Что такое быть менеджером информационных систем? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое быть менеджером информационных систем?



Введение

Рынок новейших технологий постоянно растет. Уже существующие на информационном рынке продукты совершенствуются. Взять тот же Microsoft – новые технологии старых программ выпускаются едва ли не ежегодно. Чтобы справится с лавиной этой информации, нужны люди, у которых не только тяга к компьютерам, но и которые обладают достаточным количеством навыков и знаний, чтобы совершенствоваться, т. е. быстро адаптироваться к новым технологиям, а также внедрять новые знания и умения в жизнь фирмы, что сделает ее конкурентоспособной на рынке.

 

Что такое быть менеджером информационных систем?

Это значит:

1. отвечать за все информационное обеспечение компании-работодателя;

2. принимать решения о совершенствовании систем информатизации и информационной безопасности предприятия и т.д.

 

Чему научит эта дисциплина:

1. обеспечивать использование информации как стратегического ресурса в развитии предприятий;

2. организовывать эффективную работу служб информационных технологий на предприятиях;

3. управлять деятельностью профессиональных отделов или целых организаций сферы информационного бизнеса;

4. использовать методы теории систем и системного анализа, статистической обработки данных и прогрессивных информационных технологий в совершенствовании систем компании;

5. разрабатывать и реализовывать информационные проекты, решать задачи, связанные с финансовым, материальным и кадровым обеспечением информационной деятельности на предприятии.

 

Лекция № 1

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Темы лекции:

1.1. Цели и задачи МИС;

Планирование информационных систем.

Менеджмент информационных систем (информационный менеджмент) – технология, компонентами которой являются информация, персонал, технические и программные средства обеспечения процессов проектирования информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры проектирования информационных систем и процедуры формирования и использования информационных ресурсов организацией [41].

Менеджмент информационных систем – управление деятельностью по разработке, созданию и использованию информационных систем и информации в интересах организации.

Цельинформационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

Задачи информационного менеджментазаключаются в следующем:

1. Качественное информационное обеспечение процессов управления в организации.

2. Осуществление управления информационными ресурсами.

3. Обеспечение управления обработки информации на всех уровнях.

4. Обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку). Информация имеется в виду в ее различном представлении: в виде массива документов; в виде документной информации; в виде средства общения.

Эффективность деятельности управленческого аппарата организации зависит от целого ряда факторов:

· оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий;

· использование современных технологий в организации управления;

· распределение должностных обязанностей в рамках управленческого звена;

· информационное обеспечение управленческой деятельности.

Основные обязанности информационного менеджера заключается в следующем:

· контроль деятельности подразделений организации, где используется или производится информация;

· определение необходимого объема используемой информации;

· установление, определение целей, для достижения которых необходима информация;

· разработка механизма контроля циркуляции информации;

· выработка стратегии и системы развития производства и потребления информации;

· определение необходимости внедрения технологических новинок в процессе обработки, анализа и синтеза информации;

· исследование информационных потребностей организации, а также ее руководящего звена;

· наблюдение за тем, чтобы стоимость приобретения информации не превышала выгоды от ее использования;

· выявление внешних и внутренних информационных ресурсов;

· руководство обучением информационному менеджменту и т.д.

 

Планирование информационных систем

 

Для того чтобы иметь хорошую информационную систему, необходимо планировать ее создание, планирование позволяет создавать планы информационных систем, поддерживающие бизнес направления организации:

· ориентировать разработчиков на конечный бизнес, а не на окончание проектов информационных систем;

· эффективно использовать ресурсы информационной системы;

· закладывать общую управляемость и лучшую интеграцию существующих и будущих систем;

· быть уверенным в том, что информационная система будет соответствовать общему направлению развития организации;

· учесть мнение конечных пользователей;

создавать условия для правильного реагирования на непредвиденные ситуации.

Информационные системы должны рассматриваться как технические части проектов общего усиления организации, а не как отдельные проекты.

Ключевые вопросы при оценке проектов. Ключевыми вопросами при оценке проектов являются:

· как этот проект помогает достичь бизнес – целей организации?

· подходит ли он технически организации?

· является ли он лучшим использованием ресурсов?

Процесс планирования информационной системы должен начинаться с оценки использования информации и информационных технологий во всей организации и с оценки самой по себе информационной системы. Это может происходить при помощи внутренних и внешних экспертов, конечных пользователей. Другой альтернативой может стать полная оценка, произведенная внешней фирмой на заказ.

