Тема 1. Административное право Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Административное право Республики Беларусь



Вопрос 1. Понятие административного права. Предмет и метод административного права и его особенности.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и отношений управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций (от лат. administration - руководство, управление),

Под формой государственного управления понимают внешнее практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определенные последствия.

Классификация форм управленческой деятельности предполагает, в основном, деление их на правовые и не правовые.

К правовым формам относятся:

1) издание правовых актов нормативных и индивидуальных (принятие решения);

2) совершение иных юридически значимых действий.

В правовых актах органы управления либо устанавливают новые общие правила поведения (нормативные акты), либо принимают предписания персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты).

Юридически значимые действия осуществляются при наступлении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия индивидуальных актов. Это такие действия, как:

1) применение мер пресечения противоправных действий (задержание нарушителя; изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки; изъятие вещей и документов и др.);

2) регистрация определенных фактов (регистрация автотранспорта и др.);

3) выдача официальных документов (водительское удостоверение и др.)

К не правовым формам управленческой деятельности относятся:

1) проведение непосредственно организационных мероприятий, которые включают: инспектирование; изучение и распространение передового опыта; разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов; подготовку и рассылку информационных материалов, образцов, писем и т.д.

2) материально-технические операции, имеющие вспомогательное значение. К ним относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др.

Административное право как сложная и многообразная по содержанию система правовых норм включает Общую и Особенную части.

В Общую часть включаются правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, общие для всех сфер и отраслей управления. К ним относятся нормы права, определяющие правовое положение субъектов государственного управления (органов государственного управления, их должностных лиц, государственных служащих, общественных организаций и граждан), формы и методы деятельности органов государственного управления, способы обеспечения законности.

Особенная часть административного права включает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления (управление промышленностью, строительством, транспортом, сельским хозяйством, здравоохранением, образованием и др.) и регулирующие межотраслевое управление (планирование, ценообразование, финансово-кредитная деятельность и др.).

Используя понятие административного права можно определить его предмет – это общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления и другие отношения управленческого характера.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим являются следующие:

1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя;

2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Обособление административного права в отрасль права происходит благодаря не только наличию своеобразного предмета, но и методу правового регулирования этого предмета.

Итак, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, равноправных субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойственен в основном императивный метод, который закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например, методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Вопрос 2. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.

Административно-правовая норма – это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления.

Административно-правовые нормы, как и нормы любых других отраслей права, имеют структуру. Они состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это часть нормы, указывающая на условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее.

По мнению некоторых ученых, гипотеза отсутствует в нормах правоохранительного характера.

Главной частью нормы является диспозиция, в которой определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные варианты их поведения.

Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.

Санкция имеет место в правоохранительных нормах и отсутствует в нормах положительного регулирования.

Следовательно, в преобладающей части норм административного права имеется не три части, а две: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция.

Нормы положительного регулирования определяют статус органов государственного управления, государственных служащих и т.д.

Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и юридические свойства позволяет их классификация по следующим основаниям:

1. По методу воздействия на поведение субъектов нормы подразделяются на:

а) обязывающие(например, администрация, принимая на работу, обязана издать соответствующий приказ);

б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность субъекта административного права действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению;

г) стимулирующие (поощрительные) нормы. В этих нормах определяются виды мер поощрения (награды, премии, льготы и т.п.).

2. По форме предписания нормы подразделяются на:

а) императивные, содержащие долженствование (например, нормы актов, определяющих обязанности органов государственного управления), веление (например, нормы актов вышестоящих органов управления, адресованные нижестоящим органам), запрет(например, нормы актов об административной ответственности);

б) поручительные, содержащие диспозицию, обязывающую к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий;

в) рекомендательные;

г) диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности.

3. По предмету регулирования административно-правовые нормы регулируют материальные и процессуальные управленческие отношения. Если нормы регулируют саму сущность управленческих отношений, они считаются материальными, если же нормы регулируют порядок реализации, применения права, они признаются административно-процессуальными нормами.

