Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как построить надежную систему из ненадежных элементов

Поиск

ПРАКТИКУМ

Издательство ИКАР Москва


Михаил Рыбаков

Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную си­стему из надежных элементов. Практикум. - М: «Издательство ИКАР», 2011.-380 с: илл.

ISBN 978-5-7974-0227-5

Книга «Как навести порядок в своем бизнесе» - это система практических инструментов, которые позволят вам наладить бизнес. Так, чтобы он:

• приносил хорошую прибыль;

• стабильно работал и развивался;

• практически не зависел от человеческого фактора сотрудников;

• требовал от владельца минимального контроля. Только конкретные техники и рекомендации:

• 124 примера и комментария от владельцев и руководителей компаний;

• 418 примеров из практики автора;

131 практическое задание, выполнив которые, вы сможете усовершенствовать свой бизнес.

Михаил Рыбаков (www.mrybakov.ru) - бизнес-консультант, коуч. В консалтинге с 2000 года. Среди клиентов - более 500 российских и западных компаний: ВЕКО, Bosch, InBev, OZOIM.ru, Saint Gobatn, Альфа-Банк, Билайн, Гарант, ИНТЕКО, Консультант Плюс, КРОСТ, ЛАНИТ, МегаФон, РЖД, Ct/ШУР, ЮКОС, а также средний и малый бизнес.

Автор более 100 публикаций в печатных СМИ и Интернете, рассылки «Советы бизнес-консультанта» (регулярно выходит с 2007 года, более 55000 подписчиков), множество мастер-классов, дистанционных курсов и вебинаров.

Книга написана для владельцев среднего и малого бизнеса, топ-менеджеров - как «зубров», так и новичков. Изучив ее, опытный бизнесмен сможет «разложить по полочкам» то, что он интуитивно делал многие годы, выстроить систему- сначала в своей голове, а потом и в компании. Начинающий -избежать многих очень болезненных ошибок, сэкономить годы «хождения по граблям».

Также книга будет полезна бизнес-консультантам и тренерам.

ББК 65.290-2 УДК 658

ISBN 978-5-7974-0227-5

©Михаил Рыбаков, 2011

©■Оригинал-макет. ЗАО «Издательство ИКАР», 2011


ОТЗЫВЫ

Алексей Тимонин, генеральный директор интернет-магазина путешествий

OZON.travel:

«Книга показалась мне разноплановой и интересной. Читая ее, вы вполне логично и последовательно начинаете с определения бизнес-систем, переходите к описанию бизнес-процессов и, далее, через проекты, попадаете в обсуждение оргструктуры. Потом - рассмотрение роли людей в бизнесе и переход к процессам совершенствова­ния бизнеса. Глава про консультантов выдержана на достойном уровне, раскрываются различные подходы и мнения. Последняя глава посвящена (довольно неожиданно для меня) размышлениям об опасности коррупции и роли политики в жизни. Впрочем, раз­мышления вполне практичные и небанальные.

Суммируя, я бы сказал, что получилась искренняя и «не водянистая» книга, кото­рая заставляет думать, спорить с утверждениями автора, предлагать взамен свои ва­рианты, соглашаться с предложенными, изучать поставленные вопросы глубже и т.д. Все это позволяет мне утверждать, что автор своей цели достиг».

Сергей Иванов, владелец и управляющий компании «Гермес» (производство очистных сооружений):

«Михаил, спасибо тебе за такую книгу! Мне как владельцу компании, по твоей клас­сификации, находящейся на уровне «Спонтанный бизнес» (компании 6 лет), эта книга-просто находка.

Я сейчас обучаюсь в Международном институте менеджмента ЛИНК на 1-й ступени курса МВД. Что мне понравилось в твоей книге, и какие плюсы по отношению к акаде­мическому курсу я хотел бы выделить:

• книга написана с позиции владельца бизнеса и дает рекомендации с учетом раз­ницы взглядов на процессы владельцев и сотрудников компании;

• обучаясь в ЛИНК и узнавая новое для себя, я столкнулся с проблемой - как при­менять полученные знания, как их внедрять. С чего начать изменения, для меня как для владельца бизнеса, который не ограничен в своих задачах и должен решать все и вся, было непонятно. В книге мне понравились последовательные и четкие рекомен­дации по решению насущных задач и структурированию бизнеса;

• задания и примеры максимально приближены к реалиям российского малого бизнеса».

