Технология товароснабжения розничной торговой сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология товароснабжения розничной торговой сети

Поиск

4.1. Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения {

Товароснабжение розничной торговой сети представляет со­бой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортны­ми организациями и предприятиями, направленных на доведе­ние товаров от производственных предприятий и оптовых баз до магазинов.

Основными задачами рациональной системы товароснабже­ния являются:

обеспечение полноты ассортимента, оптимального уровня и структуры товарных запасов в магазинах;

повышение экономической эффективности товароснабже­ния за счет ускорения товарооборачиваемости и сокращения звенности товародвижения;

обеспечение четкой взаимосвязи технологических процессов в оптовой и розничной торговле, рационального разделения тру­да между ними;

повышение эффективности и достоверности изучения спроса;

применение эффективных систем управления товароснабже-нием.

Основными принципами рациональной организации и тех­нологии товароснабжения являются планомерность, централи­зация, технологичность, экономичность.

Планомерность товароснабжения предполагает организа­цию завоза товаров в соответствии с заданиями по товарооборо­ту, ассортиментным профилем магазина, состоянием товарных запасов и договорами поставки.

Централизация предполагает организацию товароснабже­ния силами и средствами поставщиков с тем, чтобы работники розничной торговли не отвлекались на выполнение не свой­ственных им функций по завозу товаров.

Технологичность товароснабжения означает внедрение наи­более прогрессивных технологических решений на всем пути дви-


жения товаров от поставщика до магазина. Важную роль в этом играет применение тары-оборудования, механизация погрузоч-но-разгрузочных работ, рационализация транспортных средств, тары и упаковки, контейнеризация и пакетирование товаров.

Экономичность товароснабжения характеризуется мини­мальными расходами на транспортировку, высокой оборачивае­мостью товаров, их сохранностью и снижением затрат на реали­зацию.

Товародвижение — это процесс перемещения товаров от производителя до потребителя. Он включает следующие опера­ции:

транспортировку товаров;

погрузку и разгрузку товаров;

хранение;

комплектование торгового ассортимента;

подготовку к продаже.

Основными принципами товародвижения являются:

выбор наикратчайших путей движения товарных потоков;

выбор наиболее оптимальных форм и звенности товародви­жения;

использование прогрессивных технологий товародвижения;

расширение объема механизированных погрузочно-разгру­зочных и складских работ;

наиболее эффективное использование транспортных средств.

На процессы товароснабжения и товародвижения влияет ряд объективных и субъективных факторов:

производственные (объем, размещение, специализация, се­зонность производства);

транспортные (состояние дорог, виды транспортных средств, их техническое состояние и т.п.);

торговые (мощность, специализация, размещение торговых предприятий, оснащенность оборудованием, сложность ассор­тимента и т.п.);

социальные (социальный состав и расселение населения, уровень доходов и др.).

Совершенствование товароснабжения вызывает необходи­мость создания единой системы управления этим процессом. Ос­нову такой системы составляют диспетчерские службы, органи-зованнные в различных звеньях управления торговлей, в том число и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.


4.2. Источники товароснабжения

Под источником товароснабжения понимается предприятие цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магази­ны. От правильного выбора этого предприятия во многом зави­сит эффективность всей системы товароснабжения.

Основными источниками поступления товаров народного потребления могут быть:

заводы, комбинаты, промышленные предприятия;

совхозы, колхозы, фермерские хозяйства;

оптовые предприятия;

собственные подсобные хозяйства и производственные пред­приятия торговли, особенно в потребкооперации;

любые торговые предприятия, имеющие излишки товаров;

коммерческие структуры;

внешнеторговые предприятия;

частные предприниматели.

Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов,, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков.

Товарные источники по территориальному признаку мож­но подразделить на местные (внутриобластные), межобластные, республиканские и внереспубликанские.

В деле удовлетворения покупательского спроса значитель­ную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культур-, но-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химии, посуды, мебели и т.п.).

Наряду с местной промышленностью существенное место от­водится художественным народным промыслам (производству игрушек, сувениров, строчевышитых изделий, ковров и т.п.).

Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельс­ком хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других строй­материалов, переработка сельскохозяйственной продукции, то­варов хозяйственного обихода и т.п.).

Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность и индивидуаль­ная трудовая деятельность (производство хлеба, пива, напит-' ков, вина, швейных, трикотажных, меховых и других това­ров).


Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, назы­ваемых поставщиками товаров.

Поставщики — это конкретные предприятия, с которыми заключен договор поставки.

Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изгото­вители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые предприятия).

По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут быть внутри- и внесис­темные.

Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию на расширение ассортимен­та и улучшение качества товаров. Каждая торговая система, ор­ганизация или предприятие имеет возможность изучать эти ис­точники, особенно своей сферы деятельности. При этом изуча­ются фактические, возможные и потенциальные источники и поставщики товаров, для чего заводятся справочные книги о то­варных источниках. По каждой товарной группе сначала опре­деляются фактические, а затем перечисляются возможные пос­тавщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресур­сы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходи­ло не формально, к соответствующим поставщикам прикрепля­ют ответственных (например, товароведов), которые устанавли­вают личные контакты и могут более глубоко изучить техноло­гические процессы и возможности производства.

В результате такого изучения работы с поставщиками реко­мендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.п. Вместо кар­точек и книг в последнее время все более широкое применение находят компьютеры.

Для более тщательного и активного изучения товарных ис­точников товароведы оптовой и розничной торговли должны по­сещать промышленные предприятия, знакомиться с технологи­ей производства, участвовать в работе художественных советов, совещании по ассортименту и качеству, проводить выстав­ки-просмотры, организовывать рекламу товаров.


4.3. Формы товароснабжения розничной торговой
сети и условия их применения

Важным условием, определяющим рациональную организа­цию товароснабжения, является правильный выбор формы дви­жения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торгов­ли) может осуществляться в двух организационно-экономичес­ких формах: транзитной и складской. Выбор той или иной фор­мы товароснабжения зависит от конкретных условий покупате­ля и поставщика — объема товарооборота, транзитных норм от­грузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хо­зяйства и т.п.

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли.

Транзитная форма товароснабжения обладает рядом преиму-ществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузоч но-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарообора-чиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспор-тно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сох-) ранность товаров.

Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может при­вести к замедлению времени обращения товаров, неправильно­му формированию ассортимента в магазинах, образованию из­лишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзитной форт мы товароснабжения необходимо тщательно экономически обосновывать. Она широко используется при иногородних пос­тавках скоропортящихся товаров, труднее — при иногородних поставках крупногабаритных товаров, фарфоро-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и других, но это также возможно и во многих случаях целесообразно.

Расширению транзитной формы товароснабжения содей­ствует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки.


Транзит экономически оправдан, когда объем розничного то­варооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов.

Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно оп­ределить по формуле

где Н — норма отгрузки, тыс. Р.; Ч — частота завоза, дней.

По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков:

где П — количество поставщиков.

Транзитная форма товароснабжения получила широкое раз­витие в республике. Особенно высок удельный вес транзита по мебели, радио-, мото -, велотоварам, телевизорам, строитель­ным материалам, скоропортящимся товарам и т.п. По товарам сложного ассортимента (швейные, трикотажные, парфюмерные и т.п.) он значительно ниже.

Складская форма товароснабжения не связана с обязатель­ным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме това­роснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется под­сортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассорти­мента и главным образом для предприятий розничной торговли, за­купающих товары мелкими партиями. Через склады могут прода­ваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по разме­рам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Складская форма товароснабжения применяется при полу­чении товаров от иногородних поставщиков крупными партия­ми, требующими преобразования производственного ассорти­мента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущес­тва перед транзитной, так как повышается эффективность роз­ничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимен­та, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения требует значительных из­держек по осуществлению транспортно-экспедиционных и склад-

П Л


ских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время то­варного обращения, размер товарных запасов, уровень издер-жек обращения.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оп­товой и розничной торговли, которые прерывают движение то­варов для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от количества участвующих звеньев различа­ют одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров.

Во многих случаях система товародвижения характеризует­ся многозвенностью, особенно в потребительской кооперации, ОРСах и т.п.

Основным показателем звенности товародвижения является коэффициент звенности, показывающий отношение валового товарооборота к розничному:

где Топт — оптово-складской товарооборот, тыс. р.; Трозв — розничный товарооборот, тыс. р.

На показатель звенности товародвижения оказывает влия­ние ряд факторов: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий от­грузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.п.

Сокращению количества звеньев товародвижения способству­ет расширение использования малогабаритных контейнеров, вне­дрение централизованной доставки, снижение транзитных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных операций и т.д.

4.4. Организация и технология доставки товаров в розничную сеть

Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки това­ров в розничную торговую сеть. На практике получили распрос­транение два основных метода товароснабжения: децентрализо­ванный завоз и централизованная доставка.


При децентрализованном завозе, или самовывозе, тран-спортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредо­точивается по торговым организациям и предприятиям или за­казывается в специализированных транспортных предприяти­ях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наем­ного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, сов­хозов и т.п.).

