Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт информационных технологий и коммуникаций↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Институт информационных технологий и коммуникаций
Кафедра ИС Методические указания к Дипломному проектированию для студентов специальности 080801.65 “Прикладная информатика (в сфере сервиса)” АСТРАХАНЬ — 2010 г.
Методические указания утверждены на заседании кафедры ИС от г., протокол №
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 5 1. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ................................................................... 6 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7 2.1. Требования к ДП (ДР).............................................................................. 7 2.2. Определение темы ДП (ДР)...................................................................... 8 2.3. Руководство ДП (ДР)................................................................................ 9 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 11 4. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПЗ ДП (ДР)............................................................ 16 4.1. Структура ПЗ............................................................................................ 16 4.2. Титульный лист......................................................................................... 17 4.3. Задание на дипломный проект................................................................. 17 4.4. Календарный план-график....................................................................... 17 4.5. Реферат...................................................................................................... 17 4.6. Содержание ПЗ......................................................................................... 18 4.7. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.......... 19 4.8. Введение.................................................................................................... 19 4.9. Основная часть.......................................................................................... 19 4.9.1 Аналитическая часть ПЗ........................................................................ 21 4.9.2 Раздел «Техническое задание».............................................................. 24 4.9.3 Раздел «Рабочий проект»...................................................................... 26 4.9.4 Раздел «Расчет экономической эффективности»................................... 28 4.9.5 Раздел «Обеспечение эргономики рабочего места»............................. 28 4.10. Заключение................................................................................................ 28 4.11. Литература................................................................................................ 29 4.12. Приложения.............................................................................................. 29 4.13. Программный продукт............................................................................. 30 5. ОФОРМЛЕНИЕ ДП (ДР)...................................................................................... 31 5.1. Общие требования к оформлению........................................................... 31 5.2. Построение пояснительной записки......................................................... 31 5.3. Изложение текста...................................................................................... 33 5.4. Сноски....................................................................................................... 35 5.5. Иллюстрации............................................................................................. 36 5.6. Формулы................................................................................................... 37 5.7. Примечание............................................................................................... 38 5.8. Ссылки....................................................................................................... 38 5.9. Приложения.............................................................................................. 38 5.10. Сокращения............................................................................................... 39 5.11. Таблицы..................................................................................................... 39 5.12. Списки....................................................................................................... 42 5.13. Оформление библиографического списка............................................... 43 6. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДП (ДР)............................................................................ 45 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................... 48 Приложение 1. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАНИЯ.......................................... 50 Приложение 2. ТИПОВОЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 53 Приложение 3. ЗАЯВЛЕНИЕ НА РУКОВОДСТВО ДП........................................ 55 Приложение 4. ОБРАЗЦЫ ПИСЕМ ДЛЯ ПРИЕМА СТУДЕНТОВ НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ НА ПРЕДПРИЯТИЕ...................................... 57 Приложение 5. ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА С ПРЕДПРИЯТИЕМ О ЗАКРЕПЛЕНИИ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ............................................................................................................ 60 Приложение 6. ОБРАЗЕЦ ПРИЛОЖЕНИЯ К ДОГОВОРУ С ПРЕДПРИЯТИЕМ О ЗАКРЕПЛЕНИИ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ.................................................. 63 Приложение 7. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАН-ГРАФИКА НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ..................................................................... 65 Приложение 8. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ НА РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ 67 Приложение 9. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА пояснительной записки................................................................................................................. 69 Приложение 10. ПРИМЕР РЕФЕРАТА................................................................... 71 Приложение 11. Примеры составления библиографических списков 73
