ТОП 10:

ТЕМА 8. Международная торговля услугами.



План:

 

 

1.Понятие «услуга». Подходы к классификации услуг.

2.Основные тенденции международной торговли услугами.

3.Формы лизинговых торговых операций.

4.Реклама, ее цели и содержание.

5.Страхование внешнеэкономической деятельности.

 

 

Термины и понятия:

Услуга, потребительские услуги, социальные услуги, производственные, торгуемые, неторгуемые услуги, факторные, нефакторные услуги, экспорт (импорт) услуг,ассортимент услуг, фрахт, инфраструктура туризма, лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, прямой лизинг, косвенный лизинг ,срочный лизинг, возобновляемый лизинг, оперативный лизинг, финансовый лизинг, первоначальная реклама, конкурентная реклама, сохранная реклама, управление рисками, имущественное страхование, страхование ответственности, личное страхование, перестрахование.

Краткое содержание.

Услуга– полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, представляемую на коммерческой основе. Услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. На долю услуг приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

Особенностями услуги является: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость и нетранспортабельность. Услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителем и потребителем услуг.

Характеристика услуг:

- высокая степень дифференциации по потребительским характеристикам и по уровню качества;

- повышенная чувствительность к экономической конъюнктуре и короткий период реагирования на ее изменения (сезонность, реклама, мода, информированность);

- неценовые барьеры входа на рынок, обширная емкость рынка, абсолютные преимущества уже действующих в отрасли предприятий;

- большая степень неопределенности результата на рынке услуг, наличие «информационной асимметрии» производителей, ценовая дискриминация различных видов;

- присутствие на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина) производство, реализация которых регулируется государством и финансируется из общественного сектора.

При классификации мирового рынка услуг существуют определенные проблемы. Это объясняется наличием большого количества классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией.

Как отмечают специалисты ЮНКТАД, определенная доля услуг, поступающих в международный оборот, отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров (например, инженерно-консультационные услуги сложно отделить от поставок технически сложных машин и оборудования).

В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг:

потребительские (рестораны, гостиницы),

- социальные (образование, медицинское обслуживание и т.д.),

- производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные),

- распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

1. Деловые услуги – 46 видов;

2. Услуги связи – 25 видов;

3. Инжиниринговые и строительные – 5 видов,

4. Дистрибьютерские – 5 видов

5. Общеобразовательные – 5 видов,

6. По защите окружающей среды - 4 вида,

7. Финансовые – 17 видов

8. Охрана здоровья и социальные – 4 вида

9. Туризм и путешествия – 4 вида

10. Досуга, культуры и спорта – 5 видов

11. Транспортные - 33 вида

12. Прочие (например, бытовые) – 7 видов.

МВФ выделяет 4 вида услуг:

- Фрахт

- Остальные транспортные услуги

- Туризм

- Прочие

Все услуги также можно подразделить на торгуемые и не торгуемые (на основании подхода МВФ). В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. Не торгуемые услуги производятся исключительно в национальных рамках (например, коммунальные услуги).

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) делит услуги на коммерческие и некоммерческие (некоммерческие услуги – услуги на благотворительной основе).

Профессор МГИМО О.И. Дегтярева выделяет две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

Основные – инжиниринг, международные арендные сделки, туристические, консалтинговые.

Обслуживающие– международные перевозки грузов, хранение, страхование грузов и т.д.

В Мировом банке услуги делятся на:

Факторные – доходы на инвестиции, роялти, лицензионные платежи, зарплату.

Нефакторные– остальные виды услуг (транспорт, путешествия и т.д.)

Доктор экономических наук, профессор Киреев считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществление инвестиций в ту или иную страну. Поэтому услуги делятся в соответствии со способами доставки на:

- связанные с инвестициями – банковские, гостиничные, туристические, профессиональные;

- связанные с торговлей – транспорт, страхование;

- связанные одновременно с торговлей и инвестициями – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и реакриационные, бизнес-услуги и т.д.

Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность покупателя и продавца или мобильный характер самой услуги.

В последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. Это относится к рынку виртуальных услуг (информационные, консультативные, обучающие и т.д., не перемещая субъекта сделки).

Особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами:

1. Экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя.

2. В экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории продавца.

3. Ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот.

4. Имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

На мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

- Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

- Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом дохода населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма.

- По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным(44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.

- Произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса не может дать точного представления о масштабах мировой торговли услугами в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включена в стоимость товаров.

Во-вторых, иногда стоимость услуги-товара невозможно определить (например, лечение больного лекарствами).

В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими в страну, из которой они прибыли.

В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40-50%. Но важнее другое, приблизительно сумму в 3 раза большую, чем объем мирового экспорта услуг составляют коммерческие операции с услугами филиалов иностранных компаний на территории других стран.

