История студенческих трудовых отрядов СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История студенческих трудовых отрядов СССР



ВВЕДЕНИЕ

 

1. История студенческих трудовых отрядов СССР……………………………………………...3

2. Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи……………………13

3. Роль и место студенческих трудовых отрядов в социально-профессиональном самоопределении молодежи…………………………………………………………………….18

4. Немного о Штабе…………………………………………………………………………………20

5. Основные этапы организации студенческого трудового отряда…………………………..21

6. Фазы развития СТО……………………………………………………………………………..29

7. Отношения внутри СТО………………………………………………………………………...30

8. Конфликты в СТО и их особенности………………………………………………………….31

9. Причины конфликтов в СТО…………………………………………………………………..32

10. Последствия конфликтов в СТО………………………………………………………………33

11. Особенности проведения собрания СТО……………………………………………………...34

12. Анализ стилей управления……………………………………………………………………..36

13. Достоинства и недостатки стилей управления………………………………………………38

14. Немного о комиссарстве………………………………………………………………………...38

Заключение……………………………………………………………………………………………41

Приложения ............................................................................................................................................42


ВВЕДЕНИЕ

 

Студенческие отряды в России имеют почти полувековую историю и обширный опыт участия в создании экономического потенциала страны. В последние годы заметно возрос интерес студенческой молодежи к участию в этом движении.

По данным Департамента по молодежной политике, если в 2001 году в России действовало 872 отряда, объединяющих в себе около 30 000 человек, то в течение летнего периода 2003 года в студенческих отрядах Российской Федерации трудились более 300 000 чел. в составе 3382 разнопрофильных отрядов.

Студенческие отряды - не только эффективный способ обеспечения вторичной занятости, но и организация досуга, возможность творческой саморализации личности, приобщение к спорту, физической культуре, гражданскому и патриотическому воспитанию и социализации молодых граждан. Главную роль в воспитании играет наличие коллектива, имеющего традиции, атрибутику, отлаженную систему отрядного самоуправления. Система коллективного самоуправления формирует ответственность, умение принимать решения. Являясь школой для будущего специалиста, она дополняет полученные в вузе теоретические знания, способствует подготовке учащейся и студенческой молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда.

В настоящее время изменились приоритеты направлений деятельности студенческих отрядов, в связи с чем изменилось и само наименование - отряды из строительных превратились в трудовые. Этим подчеркивается широта охвата видов деятельности.

Немного о Штабе

В роли Штаба студенческих отрядов может выступать любая организация, берущая на себя функции органа управления системой студенческих отрядов.

Структура штаба так же может варьироваться в зависимости от формы собственности и возможностей организации. Но в любом случае работа должна опираться на взаимодействие Штаба с Вузом (Вузами). Рассмотрим две условные структуры Штаба.

 

Структура «по типам отрядов»

Преимущество этой структуры в том, что координатор направления отвечает за один тип отрядов (педагогические, строительные, сельскохозяйственные, проводников, оперативные). Координатор является специалистом, хорошо знающим специфику деятельности, рынок труда и т.п..

.

Структура «по ВУЗам»

Преимущества такой структуры: координатор знает отряды своего учебного заведения, ему значительно легче собрать командиров и довести информацию. Однако, в этом случае каждый координатор должен знать весь рынок труда. Другой минус такой структуры: в перспективе чрезмерное «раздувание» штаба, т.к. число учебных заведений, желающих участвовать в работе СТО может значительно вырасти.

 

В первый год очень важно создать положительный, показательный пример деятельности СТО. То есть, результатом деятельности штаба должно стать не просто трудоустройство студентов, а именно формирование настоящих студенческих отрядов со своей символикой, традициями, ритуалами и т.п. Необходим романтический образ бойца стройотряда, такой, который можно показывать в средствах массовой информации, тем самым, привлекая все большее количество молодых людей под знамена СТО. Пример плана работы Штаба см.в Приложении.