Любовь Малютина, маркетинг-директор, группа Societe Generate -Русфинанс Банк; консультант по маркетингу:

«Я знаю Михаила давно, и его книга - такая же ясная, четкая и позитивная, как и он сам. Я счастлива, что в России уже есть бизнес-сообщество профессионалов без «понтов»: простых и результативных. Такие люди как Михаил вносят немалый вклад в его развитие.


А еще Михаил - очень хороший бизнес-партнер. Что меня поразило с нашей первой встречи: четкий, профессиональный и быстрый ответ на мой вопрос по мейлу. И в этом он весь, и книга его такая же. Она вобрала в себя самые передовые технологии, и при этом автору удалось сохранить простоту и понятность изложения, опустить излишнюю терми­нологию и сложные словесные обороты, сделать прочтение книги легким. В то же время в книге есть упражнения, которые тут же помогают конвертировать прочтенное в полезное.

Спасибо! Я безгранично благодарна тебе за обмен опытом, идеями, информацией и профессиональные советы!»

Сергей Багузин, замдиректора по развитию крупной ИТ-компании:

«Бизнес и управление компанией ставят перед руководителями всё новые и новые задачи. Менеджеры и собственники в поисках решения своих проблем обращаются к литературе. К сожалению, в переводных книгах речь идет, образно говоря, о «тон­ких настройках». Это связано с тем, что на Западе регулярный менеджмент внедрен практически повсеместно. Поэтому обсуждается, как на его основе «выжать» еще не­сколько процентов роста за счет новаций. В России же основные проблемы связаны с построением системы управления как таковой. Именно этому посвящена книга Михаи­ла Рыбакова. Мне очень понравился набор «кирпичиков», который автор положил в основание регулярного менеджмента.

Цель - бизнес не может плыть в бескрайнем море без ярких ориентиров.

Бенчмаркинг - бизнес существует не сам по себе, а в конкурентной среде.

Бизнес-процессы - именно они создают ценность для клиентов.

Проекты - без изменений всё «заболачивается»; управление изменениями - это управление проектами.

Персонал - как ни крути, а успех аккумулируется не там, где лучшие материалы или товары, а там, где лучший менеджмент и лучшие люди.

Качество - в конце концов, не будем же мы возражать, если станем работать как японцы. А именно этот кирпичик является основой их успеха!»

Игорь Семенович Попович, генеральный директор транспортно-логистической компании «ТРАНТОР»:

«С Михаилом я познакомился в 2008 году на тренингах в Международном институте менеджмента. Сам являюсь собственником уже более 5 лет. В последние полтора года столкнулся со всеми вопросами, поднятыми в книге Михаила. В пути развития бизнеса по­добные книги и консультанты, такие как Михаил — это откровение и неоценимая помощь!

Согласен с Михаилом: начинать надо с себя - родного, любимого! После прочтения книги пришло в голову проанализировать собственные подходы и начать с себя: все, чем занимаешься сам лично в компании и за ее пределами! Буду советовать прочитать книгу всем знакомым (собственникам бизнеса). Жду выхода книги в свет!»

Евгений Павлов, генеральный директор компании «ВекФорт»:

Михаил, я купил Вашу книгу. Шикарное приобретение. Настоящий справочник по организации и ведению бизнеса. Среди настольных книг в настоящее время №1 и вряд ли скоро потеряет свои позиции. Прочитываю, выполняю задания, а в голове все свет­лее и светлее. Спасибо Вам за труд!


ПРЕДИСЛОВИЕ

Всем давным-давно известно, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить» - и не удивительно, что все сказанное великим русским поэтом це­ликом и полностью относится и к молодому российскому бизнесу. К сожалению, приходится признать, что и академическая переводная литература по экономике, и многочисленные бестселлеры западных гуру бизнес-консалтинга безнадежно буксуют на непролазных российских дорогах. Неоднократные попытки механи­ческого копирования и «вживления» западных моделей организации и ведения бизнеса в находящийся в пубертатном кризе организм российского бизнеса неот­вратимо вызывали и будут вызывать отторжение.