Оценка информационной системы. Сравнение текущего уровня использования информации и информационных технологий с системой стандартов, которые могут представлять собой нормы в отрасли, оценку предыдущей деятельности, аналогичные параметры ведущих фирм, кроме того, отношения пользователей с системой.

Ключевыми вопросами оценки информационной системы являются:

· помогает ли создание и развитие информационной системы организации делать то, что она делает, с минимальными затратами ресурсов;

· вовлекает ли информационная система организацию в проекты, которые будут упрочнять ее конкурентную позицию в будущем.

Видение информационных технологий. Видение информационных технологий, включает в себя формирование взгляда на информацию и информационную архитектуру в будущем. «Информационное видение» - это термин, означающий будущее использование информации в управлении организацией. Архитектура информационных технологий описывает способ, которым информационные ресурсы должны использоваться, чтобы соответствовать этому видению, вместе они преобразуют взгляд на будущее информации и ее использование и управление в систему правил, картинок, схем и т. д., в рамках которых должна действовать организация и принимать решения.

Информационная архитектура включает в себя управленческую структуру и техническую архитектуру.

Управленческая структура определяется следующими факторами:

· ролью пользователей (руководителей, специалистов, технического персонала);

· системой управления (менеджмента);

· связывающего механизма бизнес- плана;

· механизма информационной системы планирования и контроля.

Техническая архитектура определяется следующими элементами:

· инфраструктурой;

· расположением;

· работой станций и т.д.;

Каков бы не был механизм развития информационного видения и архитектуры, обсуждение должно продвигаться следующим путем:

· анализ текущей ситуации;

· анализ стратегического направления в бизнесе;

· рассмотрение основных трендов и технологий;

· план изменений и т.д.

 

Первый план, который необходимо сформировать – это стратегический план, являющийся сводом инициатив, которые должна выполнить организация для продвижения по направлению видения.

Выбор базовой стратегии информационной системы.

Главная цель ИС – плана состоит в осознании того, что потребности организации в информации определяют структуру ее информационной системы и технологий, а также их управление и имеется в основных ИС- стратегий:

Центральное планирование. В этом случае есть центральный отдел, координирующий ИС – стратегию и бизнес – стратегию, а руководитель отдела ИС должен быть частью управленческого персонала (аппарата) и принимать участие в принятии решений.

Первенство. Организация с такой стратегией обычно пытается связать потребности организации с развитием информационных технологий и вкладывает в исследования крупные суммы. Необходима сильная поддержка высшего руководства.

Свободный рынок. В этом случае избегается бюрократия центрального планирования, менеджеры – пользователи решают, какие у них потребности в информации и как их удовлетворить, высшее управление не вовлекается в этот процесс.

Монополия. Здесь отдел ИС является монопольным распространителем информационных технологий.

Скудные ресурсы. Когда менеджмент рассматривает информационные технологии как скудный ресурс, он пытается разграничить его использование. Главный вопрос здесь: сколько ресурсов, займет проект и через какое время он окупится?

Необходимое зло. В этом случае организация рассматривает информационные технологии как необходимое зло, которое нужно для достижения целей и проект будет осуществляться в случае, когда станет абсолютно необходимым для достижения деловой цели.

Стратегии организации. В любое время организация может применять одну из шести стратегий или комбинировать их, при смене обстоятельств менять их, но это всегда глубоко интеллектуальный труд.

Стратегическая матрица МеFerian-McKenney. Эта матрица полезна для выбора стратегии организации. Выделяются четыре класса фирм, на которые информационные технологии могут иметь различное влияние: стратегический класс, оборотный класс, фабричный класс, класс поддержки.

Стратегический класс. Сюда попадают фирмы, настоящее и будущее которых сильно зависит от использования информационных технологий для ежедневной деятельности: банки, страховые компании и т.д. Фирмы этой категории должны придерживаться стратегии центрального планирования или первенства ввиду высокой корреляции между успешным использованием информационных технологий и успехом фирмы.

Оборотный класс. Это фирмы не сильно зависят от информационных технологий, но могут в будущем планировать ее широкое применение, чтобы «подстелить соломки» своему конкурентному преимуществу. Такие фирмы должны придерживаться стратегии центрального планирования, первенства и свободного рынка.

Фабричный класс. Это те же фирмы, в которых хотя и может существовать зависимость повседневных операций от информационных технологий, но которые работают в отраслях, где информационная система не может стать источником конкурентного преимущества. Здесь рекомендуется стратегия монополии и скудности ресурсов

Класс поддержки. Такие фирмы обычно используют информационные технологии для поддержки, например, системы пароля, им рекомендуется стратегия скудности ресурсов, хотя возможны случаи применения монополии и свободного рынка.

