Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения затрат рабочего времени.

Поиск

Фотография рабочего дня заключается в наблюдениях и за­мерах всех без исключения затрат времени в течение смены, ра­бочего дня или его части.

Основное назначение фотографии — выявление всех потерь рабочего времени и причин их порождающих с целью устранения потерь, связанных с субъективными причинами. Данные измере­ний заносятся в наблюдательный лист или карту (форма 1).


Последовательность выполнения фотографии приведена на рис. 7.3.

Измерение затрат времени при фотографии производится с помощью обыкновенных часов с секундной стрелкой. Точность наблюдения — не более одной минуты.

Результаты измерений суммируются, группируются и зано­сятся в специальную карту (форма 2).


Форма 2 Карта обработки индивидуальной фотографии рабочего времени

 

 

 

Элементы затрат ра­бочего времени Результаты наблюде­ний Нормирован­ная продол­жительность затрат, мин Лишние затраты
суммарная продолжи­тельность затрат, мин удельный вес в общем вре­мени наблю­дения, % ми­нут процент ко времени наблюде­ния
Время на подготови­тельно-заключитель­ные операции          
Оперативное время          
Время обслуживания рабочего места          
Время на отдых и лич­ные надобности          
Время непроизводи­тельной работы          
Время перерывов, вызванных нарушени­ем нормального хода торгового процесса          
Время перерывов, вызванных наруше­нием трудовой дис­циплины          
Всего          

Анализ полученных результатов позволяет выявить суммар­ные потери рабочего времени, причины их порождающие и на­метить конкретные мероприятия по их предупреждению, сни­жению или устранению.

В торговле могут применяться следующие виды фотографии:

индивидуальная фотография, т.е. наблюдение за работой од­ного рабочего;

групповая (бригадная) — самый распространенный вид фо­тографии, который состоит в наблюдении за работой группы ра­ботников (бригады, секции, небольшого магазина);

самофотография, осуществляемая самим работников.

Общим для всех видов фотографии является последователь­ная запись в наблюдательном листе всех действий работников за определенный промежуток времени.

При методе моментных наблюдений фиксируется не теку­щее время выполнения операции или перерыва в работе, а сам


факт выполнения какой-либо работы (или перерыва) в тот или иной момент времени. После наблюдения подсчитывают число моментов (фактов) по каждому из видов затрат рабочего време­ни, что позволяет судить о структуре использования рабочего времени работника.

Хронометраж — это метод изучения затрат рабочего време­ни на циклически повторяющиеся элементы работы. При этом методе исследуемую трудовую операцию расчленяют на отдель­ные элементы, замеряют секундомером с точностью до 1 с затра­ты времени на выполнение каждого элемента в порядке после­довательности, анализируют полученные результаты и устанав­ливают нормальную продолжительность элемента и операции в целом. Применяется хронометраж при изучении технических приемов работы с целью выявления и распространения передо­вого опыта, при нормировании труда и выявлении потерь рабо­чего времени.

Последовательность выполнения хронометража приведена на рис. 7.4.


Как и при фотографии, результаты наблюдений при хрономет­раже заносятся в лист хронометражных наблюдений (форма 3).

Отдельные значения продолжительности выполнения эле­ментов операции, обозначенные в порядке наблюдения, образу­ют хроноряд.

По окончании наблюдения хроноряд подвергается оценке (выбрасываются случайные измерения) с целью определения его устойчивости. Хроноряд будет тем устойчивее, чем меньше в нем колебаний между максимальной и минимальной продолжи­тельностью элемента операции.

Коэффициент устойчивости хроноряда определяется как от­ношение максимальной продолжительности к минимальной и сравнивается с нормальным (при ручных операциях нормаль­ный коэффициент не более 2).

Полученные хронометражным путем данные обрабатывают с целью получения нормальной продолжительности каждого эле­мента операции.


За нормальную продолжительность элемента данной опера­ции принимается среднеарифметическое значение продолжи­тельности устойчивого хроноряда, которое определяется как от­ношение суммы всех значений продолжительности устойчивого хроноряда к числу замеров.

Полученные результаты наблюдений и измерений рабочего времени отдельных работников подвергаются тщательному ана­лизу, выявлению лишних и случайных движений и отбору наи­более рациональных приемов труда.

При анализе приемов и методов труда особое внимание уде­ляется выявлению необоснованных простоев, ненужных пауз в работе и т.д.

Материалы анализа служат основанием для проектирования трудовых приемов и методов труда — разработки нормативных документов (например, инструктивных карт организации тру-да) и распространения передового опыта путем семинаров, вые-тавок, конференций, школ передового опыта, системы повыше­ния квалификации и т.п.

