Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Международная торговля товарами, услугами и кооперационное сотрудничество.

Современные формы и методы международной торговли. Международные посреднические операции. Экономическая целесообразность использования посредников. Виды международных посредников. Структура и содержание посреднических соглашений. Особенности международной торговли результатами интеллектуальной собственности. Виды нематериальных активов: авторские права; патенты на изобретения, промышленные образцы, полезные модели; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования; ноу-хау. Виды лицензий: простые(неисключительные) и исключительные; патентные и беспатентные; полные, сопутствующие, перекрестные; открытые и принудительные. Мотивы, преимущества и недостатки лицензирования. Методика расчета лицензионных платежей и международная регистрация патентов и товарных знаков. Основные виды коллективных контрактов: контрактные совместные предприятия; концессионные соглашения.

Тема 9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса.

Основные теории прямых иностранных инвестиций и их практическое применение. Логика принятия решения о прямом иностранном инвестировании. Мотивы, обусловливающие прямое инвестирование как способ интернационализации бизнеса. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования. Особенности регулирования иностранных инвестиций и порядок создания предприятия в различных странах. Выбор формы и страны регистрации зарубежной фирмы. Региональные формы привлечения иностранных инвестиций. Оффшорная зона. Признаки и механизмы функционирования оффшорной компании.

 

Практические (семинарские) занятия

Учебным планом специальности 080507 предусмотрено проведение семинарских занятий по дисциплине «Международный бизнес».

Цель проведения семинарских занятий – освоение лекционного материала и выработка определенных умений, связанных с формированием организационного мышления, навыков решения управленческих задач с наименьшими затратами и с наибольшим эффектом, управления международной деятельностью фирмы.

Режим проведения семинарских занятий – один раз в две недели по два часа.

Общая продолжительность семинарских занятий и их распределение по отдельным темам согласно тематике лекционного курса представлены в таблице 3.

Конкретное содержание семинарских занятий представлено в таблице 4.

Таблица 4 – Содержание практических (семинарских) занятий по дисциплине «Международный бизнес»

Содержание занятий Объем в часах Тема №*
О З  
Тема 1. Цели, виды и внешняя среда международного бизнеса. 1. Предмет, методы и основные задачи учебного курса «Международный бизнес». 2. Мотивация в предпринимательской деятельности. 3.Поиск и освоение новых рынков. 4.Правовые и налоговые условия на международных рынках. 5.Виды международных операций      
Тема 2. Общая характеристика международного предпринимательства. 1.Уровни интернационализации субъекта предпринимательства. 2.Организационные формы международного предпринимательства. 3.Особенности совместной предпринимательской деятельности. 4.Усиление международной конкуренции как фактор, воздействующий на развитие среды международного бизнеса. 5.Риск и интернационализация предпринимательства.      
Тема 3. Особенности международной конкуренции. 1.Цепочка ценности фирмы и ее конкурентоспособность. 2.Отраслевая конкуренция: типы отраслей и формы международной конкуренции. 3.Глобальная стратегия как средство достижения конкурентного преимущества на внешних рынках. 4.Правительственная политика и конкурентное преимущество: протекционизм и либеральная политика.      
Тема 4. Выбор стран и рынков для ведения бизнеса. 1.Инструменты, используемые для странового сравнения: индекс БЕРИ, матрицы «возможность-риск», «привлекательность страны-конкурентоспособность фирмы». 2.Факторы привлекательности зарубежного рынка: рыночный потенциал, экономические, технологические, конкурентные факторы. 3.Изучение емкости иностранного рынка. 4.Мотивации и покупательские предпочтения на зарубежных рынках. 5.Прогнозирование состояния рынка.      
Тема 5. Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов. 1.Основные источники информации о рынке и способы оценки потенциальных партнеров в принимающей стране. 2.Оценка конкурентоспособности и финансового положения предпотенциального партнера. 3.Прогнозирование действий иностранных конкурентов. 4.Составление фирменного досье фирмы конкурента или партнера.      
Тема 6.Международные контракты, таможенные процедуры, базисные условия поставок, расчеты и гарантии. 1.Контракты в международной деятельности фирм: контракт купли-продажи, подряда, лизинга, аренды. 2.Структура и содержание международных контрактов. 3. Таможенный режим РФ. 4.Цены в международной торговле. 5. Способы платежа в международной торговле: аккредитив, авансовый, после получения, открытый счет, инкассо. 6. Поручительства и гарантии как средство обеспечения выполнения гарантий в международной торговле.      
Тема 7. Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса. 1.Функционирование международной валютной системы: установление валютного курса; валютные рынки; организации, регулирующие валютную деятельность стран. 2. Инструменты валютного рынка: фьючерсные, опционные, своп контракты. 3. Риски на валютных рынках и способы его минимизации. 4. Теории паритета международного финансового рынка: теория паритета покупательной способности валюты, теория паритета процентных ставок. 5. Источники финансирования международной деятельности организаций: кредитная линия, овердрафт. 6.Финансирование международной фирмы посредством покупки акций, облигаций, долгосрочного банковского кредита.      
Тема 8. Международная торговля товарами, услугами и кооперационное сотрудничество. 1. Современные формы и методы международной торговли. 2. Использование посредников в международной деятельности, или использование прямого канала распределения. 3.Торговля результатами интеллектуальной собственности: патенты на изобретения, товарные знаки, опытные образцы, ноу-хау. 4. Лицензии в международной деятельности: виды, методика расчета лицензионных платежей. 5. Регистрация патентов и товарных знаков.      
Тема 9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса. 1. Принятие решения о прямом иностранном инвестировании. 2. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования. 3. Специфика регулирования иностранных инвестиций в различных странах и порядок создания предприятия. Выбор формы и страны регистрации иностранной фирмы. 4. Свободные экономические зоны. 5. Оффшорные зоны как разновидность свободных экономических зон. 6. Оффшорные схемы как групповая форма ведения бизнеса.      
ИТОГО      
*) Нумерация соответствует тематике лекций (подраздел 2.2)