Идеально, конечно, если Штаб работает на принципах самоокупаемости. Но в современных экономических условиях это очень сложно. Поэтому очень большое внимание следует обратить на работу с местными органами по делам молодежи и т.д..

 

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ БОЙЦУ ССО

 

Собираясь в дальнюю дорогу, обязательно задумайся над тем, что тебе может понадобиться в дороге и на месте пребывания. Не забывай о том, что твой багаж должен быть компактен и удобен в транспортировке, и в то же время, в нем должно присутствовать все самое необходимое. Надеюсь, наша памятка немного поможет тебе в сборах:

1. ЧТО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЗЯТЬ!!!

Документы:

- Паспорт (для тех кому за 25 или 40 лет - паспорт не должен быть просроченным)

- ИНН (индивидуальный налоговый номер)

- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхова-ния

- Медицинский полис

- Индивидуальная справка 086

- Сертификат о профилактических прививках

- Фотография 3:4

Продукты:

- Сахарный песок, соль

- Греча, рис, макароны

- Тушенка, сгущенное молоко

- Еда в дорогу

2. ЧТО ВЗЯТЬ (НА УСМОТРЕНИЕ):

- Одежда и обувь разная

- Рабочая одежда

- Посуда (ложка, вилка, нож, тарелка, кружка, кипятильник)

- Туалетные и бумажные принадлежности (полотенце, мыло, зубная паста и зубная щетка, туалетная бумага)

- Конверты для писем

3. ПО ЖЕЛАНИЮ (ПО ВОЗМОЖНОСТИ):

- Музыкальные инструменты, фотоаппарат, аудиомагнитофон, аудио-кассеты, литературу для чтения, песенники.

 

Советуем заранее продумать вопрос, что взять с собой и не тащить потом лишние вещи, которые могут не пригодиться.

 

ПАМЯТКА КВАРТИРЬЕРАМ

Фазы развития СТО

 

Необходимо сказать о фазах, проходимых отрядом до момента становления коллектива:

1. Диффузная группа

Это совокупность ранее не знакомых людей. Разумеется, между ними с самого начала возникают какие-то взаимодействия, взаимоотношения, устанавливаются связи. Но носят они пока поверхностный, ситуативный (зависящий от ситуации) характер. Случись этим людям разойтись - встреча эта забудется, как забывается все случайное, необязательное. Единственным исключением, когда группа оказывается не полностью диффузная, это тогда, когда между членами группы до первой встречи уже существовали какие-либо отношения (знакомые по ВУЗу, предыдущим выездам). Работа над сплочением может начаться с выявления харизматически сильных личностей, вокруг которых, впоследствии, возможны образование малых групп (по схеме ”звезда”). Выявление этих личностей на ранней стадии формирования отряда позволит прогнозировать формирование этих групп и закладывать позитивное взаимодействие с самого начала.

2. Группа-ассоциация

Члены группы связаны между собой дружескими узами. Этот тип группы характеризуется высоким внутренним единством, развитой идентификацией отдельных членов с группой в целом (”моя группа”, ”мы”).

Случается, что внутреннее развитие отряда останавливается прямо на этой стадии. И это уже достаточно неплохой результат работы, однако, слишком многое - структура отряда, его обязательства, цели - подталкивает к дальнейшему развитию.

Это состояние группы достигается организацией предварительного выезда и грамотной комиссарской работой.

3. Группа-кооперация

Она имеет четкую организационную структуру, развитые внутренние отношения сотрудничества, направленные на достижение высоких результатов. Сюда можно отнести разнообразные клубы по интересам, всевозможные кооперативные организации. Достигается через высокие рабочие результаты и грамотную работу бригадиров и мастеров.

4. Коллектив

Попробуем определить, что это такое. В качестве одного из критериев коллектива называется коллективистская идентификация, ценностно-ориентационное единство членов коллектива и самоопределение.