Основной недостаток этого метода заключается в неэффек­тивном использовании транспортных средств. Технико-эконо­мические показатели автомобилей, используемых для самовы­воза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз заставляет работников розничной торговли вы­полнять не свойственные им функции по транспортировке това­ров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня куль­туры обслуживания в магазинах.

Большие потери труда и времени при самовывозе имеют мес­то также при отборке товаров,оформлении документов, осущес­твлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим са­мовывоз может применяться в розничной торговле в исключи­тельных случаях.

Централизованная доставка товаров — это система дос­тавки товаров объектам розничной торговли транспортом пос­тавщика по предварительно разработанным рациональным мар­шрутам и графикам завоза.

В основу централизованной доставки положен принцип цен­трализации всех транспортно-экспедиционных работ по достав­ке реализованных товаров или поступающих на станцию желез­ной дороги или пристань всем или большинству грузополучате­лей, независимо от их ведомственной подчиненности.

Централизация транспортно-экспедиционных операций поз­воляет обеспечить:

устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокра­щение потребности в нем и более эффективное его использование;

уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, за­нятого перевозкой грузов;

освобождение руководящих работников магазина от органи­зации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;

регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласо­ванным графикам;

устранение излишних складских звеньев в движении това­ров и ускорение их оборачиваемости;


высвобождение складской площади и сокращение числен­ности складского персонала;

сокращение документооборота и упрощение расчетов с пос­тавщиками товаров.

При организации централизованной доставки необходимс проведение ряда подготовительных операций, для чего состав­ляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.

1. Аналитическая часть включает первичные данные о состо-
янии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментном
профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.

2. Расчетная часть содержит расчеты грузооборота (в тон­
нах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров пос­
тавки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества
транспортных средств и многооборотной тары.

3. Технологическая часть предусматривает подготовку средсти транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и сос­тавление технологических карт товароснабжения.

4. Организационная часть определяет формы и методы управ­ления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности то­варов, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка плано! контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).

5. Экономическая часть включает расчеты эффективности
внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.

Разработка плана мероприятий по внедрению централизован­ной доставки начинается с определения объема грузооборота об­служиваемых магазинов. Он рассчитывается на основании ана­лиза данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.

Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим про­довольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, моро­женое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2— 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).

Периодичность завоза по большинству скоропортящихся то­варов определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

По продовольственным товарам с длительными сроками хра­нения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изде­лия) и большинству непродовольственных товаров периодичность


завоза может определяться на основе общей теории управления то­варными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой сниже­ния транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров. Согласно ей оптимальный размер партии завоза равен:

где П — оптимальная партия завоза; И3 — издержки по доставке од­ной партии; Огп — годовое поступление; Ихр — издержки по хранению товарных запасов стоимостью 1 тыс. р.

На практике при составлении плана централизованной дос­тавки могут применяться несколько методов расчета размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормати­вов товарных запасов в магазинах, затрат на содержание запа­сов в единицу времени и др.

При равномерной реализации товаров простого ассортимен­та периодичность можно определить по формуле



 


а по товарам сложного ассортимента по формуле



 


где П — периодичность завоза, дней; К — коэффициент комплектнос­ти, определяемый как отношение среднего числа разновидностей то­варов в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем; 3 — средний запас товаров, дней; Змин — минимальный запас товаров, дней.

Эти формулы не учитывают множества факторов, поэтому на практике обычно делают примерные расчеты, а затем по мере необходимости вносятся изменения и уточнения.

Важным вопросом при организации централизованной дос­тавки является определение количества заказываемых товаров, которое может быть определено по формуле

где О0 — размер партии завоза, р.; Тодн — однодневный товарооборот, р.; Ч — частота завоза, дней; Н — неснижаемый товарный запас, дней; 3 — запасы товаров на день завоза, р.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени от­борки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в рабо­те по организации централизованной доставки. Графики завоза


составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням неде­ли или числам месяца по нижеприведенной примерной схеме.

График завоза товаров
Доставка (наименование товара) на (месяц) 20_ г.

с__________________________

(наименование поставщика)

Номер и адрес магазина Завоз на месяц, сумма В том числе по дням

_______________________ |_____________________ I 1 | 2 |...

При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.

Разработанные на месяц или квартал графики завоза прове­ряются на практике, согласовываются с покупателями и полу­чателями товаров и контролируются покупателем, поставщи­ком и транспортной организацией.

Одновременно с составлением графиков должны разрабаты­ваться и маршруты завоза.

Маршрут завоза — это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.

Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесени­ем дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

Разработка оптимальных маршрутов централизованной дос­тавки способствует более эффективному использованию тран­спортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъем­ности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомо­биля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют од­ним или несколькими полностью загруженными автомобиля­ми. Такие маршруты называются маятниковыми.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузо­подъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близ­ко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем пос­тавки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.)


Время, необходимое для выполнения каждого маршрута (В), может определяться по формуле



 


где Р — расстояние маршрута, км; С — средняя техническая ско­рость, км/ч; Впр— время на погрузочно-разгрузочные операции, ч; В3 — время на каждый заезд, ч; Ч3 — число заездов.

При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (ре­шение транспортной задачи). Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты до­водятся до исполнителей.

Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.

Необходимое количество транспортных средств определяет­ся следующим образом. Вначале определяется суточная произ­водительность автомобиля по формуле

—я v- и р а - а/ / \- i ~ ~ и/ г

где Тпр — полезное время работы автомашины, мин; Кл — коэффици­ент использования грузоподъемности автомобиля; Га — грузоподъем­ность автомобиля, т; Р — расстояние рейса, км; С — техническая ско­рость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч. Т„ — время про­стоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.

Затем исчисляется необходимое количество автомашин (М):

где Qr — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период.

Количество многооборотной тары для организации центра­лизованной доставки можно определить по формуле

где Мт — необходимое количество многооборотной тары; Оп — объем подлежащих поставке товаров, т; To6 — время оборота единицы тары, дней; Гт — грузоподъемность единицы тары, т; К, — коэффициент ис­пользования грузоподъемности тары; Т, — время эксплуатации тары в плановом периоде, дней.

Необходимое количество автомобильных контейнеров рас­считывают по формуле

где Мк— потребное количество контейнеров; Т — суммарное количес­тво перевозимых грузов, т; О — оборачиваемость контейнера, раз; Ок — объем (вместимость) одного контейнера, т.


Централизованная доставка может осуществляться с приме­
нением различных форм экспедиционных операций: <

доставка товаров производится автохозяйством с выполне­нием всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материаль­ная ответственность, сдача ценностей);

экспедиционные функции выполняет поставщик, автохо­зяйство по договору предоставляет транспорт;

экспедиционные функции выполняет розничная организа­ция, которой по договору предоставляется транспорт.

Централизованный завоз в корне перестроил систему снаб­жения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эф­фективную работу магазинов, поставщиков и транспортных ор­ганизаций.

В организации ритмичной системы товароснабжения роз­ничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина. Такие ИДС могут создаваться в масштабах города, области, отдельных роз­ничных и оптовых предприятий и поставщиков.

Функции ИДС:

оперативное управление товароснабжением (сбор информа­ции, ее обобщение и передача поставщикам);

обеспечение постоянного наличия в продаже розничных пред­приятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем;

оперативный контроль за состояниями торговли товарами повседневного спроса;

обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности;

контроль за подсортировкой.

4.5. Технология товароснабжения с применением тары-оборудования

Важным направлением совершенствования товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология то­вародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароно-сителя при транспортировке, хранении товара и торгового обору­дования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузоч-


ных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвиже­ния и продажу товаров по методу самообслуживания.

Внедрение такой технологии позволяет:

механизировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы;

исключить тяжелый ручной труд;

сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах;

сократить численность работников;

повысить коэффициент использования транспортных средств;

резко сократить затраты на тару и упаковку;

более эффективно использовать торговые и складские поме­щения;

снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Сущность прогрессивной технологии товароснабжения и про­дажи товаров заключается в следующем: товар уже в сфере про­изводства или оптовом звене расфасовывается и в потребительс­кой упаковке укладывается в специализированную тару-обору­дование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещение для хранения. Товар при этом прода­ется методом самообслуживания.

Конструктивные особенности тары-оборудования:

многоцелевое назначение (может использоваться и для про­довольственных и непродовольственных товаров);

возможность монтирования в ней полок, корзин для легко деформирующихся товаров;

обеспечение сохранности товаров;

возможность горизонтальной транспортировки;

возможность пакетирования некоторых видов при возврате.

Виды тары-оборудования:

неразборная;

сборно-разборная;

складная;

переносная;

передвижная.

Наибольшее развитие в странах СНГ и в Беларуси получили контейнеры универсальные на жестких опорах и колесные.

Контейнеры на жестких опорах значительно долговечнее, но требуют полной механизации погрузочно-разгрузочных работ и передвижения в магазине, что в условиях измельченности роз­ничной сети не всегда технически возможно и весьма дорого.

