Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы государственного регулирования товарного обращенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики. Государс твенное регулирование товарного обращения осуществляется раз нообразными методами^ которые можно объединить в четыре группы: •^ правовые нормы; • финансово-экономические рычаги; • защита прав потребителей; • регулирование торговой практики. Создава я правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг, 'собое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечи-ающие равные возможност и для соперничества^ на рынке. Совокуп-юсть правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила азвание антимонопольного (антитрестовского) законодательства. |р Российской Федерации с 1991 г. действует федеральны й закон О конкуренции и ограничении монополи стической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во icex развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам, современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограни-[ителыюй деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. и. При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка. IP! '« 14_________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистической власти на рынке: определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью которого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рынка, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы: H = Sf+S2r + S23+... + S2„, где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S.2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д. В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является го сударственное регул иров ание цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о ко нтроле над ценами об ычно р^1зре1шает_п равительству издавать _р_аспоряжения (урегулир овании цен jjajafiKojopbie товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, но-чтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирован ия цен на се льско хозяйс твен-ную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Государственное регулир ование цен сочетается с финансо во-кре-дитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.). 1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения ___________ Ijj В системе государственного регулирования рынка и товарного обращения важное место занимают вопросы за шиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать. В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предвар ительного лицензирования произв одства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией. В развитых странах интересы потребителей представляют многие авительственные и неправительственные организации и учрежде- я, действующие на основе получения прибыли и не преследующие ли получения прибыли. Особую группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели: 1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли. 2. Информировать предприятия о том, что запрещено. 3. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения. Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались применяются разнообразные методы экономического и неэкономи-еского воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в коечном счете, подчинены триединой цели обеспечить: • производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок; • потребителю свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления; • третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов. Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране. Глава 1, Организация государственного регулирования торговли
Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю. Особого внимания заслуживает защбежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима: • предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний; • покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.011 с.) |