Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отраслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основой процесса концентрации и централизации капитала является возможность получения экономии от масштабов бизнеса, т.е. с увеличением объемов средние затраты на единицу продукции сокращаются. В торговле основными факторами экономии от масштаба являются: - экономия за счет эффекта опыта – совершенствуется организация управления, отрабатываются технологии работ, используются специальные методы управления, стандарты работы, анализ рабочего времени и т.д.; - экономия на оптовых закупках товаров, оборудования, расходных материалов; - экономия от повышения эффективности рекламы и прочих сбытовых мероприятий; - финансовая экономия, основой которой является возможность крупных фирм мобилизовать капитал на более выгодных условиях. Выделяют следующие основные формы концентрации в отраслях товарного обращения: - горизонтальную интеграцию; - вертикальную интеграцию; - диверсификацию. Организационно рост компаний при всех перечисленных формах концентрации осуществляется в результате приобретений (покупки) или создания собственных предприятий, а также слияний и поглощений других компаний. Процессы слияния происходят на добровольной основе, в результате чего на базе двух старых компаний создается одна новая. Поглощение предполагает, что одна компания скупает собственность другой и вводит ее в свою корпоративную структуру. Поглощаемая компания перестает существовать. Мотивами слияний и поглощений в розничной торговле являются возможности более быстрого увеличения рыночной доли, выход на новые рынки, достижение эффекта масштаба, а также устранение конкурентов. Горизонтальная интеграция – это расширение деятельности за счет слияния или создания новых предприятий, производящих или оказывающих одни и те же услуги. Процессы горизонтальной интеграции осуществляются путем внутрифирменного роста, а также слияний и поглощений крупными торговыми предприятиями мелких и средних. Помимо экономии от масштабов бизнеса, горизонтальная интеграция снижает или уничтожает воздействие конкуренции и усиливает контроль фирмы над рынком. При концентрации торгового капитала горизонтальная интеграция как простейшая форма дает возможность средним и мелким предприятиям централизовать общие для них функции закупки товаров, управления запасами и товароснабжения магазинов, обеспечивая повышение их экономической устойчивости в конкурентной борьбе. В настоящее время различают три основные формы организации бизнеса в розничной торговле, развившиеся в результате концентрации и централизации торгового капитала: - многофилиальные компании (корпоративные сети); - добровольные сети (ассоциированная торговля); - франчайзинг. Главным конкурентным преимуществом многофилиальной компании является способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размеров наценок.Минимальный потенциал таких сетей пропорционален количеству магазинов. Однако имеет значение также размер оборота каждого магазина и их пространственное расположение. Торговое пространство должно способствовать максимальному увеличению выручки и минимизации издержек, поэтому магазины обычно располагаются в районе проживания потенциальных покупателей. Для сетевой организации характерны: - общий управленческий центр; - единая маркетинговая стратегия; - централизация закупочной деятельности; - единое управление перемещением товаров и другими ресурсами; - стандартизация всех торговых операций; - централизация управленческой информации (состояние запасов, поставок, продаж; составление графиков поставки и т.д.); - создание собственного бренда для покупателей; - разработанная стратегия размещения магазинов; - возможности маневрирования финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования розничной сети существенно зависит от уровня ее организации. Ведущие розничные торговые сети – великолепно организованные компании, работающие по четкой технологии. Любая крупная сеть представляет собой, прежде всего, хорошо отлаженную логистическую систему, которая позволяет оптимизировать каждый этап работы и значительно сократить внутренние издержки. Выбор конкретной организационной структуры определяется масштабами деятельности компании, численностью и территориальным размещением ее филиалов, другими условиями и отличается большим разнообразием. Вертикальная интеграция – это объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта по цепочке создания стоимости.Другими словами, вертикальная интеграция – это распространение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли. Вертикальная интеграция включает: - отношения торговых предприятий с поставщиками товаров для дальнейшей перепродажи; - отношения предприятий торговли с поставщиками оборудования, сырья и материалов, используемых в отраслях товарного обращения. Как правило, не относятся к вертикальному типу интеграции отношения торговых предприятий со специализированными предприятиями транспорта, связи, хранения и услуг по бизнесу, которые, обслуживая процесс реализации товаров, никогда не выступают в роли их владельцев. Современные тенденции к упорядочению движения товарных потоков проявляются на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. В первом случае происходит интеграция производственных и торговых предприятий, во втором – предприятий оптовой и розничной торговли. Конкурентные преимущества интеграции предприятий оптовой и розничной торговли заключаются в следующем: - уменьшаются буферные запасы и соответственно издержки по их хранению; - снижаются трансакционные расходы за счет сокращения сделок с внешними поставщиками; - проявляется экономия на управлении; - возникает финансовая экономия от возможности использования выгодных оптовых цен. В целом вертикальная интеграция может рассматриваться как один из видов диверсификации. Процессы расширения видов деятельности