В процессе проведения семинарских занятий применяются следующие технологии обучения: классический опрос, доклады, рефераты, тесты, задачи, дискуссии, деловые игры, практические ситуации.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1 Характеристика самостоятельной работы студентов

3.1.1 Общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом специальности 080507 и направлению 080500 по дисциплине «Международный бизнес» для очной и заочной форм обучения, а также распределение учебного времени по отдельным темам представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Методы изучения и формы контроля тем по курсу «Международный бизнес» (очное – 79 часов; заочное – 100 часов).

п/п Наименование Методы изучения и формы контроля Объем часов Источники
О З  
1. Цели, виды и внешняя среда международного бизнеса. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (1, с. 10-28;41-86), (2, с. 18-29), (4, с. 181-201), (12, с. 102-182), (11, с. 13-28; 102-109), (10, с. 15-70), (9, с. 18-87), (13, с. 5-35; 362-386), (7, с. 105-154; 229-343), (6), (5, с. 5-58), (16, с. 25-52).
2. Общая характеристика международного предпринимательства. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (1, с. 174-195; 234-300), (2, с. 7-32), (8)
3. Особенности международной конкуренции. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (3, с. 105- 315-340; 341-380), (7, с. 31-84; 205-278; 314-353), (4, с. 189-200),
4. Выбор стран и рынков для ведения бизнеса. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (1, с. 325-389), (4, с. 37-55), (6, с. 67-109), (8, с. 135-186; 256-298), (9), (10), (11), (13)
5. Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (6, с. 87-92), (26, с. 52-63), (2, с. 91-104), (3, с. 646-651), (9, с. 289-301), (4, с. 55-69)
6. Международные контракты, таможенные процедуры, базисные условия поставок, расчеты и гарантии. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (6 с. 135-190; 231-238), (2, с. 121-133; 136-140), (13, с. 271-297)
7. Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (1, с. 312-339; 358-378; 393-445; 459-467), (8, с. 256-270; 290-318), (3, с. 341-350),, (9, с. 162-175; 289-315), (21, с. 90-178)
8. Международная торговля товарами, услугами и кооперационное сотрудничество. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (6, с. 242-342), (2, с. 113-118; 140-147; 171-186; 198-205), (12, с. 343-375; 396-477)
9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса. Самостоятельное обучение, систематизация и анализ источников. Устный опрос, коллоквиум.     (2, с. 206-270), (9), (20)

 

СРС включает следующие виды работ:

Выполнение тестов, практических заданий и задач;

Написание докладов, рефератов;

Написание контрольной работы;

Самостоятельное изучение учебной литературы по темам дисциплины и написание ответов на контрольные вопросы.