Книга, которую Вы сейчас держите в руках, во многом уникальна. Написанная чрезвычайно интересным и неординарным человеком - Михаилом Рыбаковым, бизнес-тренером, консультантом, коучем, эта книга является ярким образцом ново­го поколения отечественной бизнес-литературы. Четко структурированная, увлека­тельно и убедительно написанная книга создает ясную систему координат для про­фессионального рассмотрения и решения тех «ключевых» проблем, которые многие годы остаются «головной болью» отечественных руководителей и владельцев биз­неса. Более того, автор дает не просто ориентиры, он разворачивает перед читате­лем карту с кратчайшим маршрутом этого непростого пути построения собственного успешного бизнеса. Сотни примеров из практики Михаила Рыбакова делают книгу, по сути, настольным методическим руководством по организации, структурирова­нию и ведению бизнеса. В ней Вы найдете десятки «врезок» с конкретными примера­ми от реальных руководителей и владельцев компаний самых разных видов бизнеса со всей России. Великолепный арсенал многократно проверенных и эффективно работающих алгоритмов решения проблем Вашего бизнеса - от целей и стратегии бизнеса, через описание, стандартизацию бизнес-процессов, управление проектами и персоналом - к эффективной саморазвивающейся бизнес-системе.

О современном российском бизнесе можно и нужно писать еще очень и очень мно­го, но, пожалуй, лучше, чем у Михаила Рыбакова, давшего жизнь этой книге, пока мало у кого получилось. Грамотное, увлекательное и честное руководство, выполненное на высоком профессиональном уровне специалистом, который может и готов делиться своим многолетним опытом и практическими наработками не только с читателями-бизнесменами, но и с коллегами «по цеху». А это, поверьте, дорогого стоит!

Если Вы уже успешный владелец собственного бизнеса или однозначно решили им стать - эта книга для Вас!

Генеральный директор

«Московской Бизнес-Школы - ЮФО»,

профессор Академии военных наук РФ И.Н. Хмарук


ОТ АВТОРА

Уважаемые читатели! Перед вами книга, которая позволит вам упорядочить свой бизнес. Так, чтобы он:

• приносил хорошую прибыль;

• стабильно работал и развивался;

практически не зависел от человеческого фактора сотрудников;

• требовал от владельца минимального контроля.

Еще несколько лет назад книг по ведению бизнеса в России было очень мало. Сейчас - море. Однако действительно практическую информацию приходится со­бирать по крупицам.

Почему вам есть смысл тратить время на прочтение именно этой книги? В ней я постарался собрать под одной обложкой все основные аспекты построения успеш­ного бизнеса. И дать реальные алгоритмы, проверенные в работе мной и моими клиентами. Честно, открыто, без утаек. Без воды и пустословия. Зато с большим количеством примеров и практических заданий, выполнив которые, вы можете усовершенствовать свой бизнес.

Для кого эта книга? И для «зубров», и для новичков. Изучив ее, опытный бизнес­мен сможет «разложить по полочкам» то, что он интуитивно делал многие годы, выстроить систему - сначала в своей голове, а потом и в компании. Начинающий -избежать многих очень болезненных ошибок, сэкономить годы «хождения по гра­блям».

Основная аудитория - владельцы среднего и малого бизнеса (СМБ), которые потом и кровью завоевывают себе место под солнцем. К крупному все мои реко­мендации тоже относятся в полной мере, однако в нем политика (в самом широком смысле) зачастую выигрывает у здравого смысла, особенно в России. Поэтому, увы, я выражаю сомнения в том, что вы сможете применить мои рекомендации, если работаете в большой частной, а тем паче государственной, организации. Если сможете - напишите мне.

