Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные потребности в развитииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее общие типы информационных потребностей были выявлены давно и, несмотря на интенсивные исследования последних десятилетий в этой области, их формулировка остается почти неизменной. Творческие работники обращаются к источникам информации главным образом в трех случаях: а) при текущем ознакомлении с новыми сведениями, как по их узкой специальности, так и в смежных областях, б) при повседневной работе, когда необходимо получить конкретные фактические сведения о числах, количествах, методах, средствах, концепциях, гипотезах и т. п., в) в начале работы над новой проблемой или темой и при ее завершении и литературном оформлении, когда необходимо путем ретроспективного поиска с возможной полнотой выявить и учесть все опубликованные и неопубликованные источники по данной теме. Такое постоянство свидетельствует о стабильности мотивов обращения специалистов к источникам информации, что не исключает изменчивости самих информационных потребностей. Исследования информационных потребностей различных категорий потребителей закономерно сопровождают разработку любой крупной информационной системы. В прошедшее десятилетие существенно продвинулось социологическое понимание информационных потребностей, тесно связанное с трактовкой существа и перспектив развития информационной деятельности. По этому поводу отечественными и зарубежными исследователями высказано несколько заслуживающих внимание точек зрения. Одна из них связана с традиционным пониманием неопределимости информационных потребностей ученого, исследующего фундаментальные проблемы науки. Известно, что полное и адекватное формулирование ученым своей потребности в информации равносильно решению им соответствующей проблемы. Он ищет необходимую информацию не только по теме, проблеме, узкому ее аспекту, но и по ассоциации, по аналогии, по методу исследования и по многим другим трудно формулируемым аспектам. Новая информационная технология, позволяющая пользователю вести активный диалог с информационной системой, не только расширяет его возможности при поиске информации, но и освобождает его от посредничества информационных работников в процессе этого поиска. Во всяком случае, это посредничество все больше ограничивается технологическими аспектами и становится все менее содержательным. Как вы уже знаете, некоторые специалисты за рубежом, доводя этот ход рассуждений до крайности, приходят к парадоксальному выводу, что успехи информатики могут привести к отмиранию самой информационной профессии. Существует и противоположная точка зрения, по которой создание диалоговых информационных систем упрочивает положение информаторов, давая им в руки мощное средство управления информационной средой.
Дело в том, что первоначальная концепция научно-информационной деятельности, исходившая из понимания информации только как некоего продукта, одного из ресурсов науки, давно признана ограниченной. Более плодотворной оказалась концепция информационной среды философа Ю. А. Шрейдера, связанная с изучением социального контекста научной коммуникации: "Ученый активно взаимодействует со своей информационной средой так же, как и с любой другой средой – природной, социальной и т. п. Он, в частности, динамично перестраивает свое поведение в этой среде – варьирует представления о собственных информационных потребностях, обращаясь то к одним, то к другим ее элементам в разной последовательности и сочетаниях, получая информацию в самых разнообразных ракурсах, проверяя незапрограммированные связи между фактами и, главное, самостоятельно управляя характеристиками получаемой информации, полнотой, темпом поступления, степенью детализации, тематикой и т. п."[15]. Концепция информационной среды ориентирует информационную деятельность на то, чтобы сделать эту среду более благоприятной, дружественной, комфортной для ученого. Эта концепция связана с тенденцией науки к гуманитаризации, с повышением интереса ученых к мотивации творчества, анализу ценностных и познавательных установок. В конечном счете, этот интерес к личности ученого, создающего информацию, ведет к усилению роли социологии науки, психологии научного творчества, к выявлению места науки в общей культуре. Личностный интерес к субъективной компоненте вовсе не противостоит традиционной тенденции науки к объективизации и математизации, а дополняет ее. С точки зрения информационных потребностей, это означает, что прежние вопросы, "что" и "как" сделано в науке, дополняются вопросами, "кем" и "почему" это сделано.
