Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли

Поиск

Основой процесса концентрации и централизации капитала является возможность получения экономии от масштабов бизнеса, т.е. с увеличением объемов средние затраты на единицу продукции сокращаются.

В торговле основными факторами экономии от масштаба являются:

- экономия за счет эффекта опыта – совершенствуется организация управления, отрабатываются технологии работ, используются специальные методы управления, стандарты работы, анализ рабочего времени и т.д.;

- экономия на оптовых закупках товаров, оборудования, расходных материалов;

- экономия от повышения эффективности рекламы и прочих сбытовых мероприятий;

- финансовая экономия, основой которой является возможность крупных фирм мобилизовать капитал на более выгодных условиях.

Выделяют следующие основные формы концентрации в отраслях товарного обращения:

- горизонтальную интеграцию;

- вертикальную интеграцию;

- диверсификацию.

Организационно рост компаний при всех перечисленных формах концентрации осуществляется в результате приобретений (покупки) или создания собственных предприятий, а также слияний и поглощений других компаний.

Процессы слияния происходят на добровольной основе, в результате чего на базе двух старых компаний создается одна новая.

Поглощение предполагает, что одна компания скупает собственность другой и вводит ее в свою корпоративную структуру. Поглощаемая компания перестает существовать.

Мотивами слияний и поглощений в розничной торговле являются возможности более быстрого увеличения рыночной доли, выход на новые рынки, достижение эффекта масштаба, а также устранение конкурентов.

Горизонтальная интеграция – это расширение деятельности за счет слияния или создания новых предприятий, производящих или оказывающих одни и те же услуги.

Процессы горизонтальной интеграции осуществляются путем внутрифирменного роста, а также слияний и поглощений крупными торговыми предприятиями мелких и средних. Помимо экономии от масштабов бизнеса, горизонтальная интеграция снижает или уничтожает воздействие конкуренции и усиливает контроль фирмы над рынком.

При концентрации торгового капитала горизонтальная интеграция как простейшая форма дает возможность средним и мелким предприятиям централизовать общие для них функции закупки товаров, управления запасами и товароснабжения магазинов, обеспечивая повышение их экономической устойчивости в конкурентной борьбе.

В настоящее время различают три основные формы организации бизнеса в розничной торговле, развившиеся в результате концентрации и централизации торгового капитала:

- многофилиальные компании (корпоративные сети);

- добровольные сети (ассоциированная торговля);

- франчайзинг.

Главным конкурентным преимуществом многофилиальной компании является способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размеров наценок.Минимальный потенциал таких сетей пропорционален количеству магазинов. Однако имеет значение также размер оборота каждого магазина и их пространственное расположение. Торговое пространство должно способствовать максимальному увеличению выручки и минимизации издержек, поэтому магазины обычно располагаются в районе проживания потенциальных покупателей.

Для сетевой организации характерны:

- общий управленческий центр;

- единая маркетинговая стратегия;

- централизация закупочной деятельности;

- единое управление перемещением товаров и другими ре­сурсами;

- стандартизация всех торговых операций;

- централизация управленческой информации (состояние запасов, поставок, продаж; составление графиков поставки и т.д.);

- создание собственного бренда для покупателей;

- разработанная стратегия размещения магазинов;

- возможности маневрирования финансовыми ресурсами.

Эффективность функционирования розничной сети существенно зависит от уровня ее организации.

Ведущие розничные торговые сети – великолепно организованные компании, работающие по четкой технологии. Любая крупная сеть представляет собой, прежде всего, хорошо отлаженную логистическую систему, которая позволяет оптимизировать каждый этап работы и значительно сократить внутренние издержки.

Выбор конкретной организационной структуры определяется масштабами деятельности компании, численностью и территориальным размещением ее филиалов, другими условиями и отличается большим разнообразием.

Вертикальная интеграция – это объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта по цепочке создания стоимости.Другими словами, вертикальная интеграция – это распространение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли.

Вертикальная интеграция включает:

- отношения торговых предприятий с поставщиками товаров для дальнейшей перепродажи;

- отношения предприятий торговли с поставщиками оборудования, сырья и материалов, используемых в отраслях товарного обращения.

Как правило, не относятся к вертикальному типу интеграции отношения торговых предприятий со специализированными предприятиями транспорта, связи, хранения и услуг по бизнесу, которые, обслуживая процесс реализации товаров, никогда не выступают в роли их владельцев.

Современные тенденции к упорядочению движения товарных потоков проявляются на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. В первом случае происходит интеграция производственных и торговых предприятий, во втором – предприятий оптовой и розничной торговли.

