Товарные склады, их назначение, классификация, технология складского товароведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарные склады, их назначение, классификация, технология складского товароведения



 

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

На сегодняшний день в связи с большим разнообразием существует несколько классификаций складов.

Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность. Размеры складов варьируются в широком диапазоне: от небольших помещении (площадью в несколько сотен квадратных метров), до складов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Склады также различаются по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

По степени механизации складских операций склады классифицируются на:

– немеханизированные;

– комплексно-механизированные;

– автоматизированные;

– автоматические.

В соответствии с возможностью доставки и вывоза груза с помощью транспорта различают:

– пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта),

– прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов),

– глубинные (необходимо дополнительно использование автомобильного транспорта).

В зависимости от широты ассортимента хранимой продукции выделяют:

– специализированные склады;

– склады со смешанным или универсальным ассортиментом.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования) или сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель) на условиях лизинга.

Частным называется склад, которым владеет и управляет та же компания, кому принадлежат и хранящиеся в нем товары.

Склад общего пользования - это независимое деловое предприятие, оказывающее разнообразные услуги (хранение, грузопереработка, транспортировка) за определенное вознаграждение, которое может принимать форму фиксированной платы или процента от стоимости хранимых товаров. Обычно склады общего пользования предоставляют всем клиентам достаточно стандартный набор услуг.  

Контрактные склады, которые выделились из класса общественных складов, работают на основе долгосрочного взаимовыгодного соглашения. Согласно этому соглашению клиенту предоставляются уникальные, соответствующие его индивидуальным потребностям, складские и логистические услуги, при этом связанные с операциями риски разделяются между поставщиком услуг и клиентом.

В настоящее время функции складов общего пользования изменились, что обусловлено потребностью быстрого оборота складских запасов и исполнения заказов. С этой целью склады общего пользования могут объединяться в партнерства или ассоциации, предоставляющие клиентам полный набор услуг, включая помимо стандартных функций управление запасами, ведение перевозочной и финансовой документации.

Также получают распространение складские сети, ориентированные на ключевые рынки. Это дает им возможность предлагать производителям полный спектр логистических услуг. В подобной системе все функции по обслуживанию конечных потребителей компаний, являющихся клиентами общественных складов, выполняют работающие там специалисты по логистике. Таким образом, все услуги - транспортировка, обработка заказов, управление запасами, складирование и некоторые административные функции - предоставляются комплексно в рамках интегрированного логистического сервиса.

С технической точки зрения немаловажной проблемой складского хозяйства является технологическое оборудование складов. Оборудование подразделяют на следующие подгруппы:

– для укладки и хранения тарно-штучных товаров;

– для хранения навалочных и насыпных товаров;

– для хранения наливных товаров.

Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и поддоны.

Стеллажи по назначению делят на универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенностей различают сборно-разборные и неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их компоновки.

Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных товаров в таре или на поддонах. Они бывают полочными, клеточными, ящичными, каркасными и гравитационными. Самыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках. В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками. Их используют для хранения мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров – радиодеталей, светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металлической рамы и горизонтальной обрешетки. С помощью перфорации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств механизации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены, и груз перемещается под действием своей силы тяжести.

Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров:

– стоечные стеллажи состоят из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек;

– консольные стеллажи, в которых грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей.

– механические стеллажи-вешала.

На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для обработки грузов подъемно-транспортное оборудование.

Стеллажи-вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках. На стоечных и консольных стеллажах размещают для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл).

Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева.

По конструкции различают поддоны:

– плоские,

– стоечные,

– ящичные.

Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы. Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений.

Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов. Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу – высыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические.

Закрома – отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных грузов. Могут иметь ячейки, образуемые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянные закрома.

Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, бидонах. Для хранения и перевозки наливных грузов могут использоваться специализированные контейнеры. Их применение является экономически выгодным, так как позволяет максимально механизировать и упростить операции, связанные с хранением и перевозками наливных грузов.

Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращает время простоя транспорта. Механизация складских работ повышает производительность труда работников практически в пять раз.

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам:

– функциональному назначению;

– принципу периодичности действия;

– роду перерабатываемого груза;

– видам привода;

– степени механизации труда.

По функциональному признаку подъемно-транспортное оборудование подразделяется на следующие группы:

– грузоподъемные машины и механизмы;

– транспортирующие машины и устройства;

– погрузочно-разгрузочные машины.

К грузоподъемным машинам и механизмам относят краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали.