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами.

Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет 90%. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг.

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и т.д. В десятки крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг.

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока – 3,5% и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно.

Степень монополизации международной торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

На рынке вторичного страхования 32 крупнейших компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира имеет свои представительства более чем в 110 странах мира.

60% мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний.

Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко обозначенными свойствами. Но уже отмечены важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений:

1. Приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача информации, технологии выступает в форме международной продажи услуг.

2. Новые формы и средства связи позволили отказаться от личного контакта покупателя и продавца.

3. Снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

Лизингэто особая форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств и имущества с оплатой лизингополучателем потребительской стоимости услуг лизингодателя и процентов по кредиту. Фактически лизинг – это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. Его можно определить как "кредит аренды". Другими словами одна из целей лизинговой операции – это кредитование сдаваемой в аренду собственности.

Классический лизинг предусматривает участие в нем трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества.

Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом. В случае реализации дорогостоящих проектов число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний и т. д.). Таким образом, еще одним субъектом лизинга может быть инвестор - лицо, участвующее в финансировании лизинговой сделки.

Специфические особенности лизинга:

- по истечении срока аренды, арендатор обязан вернуть имущество (но возможно продление контракта или переход собственности на товар к арендатору).

- срок лизинга меньше срока физического износа оборудования (от 1 года до 20 лет) и приближается к сроку ускоренной амортизации (3-7 лет);

- сдача внаем предмета лизинга осуществляется финансовыми учреждениями и лизинговой компанией, а не производителем;

- при расчете выплат по лизингу учитывается покупная цена объекта, срок, на который заключен лизинговый договор, остаточная стоимость, кредитоспособность арендатора и финансовые возможности арендодателя;

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, высокой динамикой его показателей, быстро расширяющейся географией заключаемых сделок. Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрирована в "треугольнике": США - Западная Европа – Япония.

Исходя из особенностей организации отношений между лизингополучателем илизингодателем, различается прямой и косвенный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда изготовитель или владелец имущества сам выступает лизингодателем, а косвенный– когда сдача в аренду ведется через третье лицо.

По типу имущества различают: лизинг движимого имущества (рабочие машины и оборудование, транспортные средства и т. п.) и лизинг недвижимого имущества(производственные здания и сооружения).

В зависимости от сектора рынка, где производятся лизинговые операции, выделяют: внутренний лизинг, при котором все участники сделки представляют одну страну, и внешний (международный) лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве. В свою очередь, международный лизинг может быть экспортным и импортным. В международной сделке лизингополучатель участвует в импортном лизинге, а лизингодатель – в экспортном.

В зависимости от формы лизинговых платежей различают: лизинг с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме; лизинг с компенсационным платежом, при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе, или путем оказания встречных услуг; - лизинг со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в денежной форме, а другая - в виде товаров и услуг.

По методу кредитования различается срочный и возобновляемый лизинг. При срочном лизинге осуществляется одноразовая аренда, а при возобновляемом (ролларверном) – договор лизинга возобновляется по истечению времени первого срока договора.

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на: чистый – отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель (расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи), и лизинг с дополнительным обслуживанием – предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе.

По сроку использования имущества и связанными с ним условиями амортизации различают: лизинг с полной окупаемостью, когда срок договора равен нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового имущества, и лизинг с неполной окупаемостью, при котором срок договора меньше нормативного срока службы имущества и в течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества.

Различают оперативный лизинг и финансовый лизинг. Оперативный лизинг – сдача в лизинг имущества на срок, который меньше нормативного срока службы имущества. В связи с этим лизинговые платежи по одному договору не покрывают полную стоимость имущества. Лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз. Финансовый лизинг - операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдаче его во временное пользование и владение на срок, приближающийся к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества.

Признаки финансового лизинга:

- появление нового субъекта отношений – продавца имущества;

- лизингодатель приобретает имущество для передачи его в лизинг;

- право выбора имущества и продавца принадлежит пользователю;

- продавец знает о целях приобретения имущества;

- имущество поставляется пользователю;

- риск случайной гибели и порчи переходит к получателю после подписания акта приемки-сдачи

Оформляются следующие документы:

- договор о купле-продаже объекта лизинга;

- акт приемки объекта лизинга в эксплуатацию;

- лизинговое соглашение;

- договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества;

- договор на страхование объекта лизинга.

Реклама является еще одним видом услуг. Она играет значительную роль в международной торговле. Из придатков к торговле она превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.

В настоящее время для рынка рекламы характерен процесс концентрации рекламной деятельности, поглощения крупными рекламными агентствами более мелких.