Разработка стратегического плана информационной системы состоит из следующих шагов:

1. Постановка цели. Здесь необходимо также произвести численные оценки результатов.

2. Проведение внутреннего и внешнего анализа. Здесь рассматривается внешняя среда, оценка технологии, стратегического плана, и руководится SMOT (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы).

3. Выделение стратегических инициатив. Это те действия, которые впоследствии при операционном планировании станут проектами

Средства для определения стратегических инициатив. Средствами для определения стратегических инициатив являются:

· критические факторы успеха.

· анализ конкурентных сил.

· подход стратегических выпадов, смысл которого заключается в том, что инициативы связаны с основными стратегическими толчками, которые представляют собой рычаги движения конкуренции: дифференциацией, затратами, инновациями, ростом и союзами

Операционный план информационной системы. После определения инициатив, они должны быть представлены в виде проектов с конкретными результатами, приоритетами и т. д., то есть в виде операционного плана.

Долгосрочный план информационной системы. Операционный план отличается от стратегического по своему фокусу, связи с бизнесом и т. д. Долгосрочный план обычно создается на 3 – 5 лет и фокусируется на выборе проектов и приоритетах, а также распределении ресурсов между проектами:

1. Определяются цели.

2. Определяются проекты развития информационной системы. Здесь применяется портфельный подход. Планирование проекта состоит из трех фаз: определение, конструкция и внедрение.

Краткосрочный план информационной системы. Это план на один год. Он фокусируется на специальных заданиях и проектах, которые уже осуществляются или готовы к началу. Он связан с годовым бюджетом.

Ключевыми вопросами при формулировке деловой и информационной стратегии являются:

· где должна быть организация сейчас?

· где должна быть организация через определенный период времени (скажем: через пару лет)?

· что для этого можно сделать в организации?

· какие у организации имеются специфические приоритетные цели?

· может ли информационная система лучше помочь организации в достижении цели?

· что же у организации информационные цели, их приоритеты?

· нужны ли организации информационные технологии для достижения информационных целей?

· какие специфические проекты информационных технологий нужно проводить в организации?

 

 

Лекция № 2

Бизнес-информация.

Информация является одной из составляющих экономической системы. Более того, ни одна система не может существовать без информационных потоков. Нарушения в информационных потоках, их недостаточность приводят к сбоям в системах и к потерям в эффективности и прибыльности.

Условно в структуре экономической информации различают общеэкономическую, статистическую, конъюнктурную, коммерческую, финансовую и др.

Информация в экономике характеризуется, двойственностью. Эта двойственность заключается в том, что информация, с одной стороны, выступает как фактор производства, а с другой - как результат производства и является товаром уже в данном качестве.

 

 

Системы организации

Многие организации ощущают необходимость улучшения своей информационной системы управления. В первую очередь это связано с неудовлетворенностью руководителей качеством получаемой ими информацией и скоростью ее получения. Поэтому перед руководством встают следующие вопросы: «Каким же образом развивать информационную систему организации в зависимости от целей бизнеса, различных этапов развития компании и текущего состояния ее автоматизации? и.т.д.

Обычно компания в своем развитии проходит примерно следующие этапы.

Первый – это возникновение, это характерно для массового рынка, торговли потребительскими товарами, услугами на данном этапе размер компании невелик и ее состояние может быть легко спланировано и проконтролировано без использования специальных программных продуктов.

Затем происходит быстрый рост бизнеса (как правило, количественный) – растет объем продаж, увеличивается количество персонала. Система управления усложняется, но все еще достаточна, проста для контроля состояния организации несколькими людьми. Основная задача руководителя организации на данном этапе – обеспечить правильный и своевременный учет результатов деятельности. Поэтому информационная система организации проста и решает в основном учетные задачи.

С ростом и развитием организации система управления становится все более сложной. С одной стороны, существенно возрастают объемы информации, которую приходится обрабатывать руководителям компании. С другой стороны, бизнес диверсифицируется – появляются новые направления, зачастую существенно отличающиеся от первоначального бизнеса.

Поэтому на определенном этапе развития компания достигает такого уровня, когда необходимы новые методы управления.

С чем это связано? Прежде всего, в системе явно выделяются специализированные подсистемы – финансовая, логистическая, производственная, сбытовая. Между ними необходимо обеспечить эффективную информационную связь, т. е. выстраивать горизонтальные и вертикальные информационные потоки (особенно важно получение достоверной информации о деятельности компании подсистемой финансового управления).

