Факторный анализ товарооборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторный анализ товарооборота



Детерминированный факторный анализ товарооборота исследует влияние следующих факторов:

1. Влияние товарного обеспечения (на основе уравнения товарного баланса методом цепных подстановок)

2. Влияние обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда

3. Влияние обеспеченности основными средствами и эффективности их использования

4. Влияние обеспеченности торговой площадью и нагрузки на 1 кв. м.

План продаж является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговой организации, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, расходы, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые организации определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.

План продаж по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли.

Задачи планирования продаж.

1. Удовлетворение спроса покупателей на товары.

2. Усиление конкурентоспособности предприятия.

3. Обеспечение объема реализации товаров, необходимого для обеспечения получения определенного размера прибыли.

4. Обеспечение эффективного использования экономического потенциала предприятия.

Исходная информация для планирования продаж:

- результаты экономического анализа предшествующих периодов хозяйственной деятельности;

- состояние материально-технической базы;

- материалы изучения спроса потребителей и степень его удовлетворения;

- оценка инвестиционных возможностей;

- состояние рынка товарных ресурсов;

- тенденции в изменении реальных доходов населения;

- индекс цен и другие параметры, характеризующие процессы развития потребительского рынка.

При составлении плана продаж необходимо учитывать следующие внутренние и внешние факторы, которые на практике не могут быть спрогнозированы достаточно точно:

- объем продаж предпланового периода;

- ценовая политика;

- зависимость продаж от выбранного сегмента рынка;

- ассортимент реализуемой продукции;

- покупательский спрос;

- конкуренция;

- сезонные колебания;

- эффективность организации и формы обслуживания;

- зависимость продаж от общеэкономических показателей: цен, уровня занятости и пр.

Процесс планирования товарооборота можно разделить на следующие этапы:

1 этап: определение цели планирования товарооборота:

- обеспечение безубыточной деятельности предприятия (на стадии становления предприятия);

- максимальное удовлетворение спроса (при ограниченном ресурсном потенциале предприятия);

- стабилизация достигнутого уровня развития (при отсутствии жесткой конкуренции);

- достижение заданного уровня прибыли.

2 этап: анализ товарооборота в предплановом периоде.

3 этап: определение общего планового объема товарооборота.

При планировании общего объема розничного товарооборота предприятия используются различные методы.

1. Методика планирования товарооборота в объеме, необходимом для обеспечения безубыточной деятельности предприятия (проводится по данным марженального анализа).

2. Методика планирования товарооборота с учетом покупательского спроса. Плановые расчеты основываются на данных изучения зависимости роста объема реализации товаров от роста доходов населения и объема неудовлетворенного спроса на товары, реализуемые торговым предприятием.

3. Методика планирования товарооборота в объеме, необходимом для обеспечения целевой прибыли – предполагает 2 подхода к планированию:

- финансовый подход к обоснованию планового объема товарооборота – основан на предположении сохранения уровня рентабельности, достигнутого в предплановом периоде;

- экономический подход – основан на данных марженального анализа;

- методика планирования товарооборота, ориентированная на динамику его развития состоит в применении 3 методов планирования:

- опытно-статистический метод – позволяет определить плановый объем товарооборота на основе среднегодового темпа роста товарооборота за 3-5 лет;

- экономико-статистический метод – основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней;

- метод аналитического выравнивания – основан на данных трендового анализа.

4 этап: определение плановой структуры товарооборота.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

1) метод, основанный на расчете коэффициента эластичности;

2) экономико-статистический метод – основывается на сглаживании удельных весов реализации каждой товарной группы в общем объеме товарооборота за ряд лет;

3) экономико-математический метод – основывается на использовании раз-личных экономико-математических моделей, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков:

1) результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов;

2) рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

5 этап: определение плановых показателей объема и структуры товарооборота по периодам.

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется, прежде всего, в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время существует множество различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года.

6 этап: разработка мероприятий по осуществлению плана продаж.

Для реализации плана продаж разрабатываются различные организационные, экономические и финансовые мероприятия:

1. Формирование финансовых ресурсов, обеспечивающих необходимый размер оборотных средств.

2. Перераспределение торговой площади между отделами.

3. Формирование соответствующей ценовой политики.

4. Активизация рекламной деятельности.

5. Расширение номенклатуры дополнительных услуг.