Своеобразное представление о развитии информационных потребностей разработчиков новой техники выдвинул Э. С. Бернштейн, многие годы работавший в области информационного обеспечения машиностроения. Он поделил всех потребителей информации на "наблюдателей" и "аналитиков". Первые, по его мнению, делают изобретения в рамках готового набора "ситуаций", т. е. по сложившимся канонам, по традиции. Вторые открывают новые традиции, создавая свои каноны, критически оценивая существующие концепции решения стоящей перед ними задачи. Именно они являются двигателями технического прогресса и нуждаются в нетривиальном информационном обслуживании, которое состоит в выяснении "пробелов" в существующем знании. Истинная информационная потребность этого типа специалистов состоит не только в том, чтобы получить информацию об уже имеющихся достижениях, но в том, чтобы выяснить, где существуют пробелы в знаниях, что пока еще неизвестно. О несовершенстве социологических методов исследования, таких как анкетирование и интервьюирование, давно известно, хотя они успешно применяются во многих сферах и постепенно совершенствуются. При изучении информационных потребностей эти общие методы дополняются анализом обратной связи в системах информационного обслуживания. Однако исследовать подлинные потребности специалистов в информации очень трудно, так как они осознают их на уровне имеющихся возможностей. Более того, новые виды информационного обслуживания с трудом пробивают себе дорогу, наталкиваясь на устойчивые привычки и навыки потребителей в получении информации, По этой же причине и новая информационная технология внедряется значительно медленнее, чем это позволяют имеющиеся технические средства. В самом деле, потребности специалистов в научной, технической, экономической, политической, конъюнктурной и другой информации значительно превышают те, которые они осознают как разумные для предъявления информационной службе. Да и обслуживаемые ныне контингенты намного меньше действительно нуждающихся в информации на общественно необходимом уровне. Именно это противоречие между реальными информационными потребностями и возможностью их удовлетворения в рамках информационной деятельности является определяющим фактором ее развития. Литература как источник информации Основные понятия, эволюция и типология Строго говоря, источником любой информации является человек или группа людей. Ответственность за достоверность тех или иных сведений могут брать на себя учреждения или организации, которые в этом случае также служат как бы источниками информации. Но в профессиональной информационной деятельности информация циркулирует в виде документов, и именно они считаются источниками информации. Под документом понимается совокупность логически завершенных сведений и материального носителя, на котором они записаны, с непременным указанием кем, где и когда документ был создан. Понятие документа является альтернативным и обобщающим по отношению к понятию произведения письменности и печати, часто употребляемому в гуманитарных науках.
Произведением письменности считается результат целенаправленной познавательной деятельности (факты, идеи, образы), имеющий определенную логическую взаимосвязь частей, завершенность в целом и изложенный в письменном виде. Произведение печати, кроме того, получает обязательную редакционную апробацию и имеет точный библиографический адрес, состоящий из стандартного набора выходных сведений (автор, заглавие, город, издательство и год публикации или название публикующего органа). Поскольку способы хранения и передачи информации играют большую роль в развитии коммуникации, да и цивилизации в целом, интересно проследить эволюцию этих способов. С развитием каждой цивилизации по мере усовершенствования ее языка и письменности вырабатывались и определенные типы документов, как по форме, так и по содержанию. Самые древние из дошедших до нас документов – клинописные плитки Месопотамии – датируются четвертым тысячелетием до н. э. От шумерской культуры того времени и вавилоно-ассирийской, расцвет которой приходится на второе тысячелетие до н. э., сохранились сочинения в области астрономии, географии, истории, права, торговли. Наряду с небольшими глиняными плитками высотой в 2,5 см изготовлялись плитки высотой до 40 см, содержащие до 400 строк в 4 колонки с двух сторон. Основным недостатком этих глиняных книг, в течение тысячелетий обслуживавших культурные и научные потребности человека, была их громоздкость и недостаточная емкость. Отдельные произведения занимали до 10 плиток. Собрания, насчитывавшие десятки тысяч плиток (а до нас дошли остатки подобных библиотек), требовали огромных помещений. Папирусный свиток – более компактная форма документа, позволявшая накапливать большие собрания произведений письменности. Начиная с третьего тысячелетия до н. э. в Египте изготовлялись именно такие книги. Текст на папирусном свитке располагался перпендикулярно его длине колонками от 25 до 45 строк. Хрупкость и недолговечность папируса обусловила незначительное число дошедших до нас образцов древнеегипетских документов (древнейший из них восходит к XVIII в. до н. э.). Это, главным образом, ритуальные "книги мертвых", извлекаемые археологами из пирамид и других захоронений. У греков и римлян на протяжении долгого времени сведения (особенно научного характера) распространялись устным путем. Известно, что лишь после Аристотеля для этих целей стали широко применяться рукописи. До середины нашего века мы не располагали ни одним оригиналом времен античных классиков, часто столетия отделяют последнюю сохранившуюся копию от возможной даты написания текста. Исключение составляет лишь найденные во время второй мировой войны кумранские рукописи ("рукописи Мертвого моря"), датируемые первым веком н. э. Сведения о греческих и римских папирусах почерпнуты из малоазиатских и позднеегипетских образцов. Средняя длина свитка не превышала 10 м, ширина – 30 см.