Именно на данном этапе, когда существенно возрастает сложность системы управления, возникает потребность в сложных интегрированных системах (ERP –системах), которые адекватны потребностям бизнеса и могут обеспечить полноту, достоверность, единый формат необходимой управленческой информации, единство методик и быстроту ее обработки и тем самым обеспечить организации необходимые конкурентные преимущества.

Таким образом, в соответствии развития организации, ИС также претерпевают изменения:

· от «кусочной» автоматизации – к единому продукту;

· от учета – к планированию;

· от простого продукта – к сложным;

· от небольшого объема, скорости и сложности обрабатываемой информации – к высоким.

Для того, чтобы ИС принесла организации максимум эффекта, следует определить, какие бизнес – функции и в какой последовательности должны быть автоматизированы. Для этого стоит провести анализ возможных этапов автоматизации по следующим критериям.

 

Критерии критичности. Руководство должно выявить «критические точки» - те бизнес-процессы в подсистемах управления, в которых сосредоточены (или, в соответствии с тенденциями развития внешней и внутренней среды, будут сосредоточены в будущем) основные проблемы организации. Если основная проблема организации – привлечение и удержание клиентов, то наиболее критическими становятся подсистемы сбыта, маркетинга и рекламы. Если же основной проблемой является контроль эффективности использования финансовых ресурсов, то на первый план выходят процессы финансового управления и управление себестоимостью.

Как критические точки влияют на последовательность внедрения ИС? Именно они «первые кандидаты» на автоматизацию. И в то же время, необходимо учитывать взаимосвязь критических бизнес-процессов с остальной деятельностью компании.

 

Критерий готовности. Следующий шаг – анализ готовности организации к внедрению информационной системы. Здесь, прежде всего, важны следующие моменты: «профессиональная» готовность и «психологическая» готовность.

«Профессиональная» готовность означает степень квалификации сотрудников, которая позволить им освоить и эффективно применять на практике те методики управления, которые заложены в ИС. Естественно, что нет никакого смысла приобретать и внедрять сложный и дорогой продукт, которым является ИС, где его возможности не будут использованы достаточно эффективно.

Кроме того, следует отметить, что организации необходимы специалисты, которые будут в состоянии поддерживать и развивать ИС с технической (обеспечивать работоспособность баз данных и компьютерного оборудования) и функциональной (консультировать пользователей в процессе эксплуатации, адаптировать и дорабатывать необходимую функциональность) точек зрения. Если таких специалистов нет и нет возможности их найти в будущем за приемлемую цену (а такое вполне может случиться), то организация либо не должна внедрять ИС, либо должна быть готовой прибегать к помощи сторонних специализированных фирм.

«Психологическая» готовность означает готовность сотрудников к изменению условий их работы – прежде всего, значительному увеличению количества обязанностей на этапе внедрения и ужесточению степени контроля их деятельности после внедрения системы. С точки зрения «психологической» готовности, следует начинать внедрение с тех подсистем управления, персонал которых наиболее мобилен и способен быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

Критерии быстроты внедрения. Не секрет, что внедрение сложной ИС в целом может занять несколько месяцев, а иногда и лет. Важная задача в этом случае – не допустить усталости сотрудников от «бесконечного» на их взгляд процесса «без ощутимого» результата, мотивировать их на активное и позитивное участие в процессе внедрения ИС. Поэтому, с психологической точки зрения, иногда бывает разумным начать внедрение ИС с тех подсистем и задач (модулей), которые могут быть запущены максимально быстро (и, соответственно, максимально быстро может быть получен результат). С одной стороны, эти модули должны быть относительно слабо интегрированными в основные, тесно связанные друг с другом бизнес-процессы организации – например, модуль управления маркетингом. С другой стороны, это должны быть относительно простые модули, освоение (изучение и эффективное использование в работе) которых не потребует от сотрудников большого времени. Быстрый успех на каком-либо участке придает персоналу организации уверенность в том, что задачи, поставленные перед проектом внедрения в целом, будут решены, несмотря на кажущуюся (а иногда и реальную) сложность.

