Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнесса в России.

Поиск

Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

В 2010 году объем кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу, на 60% превысил показатели 2009 года, а портфель кредитов вырос на 21,9% до уровня в 3,2 трлн рублей. Кредитование МСБ уверенно оставляет позади основных «конкурентов» – корпоративное кредитование и розницу (прирост портфелей – 9,5 и 14,3% соответственно, см. график 1).

График 1. Кредитование МСБ остается ключевым драйвером роста бизнеса банков

Активное воздействие на рынок оказали два фактора. С одной стороны, число заявок на кредиты, поступающее со стороны малого и среднего бизнеса в банки, значительно выросло. В 2010 году их было получено банками на 34% больше, чем годом ранее.

Вместе с ускорением роста банкам наконец-то удалось стабилизировать ситуацию с динамикой просроченной задолженности по кредитам МСБ. За 2 полугодие 2010 года уровень просроченной задолженности фактически не изменился и составил 8,9% на 01.01.2011 (см. график 2).

График 2. Доля просроченной задолженности по кредитам МСБ стабилизировалась

Спрос на кредиты МСБ увеличивается вслед за снижением ставок по кредитам и ростом оптимизма предпринимателей. По оценке Эксперта РА», ставка по кредитам МСБ в 2010 году снизилась с 16,7 до 14,2% на фоне роста инфляции к концу прошлого года до 8,8%.

в 2010 году наиболее ярко проявилась тенденция к разделению банков по специализации. Крупные и средние частные банки стали локомотивом роста: темпы прироста их портфелей за 2010 год составили порядка 30-40%. Основной сегмент этих банков на рынке МСБ – короткие кредиты для пополнения оборотных средств и покрытия кассовых разрывов. Госбанки растут медленнее рынка (+16% за 2010-й год), но при этом активно кредитуют инвестиционные проекты на сроки свыше года.

Тенденция роста объема выданных малому и среднему бизнесу кредитов продолжается и в 2011 году.Объем предоставленных кредитов по состоянию субъектам малого и среднего предпринимательства на 01.09.2011 составил 3 698 541 млн. рублей. (сайт ЦБ По итогам восьми месяцев текущего года объем предоставленных МСБ кредитов достиг 3,7 трлн. рублей (на 01.09.2011), на 31% превысив результаты аналогичного периода 2010 года. ЦБ

рис 1. Диаграмма: Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего по Российской Федерации) (млн.руб.)

Сразу 32 российских региона продемонстрировали увеличение предоставленных МСБ кредитов за январь-апрель 2011 года более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая информация содержится в подготовленном Инвестторгбанком рейтинге российских регионов на основе последних данных Центрального банка РФ. http://www.credits.ru/articles/9946/
Альбина Нигматзянова17.06.2011

Негативной тенденцией первого квартала 2011 года стало увеличение просроченной задолженности до 301,4 млрд. руб. (с 284 млрд. руб. на начало 2011 года), и ее удельного показателя до 9,5%. Согласно прогнозам аналитиков, увеличение доли просроченной задолженности скорее всего носит временный характер и стабилизируется к концу года. «РБК.Исследования рынков» http://marketing.rbc.ru/

 

Глава 2. Организация процесса кредитования субъектов малых и средних предприятий в банке.

Инвестиционные кредиты

Данный вид кредита, прежде всего, характеризуется целью получения заёмных средств. Ею может быть новый проект, существенное расширение производственных мощностей либо разработка нового направления деятельности. Текущая доходность предприятия не имеет существенного значения, но в инвестиционный проект предприниматель обязательно должен вложить около 30% собственных средств. Инвестиционные кредиты предоставляются банками на большой срок и, что особенно привлекательно, по ним может быть предоставлена отсрочка погашения основного долга.

Заемщик должен предоставить в банк бизнес-план инвестиционного проекта и финансовую отчетность за последние годы. Залогом по кредиту являются имеющиеся активы.

Итак, виды и формы кредитования малого и среднего бизнеса довольно многообразны. Кредитные продукты отличаются суммами кредитов, сроками рассмотрения, залоговым обеспечением, способами оценки банковских рисков (скоринговая система или индивидуальный подход), ну и конечно, размером процентной ставки.

 

Промсвязьбанк

Для Юридических лиц: Устав, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе, копии документов (подтверждающих полномочия руководителя), копии паспортов учредителей и руководителя организации.

