Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Улучшите тот или иной процесс своего бизнеса, применив бенчмаркинг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Только выполните вышеописанный алгоритм полностью. В том числе, начните с выявления ключевых факторов успеха, а потом уже под них ищите объект для сравнения: он может оказаться весьма неожиданным. Типовая ошибка: начать «автоматически» сравнивать себя с главным конкурентом. 1 См, врезку в п. 1.1.4 «Эффективность бизнеса. Идеальный бизнес» и п.6.4.4 «Как отбирать будем». СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕСА Для того чтобы изменения в бизнесе были действительно непрерывными, нужен некий организационный механизм. И таких механизмов было разработано немало. По моему опыту, все они очень похожи - как идеологически, так и по применяемым базовым инструментам. Ниже я вкратце расскажу вам о нескольких распространенных системах, чтобы вы могли сделать осознанный выбор среди 1 Стандарт ISO 9001:2000. Принцип 7. Принятие решений, основанное на фактах: «Успешные решения основываются на анализе данных и информации». 2 См. п. 6.3. «Кого брать на работу» и п. 6.4 «Найм сотрудников». 3 Хотя мне встречались компании, где и это делалось лишь эпизодически.
всего многообразия предложений, которые сейчас есть на рынке: как серьезных, так и совершенно «левых», Однако хочу развить мысль, высказанную в начале этой главы: пытаться внедрять любые «продвинутые» системы совершенствования, пока в компании не наведен базовый порядок, преждевременно. Многие руководители надеются сделать «монтаж» - сразу перескочить от бардака к уровню мировых стандартов. Однако это - красивая управленческая сказка, а, по сути, выбрасывание денег и времени на ветер1. В России многие крупные компании в последние годы помпезно заявили, что внедрили у себя ту или иную систему. Однако в реальности все обстоит куда как хуже, в том числе и в «дочках» западных компаний. КРУЖКИ КАЧЕСТВА Часто бывает так, что руководители понимают важность развития бизнеса, однако сотрудники далеки от этих светлых идей. Но так мы далеко не уедем. Поэтому нужны методы, которые позволят вовлечь персонал компании в ее совершенствование. Одним из самых эффективных инструментов являются кружки качества. Многие слышали это выражение, и некоторые даже связывают его с Японией. Многих оно веселит. Типа «кружки кройки и шитья» и все такое... И даже те, кто знает о них чуть больше, говорят: «Ну у них там, в Японии, понятно. Но мы-то в России. Какое это имеет к нам отношение?» По моему опыту, кружки качества работают и у нас, причем россияне очень талантливы. Мы несколько раз успешно внедряли кружки в отечественных компаниях, поэтому все нижесказанное основано на моем личном опыте. По формальному определению, кружки качества - маленькие группы рабочих, периодически собирающиеся в свае личное время для обсуждения связанных с их трудовой деятельностью проблем и возможностей, включая качество работы, ее объем, издержки, оценку и другие вопросы. В наше время кружки создают не только среди рабочих, но среди специалистов и руководителей разного уровня, вплоть до «топов». Как принято считать, послевоенная Япония поднялась и достигла высот во многом именно благодаря кружкам качества. Почему это работает? Мысль, на которой основаны кружки качества, очень проста. Хороший профессионал увлечен своей работой, болеет за свое дело. О чем говорят коллеги, когда собираются после работы? Правильно, о ней самой - о работе. Программисты обсуждают свои программы, водители - машины и т.д. А «кабы эту энергию - да в мирных целях!..» Вот ровно для этого кружки и предназначены. То есть люди занимаются тем, чем они и так бы занимались, но теперь еще и с пользой для компании. Хорошо всем: и им, и бизнесу. Причем все это происходит добровольно и с удовольствием - если сделать все правильно. Насчет «правильно» - очень важная мысль. Система кружков строится на доверии (долгосрочном партнерстве) между сотрудниками и бизнесом, а без него — не работает. Еще хуже, если доверие создать, а затем уничтожить - вернуть потом очень сложно. 7. 