7.7. Условия труда и режим работы магазина

Условия труда — это совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.

Создание благоприятных условий труда в магазине способ­ствует получению как экономического, так и социального эф­фекта.

Экономический эффект заключается в уменьшении потерь рабочего времени, повышении производительности труда, сни­жении издержек обращения и повышении рентабельности рабо-ты магазина.

Социальный эффект — это снижение текучести кадров, за­болеваемости, улучшение настроения и работоспособности.

Условия труда в магазине определяются рядом факторов.

К санитарно-гигиеническим факторам относятся микрокли­мат, состояние воздушной среды, освещения, санитарно-быто-вых помещений и шума.

СНиП предусматривают конкретные расчетные показатели по этим факторам в торговом зале, подсобных и административ­ных помещениях. Например, температура в торговом зале мага­зина должна быть не ниже +17— +22 °С, относительная влаж­ность воздуха 55—75 %, наименьшая освещенность 300—400 лк



 


при люминесцентных лампах и 100—200 лк при лампах накали­вания, нормальный уровень шума до 55 дБ и т.д.

Эстетические факторы непосредственно влияют как на ра­ботника торговли, так и на покупателей (оформление магазина, его интерьер, спецодежда, функциональная музыка и т.п.).

К социально-психологическим факторам относится климат в коллективе магазина (взаимоотношения между сотрудника­ми и покупателями, интенсивность труда, продвижение по службе и т.д.).

К психофизиологическим факторам относятся нервно-пси­хическое напряжение, нагрузки на опорно-двигательный аппа­рат, темп и ритм работы, режим труда и отдыха.

Степень влияния всех факторов трудового процесса на чело­века называется тяжестью физического труда.

Напряженность труда — это степень влияния умственного труда на человека.

У торговых работников имеет место и тяжесть, и напряжен­ность труда, что приводит к утомлению: физическому, умствен­ному и эмоциональному.

В связи с этим большое значение имеет правильное научно обоснованное установление режима труда и отдыха работников, под которым понимается порядок чередования работы и отдыха работников.

Режим работы торгового предприятия должен отвечать ряду требований:

соответствовать интенсивности покупательского потока;

обеспечивать эффективное использование рабочего времени;

обеспечивать максимальное улучшение режима труда и от­дыха с учетом запросов работников.

При определении режима работы магазина учитывается:

контингент обслуживаемых покупателей;

режим работы близлежащих торговых и иных предприятий и учреждений;

обеспеченность данного района торговой сетью;

коэффициент использования рабочего времени работников магазина и др.

Во внешнем режиме работы магазина должно быть опреде­лено:

время начала и окончания работы;

продолжительность рабочего дня и обеденного перерыва;

выходные и санитарные дни.

Время работы магазина и выходные дни согласовываются с местными органами власти и указываются в лицензии на право деятельности.


Режим работы магазина может быть:

односменный;

полуторасменный;

двухсменный;

круглосуточный.

Внутренний режим работы магазина или режим работы пер­сонала определяется правилами внутреннего трудового распо­рядка и общим режимом работы магазина. В зависимости от этого в магазинах могут применяться различные графики рабо­ты персонала.

Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годо­вого фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения. В них указывается:

время начала и окончания работы;

время перерыва на обед и отдых;

выходные дни.

При 7-часовом рабочем дне устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

При 8-часовом — пятидневная неделя с двумя выходными.

Общая продолжительность рабочей недели — 40 часов.

В торговле могут использоваться различные графики работы персонала:

график одновременного выхода всех работников с одним или двумя выходными днями;

график суммированного рабочего времени применяется в тех случаях, когда невозможно установить рабочий день нормаль­ной продолжительности, при этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин с предоставлением отды­ха на следующий день;

ленточный (скользящий) график может устанавливаться в 1,5—2- сменных и круглосуточных магазинах с неравномерным покупательским потоком, в этом случае предусматривается вы­ход на работу группами в разные часы работы.

Общая оценка условий и режимов труда в магазине может быть дана путем составления специальной карты состояния ус­ловий труда в магазине (табл. 7.2).


Табл. 7.2. Карта состояния условий труда в магазине

на " " 200_ г.