Критерий стоимости внедрения. Естественно, что любое внедрение информационной системы рассматривается как инвестиционный проект. Главный вопрос, который при этом возникает – сколько это стоит и что это даст? Поэтому наряду с эффектом (критичностью) от внедрения очень важен вопрос и его стоимости. Необходимо определить, соответствует ли цена, уплачиваемая за автоматизацию, тому эффекту, который будет достигнут. Есть и еще один немаловажный момент. К сожалению, всегда существует объективный риск того, что проект внедрения не будет доведен до конца. В этом случае потраченные ресурсы будут потеряны безвозвратно. С этой точки зрения (снижение финансового риска проекта) построение информационной системы лучше всего начинать с тех модулей, внедрение которых обойдется в меньшую сумму.

Таким образом, необходимо начинать внедрение ИС в тех процессах деятельности, где внедрение может принести наибольший экономический эффект, сотрудники готовы к использованию полученных преимуществ ИС и система может быть внедрена наиболее быстро и с наименьшими затратами. Естественно, что в реальной ситуации такая комбинация факторов случается редко. Зачастую бывает так, что если бизнес-процессы являются наиболее критическими, то сотрудники по тем или иным причинам не готовы к внедрению, или внедрение ИС можно провести быстро, но она не является критической для организации. Руководителям компании необходимо оценить важность данных критериев и определить, чем можно «пожертвовать» для достижения конечной цели – повышение эффективности управления в целом.

 

 

Бизнес-информация

Одним из немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, стало появление информации, которая вскоре приобрела статус бизнес-информации.

Информационный рынок должен предоставить потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями.

 

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должен знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

 

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации, где данные – это информация, обработанная и представленная на материальном носителе.

 

Рынок информационных продуктов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

 

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

1. Центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

2. Центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

3. Службы телекоммуникации и передачи данных;

4. Специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

5. Коммерческие фирмы;

6. Информационные брокеры.

 

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Различают следующие группы потребителей деловой информации:

1. Потребители малого и среднего бизнеса, которым необходимо следить за развитием конкуренции на рынке товаров и услуг;

2. Индивидуальные предприниматели;

3. Специалисты отдельных областей знаний, например, для специалистов в области финансового рынка;

4. Читатели библиотек;

5. Представители предприятий;

6. Представители научных организаций;

7. Представители фирм;

8. Представители коммерческих и банковских структур;

9. Представители иностранных компаний;

Отдельно можно выделить и юристов, для них специально выпускаются компьютерные базы данных, которые практически в неограниченном количестве содержат сведения об имеющихся нормативно-правовых актах.

Лекция № 3

ВРМ-системы.

 

 

Системы бизнес-интеллекта

Понятие систем бизнес-интеллекта (Business Intelligence, ВГ) объединяет различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия. Среди BI-систем можно выделить такие составляющие, как: хранилища данных (Data Warehouse), витрины данных (Data Marts), инструменты оперативной аналитической обработки (On-Line Analytical Processing, OLAP), средства обнаружения знаний (Data Mining), а также инструменты конечного пользователя, предназначенные для выполнения запросов и построения отчетов.

Хранилища данных (Data Warehouse) находятся на следующем после транзакционных систем уровне аналитической пирамиды. Хранилища определяются как «предметно-ориентированные, интегрированные, стабильные, поддерживающие хронологию наборы данных, организованные для целей поддержки управления, призванные выступать в роли «единого и единственного

источника истины», обеспечивающего менеджеров и аналитиков достоверной информацией, необходимой для оперативного анализа и принятия решений».

Ценность хранилищ данных для менеджеров и экономистов заключается в том,

что это некая база данных масштаба предприятия, которая содержит определенную аналитическую информацию, обеспечивает ее оперативное представление в удобном для пользователя виде и обладает структурой, учитывающей отраслевую специфику деятельности организации.

Витрины данных (Data Marts), как и хранилища, представляют собой структурированные информационные массивы, но отличие состоит в том, что витрины в еще большей степени являются предметно-ориентированными. Как

правило, витрина содержит информацию, относящуюся к какому-либо определенному направлению деятельности организации. Поэтому информация в витрине данных хранится в специальном виде, наиболее подходящем для решения

конкретных аналитических задач или обработки запросов определенной группы

аналитиков.

Средства обнаружения знаний (Data Mining).

Соответствующие программные продукты обеспечивают выявление закономерностей в данных, позволяя аналитику получать качественно новую информацию (возможно, не содержащуюся в источнике данных явным образом) и таким способом формировать знания на основе данных. Здесь используются такие методы анализа данных, как фильтрация, дерево решений, ассоциативные правила, генетические алгоритмы, нейронные сети, статистический анализ.

Системы бизнес-интеллекта, включающие реляционные и многомерные базы данных, в свою очередь, служат основой для систем верхнего уровня аналитической пирамиды аналитических приложений.