Пергамент, изготовлявшийся из телячьих шкур, известен как материал для письма с III в. до н. э. Он позволял писать с двух сторон, был более долговечен, чем папирус, и обусловил переход к современной блочной форме книги – кодексу. Кодексы из папируса изготовлялись еще в первые века н. э., но к V в. были вытеснены пергаментным кодексом. Кодекс – более емкая форма книги, чем свиток, он удобнее для записи больших текстов и для наведения справок, Пергаментные кодексы вплоть до XII в. были единственной формой книги в Европе. Основным их недостатком, препятствовавшим широкому распространению письменных документов, была дороговизна. Для одного экземпляра пергаментной книги требовались шкуры целого стада. На смену пергаменту пришла бумага, изобретенная в 105 г. в Китае. На Ближнем Востоке ее начали изготовлять с 751 г., а в XII в. через арабских завоевателей Испании она проникла в Европу. Бумажная книга, значительно более дешевая, чем пергаментная, стала широко использоваться в научных и образовательных целях. Опыт нескольких тысячелетий развития письменных документов показывает, что их форма менялась главным образом под влиянием потребностей общества: документы становились все более емкими, удобными для использования и дешевыми. Именно эта тенденция развития средств, служивших для закрепления информации, привела к появлению бумажного книжного блока, который до нашего времени оставался основной материальной формой документа. В XV в. стала повсеместно ощущаться потребность в новом способе изготовления документов. Рукописная книга перестала удовлетворять культурные и научные запросы общества по двум причинам. Во-первых, она изготовлялась слишком долго и требовала значительных затрат труда. Во-вторых, переписка текстов от руки не давала возможности получить большое число экземпляров идентичного содержания, так как копии одного и того же текста отличались друг от друга из-за искажений, вносимых переписчиками. Именно к этому времени относится историческое изобретение в 1448 г. немецким ремесленником И. Гутенбергом книгопечатания подвижными литерами. Технические средства, которые легли в основу книгопечатания, – граверная и литейная техника и винодельческий пресс, преобразованный Гутенбергом в печатный станок, – были известны еще в античные времена. Однако лишь настоятельная потребность общества в быстром и точном механическом воспроизведении текстов вызвала к жизни это изобретение, совершенству которого мы не перестаем удивляться и основными принципами которого продолжаем пользоваться для размножения документов.
Мы знаем, что теперь появились технические средства, значительно повысившие наши возможности хранения больших массивов информации с быстрым доступом к любой единице этой информации. Речь идет о компактных оптических дисках, используемых в качестве внешней памяти компьютера (CD-ROM – Compact Disc Read Only Memory). В этой области прогресс происходит так быстро, что рискованно приводить какие-либо точные данные. Но объем одного диска измеряется тысячами мегабайт, т. е. миллионами страниц текста, время записи и считывания одной страницы не превышает 1–2 сек., а в "библиотеке" из 64 дисков поиск и выдача информации по запросу занимает 10–15 сек. Выведенные на экран тексты и изображения можно изменять по мере необходимости. Эти новые средства начинают широко использоваться, и мы еще будем о них говорить. В широком смысле документами иногда считают не только надписи, рукописи и печатные издания, но и произведения искусства, нумизматические памятники, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера. П. Отле считал документом любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенное собрание. Различные виды научных документов возникали в разное время и на протяжении последних столетий и даже десятилетий претерпевают значительную эволюцию. Книга существует уже несколько тысячелетий, описание изобретений – 500 лет, научный журнал – немногим менее 350 лет, а журнальная статья в ее настоящем виде – 100–150 лет. Типология документов также существенно меняется. До последнего времени наиболее важным считалось деление научных документов на опубликованные и непубликуемые. Еще несколько десятилетий назад идеи и факты признавались введенными в оборот только после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию документов, в которых они содержались. Для информационной деятельности это разграничение менее существенно, так как, во-первых, в неопубликованных документах содержится много ценной информации, опережающей сведения, появляющиеся в публикациях, а, во-вторых, новые средства репродуцирования делают это разграничение очень условным. Такие научные документы, считающиеся обычно непубликуемыми, как отчеты, диссертации, переводы, часто распространяются в сотнях и даже тысячах экземпляров. Информатика выдвинула на первый план деление документов на первичные и вторичные. Деление это также очень условно и приблизительно, поскольку оно главным образом относится к самой информации, а не к