Ценностно-ориентационное единство - единство стремлений. Здесь сливается все: романтика и хозяйственный расчет, энтузиазм и непримиримость к недостаткам. Объединяют совместный досуг, форменная одежда бойцов, строгие слова - командир, комиссар, штаб; а более всего - реальные хозяйственные и трудовые взаимоотношения, основанные на реальном деле (комментарий мудрого психолога: ”К вопросу о сплоченности командного состава или отряда. Ничто так не сплочает, как совместное преодоление трудностей”).

Конечно, ценностно-ориентационное единство не предполагает полного совпадения оценок и позиций членов коллектива по всем вопросам. Разносторонняя, пестрая картина ориентаций отнюдь не препятствует сохранению сплоченности коллектива. Очень важно чтобы, несмотря на принятые рамки и правила, каждый боец чувствовал себя личностью. Единство коллектива - прежде всего близость оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместного труда.

Коллективистская идентификация - это такая мотивация поступков, при которой боец отряда, исходя из своих нравственных принципов, предъявляет к другим такие же рамки и границы оценок, как и к себе. Такое мироощущение члена коллектива в равной мере предполагает отказ и от альтруистического всепрощения, и от эгоистического потребительства по отношению к окружающим.

 

Отношения внутри СТО

 

Важной частью взаимодействий внутри отряда являются отношения. Имеет смысл отдельно сказать о таких отношениях как:

Отношения взаимной ответственности

Они возникают тогда, когда каждый боец считает себя частью единого целого, частью коллектива, осознает личную ответственность не только за себя и за свой вклад в общее дело, но и за товарищей и за их вклад. Поначалу отношения взаимной ответственности носят характер официально регламентированного взаимодействия, впоследствии отношения взаимной ответственности возникают неформально, естественно. Результат - активное участие бойцов в деятельности отряда в форме взаимопомощи и сотрудничества.

Отношения взаимной требовательности

Если на первом этапе развития отряда требования к коллективу предъявляют только руководители, то в дальнейшем их начинают поддерживать и предъявлять своим товарищем актив группы. Естественно, что на основе взаимной требовательности к другим возникает и высокая требовательность к себе, собственному поведению и деятельности.

Отношения товарищеского сотрудничества

Оно предполагает деловое общение бойцов между собой в процессе совместной деятельности. Таким образом, формируется у бойцов навыки общей работы, способность координировать свои действия с действиями товарищей. Этот аспект взаимоотношение наиболее важен для мастеров и бригадиров.

Отношения взаимопомощи

Формируются в студенческом отряде быстрее, чем любой другой вид отношений. Студенты охотно помогают друг другу. Эта помощь развивает чувство локтя, воспитывает чувство самоуважения и морального удовлетворения. Однако отношения взаимопомощи даже в условиях совместной деятельности сами по себе не возникают. Задача руководителей - в их правильной организации.

Отношения соревнования

Заключаются в возникновении особой атмосферы борьбы за итоги общего дела, за честь бригады, отряда. Такое соревнование не разделяет, а объединяет бойцов.

 

Причины конфликтов в СТО

 

Конфликты внутри группы и структурные изменения, происходящие в результате этих конфликтов, не всегда имеют свой источник в самой группе. Думать так было бы большой ошибкой. На самом деле мы бы оторвали бы тем самым групповую динамику от всех других аспектов жизни людей (психологических и социальных).

Действительно, если эти конфликты имеют результирующую динамическую силу внутри группы, то источник их находится чаще всего за пределами самой группы, будь то один из членов группы, другая группа, или сообщество, в которое входит данная группа.

Можно классифицировать различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.

1. Личный конфликт

Источник конфликта в микрогруппе лежит в конфликте личности А и личности Б, причем существуют два варианта: либо в А либо в Б и второй вариант и в А и в Б. Этот конфликт характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и характеризующимся перестройкой микрогруппы.

Например: взаимоотношения молодого человека и девушки в отряде.

2. Межличностный конфликт

В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.

Например: дежурный по комнате не выполняет своих обязанностей, заставляя этим других выполнять эти обязанности.

3. Конфликты принадлежности

- Микрогруппа входит в состав другой группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на микрогруппе.