Когда в книге я обращаюсь к вам, то подразумеваю, что вы - хозяин бизнеса. Если вы пока им не являетесь, то все равно сможете получить для себя пользу. Хотя многие мысли и покажутся вам необычными: мышление бизнесмена в корне отличается от мышления наемника любого уровня.

V вас может возникнуть желание делегировать своим сотрудникам прочтение этой книги и наведение порядка в бизнесе. Однако не советую. По опыту, в СМБ работами по структурированию и развитию бизнеса должен руководить сам вла­делец, иначе они обречены на провал.

Книга будет полезна моим коллегам-консультантам, добавит системности и ин­струментария в работу.


В ее основе - мой опыт работы бизнес-консультантом и бизнес-тренером с 2000 года. Многие фрагменты текста взяты из статей, которые я писал в разные годы для своей рассылки «Советы бизнес-консультанта» (выходит с 2007 года, свыше 55000 подписчиков) и различных СМИ. Уже несколько лет коллеги, друзья, читате­ли спрашивали меня, когда же я напишу книгу. 1/1 вот она перед вами.

Я всегда открыт для общения (по делу). Задать мне вопросы, а также высказать свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: into@mrybakov.ru.

Обсудить темы, поднятые в книге, можно в моем блоге: rnrybakov.livejournal.com.

Заходите на сайт www.mrybakov.ru - там много полезных материалов. Подпи­шитесь на мою бесплатную рассылку «Советы бизнес-консультанта», и вы будете регулярно получать статьи по бизнесу и не только, причем зачастую раньше чита­телей бумажных журналов. Смотрите мои вебинары1: там мне удается передавать свой опыт в концентрированной форме.

А сейчас - в путь!


БЛАГОДАРНОСТИ

Моим многочисленным клиентам, без которых не было бы ни моего опыта, ни

этой книги.

Моей семье. Жене Оле, которая долгие годы терпит мою творческую натуру, и дочке Иришке. Отцу за вложенные в меня годы жизни. Маме за тихий героизм: умение идти к своей научной звезде, несмотря ни на что.

Моим учителям. Николаю Ивановичу Козлову, который научил меня мыслить и жить осмысленно, сильно и позитивно, вдохновил сделать сайт и начать пи­сать. Дмитрию Димитриеву, с чьей легкой руки я стал бизнес-тренером, а потом и консультантом. Андрею Кузнецову, который доказал мне, что я могу учить и про­давать. Игорю Леонардовичу Викентьеву и Сергею Валерьевичу Сычеву, которые задали мне новую профессиональную планку, лишив спокойствия и самодоволь­ства. Владимиру Высоцкому, Сергею Шишкову (Сталкеру), Карлосу Кастанеде и Ошо Раджнишу, которые помогли мне сформировать свое мировоззрение. Ири­не Баговой, которая верит в нас, нещадно гоняет на скалодроме и на скалах. Моим инструкторам по фридайвингу, туризму, альпинизму и т.д.

Моим коллегам. Дмитрию и Наталье Македонским, которые втащили меня в пучины собственного бизнеса. Сергею Исакову, который выпустил мой первый продукт в мультимедиа-формате. Александру Шмайлову, который дал мне много ценных идей. Александру Сорокоумову, который позволил мне по-новому взгля­нуть на профессию и себя в ней. Оксане Клименко, которая помогает реализовать многие мои «светлые» мысли и поддерживает в дни раздумий. Наталье Мудрик, общаясь с которой я лучше понимаю себя и свои цели, заряжаюсь оптимизмом.

Моим давним партнерам в СМИ. Издательскому дому «Имидж-медиа»: Елене Вос­кановой и Тимуру Асланову, которые регулярно публикуют мои статьи в своих изда­ниях, Журналу «На стол руководителю»: Федору Смирнову и Марине Азарян, которые упорно возятся с моими творениями, запихивая их в формат печатной полосы.

Новым «звездам» российского консалтинга и тренинга: Глебу Архангельскому, Радиславу Гандапасу, Игорю Манну, Александру Левитасу, Константину Бакшту. За то, что своим примером доказали: невозможное возможно. Просто захотеть и сде­лать, Своим трудом. Без огромного начального капитала и «волосатой лапы». Это очень вдохновляет.