5.1.2. «И почем это удовольствие?» Когда я рассказываю о кружках во время консалтинга или тренингов, на этом месте всегда спрашивают, сколько за это надо платить сотрудникам? Вы удивитесь, но почти нисколько. Вспомним главу про мотивацию. Конечно, деньги важны для сотрудников. Но вот можно ли только с их помощью заставить людей вкладывать в работу свою душу? Не думаю. Заставить вкалывать - можно, заставить крутиться и быстро соображать - можно. Но вот любим мы свою работу (если любим, конечно) - не за деньги. А если сотрудники работу не любят, то как они работают? Как обычно... А кому от этого хорошо? Множество людей ненавидят свою работу, «начальство» не ценит своих сотрудников - возникает порочный круг, от которого страдают все. А ведь гораздо лучше свою работу любить. Приходить на нее с удовольствием, весь день заниматься любимым делом, пусть и непростым, а вечером уходить домой «усталым, но довольным». С чувством, что прожил день не зря. Утопия? Но и я сам, и множество людей вокруг меня живем так уже много лет. Самому человеку это приносит удовольствие, а компании - хорошие показатели, в том числе и финансовые. Возвращаемся к кружкам. За само участие в них не платят ничего. Могут платить премии за серьезные улучшения, которые были разработаны в ходе работы кружка. Что же мотивирует его участников на работу? Во многих компаниях рядовой сотрудник чувствует себя пешкой. У вас бывало так, что по ходу работы вы придумывали классную идею, а когда приходили с ней к руководству, оно даже не хотело ее выслушать? А если и выслушивало, то «спускало на тормозах»? Бывало у очень многих. И отбивало охоту делать что-то хорошее в компании на всю оставшуюся жизнь. Но людям-то хочется приносить пользу, чувствовать себя значительными, вносить свой вклад в развитие своей компании! Если, конечно, они считают ее своей, родной и любимой, а не ненавистной и эксплуататорской. Если точно знают, что их вклад будет замечен, а предложения не «уйдут в песок». Итак, работая в кружках, люди получают: • чувство причастности к компании; • ощущение собственной значимости, гордость за себя, коллег, компанию; • механизм реализации своего творческого потенциала (а он ОЧЕНЬ ВЫСОК, в том числе у рабочих: русские люди очень смекалисты!) • возможность влиять на положение дел в компании, вносить и реализовывать свои предложения; 1 Возможно, с выгодой для отдельных участников процесса. • улучшение условий труда, ведь оптимизируются рабочие процессы, работать Бизнес тоже выигрывает: • повышение конкурентоспособности компании и удовлетворенности клиентов; • снижение себестоимости и рост прибыли; • уменьшение переделок и прочей «иуды»; • ускорение всех рабочих процессов; • вовлечение сотрудников и рост их лояльности; • порождение новых знаний, распространение их среди персонала, сохранение в компании. И все это почти бесплатно: надо только правильно организовать! Более того, в разных странах было на практике доказано, что многие проблемы вообще не решаются с помощью инвестиций. Вы когда-нибудь видели, как на российских заводах работают японские станки? Большинство автоматических функций отключено, а взамен - около печи, которая когда-то могла делать всю работу «сама», круглосуточно посменно дежурят рабочие, которые ее включают-выключают, подстраивают и т.д. Ну какая после этого производительность, какие экономические результаты?! О каком величии нашей страны после этого мы говорим?! Обидно! Японцы могут работать эффективно, Тайвань может, Китай может, а мы что? Ну как при таком подходе мы займем достойное место в мире, кроме как с помощью нефтегазовой трубы и танков? Так вот, главная беда российского бизнеса - очень слабое управление. И это при талантливейших людях и богатейших ресурсах! Ну что у японцев? Несколько голых островов: ни нефти, ничего - и почему-то у них получается: весь мир живет на их технологиях! Замечу, что у нас до сих пор работает система «репрессивного» управления, которую Сталин привез в 30-е годы из Штатов в ходе индустриализации вместе в бэушными американскими станками. Эта система работает и на заводах, и во многих других компаниях: как государственных, так и частных. Бывают приятные исключения - но как же редко! Кружки качества - один из самых сильных механизмов, способных решить эти проблемы. Неужели все так просто? И да, и нет. По сути просто, как и все гениальное. Но нужно, чтобы у «топов» и среднего менеджмента были в голове здравые установки и желание строить бизнес на годы и десятилетия вперед, а не «хапать», «отжимать себе в карман» и сбегать при «первых признаках бури»1. Говорю ли я об альтруизме? Нет, конечно! Жесткий прагматизм: строить свое будущее - выгодно. Но выгодно в том случае, если все друг другу доверяют: и владельцы бизнеса, и наемные руководители. и рядовые сотрудники. 