Конкурентные преимущества интеграции предприятий оптовой и розничной торговли заключаются в следующем:

- уменьшаются буферные запасы и соответственно издерж­ки по их хранению;

- снижаются трансакционные расходы за счет сокращения сделок с внешними поставщиками;

- проявляется экономия на управлении;

- возникает финансовая экономия от возможности исполь­зования выгодных оптовых цен.

В целом вертикальная интеграция может рассматриваться как один из видов диверсификации.

Процессы расширения видов деятельности компании представляют собой диверсификацию – одну из самых распространенных форм концентрации капитала и организационных струк­тур современной экономики.

Диверсификация – проникновение крупных фирм в другие отрасли, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью.

Диверсификация позволяет:

- распределить риск, связанный с колебаниями конъюнктуры внутриотраслевого рынка, повысить конкурентоспособность, предлагая разные продукты на разных рынках, покрыть убытки от одной деятельности доходами от другой, обеспечивая в целом нормальную норму прибыли;

- в перспективе обеспечить переориентацию со зрелых рынков на новые, с большим потенциалом развития.

В системе товарного обращения сформировались два типа диверсификации – внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля внутри одной отрасли. Межотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности.

Россия занимает первые позиции в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для розничных инвестиций.

Несмотря на то, что приход транснациональных торговых сетей в Россию ускорил процесс концентрации национального торгового капитала, доля иностранцев на розничном рынке незначительна и наиболее заметна в крупных форматах: «cash & carry» и гипермаркеты. Иностранные ритейлеры планируют дальнейшее развитие деятельности в России.

 

6. Особенности региональной структуры отрасли торговля.
Актуальные направления ее развития

Самарская область на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции в стране по основным показателям торговой деятельности.

В 2007 году оборот розничной торговли Самарской области составил 312,2 млрд. руб., что на 11,1 % больше соответствующего показателя прошлого года. По объему розничных продаж наш регион занимает второе место по Приволжскому федеральному округу (на первом месте – Республика Башкортостан). Доля Самарской области в обороте розничной торговли страны составляет 2,9%, в округе – 16,3%.

В макроструктуре оборота розничной торговли преобладающую долю занимают непродовольственные товары. В 2007 году их удельный вес составил 58,3 % против 56% в 2006г., что свидетельствует о высоком жизненном уровне населения области и росте уровня доходов. Уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру – по мере повышения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т.е. потребности удовлетворяются более совершенными и доброкачественными товарами. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдался рост продаж мяса и птицы, колбасных изделий, масла животного и растительного, плодов и ягод. Среди непродовольственных товаров выросли продажи легковых автомобилей, бытовой техники, швейных и меховых товаров.

В экономике России наметилась тенденция роста экономического потенциала внутренней торговли, что соответствует как общемировой тенденции, так и месту и роли отрасли в реализации экономических реформ с учетом превалирующей значимости сферы обращения в воспроизводственных процессах. Соответствующие изменения происходят и в Самарской области. Региональный рынок розничной торговли активно осваивают крупные иностранные и российские компании – Ашан, METRO, Х5 – retail group, Патерсон, Эльдорадо, М-Видео, Техносила, Мир и другие. Сетевые ритейлеры планируют в дальнейшем увеличить количество своих магазинов в области. Однако этому процессу мешает дефицит торговых площадей, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, ограниченные возможности для парковки и проезда большегрузного транспорта, особенно в центральной части города. Большую заинтересованность в торговых площадях в районе исторического центра проявляют бутики и элитные магазины непродовольственного сектора. Для сетевых операторов важнейшим условием для открытия нового торгового объекта является близость к большому количеству жилых домов, наличие транспортных сетей и мест для парковки автотранспорта покупателей. Наиболее отвечают этим требованиям территории, прилегающие к Московскому шоссе и улице Ново-Садовой, где активно идет строительство предприятий торговли современных форматов – торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, имеющих в своем составе крупноформатные торговые предприятия (гипермаркеты, супермаркеты) и фудкорты, представленные современными предприятиями общественного питания. В связи с недостатком торговой недвижимости в Самаре, ряд розничных сетей начали осваивать другие, менее крупные города региона и сельскую местность. Этот процесс позитивно сказался на развитии потребительского рынка Самарской области, так как позволил полнее удовлетворить спрос населения на более широкий и качественный ассортимент товаров, а также способствовал повышению уровня обслуживания покупателей и внедрению современных технологий продаж.

Позитивные моменты наблюдаются в структуре организаций, формирующих оборот розничной торговли региона.

Снижается удельный вес продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках – с 17,3% в 2003г. до 12,7% в 2007 г. Доля торгующих организаций в общем обороте розничной торговли соответственно выросла до 87,3% в 2007 г. против 82,7% в 2003 г. В том числе крупные и средние организации розничной торговли формируют 31,7% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков – 28,4%, малые предприятия – 27,2%.

