Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-информационная деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы не случайно рассматриваем информационную деятельность на примере ее научной разновидности, поскольку в последние десятилетия ее организации придавалось большое значение в национальном и международном масштабе. В большинстве развитых стран существуют национальные или даже государственные системы научно-технической информации, а их правительства создают специальные органы для управления этими системами. По некоторым оценкам, в мире на организацию этой деятельности ежегодно затрачивается не менее 10 млрд. долларов. Научно-информационная деятельность – это организационно оформленная разновидность научного труда, который выполняется в целях повышения собственно исследований и разработок и заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах научной информации, а также в предоставлении этой информации потребителям в оптимальные сроки и в удобной для них форме. Для уяснения этого определения важно отметить, что под аналитико-синтетической переработкой информации здесь понимается ее анализ и синтез, не доходящие до получения нового знания, что является задачей исследования. Дело в том, что при обсуждении вопроса о месте и роли научно-информационной деятельности высказываются две крайние точки зрения. Одна из них сводит эту деятельность к совокупности чисто технических операций, которые облегчают специалистам доступ к необходимой информации или же современной разновидности библиотечно-библиографического обслуживания. Этой позиции часто придерживаются ученые-теоретики и библиотекари. Другая точка зрения, высказываемая некоторыми информатиками, инженерами и менеджерами, заключается в том, что, поскольку нет четкой границы между информационным и исследовательским анализом и синтезом, нет и черты, разделяющей информационную и исследовательскую деятельность. Такая позиция отражает растущую потребность специалистов в аналитических и прогнозных обзорах и не делает различий между информированием и получением нового знания. На наш взгляд, обе точки зрения являются крайними и неверными. Они ведут к отрицанию самостоятельного существования информационной деятельности. Однако в настоящее время стало понятно, что проблема информационного кризиса не может быть решена как в рамках чистого исследования, так и одними библиотечно-библиографическими методами и средствами. Для существенного повышения эффективности любой творческой работы нужна разработка принципиально новых информационных методов и средств, что является практической задачей современной информатики.
Этапы и задачи коммуникации В коммуникационном процессе обычно выделяют ряд этапов, которые соответствуют его основным функциям (или задачам). Они показаны на рис. 6. Прежде всего, необходимо с максимальной полнотой осуществить сбор выявленной заранее информации. Это значит, что из всей массы сведений должны быть отобраны и систематически пополняться все те и только те сведения, которые могут понадобиться для научной или практической работы по нескольким отраслям, одной отрасли, направлению или даже теме какому-либо специалисту, коллективу или учреждению.
Затем необходимо выполнить аналитико-синтетическую переработку информации. Каждую группу сведений, имеющихся в издании или документе, нужно проанализировать с точки зрения содержания, а сам документ – с точки зрения его формы. Результаты этого анализа записываются кратко: они синтезируются в специально разработанных для этого условных обозначениях (при помощи слов естественного языка, букв и/или цифр, формул, таблиц, графиков). Переработанная таким образом информация становится удобной для ее последующего хранения и поиска, а также для использования в творческой работе. Следующая задача – долговременное хранение информации. Ее нужно решить так, чтобы собранные сведения занимали как можно меньше места. Материальные носители, на которых они записаны, нужно сохранять как можно дольше, и организовать в стройную систему, позволяющую быстро и без затруднений находить необходимые сведения. Информационный поиск – следующий этап и одна из важнейших проблем информационной деятельности. Она представляет собой ряд логических операций, обеспечивающих нахождение необходимой информации, Решение этой задачи с помощью соответствующего процесса позволяет в любой момент найти в массе собранных сведений те и только те из них, которые являются прямым ответом на вопрос потребителя.
Поскольку результаты всех предыдущих процессов (и особенно информационного поиска) могут представлять интерес одновременно для большого числа специалистов, возникает задача распространения информации. Издания и документы (или их части) с необходимыми сведениями должны быть репродуцированы в достаточном числе идентичных экземпляров и распределены в кратчайшие сроки между всеми заинтересованными потребителями. Наконец, для информационной деятельности небезразлично, как используются ее результаты, хотя использование информации с целью создания новой информации, строго говоря, в задачи этой деятельности не входит. Однако в ее задачи входит пропаганда достижений науки и техники, наиболее рациональных методов работы с документами, оценка эффективности использования этих документов и изучение того влияния, которое информационная работа оказывает на науку, технику, производство и все народное хозяйство. Ясно, что вопросы технологии создания и использования информации, входящие в сферу организации умственного труда, играют важнейшую роль для всей информационной деятельности.
