Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если в тексте ДП (ДР) принята специальная терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень необходимо представить в виде списка на отдельном листе после содержания. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят термин или сокращение, справа — его расшифровку. Например, «ООП — объектно-ориентированное программирование. ЖЦ — жизненный цикл» Допускается в ПЗ для специальных терминов, обозначений, символов и т.п. не составлять перечни, если они встречаются менее трех раз, приводя их расшифровку в тексте при первом упоминании. Например, «.. диаграмма потоков данных (DFD)». Введение Введение — часть проекта, в которой следует в общих чертах описать особенности данной работы и обосновать ее актуальность, необходимость решения представленных задач. Во введении приводится краткая характеристика предметной области и проблемных ситуаций, подлежащих решению, приводятся формулировка цели и постановка основных задач, сведения о решении этих и близких задач в прошлом, характеризуется их применимость к данной проблемной ситуации. Объем введения не должен превышать 5 процентов объема основной части проекта (без приложений). Заголовок раздела не нумеруется. Основная часть Основная часть проекта должна содержать необходимые материалы для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения проекта. Состав и структура основной части ПЗ устанавливается в соответствии с техническим заданием на ДП (ДР). В основной части должны быть отражены следующие этапы дипломного проектирования: · обследование предметной области; · обоснование актуальности темы; · определение цели, назначения и задач проектирования; · выбор и обоснование критериев оценки альтернатив для решения выявленных проблем, конструирование альтернатив решения проблемы и их анализ по выработанным критериям; · выбор и обоснование использования комплекса программных и технических средств; · построение функциональной модели разрабатываемого проекта; · построение информационно-логической модели системы; · построение диаграммы перехода состояний, при необходимости; · выбор и обоснование использования комплекса программных и технических средств; · реализация модулей программного и информационного обеспечения проекта; · контрольное испытание разработанного проекта на подготовленном тестовом примере; · определение экономического и социального эффекта от разработанного проекта (технико-экономический раздел); · обеспечение эргономики рабочего места. Рекомендуется основную часть дипломных проектов, выполненных по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)», подразделять на разделы: 1. Аналитическая часть; 2.Техническое задание; 3. Рабочий проект; 4. Расчет экономической эффективности; 5. Обеспечение эргономики рабочего места.
В основной части дипломного проекта описание и анализ предметной области, концепции разрабатываемой системы следует приводить с использованием средств CASE-технологии. В тех случаях, когда ДП (ДР) не может быть полностью раскрыт в рамках приведенной структуры, список разделов или подразделов, а также их последовательность могут быть незначительно изменены с учетом особенностей ДП (ДР). Более подробно разделы основной части ПЗ описаны в следующих пунктах настоящих методических указаний. 4.9.1. Аналитическая часть ПЗ В Аналитической части раскрываются ключевые идеи, лежащие в основе проектных решений. Для этого необходимо дать развернутое описание существующего состояния предметной области на момент выполнения проекта, характеристики объекта и системы управления, привести анализ и систематизацию общепринятых или известных методов и способов построения или реализации систем рассматриваемого типа, обосновать предложения по устранению выявленных недостатков в предметной области, способу построения системы, внедрению новых или использованию существующих методов и средств. Основная часть раздела должна содержать следующие подразделы: 1. Описание предметной области; 2. Определение актуальности; 3. Определение цели, назначения и задач проектирования; 4. Выбор критериев оценки альтернатив для решения проблемы; 5. Конструирование альтернатив решения проблемы и их анализ по выработанным критериям. В подразделе «Описание предметной области» приводится описание существующей технологии обработки информации (или фактического состояния объекта), разрабатывается функциональная модель AS-IS. Дается краткая характеристика технико-экономических аспектов объекта управления, включающая наименование, юридический статус и миссию предприятия, его организационную структуру, номенклатуры готовой продукции (услуг), материалов и ресурсов, положение на рынке (основные конкуренты, аналогичные организации, масштабы деятельности, сфера влияния, доля рынка, количество клиентов, поставщиков, имущества, персонала, объемы выпуска продукции / оказания услуг), основные тенденции развития организации и отрасли, сильные и слабые стороны организации и т.