По результатам осуществления СРС применяются следующие виды контроля:

Проверка контрольных работ;

Заслушивание докладов, рефератов на практических занятиях;

Индивидуальные консультации;

Проведение тестовых работ;

Выполнение итоговой самостоятельной работы

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

К теме 1.

1. Что является предметом изучения курса «Международный бизнес», каково значение изучения данной дисциплины?

2. Назовите основные виды внешнеэкономических операций.

3. Поиск новых рынков сбыта.

4. В чем заключается специфика при торговле сырьевыми ресурсами на международном рынке?

5. Какие основные факторы учитывает фирма при размещении производства за рубежом?

6. В чем заключается специфика при торговле промышленным оборудованием на международном рынке?

7. Приведите пример экспорта и импорта услуг. Какие особенности Вы можете отметить?

8. В чем заключается международный инжиниринг? Охарактеризуйте компанию, занимающуюся международным инжинирингом.

9. Аренда в международной деятельности: лизинг, рендинг, хайринг.

10. Портфельное инвестирование международной фирмы.

11. Среда международной фирмы: географическая, политико-правовая, социальная, экономическая.

12. Страховые операции на международном рынке.

13. Перечислите основные понятия этой темы и дайте их определение.

 

К теме 2.

1. Экономическая природа предпринимательства.

2. Эволюция представлений о том, что такое «предпринимательство».

3. Назовите основные стратегии предпринимателей на международном рынке.

4. Основные направления международного предпринимательства. Их характеристика на основе системного подхода.

5. Процесс принятия предпринимательского решения в международной сфере: личностные качества предпринимателя.

6. Окружение предпринимателя, которое влияет на стратегию, действия и осуществляемые им операции: конкуренты, кредиторы, государственная власть.

7. Факторы, определяющие экономическое поведение предприятия на международном рынке.

8. Какие модели международного предпринимательства Вы знаете?

9. Назовите основные причины интернационализации бизнеса.

10. Приведите примеры интернационализации бизнеса.

11. Организационно-правовые формы субъектов международного предпринимательства.

12. Совместное предпринимательство, причины и особенности.

13. Развернуто охарактеризуйте совместное предприятие в России.

14. Охарактеризуйте совместное предприятие за рубежом.

15. Используя ИНТЕРНЕТ опишите существующие источники информации о крупных совместных предприятиях.

16. Многосторонние международные соглашения.

17. Чем продиктовано усиление международной конкуренции?

 

К теме 3.

1. Отрасль как группа конкурентов.

2. Цепочка ценности фирмы и ее конкурентоспособность.

3. Теория жизненного цикла продукта и конкурентоспособность предприятия на международном рынке.

4. Перечислите основные конкурентные стратегии фирмы.

5. Назовите формы международной конкуренции.

6. Приведите несколько примеров отраслевой конкуренции на международном рынке.

7. Что такое глобальная отрасль?

8. В чем заключается глобальная стратегия фирмы?

9. Приведите пример глобальной конкурентной стратегии крупного российского производственного предприятия на международном рынке..

10. Приведите пример конкурентной стратегии инновационного предприятия.

11. Глобальная стратегия как средство достижения конкурентного преимущества.

12. Политика правительства и национальное конкурентное преимущество.

13. Товарный знак и конкуренция на международном рынке.

14. Местоположение предприятия и глобальная конкуренция.

 

К теме 4.

1. Общехозяйственная и рыночная конъюнктура страны.

2. Показатели оценки общехозяйственной и рыночной конъюнктуры.

3. Какие Вы знаете способы сравнения стран?

4. Используя матрицу «возможности-риск» проводите проведите сравнительный анализ двух стран.

5. Используя матрицу «привлекательность страны-конкурентоспособность компании» проведите сравнительный анализ двух стран.

6. Назовите основные факторы привлекательности зарубежных рынков.

7. Перечислите основные методы определения емкости зарубежных рынков.

8. Перечислите основные методы определения спроса на международном рынке.

9. Приведите пример определения скрытого спроса на мировом рынке какой-либо крупной ТНК.

10. Изучение покупательских предпочтений зарубежного рынка.

11. Изучение конкуренции на зарубежном рынке.

12. Составление обзора рынка.

13. Прогнозирование развития рынка.

