Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиски фундаментального законаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На рубеже 70-х и 80-х годов ХХ в. значительно возрос интерес к теоретическим аспектам информатики и, в особенности, к ее методологическим проблемам. Необходимость в решении этих проблем и построении теории информатики, адекватной ее практическому развитию и расширившейся сфере ее применения, была четко выражена на официальном заседании информатиков в Национальном научном фонде США в 1979 г., получившем название "Круглого стола". Этот же период ознаменован появлением крупных работ по теории информатики в Великобритании, принадлежавших известным ученым Б. Бруксу и Дж. Фаррадейну. В четырех последовательных номерах английского "Journal of Information Science" (1980.– Vol. 2, N 3–6; 1981.– Vol. 3, N 1) была опубликована работа Б. Брукса "Основания информационной науки". Автор начинает с того, что, когда он посещал американские университеты, ему представляли коллег как преподавателей лингвистики, вычислительной техники, статистики для информатиков. Когда же он спрашивал, кто учит студентов самой информатике, ему отвечали, что информатика – смесь из этих дисциплин вместе с библиотечной технологией и исследовательской методикой. Но автор утверждает, что "информатика это дисциплина с собственной и притом уникальной областью исследований, проблемами и точкой зрения на человеческую деятельность, и теперь она должна создать собственные принципы и методы. Как смесь не связанных между собой элементов из произвольного набора отдельных дисциплин информатика не имела бы будущего". Б. Брукс справедливо полагал, что информатика должна опираться на фундаментальные законы, согласующиеся с определенной философской системой. Как и большинство ученых на Западе, он развивает свою теорию в рамках объективного идеализма и берет за основу критический рационализм современного английского философа К. Поппера, в частности, его учение о существовании трех миров: физического мира, мира субъективного знания и мира объективного знания ментального мира. Исследование Б. Брукса направлено на поиски количественной меры знания, которое он понимает как структуру понятий и отношений между ними. Информацию он рассматривает как небольшую часть этой структуры, а взаимосвязь между информацией и знанием выражает уравнением: K [S] + DI = K [S + DS], описывающим в общем виде преобразование структуры знания: K [S], которая превращается под воздействием информации DI в K [S + DS]. Из этого уравнения в псевдоматематической форме автор делает следующие выводы: – если информация и знания измеримы, то они должны измеряться в одних и тех же единицах, – информация отлична от чувственно воспринимаемых данных, хотя и зависит от них, – появление новой информации может приводить к радикальному изменению структуры знания не только путем добавления к ней новых элементов. Б. Брукс переосмысляет полученные им ранее результаты в общую теорию и считает, что классические статистические методы игнорируют то обстоятельство, что при образовании больших классов потеря информации соответствует потере индивидуальности объединяемых в эти классы сущностей. Поэтому в общественных дисциплинах, к которым принадлежит информатика и в которых индивидуальность этих сущностей значительна, необходим частотно-ранговый анализ. В дальнейших рассуждениях он приходит к формулированию логарифмического закона информации, который интерпретируется как закон равномерного распределения информации в логарифмической шкале. В качестве аналога этого закона он использует закон перспективы (видимые размеры объекта обратно пропорциональны расстоянию до него), преобразованный им следующим образом: видимое расстояние до объекта пропорционально логарифму физического расстояния до него. Другую аналогию, иллюстрирующую логарифмический закон информации, Б. Брукс находит в наблюдении звездного неба. В течение шестнадцати веков существовала Птолемеева модель космоса, в точности соответствовавшая абстрактному информационному миру, в котором информация распределена равномерно. (Человеку, находящемуся на Земле и наблюдающему небо, нелегко делать поправку на искажение расстояний за счет закона перспективы). Эта модель служит примером субъективной точки зрения на трехмерный мир, наблюдаемый в перспективе. Чтобы перейти к объективной картине космоса, понадобилось открыть постоянство скорости света, сформулировать понятие светового года и сделать его объективной мерой астрономических расстояний. Нечто подобное должно произойти и в информатике после нахождения меры семантической информации, что, по мнению автора, может быть сделано на основе теории информации К. Шеннона. Иная попытка создания теории информатики была предпринята Дж. Фаррадейном в статьях "К истинной информационной науке", "Природа информации", "Знание, информация и информатика ", опубликованных в 1976–1980 гг. в том же журнале (и его предшественнике "Information Scientist". –1976. – Vol. 10, N 3; 1979. – Vol. 1, N 1; 1980. –Vol. 2, N 2). Эти статьи не составляют законченного цикла, но обладают внутренним единством и посвящены тому же кругу вопросов, разрешаемых, впрочем, в ином аспекте. Основная задача данного исследования заключалась в том, чтобы операционным путем нащупать связь между информацией и ее содержанием, между мыслью и ее физической формой, что, по мнению автора, возможно лишь путем изучения реакции получателя (потребителя) информации. В