 

Показатель По действу­ющим нор­мам Фактически Проектиру­ется
       
I. Режим труда и отдыха Продолжительность рабочей недели Продолжительность рабочей смены Перерывы на обед Перерывы на отдых, мин Вид отдыха: активный пассивный Производственная гимнастика: регулярность (число в смену) продолжительность, мин время суток      
П. Санитарно-гигиенические условия Температура в торговом зале, °С Влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с Запыленность воздуха, мг/м3 Уровень шума, дБ Освещение на уровне 0,8 м от пола, лк: естественное искусственное      
III. Эстетические условия Общее оформление торговых помеще­ний: торгового зала подсобных и бытовых помещений Окраска в торговом зале: потолка пола стен колонн торгового оборудования подъемников, лифтов транспортных средств Наличие художественного оформле­ния рекламных витрин и стендов      

Окончание табл. 7.2

 

       
IV. Бытовые условия Чистота в торговых помещениях Обеспеченность питьевой водой Обеспеченность водой для умывания и умывальниками Обеспеченность душевыми Обеспеченность гардеробными Наличие комнаты отдыха и приема пищи Наличие санузлов Наличие буфета или столовой Наличие и состояние спецодежды и спецобуви Наличие настилов на каменном полу Наличие откидных или складных стульев на рабочих местах для крат­ковременного отдыха работников Общие выводы и предложения      

Сравнивая фактические и нормативные показатели можно спроектировать мероприятия по улучшению условий труда в магазине.

7.8. Организация материальной ответственности

в магазине

Одним из важных условий эффективной организации труда в магазине является рациональная организация материальной ответственности — правильный выбор ее форм, определение численности и состава бригад материально ответственных лиц, организация контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Согласно трудовому кодексу Республики Беларусь за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязан­ностей, работники, виновные в причинении ущерба, несут мате­риальную ответственность в размере прямого фактического ущерба, но не более своего среднемесячного заработка — это так называемая ограниченная материальная ответственность.

Полную материальную ответственность несут работники в случаях:


когда ущерб нанесен преступным путем, установленным су­дом;

когда по законодательству на работника возложена полная материальная ответственность;

когда заключен договор с работником о полной материаль­ной ответственности;

когда ущерб причинен не при исполнении служебных обя­занностей;

когда ущерб причинен работниками, находившимися в нет­резвом состоянии.

В розничной торговле применяются две формы материаль­ной ответственности:

индивидуальная;

коллективная.

Индивидуальная материальная ответственность — это такая форма организации ответственности, когда за ценности отвечает один работник.

При приеме на работу материально ответственных лиц од­новременно с трудовым договором заключается договор о пол­ной материальной ответственности.

В розничной торговле такой договор может быть заключен с:

заведующими магазинами и их заместителями;

заведующими отделами (секциями) и их заместителями;

старшими товароведами и товароведами, непосредственно обслуживающими материальные ценности;

кассирами-контролерами, контролерами, кассирами и дру­гими работниками, выполняющими их обязанности;

другими лицами, связанными с приемом, хранением, отпус­ком, продажей товаров и денежных средств.

Индивидуальная материальная ответственность возможна при наличии определенных условий:

товарно-материальные ценности вручаются лично работни­ку под отчет (работники мелкой розницы, кассиры, экспедито­ры и т.п.);

работнику предоставляется отдельное изолированное место для хранения, продажи, переработки товаров;

работники самостоятельно отчитываются перед бухгалтером за ценности.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность может применяться в торговле при совместном выполнении ра­ботниками отдельных работ по хранению, обработке и продаже ценностей, когда невозможно разграничить материальную от-


ветственность каждого работника и заключить с ними договор о полной материальной ответственности.

Коллективная (бригадная) ответственность устанавливается администрацией магазина по письменному договору, заключае­мому между предприятиями и всеми членами коллектива.

Бригады с коллективной материальной ответственностью могут быть организованы по торгово-производственному при­нципу на самостоятельных участках работы с бригадной органи­зацией труда в отделах, секциях, торговых залах и других структурных подразделениях.

Состав бригад определяется в зависимости от конкретных ус­ловий работы и профиля предприятия. Бригаду возглавляет бригадир.

При коллективной материальной ответственности бригады могут формироваться из ограниченного круга лиц (заведующих магазином, заведующих отделами, секциями, их заместителей и др.), что позволяет более рационально использовать работни­ков в торговом процессе, более строго соблюдать режим труда и отдыха.

Договор о материальной ответственности заключается меж­ду предприятием и работником (членом бригады) и подписыва­ется:

при индивидуальной материальной ответственности — ру­ководителем или заместителем руководителя и работником;

при бригадной — руководителем предприятия, бригадиром и всеми членами бригады.

Материально ответственные лица имеют право:

участвовать в приемке, хранении, отпуске товаров и денег;

осуществлять взаимный контроль за движением товарно-ма­териальных ценностей;

принимать участие и требовать при необходимости проведе­ния инвентаризаций;

знакомиться с товарными отчетами;

заявлять об отводе членов бригады;

проводить самопроверки;

требовать от администрации выполнения условий договоров о материальной ответственности.