документам, в которых она содержится. Считается, что в первичных документах отражаются непосредственные результаты познания, а во вторичных – результаты аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах. Однако исторически сложившаяся система научных документов такова, что многие из них содержат одновременно и результаты научных исследований и переработку прежних сведений, содержавшихся в ранее опубликованных документах. Примером могут служить и статьи в научных журналах, и монографии, и учебники, и особенно – справочная литература. Тем не менее, деление это удобно, так как позволяет характеризовать различные потоки документов в информационной деятельности. Мы придерживаемся его в информатике, считая первичными те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов, а вторичными те документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. С учетом сделанных оговорок к первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников), журналы, газеты и сериальные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы, а ко вторичным – справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки. Основные виды первичных документов и изданий охарактеризованы в книговедческих курсах, а вторичным будет посвящена в данном курсе лекция об информационных изданиях и услугах. Здесь хотелось бы высказать некоторые соображения лишь о журналах, так как на их примере дальше будут анализироваться закономерности роста, старения и распределения научных публикаций. Журналом мы будем называть периодическое (сериальное) издание, регулярно публикуемое в течение одного года выпусками, одинаково оформленными и содержащими статьи или иные материалы научно-технического или общественно-политического содержания, а также произведения художественной литературы. В журналах содержится новейшая информация, освещаются последние достижения науки и техники. Журналы появились почти триста пятьдесят лет назад: точной датой этого события считается 5 января 1665 г., когда был опубликован первый номер французского еженедельника "Журнал ученых", который дал название этому виду периодических изданий. Основным назначением этого журнала, предопределившим характер научных журналов на 150 лет вперед, стало оповещение о новых книгах по всем отраслям науки, литературы и искусства, однако с особым вниманием к естественным наукам и технике. Для раскрытия содержания книг в то время широко пользовались прямыми заимствованиями и цитатами из текста. Вначале научная хроника играла в журнале второстепенную роль, постепенно все больше места в нем стали занимать сообщения об экспериментах в области естественных наук и вновь открытых явлениях природы. Оригинальные статьи в течение всего XVIII в. публиковались в журналах редко. Обычно они принадлежали крупным ученым и имели традиционно-условную форму писем одного ученого к другому: так было принято сообщать о научных открытиях в предшествующие эпохи. Начиная с XIX в. журнал становится основным источником научной информации. В нашем столетии установилась исключительно важная практика упоминания в каждой журнальной статье всех научных работ, которые использовались при ее написании. Статьи в научных журналах являются в настоящее время основным источником научной информации, они прочно занимают первое место среди всех других документов. Обследование библиографических запросов нескольких тысяч ученых и инженеров показало, что до 70 % всех используемых ими источников составляют журнальные статьи. Однако рост числа журналов, их недостаточная профилированность, быстрое старение опубликованных в них материалов привели к тому, что уже с 30-х годов журнал как источник информации стал подвергаться критике ученых. Они выдвинули множество проектов замены научных журналов другими средствами распространения знаний. В их основе лежит предложение вместо издания журналов депонировать разрозненные статьи в специальных отраслевых центрах и отражать их в реферативных журналах. Один из первых проектов такого рода был выдвинут отечественными учеными, делегатами Международного геологического конгресса в 1933 г. В этом же году англичанин У. Дэвис сделал аналогичное предложение, которое легло в основу известного "плана Бернала", опубликованного в 1939 г. в книге Дж. Бернала "Социальная функция науки". Этот план был предметом обсуждения в 1948 г. на Конференции по научной информации, созванной английским Королевским обществом, а в 1958 г. на Международной конференции по научной информации в Вашингтоне. Дж. Бернал предложил отказаться и от самой статьи как формы сообщения результатов научного исследования, поскольку она не обеспечивает их быстрого и адекватного отражения. Рациональные моменты в этих его идеях были воплощены при создании системы депонирования неопубликованных научно-технических документов. Однако полностью план Бернала вряд ли когда-либо будет реализован, так как он не учитывает многих закономерностей системы научных публикаций.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.191 (0.012 с.) |