Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология товароснабжения розничной торговой сетиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
4.1. Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения { Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортными организациями и предприятиями, направленных на доведение товаров от производственных предприятий и оптовых баз до магазинов. Основными задачами рациональной системы товароснабжения являются: обеспечение полноты ассортимента, оптимального уровня и структуры товарных запасов в магазинах; повышение экономической эффективности товароснабжения за счет ускорения товарооборачиваемости и сокращения звенности товародвижения; обеспечение четкой взаимосвязи технологических процессов в оптовой и розничной торговле, рационального разделения труда между ними; повышение эффективности и достоверности изучения спроса; применение эффективных систем управления товароснабже-нием. Основными принципами рациональной организации и технологии товароснабжения являются планомерность, централизация, технологичность, экономичность. Планомерность товароснабжения предполагает организацию завоза товаров в соответствии с заданиями по товарообороту, ассортиментным профилем магазина, состоянием товарных запасов и договорами поставки. Централизация предполагает организацию товароснабжения силами и средствами поставщиков с тем, чтобы работники розничной торговли не отвлекались на выполнение не свойственных им функций по завозу товаров. Технологичность товароснабжения означает внедрение наиболее прогрессивных технологических решений на всем пути дви- жения товаров от поставщика до магазина. Важную роль в этом играет применение тары-оборудования, механизация погрузоч-но-разгрузочных работ, рационализация транспортных средств, тары и упаковки, контейнеризация и пакетирование товаров. Экономичность товароснабжения характеризуется минимальными расходами на транспортировку, высокой оборачиваемостью товаров, их сохранностью и снижением затрат на реализацию. Товародвижение — это процесс перемещения товаров от производителя до потребителя. Он включает следующие операции: транспортировку товаров; погрузку и разгрузку товаров; хранение; комплектование торгового ассортимента; подготовку к продаже. Основными принципами товародвижения являются: выбор наикратчайших путей движения товарных потоков; выбор наиболее оптимальных форм и звенности товародвижения; использование прогрессивных технологий товародвижения; расширение объема механизированных погрузочно-разгрузочных и складских работ; наиболее эффективное использование транспортных средств. На процессы товароснабжения и товародвижения влияет ряд объективных и субъективных факторов: производственные (объем, размещение, специализация, сезонность производства); транспортные (состояние дорог, виды транспортных средств, их техническое состояние и т.п.); торговые (мощность, специализация, размещение торговых предприятий, оснащенность оборудованием, сложность ассортимента и т.п.); социальные (социальный состав и расселение населения, уровень доходов и др.). Совершенствование товароснабжения вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, органи-зованнные в различных звеньях управления торговлей, в том число и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть. 4.2. Источники товароснабжения Под источником товароснабжения понимается предприятие цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магазины. От правильного выбора этого предприятия во многом зависит эффективность всей системы товароснабжения. Основными источниками поступления товаров народного потребления могут быть: заводы, комбинаты, промышленные предприятия; совхозы, колхозы, фермерские хозяйства; оптовые предприятия; собственные подсобные хозяйства и производственные предприятия торговли, особенно в потребкооперации; любые торговые предприятия, имеющие излишки товаров; коммерческие структуры; внешнеторговые предприятия; частные предприниматели. Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов,, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков. Товарные источники по территориальному признаку можно подразделить на местные (внутриобластные), межобластные, республиканские и внереспубликанские. В деле удовлетворения покупательского спроса значительную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культур-, но-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химии, посуды, мебели и т.п.). Наряду с местной промышленностью существенное место отводится художественным народным промыслам (производству игрушек, сувениров, строчевышитых изделий, ковров и т.п.). Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, товаров хозяйственного обихода и т.п.). Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность и индивидуальная трудовая деятельность (производство хлеба, пива, напит-' ков, вина, швейных, трикотажных, меховых и других товаров). Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, называемых поставщиками товаров. Поставщики — это конкретные предприятия, с которыми заключен договор поставки. Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые предприятия). По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут быть внутри- и внесистемные. Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров. Каждая торговая система, организация или предприятие имеет возможность изучать эти источники, особенно своей сферы деятельности. При этом изучаются фактические, возможные и потенциальные источники и поставщики товаров, для чего заводятся справочные книги о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило не формально, к соответствующим поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают личные контакты и могут более глубоко изучить технологические процессы и возможности производства. В результате такого изучения работы с поставщиками рекомендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.