ВВЕДЕНИЕ В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и «Положением по подготовке выпускных квалификационных работ (дипломного проекта, работы) Астраханского государственного технического университета (АГТУ)» в состав итоговой государственной аттестации по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» обязательно включается защита дипломного проекта (ДП) или дипломной работы (ДР). Настоящие методические рекомендации содержат изложение основных положений и требований по дипломному проектированию, выполняемому студентами специальности 080801.65 “Прикладная информатика (в сфере сервиса)” на кафедре “Информационные системы” АГТУ. Методические указания опираются на стандарты Министерства образования России и ГОСТы на автоматизированные системы, регламентируют порядок прохождении студентами преддипломной практики и порядок выполнения, оформления и защиты дипломного проекта. При разработке и оформлении дипломного проекта студент обязан руководствоваться этими общими положениями. Более подробную информацию в ходе дипломного проектирования студент получает от руководителя дипломной проекта назначенного кафедрой и консультантов. Методические указания могут быть также полезны руководителям преддипломной практики студентов и преподавателям, осуществляющим руководство студентами-дипломниками.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ В настоящих методических указаниях применяются следующие обозначения и сокращения: ВКР – выпускная квалификационная работа; ГОС – государственный образовательный стандарт; ИС – информационная система; СМК – система менеджмента качества; ГАК – государственная аттестационная комиссия; ДП (ДР) – дипломный проект (дипломная работа); ПЗ – пояснительная записка.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Требования к ДП (ДР) Дипломное проектирование – заключительный этап обучения студентов. Целями дипломного проектирования являются: · систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении научных и прикладных задач; · совершенствование навыков ведения самостоятельной работы, комплексного проектирования и научного исследования, формирование организационных и управленческих способностей; · приобретение опыта систематизации полученных результатов выполнения работы, а также опыта их публичной защиты. К дипломному проектированию и защите допускаются студенты, завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом, включая итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Дипломное проектирование завершается разработкой дипломного проекта или дипломной работы – выпускных квалификационных работ (ВКР), подводящих итоги обучению студента в АГТУ, и характеризующие его подготовленность к работе по специальности. Дипломный проект – вид самостоятельной работы выпускника, направленной на систематизацию, углубление и закрепление теоретических знаний и решение реальных производственных задач, содержащей разработку объекта проектирования, расчет необходимых параметров и состоящей из пояснительной записки и практической реализации. Дипломная работа – вид самостоятельной работы выпускника, направленной на систематизацию, углубление и закрепление теоретических знаний, решение прикладных задач, состоящей из пояснительной записки. ДП (ДР) должны продемонстрировать теоретические знания и практические навыки студента в области проектирования и разработки информационно-вычислительных систем и технологий. При этом студенту важно проявить умение самостоятельно проводить анализ и прорабатывать концепцию создаваемой системы, изучать литературу по избранной предметной области, выбирать программно-технические средства и методы решения поставленной содержательной проблемы. В работе студент обязан творчески применить общие системотехнические принципы и стандартные средства, экономико-математические модели и методы в анализе проблемной ситуации, в выборе структуры системы, проявить навыки конкретного программирования и организации информации при проектировании систем и технологий. При выполнении ДП (ДР) студент должен не просто следовать требованиям заказчика, а проявить способности к улучшению представлений и установок по рационализации информационного производства и обслуживания на предприятии. ДП (ДР) должны выполняться с применением современных информационных технологий и учитывать требования стандартов. Результаты дипломного проектирования подлежат защите в ГАК. Решение о присвоении выпускнику квалификации по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает ГАК по положительным результатам защиты ДП (ДР). Определение темы ДП (ДР) Темы ДП предлагаются кафедрой «Информационные системы», научно-исследовательскими и конструкторско-технологическими институтами, а также промышленными предприятиями, коммерческими организациями, государственными учреждениями и муниципальными структурами, деятельность которых связана со сферой сервиса. Тематика ДП студентов специальности «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» может быть посвящена: · проектированию и разработке новых или модификации существующих предметно-ориентированных систем, представляющих собой: · системы (подсистемы, программные комплексы) обработки информации и управления, · мультимедиа системы, · сайты и порталы, · анализу и решению конкретных прикладных и общетеоретических задач производственно-экономического или социального назначения.