Например: отсутствие бытовых условий сказывается на отношениях внутри бригады.

- Один из членов микрогруппы также является членом другой. Двойная принадлежность может вызвать конфликты в обеих группах.

Например: боец, входящий в состав бригады, участвует в КВН. Бригада уходит работать, а боец остается репетировать.

4. Межгрупповой конфликт

Одна микрогруппа может вступить в конфликт с другой микрогруппой. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.

Например: конфликт внутри отряда, где бойцы проживали в двух различных комнатах. Девушки приходили в гости только в одну комнату - в результате конфликт между комнатами.

5. Социальный конфликт

Группа может испытывать на себе последствия всякого рода давления (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества в котором они находятся. Возможно, члены группы могут подвергаться разным давлениям (например: культурные различия) и вступать в конфликт.

Например: 1991год, Казахстан. Отряд попал в поселок, где не проживало ни одного русского. Отряд был вынужден уехать меньше чем через месяц.

70-е годы, Астрахань. Конфликт с ”местными” из-за присутствия отряда в этом районе. В этом случае пришлось вмешиваться местной администрации и в итоге конфликт был разрешен положительно, отряд остался работать.

 

Анализ стилей управления

 

1. Директивный стиль

a) Характеристики.

Управляет один человек, руководитель. Именно он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность группы.

б) Непосредственные результаты этой модели.

Качество решения зависит от информации, которой обладает руководитель, и от его способности правильно ее интерпретировать с целью выбора решения.

Решение должно быть доведено до сведения подчиненных в ясной и краткой форме.

Принятие решения зависит от авторитета руководителя, от его способности убеждения и тех санкций, которыми он располагает (поощрения и наказания). Принятие решения обусловлено самой ситуацией зависимости.

Однако принятие решения не означает согласия с ним. В наши дни большинство подчиненных не одобряют решения руководителя, даже те из подчиненных, которые ведут себя наиболее конформистски.

в) Отдаленные последствия.

Директивный стиль управления порождает отношения в форме звезды между подчиненными, взятыми по отдельности, и их начальником. Он способствует увеличению иерархических ступе-ней и препятствует сотрудничеству. Вызывает необходимость в контроле.

Этот стиль управления усиливает конфликтную ситуацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

2. Кооперативная модель

a) Характеристика.

Характерной чертой этой модели является активный обмен между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Решения принимаются на общем собрании.

б) Непосредственные результаты этого стиля.

Это тип управления увеличивает информации, облегчает принятие решения. Однако последнее осуществляется более медленно, чем при директивном стиле. Очевидно, что этот тип

 

управления вызывает больше трудностей и потому предполагает наличие особых качеств у руководителя (чувство личной безопасности, способности понимания, владение техникой проведения собрания) и постепенную подготовку группы. Руководитель и группа должны научиться общаться между собой, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому переход от директивного управления к кооперативному окажется полезным формировании группы при, а также при решении вопросов, требующих не неотложных, но глубоких изменений в ней.

в) Отдаленные последствия.

Оценка долгосрочных результатов применения этого типа управления - дело непростое. Не вызывает сомнения, что при таком способе управления моральное состояние группы и степень удовлетворенности ее членов значительно выше.

Отдаленным последствием применения кооперативной модели будет создание структуры группы в виде разветвленной сети.

Здесь лучше осуществляется самоконтроль, а составные части более просты. Боковые связи более часты и менее конфликтны.

Современное состояние управления требует от руководителей большей эмоциональной зрелости, большей проницательности, основанной на знании поведения индивидов, групп и коллективов.