Краны предназначены для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Их подразделяют на мостовые и консольные, козловые и автомобильные, краны-штабелеры.

Мостовые краны представляют собой грузоподъемные машины, передвигающиеся по рельсам, закрепленным на выступах стен склада или специальных колоннах. Применяются для перемещения тяжеловесных грузов и контейнеров в закрытых складских помещениях, под навесами или на открытых площадках. На складах применяют мостовые краны грузоподъемностью 5-10 т, способные поднимать груз на высоту 8- 16 м.

Консольные краны используются на комплектовочно-сортировочных площадках и рампах складов. Они предназначены для работы с грузами небольшой массы и малых габаритов. Бывают напольные и настенные, могут крепиться к колонне складского помещения. Дуга поворота консоли крана достигает 360°.

Электрические козловые краны грузоподъемностью до 30 т широко применяются при производстве погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках складов и баз. Перемещаются по подкрановым рельсам, уложенным на земле. Обладают высокой производительностью.

Автомобильные краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах. Они представляют собой самоходные погрузочно-разгрузочные механизмы, смонтированные на автомобильных шасси. Их грузоподъемность – от 3 до 45 т. Поднимают груз на высоту более 7 м.

Краны-штабелеры предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах для переработки тарно-штучных грузов. Подразделяются на мостовые и стеллажные. Мостовой кран-штабелер представляет собой механизм, состоящий из кранового моста, вертикальной колонны и грузового захвата. Перемещается по рельсовым путям, смонтированным на строительных конструкциях здания склада.    

Стеллажный кран-штабелер – подъемно-транспортная машина, состоящая из тележки и смонтированной на ней вертикальной рамы, а также передвигающейся по раме подъемной платформы, на которой установлен грузовой захват. Стеллажные краны-штабелеры в зависимости от конструкции могут передвигаться по рельсовым путям, уложенным на полу или на стеллажах.

Краны-штабелеры используют для укладки грузов в штабеля и стеллажи значительной высоты, а также для комплектования ассортимента товаров при их отборке с мест хранения.

Грузовой лифт представляет собой грузоподъемное устройство прерывистого действия для подъема и спуска грузов. Грузоподъемность – от 150 кг до 5 т.

Лебедки используются для вертикального (подъемные лебедки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов. Выпускаются с ручным и электрическим приводами и имеют тяговые усилия от 1 до 10 т.

Электрическая таль – механизм с электроприводом для вертикального и горизонтального перемещения груза, подвешенного на крюк. Горизонтальное перемещение осуществляется вдоль подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма. Выпускается грузоподъемностью 0,5; 1; 5 и 10 т и рассчитана на высоту подъема груза от 4 до 30 м.

К транспортирующим машинам и устройствам относятся конвейеры, гравитационные устройства, грузовые транспортные тележки, электротягачи и др. Конвейеры (транспортеры) – транспортирующие машины непрерывного действия. В зависимости от конструктивных особенностей их грузонесущих органов они бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. Применяются для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов. К гравитационным устройствам относятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Груз при помощи этих устройств перемещается под действием своей силы тяжести.  

Грузовые транспортные тележки используются для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов. Они бывают электрические и ручные. Электротележки применяют для перемещения грузов на расстояние до 1 км. Их грузоподъемность – 500, 750, 1000 и 2000 кг. ручные тележки выпускают на трех-четырех колесах, грузоподъемностью 0,25 – 1 т. Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов.

Тележки-штабелеры с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза позволяют производить многоярусное складирование, укладку в стеллажи и перемещение грузов в производственной таре. Тележки могут иметь подъемную платформу или подъемные вилы.

Электротягачи применяют для горизонтального перемещения прицепных тележек и тары-оборудования на колесах. Общая масса перевозимых грузов составляет до 1500 кг.

Погрузочно-разгрузочные машины – вилочные погрузчики и штабелеры – предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, внутрискладского перемещения и складирования грузов. Вилочные погрузчики делятся на электропогрузчики и автопогрузчики.

Электропогрузчики – машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, приводимые в движение электродвигателем с питанием от аккумуляторных батарей.

Основным рабочим органом являются вилы, служащие для подхвата груза, его подъема, транспортирования и укладки. Выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза – от 2,0 до 5,6 м. Электропогрузчики обладают высокой маневренностью.

Вилочные электропогрузчики используются для производства погрузочно-разгрузочных и транспортных операций на открытых складских площадках, в складских и производственных помещениях. Они широко применяются для погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов, бортовых автомобилей и автоприцепов.

Автопогрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках. Выпускаются грузоподъемностью от 3,2 до 10 т, высота подъема груза – до 8,2 м.

Электроштабелеры также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Их используют, как правило, для работы в стесненных условиях при штабелировании грузов в высокие ярусы стеллажей. Загрузка груза в стеллажи и его выгрузка производится выдвижением грузоподъемника с вилочными захватами. Рама грузоподъемного механизма может наклоняться вперед и назад, что и обеспечивает возможность взятия груза из штабеля и укладку его в штабель. Выпускаются грузоподъемностью 0,8; 1; 1,25; 1,6 и 2т.

При оснащении складов подъемно-транспортным оборудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и габариты подлежащих переработке грузов; объем погрузочно-разгрузочных и складских работ; производительность механизмов; режим работы складов.

В зависимости от конструкции, используемые на складах весы делятся на:

– гирные;

– шкальные;

– шкально-гирные;

– циферблатные;

– полуавтоматические;

– автоматические.

Кроме того, весы подразделяют на следующие разновидности:

– вагонные;

– автомобильные;

– крановые;

– товарные (платформенные);

– настольные (обыкновенные, циферблатные, электронные).

Для оснащения складов чаще всего используют передвижные и стационарные платформенные весы. Их применяют для взвешивания тяжелых и крупногабаритных грузов.

Для взвешивания грузов массой от 50 кг до 3 т применяют товарные весы, представляющие собой передвижные напольные весы. Они бывают со следующими пределами взвешивания:

- шкально-гирные – 500 кг, 1, 2 и 3 т;

- шкальные – 50, 100, 200, 500кг, 1, 2 и Зт;

- циферблатные – 60, 100, 150, 300, 600 кг, 1, 2 и Зт.

Наименьший предел взвешивания на всех товарных весах равен 1/20 наибольшего предела взвешивания.

На шкально-гирных весах массу груза определяют суммированием значений массы накладных гирь и показаний шкалы-. Они являются малопроизводительными. Для определения массы товара необходимо производить подсчет. Вместе с тем они просты по конструкции, надежны и имеют сравнительно невысокую стоимость.

Удобны в эксплуатации шкальные и циферблатные весы.

Весы платформенные стационарные предназначены для взвешивания грузов большой массы. Их механизм монтируется на специальном фундаменте в углублении (приямке). При этом для взвешивания грузов с автомашиной применяют автомобильные весы с наибольшими пределами взвешивания 10, 15, 30, 60, 100 и 150 т.

Для взвешивания грузов вместе с вагонами на складах оптовых баз применяют вагонные весы. Они бывают с пределами взвешивания 7,5-100 т и 10-200 т.

Все более широкое распространение получают электронные весы нового поколения. В настоящее время в России выпускается несколько сот моделей таких весов (от настольных до автомобильных и вагонных). Они долговечны и надежны, могут быть исполнены под любые условии эксплуатации (пыле – и влагозащищенные, морозоустойчивые), имеют высокие метрологические характеристики. Время взвешивания составляет всего 2-3 секунды.

Весы имеют максимум сервисных функций (исключение массы тары во всем диапазоне взвешивания, счетный режим, удержание веса, тестирование возможных неисправностей и др.). Многие модели весов имеют унифицированные узлы и единый терминал, что обеспечивает их высокую ремонтопригодность.

Автомобильные стационарные весы этой фирмы имеют пределы взвешивания 10, 20, 40, 60 и 100т. Они не требуют фундамента и устанавливаются на участок дороги с твердым покрытием, хотя могут быть изготовлены и во врезном исполнении. Для взвешивания в движении автомобилей и автопоездов применяются автомобильные весы поосного взвешивания. Взвешивание на них происходит путем определения нагрузки на каждую из осей автомобиля. Такие весы могут иметь предел взвешивания до 150т. При наезде автомобиля на платформы весов электронный терминал фиксирует нагрузку каждого моста, а по окончании взвешивания на табло терминала индицируется полная масса автомобиля или автопоезда.

Вагонные весы предназначены для потележечного (в движении) и повагонного (в статике) взвешивания железнодорожных вагонов. Эти весы имеют наибольшие пределы взвешивания 60-150 т. Для их установки не требуется фундамент, а монтаж занимает всего 2-3 дня.

На оптовых базах и складах используется различное фасовочное оборудование.