п. Вместо карточек и книг в последнее время все более широкое применение находят компьютеры. Для более тщательного и активного изучения товарных источников товароведы оптовой и розничной торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией производства, участвовать в работе художественных советов, совещании по ассортименту и качеству, проводить выставки-просмотры, организовывать рекламу товаров. 4.3. Формы товароснабжения розничной торговой Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торговли) может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика — объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п. Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Транзитная форма товароснабжения обладает рядом преиму-ществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузоч но-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарообора-чиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспор-тно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сох-) ранность товаров. Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может привести к замедлению времени обращения товаров, неправильному формированию ассортимента в магазинах, образованию излишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзитной форт мы товароснабжения необходимо тщательно экономически обосновывать. Она широко используется при иногородних поставках скоропортящихся товаров, труднее — при иногородних поставках крупногабаритных товаров, фарфоро-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и других, но это также возможно и во многих случаях целесообразно. Расширению транзитной формы товароснабжения содействует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки. Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки. Транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов. Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно определить по формуле где Н — норма отгрузки, тыс. Р.; Ч — частота завоза, дней. По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков: где П — количество поставщиков. Транзитная форма товароснабжения получила широкое развитие в республике. Особенно высок удельный вес транзита по мебели, радио-, мото -, велотоварам, телевизорам, строительным материалам, скоропортящимся товарам и т.п. По товарам сложного ассортимента (швейные, трикотажные, парфюмерные и т.п.) он значительно ниже. Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров. Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления. Складская форма товароснабжения применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения. Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и склад- П Л ских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано. Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень издер-жек обращения. К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров. Во многих случаях система товародвижения характеризуется многозвенностью, особенно в потребительской кооперации, ОРСах и т.п. Основным показателем звенности товародвижения является коэффициент звенности, показывающий отношение валового товарооборота к розничному: где Топт — оптово-складской товарооборот, тыс. р.; Трозв — розничный товарооборот, тыс. р. На показатель звенности товародвижения оказывает влияние ряд факторов: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий отгрузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.п. Сокращению количества звеньев товародвижения способствует расширение использования малогабаритных контейнеров, внедрение централизованной доставки, снижение транзитных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных операций и т.д. 4.4. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка. При децентрализованном завозе, или самовывозе, тран-спортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.). Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке. Самовывоз заставляет работников розничной торговли выполнять не свойственные им функции по транспортировке товаров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня культуры обслуживания в магазинах. Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров,оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим самовывоз может применяться в розничной торговле в исключительных случаях. Централизованная доставка товаров — это система доставки товаров объектам розничной торговли транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза. В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности. Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить: устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нем и более эффективное его использование; уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов; освобождение руководящих работников магазина от организации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов; регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам; устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости; высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала; сокращение документооборота и упрощение расчетов с поставщиками товаров. При организации централизованной доставки необходимс проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей. 1. Аналитическая часть включает первичные данные о состо- 2. Расчетная часть содержит расчеты грузооборота (в тон 3. Технологическая часть предусматривает подготовку средсти транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и составление технологических карт товароснабжения. 4. Организационная часть определяет формы и методы управления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности товаров, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка плано! контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров). 5. Экономическая часть включает расчеты эффективности Разработка плана мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения объема грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза. Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим продовольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, мороженое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2— 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.). Периодичность завоза по большинству скоропортящихся товаров определяется исходя из однодневного или часового объема реализации. По продовольственным товарам с длительными сроками хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изделия) и большинству непродовольственных товаров периодичность завоза может определяться на основе общей теории управления товарными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой снижения транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров. Согласно ей оптимальный размер партии завоза равен: где П — оптимальная партия завоза; И3 — издержки по доставке одной партии; Огп — годовое поступление; Ихр — издержки по хранению товарных запасов стоимостью 1 тыс. р. На практике при составлении плана централизованной доставки могут применяться несколько методов расчета размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормативов товарных запасов в магазинах, затрат на содержание запасов в единицу времени и др. При равномерной реализации товаров простого ассортимента периодичность можно определить по формуле
а по товарам сложного ассортимента по формуле
где П — периодичность завоза, дней; К — коэффициент комплектности, определяемый как отношение среднего числа разновидностей товаров в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем; 3 — средний запас товаров, дней; Змин — минимальный запас товаров, дней. Эти формулы не учитывают множества факторов, поэтому на практике обычно делают примерные расчеты, а затем по мере необходимости вносятся изменения и уточнения. Важным вопросом при организации централизованной доставки является определение количества заказываемых товаров, которое может быть определено по формуле где О0 — размер партии завоза, р.; Тодн — однодневный товарооборот, р.; Ч — частота завоза, дней; Н — неснижаемый товарный запас, дней; 3 — запасы товаров на день завоза, р. Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени отборки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в работе по организации централизованной доставки. Графики завоза составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням недели или числам месяца по нижеприведенной примерной схеме. График завоза товаров с__________________________ (наименование поставщика) Номер и адрес магазина Завоз на месяц, сумма В том числе по дням _______________________ |_____________________ I 1 | 2 |... При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п. Разработанные на месяц или квартал графики завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией. Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза. Маршрут завоза — это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия. Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью. Разработка оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками. Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются маятниковыми. Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.) Время, необходимое для выполнения каждого маршрута (В), может определяться по формуле
где Р — расстояние маршрута, км; С — средняя техническая скорость, км/ч; Впр— время на погрузочно-разгрузочные операции, ч; В3 — время на каждый заезд, ч; Ч3 — число заездов. При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (решение транспортной задачи). Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты доводятся до исполнителей. Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары. Необходимое количество транспортных средств определяется следующим образом. Вначале определяется суточная производительность автомобиля по формуле —я v- и р а - а/ / \- i ~ ~ и/ г где Тпр — полезное время работы автомашины, мин; Кл — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; Га — грузоподъемность автомобиля, т; Р — расстояние рейса, км; С — техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч. Т„ — время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч. Затем исчисляется необходимое количество автомашин (М): где Qr — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период. Количество многооборотной тары для организации централизованной доставки можно определить по формуле где Мт — необходимое количество многооборотной тары; Оп — объем подлежащих поставке товаров, т; To6 — время оборота единицы тары, дней; Гт — грузоподъемность единицы тары, т; К, — коэффициент использования грузоподъемности тары; Т, — время эксплуатации тары в плановом периоде, дней. Необходимое количество автомобильных контейнеров рассчитывают по формуле где Мк— потребное количество контейнеров; Т — суммарное количество перевозимых грузов, т; О — оборачиваемость контейнера, раз; Ок — объем (вместимость) одного контейнера, т. Централизованная доставка может осуществляться с приме доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей); экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт; экспедиционные функции выполняет розничная организация, которой по договору предоставляется транспорт. Централизованный завоз в корне перестроил систему снабжения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эффективную работу магазинов, поставщиков и транспортных организаций. В организации ритмичной системы товароснабжения розничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина. Такие ИДС могут создаваться в масштабах города, области, отдельных розничных и оптовых предприятий и поставщиков. Функции ИДС: оперативное управление товароснабжением (сбор информации, ее обобщение и передача поставщикам); обеспечение постоянного наличия в продаже розничных предприятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем; оперативный контроль за состояниями торговли товарами повседневного спроса; обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности; контроль за подсортировкой. 