Тем местам, где я пишу эту книгу: под соснами и пальмами. Лесному лагерю на реке Пра в районе Окского заповедника. Кемпингу Bishbishi в египетском городе Дахаб. Многочисленным кафе: московским и не только.

Природе и Земле, которые еще живы, несмотря на то, что человечество с ними творит.


Отдельное спасибо Виталию Квитковскому, владельцу издательства ИКАР. В наше непростое для книжного бизнеса время он взялся за мою книгу и выпустил ее быстро, качественно и с душой.

Я благодарен всем тем, кто помогал мне работать над книгой: вычитывал, при­слал свои примеры и комментарии. Да и просто поддерживал морально - это важно.

Спасибо вам всем - от души!

В первую очередь - моей Ольге. Она провела над книгой множество долгих вече­ров, дотошно вчитываясь в текст и находя нестыковки в, казалось бы, многократно проверенных местах. Помог и ее многолетний опыт работы в крупных компаниях.

Я привожу имена и должности людей так, как они пожелали представиться в книге, в алфавитном порядке фамилий (или имен, если фамилия не указана).

• Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании

• Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь

• Сергей Багузин, замдиректора по развитию крупной ИТ-компании ■ Виталий Блинов, владелец строительной компании «Профинтер»

• Андрей Веселов, основатель Группы Компаний EXTERNET

 

• 1/1.Л. Викентьев, директор консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС», г. Санкт-Петербург

• Алексей Дудин, юрист, бизнес-консультант

• Игорь Жуков-Дуккарт, промышленный консультант по КИП, совладелец 000 «РУПРОМТ»

• Любовь Малютина, маркетинг-директор, группа Societe Generale - Русфи-нанс Банк; консультант по маркетингу

• Игорь, менеджер по работе с ключевыми клиентами в крупной западной компании

• СВ. Исаков, владелец компании Matrix

• Сергей Иванов, владелец и управляющий компании «Гермес» (производство очистных сооружений)

• Андрей Кадишнов, владелец группы компаний VIP FOR YOU (свадьбы, празд­ники, флористика и другие услуги для VIP-клиентов)

• Оксана Клименко, владелец туристической компании, бизнес-консультант, • Николай, руководитель среднего звена в производственной компании

• Григорий Одулов, заместитель генерального директора торговой компании

• Ольга, руководитель отдела планирования крупного пищевого холдинга

• Тамара Пайвина, владелица продовольственных магазинов

• Игорь Семенович Попович, генеральный директор транспортно-логистической компании «ТРАНТОР»

• Элеонора Сандуленко, владелец компании FBK-Coaching

• Олег Семёновых, генеральный директор и совладелец компании «Бизнес технологии», г. Челябинск

• Сергей, владелец фабрики по производству мебели из массива сосны


• Алексей Тимонин, генеральный директор интернет-магазина путешествий OZON.travel

• Василий Торопин, менеджер компании «Вымпелком» («Билайн»)

• Сергей Трушкин, руководитель проекта VOLGOGRAD.RU

• Станислав Тювильдин и Оксана Черкашина, владельцы компании «Снегири», г. Дзержинск Нижегородской области

• Михаил Филиппов, учредитель и директор компании «ОфисМакс», г. Ниж­ний Новгород

■ Фёдор Халиулин, руководитель проектно-строительной компании «ГЛА­САРД»

• Александр Шлигерский, технический консультант, Esterel Technologies (под­рядчик Airbus)

• Ольга Юдина, кредитный аналитик, Банк «Сосьете Женераль Восток» (BSGV).


ВВЕДЕНИЕ

-У наев России две проблемы...

- Дураки и дороги?

- Нет! Коррупция и слабый менеджмент.

Анекдот

В тучные годы российский бизнес активно рос. Порой в несколько раз за год, если считать по оборотам. Набирали дополнительный персонал, открывали новые офисы. Как сказал мне один клиент, владелец компании: «Мы растем быстрее, чем набираемся ума». Казалось, что рост будет всегда.

