Организация государственного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственного



РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

Г

1.1. Принципы и содержание организации

^

государственного регулирования торговли 'азвитие рыночных отношений в России показывает, что одна из на и-олее сдож1 ШХ проблем — это отн ошения государства и рынка. Рос-ийский опыт перехода к системе рыночных отношений и прак тика эко номически разв итых государств говорят о 1тео бходим1зети госу-йрственного регулирования рыночных отношений. Более сложный зопрос — это во прос о пределах государственного вмешательства в дея­тельность рынка. Зде сь существуют две конц епции. Первая п олучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня го­сударственного регулирования рыночных отношений. Вторая называ­ется KeUHCuaHgcoujiojiueH и ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно о сновательно регулировать рыночные отношений. В настоящее время страны с раз­витой рыночной экономикой в большей мере руководствуются вто­рой концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел Государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не су­ществует. В каждой стране сте пень государственного рег улирования определяется исходя из о собенностей экономической системы.

В Российской Федсра1ли1 ^)еударств о дос таточно основате льно ре­
гулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это про- /
является в регламентации законом организационно-прав овых форм
к оммерческих орган изаций, необходимости государственной регпст-
рацин, лицензирования отдельных видов предпринимательской дея- А,
телыюсти, обяз ательной сертификации товаров п услуг и др..3

Государство регулирует договорно-обязлтельствеппые отноше­ния между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь-


ё


П)______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

ко на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изме-7 ч нения договоров, устанавливается отв етственно сть за невыполне­ние договорных обязательств. Причем значительное внимание уде­ляется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, ком­мерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

Крупный блок отношений, регулируемых государством, представ­лен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Дей-ству ющее законодательство определяет^пгзавовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и оттор­жения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к по­требителю регламентируется договорами купли-продажи и мены,

*>"* а также сопутствующими им договорами перевозки гр узов, хранения на товарном с кладе, страхования имущества и др.

Важной сферой госуд арственного регулирования является также

q система палогообложения пре дпринимательских структур. Налого­вым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определ ены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.

Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государ­ства становится эко номичес кое _регул_иров_ание. Стратегической це­лью такого регулирования является соз дание необходимых услов ий, при которых можно своевременно"контролировать насыщение по­требительского рынка и его стратегическую безопасность. Основны- _ми _задачамп системы государственного рег улирования торговли

Д_ стали: форм ироваш шдостаточной конкурентной среды; защита внут- Д^ реннего рынка на основе поддержки отечественного товароироизво-дителя^ре гулирования иностранны х инвестиций в сферу торговли, J jj обосщншиичотраслевых особенностей палогообложения, лицензи­ рования, кредитования, квотирова пия^эфф сктивный контр оль за­щиты прав и соблюдения интересов потребтелей/сти мулиров ание обновления технологии торгового процесса п логистического обслу-жйвания^азвитие и укрупнение нормэтшзшэчгравовой базы торгов-лихподдержание тре буемых тчпзщщпотоков для обеспечения госу­дарственных нужд.


1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования.

Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные групп ы торговых организа­ций, являющихся объектами г осударственного регу лирования: / • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по гене ральным соглаше ниям с органами исполнительной вл асти всех уровней и создающие своеобразную зону страт е гичес кого контроля "испол­нительной власти на потребительском рынке; торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования. Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосу­дарственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирован ия должен опираться на дгест ь ведущих принципов:

1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями "" и ориентация на управление процессами, протекающими на по­требительском рынке., 2. Сведение административного воздействия к нормативно-право-х вому регулированию.

3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независи-' мо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Признание необходимости централизации определенного комп-/-■ лекса организационно-экономических функций.

5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государ­
ственного регулирования.

6. Четкое разделение'функций между тремя уровнями системы
s государственного регулирования при сохранении на каждом

из них общего подхода к проблеме государственного регули­рования торговли в целом. Общее содержа!iне государстве)того регул и|)Онапня должно опирать-ря на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять трсдусмотренные законодательством разрешительные, коптролыю-(зап ре тигельные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, фор-


 



V


Г


<f


^2_______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли


1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения



 


мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регули­рования торговли задачами федерального уровня становятся тамо­женное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и суб­сидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспе­чивать реализацию принципов совместного ведения торгового об­служивания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой по­литики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государ­ственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их примене­ния к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормати­вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эф­фективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие ре­гионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроиз­водителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за со­блюдением прав потребителей.

Непос редственным организатором, координатором и исполнителем функций государственно го регулирова ния торговли является муници­па льный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим си­туацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор-


гового оборота; рациональное размещение торговых объектов по терри­тории муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.0.123 (0.012 с.)