Для Индивидуальных предпринимателей: Свидетельство о государственной регистрации, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Паспорт гражданина РФ.

Далее - Кредитный специалист самостоятельно на месте ведения бизнеса соберет необходимую информацию и поможет подготовить пакет документов.

«Уралсиб»

· Копии учредительных, регистрационных и перерегистрационных документов (Не предоставляются, если юридическое лицо имеет в ОАО «УРАЛСИБ» открытый расчетный/валютный счет и документы являются актуальными)

· Копии паспортов Участников сделки - физических лиц и их супруг(ов) при наличии (все листы, в т.ч. пустые)

· Список имущества, предлагаемого в залог вне зависимости от постановки на баланс (Приложение №1)

· Копии лицензий, патентов и разрешений на осуществление деятельности

· Копия военного билета физического лица (все листы, в т.ч. пустые)

· Копии официальной финансовой отчетности на последние две (четыре при сезонном характере бизнеса) отчетные даты. Для клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения, за последний отчетный период.

· Копии документов, подтверждающих правомочность использования занимаемых помещений (договоры аренды, субаренды, свидетельства о собственности, договоры купли-продажи и пр.)

· Документы, подтверждающее право собственности на личное имущество основного владельца Бизнеса (при наличии собственности)*

· Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)/

· Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)*

Далее предоставляется Основной пакет документов для проведения финансового и залогового анализа при выезде сотрудника Банка на место ведения бизнеса Клиента

В каком же банке и по какому продукту рациональнее взять кредит? Рассмотрим на примере потенциального заемщика. Малое предприятие ОАО «Мебель-Москва». Дата регистрации 21. 08. 2009 г. Место нахождения – город Москва. Направление деятельности – производство мебели.

Запрашивается кредит в сумме 3500 тыс. руб. на пополнение оборотных средств на срок 3 года. Заемщик планирует расширить спектр услуг – организовать производство мебельных полуфабрикатов (для мелких производителей) и организовать оптовую торговлю мебельной фурнитурой и комплектующими.

Максимально подходящий кредитный продукт «Промсвязьбанка» для рассматриваемого заемщика - «кредит-Бизнес».

Форма предоставления: - единовременный платеж. Форма погашения- аннуитетные платежи.

Руб.

Максимально подходящий кредитный продукт банка «Уралсиб» для рассматриваемого заемщика –«Бизнес-Оборот»

Форма предоставления: единовременный платеж. Форма погашения: аннуитетные платежи

Руб.

Из расчетов видно, что нашему заемщику гораздо выгоднее обратиться в Уралсиб за кредитом (разница начисленных процентов за весь срок предоставления кредита составляет ни много ни мало 188 614,12 рублей). Однако, нельзя не учитывать, что в тарифах банка «Уралсиб» указывается минимальная процентная ставка, предоставляемая по тому или иному кредитному продукту. Окончательная же процентная ставка за пользование кредитом определяется по результатам рассмотрения кредитной заявки Клиента в зависимости от его финансового, социально-правового состояния, качества обеспечения по сделке и может быть выше минимально заявленной.

Среди преимуществ кредитования нашего заемщика в «Промсвязьбанке» все же можно выделить:

· Возможность получить кредит в валюте (долларах США или евро). Процентные ставки по такому кредиту ниже;

· Возможность получить кредит с плавающей ставкой процента;

· возможность отсрочки платежа до 6 месяцев.

И «Промсвязьбанк» и «Уралсиб» предоставляют беззалоговые кредиты. Проанализируем их условия на конкретном примере.

· Заемщик – Юридическое лицо

· Срок фактического ведения бизнеса – 2 года

· Сумма кредита -800 000 рублей

· Срок кредита-12 месяцев

· Форма предоставления кредита – единовременный платеж

· форма погашения платежа - аннуитет

Условия кредитования а также результат расчета аннуитетных платежей представлены в таблице

Таблица

Рекомендации по совершенствованию поддержки кредитования

малых и средних предприятий С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным выделить следующие

направления поддержки кредитования малых и средних предприятий:

• совершенствование информационной составляющей;

• разработка программ по системной организации поддержки кредитования малых и сред-

них предприятий.