Общий перечень тем должен ежегодно обновляться, повторяемость тем не допускается. Студенту предоставляется право выбрать тему или предложить свою с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тему необходимо согласовать с выпускающей кафедрой. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники, иметь практическое значение. Допускается выполнение комплексного ДП (ДР) коллективом, в котором каждый студент выполняет свое конкретное задание, являющееся частью комплексного задания. Руководство ДП (ДР) При выполнении ДП (ДР) каждому студенту приказом ректора назначаются руководитель и, при необходимости, консультанты по отдельным разделам. Руководителем ДП (ДР) назначается преподаватель выпускающей кафедры АГТУ или приглашенный высококвалифицированный специалист соответствующего направления профессиональной подготовки. Студент может выбрать руководителя своего ДП (ДР) из списка, предлагаемого кафедрой «Информационные системы». Количество дипломников у руководителя определяется его учебной нагрузкой. В обязанности руководителя входят: · разработка (вместе со студентом) содержания задания и календарного плана-графика работы на весь период дипломного проектирования; · рекомендация студенту необходимой основной литературы, справочных материалов, типовых проектов и других источников по теме; · проведение систематических консультаций для студента по решению основных задач дипломного проектирования, назначаемых согласно расписанию или по мере необходимости; · регулярный контроль за ходом выполнения календарного графика работы; · проверка правильности выполнения дипломного проекта в целом; · уведомдение заведующего кафедрой об отставании студента от утвержденного графика; · представление заведующему кафедрой ДП (ДР) с рекомендацией (или без рекомендаций) к защите; · написание для государственной аттестационной комиссии отзыва на дипломный проект; · проверка наличия рецензии на дипломный проект. В случае необходимости по предложению руководителя ДП (ДР) студенту могут быть назначены консультанты по отдельным разделам проекта в зависимости от специализации темы ДП (ДР) (например, в области бухгалтерского учета, статистики, менеджмента, проектирования, программирования и др.) с выделением часов на консультацию из общего количества часов, выделенных на дипломное проектирование. Консультанты по отдельным разделам ДП (ДР) могут назначаться из числа профессорско-преподавательского состава АГТУ, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Необходимость приглашения консультантов по отдельным разделам ДП (ДР) оговаривается в задании на ДП (ДР). Консультанты со студентами уточняют объем и содержание работ по соответствующим разделам ДП (ДР), оказывают им методическую помощь и консультации при выполнении намеченных работ. Консультанты проверяют и оценивают соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят свою подпись на титульном листе и в календарном плане выполнения ДП (ДР). Обычно студентам специальности «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» назначаются консультанты по экономическому разделу и разделу, посвященному определению требований по эргономике рабочего места. Студент обязан не реже двух раз в месяц докладывать консультанту о проделанной работе. Следует подчеркнуть, что руководитель и консультанты не несут ответственности за ошибки в расчетах, недостатки в стиле и грамотности изложения материала, качестве его оформления. Подписи руководителя и консультантов удостоверяют, что работа выполнена самостоятельно и в соответствии с заданием. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПЗ ДП (ДР) Структура ПЗ Пояснительная записка является основным отчетным документом по ДП (ДР), который содержит систематизированные данные о дипломном проекте (работе), описание состояния, процесса и результатов научно-технического исследования, анализ проблем, расчеты и экспериментальные данные, анализ результатов и решений, иллюстрации, схемы, графики. Структура и оформление пояснительной записки устанавливаются в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами ЕСПД. Разработанные программы должны быть испытаны, методика и результаты испытаний включаются в пояснительную записку. Результаты испытаний должны характеризовать основные функциональные возможности программы и соответствие техническим требованиям. Дипломный проект имеет следующую структуру: · титульный лист; · задание на дипломный проект; · календарный план-график дипломного проектирования; · реферат (на двух языках); · содержание; · перечень сокращений, условных обозначений, символов и терминов; · введение; · основная часть (с подразделами); · заключение; · список использованных источников; · приложения. К дипломному проекту обязательно прилагаются коды разработанного студентом программного продукта на электронном носителе, описанного в основной части дипломного проекта и презентация.