компании представляют собой диверсификацию – одну из самых распространенных форм концентрации капитала и организационных структур современной экономики. Диверсификация – проникновение крупных фирм в другие отрасли, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью. Диверсификация позволяет: - распределить риск, связанный с колебаниями конъюнктуры внутриотраслевого рынка, повысить конкурентоспособность, предлагая разные продукты на разных рынках, покрыть убытки от одной деятельности доходами от другой, обеспечивая в целом нормальную норму прибыли; - в перспективе обеспечить переориентацию со зрелых рынков на новые, с большим потенциалом развития. В системе товарного обращения сформировались два типа диверсификации – внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля внутри одной отрасли. Межотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности. Россия занимает первые позиции в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для розничных инвестиций. Несмотря на то, что приход транснациональных торговых сетей в Россию ускорил процесс концентрации национального торгового капитала, доля иностранцев на розничном рынке незначительна и наиболее заметна в крупных форматах: «cash & carry» и гипермаркеты. Иностранные ритейлеры планируют дальнейшее развитие деятельности в России.
6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Самарская область на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции в стране по основным показателям торговой деятельности. В 2007 году оборот розничной торговли Самарской области составил 312,2 млрд. руб., что на 11,1 % больше соответствующего показателя прошлого года. По объему розничных продаж наш регион занимает второе место по Приволжскому федеральному округу (на первом месте – Республика Башкортостан). Доля Самарской области в обороте розничной торговли страны составляет 2,9%, в округе – 16,3%. В макроструктуре оборота розничной торговли преобладающую долю занимают непродовольственные товары. В 2007 году их удельный вес составил 58,3 % против 56% в 2006г., что свидетельствует о высоком жизненном уровне населения области и росте уровня доходов. Уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру – по мере повышения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т.е. потребности удовлетворяются более совершенными и доброкачественными товарами. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдался рост продаж мяса и птицы, колбасных изделий, масла животного и растительного, плодов и ягод. Среди непродовольственных товаров выросли продажи легковых автомобилей, бытовой техники, швейных и меховых товаров. В экономике России наметилась тенденция роста экономического потенциала внутренней торговли, что соответствует как общемировой тенденции, так и месту и роли отрасли в реализации экономических реформ с учетом превалирующей значимости сферы обращения в воспроизводственных процессах. Соответствующие изменения происходят и в Самарской области. Региональный рынок розничной торговли активно осваивают крупные иностранные и российские компании – Ашан, METRO, Х5 – retail group, Патерсон, Эльдорадо, М-Видео, Техносила, Мир и другие. Сетевые ритейлеры планируют в дальнейшем увеличить количество своих магазинов в области. Однако этому процессу мешает дефицит торговых площадей, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, ограниченные возможности для парковки и проезда большегрузного транспорта, особенно в центральной части города. Большую заинтересованность в торговых площадях в районе исторического центра проявляют бутики и элитные магазины непродовольственного сектора. Для сетевых операторов важнейшим условием для открытия нового торгового объекта является близость к большому количеству жилых домов, наличие транспортных сетей и мест для парковки автотранспорта покупателей. Наиболее отвечают этим требованиям территории, прилегающие к Московскому шоссе и улице Ново-Садовой, где активно идет строительство предприятий торговли современных форматов – торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, имеющих в своем составе крупноформатные торговые предприятия (гипермаркеты, супермаркеты) и фудкорты, представленные современными предприятиями общественного питания. В связи с недостатком торговой недвижимости в Самаре, ряд розничных сетей начали осваивать другие, менее крупные города региона и сельскую местность. Этот процесс позитивно сказался на развитии потребительского рынка Самарской области, так как позволил полнее удовлетворить спрос населения на более широкий и качественный ассортимент товаров, а также способствовал повышению уровня обслуживания покупателей и внедрению современных технологий продаж. Позитивные моменты наблюдаются в структуре организаций, формирующих оборот розничной торговли региона. Снижается удельный вес продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках – с 17,3% в 2003г. до 12,7% в 2007 г. Доля торгующих организаций в общем обороте розничной торговли соответственно выросла до 87,3% в 2007 г. против 82,7% в 2003 г. В том числе крупные и средние организации розничной торговли формируют 31,7% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков – 28,4%, малые предприятия – 27,2%. В целом, субъекты малого предпринимательства формируют чуть менее 70% оборота розничной торговли. Однако наиболее актуальными направлениями развития отрасли является формирование крупных операторов розничной торговли в лице розничных торговых сетей. Оборот общественного питания Самарской области в 2007 году составил 15 млрд. руб., что на 23% превышает соответствующий показатель 2006 года. Наблюдается ежегодное расширение сети предприятий общественного питания как за счет открытия новых объектов расположенных автономно, так и входящих в состав крупных торговых центров. На рынке региона предприятия общественного питания все больше представлены в сетевом формате.