Операция   Директивная модель Кооперативная модель
Информация Руководитель собирает информацию для личного пользования Руководитель информирует подчиненных и получает информацию от них информац
Оценка Руководитель оценивает сам или прибегает к помощи специалистов Руководитель узнает мнение подчиненных обмениваются с ними точками зрения
Решение Руководитель вырабатывает решение один или с помощью своего начальства Руководитель вырабатывает решение совместно с подчиненными
Ясность Приказы и распоряжения ясные, четкие краткие. Передаются от руководителя к подчиненному Обсуждения, разрешаются замечания. Ясность является результатом общего обсуждения.
Принятие участием Применение санкций, авторитет, убеждения Принятие обеспечивается консультациями и обсуждением решения
Взаимодействие Разделение труда. Общий план имеется только у руководителя. Арбитраж пограничных конфликтов. Общая цель. Каждый знает свою работу и работу других.
Контроль Непрерывное наблюдение Контроль решения и результата. Самоконтроль группы в ходе выполнения задания

Немного о комиссарстве

 

Комиссар - заместитель командира по внутриотрядной деятельности назначается командиром отряда по согласованию с формирующим Штабом студенческих отрядов из числа наиболее инициативных бойцов и несет ответственность за организацию воспитательной и общественной работы отряда.

Кто же этот загадочный человек, называемый словом, рожденным в далекие революционные годы прошлого века? Прежде всего, это человек, берущий на себя тяжкое бремя руководства отрядом в отсутствие командира и несущий ответственность за душевное состояние бойцов на протяжении всего трудового семестра. Именно комиссар работает над сплочением отряда, именно он отвечает за проведение различных мероприятий и помогает ребятам наиболее полно раскрыть их творческий потенциал (помните, бойцов СТО, не способных на смекалку и выдумку, просто не существует), наконец, именно он ведет воспитательную работу в отряде и решает конфликтные ситуации. Собираясь стать комиссаром, помните, Вы должны стать для бойцов строгим отцом (способным к внушению и сильному эмоционально-волевому воздействию) и доброй матерью (ведь именно к Вам потянутся бойцы с порезанными пальцами и жалобами на соседа по комнате), старшим другом (он всегда даст житейский совет) и просто товарищем, с которым можно обсудить события прошедшего дня. Знайте, быть комиссаром - это значит быть рядом и чуть впереди, не просто советовать, а вдохновлять, не просто предлагать, а помогать в рождении и осуществлении замысла. Не забывайте, от того, как бойцы проведут вместе с Вами лето, будет зависеть отправятся они в отряд на следующий год или нет.

 

Организационный период

 

Характерной особенностью организационного периода является то, что нет еще достаточной организованности. Бойцы зачастую совсем незнакомы друг с другом. С первых же отрядных собраний следует определить интересы, склонности и желания бойцов, выявить тех, кто обладает организаторскими способностями, оказывает влияние на других. Помощником в этом может послужить заполненная каждым бойцом анкета.

Итак, решительно и бесповоротно вы хотите стать комиссаром. Позади экзамены, вы подсчитываете дни, которые остались до отъезда и планируете оторваться по полной. Как вы заблуждаетесь! Работа комиссара начинается задолго до начала трудового семестра и носит гордое название - ”организационный период”. Этот период очень трудоемкий, но очень важный, от него зависит успех вашей работы, именно он определяет дух и настрой всей смены. Задумались?! Но трудности вас не пугают, ведь вы доблестные комиссары СТО. Что ж, с чего начнем?

Отрядов много, и чтобы не именоваться: ”Первый, второй или третий”, стоит задуматься о названии. Чтобы оставить неизгладимый след в душе тех, с кем будет встречаться ваш отряд, а также, чтобы выделиться среди других таких же отрядов, название должно быть ярким, звучным, хорошо рифмоваться. Кроме этого в обязанности комиссара входит разработка символики (она зависит от названия отряда). Конечно, не обладая художественными способностями эмблему отряда можно изобразить схематично, условно, но не боитесь ли вы при этом, что видя данное изображение на куртках, футболках, значках и флаге отряда в течение 2-х месяцев каждый день, бойцы вдруг перестанут с вами разговаривать. Поэтому нужно постараться, чтобы эмблему приятно было видеть и бойцам, и посторонним людям. Эмблема остается на строевке (куртке), как память о молодости, о местах, где побывал, о работе, которой занимался, поэтому хорошо, если на ней будет изображен символ тех мест, где будет размещен отряд (северное сияние, олени у отрядов, отправляющихся на север), но неплохо, если на нашивке появятся символы Санкт-Петербурга - сразу видно, откуда бойцы прибыли. Это будет вызывать любопытство местных жителей поможет налаживанию контактов. Налаживанию контактов помогут и различные выступления и соревнования, в которых примет участие ваш отряд. И тут уже не обойтись без девиза. Это краткая, лаконичная речевка, удобная в произношении (а для этого и нужно было, чтобы название отряда хорошо рифмовалось), которая станет вашей визитной карточкой на всех сборах, фестивалях, линейках и праздниках. Девиз может быть не один, а тогда его можно менять в зависимости от обстоятельств. Например:

”Славяне”: ”Мы сильны, пока мы вместе”, ”Лучше нету никого, чем ребята из ЛИТМО”.

”Таймыр”: ”Руки стерли мы до дыр, славный наш отряд ”Таймыр”.

Чтобы поднимать людей на трудовые подвиги, поддерживать моральный дух бойцов и представлять свой отряд на различных мероприятиях, гимн просто необходим. Не каждая отрядная песня может стать гимном, но если с вашей помощью в отряде он все же появится, вы сделаете бесценный подарок бойцам следующего года. В принципе, гимном может стать любая переделанная песня прошлых лет или современная популярная.

Как вы уже догадались, слова должны быть связаны с названием, девизом отряда, летним трудовым семестром СТО, характером выполняемых работ и проведением досуга. Чтобы представить все конкретнее, не поленитесь заглянуть в раздел ”С песней по жизни”.

Итак, ваш отряд одет в строевки с красивыми нашивками, знает свое название и уже готов отправиться с песнями на трудовую вахту. Если Вы думаете, что на этом организационный период заканчивается, мы вынуждены вас огорчить. Конечно, ребята едут трудиться и зарабатывать деньги (для этого студенческие отряды и создавались), но не кажется ли вам, что чего-то не хватает.

А не хватает праздников, песен и веселья (отряды хоть и трудовые, а все же на первом месте стоит слово студенческие). Отсюда просится вывод - а не распланировать ли нам отрядные мероприятия? Мы не сомневаемся, что у вас развитое воображение, творческие способности и вообще масса задумок (других комиссаров просто не существует). Необходимо все это превратить в перспективный план работы, который предусматривает внутиотрядные и межотрядные мероприятия (фестивали, тематические дни, спартакиады, КВH и др.) Hе забывайте и старую добрую стройотрядовскую традицию отмечать за два летних месяца все праздник, которые нормальные люди справляют в течение года Новый год, 8 марта, День Святого Валентина и др.

Hи в коем случае не выпустите из поля своего внимания тех бойцов, чьи дни рождения приходятся на июль и август. Их мало? В чем же дело? Запланируйте дни именинников, которые родились зимой, весной и осенью. Вот поводов для веселья уже прибавилось. Очень хорошо если в регионе в который вы отправитесь существует зональный штаб, значит межотрядные мероприятия организует он. Hет зонального штаба? Еще лучше, у вас есть больше возможности проявить творчество и инициативу. Вы уже что-то задумали? Hачинайте составлять план-сетку, куда вы внесете все запланированные мероприятия. (Она просто необходима, чтобы не растерять свои интересные, а возможно и просто гениальные идеи, ведь на пути к успеху вас могут поджидать такие недуги как склероз, лень и катастрофическая нехватка времени).

Hе стремитесь заполнить всю сетку. Помните, что у бойцов тоже могут появиться свои пожелания и предложения. Пусть они в чем-то не похожи на ваш план, не пренебрегайте ими, дайте ребятам понять, что вам интересны их идеи. Hе нужно выдумывать мероприятия в отряде на каждый день, ведь ребятам нужно отдыхать. Время показало, что лучше поводить 2-3 мероприятия в неделю. Так ребята отдохнуть и повеселиться сумеют.

