Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эгалитарность информационного обслуживанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До сих пор мы рассматривали потребителей информации как элемент таких общих социальных систем, как наука, культура, производство, стремясь охарактеризовать качественный и отчасти количественный аспекты этого явления в целом. Но реальный потребитель информации предстает перед нами как конкретный абонент информационной службы, и это накладывает на наши рассуждения существенные ограничения. Далеко не все потенциальные потребители информации являются абонентами информационных систем. Статистика показывает, что в течение года в органы информации и научно-технические библиотеки обращается хотя бы один раз лишь половина потенциальных потребителей информации, причем не каждый из них может быть признан абонентом информационной системы. Здесь действует общий для всех информационных процессов логарифмический закон, по которому лишь незначительная часть потребителей информации интенсивно использует услуги информационных органов. Вероятно, половина всех усилий этих органов затрачивается на обслуживание такого числа их абонентов, которое составляет корень квадратный из их общей численности. Мы уже отмечали, потребители информации не являются однородной массой людей, они заняты различными видами творческой деятельности, каждая из которых требует специфического информационного обслуживания. Потребители информации в рамках одной определенной деятельности, находятся на разных уровнях иерархии, выполняют различную по характеру работу с далеко не одинаковой значимостью для конечного результата. Их информационные потребности и навыки в получении и использовании информации зависят от их служебного положения, образования, знания языков, возраста и от многих других, часто не поддающихся строгому учету факторов. Информационная служба достаточно дорога, и по мере усложнения услуг и внедрения в информационные системы современной техники стоимость этих услуг и систем возрастает. В связи с этим все более актуальным становится повышение экономической эффективности информационной деятельности. С самого начала ее интуитивно основывали на традиционной библиотечной этике бесплатного и демократического обслуживания с предоставлением всем абонентам равных возможностей. Однако с течением времени возникли сомнения в правильности такого подхода. Если абоненты информационных систем в разной степени влияют на прогресс в науке, технике, промышленном производстве, то не следует ли дифференцировать и уровень их информационного обслуживания?
Среди подходов к ответу на этот вопрос нельзя не заметить стремления информационных работников оценивать эффективность своей деятельности не только по ее собственным параметрам, но и по результату, достигаемому потребителем, получившим от системы необходимую ему информацию. Один из видных представителей отраслевой информационной службы М. Л. Колчинский давно предлагал определять эффект совершенствования информационной службы относительным сокращением времени, которое потребитель тратит на получение этой информации. Ясно, что общественная стоимость этого времени зависит от значимости результатов труда, выполняемого той или иной категорией потребителей. Поскольку информационная служба переходит на новую информационную технологию, необходимо уметь определять эффективность производимых изменений. Понятно, что такие изменения происходят постепенно, так как невозможно перевести сразу всех абонентов информационных систем на тот уровень обеспеченности, который в данный момент признается общественно необходимым. В свое время научные сотрудники ВИНИТИ М. В. Арапов и Ю. А. Шрейдер предлагали решить эту проблему путем ранжирования потребителей по значимости их роли в народном хозяйстве страны. При всех трудностях такого ранжирования руководители, работники директивных и плановых органов, аппарата управления народным хозяйством, ведущие специалисты учреждений, организаций и предприятий имели бы приоритет перед рядовыми научными работниками и специалистами‑практиками. В данном случае эффект совершенствовании информационной службы можно измерять объемом предотвращаемых потерь, происходящих от недостаточной информированности определенной части потребителей на общественно необходимом уровне. При таком подходе эффективность совершенствования оказывается "нелинейной", т. е. потери сокращаются как бы непропорционально затраченным средствам и усилиям. Например, обеспечение современными средствами поиска информации в диалоговом режиме только одной десятой части потребителей, играющих наиболее важную роль в создании национального дохода, может сократить предотвращаемые потери вдвое.
Подобную практику мы и наблюдаем в настоящее время. Возможности информационных систем, обеспечивающих непосредственный доступ к машиночитаемым базам данных, предоставляются в первую очередь руководителям и ведущим специалистам. Подразумевается, что подобное положение имеет временный характер, и по мере оснащения информационных органов современными техническими средствами доступ к ним получат все потребители информации. Но ведь предела совершенствованию нет, и нынешняя ситуация, представляющаяся нам временной, может оказаться постоянной. Возникает вопрос, не утверждаем ли мы де-факто элитарность информационного обслуживания, не пытаемся ли косвенно обосновать новую информационную этику, в которой потребители не должны располагать равными возможностями получения информации и доступа к ней? Если это так, то необходимо подумать о последствиях, к которым это может повести. Лучше всего это видно на примере науки. В течение многих десятилетий было распространено мнение, будто научное сообщество организовано таким образом, что каждый его член, независимо от ранга в науке, может вносить небольшой вклад в общую сокровищницу знаний, а на долю выдающихся его представителей выпадает успех крупных открытий и научных переворотов. Эту гипотезу обычно связывают с известным высказыванием испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета: "Необходимо еще раз подчеркнуть этот чрезвычайный, но неопровержимый факт: экспериментальная наука развивалась в значительной мере благодаря усилиям людей на редкость посредственных, и даже менее чем посредственных. Иными словами, современная наука, этот исток и символ нашей нынешней цивилизации, находит место для интеллектуально заурядных людей и предоставляет им возможность с успехом трудиться в ней. Таким образом, большинство ученых способствует общему прогрессу науки, оставаясь замкнутыми в узких клетках своих лабораторий подобно пчеле в ячейке улья, либо белке в колесе"[13]. До последнего времени почти все пишущие о науке явно или неявно придерживались этого мнения. На нем основано "общественное знание" Дж. Займана, "нормальная наука" Т. Куна, "коммуникативное существо науки" У. Гарвея. Однако все чаще справедливость этого общего мнения подвергается сомнению. Оно было поколеблено впечатляющими исследованиями Р. Мертона, показавшего, что в науке действует принцип, провозглашенный еще в Евангелии от Матфея ("Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет"). Об этом же говорится в работах Д. Прайса, раскрывших социальный механизм цитирования научных публикаций, и С. и Д. Коулов, обнаруживших тесную связь между интенсивностью цитирования и реальным вкладом ученого в науку. В ходе этих и других примыкающих к ним социологических исследований, проводившихся главным образом на материале цитирования работ физиков, было доказано, что большинство публикуемых в них результатов почти никогда не используется наиболее видными учеными, делающими самые значительные открытия.