В процессе планирования в зависимости от приоритетных целей организации следует учитывать естественные ограничители развития товарооборота. Так, если фирма ориентируется на рост товарооборота за счет максимально возможного учета возможностей сегмента потребительского рынка, его конъюнктуры, то в качестве ограничителей объема товарооборота выступят спрос покупателей и условия конкуренции. В случае, если торговая организация планирует развитие товарооборота за счет эффективного использования своего ресурсного потенциала, то ограничителями его объема выступают финансовые ресурсы, объединяющие долгосрочные финансовые ресурсы и краткосрочные финансовые средства.

 

 

10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупным партиями организациям для производственного и внерыночного потребления или последующей перепродажи населению.

В оборот оптовой торговли включаются:

- стоимость отгруженных (переданных) товаров, приобретенных ранее для целей перепродажи;

- комиссионное вознаграждение оптовых посредников, совершающих сделку по купле-продаже.

Оборот оптовой торговли по отгруженным товарам для целей статистического учета устанавливается в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, НДС, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы; комиссионное вознаграждение – по фактической стоимости, включая НДС.

Состав оптового товарооборота можно характеризовать по следующим признакам.

1. По формам товародвижения:

- складской товарооборот (реализация товаров через склады оптовых организаций);

- транзитный товарооборот (поставка товаров непосредственно покупателю минуя склады оптового звена).

2. В зависимости от регионального фактора:

- продажа товаров внутри региона;

- продажа товаров покупателям других регионов;

- продажа товаров покупателям других стран (экспорт).

3. По срокам расчета за реализованные товары:

- в обычном порядке;

- расчеты с предоставлением коммерческого кредита.

4. В зависимости от категории покупателей:

- предприятия оптовой торговли;

- предприятия розничной торговли;

- промышленные предприятия;

- бюджетные организации и учреждения.

5. По ассортименту и товарной структуре:товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров в разрезе отдельных товаров и товарных групп.

Цель анализа оптового товарооборота оценка положения оптовой организации на рынке и объема данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.

Задачи анализа оптового товарооборота целесообразно разделить на две группы: связанные с реализацией и с закупками товаров.

К задачам исследования процесса реализации в отношении покупателей относят анализ степени удовлетворения их потребностей, оценки места оптовой организации на товарном рынке, уровня конкуренции и перспектив на предстоящий период.

Среди задач анализа источников закупок выделяют изучение соответствия поставщиков определенным критериям их отбора, условий закупок, концентрации или распыления заказов, ценовой политики.

Информационной базой анализа оптового товарооборота служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, текущего и оперативного учета, внеучетных материалов.

Анализ оптового товарооборота выполняют в следующей последовательности:

- изучение выполнения плана валового товарооборота оптовой организации в целом и по его составу;

- исследование динамики общего (валового) товарооборота оптовой организации в целом и по его составу в действующих и сопоставимых ценах;

- анализ и оценка ассортимента и структуры оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;

- изучение выполнения плана оптового товарооборота по направлениям реализации товаров;

- анализ оптового товарооборота по отдельным покупателям;

- исследование влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота (группы факторов, связанных с товарным обеспечением; с трудовыми ресурсами, режимом и производительностью труда; с состоянием, развитием и использованием материально-технической базы);

- формирование выводов, обобщение выявленных возможностей и резервов разработка мероприятий, направленных на рост объема оптового товарооборота, оптимизацию товародвижения, улучшение использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы, совершенствование организации и повышение качества обслуживания покупателей.

После анализа оптового товарооборота переходят к его планированию.

- Наряду с результатами экономического анализа основанием для расчета плановых показателей оптовой организации служат потребности в товарах и услугах оптовых покупателей.

Процесс планирования оптового товарооборота условно можно разделить на два этапа:

- экономическое обоснование плана реализации товаров и оказание услуг оптовым покупателям;

- выбор поставщиков и определение объема и сроков поставок товаров на склады оптовой организации.

На первом этапе планирования необходимо определить ожидаемые объемы реализации товаров и оказания услуг покупателям, выделив те, которые проходят согласно длительным хозяйственным связям в соответствии с заключенными договорами и те, что будут получены по разовым сделкам.

Для экономического обоснования плана оптового товарооборота следует провести замеры потенциальных возможностей рынка. Проанализировать роли его участников, изучить его характеристики, оценить сильные и слабые стороны конкурентов, исследовать каналы товародвижения и стратегии стимулирования сбыта.

