работников, так и их полномочные представители — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников. Начиная с 1950-х гг. в развитых странах все большее внимание уделяется порядку разрешения и урегулирования коллективных трудовых споров, и все более важную роль играет законодательный механизм этого порядка [11, с. 97]. Разрешение коллективного трудового спора — это целенаправленное действие субъектов отношений, при которых они совместными усилиями пытаются найти взаимоприемлемый выход из конфликта. В данном процессе может принимать участие третья сторона — государственный или негосударственный орган содействия разрешению конфликтов, а также лицо, их представляющее. Для подключения к процессу разрешения конфликта третьей стороны необходимо наличие доброй воли субъектов трудовых отношений. Оно оформляется соответствующим актом, а сам процесс носит характер институализации примирительной процедуры [19, с. 68]. Урегулирование трудового спора — это процесс рассмотрения причин спорных отношений, предмета конфликта социальным органом, который может вынести соответствующее решение, понуждающее одну или обе стороны выполнить определенные действия в целях ликвидации причин конфликта. К числу органов, урегулирующих конфликты в социально-трудовой сфере, относятся: суды соответствующей юрисдикции, специальные трудовые арбитражные органы [35]. Практика показывает, что конфликты интересов могут быть разрешены при проведении примирительных процедур и привлечении к ним посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров. Специфика конфликтов права в том, что ни примирительные процедуры с участием сторон конфликта, ни рассмотрение неурегулированных разногласий между сторонами трудовых отношений с привлечением посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров, как правило, не могут разрешить конфликт такого рода. В случаях, когда сторона, выступающая в качестве инициатора конфликта права, настроена отстаивать свои требования до последнего и строго следовать букве закона, противоречия между субъектами трудовых отношений могут быть сняты только путем урегулирования конфликта соответствующим решением судебного органа соответствующей юрисдикции или специализированного арбитража, которых в России пока нет [20, с. 98]. В мировой практике трудовые отношения и конфликты регулируют конституция и законы государства. Основой разрешения трудовых споров в Российской Федерации является Трудовой кодекс, устанавливающий правовые основы и порядок осуществления этого процесса, а также реализации права на забастовку в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников. Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен и в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях, но с соблюдением норм Трудового кодекса [3]. Основными принципами, выработанными международной практикой организации примирительных процедур, и деятельности лиц, призванных способствовать разрешению конфликтов, являются следующие: - добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль посредника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; - доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (например, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установленном порядке в роли членов определенного института примирения [17, с. 287]. В соответствии с ТК РФ под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условии труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации. При рассмотрении коллективных трудовых споров на уровне организации интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками организации, а представителем работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами организации и локальными нормативными актами [3]. При решении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений интересы работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных профессиональных союзов, а интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателя [7, с. 106]. Порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами трудовых отношений. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители на своих собраниях или конференциях большинством голосов. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю, а их копия может быть представлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Работодатель обязан в течение трех рабочих дней рассмотреть требования и сообщить о своем решении в письменной форме представителю работников. Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по поводу возникшего коллективного трудового спора. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не может уклониться от участия в примирительных процедурах [30, с. 354]. Примирительная комиссия, в которую на паритетных основах входят представители трудового коллектива и администрации, создается в течение трех рабочих дней с начала трудового спора и утверждается приказом работодателя и решением представителя работников. В течение пяти дней с этого момента она должна рассмотреть спор и принять соответствующее решение, оформляемое протоколом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника. Посредник может быть приглашен как конфликтующими сторонами самостоятельно, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров [15, с. 163]. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них [26, с. 219]. Посредник по согласованию со сторонами определяет порядок рассмотрения трудового спора, запрашивает при необходимости от участников трудового спора соответствующие документы и в течение семи рабочих дней с момента его приглашения обеспечивает принятие согласованного решения (в письменной форме) или утверждение протокола разногласий. В последнем случае в течение трех рабочих дней для рассмотрения спора создается трудовой арбитраж в составе трех человек, предложенных самими сторонами или Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Состав, регламент и полномочия трудового арбитража определяются совместным решением сторон и упомянутой службой [16, с. 67]. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, изучает их и разрабатывает соответствующие рекомендации. Эти рекомендации передаются сторонам в письменной форме и при заключении ими письменного соглашения о выполнении приобретают обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется самими сторонами. Если примирительные процедуры не привели к разрешению трудового спора, работодатель уклонился от участия в них или не выполнил условия соглашения, работники вправе использовать для отстаивания своих интересов все предусмотренные законодательством средства вплоть до забастовки [28, с. 78]. Забастовка предполагает временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Решение о забастовке принимается собранием работников или профсоюзной организацией, о чем работодатель предупреждается в письменной форме за десять дней до ее начала, В решении указывается список разногласий, послуживших основанием начала забастовки, ее сроки, предполагаемое число участников и перечень работ, которые забастовщики обязуются выполнять для обеспечения безопасности жизнедеятельности организации. Забастовкой руководит специально сформированный орган, который при необходимости может созывать собрания коллектива, получать от работодателей информацию, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Участие в забастовке является добровольным, и никто не может принудить к ней работников или препятствовать отказу от участия в ней [13, с. 397]. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, принимать все необходимые меры для сохранения имущества организации и физических лиц, поддержания работы оборудования, остановка которого может создать опасность для жизни и здоровья людей [27, с. 27]. Необходимый минимум соответствующих работ определяется в течение пяти дней после объявления забастовки, и в случае недостижения соглашения по этому вопросу она может быть признана незаконной. Забастовка может быть признана также незаконной, если она была объявлена без учета предусмотренных законодательством сроков, процедур и требований, создает реальную угрозу здоровью людей, основам конституционного строя и государственной безопасности. Решение о признании забастовки незаконной принимается в судебном порядке и подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе. Суд также вправе отложить неначавшуюся забастовку или приостановить начавшуюся на срок до 30 дней в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью людей [14, с. 213]. Участие работника в забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание для расторжения трудового договора, применения мер дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных в законе. На время участия в забастовке за работниками сохраняются место работы и должность. В то же время работодатель вправе не выплачивать непосредственным участникам забастовки заработную плату [18, с. 418]. Законодательство запрещает в период урегулирования коллективного трудового спора локаут, т.е. увольнение участников забастовки, и другие разрешенные законом акции, а также ликвидацию или реорганизацию соответствующего предприятия, филиала и т.п. Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников, участия в примирительных процедурах» нарушающие достигнутые соглашения, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу, налагаемому судебными органами, а работники, нарушившие решение суда о запрещении, отсрочке или приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины [31, с. 94]. При возникновении трудовых споров важно создать благоприятные условия для того, чтобы они не вылились в агрессивные и разрушительные формы, а стали предметом обсуждения в рационально организованном переговорном процессе. Трудовое законодательство ориентирует стороны коллективного трудового ссора — работодателя и работников — на активные и ответственные действия по его урегулированию во взаимных интересах, как это практикуется в странах с развитыми рыночными отношениями. Проведение переговоров при возникновении конфликтов должно способствовать дальнейшей демократизации трудовых отношений, цивилизованному разрешению возникающих проблем, достижению социальной стабильности. Предупреждению трудовых споров способствует улучшение экономической ситуации в стране, стабилизация политической системы, развитие трудового законодательства, отражающего интересы работников и обеспечивающего защитные функции [23, с. 304].
Исходя из вышесказанного, можно сделать определенные выводы. Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. Социально-трудовые правоотношения могут регулироваться актами компетентных органов государства. В мировой практике трудовые отношения и конфликты регулируют конституция и законы государства. Основой разрешения трудовых споров в Российской Федерации является Трудовой кодекс, устанавливающий правовые основы и порядок осуществления этого процесса, а также реализации права на забастовку в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников. Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен и в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях, но с соблюдением норм Трудового кодекса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.014 с.) |