Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сети передачи и средства хранения и обработки данных

Поиск

 

Для теледоступа к БД, находящимся в специальных службах поиска информации, кроме персонального компьютера необходи­мы соответствующие каналы и сети связи. И такие сети были созданы. В настоящее время крупнейшей сетью, позволяющей компьютерам взаимодействовать друг с другом в масштабе реального времени, является Internet, началом которой послужила сеть ARPANET, созданная в 1969 г. министерством обороны США. Сегодня Internet представляет собой фактически объединение примерно из 9 тыс. других сетей. Если в 1981 г. сеть Internet связывала всего 213 компьютеров, а в 1989 г. – 80 тыс., то в январе 1993 г. число подключенных к ней компьютеров превысило 1,3 млн, в январе 1995 г. – 3,5 млн, а в настоящее время их число перевалило за 1 млрд., причем они находятся в 160 странах мира. Сеть Internet все больше используется учеными и специалистами для получения научной информации, тем более что для многих из них пользование этой сетью является бесплатным. В настоящее время через сеть Internet открыт доступ к электронным каталогам более 200 библиотек, в том числе к каталогу Библиотеки конгресса США (свыше 30 млн каталожных карточек), а также к службам поиска информации в БД. В настоящее время к Internet подключено более четверти всех публичных библиотек, обслуживающих население численностью не менее 250 тыс. человек каждая.

В США завершается создание еще более мощной Национальной сети для исследований и образования (National Research and Education Network – NREN). Сейчас эта сеть позволяет переда­вать данные со скоростью 1,5 млн бит/с, что эквивалентно примерно 50 страницам текста. К 1996 г. быстродействие NREN было доведено до 3 млрд. бит/с. Это позволило за одну секунду передавать 100 тыс. страниц текста, т. е. все 32 тома Британской энциклопедии. Аналогичные быстродействующие сети цифровой связи созданы и развиваются в Великобритании, Германии, Франции, Японии и других передовых странах мира.

Создание быстродействующих цифровых сетей передачи данных позволило разработать и внедрить видеографические системы типа "видеотекс". Особенно большие успехи в этой области достигнуты во Франции: созданная там видеографическая система Télétel основана на использовании телефонных линий связи. Видеотерминалы этой системы, получившие название Minitel, устанавливаются в учреждениях, гостиницах и частных домах. Эти видеотерминалы, число которых превысило 5 млн, позволяют запрашивать и получать самую разнообразную информацию – сводки погоды, сведения о репертуарах театров, котировки акций, расписания самолетов и поездов, номера телефонов и т. п., а также осуществлять поиск информации в БД службы Télésystèmes-Questel. Кроме того, такая система позволяет абонентам вести переписку друг с другом.

 

Информационные услуги

Современные информационные услуги можно разделить на три взаимодействующих области:

– специальная информация,

– электронные сделки,

– электронная коммуникация.

В области специальной информации выделяются следующие основные сектора:

1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

– биржевую и финансовую информацию – информацию о коти­ровках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

– экономическую и статистическую информацию – числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

– коммерческую информацию – информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, ценам, о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, о направлениях их работы и продукции и т. п.;

– деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.

2. Сектор научно-профессиональной информации: научно-тех­нической, меди­цинской, юридической и другой информации, охватывающий документальную, биб­лиографическую, реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. В этом секторе предусмотрена организация доступа к первоисточникам информации через библиотеки и специализированные службы, возможность приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в виде полноразмерных и микрокопий.

3. Сектор массовой, потребительской информации, охватывающий новости и литературу, справочники, энциклопедии, потребительскую и развлекательную инфор­мацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование, в том числе сведения о погоде, расписании транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по курсам валют, аренде, турах, а также услуги телетекста и видеотекса и т. п.

4. Сектор социально-политической информации, обслуживающий органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и другой специальной информацией.

В России понятие информационной деятельности в течение долгого времени связывалось в основном с научно-технической, а также некоторыми видами социальной информации, в то время как на них приходится около 15–25 % мирового рынка информационных услуг.

В бывшем СССР были созданы достаточно развитые, но замкну­тые автоматизированные информационные системы, направленные в основном на реализацию внутренних задач тех ведомств, в рамках которых и на средства которых они существовали. Задачи обеспечения научной и технической информацией решались в рамках Государствен­ной системы научной и технической информации (ГСНТИ), где ведущая роль генератора информации принадлежала ВИНИТИ, статистическая информация по состоянию экономики была сосредоточена исключительно в ведомствах Государственного комитета по статистике и т. д. Открытая информация, сосредоточенная в основном в рамках системы научной и технической информации, была изолирована от системы информации в оборонных отраслях и системы массовой информации.

Что касается экономической, коммерческой (конъюнктурной), массовой и прочей информации, то командно-административная система удовлетворялась ею в том виде и количестве, которое было необходимо для целей директивного управления. Такие важнейшие для нужд рыночной экономики информационные составляющие, как биржевая и финансовая информация, демографическая и потребительская информация, еще предстоит создавать. В условиях централизованно планируемой экономики основная часть информации, необходимой предприятиям и организациям в их хозяйственной деятельности, поступала в виде директив административной системы и носила служебный характер. С разрушением административной системы предприятия столкнулись с острой нехваткой практически любой информации делового характера, необходимой для работы в условиях формирующегося рынка. Отсутствие такой деловой информации не способствовало восстановлению внутриотраслевых и межотраслевых экономических связей и возникновению негосударственных экономи­ческих партнеров (кооперативов, малых предприятий, банков, бирж).

Мировая практика последних десятилетий показала, что информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Доступность информации тесно связывается западными экономистами со свободой конкуренции и рассматривается как одно их базисных условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Независимый, самостоятельный производитель товаров или услуг (а именно эта фигура наилучшим образом характеризует рыночную экономику и ее основного субъекта), а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла "наука–техника–производство–сбыт–потребле­ние" не могут успешно действовать на рынке, не имея информации. Это информация о других производителях, о возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и рынках капитала, наконец об общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и во всем мире, тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйственной деятельности и т. п.

Информация лежит в основе современной маркетинговой концепции управления производственной и сбытовой деятельностью и используется как для формирования и уточнения производственной программы, так и для проверки ее обоснованности рынком в процессе реализации произведенных товаров. Современный этап развития экономики требует наличия специального механизма, обеспечивающего связь между предложением и спросом, ориентирующегося на конкретные потребности рынка и подчинение этим потребностям различных сторон производства и сбыта. Важной частью такого механизма выступает информационная деятельность.

Электронные сделки (операции) включают системы резерви­рования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банков­ских и расчетных операций. Они формируются:

– системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте (системы резервирования авиабилетов "Сирена" и железнодорожных билетов "Экс­пресс");

– системами электронных банковских операций;

– так называемыми, электронными биржами.

Электронные коммуникации реализуются современными средствами связи и человеческого общения. Это сети передачи данных, системы электронной почты, компьютерные сети, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и бюллетени, центры общедоступного программного обеспечения и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.150.88 (0.013 с.)