В целом, субъекты малого предпринимательства формируют чуть менее 70% оборота розничной торговли.

Однако наиболее актуальными направлениями развития отрасли является формирование крупных операторов розничной торговли в лице розничных торговых сетей.

Оборот общественного питания Самарской области в 2007 году составил 15 млрд. руб., что на 23% превышает соответствующий показатель 2006 года. Наблюдается ежегодное расширение сети предприятий общественного питания как за счет открытия новых объектов расположенных автономно, так и входящих в состав крупных торговых центров. На рынке региона предприятия общественного питания все больше представлены в сетевом формате.

 

 

7. Принципы и содержание государственного регулирования торговли – стратегическая цель, механизм регулирования, современное состояние. Органы регулирования и контроля торговли. Их права и обязанности

Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.

Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать:

- защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя;

- формирование достаточной конкурентной среды;

- регулирование иностранных инвестиций в сферу торговли;

- обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования;

- эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей;

- стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;

- развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле;

- поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:

- отказ от управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;

- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;

- обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

- признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций;

- четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования;

- четкое разделение функций между двумя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме госрегулирования торговли в целом.

Задачами федерального уровня должны стать:

- таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование;

- создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания;

- установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг;

- разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации;

- поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке;

- формирование надежного информационного обеспечения участников рынка;

- разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать:

- формирование региональной торговой политики и ее приоритетов;

- обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне;

- укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм;

- создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке;

- развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры;

- обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень В настоящее время осуществляется переход от отраслевого управления к территориальному регулированию предприятий торговли. При этом органы территориального и федерального управления освобождаются от функций непосредственного хозяйственного руководства торговыми предприятиями, а также от коммерческих функций, связанных с торгово-посредническими операциями.

Основными функциями государственного регулирования торговли на современном этапе являются:

- формирование конкурентных отношений и инфраструктуры потребительских рынков;

- регулирование деятельности предприятий торговли всех форм собственности, формирование региональной торговой политики в соответствии с принятой политикой федеральных и местных органов власти;

- защита прав потребителей.

Государственный контроль в торговле и общественном питании, за предоставлением услуг заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил. Функциями государственного контроля наделены многие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и местные органы, которые имеют право проверять различные направления производственной и хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий.

К органам государственного регулирования и контроля сферой торговли необходимо отнести:

- Министерство экономического развития и торговли РФ;

- Министерство внутренних дел РФ;

- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- Федеральную антимонопольную службу;

- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии и др.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинены территориальные управления, которые:

- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавцов, а также качества продукции изготовителя;

- осуществляют контроль в организациях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

- контролируют правильность пользования весоизмерительными приборами, торгово-технологическим и дозирующим оборудованием;

- приостанавливают реализацию товаров, качество которых не соответствует обязательным требованиям стандартов, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан;

- координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;

- рассматривают заявления и жалобы граждан на качество товаров, на нарушения в работе торговых организаций, организаций общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом и изготовителем;

- принимают обязательные для выполнения решения по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий;

- применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений и передают материалы в суд;

- выдают санитарно-эпидемиологические заключения.

Федеральная антимонопольная служба решает возложенные на нее задачи через созданные ею территориальные органы управления. Основными правами обязанностями этих территориальных органов являются:

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе;

- обеспечивают защиту прав потребителей;

- осуществляют комплекс мероприятий направленных на совершенствование системы защиты прав потребителей;

- дают обязательные для исполнения предписания об изменении или отмене актов, принятых отдельными предприятиями (организациями) и органами исполнительной власти субъектов РФ, если данные акты не соответствуют законодательству РФ;

- рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают штрафы и административные взыскания за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и др.

Правоохранительные органы при наличии данных о нарушении законодательства:

- проводят осмотр складских, торговых и иных помещений;

- изымают необходимые документы на материальные ценности, образцы сырья и продукции и т.д.;

- проводят контрольные закупки;

- приостанавливают деятельность торговых организаций до устранения допущенных нарушений;

- изымают из продажи товары, торговля которыми запрещена.

Органы по техническому регулированию и метрологии выполняют следующие функции:

- сертифицирует продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

- осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов;

- формируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации.

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности торговых организаций. Его осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. К числу лицензируемых относятся подакцизные продовольственные и непродовольственные товары.

Лицензирующие органы имеют следующие полномочия:

- лицензирование на территории РФ;

- надзор за соблюдением лицензионных требований и условий;

- приостановление действия лицензий;

- возобновление действия лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- формирование и ведение реестра лицензий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.009 с.)