Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания



Каждая отрасль экономики отличается спецификой размещения производственных мощностей и размерами предприятий. Выбор подходящего размещения зависит от многих факторов.

Среди них наиболее важными являются следующие:

- зависимость производственной деятельности от природных условий и ресурсов;

- размер относительных затрат на производство на различных территориях, сбалансированных относительно сбытовых затрат (отдельные территории могут быть более предпочтительны в силу низкой стоимости труда, наличия квалифицированных рабочих, доступа к необходимым факторам производства или даже возможности получения субсидий для осуществления инвестиций);

- важность минимального расстояния до потребителей как основа создания относительных преимуществ перед остальными конкурентами;

- наличие качественных систем связи и транспорта;

- привязка к непосредственным местам сосредоточения потребителей.

При этом предприятия предпочтительно располагать в том месте, где производственные и сбытовые затраты минимизируются.

В розничной торговле наличие большого количества операторов можно объяснить перечисленными ниже факторами.

Низкие входные барьеры позволяют мелким фирмам легко войти в бизнес, поскольку для открытия дела не требуется значительных средств, большого торгового помещения и дорогостоящего оборудования.

Обслуживаемые группы населения ограничены географически, поэтому местные предприятия, особенно мелкие торговцы, легче проникают на небольшие участки сбыта и более чутко реагируют на малейшее изменение спроса, лучше знают вкусы и потребности своих покупателей, что создает соответствующие конкурентные преимущества.

Отсутствие существенной экономии на масштабах деятельности одиночного предприятия в связи с ограничением экономически разумного радиуса привлечения покупателей позволяет мелким предприятиям конкурировать с крупными неассоциированными предприятиями.

При этом низкие барьеры входа превращают возможность появления новых конкурентов в постоянно действующий фактор, и сама конкурентная борьба в «раздробленных» отраслях варьируется от умеренно сильной до ожесточенной. Размещение предприятий оптовой торговли предполагает три основных схемы, что связано с масштабами деятельности конкретного оптового предприятия.При первой схеме демонстрационный зал и офис находятся в территориальном удалении от складских помещений (как правило, офис – в центре города, складские помещения – за пределами города). Такое решение вопроса организации оптовой торговли обусловлено следующими факторами:

- коэффициент деловой активности в центре города значительно выше, чем на окраине;

- затраты на аренду или приобретение складских помещений требуемой площади в пределах городской черты значительно выше, чем затраты по организации складских помещений за пределами города либо на окраине. Более того, предприятие не всегда может изыскать требуемую площадь в центре города;

- насыщенность транспортных потоков за пределами города значительно меньше, что, в свою очередь, облегчает проезд транспорта покупателя к складским помещениям;

- доступ грузового транспорта в центр города ограничен. При организации товаропотоков предприятию необходимо предусмотреть возможность доставки больших партий товара, соблюдая при этом требования властей города (уплата соответствующего сбора, оформление необходимых документов, пр.).

Вторая схема предусматривает расположение демонстрационного зала, офиса и склада в одном помещении (как правило, в черте города). Эта схема представляется наиболее экономически привлекательной для средних предприятий, так как для обеспечения их товарооборота не требуется больших площадей. В числе особенностей можно отметить следующие:

- возможность приобретения одного помещения требуемой площади в черте города. При прочих равных условиях затраты на обслуживание одного помещения меньше, чем затраты на обслуживание нескольких;

- оперативность оформления и исполнения заказа – покупатель не несет дополнительных транспортных расходов, сокращается: время ожидания заказа;

- упрощение документооборота – нет необходимости выписывать дополнительные накладные, есть возможность переоформления заказа в случае изменения его клиентом;

- мобильность в управлении складской службой по обеспечению товарных запасов.

Третья схема представляет собой сочетание первой и второй схем, суть которого состоит в наличии оперативного склада при офисе в черте города и основного склада за пределами. Такая комбинация представляется оптимальной для крупных торговых предприятий.

Экономическая привлекательность этой схемы выражается, прежде всего, в том, что у предприятия есть возможность обеспечить товаром разные категории покупателей.

Следует отметить, что затраты предприятия на приобретение складского помещения большой мощности в черте города и за пределами несоразмерны. Зачастую совокупность затрат на приобретение в черте города складского помещения, необходимого для хранения небольших партий товаров, и складского помещения, приспособленного под хранение больших партий товара, значительно меньше, чем затраты на оборудование одного склада большой мощности.

Важным условием эффективности функционирования сети розничной торговли и общественного питания является рациональное размещение предприятий на территории города.

При размещении предприятий розничной торговли и общественного питания в городах следует учитывать ряд факторов:

- градостроительные – величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда;

- транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального транспорта, размещение трамвайных, автобусных остановок, станций метро;

- социальные – необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания;

- экономические – обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня доходности магазинов.

Вопросы размещения каждого конкретного предприятия нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.

Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равномерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое.Равномерное размещение магазинов означает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Групповое размещение магазинов вытекает из необходимости территориального сближения магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спроса или взаимозаменяемых. Ступенчатое размещение магазинов основано на особенностях формирования ассортимента товаров в магазинах, предусматривающих концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей.Таким образом, создаются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгующие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная система размещения торговой сети. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов: местного и городского значения.Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.Правильное размещение торговой сети должно обеспечить:

- оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;

- рациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых объектов;

- рационализацию товарного ассортимента за счет организации крупных торговых объектов;

- рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.007 с.)