И технологических процессов в магазинах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И технологических процессов в магазинах



Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического про­гресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее техно­логии. Технология (греч. «наука о мастерстве») — это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т. п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств то­варов и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Спе­цифическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы произ­водства в сферу потребления, по и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологи­ческий процессы.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особен­ность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а поку­патели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредствен­ное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов то­варов и др.

w>


50_______ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных пото­ков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подго­товкой их к продаже. Технологический процесс включает такие опе­рации, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей.

Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, це­лью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру­да и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Операцией называется часть торгового или технологического про­цесса, выполняемая одним или несколькими работниками, осуществля­ющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте.

Основными принципами организации указанных процессов в мага­зинах являются:

• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

• обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия вре­мени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов, научной организации труда;

• достижение оптимальной экономической эффективности техно­логического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издер­жек обращения;

• сохранение физико-химических свойств товаров.

Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства това­ров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ро­стом благосостояния и культурного уровня населения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологичес­кого процессов в магазинах.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их го­товности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгово­го и технологического процессов.


3.1. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах ______ [П

Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по ко­личеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, при­емку их по количеству и качеству, хранение и продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.

Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универ­сальных, одновременно действуют все три схемы.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на реше­ние основной задачи — обслуживание покупателей в процессе про­дажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции, последовательность их проведения в зависи­мости от применяемых форм продажи рассматриваются в главе 4 учебника. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т. е. носят подчиненный характер. Однако от их выполнения зависит не только качество обслужива­ния покупателей, но и эффективность торгового и технологическо­го процессов в целом.

Первой технологической операцией является приемка товаров, ^поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных Средств, для чего используют различные виды механического обору­дования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в кры­тых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для ^Одновременной приемки нескольких автомашин. При организации Торгового и технологического процессов с использованием тары-обо-; рудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова авто­машины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют К местам хранения или непосредственно в торговый зал.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в мага­зине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физи­ко-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продук-


52________ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

ции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответ­ственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взве­шивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и техни­ческих условий.

Принимая товары по количеству и качеству, одновременно прове­ряют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответ­ствии с сопроводительными документами.

После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избран­ной стратегии управления запасами товаров. Для обеспечения эффек­тивности работы магазинов хранение товаров должно быть рацио­нальным, что достигается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для прода­жи виде. Этому способствует широкое использование тары-оборудо­вания. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65% уменьшить площадь кладо­вых и соответственно увеличить торговую площадь.

При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организа­ция хранения предполагает создание условий хранения товаров в со­ответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное раз­мещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использова­ния площади кладовых.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологи­ческого процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные опера­ции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить про­цесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей.

С позиции минимизации затрат общественного труда наиболее це­лесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, ко­торая, однако, пока с этой задаче]"! не справляется. На долю промыш­ленности приходится в настоящее время лишь 35-40% общей массы фасованных продуктов. Поэтому приходится организовывать фасов-


З П. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах ______ 53

ку продуктов в различных звеньях оптовой и розничной торговли, в том числе и в магазинах. Однако фасовка товаров в магазинах не дает долж­ного эффекта. Если она ведется вручную, то требует больших затрат труда. Оснащение же магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно неболь­шого объема работы. Поэтому фасовка продуктов должна осуществ­ляться наряду с предприятиями промышленности централизованно на складах оптовых предприятий. В магазинах же целесообразно фа­совать некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу. Раз­мер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и других факторов.

Фасовка и дозировка товаров неразрывно связаны с их упаковкой. Для упаковки предварительно взвешенных продовольственных това­ров используют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фа­совки, рабочий номер фасовщика.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в таре-оборудовании, корзинах.

Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупате­лей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса (хлебо­булочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в непосред­ственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запа­сов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродо­вольственные товары, следует размещать в центральной части торго­вого зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. 11сльзя за­бывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости това­ров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недале­ко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т. п.


