Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути улучшения нормативно-правовой базы инвестиционного климата Республики Беларусь

Поиск

 

Опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу с успехом выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения.

Анализ международного опыта позволяет выделить несколько типов организации процессов привлечения и управления ПИИ:

Децентрализованная система принятия решений с более или менее выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств;

Децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающихся деятельностью в сфере регулирования ПИИ;

Создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и ведомствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении ПИИ;

Передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении ПИИ специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств, с одновременным возложением на данное министерство задачи координации тех функций регулирования ПИИ, которые находятся в ведении других министерств и ведомств[10,c.91].

Анализ мирового опыта показывает, что учреждение на территории принимающего государства (страны-реципиента) коммерческих организаций с участием инвестиций, происходящих из зарубежных государств (стран-доноров или инвесторов), является наиболее распространенной и эффективной формой современной практики международного инвестиционного сотрудничества. Создание фирм с участием иностранного и местного капиталов (совместных предприятий, СП) обычно используется для реализации консолидированными усилиями проектов, которые не под силу национальным компаниям. Понятие "совместное предприятие" (англ. - jointventure) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность. Создание коммерческих организаций совместного ведения осуществляется путем: совместного учреждения местной и иностранной фирмами нового предприятия, приобретения иностранной фирмой пая (доли) в предприятии местной компании, покупки местной фирмой пая в предприятии, полностью принадлежащем иностранному субъекту.

Определяющим фактором здесь служит наличие в числе собственников предприятия хотя бы одного иностранного инвестора. При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая предприятия со 100%-ным иностранным капиталом, причем доля предприятий, полностью контролируемых иностранными инвесторами неуклонно растет. Предприятия с участием иностранного капитала может быть организовано в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как национальная компания. Также возможно создание на территории страны отделений и филиалов иностранных компаний, которые должны быть зарегистрированы как национальные компании со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу во многих странах функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков.

Эффективной и перспективной формой привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику служат соглашения о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции устанавливает юридические рамки, содержит условия, разработанные достаточно конкретно и подробно, определяющие права и обязанности инвестора национального или иностранного, а также права и обязанности государства. Суть основных условий сводится к следующему: инвестору предоставляются исключительные права на разведывательные геологические работы на определенном участке недр, указанном в соглашении, а также на соответствующую долю произведенной продукции. При этом компенсация его затрат, равно как и прибыль, выплачиваются в форме части продукции.

Все программы, проекты, планы и сметы в соответствии с которыми ведутся работы по соглашению, утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Все операции и работы по СРП производятся только в соответствии с национальным законодательством, включая национальные стандарты и технические нормы, касающиеся безопасности, защиты минеральных ресурсов, экологии и здравоохранения. Если стороны договариваются о применении каких-либо международных стандартов, они должны быть одобрены национальными органами власти.

Инвестор обязан также принимать меры, предотвращающие вредное влияние на экологию, ликвидировать последствия, если они возникли, и застраховать ответственность по возмещению ущерба, если таковой возникает; ликвидировать все сооружения и установки по завершении работ и осуществить работы по очистке территории.

Соглашение определяет порядок, условия и сроки возврата участков, переданных в пользование инвестору, на которых он завершил поиски и разведку минерального сырья. Геологическая и технико-экономическая информация, полученная инвестором, должна быть представлена на государственную экспертизу.

Организация выполнения работ включает ведение учета и отчетности, осуществляемое по поручению инвестора операторами соглашения, которыми могут быть юридические лица, либо инвестор сам может создать для этих целей филиал или юридическое лицо.

При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные действия.

Стороны соглашения могут предусмотреть создание на паритетных началах управляющего комитета и определить его численный состав, обязанности и порядок работы.

Суть соглашения, его особенности и новизна сосредоточены в механизме расчетов, а именно в разделе произведенной продукции.

Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и в развивающихся странах, важное место занимают свободные экономические зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. [17,c.72]

Свободные экономические зоны – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон.

Резиденты СЭЗ имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности.

В законодательном порядке на территории СЭЗ создается режим наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с национальным режимом на остальной территории страны), что выражается, например: в освобождении произведённых и переработанных на территории СЭЗ товаров от таможенных пошлин, неприменении к ним мер государственной экономической политики; в льготах при налогообложении, включая налог на переводимую за границу прибыль; в беспрепятственном переводе дивидендов и репатриации капитала, а также в освобождении от обязательной продажи поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке страны и др.

