Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7, Инфраструктура рыночной оптовой торговли

Поиск

Товарные биржи



 


Основными субъектами в системе распределения продовольствия являются: производитель-оптовик-оптовый покупатель.

Как известно, цель хозяйственной деятельности производителя — получение максимума прибыли. В рамках оптового рынка у произво­дителя появляется возможность получения прибыли не за счет повы­шения цены, а за счет увеличения товарооборота. Это служит нормой рыночной экономики.

Оптовик является ключевой фигурой на оптовом продовольствен­ном рынке и связующим звеном между производителем и оптовым покупателем. Работа в системе оптового продовольственного рынка дает оптовику несомненные выгоды: появляется возможность закуп­ки товаров большими партиями и в широком ассортименте, что позво­ляет более рационально использовать складские помещения и торговые площади, повысить товарооборачиваемость, сократить транспортные издержки и тем самым увеличить прибыль.

Оптовый покупатель имеет возможность закупки продукции мел­кими партиями и в ассортименте с оптового продовольственного рынка ежедневно. Исключается необходимость в товарных запасах и тем самым до минимума сокращается отвлечение оборотных денеж­ных средств.

Форма расчетов за товар определяется продавцом и покупателем, стоимость товара оплачивается в момент передачи продавцом в рас­поряжение покупателя самого товара либо товарораспорядительных документов.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о самых разнообразных формах долговременного сотрудничества оптовых покупателей, това­ропроизводителей и оптовиков. Что получит конечный потребитель от этого сотрудничества? Доброкачественные, в широком ассортименте и по доступным ценам продукты питания. Экспертно-аналитическая оценка показывает, что если будут задействованы основные факторы снижения цены на уровне всех участников канала товародвижения, то розничная цена уменьшится примерно на 40% и выровняется на меж­региональном пространстве.

В странах с развитой рыночной экономикой оптовые продоволь­ственные рынки, имеющие одну и ту же организационную и техноло­гическую модель, объединены в единую систему, образующую продо­вольственное пространство страны. Между рынками устанавливается эффективное движение продовольственных потоков, организуемых как национальными оптовиками, так и зарубежными. Крупные нацио­нальные оптовые продовольственные рынки, как правило, снабжают


продовольствием не только население собственной страны, но и зару­бежные страны, являясь в то же время местом экспортно-импортных операций.

Совершенно очевидно, что проблема создания системы оптовых про­довольственных рынков неотделима от проблемы АПК России. Един­ство интересов производителей, переработчиков, оптовиков, розничной торговли, общественного питания и потребителя — вот та задача, кото­рую призвана решить система оптовых продовольственных рынков.

Товарные биржи

Товарная биржа представляет собой организованный товарный ры­нок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Особенностью работы бирж является их бесприбыльность. Товарная биржа по своему статусу представляет собой общественную организа­цию, которая не ставит целью получение прибыли. Это союз предпри­нимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является бесприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием, обеспе­чивающим оптовый рынок реального товара. Сумма превышения до­ходов биржи над ее расходами за минусом установленных законода­тельством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко оп­ределить место биржи в системе оптового посредничества: это не до­полнительный механизм обогащения коммерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества.

Товарные биржи можно разделить на два вида: биржи с наличным товаром и срочные — фьючерсные биржи. Наличные биржи, в свою очередь, подразделяются на открытые и закрытые. Открытая биржа торгует реальным товаром. В начальный период развития на них обес­печивался свободный доступ в биржевое кольцо самих клиентов-про­давцов и заказчиков-покупателей. Для закрытой биржи, также торгу­ющей реальным товаром, характерны два главных признака: запрет па доступ покупателей и продавцов в биржевое кольцо и наличие специ­ализированной системы органов сбора н добиржевой обработки зака­зов за пределами главного здания биржи, т. е. существование перифе­рийных служб.

Срочные фьючерсные биржи появились в США в начале (Ю-х гг. прошлого века, став в настоящее время преобладающей формой бир-


200 _______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

жевой торговли. На фьючерсных биржах объектом торговли являют­ся контракты, а не товары непосредственно. В России первая срочная биржа стала функционировать в 1992 г. Фьючерсные биржи подразде­ляются на закрытые, открытые и универсальные.

На закрытой срочной бирже оперируют только профессионалы, брокеры, покупающие и продающие контракты, стандартизованные по количеству, качеству, времени и месту поставки товаров. На дан­ном виде биржи преобладают сделки с целью хеджирования, т. е. стра­хования цены контрактного товара от риска либо падения, нежелатель­ного для производителя, либо увеличения, невыгодного потребителю. Контракт как обязательство поставить товар в определенное время в будущем имеет на таких биржевых рынках вполне определенное то­варное покрытие, ибо продукция, подлежащая реализации в назначен­ный заранее срок, должна быть в наличии или должен иметься доку­мент о ее приобретении. Чтобы продать контракт на срочной бирже на поставку товара в будущем, производитель обязан иметь соответству­ющее товарное обеспечение.

На открытой срочной бирже наряду с профессионалами действуют любые продавцы или покупатели контрактов. Это открытая срочная биржа смешанного типа. В 70-х гг. биржевая торговля вышла на каче­ственно новый уровень: объектом биржевого ценообразования стала еще не произведенная продукция благодаря тому, что стандартизиро­ваться стали сами контракты, а не, как это было ранее, товарные партии, подлежащие реализации по контракту. Возникла «бумажная» срочная товарная биржа.

Эволюция привела к возникновению не просто ценообра.чующих, но и цеиострахующих и ценопрогпозирующих бирж, таковой и стала универсальная торговая срочная биржа. Контрактная система обеспе­чила практически полный отрыв цены от самого товара и возможность ее выявления до начала производства продукции, что, в конечном сче­те, означает бестоварное хеджирование, т. е. страхование цены любых объектов торговли.

Организационная структура биржи представлена на рис. 7.1.

Ведущее место в структуре биржи имеет котировальная комиссия. Ее основная задача — организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключи тельных) при совершении сделки. На базе перечисленных цеп опреде­ляется котировальная — справочная цена, представляемая в прайс-листах биржи, т. е. биржевом бюллетене.


 

 

7.3. Товарные биржи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.006 с.)