1 См. п. 1.1. «Компания глазами владельца». То есть ключевой вопрос - доверие. А вот с этим и проблема: мы привыкли бояться того, что завтра «придут и все отнимут». Кстати, и кризис во многом вызван именно отсутствием доверия друг к другу: ты не платишь мне, я - своему поставщику и т.д. Мы, россияне, вообще весьма напряженные, злые и недоверчивые - это ОЧЕНЬ видно каждый раз, когда возвращаешься из-за границы, причем неважно откуда: хоть из Египта или Индии, хоть из Франции или Германии. Итак, что нужно, чтобы кружки качества заработали? • Владельцам и руководителям разного уровня - создать у себя в головах установку на долгосрочное развитие. То есть: «Я СТРОЮ СВОЕ ДЕЛО! Я буду делать его, что бы ни произошло. Не отдам ни пяди никакому кризису!» Это основа всего. • Достичь доверия (партнерских отношений) между всеми уровнями в компании и между компаниями. А желательно, еще и с государством... • Объяснить сотрудникам суть новой долгосрочной политики доверия. Проводить разъяснения, убеждать, доказывать. Причем не только словами. Думаете, вам сразу поверят? Не тешьте себя иллюзиями. Себя убедить порой непросто, не то что других, тем более что у нас вся страна знает, что «барин - враг, ничего хорошего от него не жди, А подвернется возможность - укради у него. Он же меня обманывал -и мне не зазорно». Но так мы далеко не уедем. • Научить людей работать в кружках качества. Есть масса практических инструментов, которые может освоить любой человек, даже имеющий «5 классов образования». И при всей своей простоте, они позволяют решить большинство вопросов по улучшению бизнеса. Основная цель - поиск «низковисящих плодов» (англ. «low-hanging fruits»), то есть улучшений, которые несложно реализовать, но при этом они дадут заметные результаты. Многие инструменты уже были описаны выше, например, описание и оптимизация бизнес-процессов. Есть и еще несколько сотен: от простейшего мозгового штурма' до методик сбора статистики и ее анализа. • Создать систему кружков качества. Когда участники регулярно встречаются2, берут проблемы, анализируют их причины, предлагают решения и сами их прорабатывают, получают результаты, а компания - внедряет их. • Естественно, что для всего этого нужна поддержка руководства. Ну или хотя бы, чтобы не мешали: средний менеджмент обычно не очень рад тому, что сотрудники тратят время, отрываются от работы, да и вообще какую-то инициативу проявляют. Это сильно противоречит традиции репрессивного менеджмента: «Я начальник, ты дурак». А двигателем прогресса, конечно, должны выступать «топы», иначе шансов на успех мало. Вы можете спросить, как все это соотносится с теми жесткими методами управления персоналом, о которых я писал выше? Кружки качества - это высокий уровень зрелости организации. И все это работает хорошо, если в компании наведен хотя бы элементарный порядок, персонал 1 См. п. 7.6 «Методики решения задач». 2 Положим, 1 раз в неделю. грамотно отбирается, затем «дрессируется» на выполнение стандартов и т.д. Вот тогда самое время вводить кружки качества и прочие гуманные механизмы непрерывного совершенствования бизнеса. И что, всегда получается? Нет, не всегда. Порой удается создать систему, запустить ее. Убедить людей, что все это всерьез (поначалу не верят никогда). Люди начинают работать, а потом руководство игнорирует их предложения, продолжает их «прессовать», топтать инициативу. Это очень горько. Но бывает и иначе: все зависит от руководства компании. Нужна ли вам вся эта система? Поверите ли вы в нее? Решитесь ли вы ее создать и поддерживать? Зависит от вас. В России заниматься качеством непросто, слишком многое против, особенно традиции и «серое вещество» в своей голове. Но если мы хотим развиваться (и страна, и отдельные компании), то другого пути стать конкурентоспособными и занять достойное место в мире - просто нет. Если решите, что это для вас, нам по пути. А кружки - это лишь одна из возможных технологий. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 113
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.011 с.) |