Информационное обслуживание Поскольку почти с каждого этапа коммуникационных процессов любая информация может быть доступна потребителю, а передача ему этой информации и составляет основной смысл самих этих процессов, вопросы информационного обслуживания находятся в центре внимания информационных работников. Основные виды информационного обслуживания можно различать по многим признакам: * от кого исходит инициатива при обслуживании – от информационной службы или от потребителя, * как осуществляется обслуживание – посредством опубликованных или непубликуемых документов, * на кого направлено обслуживание – на единичного или массового потребителя, * осуществляется ли обслуживание постоянно или лишь при необходимости, * как доводится информация до потребителя – непосредственно или в результате отклика на сигнальное оповещение, * с какой целью осуществляется обслуживание – для ознакомления или практического использования. Классификация основных видов информационного обслуживания и строится по этим признакам, использующимся как основания деления. При этом некоторые виды имеют специальные названия, а другие обозначаются описательно. Как будет сказано дальше, эффективное информационное обслуживание возможно только на основе глубокого знания информационных потребностей ученых и специалистов. Вместе с тем, наиболее успешное изучение этих потребностей ведется в процессе самого обслуживания. Наиболее подходящим для этого видом обслуживания является избирательное распространение информации (ИРИ). Оно является одним из наиболее распространенных в информационной деятельности и исторически одним из первых видов обслуживания, которое стало осуществляться автоматически при помощи компьютеров. Избирательное распространение информации (и сам термин "ИРИ") было введено сотрудником американской фирмы IBM Х.‑П. Луном, который в 1958 г. предложил соответствующую автоматизированную систему с использованием вычислительной машины. Он определил этот вид обслуживания следующим образом: "Избирательное распространение информации это такая служба в какой-либо организации, которая направляет новые элементы информации, получаемые из любого источника, в такие места, где вероятность их использования для текущей работы или заинтересованность в них наиболее высоки"[11].
При избирательном распространении информации потребитель как бы доверяет информационной службе поиск необходимых ему сведений в текущей научно-технической литературе. Он сообщает признаки, по которым следует отбирать ему документы: классификационные индексы, предметные заголовки, дескрипторы, фамилии авторов необходимых работ или цитируемых в них документов. Вся литература, поступающая в информационный орган, анализируется по этим признакам и в случае их совпадения с признаками, указанными потребителем, ему посылаются только его одного интересующие сведения. Система обратной связи с потребителем позволяет постоянно корректировать состав отбираемых материалов и тем самым улучшать индивидуальное информационное обслуживание. Этот вид информационного обслуживания издавна практиковался библиотеками. Библиотекарь просматривал поступающие в библиотеку книги и журналы и сообщал читателям о публикациях, которые, по его мнению, могли представлять для них интерес. Здесь все зависело от памяти и доброй воли библиотекаря, а также от наличия у него свободного времени. Поэтому такая форма информационного обслуживания была нерегулярной, неформальной и весьма ограниченной по масштабам. В современной системе ИРИ поступающие документы индексируются (а иногда аннотируются или реферируются) специалистами, после чего они вводятся в компьютер, в котором содержатся введенные ранее "профили" абонентов. Если поисковые признаки документа совпадают с "профилем" абонента, ему посылается сигнальное извещение, по которому он может запросить документ или его копию, а затем обязан сообщить, насколько этот документ был ему полезен. Сведения из этих карт обратной связи также вводятся в машину, что позволяет оптимизировать работу системы. Перспективы развития В заключение данной лекции хотелось бы высказать два соображения. Первое относится к необходимости различать информационную деятельность как общественную институцию от той информационной работы, которую неизбежно ведет каждый творческий работник и особенно ученые. Информационная работа ученого как неотъемлемая часть научных исследований является прерогативой научного сообщества, входит в систему науки и регулируется ее закономерностями. Научно-информационная деятельность выделилась в самостоятельную разновидность научного труда, принадлежит системе научных коммуникаций и подчиняется ее законам. Водораздел между этими системами крайне условен, трудно различим, но он существует и имеет принципиальное значение. В условиях новой информационной технологии этот водораздел будет смещаться в сторону большей интеллектуализации процессов научно-информационной деятельности, которая постепенно осваивает ряд процессов, прежде присущих только научному исследованию.
Второе соображение связано с перспективами информационных профессий. Новая информационная технология, дающая ученым и специалистам возможность, используя персональный компьютер, самим вести непосредственный диалог с информационной системой, не только расширяет их возможности в самостоятельной работе с информацией, но и в значительной степени освобождает их от посредничества информационных работников. Во всяком случае, это посредничество все больше ограничивается техническими и технологическими аспектами. Появились публикации[12], в которых говорится, что успехи информатики могут привести к отмиранию информационной профессии, к ухудшению перспектив развития научно-информационной деятельности как социального института. Одна из библиотечных статей на эту тему заканчивалась словами: "2001 год может стать великим годом для информатики, но тяжелым годом для информационных специалистов".
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.193 (0.01 с.) |