В практике к рекламе, кроме объявлений в печати, по радио, по телевидению, относятся выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковка, печатная продукция (проспекты, каталоги, плакаты и т.д.), распространение сувениров. В зависимости от целей различают следующие виды рекламы:

1) Первоначальная. Имеет целью ознакомить заранее установленный круг возможных потребителей с новым для данного рынка товаром или услугами путем сообщения подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте продажи товара или услуги. Такая реклама должна убедить потребителя в необходимости купить новый товар или услугу.

2) Конкурентная. Цель ее – выделить рекламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показать его отличительные черты и убедить покупателя купить именно этот товар.

3) Сохранная. Цель ее – поддержать спрос на ранее рекламируемый товар. Поэтому она носит лишь напоминающий характер.

Важным фактором, определяющим содержание и направление рекламы, является характер товара или услуги, от которого зависят не только рекламные средства, но и масштаб проведения рекламных мероприятий и необходимые для этого ассигнования.

Участниками рекламного процесса являются: рекламные агенты; средства рекламы; потребители. К этому процессу подключены и другие организации – исследовательские институты и подразделения, фото-, кино-, видеостудии, творческо-производственные предприятия, а также художники, литературные работники, психологи, полиграфисты, дизайнеры.

Средства распространения рекламной информации – совокупность средств массовой коммуникации и других каналов (наружная реклама, точки кинопроката, теле-, радио-, киносеть и т.д.).

Средства рекламы можно классифицировать по следующим критериям:

В зависимости от рекламодателя:

- от имени производителя, рассчитанные на индивидуального потребителя, сферу торговли, определенные группы общественности, специалистов;

- от имени розничных и оптовых торговцев;

- от имени частных лиц;

- от имени правительства, общественных институтов.

В зависимости от методов организации рекламы:

- реклама с помощью средств массовой информации;

- прочие виды: выставки и ярмарки, рекламные сувениры, прямая почтовая реклама (рассылки писем и рекламно-печатных материалов), наружная реклама, паблик-рилейшнз, презентации, пресс-конференции, симпозиумы, спонсорство, компьютеризированная реклама и т.д.

Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участников внешнеэкономической деятельности.

Среди методов управления рисками во внешнеэкономической деятельности значительное место отводится страхованию. Выделяют три отрасли страхования: личное, имущественное и ответственности.

Среди видов имущественного страхования наиболее часто применяются следующие:

страхование грузов;

· страхование судов (морское каско);

· страхование воздушных судов, автомобилей, контейнеров, экспортных кредитов;

· страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

· имущества, находящегося за границей от огня и других опасностей;

· имущества, находящегося в холодильной камере.

При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать в силу действия законов, требующих возмещения ущерба виновником, которым может оказаться предприятие-участник ВЭД.

К этой отрасли относятся:

· международный полис страхования автогражданской ответственности (система «Зеленая карта»);

· страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

· гражданской ответственности перевозчиков;

· ответственности производителей товаров;

· профессиональной ответственности (брокеров, юридических консультантов, юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов и т.д.).

Личное страхование. Жизнь, здоровье и доходы отдельного человека, связанного с внешнеэкономической деятельностью. К ним относятся:

· комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;

· от несчастных случаев выезжающих за рубеж;

· медицинских расходов при выезде за границу.

Комплексные виды страхования, которые предполагают сочетание в одном полисе несколько видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков (CAR) и страхование всех монтажных рисков (EAR).

Взаимодействие между страховыми компаниями из разных стран осуществляется в основном через перестрахование. Перестрахованием рисков достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно страховое общество, а осуществляется сообща всеми страховщиками, участвующими в перестраховании соответствующего риска.

Проверь себя:

 

1. Назовите особенности услуг.

2. Дайте характеристику услуг.

3. Каким образом классифицируются услуги (ООН, МВФ, ГАТС, ЮНКТАД, мировой банк, ученые-экономисты)?

4. Назовите особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами.

5. Назовите тенденции в развитии отдельных сегментов мирового рынка услуг.

6. По какой причине статистика платежного баланса не может дать точное представление о масштабах мировой торговли услугами?

7. Какова географическая направленность торговли услугами?

8. Какова степень монополизации международной торговли услугами?

9. Назовите тенденции количественного роста и качественных изменений в международной торговле услугами.

10. Что такое лизинг?

11. Назовите специфические особенности лизинга.

12. Раскройте трехсторонний характер классического лизинга.

13. Назовите основные виды лизинга.

14. Назовите признаки финансового лизинга.

15. Какие документы необходимы при оформлении лизинговой сделки?

16. Какова цель лизинговой операции?

17. Назовите отрасли страхования.

18. С какой целью производится страхование?

19. Каким образом происходит взаимодействие между страховыми компаниями разных стран?

20. Назовите виды рекламы в зависимости от целей.

21. Назовите участников рекламного процесса.

22. Назовите средства распространения рекламной информации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.025 с.)