 

К теме 5

1. Основные критерии выбора иностранного партнера.

2. Источники информации об иностранном партнере или конкуренте.

3. Российские информационные источники.

4. Оценка надежности иностранного партнера.

5. Составление «фирменного досье».

6. Изучение конкурентоспособности потенциального партнера.

7. Оценка финансовой устойчивости предполагаемого иностранного партнера.

8. Прогнозирование поведения международных конкурентов.

9. Приведите пример конкурентной борьбы крупных предприятий на мировом рынке.

 

К теме 6

1. Основные виды международных контрактов.

2. В чем заключается отличие бартерной сделки от компенсационной?

3. Назовите особенности подрядных договоров в международной практике.

4. Договор международной аренды и лизинга.

5. Перспективы развития лизинга в международном бизнесе.

6. Назовите основные таможенные режимы.

7. Виды таможенных пошлин.

8. Таможенная оценка продукции и оформление продукции.

9. Условия поставок, принятые в международной практике.

10. Способы платежа, применяемые в международной практике.

11. Что такое аккредитив? Приведите пример его использования.

12. Охарактеризуйте работу банковской платежной системы SWIFT.

13. Инструменты обеспечения гарантий в международной торговле: гарантии и поручительства.

14. В чем заключается отличие гарантии от поручительства?

15. Банковское поручительство в международном бизнесе.

16. Приведите пример правительственного поручительства в международной практике. В каких случаях применяются правительственные поручительства?

17. Платежные и договорные гарантии.

 

К теме 7.

1. Функционирование валютной системы.

2. Назовите способы установления валютных курсов.

3. Международные организации, регулирующие валютную деятельность стран.

4. Назовите основные инструменты валютного рынка.

5. Фьючерсные, форвардные валютные контракты, опционы.

6. Хеджирование валютных рисков.

7. Что такое транзакционные риски? Приведите примеры.

8. Условия и теории паритетов на международных рынках.

9. В чем заключается теория паритета покупательской способности валюты?

10. Охарактеризуйте теорию паритета процентных ставок.

11. Источники финансирования международных фирм.

12. Приведите пример использования банковской «кредитной линии» международными фирмами.

13. Приведите пример использования нетрадиционных методов финансирования внешнеэкономической деятельности.

14. Долгосрочное финансирование международных фирм посредством покупки акций, облигаций.

15. Долгосрочное банковское кредитование в международной практике.

 

К теме 8

1. Формы международного сотрудничества в финансовой сфере.

2. Партнёрство предпринимателей в форме факторинга и коммерческого трансферта.

3. Международные посреднические операции.

4. Использование посредников в международной деятельности организации.

5. Основные типы и содержание контракта с посредниками.

6. Международная торговля интеллектуальной собственностью.

7. Нематериальные активы в деятельности ТНК.

8. Продажа лицензий в международной практике. Преимущества и недостатки.

9. Расчет лицензионных платежей.

10. Концессионные соглашения в международном предпринимательстве.

11. Совместные предприятия.

 

К теме 9

1. Прямые иностранные инвестиции.

2. Спекулятивный капитал.

3. Процесс принятия решения о прямом иностранном инвестировании.

4. Прямое иностранное инвестирование как способ интернационализации бизнеса.

5. Порядок создания совместных предприятий в различных странах.

6. Налогообложение совместных предприятий в различных странах.

7. Принятие решения о выборе организационно-правовой формы предприятия.

8. Свободные экономические зоны

9. Принятие решения о выборе страны регистрации фирмы.

10. Страховые офшорные зоны.

11. Банковские офшорные зоны.

12. Офшорные операции.

 

Темы контрольных работ для заочников

по курсу «Международный бизнес»

1. Организационно-правовые формы предприятий в мировой практике. Сходства и отличия от российских предприятий.

2. Финансирование деятельности транснациональных корпораций.

3. Схемы финансирования средних и малых предприятий в международной сфере.

4. Сходства и различия в финансовом учете российских и иностранных компаний.

5. Налоговое законодательство принимающей страны.

6. Международные политические риски.

7. Системный подход к анализу направлений международной коммерческой деятельности в целом. Алгоритм принятия предпринимательского решения.

8. Предпринимательский доход, уровень предпринимательской свободы, дефицитная и рыночная экономика, предпринимательская идея в международной сфере.