д. Также в подразделе определяется контекст бизнеса и бизнес-процессы предприятия, их реализация, описываются объекты автоматизации, информационные связи между структурными единицами, выделяются границы разрабатываемой системы и внешние сущности, взаимодействующие с системой. При описании предметной области особое внимание следует уделить той ее части, которая наиболее существенно влияет на разрабатываемый проект. Для наглядности представления предметной области, точности и полноты раскрытия бизнес-процессов рекомендуется использовать диаграммы методологии структурного анализа и проектирования (IDEF0), диаграммы в нотации IDEF3, диаграммы потоков данных (DFD), диаграммы бизнес-вариантов использования (USE CASE), диаграммы взаимодействия (последовательности (SEQUENCE) и кооперации (COLLABORATION)), диаграммы деятельности (ACTIVITY) и другие диаграммы, позволяющие более детально раскрыть специфику предметной области. Выбор диаграмм зависит от характера задачи. Актуальность темы ДП (ДР) – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. В подразделе «Определение актуальности» необходимо описать проблемы деятельности, возникающие при использовании существующей технологии (недостатки, устранение которых предполагается осуществить в проекте), спрогнозировать их развитие при отсутствии решения и оценить актуальность решения проблем. В подразделе «Определение цели, назначения и задач проектирования» необходимо сформулировать цель, назначение и задачи разработки проекта и выделить основные требования к проектируемой системе. Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены автором в предыдущем разделе и содержать краткое указание на результат, ожидаемый от выполнения ДП (ДР) (создание системы, разработка проекта и т.д.). Цель должна формулироваться одним предложением. Назначение содержит указание ожидаемого эффекта от внедрения разрабатываемой системы. Достигаемые эффекты можно разделить на две группы показателей: · достижения улучшения ряда экономических и социальных показателей выполнения выбранной функции управления или работы рассматриваемого подразделения, или всего предприятия в целом (например, увеличение выпуска продукции, увеличение числа обслуживаемых клиентов, сокращение простоев на …число часов и т. д.); · улучшения значений показателей качества обработки информации (например, сокращение времени обработки и получения оперативных данных для принятия управленческих решений; повышение степени достоверности обработки информации, степени ее защищенности, повышение степени автоматизации получения первичной информации; увеличение количества аналитических показателей, получаемых на базе исходных и т.д.). При описании задач дипломнику следует сделать акцент на перечень тех функций управления, которые будут автоматизированы при внедрении предлагаемого проекта. В подразделе «Выбор критериев оценки альтернатив для решения проблемы» указывается, на основании каких критериев будет производиться оценка различных вариантов достижения цели, иными словами, что именно в рассматриваемых альтернативах студенту необходимо оценить. Критерии — это те ключевые показатели, те характеристики, основываясь на которых можно судить о том, насколько хороший результат будет достигнут при выборе одного из сравниваемых вариантов. Выбор критериев основывается на требованиях заказчика к будущей системе и результатах анализа предметной области. Критерии могут быть сгруппированы по какому-нибудь признаку. Критерии можно разделить на функциональные и нефункциональные. Функциональные критерии соответствуют задачам системы, указанным в предыдущем разделе. К нефункциональным критериям относятся требования к реализации проекта, надежности, удобству использования, производительности, защите информации от несанкционированного доступа, сопровождаемости, стоимости, времени, рискам, стабильности, оптимальности и др. Критерии необходимо проверить на непротиворечивость друг другу, корректность и возможность выполнения. Подраздел «Конструирование альтернатив решения проблемы и их анализ по выработанным критериям» включает обоснование проектных решений, необходимых для достижения цели. Для этого выделяются различные альтернативы. Примерами альтернатив могут быть: 1. Разработка типовых проектных решений, зафиксированных в пакетах прикладных программ; 2. Решение задач с последующей привязкой пакета прикладных программ к конкретным условиям внедрения и функционирования (настройка готовых пакетов прикладных программ); 3. Разработка АСОИУ 3.1 Постановка задачи для других разработчиков; 3.2 Разработка собственными силами. Выделенные альтернативы сравниваются на основании выбранных в предыдущем разделе критериев. Для оценки альтернатив по критериям можно привлекать экспертов, специализирующихся в соответствующей области. При сравнении альтернатив рекомендуется получить интегральный показатель, который позволит выявить наиболее удачный вариант. Для большей обоснованности оценки желательно провести стоимостный и UDP анализ с использованием функциональных диаграмм по каждой альтернативе. 4.9.2. Раздел «Техническое задание» В Техническом задании приводится общее описание реализации ключевых для системы опций, формы входных и выходных документов, модели данных, необходимые для разработки системы. Здесь же дается обоснование выбора стандартных составляющих решения, используемых инструментальных средств. Структура раздела: 1. Описание технологии обработки информации (заданного состояния); 2. Информационно–логическая модель системы; 3. Обоснование выбора обеспечивающих технологий; 4. Требования к техническому и программному обеспечению. В подразделе «Описание технологии обработки информации» описывается функциональная модель системы, включающая построенные по результатам обследования предметной области и выделенных ранее требований к системе диаграммы, отражающие схему потоков данных и иерархию функций и подфункций для заданного