Однако халява не бывает вечной. Осенью 2008 года пришел кризис, и объем многих рынков уменьшился в разы. Часть компаний разорилась. Другие - сокра­тили бизнес, уволили значительную часть персонала, переехали на окраины или за город. И сейчас, в июне 2010 года, предприятия продолжают останавливаться.

Однако у некоторых бизнес стал расти пуще прежнего. Происходит разделение на победителей и проигравших. Дальше оно будет только усиливаться.

Недавно я участвовал в семинаре по контекстной рекламе. Поразило, что было много участников возраста за 40, и даже за 50 лет. В начале семинара ведущий спросил, кто зачем пришел. Один мужчина солидного вида прямо сказал: «Госу­дарственные компании перестали платить даже через судебных приставов - вот приходится рекламой заниматься».

Наконец-то начинается нормальный рынок. И он вынуждает делать свой бизнес действительно конкурентоспособным и эффективным. В том числе и в мировом масштабе. Сейчас Россия продает на мировой рынок в основном сырую нефть, необработанный лес и оружие. Потому что практически все остальное, сделанное в нашей стране, никому не нужно! Увы...

Вот пример, чего вы сможете достичь, применяя описанные в книге технологии. Осенью 2009 года я получил такое письмо.

ПРИМЕР 1, Михаил Филиппов, учредитель и директор компании «ОфисМакс», г. Нижний Новгород: «Добрый день, Михаил! Прочитал Вашу статью «Как навести порядок в своем бизнесе». Провели прак­тическую работу по разработке бизнес-процесса «Обслуживание кли­ента» (наш бизнес - поставка канцтоваров корпоративным клиентам). Удалось добиться потрясающих результатов! Количество ошибок в за­казах (что влечет необходимость обмена или возврата товара нашими силами и за наш счет) по вине фирмы (операторов выписки, сотруд­ников склада, службы доставки) сократилось в 10(!) раз: до уровня 2-3 на 750-800 заказов в месяц. Вот что мы сделали.


• Всю цепочку процесса обслуживания клиента (внешнего, приносяще­го деньги) мы разбили на звенья {этапы обслуживания клиента).

• Определили «внутренний промежуточный продукт» (ВПП) на каждом этапе: кто является потребителем (внутренним клиентом) этого ВПП.

• Совместно с потребителем разработали стандарты качества ВПП и договорились, что потребитель будет возвращать некачественный ВПП на доработку «внутреннему поставщику» при наличии обосно­ванных претензий.

И это работает! Теперь каждый на своем месте знает, ЧТО от него ожидает его смежник. Мы четко показали каждому сотруднику, КАК качество его работы влияет на скорость и качество обслуживания и на удовлетворен­ность ВНЕШНЕГО КЛИЕНТА, который платит нам деньги. Во всяком случае, межличностные конфликты (кто прав, кто виноват) удалось свести на нет. Каждый потребитель ВПП на своем месте отстаивает качество ВПП, полу­чаемого от смежника. Взаимоотношения «выписки», «склада» и «достав­ки» чётко регламентированы.

Если система дает сбой, мы проводим «работу над ошибками» и, при необ­ходимости, вносим корректировку в регламент (если ошибка системная). В статье Вы упомянули об определении целей и задач подразделений, разработке толковых должностных инструкций, системе мотивации и стандартах работы. А где можно подробнее ознакомиться с этим? Чтобы было также доходчиво и по делу. Спасибо!»

Собственно, книга - ответ на эти и другие вопросы.

Бизнес - это простая, я бы даже сказал, рутинная работа, если он выстроен разумно1. Увы, зачастую это не так. И тогда ошибки системы приходится компен­сировать ежедневным героизмом руководителей и сотрудников.

Гуру менеджмента качества, автор «японского экономического чуда» Эдварде Деминг доказал, что с конкретными работниками связана лишь малая часть про­блем бизнеса, а более 90% - с плохой системой2. А это - ответственность его руководителей. Ваша ответственность!

Многие надеются получить быстрый успех: «все и сразу». Увы, это случается крайне редко. И лучше не уповать на удачу, а засучить рукава - и начать «вкалы­вать», выстраивая качественный бизнес, чтобы потом получать заслуженные пло­ды: удовлетворение от результатов, деньги, свободное время3.

