Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий



Реализация рыночных реформ во многом связана с развитием малых форм предпринимательства различных организационно-правовых форм.

Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего невозможно его эффективное функционирование.

Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости.

Но главное – малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды.

Торговля лидирует среди других отраслей экономики, как по количеству малых предприятий, так и по числу занятых на них работников и объему произведенной продукции (табл. 2.1).

Малые предприятия в сфере торговли создают выгодные и дешевые государству рабочие места. Малые предприятия торговли позволили трудоустроить работников других отраслей в период проведения рыночных реформ и реструктуризации экономики.В развитых странах Запада одним из ключевых направлений государственной политики является поддержка малых и средних предприятий т.к. малый бизнес играет исключительную роль в народном хозяйстве независимо от господствующего общественно-политического строя. Малый бизнес является центральной движущей силой становления и укрепления рынка.

Основная цель предлагаемой правительством схемы развития малого и среднего бизнеса – это создание механизма для формирования стабильных условий финансирования, предоставления юридических услуг и проведения экспертиз проектов, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения. Рост числа мелких и средних предприятий позволит снизить угрозу возможной безработицы и сохранить деловой потенциал.

Основные положения Государственной программы заключаются в следующем:

- предусмотрено создание и развитие законодательной и нормативной базы предпринимательской деятельности, обеспечение правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса;

- совершенствование системы государственного регулирования развития малого предпринимательства, включая введение упрощенных процедур и правил регистрации субъектов малого предпринимательства, учета и отчетности.

Важным аспектом являются меры по прямой финансовой поддержке предпринимателей. В федеральном бюджете предусмотрено выделенные ассигнований Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции. При этом Фонд сможет оказывать финансовую помощь предприятиям и предпринимателям, выступать гарантом по кредитам коммерческих банков, принимать долевое участие в развитии объектов инфраструктуры, самостоятельно финансировать отдельные проекты.

Создание системы государственного страхования кредитов, которые будут предоставляться малому и среднему бизнесу.

Совершенствование налогового законодательства и проведение особой амортизационной политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса.

Особая роль отводится вопросам, связанным с перестройкой процессов управления развитием малого бизнеса, а также созданием многоуровневой информационной системы, дающей возможность иностранным инвесторам получить необходимую информацию о приоритетах в развитии малого предпринимательства в России.

Программой предусматривается делегирование определенных функций региональным фондам поддержки малого предпринимательства. К этим функциям относятся:

- содействие проведению государственной политики на местах в части формирования рыночных отношений на основе поддержки предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых региональных программ;

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсных отборов, а также реализации как региональных, так и федеральных и отраслевых, обеспечивающих поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур в регионе;

- содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

Источники формирования средств Регионального фонда должны включать:

- средства Федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции;

- ассигнования из местного бюджета;

- средства, привлеченные путем выпуска ценных бумаг;

- добровольные взносы, благотворительные пожертвования и т.д.

Получая финансовые ресурсы, фонды поддержки малого предпринимательства должны, прежде всего, выступать гарантами для коммерческих банков и иных финансово-кредитных учреждений по кредитам, выдаваемым малым предприятиям, а также компенсировать часть процентов за кредит.

Участниками реализации схемы развития малого предпринимательства на региональном уровне должны стать: администрация регионов, кредитно-банковские структуры, фирмы, обеспечивающие юридическую правовую помощь и необходимую подготовку документов для потенциальных предпринимателей.

Для малого бизнеса предусмотрены определенные льготы и преимущества, такие как: создание резервов не облагаемой налогом прибыли; применение специальных норм амортизации; инвестиционные льготы; льготы по НДС и другим налогам; льготные кредиты; предоставление дополнительных экспортных квот и др.

 

Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии

Организация учета

Полная экономическая самостоятельность субъектов рынка полностью определяет ответственность руководителей за конечные результаты деятельности предприятия. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов, базирующихся на системе показателей, отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальной экономической системе.

