Принятие и реализация управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие и реализация управленческих решений



Темы лекций:

5.1. Технологии и методы управленческих решений;

Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений.

Технологии и методы управленческих решений

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

1) выработку и постановку цели;

2) изучение проблемы на основе получаемой информации;

3) выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

4) обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы или задачи;

5) выбор и формирование оптимального решения;

6) принятие решения;

7) конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:

1. на стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения;

2. на стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения;

3. на стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

4. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения возможных последствий.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

· метод, основанный на интуиции управляющего (которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать правильное решение);

· метод, когда управляющий принимает решения, обосновывая их последовательными доказательствами;

· метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информаций, помогающий обосновать принимающие решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего электронно-вычислительной техники.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы, и их реализация подлежит контролю. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. Чем больше выбор, тем эффективнее управление

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

· обоснованность решения;

· оптимальность выбора;

· правомочность решения;

· краткость и ясность;

· конкретность во времени;

· адресность в отношении исполнителей;

· оперативность выполнения.

 

 

Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений

Из всего обилия компьютерных информационных систем далее рассматриваются два типа:
- управленческие информационные системы (MIS),
- системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system).

В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом, чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой

Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.

Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.

DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе.

Различия MIS и DSS

MIS DSS
Акцент делается на структурирование задач при предварительно определенных стандартных процедурах, правил их решения и информационных потоках Акцент делается на решения Структура компьютера и аналитическая помощь важны, но оценки менеджера более существенны
Выигрыш состоит в снижении затрат, необходимого времени, количества обслуживающего персонала и т.д. Выигрыш состоит в расширении диапазона и возможности компьютеризации процессов решения с целью помочь менеджеру увеличить эффективность работы
Влияние на принятие менеджером решения непрямое, т.к. обеспечивается доступ к необходимым данным Влияние на менеджера состоит в создании необходимого инструментария под его непосредственным контролем, что не является попыткой автоматизировать процесс решения, предопределить цели и оказать давление на решение

 

Лекция № 6

ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Темы лекций:

6.1. Понятие бизнес-плана;

6.2. Содержание и структура бизнес-плана.

6.1. Понятие бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Выделяют следующие области их применения:

1. подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

2. обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

3. разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

4. выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

5. составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;

6. привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

К основным задачам, которые акционерное общество может решить при помощи составления бизнес-плана, относятся:

1. определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;

2. оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;

3. соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;

4. обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;

5. определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.

Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

 

 

Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей:

· Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности. Он рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных видов кредиторской задолженности.

· Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности, прочих оборотных активов.

Сопоставление рассчитанных значений показателей с их позитивной величиной и фактическими данными за другие периоды хозяйственной деятельности позволяет дать оценку не только фактически сложившегося финансового состояния, но и динамики показателей, определить тенденции в результатах хозяйственной деятельности.

6.2. Содержание и структура бизнес-плана

Цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной

деятельности предприятия на будущее. Планирование деятельности

фирмы дает многое, например:

- заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы;

- устанавливает показатели деятельности фирмы необходимые для последующего контроля;

- делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;

- наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

При подготовке бизнес плана следует обратить внимание на следующие условия:

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы. Первый раздел - цели и задачи предпринимательского дела. Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.

3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане.

4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.

5. Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий семь разделов.

Последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Резюме (генеральная цель проекта (сделки) краткая характеристика предпринимательского продукта, сроки осуществления проекта (сделки) затраты, связанные с его реализацией ожидаемая эффективность и результативность и.т.д.);

2. Проектируемый продукт или вид услуг (сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять, прогноз платежеспособного спроса на товар, наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт и т.д.);

3. Оценка рынка сбыта (он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта);

4. Конкуренция (необходимо охарактеризовать внешнюю маркетинговую среду предприятия);

5. Стратегия маркетинга (раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга);

6. План производства (главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки);

7. Организационный план (содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое).

8. Юридический план (конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать: частное владение, государственное владение); 9. Оценка риска и страхование (во-первых, предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться, во-вторых, как уменьшить риски и потери);

10. Финансовый план (раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности);

11. Стратегия финансирования (в разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия).

 

 

Лекция № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.034 с.)