Материально ответственные лица обязаны:

бережно относиться к сохранности товарно-материальных ценностей;

вести учет и отчетность;

ставить в известность администрацию о нарушениях в обес­печении сохранности товарно-мг^териальных ценностей.

1?8


Администрация магазина обязана:

обеспечивать условия для сохранности товарно-материаль­ных ценностей;

знакомить работников с законодательством о материальной ответственности, положениями и инструкциями о приемке, хранении, продаже товаров;

рассматривать заявления об отводе работников и необходи­мости инвентаризации.

7.9. Охрана труда в магазине

Охрана труда в магазине должна осуществляться в соответ­ствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и множеством другой нормативной и правовой документации.

Уже при заключении трудового договора работник и нанима­тель берут на себя обязательства по охране труда (работник — подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, на­ниматель — обеспечивать условия труда в соответствии с зако­нодательством, его оплату и т.д.).

Важнейшими документами, регулирующими охрану труда в магазине, являются коллективный договор, правила внутренне­го трудового распорядка, инструкции и положения по охране труда.

Коллективный договор — это внутримагазинный норматив­ный акт-соглашение между администрацией и профсоюзом по вопросам социально-трудовых отношений. В нем содержатся конкретные обязательства администрации по улучшению усло­вий труда и техники безопасности.

Стороны периодически контролируют выполнение договоров и принимают оперативные меры по их реализации.

Правила внутреннего трудового распорядка — документ, содержащий порядок приема и увольнения, права и обязаннос­ти работников, ответственность за нарушения дисциплины тру­да, меры поощрения.

Соблюдение установленных на предприятии правил опреде­ляется общим понятием — дисциплина труда.

Трудовая дисциплина предполагает четкое выполнение ра­ботниками установленных правил внутреннего трудового распо­рядка (своевременное начало и окончание работ, перерывы, нор­мы поведения и т.п.).

Производственная дисциплина подразумевает своевремен­ное выполнение заданий, бережное отношение к товарно-мате-


риальным ценностям, соблюдение правил охраны труда, техни­ки безопасности, санитарии и пожарной охраны.

Работники, имея право на безопасные условия труда, обяза­ны строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда.

Инструкции по охране труда разрабатываются администра­цией предприятия с участием профсоюза и содержат требования по охране труда и технике безопасности.

Работники магазина, не соблюдающие требований инструк­ции по охране труда, являются нарушителями трудовой дис­циплины и могут быть привлечены к административной (заме­чание, выговор, увольнение), материальной и даже уголовной ответственности.

Кроме перечисленных, на предприятиях торговли должен быть еще целый ряд обязательных документов по охране труда и технике безопасности. Он зависит от размера предприятия, его профиля работы, принадлежности и т.п.

В правилах внутреннего трудового распорядка установлено, что каждый работник обязан пройти обучение (инструктаж) по вопросам охраны труда и техники безопасности.

Различают следующие виды инструктажа, применяемые в торговле:

вводный инструктаж проводится со всеми вновь приняты­ми на работу (постоянно или временно), со студентами и учащи­мися — практикантами;

первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каж­дым работником индивидуально с наглядным показом безопас­ных приемов и методов труда. После первичного инструктажа могут быть проведены стажировки не менее двух смен под наб­людением специального работника, назначенного администра­цией магазина;

повторный инструктаж проводится не реже одного раза в 6 месяцев с целью закрепления и проверки знаний по охране труда;

внеплановый инструктаж проводится в тех случаях, когда на предприятии установлено новое оборудование, при наруше­ниях работниками инструкций, при перерывах в работе, по тре­бованию органов надзора и контроля;

целевой инструктаж может быть проведен в связи с выпол­нением разовых работ, с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий, при проведении экскурсий на предприятиях торговли.

Инструктажи проводятся руководителями структурных под­разделений или инженерами по охране труда. Проведение ин-


структажей обязательно регистрируется в специальном журна­ле, который должен быть пронумерован и скреплен печатью.

К мероприятиям по охране труда, проводимых в предприя­тиях торговли, относятся:

обучение техминимуму (продавцы, кассиры-контролеры, ра­ботники складов, фасовщики);

санитарно-гигиеническое обучение — санминимум;

семинары по охране труда для руководителей и специалис­тов;

периодическая аттестация рабочих мест — через 5 лет;

пропаганда безопасных условий труда, информация о пере­довом опыте, общественные смотры и конкурсы — по мере необ­ходимости.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.011 с.)