В зависимости от конкретного содержания и особенностей проектов, а также по согласованию с руководителем в пояснительную записку по дипломному проекту могут включаться некоторые другие разделы, усиливающие обоснованность проектных решений, предложений и выводов и иллюстрирующие их, упрощающие восприятие ДП. Титульный лист Титульный лист является первым листом ДП (ДР) и выполняется по образцу, приведенному в приложении 9. Шифр текстовой документации формируется следующим образом: ДП <Код специальности>.<Номер диплома>.<Год выпуска> Номер диплома выдается дипломнику на кафедре. На титульном листе расписываются автор работы, дипломный руководитель, консультанты, заведующий кафедрой, утверждающий допуск к защите в ГАК. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию лица, подписавшего дипломную работу, ниже, под подписью — дату подписания. Дату подписания следует записывать арабскими цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Задание на дипломный проект Задание на дипломный проект — основной документ, определяющий содержание ДП (ДР). Задание на дипломный проект размещается на двух листах и включает указание основных характеристик проекта, содержание графических работ в листах и др. Задание на ДП подписывается студентом, его дипломным руководителем и заведующим кафедрой «Информационные системы». Образец задания приведен в приложении 1. Студент подписывает задание последним. 4.4. Календарный план-график В календарном план-графике указываются последовательность выполнения отдельных этапов, сроки их выполнения и трудоемкость (в процентах). Все этапы выполнения ДП оформляются в виде таблицы. В каждой строке таблицы должен расписаться сотрудник, ответственный за руководство выполнением соответствующего этапа (руководитель ДП или консультант). Пример календарного план-графика приведен в приложении 7. Реферат Реферат представляет собой краткое изложение всего проекта с основными сведениями и выводами. Реферат приводят на русском и английском языках и размещают на отдельных пронумерованных страницах с ненумерованным заголовком «РЕФЕРАТ». Реферат должен содержать: · ключевые слова; · сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц и использованных литературных источников; · основной текст реферата. Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание ПЗ дипломного проекта (работы). Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов. Ключевые слова приводятся в именительном падеже, прописными буквами и через запятую. Сведения об иллюстрациях сопровождаются указанием их характера: схема, чертеж, график. Основной текст реферата должен отражать: · объект проектирования (исследования); · цель работы; · краткие выводы о полученных результатах и их новизне; · рекомендации по внедрению; · основные конструктивные и технико-экономические характеристики; · область применения. Применение нестандартных сокращений слов и терминов в реферате не допускается. Объем реферата не должен превышать одной страницы. Пример реферата представлен в Приложении 10. Содержание ПЗ Содержание ПЗ (оглавление) размещают на отдельной пронумерованной странице (страницах) после реферата, снабжают ненумерованным заголовком «СОДЕРЖАНИЕ» и включают в общее количество страниц ПЗ. Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов). Содержание (оглавление) должно включать все заголовки, имеющиеся в дипломной работе, в том числе: · перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов; · введение; · список литературы; · заключение; · наименование приложений с их номерами (например, Приложение 1. Организационная структура предприятия). В содержании все номера подразделов должны быть смещены вправо относительно номеров разделов. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной. Прописными должны печататься аббревиатуры. Введение Введение — часть проекта, в которой следует в общих чертах описать особенности данной работы и обосновать ее актуальность, необходимость решения представленных задач. Во введении приводится краткая характеристика предметной области и проблемных ситуаций, подлежащих решению, приводятся формулировка цели и постановка основных задач, сведения о решении этих и близких задач в прошлом, характеризуется их применимость к данной проблемной ситуации. Объем введения не должен превышать 5 процентов объема основной части проекта (без приложений). Заголовок раздела не нумеруется. Основная часть Основная часть проекта должна содержать необходимые материалы для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения проекта. Состав и структура основной части ПЗ устанавливается в соответствии с техническим заданием на ДП (ДР). В основной части должны быть отражены следующие этапы дипломного проектирования: · обследование предметной области; · обоснование актуальности темы; · определение цели, назначения и задач проектирования; · выбор и обоснование критериев оценки альтернатив для решения выявленных проблем, конструирование альтернатив решения проблемы и их анализ по выработанным критериям; · выбор и обоснование использования комплекса программных и технических средств; · построение функциональной модели разрабатываемого проекта; · построение информационно-логической модели системы; · построение диаграммы перехода состояний, при необходимости; · выбор и обоснование использования комплекса программных и технических средств; · реализация модулей программного и информационного обеспечения проекта; · контрольное испытание разработанного проекта на подготовленном тестовом примере; · определение экономического и социального эффекта от разработанного проекта (технико-экономический раздел); · обеспечение эргономики рабочего места. Рекомендуется основную часть дипломных проектов, выполненных по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)», подразделять на разделы: 1. Аналитическая часть; 2.Техническое задание; 3. Рабочий проект; 4. Расчет экономической эффективности; 5. Обеспечение эргономики рабочего места.