Второй этап процесса планирования оптового товарооборота является важным дополнением в обосновании и корректировке результатов первого. Он включает в себя определение потребности организации в товарах, выбор поставщиков и организации поставок этих товаров.

Потребность в товарах рассчитывается по каждой товарной группе отдельно на основе формулы товарного баланса. Общий объем потребности оптовой организации представляет собой сумму потребностей по всем товарным группам.

 

 

11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа

Валовой доход предприятия является одним из показателей, характеризующих финансовый результат торговой деятельности, и представляет собой сумму доходов, полученных из всех источников и по всем видам хозяйственных операций.

Валовой доход включает в себя:

1. Валовой доход от реализации товаров(источником доходов от реализации товаров является торговая надбавка, представляющая собой разницу между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения.

2. Поступления за оказанные услуги и выполненные работы(например, доставка товаров на дом, техническое обслуживание и др.).

3. Прочие доходы(доходы от реализации объектов основных фондов, сдачи помещений в аренду, дивиденды и проценты по принадлежащим организации ценным бумагам и т.п.).

Валовой доход как экономическая категорияпредставляет собой часть стоимости товара, которая предназначена для покрытия издержек обращения и образования прибыли:

(4.31)

где – валовой доход предприятия, тыс.руб;

– издержки обращения, тыс.руб.;

– прибыль предприятия, тыс.руб.

Факторы, влияющие на величину валового дохода:

1. Объем, состав и ассортиментная структура товарооборота. Увеличение объема товарооборота означает рост массы ВД. Влияние состава товарооборота связано с различным уровнем торговой надбавки на товары, реализуемые оптом и в розницу. В розничной сети торговые надбавки выше, т. к. процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам определяет связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода.

2. Условия поставки товаров, в том числе уровень закупочных цен. Выбор поставщика определяет цену поставки в торговую сеть, количество товаров, форму оплаты, гарантированную частоту и комплектность поставок, размер партии товаров.

3. Экономическая обоснованность торговой надбавки. Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать торговые надбавки по большинству товарных групп. Торговое предприятие с одной стороны не должно допустить потерь в объеме дохода при установлении торговой надбавки, а с другой стороны – должна сохранить конкурентоспособность цены.

4. Количество и качество дополнительных услуг. Широта предоставления дополнительных услуг зависит от уровня руководства предприятия. Поступления за оказанные услуги в ВД составляют 1,5-2% в его общей сумме. При этом косвенное влияние, связанное с привилегиями покупателей, значительно весомее.

Методы анализа валового дохода.

1. Метод сравнения.

2. Метод относительных величин.

3. Метод группировок.

4. Метод средних величин.

5. Индексный метод.

6. Метод цепных подстановок.

7. Метод абсолютных разниц.

8. Графический метод и др.

 

 

12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами

Расходы отражают уменьшение платежных средств и имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа. Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на:

- расходы по обычным видам деятельности,

- операционные расходы,

- внереализационные расходы,

- чрезвычайные расходы.

В стоимостной оценке по периодам деятельности предприятия расходы отличаются от затрат.

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, используемый в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Затраты отражаются в учете на момент потребления в хозяйственном процессе. Затраты, связанные с организацией и обслуживанием процесса обращения представляют собой издержки обращения.

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя до потребителя. Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, и представляют собой стоимостную оценку материальных, трудовых и иных затрат.

Отличительной особенностью издержек обращения от себестоимости или издержек производства в том, что в них не включается стоимость закупаемых товаров.

Группировка затрат по элементам в зависимости от экономического содержания затрачиваемых ресурсов:

1 группа: материальные затраты – в составе этой группы в торговле отражают:

1. Стоимость топлива и энергии всех видов.

2. Износ МБП.

3. Использование природного сырья (плата за воду).

4. Потери от недостачи материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

2 группа: расходы на оплату труда.

3 группа: отчисления на социальные нужды – в этой группе отражаются отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд занятости.

4 группа: амортизация ОФ – включает величину износа по собственным и арендованным ОФ.

5 группа: прочие расходы.

Издержки обращения являются составной частью текущих затрат предприятия. В состав затрат включаются:

- затраты на закупку товаров;

- текущие издержки по организации процессов товарного обращения;

- финансовые затраты;

- расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.

Кроме затрат на осуществление текущей хозяйственной деятельности, существуют капитальные вложения в развитие ОФ, функционирующие в течение длительного времени, поэтому затраты, связанные с капитальными вложениями, относятся к долгосрочным и включаются в состав совокупных затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.067 с.)