Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение и развитие сотрудниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как воспитывать сотрудников, мы обсудили. Но этого недостаточно: надо еще и обучить их специфике работы в вашей компании, а часто и самой профессии. С тем, что учить людей нужно, думаю, согласится любой руководитель. Вопрос, как это делать эффективно и недорого. В этой главе мы обсудим как классические, так и самые современные формы бизнес-обучения. ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 6.8.1.1. Высшее образование Большинство из нас училось в вузах. Я тоже учился, в целых двух, причем один из них (ГУУ) весьма известен. Потратил на это немало бесценного времени. И могу честно сказать, что не помню почти ничего из того, чему меня там учили. А все, что в этой жизни знаю, не оттуда, а из тренингов, от коллег, из книг, а главное -из практической работы с клиентами. Свое мнение о высшем образовании я подробно описал в п. 6.3 «Кого брать на работу». Здесь лишь систематизирую недостатки вузовской системы:
• Теоретичность, оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего и т.п.) и очень мало практически полезного. • Скучность, неумение заинтересовать студентов На лекциях, как правило, хочется слать. • Затянутость: тот крохотный «сухой остаток», который остается от учебы, явно не стоит прожитых 5 лет. Если отжать из учебной программы все полезное, то, дай Бог, на год хватит. Конечно, уборка картошки в «колхозе», выпитое в общаге пиво и сыгранные компьютерные игры тоже чего-то стоят, но можно бы все это заменить чем-нибудь более полезным. Жизнь слишком коротка, чтобы так ее тратить. • Мало что остается в голове. Даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях. И если человеку как личности see же есть смысл получить образование в хорошем вузе, то для бизнеса перспектива отправить сотрудника учиться на 5 лет явно непривлекательна: лишь единицы российских компаний верят, что сотрудник проработает у них так долго. МВА Изначально идея была неплоха: дать возможность повысить свою квалификацию тем, кто уже поработал в бизнесе, добился реальных успехов. Причем в качестве преподавателей приглашать успешных топ-менеджеров, практиков. В реальности все получается несколько иначе. Программы МВД расплодились как грибы после дождя, и сейчас, увидев на визитке человека заветное слово из трех букв, желательно уточнить, в каком именно месте человек получил эту квалификацию. Если это действительно серьезная организация, то и степень чего-то стоит. Но часто это пустые «понты». Конечно, среди моих клиентов и коллег многие получили степень МВА. Довольных сильно меньше. Поэтому я для себя принял решение — не тратить на это время, а учиться на практике и другими описанными ниже способами: это выгоднее по результатам, а также по затратам времени и денег. Также, на мой взгляд, бессмысленно становиться кандидатом и доктором наук: затраты времени несопоставимы с несколькими буквами на визитке. За ними очень редко стоит что-то действительно ценное. Лучше потратить это время на достижение реальных успехов в бизнесе и жизни. У МВА есть еще одно негативное последствие. Уже много раз я сталкивался с тем, что если человек в ходе консалтингового проекта или на тренинге много и не по делу умничает - точно заканчивал МВА. Потому что там дают некий жесткий набор моделей, часто слабо совместимых с жизнью, и в дальнейшем человек, вместо того, чтобы видеть реальность, как она есть, думать своей головой и решать практические задачи, подменяет это логическими конструкциями, которые ему навязали в процессе учебы. Да еще и подняли чувство собственной важности1 настолько, что приходится прилагать немало усилий, чтобы сдвинуть человека с его закостеневшей точки зрения. 1 ЧСВ - главный бич большинства людей. Чтобы узнать о нем больше и, возможно, избавиться от него, рекомендую почитать книги Карлоса Кастанеды. ЧТО ВЗАМЕН? Но учиться (и учить своих сотрудников) все же надо. Эффективных путей, на мой взгляд, несколько. • Целенаправленное обучение: ~ краткосрочное очное бизнес-обучение; ~ дистанционное обучение. " • Корпоративное «попутное» обучение: ~ обучение на рабочих местах, наставничество; ~ кружки качества; ~ обучение во время рабочих сессий. Целенаправленное обучение подразумевает, что на него тратят отдельно время и другие ресурсы. Корпоративное «попутное» обучение1 происходит «само собой» в ходе решения практических задач бизнеса. Тенденция последнего времени в том, что целенаправленным обучением компании сейчас занимаются все меньше, а вот идея «попутного» обучения пока что не проникла в бизнес-ряды. Впрочем, когда руководители понимают плюсы такого подхода, обычно начинают активно его использовать. Плохо ли: «погнаться за двумя зайцами» и поймать обоих? В каждом пути есть множество тропинок, о которых и поговорим. 6.82.1. Целенаправленное обучение Краткосрочное очное бизнес-обучение Пожалуй, до кризиса этот вид обучения был самым популярным. Если все сделано правильно, то можно получить неплохой результат всего за 2 - 3 дня. По характеру работы бывают лекции, семинары и тренинги. Лекция - это когда один (типа умный) человек рассказывает, а остальные слушают и, возможно, записывают. По опыту (как лектора и как слушателя), эффективность оставляет желать лучшего: психологи говорят, что мы запоминаем около 10% из того, что мы услышали2. А если попросить человека через полгода рассказать тему, которую он ранее прослушал, он в лучшем случае вспомнит, о чем это было. Потому что подавляющее большинство лекций практически не проникает в сознание слушающих. Как-то, лет 7 назад, я ходил на курсы по менеджменту качества в одно государственное заведение. Они проходили в виде лекций, где пожилой преподаватель рассказывал нам, как правильно внедрять ISO 9001, комментируя слайды. Тема была мне очень важна, мотивация учиться - высокая. Однако я, привыкший к ак- 1 Термин — мой. 2... и 90% - из