В целях улучшения сбора информации о финансовых аспектах деятельности пред-

приятий малого и среднего бизнеса необходима организация специализированной Исследо-

вательской программы по изучению финансирования малых и средних предприятий (да-

лее — Исследовательская программа)267. Целями Исследовательской программы являются:

• сбор детализированной статистической и бухгалтерской информации для оценки проблем

доступа к финансированию, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия;

• обеспечение необходимыми сведениями сотрудников министерств и ведомств (Минэко-

номразвития России, Министерства финансов), ответственных за разработку государст-

венной политики в области поддержки малых и средних предприятий, при этом результа-

ты проводимых в рамках Исследовательской программы работ могут быть доступными

для всех заинтересованных лиц (участников профессиональных объединений предпри-

нимателей, исследователей).

Принцип функционирования Исследовательской программы — объединение ин-

формации, поступающей из различных источников: Федеральной службы государственной

статистики, Минэкономразвития России, Министерства финансов и Центрального банка

Российской Федерации (координация сотрудничества данных ведомств представлена на схе-

ме в приложении 22). Партнерство этих организаций позволит собрать достаточный объем

сведений о различных аспектах финансирования малых и средних предприятий, причем как

о проблемах, существующих на стороне спроса, так и о проблемах, связанных с предложени-

ем финансовых услуг, в частности, кредитных ресурсов. Впоследствии эти данные могут

быть проанализированы сотрудниками министерств и ведомств, ответственными за разра-

ботку государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в области кредито-

вания, и на основе изучения реальных условий, в которых взаимодействуют малые и средние__

 

предприятия и их кредиторы, позволят сопоставить достигнутые результаты проводимых

мер с целевыми показателями.

Сбор информации должен осуществляться по трем направлениям:

1. Сбор детальных сведений, характеризующих компании малого и среднего бизнеса, кото-

рые предъявляют спрос на финансовые ресурсы, с выделением отдельных групп пред-

приятий на основе факторов, влияющих на их развитие в целом и финансовые потребно-

сти в частности (размер предприятия, сфера его деятельности, срок существования). По-

добная градация позволяет определить категории предприятий малого и среднего бизне-

са, которым будет оказываться поддержка.

2. В статистических показателях необходимо выделение отдельных групп параметров, ха-

рактеризующих финансовое положение малых и средних предприятий, а также информа-

ции о физических лицах — собственниках и управляющих предприятия, поскольку пред-

принимательские способности владельца бизнеса, наряду с результатами деятельности

предприятия, являются важными факторами, оказывающими влияние на принятие реше-

ния о выдаче кредита. Примерный набор факторов, действующих со стороны спроса,

сбор информации по которым можно порекомендовать вести в рамках Исследователь-

ской программы, приводится в приложении 23.

3. Сбор сведений, характеризующих предложение финансовых услуг малому бизнесу, в ча-

стности, данных о параметрах кредитования, таких, как уровень процентной ставки, срок

кредитования, требуемое обеспечение (см. приложение 23).

Обладая массивами данных о факторах спроса и предложения, можно определить,

насколько та или иная составляющая влияет на доступ к кредитованию или условия, на ко-

торых оно предоставляется. При проведении подобного анализа следует проводить сопос-

тавление одновременно нескольких переменных, изучая таким образом воздействие различ-

ных факторов на тот или иной параметр (например, возраста владельца бизнеса и срока су-

ществования предприятия на размер процентной ставки, процент отказа в выдаче кредита).

Таким образом, становится возможным выделение наиболее уязвимых групп предприятий,

которые могут стать объектом целенаправленной государственной политики.

http://www.credits.ru/articles/5558

 

 

http://www.psbank.ru/small&mediumbusiness/2507/1424/

 

1. Кредит на покупку основных средств.

http://www.opora-credit.ru/banks/credit/?bank=0&target=15&x=67&y=3&PAGEN_1=3

http://www.trust.ru/sme/credit/action/

http://profitrussia.ru/archives/1052

http://nebankir.ru/bank/1492

http://altapress.ru/story/50764

http://www.doljok.ru/kredity_dlia_biznesa-425.html

 

про будущее и решения http://www.rg.ru/2011/05/17/banki.html

 

 

 

3. анализ состояния

Итак, Что же мешает развитию кредитования малого и среднего бизнеса в России? В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы со стороны Банков:

  • необходимость разрабатывать специальные технологии обслуживания кредитов, выдаваемых предприятиям малого и среднего бизнеса;
  • высокие риски невозврата кредитов (по статистике, в течение первых пяти лет с момента основания более 70% предприятий успевает пережить банкротство);
  • высокие операционные издержки, связанные с оценкой и контролем каждого кредита;
  • недостаточность имеющейся статистики по малому и среднему бизнесу, что затрудняет процесс принятия решений о выдаче кредитов;
  • высокие расходы, связанные с обращением взыскания на предметы залога;
  • дефицит квалифицированного банковского персонала, обеспечивающего процесс продаж кредитных продуктов и рассмотрения заявок.