9. Личностные качества предпринимателя, работающего в международной сфере.

10. Деловая этика в международном бизнесе.

11. Экспортные и импортные операции в деятельности международных фирм.

12. Влияние внешнего окружения на экономическое поведение международной фирмы.

13. Практика и деятельность фирм на мировом рынке Корпорации в форме акционерных обществ. Объединения предпринимателей в форме картеля, консорциума, концерна, треста.

14. Основные направления деятельности иностранного предпринимателя и российское законодательство.

15. Основные типы и формы международной деятельности. Международный бизнес как форма инициативной деятельности.

16. Инновационная международная предпринимательская деятельность. Предпринимательство с частичной и полной инновацией. Основная и вспомогательная деятельность

17. Международные технопарки и бизнес-инкубаторы.

18. Интернационализация бизнеса. Причины и последствия.

19. Глобальные стратегии международных фирм.

20. Емкость международных рынков. Способы определения.

21. Определение спроса в международной практике.

22. Маркетинговое исследование зарубежных рынков.

23. Международный бизнес, посреднические сделки в международной практике.

24. Посреднические агенты производителей, полномочные агенты по сбыту и агенты по закупкам.

25. Практика использования действующего международного права в отношении предпринимателей разных стран.

26. Международные арбитражные организации.

27. Характеристика информационных услуг на мировом рынке, их виды.

28. Международные и российские информационные системы.

29. Форма и содержание бизнес – плана (или технико-экономическое обоснование) в международной практике.

30. Основные показатели экономической эффективности международной предпринимательской деятельности.

31. Эффективность создания и деятельности предприятия с участием иностранного капитала, особенности в ее оценках со стороны инвестора и принимающего партнера.

32. Международный лизинг как эффективное направление международного предпринимательства. Лизинговый контракт.

33. Точки зрения российских и зарубежных предпринимателей о путях повышения эффективности взаимных отношений.

34. Оценка конкурентоспособности международных конкурентов.

35. Основные способы освоения иностранных рынков.

36. Бартерные и компенсационные сделки в международной практике.

37. Валютные риски, страхование валютных рисков.

38. Продажа лицензий в международном бизнесе.

39. Нематериальные активы в деятельности международных фирм.

40. Прямое иностранное инвестирование.

41. Свободные экономические зоны в России и за рубежом.

42. Офшорные компании и моровая практика планирования налогов.

43. Банковские офшорные центры и их особенности.

 

Темы рефератов

1. Основные типы и формы международной деятельности. Международный бизнес как форма инициативной деятельности.

2. Традиционная инновационная международная предпринимательская деятельность. Предпринимательство с частичной и полной инновацией. Основная и вспомогательная деятельность.

3. Международный бизнес, посреднические сделки в международной практике.

4. Посреднические агенты производителей, полномочные агенты по сбыту и агенты по закупкам.

5. Комиссионер, брокер, дилер, торговый маклер, консигнант, торговый представитель, коммивояжер, посыл торговец, аукционист, банкир, биржевик (биржевой маклер) - их функции и основные условия деятельности.

6. Практика использования действующего международного права в отношении предпринимателей разных стран.

7. Российское законодательство в области международной деятельности.

8. Характеристика информационных услуг на мировом рынке, их виды.

9. Совершенствование системы регламентирования иностранных капиталовложений.

10. Основные показатели экономической эффективности международной предпринимательской деятельности.

11. Эффективность создания и деятельности СП с участием иностранного капитала, особенности в ее оценках со стороны инвестора и принимающего партнера.

12. Методика расчета эффективности международных инвестиционных проектов.

13. Международный лизинг как эффективное направление международного предпринимательства. Лизинговый контракт.

14. Основные типы и формы международной коммерческой деятельности, их характеристика.

15. Российские предприятия, оперирующие на мировом рынке.

16. Российские предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

17. Международное сотрудничество в сфере производства.

18. Международное сотрудничество в сфере товарообмена.

19. Международное сотрудничество в финансовой сфере.

20. Основные показатели эффективности использования иностранного капитала в национальной экономике принимающей страны.

21. Показатели эффективности капиталовложений с позиции инвесторов в экономику страны- партнера.

22. Оффшорный бизнес и налоговые гавани.

23. Мировые офшорные центры.

24. Оффшорная зона Кипр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.011 с.)