того, что сделали самостоятельно. Сравните эффективность теоретического обучения вождению машины с практикой. тивным формам обучения, с трудом досиживал до окончания занятия. Результат оцениваю на 0: не помню ничего. Все, что нужно, узнал из практики. Чуть лучше обстоит дело с семинаром: там участники не только слушают, но и иногда участвуют в дискуссиях. Это позволяет преподавателю и теме чуть глубже проникнуть в мозг участника. Но все равно о выработке практических навыков тут говорить не приходится. Максимум эффекта дает тренинг, когда участники не только и не столько слушают теорию, сколько тренируются решать практические задачи (от проведения переговоров до составления бюджета). Это интересно, увлекательно, и если тренинг построен и проводится грамотно, дает действительно неплохой результат. Я сам очень люблю тренинги - не только проводить, но и участвовать в них. Я многим обязан тренерам, у которых мне довелось учиться. До сих пор считаю, что хороший способ провести свободное время - это сходить на качественный тренинг: участвую в них регулярно. Это прекрасная возможность сделать upgrade1 себя. Хочу заметить, что в последние годы репутация тренингов, увы, подмочена. Как некоторыми коллегами, так и непрофессионализмом самих заказчиков. Когда узнаю о некоторых проектах по обучению, становится очень обидно - как за клиентов, так и за тренинговую отрасль. Как проводить тренинги с максимальной пользой для своей компании, вы можете узнать из п. 8.4 «Результативный тренинг». К обучению я бы отнес также участие сотрудников компании в различных конференциях, форумах и других подобных мероприятиях. А также работу в различных профессиональных сообществах: как очных, так и дистанционных. Все это может дать сильный профессиональный рост. По источнику обучение бывает внутренним и внешним! Внешнее (т.е. с участием тренеров, которые не являются сотрудниками компании) обычно заказывают по таким темам, по которым в компании недостаточно собственной компетенции (например, управление проектами). Также внешних тренеров (а скорее, консультантов) часто призывают для обучения топ-менеджеров и проведения стратегических и рабочих сессий. Внутреннее обычно связано с типовыми для компании темами, например продажами или тренингами по продукту. Также своими силами полезно проводить вводные тренинги для новичков и тренинги по бизнес-процессам компании. Некоторые крупные компании создают свои «корпоративные университеты», которые позволяют им снизить издержки на обучение и массово развивать своих сотрудников, глубоко учитывая при этом специфику компании. Дистанционное обучениение Обучение на расстоянии позволяет значительно экономить ресурсы, однако с некоторым снижением эффективности. 1 То есть усовершенствовать, модернизировать. Термин пришел из компьютерной отрасли. Классические книги, статьи Самый древний способ обучения на расстоянии — это книга. Основной недостаток- сложность восприятия: нужна сильная мотивация самого обучаемого, чтобы осознать материал, пропустить его через себя. Еще сложнее применить потом изученное на практике. К тому же нужна высокая самоорганизация: чтобы выкроить время, сесть за книгу и делать это регулярно. Притом, что я читаю постоянно, с каждым годом мне все меньше хочется это делать, а на толстые книги просто жаль времени. Читать краткие и толковые статьи - лучше, т.к. это экономит ваше время. А суть толстой книги (особенно американской), как правило, можно передать на нескольких страницах1. Также полезно читать тематические ресурсы в Интернете. Из российских искренне рекомендую портал TREKO.RU и другие ресурсы по ТРИЗ, Рекомендую участвовать в профессиональных форумах и блогах, например на сайте Professionali.ru. Мультимедиа Все идет к тому, что скоро мы будем воспринимать большую часть информации через видео- и аудиоканалы: мир быстро входит в мультимедийную эру. Уже сейчас многие вузы выкладывают на свои сайты лекции своих преподавателей, а каждый уважающий себя консультант уже выпустил свои видео- и аудиодиски. Даже церковь активно осваивает мультимедиа-пространство. Кроме того, появляются интересные комбинированные продукты2, которые включают в себя текстовую, аудио- и видеоинформацию, возможность учиться в игровом режиме, проходить тестирование и т.д. Сейчас у компаний есть возможность купить и поставить у себя специальный обучающий сервер. А потом по мере необходимости закупать для него отдельные модули. Это экономит деньги, а также время на понимание обучающимися нового интерфейса. Вебинары Они тоже относятся к мультимедиа и являются новинкой в обучении. Название происходит от слов «веб» и «семинар», то есть семинар, проводимый через Интернет. Участвовать в нем можно из любой точки мира. Тему вебинара объявляют заранее, собирают заявки (платно или нет), записавшимся высылают ссылку, по которой в заданное время начнется трансляция. Ведущий сидит перед веб-камерой и рассказывает какую-то тему, показывает слайды, запускает среди участников опросы, может рисовать что-то на «доске», которую видят все участники. Они, в свою очередь, могут задавать вопросы (через чат или голосом), общаться с преподавателем и друг с другом. Все это можно записать и потом выложить в Интернет или корпоративную сеть компании, что позволяет экономить время и деньги при массовом обучении сотрудников. В мире вебинары стремительно набирают популярность, в России за 2009 год количество вебинаров тоже резко возросло. Я активно провожу вебинары по разным бизнес-тематикам. Получается передать не только много информации в очень концентрированной форме, но и энергию, драйв. Вы можете посмотреть записи на моем сайте www.mrybakov.ru, Конечно, вебинары не заменят рабочих сессий, проводимых именно для вашей компании. Но они идеальны для быстрого изучения основ какой-либо темы, а также для оценки уровня консультанта и принятия обоснованного решения о сотрудничестве1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.01 с.) |