состояния, реализация которых обеспечит решение поставленной задачи автоматизации (модель TO-BE). Определяются соответствующие схеме потоков данных все входные, выходные и промежуточные документы, используемые на каждом этапе технологического процесса. Определяется состав групп пользователей, их права на доступ к данным и к функциям системы. Для систем реального времени описывается поведение объекта ИС во времени; строятся диаграммы переходов состояний (STD) для объектов системы и модели их взаимодействия. В подразделе «Информационно-логическая модель системы» описывается логика обработки информации: · описываются структура и информационное содержание входных документов, определяются правила целостности данных, приводятся макеты входных документов; · определяются структура и информационное содержание выходных документов, правила сортировки и группировки данных, описываются алгоритмы получения выходной информации; · определяются сущности предметной области и строится диаграмма "сущность-связь" (ERD) или диаграмма классов; · описывается спецификация обработки информации — обобщенные алгоритмы работы функциональных блоков, представленные в понятиях языка пользователя; · определяются требования к интерфейсам пользователя, включающие либо указания на принятый стандартный для данной задачи интерфейс, либо описание его специфических особенностей; при описании интерфейса пользователя с программным изделием следует отразить средства ввода и отображения информации, способ представления информации (текст, таблица, график и т.д.) и общую характеристику экранного представления (многооконность, систему подсказок и выдачи справочной информации); создаются прототипы экранных форм, описывается схема их взаимодействия. Подраздел «Обоснование выбора обеспечивающих технологий» включает в себя обзор известных методов, применяемых для решения аналогичных задач и выбор оптимального подхода, обоснование выбора типа архитектуры: локальная, файл-серверная, клиент-серверная или Интернет-приложение, выбор и обоснование средств проектирования и разработки программного продукта. При выполнении работы по обоснованию выбора типа архитектуры проекта следует обратить внимание на ряд следующих специфических моментов: · обоснованию выбора типа многопользовательской архитектуры; · обоснованию выбора типа ЭВМ для клиентской и серверной части архитектуры; · обоснованию выбора типа локальных сетей и сетевых операционных систем; · определению способов технического обеспечения обработки распределенных транзакций и защиты хранимых данных и т.п. При обосновании проектных решений по программному обеспечению комплекса АРМ целесообразно: · дать классификацию ОС, указать факторы, влияющие на выбор конкретного класса и его версии, и обосновать выбор операционной системы; · обосновать выбор средств проектирования и разработки информационного обеспечения (СУБД), прикладного программного обеспечения (методов и среды разработки прикладных программ, языков программирования, специализированных библиотек); · определить возможности выбранных программных средств, при использовании которых достигаются требования к прикладному программному обеспечению (например, возможность организации удобного интерфейса, оптимизации запросов к данным и т. п.). Выбор методов и средств проектирования и разработки по возможности необходимо аргументировать, сравнивая их с аналогичными средствами, существующими на рынке. В подразделе «Требования к техническому и программному обеспечению» определяется базовый комплекс технических и программных средств, необходимый для работы программного продукта, указываются тип и требуемые ресурсы средств вычислительной техники, в среде каких программных средств должно функционировать разрабатываемое программное изделие. Дополнительные требования и ограничения могут при необходимости включать специфические требования к быстродействию, мобильности, масштабируемости, объемам памяти, безопасности данных и т.п. Формулировка требований к программному и техническому обеспечению должна происходить с учетом объема информационных потоков объекта управления, требований и особенностей существующей предметной технологии, структуры системы управления. 4.9.3. Раздел «Рабочий проект» В Рабочем проекте подробно описываются реализованные аппаратно-программные части, структуры записей баз данных системы, виды основных интерфейсных экранов, описываются основные регламенты и рекомендации специалисту, работающему в системе (как конечного пользователя, так и обслуживающего технического персонала), формы сообщений системы. Принятыми стандартами представления здесь являются листинги программ, описание структуры базы данных в виде физического уровня модели данных системы, блок-схемы, описывающие алгоритмы работы наиболее важных элементов системы, которые в явном виде выносятся в приложения к ДП. В этот раздел включаются также материалы по оценке результативности и точности разработанных алгоритмов или методов, по оценке сложности решаемых задач, надежности и достоверности разработанной системы и т.п. Раздел должен содержать следующие подразделы: 1. Общие сведения о работе системы; 2. Функциональное назначение; 3. Инсталляция и выполнение программного продукта; 4. Даталогическая модель системы; 5. Общий алгоритм работы программного продукта; 6. Руководство пользователя; 7. Сообщения системы; 8. Процедурные коды (при необходимости); 9. Программа и методика испытания программы.