Процесс принятия решений состоит из ряда последовательно выполняемых и взаимосвязанных действий: сбор информации, ее обработка и оценка, анализ полученной информации и передача ее руководству для принятия решений. На предприятии сбором и обработкой информации о деятельности предприятия занимается хозяйственный учет.

Хозяйственный учет представляет собой систему, включающую три взаимосвязанных между собой вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.

1. Оперативный учет представляет собой систему оперативного (текущего) наблюдения и контроля за отдельными операциями и процессами хозяйственной деятельности предприятий с целью оперативного управления ими. 2. Статистический учет служит для изучения закономерностей и взаимосвязей процессов хозяйственной деятельности, отвечающей требованиям массовой однородной совокупности. 3. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении. Он отличается от остальных видов учета документальной обоснованностью, непрерывностью во времени и сплошным характером охвата всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации. Он применяем особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.). Под бухгалтерским учетом на предприятии понимается три видаучета: финансовый учет, налоговый учет и управленческий учет:

1) финансовый учетявляется обязательным для всех предприятий. Он регламентируется государством. В настоящее время сложилась четырехуровневая система его нормативного регулирования.

1 (законодательный) уровень представлен Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях.

2(нормативный) уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета.

3(методический) уровень образуют инструкции, рекомендации по ведению бухгалтерского учета, издаваемые Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти (например, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению).

4 уровень составляют организационно-распорядительные документы предприятия, формирующие его учетную политику.

В системе управления предприятием выбор учетной политики играет ключевую роль. Это связано с тем, что в зависимости от выбранных вариантов методов ведения учета и оценки активов формируются разные показатели бухгалтерского баланса и отчетности.

Основной задачей финансового учета является предоставление информации для внешних пользователей – государственных органов, инвесторов, партнеров, собственников, кредиторов.

2) налоговый учетпредназначен для учета совокупности правил и норм при определении налогооблагаемой прибыли. Налоговый учет и отчетность предназначены в основном для налоговых органов;

3) у правленческий учетв отличие от финансового учета не является обязательным, не регламентируется государством и предназначен для внутреннего использования менеджерами предприятия. В отличие от финансового учета, который предоставляет информацию в целом по предприятию, управленческий учет предоставляет аналитическую информацию в различных разрезах. В рамках управленческого учета обычно решаются задачи учета затрат и результатов. Состав и степень детализации информации зависит от целей и задач, которые ставит руководство предприятия.

Все учетные подсистемы (налогового, финансового и управленческого учета) взаимосвязаны. Формирование информации в нескольких учетных системах вызывает ряд проблем: взаимосвязи информационных потоков, создание оптимальных пакетов показателей в интегрированной учетной системе, разработка переходных таблиц и др. Поэтому при проведении работ по интеграции учетных систем на предприятии предполагается реализация системного подхода, предусматривающего единое организационное, информационное и методическое обеспечение.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. При этом руководитель предприятия вправе выбрать организационную форму ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться бухгалтерией предприятия, возглавляемой главным бухгалтером, специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. В любом случае руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер предприятия назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Главный бухгалтер в своей работе руководствуется законами, нормативными документами, утверждаемыми в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них общих методологических принципов бухгалтерского учета, разрабатывает учетную политику предприятия.

Организация анализа

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать.

Результативность анализа хозяйственной деятельности (АХД) во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения.

Одним из принципов организации анализа на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных.

Важным принципом в организации аналитической работы на предприятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

- определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными подразделениями;

- планирование аналитической работы;

- информационное и методическое обеспечение АХД;

- оформление результатов анализа;

- контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по АХД. В непосредственном его подчинении находятся планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый отдел и т. д. В отдельное структурное подразделение могут быть выделены отдел или группа экономическою анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Например, схема распределения функций АХД может быть представлена следующим образом:

- планово-экономический отдел осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития предприятия, составляет план организационно-технических мероприятий и контролирует его выполнение, разрабатывает и корректирует перспективные и текущие планы по итогам анализа;

- управленческая бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует издержки, финансовые результаты и т.д.;

- финансовая бухгалтерия анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс формирования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и т.п.;

- отдел труда и заработной платы анализирует состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению ее уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени, расходование фонда зарплаты;

- отдел маркетинга изучает рынки товаров, конкурентоспособность товаров и пути ее повышения, разрабатывает ценовую и ассортиментную политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия.