В основной части дипломного проекта описание и анализ предметной области, концепции разрабатываемой системы следует приводить с использованием средств CASE-технологии. В тех случаях, когда ДП (ДР) не может быть полностью раскрыт в рамках приведенной структуры, список разделов или подразделов, а также их последовательность могут быть незначительно изменены с учетом особенностей ДП (ДР). Более подробно разделы основной части ПЗ описаны в следующих пунктах настоящих методических указаний. 4.9.1. Аналитическая часть ПЗ В Аналитической части раскрываются ключевые идеи, лежащие в основе проектных решений. Для этого необходимо дать развернутое описание существующего состояния предметной области на момент выполнения проекта, характеристики объекта и системы управления, привести анализ и систематизацию общепринятых или известных методов и способов построения или реализации систем рассматриваемого типа, обосновать предложения по устранению выявленных недостатков в предметной области, способу построения системы, внедрению новых или использованию существующих методов и средств. Основная часть раздела должна содержать следующие подразделы: 1. Описание предметной области; 2. Определение актуальности; 3. Определение цели, назначения и задач проектирования; 4. Выбор критериев оценки альтернатив для решения проблемы; 5. Конструирование альтернатив решения проблемы и их анализ по выработанным критериям. В подразделе «Описание предметной области» приводится описание существующей технологии обработки информации (или фактического состояния объекта), разрабатывается функциональная модель AS-IS. Дается краткая характеристика технико-экономических аспектов объекта управления, включающая наименование, юридический статус и миссию предприятия, его организационную структуру, номенклатуры готовой продукции (услуг), материалов и ресурсов, положение на рынке (основные конкуренты, аналогичные организации, масштабы деятельности, сфера влияния, доля рынка, количество клиентов, поставщиков, имущества, персонала, объемы выпуска продукции / оказания услуг), основные тенденции развития организации и отрасли, сильные и слабые стороны организации и т.д. Также в подразделе определяется контекст бизнеса и бизнес-процессы предприятия, их реализация, описываются объекты автоматизации, информационные связи между структурными единицами, выделяются границы разрабатываемой системы и внешние сущности, взаимодействующие с системой. При описании предметной области особое внимание следует уделить той ее части, которая наиболее существенно влияет на разрабатываемый проект. Для наглядности представления предметной области, точности и полноты раскрытия бизнес-процессов рекомендуется использовать диаграммы методологии структурного анализа и проектирования (IDEF0), диаграммы в нотации IDEF3, диаграммы потоков данных (DFD), диаграммы бизнес-вариантов использования (USE CASE), диаграммы взаимодействия (последовательности (SEQUENCE) и кооперации (COLLABORATION)), диаграммы деятельности (ACTIVITY) и другие диаграммы, позволяющие более детально раскрыть специфику предметной области. Выбор диаграмм зависит от характера задачи. Актуальность темы ДП (ДР) – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. В подразделе «Определение актуальности» необходимо описать проблемы деятельности, возникающие при использовании существующей технологии (недостатки, устранение которых предполагается осуществить в проекте), спрогнозировать их развитие при отсутствии решения и оценить актуальность решения проблем. В подразделе «Определение цели, назначения и задач проектирования» необходимо сформулировать цель, назначение и задачи разработки проекта и выделить основные требования к проектируемой системе. Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены автором в предыдущем разделе и содержать краткое указание на результат, ожидаемый от выполнения ДП (ДР) (создание системы, разработка проекта и т.