Проблемы со стороны заемщиков:

  • значительная доля теневых операций в бизнесе не позволяет достоверно оценить кредитоспособность заемщика;
  • отсутствие достоверной отчетности, адекватно отражающей реальное состояние предприятия;
  • отсутствие ликвидного обеспечения;
  • короткая кредитная история малых и средних компаний или ее полное отсутствие;
  • ограниченный мотивированный спрос на кредитные ресурсы (заведомо отрицательное отношение собственников к доступности и выгодам привлечения заемного финансирования). Жизнь взаймыАлена Тулякова, опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №22 от 25 Ноября 2007 года

[1] постановление правительства РФ №556 от 22. 07.2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ 1 раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (с 2010 года).

 

Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнесса в России.

Во всем мире, да и у нас в стране, считается, что представители малого и среднего бизнеса и есть средний класс. Опора государства. Имея в руках пусть небольшое, но собственное дело, они являются наиболее устойчивыми к социальным потрясениям людьми, и, кстати, основными налогоплательщиками. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 50–80%. Даже в Китае этот показатель превышает 60%. В России же, по последним оценкам Минэкономразвития, он едва дотягивает до 17%. О необходимости развития этого сектора говорят много и уже очень давно. Но реальность такова, что существенных позитивных сдвигов здесь пока не наблюдается. (Козлова Н. Малый бизнес: современная мифология //Банки и деловой мир. 2008. №4.)

Номинально власти поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития. С этой целью принимаются законодательные и нормативные акты, проводится работа различных структур, содействующих малому предпринимательству в России. Во всех регионах России созданы региональные фонды поддержки малого предпринимательства, осуществляющие финансово-кредитную поддержку субъектов малого бизнеса.

Региональные центры поддержки малого бизнеса оказывают консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д.

За последние годы появилось немало различных коммерческих и некоммерческих структур, заявляющих о том, что их деятельность направлена на содействие развитию малого и среднего бизнеса. При такой «активности» и «поддержке» этот сегмент экономики должен процветать. Однако этого не происходит. Опрос, проводимый среди предпринимателей Москвы, целью которого было выявле­ние степени осведомленности предпринимателей о сущест­вовании и деятельности отде­льных специализированных структур и альтернативных возможностях внешнего фи­нансирования бизнес-проек­тов, показал, что:

· Не менее 73% представи­телей малого бизнеса инте­ресуются всем, что связано с государственными и банков­скими программами подде­ржки предпринимательства. При этом полностью удов­летворены своим уровнем осведомленности 15% рес­пондентов, а 21% хотел бы по­лучать больше информации о проводимых мероприятиях и реализуемых программах поддержки предпринимате­лей.

· 37% участ­ников опроса считают, что информация о программах государственной и банковс­кой поддержки малого биз­неса малодоступна для пред­принимателей и необходимо делать ее более открытой.

· 27% респондентов, т.е. почти треть, заявили об от­сутствии интереса к данному вопросу. Причем 8% мотиви­ровали это низким уровнем доверия к существующим программам поддержки предпринимателей и возмож­ностям государственных и коммерческих структур. Остальные 19% заявили, что привыкли рассчитывать исключительно на свои силы и не ищут поддержки на сто­роне.

В наст. время у пред­принимателей Москвы су­ществуют альтернативные возможности внешнего фи­нансирования по целому ряду программ. Однако, о возможности получить целевое бюджетное финан­сирование в виде субвенций осведомлен каждый 2-й участник опроса, но только 12% предпринимателей за­явили о своих попытках учас­тия в этой программе, и лишь 8% смогли реализовать свои права.

О программе финансиро­вания под поручительство Фонда содействия

кредито­ванию малого бизнеса Мос­квы слышали 46% представителей малого бизнеса, но лишь 2% опрошенных заяви­ли о том, что «предпринима­ли безуспешную попытку получить такой кредит».