7. Принципы и содержание государственного регулирования торговли – стратегическая цель, механизм регулирования, современное состояние. Органы регулирования и контроля торговли. Их права и обязанности Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать: - защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя; - формирование достаточной конкурентной среды; - регулирование иностранных инвестиций в сферу торговли; - обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; - эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; - стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; - развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; - поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд. Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов: - отказ от управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке; - сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию; - обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; - признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций; - четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования; - четкое разделение функций между двумя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме госрегулирования торговли в целом. Задачами федерального уровня должны стать: - таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование; - создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания; - установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг; - разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации; - поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке; - формирование надежного информационного обеспечения участников рынка; - разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики. Основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: - формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; - обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; - укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; - создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; - развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; - обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей. Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень В настоящее время осуществляется переход от отраслевого управления к территориальному регулированию предприятий торговли. При этом органы территориального и федерального управления освобождаются от функций непосредственного хозяйственного руководства торговыми предприятиями, а также от коммерческих функций, связанных с торгово-посредническими операциями. Основными функциями государственного регулирования торговли на современном этапе являются: - формирование конкурентных отношений и инфраструктуры потребительских рынков; - регулирование деятельности предприятий торговли всех форм собственности, формирование региональной торговой политики в соответствии с принятой политикой федеральных и местных органов власти; - защита прав потребителей. Государственный контроль в торговле и общественном питании, за предоставлением услуг заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил. Функциями государственного контроля наделены многие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и местные органы, которые имеют право проверять различные направления производственной и хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий. К органам государственного регулирования и контроля сферой торговли необходимо отнести: - Министерство экономического развития и торговли РФ; - Министерство внутренних дел РФ; - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; - Федеральную антимонопольную службу; - Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии и др. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинены территориальные управления, которые: - проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавцов, а также качества продукции изготовителя; - осуществляют контроль в организациях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров; - контролируют правильность пользования весоизмерительными приборами, торгово-технологическим и дозирующим оборудованием; - приостанавливают реализацию товаров, качество которых не соответствует обязательным требованиям стандартов, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан; - координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан; - рассматривают заявления и жалобы граждан на качество товаров, на нарушения в работе торговых организаций, организаций общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом и изготовителем; - принимают обязательные для выполнения решения по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; - применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений и передают материалы в суд; - выдают санитарно-эпидемиологические заключения. Федеральная антимонопольная служба решает возложенные на нее задачи через созданные ею территориальные органы управления. Основными правами обязанностями этих территориальных органов являются: - предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; - содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; - государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе; - обеспечивают защиту прав потребителей; - осуществляют комплекс мероприятий направленных на совершенствование системы защиты прав потребителей; - дают обязательные для исполнения предписания об изменении или отмене актов, принятых отдельными предприятиями (организациями) и органами исполнительной власти субъектов РФ, если данные акты не соответствуют законодательству РФ; - рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают штрафы и административные взыскания за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и др. Правоохранительные органы при наличии данных о нарушении законодательства: - проводят осмотр складских, торговых и иных помещений; - изымают необходимые документы на материальные ценности, образцы сырья и продукции и т.д.; - проводят контрольные закупки; - приостанавливают деятельность торговых организаций до устранения допущенных нарушений; - изымают из продажи товары, торговля которыми запрещена. Органы по техническому регулированию и метрологии выполняют следующие функции: - сертифицирует продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; - осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; - приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов; - формируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации. Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности торговых организаций. Его осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. К числу лицензируемых относятся подакцизные продовольственные и непродовольственные товары. Лицензирующие органы имеют следующие полномочия: - лицензирование на территории РФ; - надзор за соблюдением лицензионных требований и условий; - приостановление действия лицензий; - возобновление действия лицензий; - переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; - формирование и ведение реестра лицензий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.009 с.) |