д.). Цель должна формулироваться одним предложением. Назначение содержит указание ожидаемого эффекта от внедрения разрабатываемой системы. Достигаемые эффекты можно разделить на две группы показателей: · достижения улучшения ряда экономических и социальных показателей выполнения выбранной функции управления или работы рассматриваемого подразделения, или всего предприятия в целом (например, увеличение выпуска продукции, увеличение числа обслуживаемых клиентов, сокращение простоев на …число часов и т. д.); · улучшения значений показателей качества обработки информации (например, сокращение времени обработки и получения оперативных данных для принятия управленческих решений; повышение степени достоверности обработки информации, степени ее защищенности, повышение степени автоматизации получения первичной информации; увеличение количества аналитических показателей, получаемых на базе исходных и т.д.). При описании задач дипломнику следует сделать акцент на перечень тех функций управления, которые будут автоматизированы при внедрении предлагаемого проекта. В подразделе «Выбор критериев оценки альтернатив для решения проблемы» указывается, на основании каких критериев будет производиться оценка различных вариантов достижения цели, иными словами, что именно в рассматриваемых альтернативах студенту необходимо оценить. Критерии — это те ключевые показатели, те характеристики, основываясь на которых можно судить о том, насколько хороший результат будет достигнут при выборе одного из сравниваемых вариантов. Выбор критериев основывается на требованиях заказчика к будущей системе и результатах анализа предметной области. Критерии могут быть сгруппированы по какому-нибудь признаку. Критерии можно разделить на функциональные и нефункциональные. Функциональные критерии соответствуют задачам системы, указанным в предыдущем разделе. К нефункциональным критериям относятся требования к реализации проекта, надежности, удобству использования, производительности, защите информации от несанкционированного доступа, сопровождаемости, стоимости, времени, рискам, стабильности, оптимальности и др. Критерии необходимо проверить на непротиворечивость друг другу, корректность и возможность выполнения. Подраздел «Конструирование альтернатив решения проблемы и их анализ по выработанным критериям» включает обоснование проектных решений, необходимых для достижения цели. Для этого выделяются различные альтернативы. Примерами альтернатив могут быть: 1. Разработка типовых проектных решений, зафиксированных в пакетах прикладных программ; 2. Решение задач с последующей привязкой пакета прикладных программ к конкретным условиям внедрения и функционирования (настройка готовых пакетов прикладных программ); 3. Разработка АСОИУ 3.1 Постановка задачи для других разработчиков; 3.2 Разработка собственными силами. Выделенные альтернативы сравниваются на основании выбранных в предыдущем разделе критериев. Для оценки альтернатив по критериям можно привлекать экспертов, специализирующихся в соответствующей области. При сравнении альтернатив рекомендуется получить интегральный показатель, который позволит выявить наиболее удачный вариант. Для большей обоснованности оценки желательно провести стоимостный и UDP анализ с использованием функциональных диаграмм по каждой альтернативе. 4.9.2. Раздел «Техническое задание» В Техническом задании приводится общее описание реализации ключевых для системы опций, формы входных и выходных документов, модели данных, необходимые для разработки системы. Здесь же дается обоснование выбора стандартных составляющих решения, используемых инструментальных средств. Структура раздела: 1. Описание технологии обработки информации (заданного состояния); 2. Информационно–логическая модель системы; 3. Обоснование выбора обеспечивающих технологий; 4. Требования к техническому и программному обеспечению. В подразделе «Описание технологии обработки информации» описывается функциональная модель системы, включающая построенные по результатам обследования предметной области и выделенных ранее требований к системе диаграммы, отражающие схему потоков данных и иерархию функций и подфункций для заданного состояния, реализация которых обеспечит решение поставленной задачи автоматизации (модель TO-BE). Определяются соответствующие схеме потоков данных все входные, выходные и промежуточные документы, используемые на каждом этапе технологического