Аналитические приложения

Высший уровень аналитической пирамиды уровень аналитических приложений (analytic applications). Это информационные системы, обеспечивающие потребности организаций в автоматизации процессов обработки, анализа и оптимизации бизнес-процессов. Здесь пользователь применяет привычные для него инструменты, обеспечивающие реализацию методик управления. Такие системы могут быть довольно разнообразными: от простейших электронных таблиц до специализированных приложений для решения задач бюджетирования, консолидации финансовой отчетности, бизнес-моделирования.

 

 

ERP-системы

 

Термин ERP-система (Enterprise Resource Planning – управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Во-вторых (в наиболее общем контексте), это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг. Таким образом, термин ERP может обозначать не только информационную систему, но и соответствующую методологию управления, реализуемую и поддерживаемую этой информационной системой.

Применительно к предприятиям промышленного производства типовыми функциями являются:

– ведение конструкторских и технологических спецификаций.

Такие спецификации определяют состав конечного изделия, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления (включая

маршрутизацию);

– формирование планов производства и реализации продукции. Эти

функции предназначены для прогноза спроса и планирования выпуска продукции;

– планирование потребностей в материалах. Позволяет определить объемы различных видов материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих), необходимых для выполнения производственного плана, а также сроки поставок, размеры партий и т. д.;

– управление запасами и закупочной деятельностью. Позволяет организовать ведение договоров, реализовать схему централизованных закупок, обеспечить учет и оптимизацию складских запасов и т. д.;

– планирование производственных мощностей. Эта функция позволяет

контролировать наличие доступных мощностей и планировать их загрузку.

Включает укрупненное планирование мощностей (для оценки реалистичности производственных планов) и более детальное планирование, вплоть до отдельных рабочих центров;

– финансовые функции. В эту группу входят функции финансового учета, управленческого учета, а также оперативного управления финансами;

– функции управления проектами. Обеспечивают планирование задач

проекта и ресурсов, необходимых для их реализации.

OLAP: тест FASMI

Универсальным критерием определения OLAP как инструмента является тест FASMI (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information – быстрый анализ разделяемой многомерной информации). Рассмотрим детально каждую из составляющих этой аббревиатуры.

Fast (быстрый). Это свойство означает, что система должна обеспечивать ответ на запрос пользователя в среднем за пять секунд. При этом большинство запросов обрабатывается в пределах одной секунды, а самые сложные из них должны обрабатываться в пределах двадцати секунд.

Analysis (анализ). Система должна справляться с любым логическим и статистическим анализом, характерным для бизнес-приложений, и обеспечивать сохранение результатов в виде, доступном для конечного пользователя.

Средства анализа могут включать процедуры анализа временных рядов, распределения затрат, конверсии валют, моделирования изменений организационных структур и некоторые другие.

Shared (разделяемый). Система должна предоставлять широкие возможности разграничения доступа к данным и одновременной работы многих пользователей.

Multidimensional (многомерный). Система должна обеспечивать концептуальное многомерное предоставление данных, включая полную поддержку множественных иерархий.

Information (информация). Мощность различных программных продуктов характеризуется количеством обрабатываемых входных данных. Разные OLAP-системы имеют разную мощность. При выборе OLAP-инструмента следует учитывать целый ряд факторов, включая дублирование данных, требуемую оперативную память, использование дискового пространства, эксплуатационные показатели, интеграцию с информационными хранилищами и т. п.

Достоинства OLAP- систем

 

Главное, с точки зрения пользователя, отличие OLAP от хранилищ данных состоит в структурированности информации в соответствии с ее предметной (именно предметной, а не технической) сущностью. Работая с OLAP-приложением, аналитик использует привычные финансово-экономические термины, категории и показатели (виды материалов и готовой продукции, регионы продаж, объем реализации, себестоимость, прибыль и т. п). И при этом ответ на запрос будет получен в течение всего нескольких секунд. Кроме того, работая с OLAP-системой, экономист может пользоваться такими привычными для себя инструментами, как электронные таблицы или специальными средствами построения отчетов.

 

 

ВРМ-системы

Business Performance Management (BPM) или, по-русски, управление

эффективностью бизнеса – это совокупность интегрированных циклических процессов управления и анализа, а также соответствующих технологий, имеющих отношение как к финансовой, так и к операционной деятельности организации.

ВРМ позволяет предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к этим целям и управлять процессом их достижения.

При этом ключевые ВРМ-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.132 с.)