Контейнеры на колесной основе получили повсеместное при­менение в Беларуси. Достоинство их в том, что не требуется пол­ная механизация их погрузки, разгрузки и транспортировки в


магазине. Эти операции могут совершаться вручную. Основной их недостаток заключается в несовершенстве колесных меха­низмов (часто выходят из строя) и дороговизне, необходимости использования автотранспорта с грузоподъемным бортом, в трудностях штабелирования.

Колесные контейнеры, применяемые в магазинах, подразде­ляются на:

контейнеры универсальные (для всех групп товаров);

роликовые контейнеры для расфасованных овощей, бака­леи, хозяйственных товаров;

контейнеры трехъярусные для кондитерских и бакалейных товаров;

колесные многоярусные для хлеба.

Тара-оборудование может применяться при доставке важней­ших продовольственных товаров (хлеба, бакалеи, пива и безалко­гольных напитков, винно-водочных изделий, консервов, овощ­ной продукции) и отдельных непродовольственных (хозтоваров, обоев, спортивной обуви и т.д.).

Потребность в таре-оборудовании может быть определена с учетом товарных запасов в магазине, предприятиях промыш­ленности, в пути и резерва (на ремонт, неритмичность завоза т.п.) по формуле

где Кто — количество тары-оборудования в системе, штук; Т — годо­вой грузооборот (кг) или товарооборот (р.); т — вместимость единицы тары-оборудования, кг или р.; Н — норматив товарных запасов в ма­газине, дней; 3,5 — дни оборота тары-оборудования у поставщика и транспорта.

Экономический эффект доставки и продажи товаров в та­ре-оборудовании представляет собой суммарную экономию всех видов ресурсов (живого труда, капитальных вложений, оборот­ных средств), которую получает народное хозяйство в результа­те применения этой технологии.

Экономический эффект от применения новой технологии мо­жет быть определен путем сравнения приведенных затрат базо­вого варианта товародвижения с новым:

где 3 — минимальные приведенные затраты, р.; Э — эксплуатацион­ные расходы, р.; К — капитальные вложения, р.; Кн — нормативный коэффициент капитальных вложений.

Годовой экономический эффект от применения прогрессив­ной технологии может быть рассчитан по формуле


где Э — годовой экономический эффект, р.; З1, З2 — приведенные затра­ты на 1т товаров до и после перевода на прогрессивную технологию; Т0 — годовой объем доставки в таре-оборудовании, т.

Экономический эффект от внедрения тары-оборудования по­лучают предприятия промышленности, торговли и транспорта. Промышленные предприятия получают эффект за счет механи­зации процессов труда, вытеснения из производства традицион­ной транспортной тары (ящиков, мешков, бочек, бумаги). Роз­ничная торговля — за счет снижения затрат труда на разгрузку автомобилей, приемку, упаковку, выкладку в торговом зале, фасовку, внутримагазинное перемещение. Предприятия ав­тотранспорта — за счет сокращения простоев, повышения ко­эффициента использования транспортных средств.

4.6. Организация товароснабжения розничной торговли индустриально развитых стран

Характерной особенностью поставок товаров народного пот­ребления в развитых странах является снижение роли оптовой торговли. Функцию поставщиков товаров осуществляют про­мышленные фирмы, которые в свою очередь создают свои сбы­товые фирмы.

В США, например, система товароснабжения может осущес­твляться в трех формах.

1. В промышленности по регионам создаются свои бюро или фирмы по сбыту продукции.

2. Розничная торговля сама осуществляет оптовые закупки товаров в промышленности (до 60 % непродовольственных то­варов массового спроса транзитом поставляется в розничную торговлю).

3. В розничной торговле создаются специализированные
предприятия, которые занимаются закупкой и товароснабжени-
ем своих предприятий.

В США доля оптовой торговли в общем товарообороте состав­ляет около 50 %, в ФРГ — 60, в Японии — 80 %. Небольшой удельный вес оптовой торговли в США объясняется тем, что промышленные концерны берут на себя функцию организации товароснабжения, что объясняется высокой степенью концен­трации розничной торговли.

Специфика оптовой торговли США заключается в том, что она поставляет товары комплектно для определенной группы магазинов.

О структуре поставки по формам товароснабжения в США можно судить по следующим данным:


овощи и фрукты — 87 % складская форма, 13 % транзит;

молочные — 34 и 66 % соответственно;

мясо и колбасные изделия — 77и 23 %;

бакалейные товары — 74 и 26 %;

хлебобулочные изделия — 24 и 76 %;

непродовольственные товары — 35 и 65 %.

Частота завоза в магазины США по товарным группам сос­тавляет в среднем:

овощи и фрукты — 5 раз в неделю;

молочные продукты — 6 раз;

мясо и колбасные изделия — 3 раза;

бакалейные товары — 2 раз


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.021 с.)