соответствии с этой задачей он определяет информацию как физическую форму представления знания или отдельной мысли, как их суррогат, предназначенный для коммуникации. В этом определении отсутствует связь информации как с ее создателем (отправителем), так и с ее воздействием на получателя (потребителя). Дж. Фаррадейн считал, что большинство определений информации как фрагмента знания содержит характеристики, свидетельствующие о непонимании природы мысли ("новизна", "приращение знания", "полезность", "интерпретация внешних стимулов", "основные закономерности материи и сознания", "повышение уровня знаний получателя", "устранение неопределенности", "значение для принятия решения", "структура или организация", "изменение структуры тезауруса получателя"). Альтернативная этим определениям концепция информации как системы, включающей людей, их деятельность и потребности, а также влияние передачи информации на принятие решений, социальное поведение и т. п., представляется автору тоже неприемлемой для эффективного анализа проблемы, поскольку не позволяет изучать каждый элемент системы изолированно. Автор рассматривает разные варианты реакции потребителя на получение незапрашиваемой информации: – если она ему уже известна, он может отвергнуть ее или же принять как подтверждение прежнего опыта, но не закладывать в долговременную память как поверхностную, тривиальную или не соответствующую его интересам, – если же информация не была получена ранее и не отвергается по названным причинам, то она может быть добавлена к имеющимся знаниям, не изменив их, заполнить пробел в структуре знаний получателя, изменить существующую у него структуру знаний. При получении информации, отвечающей на запрос, реакция потребителя обычно ограничивается двумя последними вариантами, т. е. заполнением пробела в знании или изменением его структуры. Рассматривая информационную науку как экспериментальную, Дж. Фаррадейн не ждет больших результатов от философских размышлений и абстрактных математических моделей, если они не дают объяснений экспериментальным данным. Большинство же экспериментов в информатике, по его мнению, недостаточно корректно, так как опирается на произвольную интерпретацию данных. Поэтому он призывает обратить большее внимание на реакцию потребителя при получении первичной и вторичной информации. Что же касается эффективности информационно-поисковых систем и всей информационной деятельности, то основным инструментом и этапом достижения этой эффективности он считает индексирование. При этом центральная роль отводится индексатору даже и в автоматизированных системах, где эта роль лишь завуалирована, но может проявляться в тезаурусах, алгоритмах, стратегиях поиска, грамматических и лексических правилах. Хочется отметить, что и в этом исследовании подчеркивается настоятельная необходимость создания теоретической базы информатики, которая позволила бы этой новой дисциплине стать исключительно интересной в будущем. Важное значение, на наш взгляд, имела также дискуссия, прошедшая в ГДР в 1978–1979 гг. на страницах журнала "Informatik" под девизом "К выяснению теоретических основ научной информации как предпосылки совершенствования информационной работы в области науки и техники". В дискуссии приняли участие преподаватели и научные работники Берлинского университета им. В. Гумбольдта, Высшей технической школы Ильменау, Академии наук ГДР. Не будет преувеличением сказать, что все имевшиеся к тому времени в литературе мнения об информатике (информационной науке, науке об информации и документации), ее предмете, объектах и проблемах исследования были подвергнуты критическому осмыслению. Эти дискуссии в разных странах проводятся до настоящего времени. Это хорошо, поскольку привлекает внимание к важной проблеме. Ведь в отличие от политических, научные дискуссии не завершаются принятием согласованного решения, а служат средством выяснения точек зрения и побудительным мотивом для дальнейших исследований. Трудно возражать против того, что все возрастающее число исследований во многих точных, естественных и общественных науках, посвященных информационным аспектам этих наук, представляют для нас интерес и служат прояснению общих концепций информатики. Можно понять и стремление декларировать создание всеобщей науки об информации – проникновение в сущность этой философской категории является одной из актуальных общенаучных задач. В конечном счете, все научные проблемы взаимосвязаны и каждая имеет свой информационный аспект. Однако в силу многих причин и особенностей организации современной науки как социального явления мы вынуждены дробить ее на специальные научные дисциплины. Вопрос о предмете и объектах исследования, о границах каждой и особенности такой формирующейся дисциплины, как информатика, это, прежде всего, вопрос о выделении того круга понятий и явлений, который необходим и достаточен для открытия фундаментальных объективных законов и закономерностей. Одной из устойчивых тенденций в развитии информатики является расширение понимания ее предмета. Эта тенденция нуждается в разумном контроле и ограничении, если мы не хотим, чтобы информатика из специальной научной дисциплины превратилась в комплексный раздел науки, объединяющий разнородные темы, связанные с изучением различных видов и аспектов информации. Это вынуждает нас обращать особое внимание на определение и предметную область информатики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.009 с.) |