Таким образом, инвестиционный климат – это уровень реализации потенциальных возможностей юридических и физических лиц совершать и принимать инвестиции в форме денег, банковских вкладов, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества, имущественных прав, ноу-хау, опыта, интеллектуальных ценностей и т.д. Главными показателями, характеризующими инвестиционный климат являются инвестиционная политика, инвестиционный потенциал и риск инвестирования. Инвестиционный климат является обобщающим показателем развития страны, на который влияют макроэкономические факторы, правовые, социальные и др. Исследование и оценку инвестиционного климата и страновых рисков проводят международные и национальные рейтинговые компа­нии, агентства, крупные банки, а также международные фи­нансовые и экономические организации сприсвое­нием соответствующего рейтинга. К основным способам привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику относятся создание совместных предприятий, соглашения о разделе продукции и свободные экономические зоны.[9,c.247]

Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж. За 2014 год организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 6 млрд. долларов США, что на 5,6% меньше, чем за 2013 год.

Значительные объемы инвестиций организациями республики были направлены субъектам хозяйствования России (37,7% от всех направленных инвестиций), Нидерландов (20,5%), Соединенного Королевства (18,2%), Украины (13,7%).

За 2014 год наибольшие суммы инвестиций были направлены за рубеж организациями г. Минска (73%), Минской области (9%), Могилевской области (6,3%).

 

 

Таблица 2.2 ­ Направление инвестиций за рубеж по видам экономической деятельности (тыс. долларов США)[12]

 

  Направлено за рубеж 2014 г. Справочно направлено за рубеж за 2013 г.
всего в том числе
прямые портфельные Прочие
Республика Беларусь 5 985 003,1 4 188 747,1 786,5 1 795 469,5 6 341 155,5
в том числе:          
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 47 567,0 47 567,0 18 911,2
рыболовство, рыбоводство
Промышленность 1 999 063,4 1 647 941,8 16,1 351 105,5 2 529 271,3
горнодобывающая промышленность 101 726,8 36 309,0 65 417,8 170 983,9
обрабатывающая промышленность 1 897 336,6 1 611 632,8 16,1 285 687,7 2 358 287,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство 31 604,2 4 478,7 27 125,5 35 309,6
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 3 190 605,1 1 873 292,4 1 317 312,7 3 009 891,4
гостиницы и рестораны 158,2
Транспорт 630 687,1 552 006,0 78 681,1 639 502,6
Связь 659,9 659,9 502,5
финансовая деятельность 37 295,8 19 064,1 18 231,7 60 919,5
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 42 343,8 39 220,3 770,4 2 353,1 34 393,8
Образование
здравоохранение и предоставление социальных услуг
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 5 176,8 5 176,8 12 295,4

 

 

На долю прямых инвестиций приходилось 70% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2013 годом объем направленных прямых инвестиций за рубеж уменьшился на 481,9 млн. долларов США (на 10,3%).

Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (98,6% от общего объема прямых инвестиций за рубеж). В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций включена задолженность за товары, работы, услуги, которая за 2014 год составила 4,1 млрд. долларов США, и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 307,1 млн. долларов США (на 6,9%).

Субъектам хозяйствования России организации республики направили 46,9% прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема направленных прямых инвестиций, субъектам хозяйствования Соединенного Королевства – 26%, Украины – 19,5%.

Организации республики направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 1,8 млрд. долларов США, что составило 30% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2013 годом направление за рубеж прочих инвестиций увеличилось на 125,2 млн. долларов США, или на 7,5%.

Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За 2014 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что на 0,7% больше, чем за 2013 год.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (41,6% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (18,6%), Нидерландов (13%), Кипра (6,2%), Австрии (3,5%), Германии (2,5%).

За 2014 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74%). На организации Минской области приходилось 7% валового поступления иностранных инвестиций, Витебской – 6,8%, Гомельской – 5,9%.[12]

 

Таблица 2.1 ­ Валовое поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности (тыс. долларов США)[12]

 