По назначению оно делится на оборудование для фасования и упаковывания бакалейных товаров (автоматические дозаторы, механизированные поточные линии) и оборудование для фасования и упаковывания картофеля, овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки).

Для фасования сахарного песка и крупы в бумажные пакеты порциями по 0,5 и 1 кг применяют автоматические весы. Их производительность – 1500 пакетов в час при массе порции 1 кг. Допускаемая погрешность дозирования ±0,5% номинальной массы. Применяют их в цехах централизованного фасования, где монтируют стационарно на полу. Автоматические весы подлежат поверке и клеймению органами Госстандарта.

Фасование конфет, пряников и других продовольственных товаров производят с помощью установки для фасования в пакеты из полимерной пленки. Массу порции определяют на электронных весах.

В крупных цехах централизованного фасования применяют автоматы для фасования и упаковывания товаров.

Для изготовления двойных бумажных пакетов, фасования и упаковывания в них сахарного песка порциями до 1 кг применяют автоматы производительностью 3600 пакетов в час с допускаемой погрешностью дозирования каждой порции в пределах ±1,5%.

Промышленность производит автоматы для фасования и упаковывания в пакеты из полимерной пленки сахарного песка, круп, поваренной соли и других сыпучих товаров порциями 0,5- 1 кг, производительностью до 2700 пакетов в час при массе порции 1 кг.

Для фасования и упаковывания товаров могут быть использованы механизированные и автоматизированные поточные линии.

В механизированных линиях почти все технологические операции выполняются с помощью машин, управляемых персоналом. В состав таких линий входят автоматические весы и автоматические укладчики фасованных товаров в тару-оборудование. Механизированная линия имеет производительность до 3000 пакетов в час при массе порции 1 кг.

Автоматизированные поточные линии оснащены комплексом машин, автоматически выполняющих все технологические операции. Используют их для фасования и упаковывания сахарного песка и круп.

Специальные машины используют для упаковывания овощей, фруктов, картофеля в рукавную хлопчатобумажную и полимерную сетку. Их производительность достигает 1200 пакетов в час при массе порции не более 3 кг.

Для автоматического упаковывания овощей, фруктов и картофеля в полимерную сетку применяют автоматы производительностью 780-1200 пакетов в час в зависимости от массы порции.

Имеются также механизированные поточные линии для фасования и упаковывания картофеля в полимерную сетку, а также моркови в полиэтиленовые пакеты и др. Их производительность составляет 600 порций в час при массе порции картофеля 3 кг и массе порции моркови 1 кг.

На складах осуществляется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс. Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий поставки товаров, степени механизации складских операций. Технология выполнения складских операций в определенной мере зависит от особенностей устройства складских помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов оборудованием для хранения товаров.

В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы:

– планомерность и ритмичность;

– рациональная организация товарного потока;

– эффективное использование средств труда;

– "механизация и автоматизация складских операций;

– полная сохранность свойств товаров.

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе склада способствует равномерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также позволяет полнее использовать транспортные средства и складские помещения.

Рациональная организация товарного потока предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.

Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения, удобной системой укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.

Одним из условий рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.

Начальную стадию складского технологического процесса составляют операции по поступлению и приемке товаров. Структура и количество этих операций зависят от места приемки и вида груза, а также вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Товары на склады поступают различными видами транспорта. При наличии железнодорожных подъездных путей товары могут поступать в вагонах или контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами. Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству.

Если товары поступили в железнодорожных вагонах, то выполняются следующие основные операции:

– проверка целостности пломб и вскрытие вагона;

– осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т. д.);

– разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки;

– первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам);

– доставка сформированных партий товаров на участок приемки, экспедиционный склад или в зону хранения.

При поступлении товаров в железнодорожных контейнерах операции выполняются по следующей схеме:

– проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

– строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу;

– перемещение контейнера в зону приемки товаров. По следующей схеме будут выполняться операции, если товары доставлены на склад автомобильным, транспортом:

– проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству;

– укладка товаров на поддоны или тележки;

– перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

Штучные, тарно-упаковочные и навалочные грузы транспортируются в вагонах. Длинномерные и крупногабаритные грузы доставляются в полувагонах и на платформах. Для транспортировки жидких грузов используют цистерны. Универсальные контейнеры могут доставляться на склады на железнодорожных платформах или автомобилях.