4.5. Технология товароснабжения с применением тары-оборудования Важным направлением совершенствования товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология товародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароно-сителя при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузоч- ных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвижения и продажу товаров по методу самообслуживания. Внедрение такой технологии позволяет: механизировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы; исключить тяжелый ручной труд; сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах; сократить численность работников; повысить коэффициент использования транспортных средств; резко сократить затраты на тару и упаковку; более эффективно использовать торговые и складские помещения; снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров. Сущность прогрессивной технологии товароснабжения и продажи товаров заключается в следующем: товар уже в сфере производства или оптовом звене расфасовывается и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещение для хранения. Товар при этом продается методом самообслуживания. Конструктивные особенности тары-оборудования: многоцелевое назначение (может использоваться и для продовольственных и непродовольственных товаров); возможность монтирования в ней полок, корзин для легко деформирующихся товаров; обеспечение сохранности товаров; возможность горизонтальной транспортировки; возможность пакетирования некоторых видов при возврате. Виды тары-оборудования: неразборная; сборно-разборная; складная; переносная; передвижная. Наибольшее развитие в странах СНГ и в Беларуси получили контейнеры универсальные на жестких опорах и колесные. Контейнеры на жестких опорах значительно долговечнее, но требуют полной механизации погрузочно-разгрузочных работ и передвижения в магазине, что в условиях измельченности розничной сети не всегда технически возможно и весьма дорого. Контейнеры на колесной основе получили повсеместное применение в Беларуси. Достоинство их в том, что не требуется полная механизация их погрузки, разгрузки и транспортировки в магазине. Эти операции могут совершаться вручную. Основной их недостаток заключается в несовершенстве колесных механизмов (часто выходят из строя) и дороговизне, необходимости использования автотранспорта с грузоподъемным бортом, в трудностях штабелирования. Колесные контейнеры, применяемые в магазинах, подразделяются на: контейнеры универсальные (для всех групп товаров); роликовые контейнеры для расфасованных овощей, бакалеи, хозяйственных товаров; контейнеры трехъярусные для кондитерских и бакалейных товаров; колесные многоярусные для хлеба. Тара-оборудование может применяться при доставке важнейших продовольственных товаров (хлеба, бакалеи, пива и безалкогольных напитков, винно-водочных изделий, консервов, овощной продукции) и отдельных непродовольственных (хозтоваров, обоев, спортивной обуви и т.д.). Потребность в таре-оборудовании может быть определена с учетом товарных запасов в магазине, предприятиях промышленности, в пути и резерва (на ремонт, неритмичность завоза т.п.) по формуле где Кто — количество тары-оборудования в системе, штук; Т — годовой грузооборот (кг) или товарооборот (р.); т — вместимость единицы тары-оборудования, кг или р.; Н — норматив товарных запасов в магазине, дней; 3,5 — дни оборота тары-оборудования у поставщика и транспорта. Экономический эффект доставки и продажи товаров в таре-оборудовании представляет собой суммарную экономию всех видов ресурсов (живого труда, капитальных вложений, оборотных средств), которую получает народное хозяйство в результате применения этой технологии. Экономический эффект от применения новой технологии может быть определен путем сравнения приведенных затрат базового варианта товародвижения с новым: где 3 — минимальные приведенные затраты, р.; Э — эксплуатационные расходы, р.; К — капитальные вложения, р.; Кн — нормативный коэффициент капитальных вложений. Годовой экономический эффект от применения прогрессивной технологии может быть рассчитан по формуле где Э — годовой экономический эффект, р.; З1, З2 — приведенные затраты на 1т товаров до и после перевода на прогрессивную технологию; Т0 — годовой объем доставки в таре-оборудовании, т. Экономический эффект от внедрения тары-оборудования получают предприятия промышленности, торговли и транспорта. Промышленные предприятия получают эффект за счет механизации процессов труда, вытеснения из производства традиционной транспортной тары (ящиков, мешков, бочек, бумаги). Розничная торговля — за счет снижения затрат труда на разгрузку автомобилей, приемку, упаковку, выкладку в торговом зале, фасовку, внутримагазинное перемещение. Предприятия автотранспорта — за счет сокращения простоев, повышения коэффициента использования транспортных средств. 4.6. Организация товароснабжения розничной торговли индустриально развитых стран Характерной особенностью поставок товаров народного потребления в развитых странах является снижение роли оптовой торговли. Функцию поставщиков товаров осуществляют промышленные фирмы, которые в свою очередь создают свои сбытовые фирмы. В США, например, система товароснабжения может осуществляться в трех формах. 1. В промышленности по регионам создаются свои бюро или фирмы по сбыту продукции. 2. Розничная торговля сама осуществляет оптовые закупки товаров в промышленности (до 60 % непродовольственных товаров массового спроса транзитом поставляется в розничную торговлю). 3. В розничной торговле создаются специализированные В США доля оптовой торговли в общем товарообороте составляет около 50 %, в ФРГ — 60, в Японии — 80 %. Небольшой удельный вес оптовой торговли в США объясняется тем, что промышленные концерны берут на себя функцию организации товароснабжения, что объясняется высокой степенью концентрации розничной торговли. Специфика оптовой торговли США заключается в том, что она поставляет товары комплектно для определенной группы магазинов. О структуре поставки по формам товароснабжения в США можно судить по следующим данным: овощи и фрукты — 87 % складская форма, 13 % транзит; молочные — 34 и 66 % соответственно; мясо и колбасные изделия — 77и 23 %; бакалейные товары — 74 и 26 %; хлебобулочные изделия — 24 и 76 %; непродовольственные товары — 35 и 65 %. Частота завоза в магазины США по товарным группам составляет в среднем: овощи и фрукты — 5 раз в неделю; молочные продукты — 6 раз; мясо и колбасные изделия — 3 раза; бакалейные товары — 2 раз
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.019 с.) |