процесса. Определяется состав групп пользователей, их права на доступ к данным и к функциям системы. Для систем реального времени описывается поведение объекта ИС во времени; строятся диаграммы переходов состояний (STD) для объектов системы и модели их взаимодействия. В подразделе «Информационно-логическая модель системы» описывается логика обработки информации: · описываются структура и информационное содержание входных документов, определяются правила целостности данных, приводятся макеты входных документов; · определяются структура и информационное содержание выходных документов, правила сортировки и группировки данных, описываются алгоритмы получения выходной информации; · определяются сущности предметной области и строится диаграмма "сущность-связь" (ERD) или диаграмма классов; · описывается спецификация обработки информации — обобщенные алгоритмы работы функциональных блоков, представленные в понятиях языка пользователя; · определяются требования к интерфейсам пользователя, включающие либо указания на принятый стандартный для данной задачи интерфейс, либо описание его специфических особенностей; при описании интерфейса пользователя с программным изделием следует отразить средства ввода и отображения информации, способ представления информации (текст, таблица, график и т.д.) и общую характеристику экранного представления (многооконность, систему подсказок и выдачи справочной информации); создаются прототипы экранных форм, описывается схема их взаимодействия. Подраздел «Обоснование выбора обеспечивающих технологий» включает в себя обзор известных методов, применяемых для решения аналогичных задач и выбор оптимального подхода, обоснование выбора типа архитектуры: локальная, файл-серверная, клиент-серверная или Интернет-приложение, выбор и обоснование средств проектирования и разработки программного продукта. При выполнении работы по обоснованию выбора типа архитектуры проекта следует обратить внимание на ряд следующих специфических моментов: · обоснованию выбора типа многопользовательской архитектуры; · обоснованию выбора типа ЭВМ для клиентской и серверной части архитектуры; · обоснованию выбора типа локальных сетей и сетевых операционных систем; · определению способов технического обеспечения обработки распределенных транзакций и защиты хранимых данных и т.п. При обосновании проектных решений по программному обеспечению комплекса АРМ целесообразно: · дать классификацию ОС, указать факторы, влияющие на выбор конкретного класса и его версии, и обосновать выбор операционной системы; · обосновать выбор средств проектирования и разработки информационного обеспечения (СУБД), прикладного программного обеспечения (методов и среды разработки прикладных программ, языков программирования, специализированных библиотек); · определить возможности выбранных программных средств, при использовании которых достигаются требования к прикладному программному обеспечению (например, возможность организации удобного интерфейса, оптимизации запросов к данным и т. п.). Выбор методов и средств проектирования и разработки по возможности необходимо аргументировать, сравнивая их с аналогичными средствами, существующими на рынке. В подразделе «Требования к техническому и программному обеспечению» определяется базовый комплекс технических и программных средств, необходимый для работы программного продукта, указываются тип и требуемые ресурсы средств вычислительной техники, в среде каких программных средств должно функционировать разрабатываемое программное изделие. Дополнительные требования и ограничения могут при необходимости включать специфические требования к быстродействию, мобильности, масштабируемости, объемам памяти, безопасности данных и т.п. Формулировка требований к программному и техническому обеспечению должна происходить с учетом объема информационных потоков объекта управления, требований и особенностей существующей предметной технологии, структуры системы управления. 4.9.3. Раздел «Рабочий проект» В Рабочем проекте подробно описываются реализованные аппаратно-программные части, структуры записей баз
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.61 (0.011 с.) |