4. По субъектам административно-правовые нормы разделяются на регулирующие:

а) поведение граждан в сфере государственного управления;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) ключевые вопросы организации и деятельности государственных организаций;

г) административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата и служащих общественных объединений;

д) административно-правовой статус общественных объединений;

е) отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур, включая частные.

Административно-правовые нормы могут быть общими, отраслевыми, местными.

5) По пределу действия (в пространстве, во времени) административно-правовые нормы разделяют на:

а) действующие в пределах государства;

6) действующие за границами Республики Беларусь;

в) действующие в пределах территорий областей, городов, районов и т.п.;

г) местные;

д) межтерриториальные;

е) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы;

ж) срочные, т.е. определенные сроком действия;

з) бессрочные.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение представляет собой точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и др.).

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм.

Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления в конкретные административно правовые отношения.

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, на обжалование).

Различают три типа действия административно-правовых норм:

Перспективное - на факты, отношения, возникающих после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);

Немедленное – на вновь возникающие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличивающая срок военной службы, может быть распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу); с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до вступления ее в силу, но с более ранней даты (например, норма, которая устраняет, смягчает ответственность).

В соответствии со ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и дополн. от 15 июля 2008 г. № 410-З), нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном акте или акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Вопрос 3. Понятие административно-правовых отношений. Субъекты административного права, их виды.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения управленческого характера, в которых стороны выступают носителями взаимных юридических прав и обязанностей, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Административно-правовые отношения характеризуются рядом отличительных черт:

1) в основном являются отношениями власти - подчинения;

2) для административно-правовых отношений необходим обязательный субъект – это орган государственного управления;

3) эти отношения не могут возникнуть между гражданами;

4) административно-правовые отношения по своей сущности являются организационными;

5) споры между сторонами административно-правовых отношений, как правило, разрешаются в административном (внесудебном) порядке.

Административно-правовые отношения, как и другие отношения, включают:

1) объект – это то, по поводу чего возникает правоотношение (вещи и материальные ценности; действие (бездействие), т.е. поведение человека; продукты духовного творчества; личные нематериальные блага);

2) субъекты, их права и обязанности (граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций; служащие государственных органов и объединений; общественные объединения и их представители);

3) юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений действия (правомерные и неправомерные);

4) события.

Административно-правовые отношения по их юридическому характеру делятся на материальные и процессуальные.

Административно-правовые отношения в зависимости от формы государственного управления (по занимаемому месту в системе) делятся на:

- собственно государственные:

1) общие, в которых одной из сторон является Президент Республики Беларусь или Правительство Республики Беларусь;

2) отраслевые:

- функциональные (подведомственные),

- межотраслевые;

- внутриорганизационные;

- местного характера;

- хозяйственные (например, отношения между администрацией высшего учебного заведения и абитуриентом по поводу поступления, по поводу организации учебного процесса).

Административно-правовые отношения по характеру порождающих их юридических фактов делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами, т.е. регулятивные и охранительные.

По конкретному содержанию (по связи с вещами, имуществом) правоотношения делятся на имущественные и неимущественные.

По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном порядке и защищаемые в судебном порядке.

Под субъектом административного права понимается носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами.

Всех субъектов административного права можно разделить на два вида: индивидуальные и коллективные.

Первую группу индивидуальных субъектов составляют граждане. По административно-правовому положению граждан принято делить на граждан Республики Беларусь, иностранцев и апатридов (лиц без гражданства). Иностранцы подразделяются на постоянно и временно находящиеся в Республике Беларусь. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство.

Вторую группу индивидуальных субъектов составляют государственные служащие. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа государственного управления.

К коллективным субъектам административного права относятся государственные и негосударственные организации.

Государственные организации – это органы исполнительной власти (государственного управления); органы государственного управления предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации – это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

Административно-правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая сложные взаимодействия личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи, урегулированная в основном нормами административного права.

Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения. Она возникает, как правило, с момента рождения и прекращается его смертью.

Административная дееспособность как возможность своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение наступает с достижением определенного возраста. Например, обязанность прохождения воинской службы наступает с 18 лет; административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Реализовать и защитить свои права граждане могут путем обращений в государственные и общественные организации. Порядок рассмотрения обращений регулируется Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан», который делит их на три вида:

предложение – это обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий;

заявление – это обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан;

жалоба – это обращения граждан, которые содержат требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц или соответствующих органов, учреждений, организаций, предприятий.

Вопрос 4.Граждане и государственные служащие, как субъекты административного права.

Государственные служащие – это граждане, работающие в государственном аппарате, занимающие в нем должности по назначению, выборам или в ином установленном законом порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, получающие определенную оплату за свой труд.

По характеру выполняемой работы служащих подразделяют на:

- служащих государственных органов;

- служащих государственных, предприятий, учреждений, организаций;

По органам, где служащие работают, их подразделяют на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов, служащих Аппарата Президента Республики Беларусь.

По роли в реализации функций управления выделяют а) руководителей; б) специалистов (основной состав), технические исполнители. К первой группе специалистов относятся консультанты, советники по различным отраслям знаний, которые не осуществляют организационно- распорядительные функции. Ко второй группе специалистов относятся должностные лица, обладающие специальными знаниями, уполномоченные совершать действия, непосредственно влекущие правовые последствия. К ним относятся преподаватели, врачи, юристы, экономисты и др.

По признаку обладания полномочиями распорядительного (государственно-властного) характера служащих подразделяют на:

- должностные лица, имеющие государственно-властные полномочия (издают приказы, распоряжения; совершают регистрационные действия, ведают денежными и материальными средствами и др.);

- представители власти - это должностные лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять юридически властные требования от имени государства, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися в их служебном подчинении, должностными лицами или органами, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (члены правительства, исполкомов, местных Советов).

К служащим, которые выполняют функции по охране правопорядка и законности, относятся сотрудники милиции, следователи, прокуроры, судьи, представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и др.).

Характер служебных взаимоотношений между государственными служащими является основанием для классификации служащих на начальников и подчиненных.

Под прохождением государственной службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Согласно действующему законодательству изменения в служебном положении служащего могут повлечь за собой следующие юридические факты:

- прием (зачисление) гражданина на конкретную государственную должность;

- призыв (поступление) на действительную военную службу;

- аттестация государственных служащих;

- перемещение по службе (понижение, повышение в должности, перевод);

- стимулирование служебной деятельности служащих;

- ответственность государственных служащих;

- прекращение государственной службы.

Конституционный принцип равного доступа граждан Республики Беларусь к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.

Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

1) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

3) наличия заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;

4) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного другому.

 

Вопрос 5. Понятие, основные черты и меры административной ответственности.

Под административной ответственностью понимается разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности:

1) административная ответственность имеет собственную нормативную базу;

2) основанием административной ответственности является административное правонарушение, за которое предусмотрено административное взыскание;

3) в установлении административной ответственности принимают участие местные Советы депутатов и исполкомы (например, нарушение правил содержания в чистоте улиц и придомовых территорий, очистки крыш, улиц, тротуаров от снега; нарушение правил торговли на рынках);

4) к административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, в т.ч. и суды (судьи);

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

6) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

7) административные нормы детально регулируют порядок привлечения к административной ответственности;

8) осуществление административной ответственности протекает в рамках административно-процессуальных отношений, их участники наделены определенными административно-процессуальными субъективными, правами и обязанностями, соблюдение и надлежащее исполнение которых гарантируется законом.

Институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы закрепляют задачи и цели административной ответственности, принципы административной ответственности (законность, ответственность за вину, индивидуализация ответственности, гуманизм, неотвратимость, целесообразность, гласность), общие основания административной ответственности, виды административных взысканий и т.д.