Книга вам в помощь!

1 Примерно о том же говорит и мой коллега, известный российский консультант Давид Шустерман: «В бизнесе
деньги делаются на рутине, на отработанных технологиях массового производства, а идеи - это то, на что деньги
тратятся, и чаще всего безвозвратно». Статья «Взгляд извне. Уповаю на кризис». Газета «Ведомости», № 161
(2431) за 28.08.2009.

2 Эдварде Деминг. «Выход из кризиса».

3 Во время работы над книгой мне посчастливилось познакомиться с президентом Московской Федерации
«Кёкусин-кан Каратэ-до» Евгением Прохоровым. Он часто бывает в Японии. Я спросил его, в нем причина успеха
японцев. И получил ответ: «Трудолюбие и дисциплина».


Как устроена книга

Книга четко структурирована. В ней есть: ■ Подробное оглавление

• Основной текст

Выделенные ключевые слова и выражения (удобно для скорочтения)

Примеры из моей практики

• ПРИМЕРЫ и комментарии владельцев и руководителей разных компаний: от небольших до крупнейших (пронумерованы)

• ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (пронумерованы) [~д"|

• Рисунки (пронумерованы)

• Сноски. В них я даю уточнения к основному тексту: определения терминов, ссылки на дополнительные материалы по теме и т.д.

Как работать с книгой

Перво-наперво - именно работать. Просто прочтение не принесет вам пользы и лишь напрасно перегрузит ваш мозг. Поэтому:

• сразу прикладывайте прочитанное к своему бизнесу;

• выполняйте все практические задания. Желательно - сразу, письменно, в своей управленческой команде1;

• если что-то непонятно или есть чем поделиться - пишите мне: info@mrvbakov.ru.
Я рекомендую в первый раз читать полностью, чтобы понять всю систему.

Читайте последовательно (кроме редких случаев, явно указанных мной в тексте), иначе потеряете ход мысли.

А потом, когда будете использовать книгу как настольный справочник, лучше активно переходить по ссылкам, чтобы получить дополнительную информацию по той или иной теме.


, >


СТРУКТУРА БИЗНЕСА И КНИГИ

Бизнес состоит из 3 главных элементов: собственник, система и люди, которые в ней работают.

Собственник«Бог» компании. Он находится над ней. Именно по его воле она «родилась», ему принадлежит и его интересам служит. Он волен ее развивать или нет, продать или закрыть.

Система -это те организационные механизмы, из которых состоит компания и которые обеспечивают ее работу.

Люди заставляют «колесики» системы «вращаться». 1/1 превращают бездушные станки, регламенты, формы документов и т.д. в «живой организм».

Для сознания многих руководителей, а значит, и их бизнесов характерны пе­рекосы.

• В сторону людей. При таком подходе руководитель считает, что достаточно
нанять хороших сотрудников и все будет работать.

Недавно руководитель службы персонала одного крупного холдинга обрати­лась ко мне с просьбой помочь описать бизнес-процессы в HR1-подразделениях.

На встрече я рассказал ей, что после этого сотрудники во всех дочерних ком­паниях и филиалах будут по единым алгоритмам решать такие задачи как найм, организация обучения персонала и т.д. Она с ужасом ответила: «Зачем? Они же у меня все умные, с высшим образованием!» Занавес...

• В сторону системы. При этом пишут массу инструкций, которые потом не
выполняются.

Мне случалось видеть до 13 противоречащих друг другу регламентов выполне­ния одной важной технологической операции. Все считались действующими.

• В сторону собственника. В этом случае он руководствуется принципом:
«Мое: что хочу, то и ворочу!»

Нанимает на высокие посты некомпетентных родственников, стравливает руко­водителей, неожиданно изымает деньги из бизнеса и пр.

Каждый из описанных перекосов опасен. Только баланс всех 3 элементов даст вам бизнес, устойчивый в долгосрочной перспективе.

Книга отражает структуру бизнеса.