Тех же, кому эти програм­мы могли бы быть интерес­ны, отпугивают от участия 5 осн. причин: ● необходимость офор­мления большого коли­чества бумаг; ● значительная продолжительность процедуры рассмотрения предо­ставленных документов; ● низкая привлекатель­ность предложений, в т.ч. по причи­не высоких процентных ставок по предоставляе­мым кредитам; ● убежденность в том, что «это слишком хлопот­ное дело» и «получить деньги по этим програм­мам нереально» в т.ч. по причине кор­румпированности чи­новников; ● наличие собственного негативного опыта учас­тия в подобных програм­мах. (статья та же.Козлова)

Однако, нельзя отрицать, что поддержка необходима

Согласно опросам, Наиболее востребованной для средних и растущих малых предприятий оказалась финансовая поддержка (73% ответов), информационная (60%) и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов (51%) (рис 1.)

Рис 1. Диаграмма; Какая поддержка нужна Вашей компании со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшие годы?

(http://www.ruaee.ru/datas/menu/final-report-mid-sized_businesses_-russia-abroad-281010.pdf)

Некоторые производственные предприятия сформулировали конкретные виды нужной им поддержки, помимо предложенных вариантов.

Финансовые формы:

 

 снижение кредитных ставок банков;

 

 не только субсидирование затрат, но и кредитование инновационных предприятий по сниженным ставкам или беспроцентное кредитование для обеспечения выполнения договорных обязательств перед заказчиком в случае работы без предоплаты. Желательно создать фонд поддержки инновационного бизнеса целевыми кредитами на максимально льготных условиях;

 

 гранты на исследования и разработки;

 

 государственные гарантии прямых иностранных инвестиций;

 

 доступ к «длинным» финансовым инструментам

Наиболее существенное значение для экономики в целом имеет кредитование реального сектора, развитие с помощью кредитов малого и среднего предпринимательства. Но это традиционно слабый элемент в составе банковских продуктов. Взаимоотношения компаний малого и среднего бизнеса и коммерческих банков простыми не назовешь. Кредитные организации теоретически заинтересованы в таких заемщиках, особенно в условиях ограниченности круга крупных корпоративных клиентов, но ряд нюансов в оценке рисков по подобным ссудам и трудоемкость обслуживания кредитного портфеля малого и среднего бизнеса, все еще сдерживают рост этого сегмента. В свою очередь, многие предприниматели по-прежнему настороженно относятся к банковским кредитам, в частности – по причине дороговизны заемных денег и сложностей с оформлением ссуд.

Рассмотрим основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.

Первое, это – слишком высокая цена кредита. Главная причина такого положения – то, что инвестиции в этот бизнес пока еще являются слишком рискованными. Поскольку вкладывать средства в ненадежное дело никому не хочется, банки выражают свое скептическое отношение к имеющемуся уровню развития малого и среднего бизнеса тем, что предлагают под него достаточно высокие средние ставки по кредитам. Разброс ставок на рынке кредитования МСБ очень велик. Это зависит от продуктового ряда, сроков кредитования, заинтересованности банков в кредитовании сектора МСБ. На сегодняшний день средняя величина ставок колеблется в диапазоне 14-20% годовых. А средняя максимальная процентная ставка, по которой вырази­ли готовность платить опрошенные предприниматели, на сегодняшний день составляет от 10 до 13% годо­вых. Большинство банков офи­циально предлагают ставки выше тех, по которым готовы платить предприниматели. Однако реальная ставка, как правило, оказывается значительно выше той, о которой банки заявляют в своих рекламных материалах. Происходит это за счет доп. платежей, связанных с оформлением и расчетно-кассовым обслуживанием кредита. Причем, как пра­вило, эти платежи являются фиксированными (на­пример, в некоторых банках – проценты за ведение счета, рассчитываемые как ежемесячные), оплачива­ются при выдаче кредита вперед за весь срок предпо­лагаемого пользования заемными средствами и не уменьшаются, даже если предприниматель погасил задолженность в 2 раза быстрее. Все это не способ­ствует росту привлекательности банковских структур и их продуктов у субъектов малого предприниматель­ства.

Баско О.В., Домбаева В.Р. Проблемы доступа малых предприятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.014 с.)