По приезду на место не забудьте согласовать ваш план со всеми возможными организациями, способными помочь его реализации (комитет по делам молодежи, комитет по спорту, дворец культуры, клуб).

Незапланированное время необходимо оставить для непредвиденных ситуаций.

Вы задумались? Тяжелый груз давит на ваши хрупкие плечи? Тут мы вас успокоим. Hикто не говорит, что вся внутриотрядная работа ляжет на вас. Hи в коем случае. Главная ваша задача состоит в том, чтобы привлечь к активной внутриотрядной работе максимальное количество бойцов. Именно они и станут вашими помощниками, образуют творческую группу, подставят дружеское плечо, когда будет нужно.

У вас осталось совсем немного времени. Hе теряйте его. Приготовьте до отъезда:

1) несколько экземпляров списков бойцов, дабы не забыть никого;

2) сетку нарядов или ”черную тетрадь”, куда недрогнувшей рукой будете заносить все незапланированные дежурства по корпусу, пищеблоку и т.п.;

3) Вымпела, значки, грамоты и похвальные листы со званиями и поздравлениями (вручите их в тожественной обстановке своим бойцам);

4) аптечку со всеми необходимыми лекарствами (неплохо, если вы будете знать, как их использовать по назначению);

5) свою личную методическую копилку (пусть всегда это будет под рукой);

6) фантазию и воображение.

Hе думайте, отправляясь в отряд, что вам создадут все условия для жизни, работы и отдыха. Мечтать конечно же не вредно, но готовым нужно быть ко всему. Отправляясь в отряд, мы и не подозревали, что одежду можно сушить на обыкновенной нитке, сложив ее в 10 раз, старые журналы подойдут для изготовления праздничных флажков, а привязанная к деревянной палке консервная банка заменит на первых порах поварешку. Голь на выдумку хитра. Hе бойтесь трудностей. Поверьте, в отряде вы не только приобретете верных друзей, но и приобретете бесценный опыт, который поможет вам в жизни.

Немаловажно раздать каждому бойцу памятку что нужно взять с собой.

 

Заключение

В качестве заключения, позвольте напомнить «Студенческий отряд - это не только работа….». Поэтому не будем забывать о традициях, заложенных нашими предшественниками, а будем их собирать и преумножать.

 

 


Приложение 1

УСТАВ

СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА

 

Утвержден постановлением Секретариата

ЦК ВЛКСМ 10 мая 1977 года

 

 

Студенческий отряд - объединение юношей и девушек, добровольно изъявивших желание в период летних каникул работать в составе Всесоюзного студенческого отряда в народном хозяйстве. Отряд призван воспитывать студентов в духе коллективизма и коммунистического отношения к труду, формировать высокие нравственные качества, идейную стойкость, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

 

I

 

1. Членами отряда могут быть студенты, успешно выполняющие учебную программу, не имеющие медицинских противопоказаний для работы в отряде, прошедшие обучение правилам техники безопасности, признающие и соблюдающие настоящий Устав.

Прием в члены отряда производится комсомольским бюро факультета, курса учебного заведения в индивидуальном порядке, на основании личного заявления, по рекомендации комсомольской организации учебной группы.

Принятым в отряд в торжественной обстановке вручаются комсомольские путевки, значки Всесоюзного студенческого отряда и знаки различия.

2. Члены отряда

- своим самоотверженным трудом вносят конкретный вклад в выполнение народнохозяйственных планов, добиваются высокого качества работы;

- умножают героические традиции ленинского комсомола, воспитывают в себе коммунистическое отношение к труду, творческий подход к процессу производства, новаторство, дисциплинированность, организованность, активно участвуют в социалистическом соревновании;

- мужественно преодолевают любые трудности, проявляют принципиальность, товарищескую взаимопомощь, ставят интересы коллектива выше личных, берегут и приумножают высокую гражданственность, бескорыстие и моральную чистоту патриотического движения;

- являются активными пропагандистами политики Коммунистической партии Советского Союза, достижений народов СССР в строительстве коммунистического общества, принимают участие в общественной жизни отряда, местной комсомольской организации;