Следующие из этого выводы хорошо сформулировал Дж. Коул: "Из всех социальных институтов наука оказывается в числе наиболее стратифицированных. Наблюдается существенный разрыв между небольшой "элитной" группировкой и основной массой ученых. В то же время, несмотря на эту стратификацию, в науке постоянно поддерживается система ценностей, зиждущаяся на принципах эгалитаризма и неуклонном подчеркивании коллективистского духа"[14]. Когда в 60-е годы были впервые сделаны эти выводы, они были поняты буквально. Из признания большой роли неформальных коммуникаций и якобы бесполезности значительной части публикаций вытекали требования сократить объем и число публикуемых статей, заменить их неформальными "группами обмена" информацией, увеличить количество симпозиумов и конференций. Все конкретные мероприятия в этом направлении не имели успеха, а работы Дж. Займана, У. Гарвея и Б. Гриффита восстановили равновесие формальной и неформальной коммуникации в науке. Принцип эгалитаризма в науке, да и в других общественных институтах выполняет ряд важных системообразующих функций. Признание этого обстоятельства содержалось в известном высказывании Н. Винера о том, что хотя 95 % оригинальных научных работ принадлежит менее чем 5 % ученых, они никогда не были бы написаны, если бы остальные 95 % занятых в науке не содействовали бы созданию общего ее высокого уровня. Нельзя не заметить, что большинство крупных зарубежных социологов науки – в прошлом физики. Они неявно считают высшим видом научной деятельности эксперимент, а единственным достойным научным результатом – открытие. В этом невольно проявляется физический снобизм, связанный с великими достижениями физики недавнего времени. Они не отдают себе полного отчета в том, что не меньшее значение для "нормальной" науки имеет деятельность по "расфасовке" и "переупаковке" научных знаний, все то, что ими презрительно называется компиляцией и популяризацией и несправедливо трактуется как нетворческая, а порой и как бесполезная работа. Элитаризм, возведенный в принцип информационного обслуживания, угрожает серьезной опасностью для развития науки, так как он не учитывает внутренней иерархии информирования в научном сообществе. Дело в том, что как раз руководители и ведущие специалисты живут в густой информационной среде, создаваемой их сотрудниками. На всех уровнях официальной научной иерархии, и особенно на ее низших ступенях, среди аспирантов, молодых научных работников образуется тип ученого-информатора, который все читает, следит за новыми публикациями, сообщает о них на рабочих семинарах. В процессе обсуждений эта информация подвергается оценке, интерпретации, затем по неформальным каналам она в сублимированном виде поднимается на верхние уровни научной иерархии.
Игнорирование этих внутренних механизмов информирования в научном сообществе ведет к резкому снижению эффективности информационного обеспечения научных исследований и разработок. Поэтому вынужденную ситуацию, при которой все потенциальные потребители информации не могут сразу быть переведены на современные методы информационного обслуживания, основанные на новой технологии, не следует возводить в принцип. Единственно правильным принципом информационного обеспечения специалистов в науке и народном хозяйстве, культуре и образовании, во всех сферах человеческой деятельности должен оставаться эгалитаризм, признание равных для всех потребителей информации возможностей ее получения и доступа к ней. Это, разумеется, не исключает дифференцированного подхода к различным категориям потребителей информации при их обслуживании, учета особенностей их нужд, запросов и привычек. Какие пути возможны для реализации этого принципа в сложившихся условиях? Прежде всего, планируя, создавая и внедряя новые виды и средства информационного обеспечения, нельзя произвольно отменять прежние. Пока возможности ретроспективного поиска или избирательного распространения информации в режиме диалога с автоматизированной системой при непосредственном доступе к машиночитаемым базам данных существуют лишь для ограниченного числа пользователей, не следует сокращать выпуск информационных изданий в традиционной форме. Необходимо продолжать издание бюллетеней сигнальной информации, кумулятивных библиографических указателей, реферативных журналов и вспомогательных указателей к ним, указателей цитированной литературы и всех других видов текущего оповещения о новых достижениях. Одним словом, и в данном случае сохраняет силу общий информационный закон, по которому введение новых элементов в систему научной коммуникации не отменяет и не заменяет старых, традиционных средств. Эволюция в научной коммуникации осуществляется путем перераспределения функций между видами и средствами информационного обеспечения и, конечно, их объемами и тиражами.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.013 с.) |