В подразделе «Общие сведения о работе системы» указываются: · название главного модуля; · программное обеспечение, необходимое для функционирования системы; · используемые технические средства; · используемые средства разработки программного обеспечения. В подразделе «Функциональное назначение» указывается назначение системы и сведения о функциональных ограничениях на применение. В подразделе «Инсталляция и выполнение программного продукта» указываются способы инсталляции с описанием диалога установки. Описываются параметры настройки, способы запуска программы на выполнение. В подразделе «Даталогическая модель системы» обосновывается выбранный способ организации данных, описывается структура и формат файлов или структура базы данных, включая таблицы, связи между ними, ограничения на поля с учетом особенностей СУБД. Рекомендуется в приложение вынести физическую модель данных IDEF1 (для систем, использующих базы данных). В подразделе «Общий алгоритм программного обеспечения» приводится структура разработанного программного обеспечения: · общая схема взаимодействия и взаимосвязи модулей, классов, объектов; · функциональное назначение каждого модуля, класса, объекта, метода, процедуры; · описание (функциональное назначение) важнейших переменных программы; · укрупненные пошаговые алгоритмы процедур, методов. В подразделе «Руководство пользователя» указываются: · структура меню; · взаимодействие и описание интерфейсов; · реакция системы на события, происходящие во время диалога. Для основных событий, происходящих во время диалога, должна быть ссылка на соответствующую процедуру (необходимо указать имя процедуры). В подразделе «Сообщения системы» следует указать сообщения системы и реакцию пользователя на эти сообщения во время работы системы. В подразделе «Процедурные коды» следует указать ссылку на приложение, в котором размещаются тексты разработанных модулей на языке проектирования. Тексты программных модулей должны быть снабжены комментарием, достаточным для понимания назначения применяемых переменных и работы алгоритма. Тексты программных модулей и наборы данных, используемые в программном продукте, предоставляются на магнитном носителе, размещаемом в специальном кармашке на обложке ПЗ. В подразделе «Программа и методика испытания программы» необходимо указать объект тестирования, порядок и методику тестирования, тестовый набор данных (или ссылку на приложение, в котором размещается тестовый набор данных), привести все тесты для полной проверки работоспособности системы, включая распечатки выходных документов. 4.9.4. Раздел «Расчет экономической эффективности» Раздел «Расчет экономической эффективности» должен быть тесно увязан с темой и является его составной частью. В этом разделе следует рассмотреть вопросы экономической эффективности от внедрения проекта, определение затрат на приобретение и (или) изготовление составных частей изделия (или программного обеспечения), оснастки и срока их окупаемости, определение их себестоимости. Определяется экономический эффект от внедрения разработанной автоматизированной системы (подсистемы) на предприятии. 4.9.5. Раздел «Обеспечение эргономики рабочего места» В разделе «Обеспечение эргономики рабочего места» определяются необходимые условия обеспечения жизнедеятельности и охраны окружающей среды в процессе эксплуатации разработанной ИС. Заключение Главная задача Заключения — подведение итогов всему ДП (ДР), поэтому здесь, как правило, не приводятся ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основной части работы, а лишь общие выводы по результатам работы и рекомендации. Заключение должно содержать краткие выводы, отражающие новизну, научную, практическую и социальную значимость работы, предложения по использованию ее результатов с оценкой технико-экономической эффективности. Должны быть отмечены положительные стороны предложенных решений и их недостатки. Предлагаются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию разработанной ИС. В заключении также указывается, выполнены или нет все пункты задания на дипломное проектирование, в случае невыполнения — аргументируются причины. В случае использования разработанного программного продукта на предприятии в ПЗ включается акт о внедрении разработки на предприятии. Заключение должно содержать только те выводы, которые согласуются