- укрепляют дружбу народов СССР, вносят вклад в развитие

сотрудничества с юношами и девушками социалистических стран, демократической молодежью мира;

- строго соблюдают трудовую дисциплину, бережно относятся к социалистической собственности, неукоснительно выполняют правила техники безопасности;

- глубоко знают документы, регламентирующие жизнь и деятельность трудовых студенческих коллективов, руководствуются ими в своей практической деятельности, сознательно выполняют решения штабов и распоряжения руководителей отрядов, внутренний распорядок жизни отряда, всегда подтянуты, имеют опрятный внешний вид;

- имеют право обращаться с вопросами в любой штаб студенческих отрядов, вплоть до Центрального штаба, и требовать ответа по существу своего предложения, просьбы ли заявления.

 

II

 

1. Основной структурной единицей Всесоюзного студенческого отряда является линейный отряд - коллектив студентов, объединенный общим фронтом работ, определяемым хозяйственным договором с предприятием, организацией, конкретными политико-воспитательными и агитационно-пропагандистскими задачами. Линейный отряд может состоять из нескольких производственных бригад, размещается в студенческом лагере, оборудованном в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями, и организует свою деятельность в соответствии с Положением о студенческом отряде и настоящим Уставом.

2. Руководство жизнью и деятельностью линейного отряда осуществляет штаб, который утверждается комитетом комсомола соответствующего учебного заведения в составе командира, комиссара, мастера, медицинского работника, бригадиров и общественного инспектора по охране труда.

Принципом деятельности штаба является коллегиальность в принятии важных решений, определяющих жизнь и деятельность отряда. Штаб не реже двух раз в месяц проводит общеотрядные собрания с отчетом о своей деятельности и обсуждением состояния дел в отряде.

Контроль за ведением расходов и учетом отрядных средств осуществляет контрольно-ревизионная комиссия, избираемая общим собранием отряда и ему подотчетная.

3. Персональную ответственность перед комитетом комсомола учебного заведения, ректоратом и вышестоящим штабом за производственную, идейно-воспитательную и общественно-политическую деятельность отряда, обеспечение безопасных условий труда, внутриотрядную и трудовую дисциплину несут командир и комиссар.

Командиру принадлежит право единоначалия в оперативном руководстве деятельностью отряда, что означает точное и своевременное исполнение членами отряда распоряжений командира. О принятых в оперативном порядке решениях командир обязан информировать штаб отряда. В отсутствие командира его обязанности выполняет комиссар отряда.

4. В случае несоответствия занимаемой должности командир, комиссар, мастер, медицинский работник линейного отряда могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей вышестоящим штабом с последующей информацией соответствующего комитета комсомола и ректората вуза.

 

III

 

1. Члены отряда имеют форменную одежду, знаки различия установленного образца, нарукавную эмблему.

2. У линейного отряда имеется флаг единого образца, а также наименование, которое присваивается решением соответствующего комитета комсомола.

 

IV

 

1. Командир, комиссар, штаб отряда в своей деятельности используют меры морального поощрения, а также вносят предложения о награждении членов отряда, достигших лучших результатов в труде и общественной работе, руководством соответствующего предприятия, организации, комсомольскими, профсоюзными, советскими органами.

Предложения о представлении к награждению в обязательном порядке обсуждаются и утверждаются на общем собрании отряда.

2. Нарушения Устава подлежат обсуждению штабом общим собранием отряда и влекут за собой взыскание вплоть до исключения из отряда.

Наблюдение правил техники безопасности, употребление алкогольных напитков, игры в карты и другие отклонения от морально-нравственных норм поведения советского студента несовместимы со званием члена студенческого отряда.

3. Настоящий Устав действует в течение трудового семестра.

 

 

Настоящий Устав рассмотрен и одобрен

на совещании руководителей республиканских,

краевых, областных студенческих отрядов

14 - 15 апреля 1977 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.116 с.)