Административно-процессуальные нормы регулируют весь комплекс отношений, складывающихся в производстве по делам об административных правонарушениях: задачи производства, порядок производства, процессуальное положение сторон в производстве, подведомственность рассмотрения дел, доказательства в производстве и т.д.

Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Элементами юридического состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права.

В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления.

Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (например, общественная нравственность, есть, достоинство гражданина – при мелком хулиганстве; достоинство, здоровье гражданина – при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих проявление проступка – действие либо бездействие; общественная опасность этого действия или бездействия: причинная связь между действием и наступившим результатом. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь); признаки времени (ночное, запрещенное); признаки характера деяния, его систематичность и т.д.

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (достижение 16-летнего возраста; вменяемость); специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки – военнообязанный, иностранец и др.).

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект и цели, которые он преследовал.

В соответствии со ст. 6.1 КОАП Республики Беларусь административное взыскание является мерой административной ответственности.

Выделяют следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение – по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме;

2) штраф – самая распространенная мера. В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на физических лиц, не может превышать пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – тысячи базовых величин. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины; на индивидуального предпринимателя – менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин (ст.6.5 КОАП);

3) исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от одного до двух месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей);

4) административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток (ч.1 ст.6.7 КОАП);

5) лишение специального права. Оно, в основном, относится к лишению права управления транспортным средством и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года за занятие видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия) без наличия таковой.

7) конфискация, она состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение (ч.1 ст.6.9 КОАП). Конфискован, может быть, лишь соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания;

8) депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства (ст.6.11 КОАП);

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств (ст.6.12 КОАП).

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь по следующим основаниям:

1) при малозначительности правонарушения;

2) при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность:

а) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

б) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

в) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) в связи с примирением с потерпевшим;

4) в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. За исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

5) в случае заболевания психической или иной тяжелой болезнью физического лица после наложения на него административного взыскания. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, характер заболевания и другие обстоятельства. Может быть принято решение о замене назначенного административного взыскания на более мягкое;

6) если физическое лицо совершило административное правонарушение, находясь в положении жертвы торговли людьми, сексуальной или иной эксплуатации.

Вопрос 6. Дисциплина и дисциплинарная ответственность в деятельности органов исполнительной власти.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям, необходимым той или иной организации для осуществления ее функций и задач.

Дисциплинарная ответственность - это установленные в законном порядке меры принудительного воздействия, применяемые к государственным и муниципальным служащим в порядке служебной соподчиненности за виновные нарушения норм и правил по осуществлению функций и задач государственной и муниципальной службы.

Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него договором (контрактом) или правилами внутреннего распорядка. Для военнослужащих в понятие дисциплинарного проступка включается также нарушение морали и воинской чести.

Дисциплинарный проступок служит основанием наложения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным должностным лицом или органом, имеющим право назначать данного служащего на государственную должность. До применения дисциплинарного взыскания от служащего должно быть затребовано письменное объяснение о причинах и условиях совершения проступка. Отказ от объяснения не препятствует возможности наложить на него дисциплинарное взыскание. Законодательством определено, что взыскания налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения (длящегося) или совершения проступка. В этот срок не засчитывается время болезни или пребывания в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается отсчет срока, считается день, когда руководителю, которому подчинен государственный служащий, стало известно о совершенном проступке.

Законодательством определено, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения или обнаружения проступка. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Руководитель, наложивший на государственного служащего дисциплинарное взыскание, сообщает об этом в приказе (распоряжении) и объявляет о наказании служащему под расписку. При этом отказ ознакомиться с характером взыскания не влияет на обязательность его исполнения.

Срок действия дисциплинарной ответственности - один год со дня наложения взыскания. При этом если в течение года служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то оно снимается автоматически. Взыскание может быть снято и ранее года, если служащий проявит себя исключительно с положительной стороны. Служащий по своему усмотрению может обжаловать правомерность дисциплинарного взыскания в административном (вышестоящему руководителю) или судебном порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 4968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.094 с.)