Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли



Показателем производительности труда в торговле считается выработка (величина товарооборота) на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным их группам (оперативным работникам, продавцам) в единицу времени:

(4.20)

где – выработка (производительность труда), тыс. руб./чел.;

– товарооборот предприятия, тыс. руб;

– среднесписочная численность, чел.

Показатель «трудоемкость»является обратным показателю производительности труда и характеризует затраты труда, необходимые для реализации определенного объема тех или иных товаров. Трудоемкость определяет количество времени или количество человек, необходимых для реализации товаров на единицу товарооборота.

Рост производительности труда осуществляется в основном за счет снижения трудоемкости продукции, в процессе анализа изучают динамику трудоемкости, причины ее изменения и влияние на уровень производительности труда.

В процессе анализа изучается динамика производительности труда за ряд лет и при этом следует обратить внимание на то, чтобы:

а) рост производительности труда опережал рост средней заработной платы (при анализе можно построить график);

б) рост производительности труда опережал рост численности работников, т.е. увеличение объема продаж (товарооборота) должно быть обеспечено ростом интенсивного фактора – производительности труда.

Анализ изменения этих величин даст возможность определить степень эффективности организации в целом и ее структурных подразделений. Так, если рост производительности труда в организации опережает рост средней заработной платы, то это будет способствовать повышению эффективности ее работы.

На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономи­ческие, социально-психологические.

Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов. Совершенствование деятельности торговых предприятий достигается за счет осуществления следующих мероприятий: замена морально устаревшего оборудования новым; индустриализация доставки и перемещения грузов; оснащение предприятий современными весоизмерительными приборами и контрольно-кассовыми аппаратами; внедрение новых технологий товародвижения.

Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управлением. К ним относятся: совершенствование структуры управления; улучшение оперативного управления торгово-технологическими процессами; внедрение и развитие информационных систем для закупки товаров; развитие услуг, оказываемых покупателям; совершенствование организации транспортного, складского хозяйства; расширение зон обслуживания покупателей; внедрение передовых методов и приемов труда; расширение сферы нормирования труда; внедрение гибких форм организации труда; совершенствование системы экономического стимулирования работников.

Социально-психологические факторы определяются социально-демографическим составом трудовых коллективов, уровнем подготовки, стилем руководства. Современные тенденции развития социального партнерства между участниками трудовой деятельности позволяют строить отношения между работодателем и работником на качественно новом уровне, что способствует достижению более высоких результатов как в индивидуальном, так и в коллективном труде.

Среди направлений повышения производительности труда организациями торговли можно выделить следующие:

1. Организационно-техническое – нацеливает торговую организацию на совершенствование организации технологического процесса, на основе внедрения и широкого использования современного оборудования, технического переоснащения и т.п.

2. Кадровое – позволяет сделать акцент на человеческом факторе. Здесь следует различать организацию системы оплаты и стимулирования труда работников фирмы и непосредственно их уровень квалификации, образование, стаж практической работы и личные качества.

 

9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании

Розничный товарооборот представляет собой стоимость проданных товаров для личного потребления или использования населением в домашнем хозяйстве.

Значение розничного товарооборота – посредством реализации товаров происходит удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и предметах потребления и означает завершение их обращения на потребительском рынке.

Розничный товарооборот включает в себя:

- стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов;

- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товаров;

- стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговая организация является собственником товаров;

- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета);

- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

- стоимость проданной порожней тары и другие виды продаж.

В оборот розничной торговли не включается:

- стоимость спецодежды выданной своим работникам;

- стоимость продовольственных и непродовольственных товаров, реализованных по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, домом престарелых, детских яслях и садам, школам и т.п.);

- продажа товаров спецпотребителям (милиции, военным организациям и т.п.).

Состав розничного товарооборота можно характеризовать по следующим признакам.

· По составу конечных потребителей:

- продажа товаров непосредственно населению;

- организациям, учреждениям и предприятиям в порядке мелкого опта.

· По видам продаж:

- продажа товаров за наличный расчет;

- продажа товаров за безналичный расчет;

- продажа в кредит.

3. По организационным формам:

- товарооборот стационарной сети;

- товарооборот передвижной сети;

- товарооборот мелкой розницы и т.п.

4. По формам продажи:

- объем реализации товаров через прилавок;

- объем реализации самообслуживанием;

- объем реализации по образцам и т.п.

5. По ассортименту и товарной структуре: товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров в разрезе отдельных товаров и товарных групп.

Структура товарооборота это совокупность удельных весов реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота.

Анализ товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.

Задачи анализа товарооборота:

1) проверка выполнения плана товарооборота;

2) изучение динамики показателей товарооборота;

3) анализ товарной структуры и внутригруппового ассортимента;

4) определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;

5) анализ товарооборота по организационным формам и методам продажи;

6) выявление путей и возможностей роста товарооборота и повышения качества обслуживания покупателей;

7) разработка оптимальных управленческих решений по развитию товарооборота торгового предприятия.

Источники информации для анализа товарооборота:

1. Первичные бухгалтерские документы.

2. Финансовая отчетность.

3. Статистическая отчетность.

Основные направления анализа товарооборота

1. Анализ общего объема товарооборота по сравнению с планом и в динамике.

2. Анализ состава и структуры товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи.

3. Факторный анализ товарооборота.

Анализ общего объема товарооборота

1. Анализ выполнения плана товарооборота.

В процессе анализа выполнения плана определяют 2 основных показателя:

1) абсолютное отклонение фактического уровня товарооборота от планового

2) % выполнения плана

2. Анализ динамики товарооборота.

Анализ проводят в сравнении с данными прошлого периода или с фактическими показателями за ряд лет и определяют следующие показатели:

1) абсолютное отклонение (абсолютный прирост)

2) темп роста (относительное отклонение)

3) среднегодовой темп роста

Различие действия постоянных, периодических и разовых причин изменения товарооборота обусловливает необходимость анализа его динамики по следующим направлениям:

- изучение тенденций развития (трендов) для качественной характеристики тренда (графический метод) и измерения выявленного тренда (количественные параметры тренда);

- изучение периодических (сезонных) колебаний с помощью индексов сезонности;

- изучение случайных отклонений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.013 с.)