Для проведения разовых аналитических исследований, связанных с решением крупных стратегических проблем, предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консалтинговых фирм, деятельность которых направлена на то, чтобы помочь клиенту разобраться в существующих и потенциальных проблемах бизнеса.

 

2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов

Планированиепредставляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Назначение планированиясостоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Понятие «планирование» употребляется в различных значениях:

1) планирование как наукапредставляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем;

2) планирование как одна из функций менеджментаможет занимать в управлении различное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизованного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования;

3) планирование как формальная процедурапредставляет собой процесс принятия плановых решений, сопровождающийся переработкой больших объемов управленческой информации, связанный с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.

Планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:

- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

- прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

- оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

- координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

- упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

- контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

- воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Процесс внутрифирменного планирования состоит из:

- оценки реальных возможностей или потенциала предприятия на момент принятия решения;

- определения необходимых условий для достижения поставленных целей в заданный период времени;

- принятия планового решения, включающего в себя набор мероприятий, обеспечивающих достижение заданных целей при эффективном использовании потенциала предприятия.

Применение планирования создает следующие важные преимущества:

1) стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

2) проясняет возникающие проблемы;

3) обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

4) улучшение координации действий исполнителей;

5) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

6) усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

7) более рациональное использование ограниченных ресурсов;

8) возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

1) невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

2) стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;

3) необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

С точки зрения удобства использования можно говорить о форме планав виде:

- набора обязательных документов;

- структуры, отражающей внутреннюю логику построения;

- перечня исполнителей с указанием их дифференцированных задач;

- перечня необходимых действий по осуществлению предусмотренных задач;

- сроков исполнения, указанных в соответствии с последовательностью необходимых действий;

- сметы расходов;

- расчета экономического эффекта как числового выражения поставленных задач.

Развитие предприятия определяется совокупностью планов:

1. Стратегический план в нем определяется общая концепция развития предприятия.

2. Тактический план развернутая программа всей хозяйственной, финансовой и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение задач стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании экономического потенциала.

3. Система оперативных планов (бюджет) это количественное выражение устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по использованию ресурсов, привлечению источников финансирования, доходам и расходам, движению денежных средств.

4. Программы(определяют развитие одного из аспектов экономики предприятия – программа по совершенствованию технологии) и проекты(отличаются от программ высоким уровнем конкретной проработки).

План предприятияпо своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования: плановый персонал, сформированный в организационную структуру; механизм планирования; процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования); средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое обеспечение и т. д.).

Во внутрифирменном планировании наиболее широкое применение нашли следующие экономико-математические методы:

1) модели, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики (стохастические модели). К ним относятся модели, основанные на использовании теорий: анализа корреляций и регрессий; дисперсионного анализа; массового обслуживания; игр; статистических решений; расписаний; запасов; информации; надежности;

2) методы математического программирования позволяют выбрать совокупность чисел, являющихся переменными в уравнениях и обеспечивающих экстремум некоторой функции при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта. 3) методы имитации.Имитация представляет собой гибкий и продуктивный метод решения задач, получивший распространение на всех уровнях планирования. 4) метод оценки и пересмотра планов – ПЕРТ (program evaluation-and-review technique – PERT). В процессе оптимизации плановых решений применяется класс моделей, основанный на математической теории графов. Частным видом таких моделей являются модели сетевого планирования. В зависимости от точности определения продолжительности работ модели сетевого планирования разделяются на детерминистические и стохастические.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.052 с.)