с целью исследования и должны быть изложены таким образом, чтобы их содержание было понятно без чтения текста работы. Выводы формулируются по пунктам так, как они должны быть оглашены в конце доклада на защите дипломного проекта (дипломной работы). Следует исключить общие формулировки, не имеющие конкретного характера. Заголовок раздела не нумеруется. Литература В разделе «Литература» перечисляются все фундаментальные и периодические литературные источники, а так же нормативные и технические материалы (ГОСТы, ОСТы, ТУ и др.), использованные при работе над дипломным проектом. Литературные и другие источники в списке следует располагать в порядке появления ссылок и оформлять в соответствии с правилами библиографии. Заголовок раздела не нумеруется. Приложения В Приложения следует включать вспомогательные материалы, необходимые для обоснования полноты проектных решений и раскрывающие результаты выполненных при проектировании исследований и расчетов: различные таблицы, графические материалы, включая функциональные диаграммы и диаграммы сущность-связь, промежуточные расчеты, выдержки из действующих методик, инструкции, описания используемых алгоритмов и программ, контрольные примеры, копии документов, собранные в процессе исследований исходные данные, включая экспертные оценки, макеты выходных документов, исходные листинги программ, результаты тестирования, отчет о патентных исследованиях, если они проводились при выполнении дипломного проекта, акт о внедрении разработанного программного продукта, при его наличии, перечень библиографических описаний публикаций, авторских свидетельств, если они были получены в результате выполнения дипломного проекта и т.п. На внутренней стороне обложки ПЗ (последнее приложение) в специально приклеенных конвертах размещаются магнитные носители, на которых представляется следующая информация:
· инсталляционная версия разработанного программного продукта; · материалы презентации (доклада) на защите дипломного проекта; · файлы с данными, необходимые для выполнения тестирования программы; · файлы с фактическими данными, необходимые для работы программы; · файл, содержащий полный текст пояснительной записки; · файл, содержащий исходные тексты программных модулей, процедур, функций; · файл readme.doc с краткой информацией о проекте, об авторе, об инсталляции программного продукта, его возможностях и требованиях к техники для его запуска.
Приложения (кроме программного обеспечения на магнитном носителе), перечни терминов, сокращений, рисунков и таблиц, предметный указатель выполняются при необходимости. Программный продукт Программный продукт создается как реализация всего проектируемого комплекса по соответствующим элементам дипломного проекта, представленным в основной его части. Базы данных данного программного продукта должны включать либо реальные данные об объекте автоматизации, либо контрольные примеры, для демонстрации возможностей созданной программы.
ОФОРМЛЕНИЕ ДП (ДР) 5.1. Общие требования к оформлению Пояснительная записка набирается на компьютере с использованием следующих параметров форматирования (для текстового редактора Word): · на одной стороне листа формата А4 с полями: левое — 35 мм, · межстрочный интервал — полуторный (1.5), · шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 12. Допускается представлять иллюстрации, таблицы и распечатки с компьютера на листах формата А3 с соблюдением полей. На каждом листе должен размещаться штамп учета и хранения в соответствии с ГОСТ 19.602-78 и ГОСТ 19.601-78. Листы пояснительной записки, кроме титульного листа, листов задания на выполнение ДП (ДР), план-графика и реферата, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Титульный лист, задание на выполнение ДП (ДР), план-график и реферат включают в общую нумерацию ПЗ, но номера на них не ставят. Номера страниц ставятся в правых нижних углах листов. Печатается пояснительная записка с применением печатающих и графических средств вычислительной техники на одной стороне листа. Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (чертежа, графики) не допускаются. В виде исключения по согласованию с зав. кафедрой допускается предоставлять ПЗ в рукописном виде с соблюдением всех правил оформления текста и графического материала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.67 (0.016 с.) |