Раздел I «БИЗНЕС-СИСТЕМА» научит вас оптимизировать систему своего бизнеса.

Глава 1 «Бизнес и его окружение» позволит вам сделать бизнес эффективным с точки зрения владельца и полезным для клиентов. Вы сможете определить и гра­мотно использовать ключевые компетенции и конкурентные преимущества своей компании.

1 HR - стандартная аббревиатура от выражения «human resources», что означает «человеческие ресурсы». Она настолько распространена, что ее обычно не переводят, а говорят, например, «HR-менеджер», то есть менеджер по персоналу.


Глава 2 «Цель и стратегия бизнеса» поможет вам выработать направление дви­жения и спланировать маршрут. А именно: сформировать образ будущего своего бизнеса и его миссию, задать четкие цели. Разработать стратегию и конкретные политики (принципы) своей компании.

Все это очень затасканные в бизнес-литературе понятия. Я покажу, как на прак­тике использовать эти инструменты.

Глава 3 «Бизнес-процессы» наглядно продемонстрирует вам суть вашего биз­неса. Вы научитесь использовать простые технологии, позволяющие описать и оптимизировать работу своей компании,

Глава 4 «Проекты» научит вас достигать успеха в реализации проектов, укла­дываться в сроки и бюджет при соблюдении необходимого уровня качества. В том числе управлять рисками и изменениями, поставщиками и подрядчиками и т.д.

Глава 5 «Организационная структура» покажет вам, почему структура компании не так важна, как это принято считать. И при этом позволит выстроить ее опти­мальным образом.

Раздел II «ЛЮДИ В БИЗНЕС-СИСТЕМЕ» (Глава 6 «Персонал») даст вам технологии, позволяющие «оживить» систему при помощи качественного персонала. А именно:

• определить потребность компании в сотрудниках;

• нанять подходящих кандидатов;

• воспитать и обучить людей, превратив их в качественных работников;

• управлять знаниями;

• мотивировать сотрудников как деньгами, так и иначе;

• построить команду;

• выстроить оптимальный путь каждого сотрудника в вашем бизнесе. Раздел III «РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ» покажет вам, как совершенствовать

свой бизнес.

Глава 7 «Непрерывное совершенствование бизнеса» даст вам технологии, ко­торые позволят сделать свой бизнес саморазвивающимся. Простейшие, но эф­фективные - оценка удовлетворенности клиентов и работа с их недовольствами и рекламациями. Очень полезные - бенчмаркинг и статистические методы. И, на­конец, системы совершенствования бизнеса - от кружков качества до ISO 9001, 6 sigma и других.

Глава 8 «Консультанты и тренеры» покажет вам, когда и зачем нужны проводники перемен и как эффективно пользоваться их услугами. Увы, большинство руководи­телей этого не умеют. И либо вообще не обращаются к консультантам, упуская воз­можности вывести свой бизнес на новый уровень, либо зря тратят время и деньги.

Глава 9 «Новые фишки бизнеса» раскроет перед вами новые горизонты. Как работать без офиса и удаленно. Когда и как эффективно использовать аутсор­синг или самим стать аутсорсинговой компанией. Как предоставить своим клиен­там комплексные услуги, повысить свою ценность для потребителей и заработать на этом дополнительные деньги.

И, наконец, глава 10 «Стратегические ориентиры» покажет вам, чем выгодно строить свой бизнес без использования коррупции. Почему в современном мире


властвует социализм и к каким последствиям для бизнеса и всего общества это приводит.

В книге лишь вскользь рассматриваются такие важные темы, как маркетинг, продажи, управление финансами. Книга и без того большая и насыщенная. А если говорить о деньгах, то прибыль - это лишь индикатор того, насколько эффективно работает бизнес. Когда вы наведете в нем порядок, рост прибыли не заставит себя ждать: как следствие снижения издержек, увеличения количества довольных по­стоянных клиентов, мотивированности персонала и так далее.

Надеюсь, что вышеуказанные темы войдут в мои следующие книги.


РАЗДЕЛI

БИЗНЕС-СИСТЕМА




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.022 с.)