  Поступило за 2014 г. Справочно поступило за 2013 г.
всего в том числе
прямые портфельные Прочие
Республика Беларусь 15 084 376,6 10 168 865,1 10 612,4 4 904 899,1 14 974 286,7
в том числе:          
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 64 714,0 51 487,1 13 226,9 79 230,8
рыболовство, рыбоводство 12,0 12,0 315,6
Промышленность 3 412 846,6 1 235 553,3 2 455,5 2 174 837,8 3 502 456,4
горнодобывающая промышленность 203 779,8 4 948,7 239,0 198 592,1 486 592,9
обрабатывающая промышленность 3 131 720,9 1 223 908,0 2 215,6 1 905 597,3 2 967 160,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 77 345,9 6 696,6 0,9 70 648,4 48 702,7
Строительство 157 463,7 126 113,8 1,1 31 348,8 141 087,6
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 4 402 115,1 3 851 501,6 3 066,4 547 547,1 5 208 192,6
гостиницы и рестораны 160 609,4 56 166,2 104 443,2 219 839,8
Транспорт 4 083 107,9 3 972 160,8 0,8 110 946,3 4 287 569,1
Связь 1 578 221,8 250 362,2 1 327 859,6 547 275,5
финансовая деятельность 243 082,1 123 527,0 126,8 119 428,3 150 925,1
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 935 814,4 468 956,6 4 961,8 461 896,0 795 641,1
Образование 28,4 28,4 236,3
здравоохранение и предоставление социальных услуг 9 100,3 3 791,0 5 309,3 5 091,4
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 37 260,9 29 205,1 8 055,8 36 425,4

 

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 10,2 млрд. долларов США или 67,4% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 914,6 млн. долларов США (на 8,3%).

Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (82,1% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2014 год составила 7,7 млрд. долларов США, и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 517 млн. долларов США (на 6,3%).

От резидентов России поступило 50,3% прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема прямых инвестиций, от резидентов Соединенного Королевства – 23,8%, Кипра – 7%, Германии – 3,6%.

Прочие иностранные инвестиции (не от прямого инвестора) составили 4,9 млрд. долларов США, или 32,5% от всего валового поступления иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом поступление прочих иностранных инвестиций увеличилось на 1 млрд. долларов США (на 26,5%). [12]

Для экономики Республики Беларусь низкий уровень ПИИ свидетельствует об упущенных возможностях по привлечению иностранного капитала и развитию новых производств в пользу стран-конкурентов за инвестиционные ресурсы, т.е. многие мировые бренды различных товарных групп не стали производить в республике, а по-прежнему импортируются.

 

3.2 Участие Беларуси в интеграционных процессах. Россия и Беларусь

Беларусь и Россия являются тесными партнерами в экономической сфере. Россия представляет для Беларуси крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. Россия и Беларусь являются странами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза.

Не смотря на осложнения часто возникающие между странами, Беларусь занимает прочное первое место среди государств СНГ по объему накопленных российских прямых инвестиций.

В мире существуют разные подходы и методы в оценке потоков прямых иностранных инвестиций и даже разные определения в отношении этого понятия. Формы прямых иностранных инвестиций, согласно классификации Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), включают зарубежные вложения, предусматривающие долговременные отношения партнеров с обеих сторон, а также предполагают вовлечение в эти отношения экономических агентов из одной страны (это должно продолжаться постоянно) с контролем за производственно-хозяйственной деятельностью организации, которая расположена в стране, не являющейся местом пребывания иностранного инвестора. Контроль инвестором устанавливается за счет покупки контрольного пакета акций предприятия за рубежом. Согласно мнению Международного валютного фонда (МВФ) этот пакет должен состоять минимум из 30% всех акций предприятия, а по мнению Организации Объединенных Наций (ООН) – не менее чем из 25%. В России и Беларуси, если вложения составляют 10% всех акций, кстати, как и в США, они уже считаются ПИИ.

Для улучшения инвестиционного климата России и Беларуси нужно сохранить стабильность макроэкономического климата, ускорить процесс приватизации, улучшить условия для ведения бизнеса и повысить их предсказуемость, предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией. Принимая во внимание, что главная задача ПИИ состоит в служении долгосрочным целям развития и повышении конкурентоспособности, необходимо обеспечить четкую связь между политикой привлечения иностранных инвестиций и промышленной политикой. Поэтому льготы в отношении ПИИ должны разрабатываться и предоставляться правительством исходя из планов относительно того, какой промышленный пейзаж страна хотела бы иметь в будущем, поскольку для каждой из отраслей существует свой набор специфических факторов, определяющих ее привлекательность для инвесторов. Н пример, согласно опросу организаций о привлекательности инвестирования, проведенному аудиторско-консалтиговой компанией «Ernst&Young», иностранные фирмы, ориентированные на высокотехнологичные отрасли и оказание бизнес-услуг, очень чувствительны к таким факторам, как наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры (очень важно для 61,5% опрошенных компаний) и уровень квалификации рабочей силы (очень важно для 53% из них). Компании, ориентированные на промышленное производство, очень чувствительны к экономической эффективности (издержки на рабочую силу очень важны для 50% опрошенных фирм), налоговой нагрузке, вопросам, связанным с регулированием и относящимся к области права. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно, в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора, а развитие инфраструктуры (физической и промышленной), стимулирование развития кластеров, инвестиции в человеческий капитал могут серьезно способствовать притоку ПИИ в сектора с высокой до- лей добавленной стоимости. Помимо этого, можно дать ряд следующих рекомендаций исходя из имеющегося опыта стран, преуспевших в привлечении ПИИ:

создание специальной службы поддержки инвесторов, уже пришедших в страну (aftercareservices), которая бы помогала им решать проблемы, возникающие в ходе реализации их проектов (налогообложение, регулирование на рынке труда и т. д.), и оказывала помощь в решении спорных вопросов, возникающих в результате взаимодействия с государственными органами, могло бы повысить привлекательность страны для ПИИ;

такие стимулы для инвесторов, как предоставление государством грантов (на найм рабочей силы, НИОКР, обучение и т. д.), могли бы способствовать притоку в страну инвестиций с чистого листа, особенно в регионы (области и отдельные районы Беларуси);

поскольку ПИИ очень чувствительны к налоговой нагрузке, следует рассмотреть возможность снижения налога на прибыль;

принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое государство, следует рассмотреть вообще целесообразность существования шести свободных экономических зон («Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест»). Во-первых, такого рода зоны могут создавать эффекты, подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных для получения льгот, предусмотренных режимом СЭЗ. Во-вторых, политика создания СЭЗ должна быть четко связана с промышленной политикой и ее приоритетами. В-третьих, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ недостаточно для достижения успеха в привлечении в страну ПИИ.

Для серьезного изменения инвестиционного климата в России и Беларуси требуются решительные системные преобразования, которые в большей мере представлены в ряде рекомендаций экспертов Всемирного Банка, из них можно выделить 10 основополагающих (представим в форме: что нужно делать и чего делать не следует):

Нельзя насаждать штрафной или регрессивный режим налогообложения.

Нужно вводить в действие надлежащую законодательную базу.

Нужно внедрять вспомогательные нормы и правила под административным контролем независимого и беспристрастного регулятора.

Нужно создать такую среду деятельности, которая обеспечивает гарантированный и не дискриминационный доступ участников на рынки.

Нельзя вмешиваться в работу рыночных механизмов.

Нельзя проводить дискриминацию среди инвесторов.

Нужно вводить стандарты, принятые международной общественностью.

Нужно соблюдать контрактные обязательства и не допускать использования административных бюрократических уловок для ограничения деятельности инвесторов.

Нужно препятствовать злоупотреблению монопольным положением.

Нужно добиваться устранения всех проявлений коррупции.

 

 

3.2 Пути улучшения инвестиционного климата в сфере …

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Инвестиционный климат страны представляет собой уровень реализации потенциальных возможностей юридических и физических лиц совершать и принимать инвестиции в форме денег, банковских вкладов, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества, имущественных прав, ноу-хау, опыта, интеллектуальных ценностей и т.д. Главными показателями, характеризующими инвестиционный климат являются инвестиционная политика, инвестиционный потенциал и риск инвестирования. Инвестиционный климат является обобщающим показателем развития страны, на который влияют макроэкономические факторы, правовые, социальные и др. Исследование и оценку инвестиционного климата и страновых рисков проводят международные и национальные рейтинговые компа­нии, агентства, крупные банки, а также международные фи­нансовые и экономические организации сприсвое­нием соответствующего рейтинга.

Республика Беларусь обладает рядом преимуществ для иностранных инвесторов: обширный местный рынок, привилегированное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила и приверженность улучшению инвестиционного климата. Правительственные реформы за последние несколько лет значительно снизили законодательное и административное бремя, возлагаемое на бизнес. Тем не менее, объем инвестиций все еще невысок. Поэтому необходимо стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, устранение остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, отсутствие реальной конкуренции во многих секторах и присутствие контроля заработной платы и цен. Необходимо, чтобы недавние и будущие реформы способствовали снижению уровня бюрократии и количества элементов плановой экономики.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.012 с.)