Если склад имеет подъездные железнодорожные пути, то вагоны, полувагоны, платформы и цистерны адресуются на близлежащую железнодорожную станцию, а затем подаются на ветку базы. Контейнеры поступают или непосредственно на склад, или на контейнерную площадку железнодорожной станции, а затем доставляются на склад автомобильным транспортом.

До прибытия груза на складе должна быть проведена подготовительная работа. В зависимости от вида поступления необходимо определить места разгрузки транспортных средств, проверить наличие количества поддонов, установить, при помощи каких механизмов будет разгружаться и перемещаться поступивший товар, и т. д.

При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере или с нарушенной пломбой необходимо произвести сплошную проверку количества и качества товаров и обязательно составить коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензии транспортным органам или поставщику. Он должен быть составлен на специальных бланках до получения груза от органов транспорта. Если вагон имеет течь или обнаружено, что груз испорчен вследствие неисправности вагона, то дополнительно к коммерческому акту составляется технический акт.

Для выгрузки товаров из вагонов могут быть использованы конвейеры, транспортеры, электропогрузчики или средства малой механизации. При этом непакетированные штучные грузы предварительно формируют в пакеты, используя поддоны, которые после их загрузки перемещают в зону приемки товаров. Разгрузку транспортных средств необходимо осуществлять при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.

При доставке товаров в контейнерах для снятия их с транспортных средств применяют мостовые краны. Контейнеры массой до 5 т при помощи погрузчиков доставляют в экспедицию или зону приемки. Крупнотоннажные контейнеры устанавливают на рампе и разгружают как вагоны.

Пакетированные грузы, доставленные автомобильным транспортом, выгружают с помощью вилочных погрузчиков. Непакетированные штучные грузы должны быть предварительно уложены на поддоны.  

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству, что является действенным средством борьбы против проникновения в торговлю недоброкачественных товаров. Она является важной составной частью складского технологического процесса, предусматривающей проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту и качеству товаров, их расфасовке и упаковке.

Приемка товаров должна осуществляться в соответствии с правилами, содержащимися в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Эти инструкции применяются во всех случаях, за исключением тех, когда государственными стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами не предусмотрен иной порядок приемки товаров по количеству и качеству. При приемке груза от органов транспорта следует руководствоваться нормативными документами, действующими на соответствующем виде транспорта.

Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны. В рамках выполнения данной операции проводится сверка фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов – счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, кипных карт, упаковочных листов.

Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при приемке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов определяют путем взвешивания транспортных средств с содержащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу.

Если на поступившие товары отсутствует счет поставщика, то необходимо составить акт с указанием наименования поставщика и грузоотправителя, места приемки товаров, количества мест, значащихся по транспортным документам, массы товара, станции (пристани, порта) отправления и назначения, номера коммерческого акта и даты его выдачи, состояния упаковки. В акте также следует привести данные о фактически поступивших товарах (их наименование, характеристика, код, потребительские признаки, единицы измерения, количество, масса, цена, стоимость).

Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий.

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В этот же срок осуществляется приемка по массе брутто и количеству мест товаров, поступивших в исправной таре. Окончательная приемка товара (по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции – не позднее 24 ч с момента получения продукции от поставщика.

Для районов Крайнего Севера и других районов досрочного завоза сроки приемки товаров по количеству удлинены до 60 дней для непродовольственных товаров, 40 дней – для нескоропортящихся продовольственных товаров и 48ч для скоропортящихся товаров.

Приемку товаров по количеству осуществляют, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры или массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке). Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями или договорами.

Лица, производившие приемку, должны принять меры к обеспечению сохранности поступившего товара. Если выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, которая указана в транспортном или сопроводительном документе, на трафарете, то покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.

Для продолжения работы по приемке товара и составления двустороннего акта необходимо вызвать представителя одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором или другими обязательными документами, представителя иногороднего отправителя (изготовителя). Представитель одногороднего поставщика должен явиться для участия в приемке товаров не позднее чем на следующий день после получения вызова (по скоропортящейся продукции – не позднее 4 ч после получения вызова); представитель иногороднего поставщика – в течение трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда.

В случае неявки представителя поставщика или если его вызов не обязателен, приемка товара производится с участием представителя другого предприятия, выделенного руководителем этого предприятия, или представителя общественности предприятия-получателя, который назначается руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

С согласия отправителя (изготовителя) приемка товаров может быть произведена односторонне предприятием-получателем.

Представитель, выделенный для участия в приемке товаров, должен иметь удостоверение, которое выдается на каждую приемку в отдельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.088 с.)