54_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

Непродовольственные товары периодического и частого спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообраз­но размещать в торговом зале по принципу потребительского назначе­ния (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.).

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют при­емы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров нава­лом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить компози­цию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на гор­ках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентировать­ся в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.

Проходя мимо оборудования, покупатель в основном рассматрива­ет товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки, а также това­ры, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупатель­ским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования.

Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо прово­дить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой пра­вильности работы кассовых машин, весовых и измерительных прибо­ров, обеспечением кассиров разменной монетой.

Повышение эффективности организации торгового и технологическо­го процессов достигается разработкой технологических карт. Техноло­гическая карта — это форма документации, которая включает поопера­ционную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические кар­ты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологи­ческие карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, коли­чества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале.

Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей.

Дальнейшее внедрение достижений научно-технического прогрес­са в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач опти-


3.1. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах ______ 55

мизацию торгового и технологического процессов в магазинах. Реше­ние этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупате­лей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу това­ров, сократить товарные потери, облегчить труд работников.

Требования современной технологии заключаются прежде всего в том, что подготовку товаров к продаже, включая фасовку, упаковку и комплектование ассортимента, нужно проводить на конечных ста­диях производства или на складах оптовых предприятий. Полностью подготовленные к продаже товары должны быть уложены в специали­зированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны, тележки-эта­жерки) и доставлены в магазин на автомашине с грузоподъемными устройством. При этом значительная часть товаров может поступать непосредственно в торговый зал и продаваться из тары-оборудования.

Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность: j • устранить излишние звенья на пути движения товаров от произ- ' водства до торгового зала магазина;

'{ • максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы 1, в промышленности, на транспорте и в торговле, что позволит улучшить условия труда и резко сократить численность работ- i ников, занятых на этих работах;

i • значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ •- по подготовке товаров к продаже;

'< ' • сократить расходы на производство и эксплуатацию транспорт­ной тары; ' • повысить эффективность использования автотранспорта; " • уменьшить расходы на изготовление оборудования для выклад­ки товаров в торговых залах магазинов;

• обеспечить экономию капиталовложений на строительство мага­зинов;

• сократить потребность в хранении больших запасов товаров;

• повысить эффективность использования торговой площади, гак как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обыч-

..,] пыми видами торгового немеханического оборудования.

Технология доставки и продажи товаров, особенно продоволь­ственных, с использованием тары-оборудования уже успешно приме­няется во многих городах нашей страны.


56_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

3.2. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство и размещение магазинных помещений

В соответствии с действующими нормативными правилами на всех предприятиях розничной торговли должны выполняться санитарно-гигиенические требования, требования противопожарной безопасно­сти, электро- и взрывобезопасности, экологической безопасности.

Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инже­нерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходи­мый уровень комфорта и безопасности, а машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства — иметь сертификаты соответствия.

В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной тор­говли следует предусматривать устройства, обеспечивающиеинвали-дам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг.

Магазины должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу, а прилегающая территория — освещаться в ноч­ное время.

На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м.

Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указа­нием фирменного наименования организации, режима работы, место­нахождения, юридического адреса.

В помещении предприятия следует разместить информацию о го­сударственной регистрации предприятия торговли, наименовании за­регистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских поме­щений и их площадь должны обеспечивать последовательность про­ведения технологических процессов товародвижения.

В строящихся и реконструируемых магазинах при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пасса­жирских лифтов или эскалаторов.


 

 

3.2. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство..

Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна

обеспечивать покупателю удобство выбора и приобретения товаров

(табл. 3.1).

Таблица 3.1 Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов

(строящихся и реконструируемых)

 

Расположение проходов Ширина, м, не менее
Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал) 1J
Между параллельно расположенными островными горками 1,4
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием 1,6
Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками 2,0
Между кабинами контролеров-кассиров 0,6
Между кассовыми кабинами и торцами островных горок 2,0
Между прилавком и оборудованием за прилавком 0,9
Между прилавками 2,8
Между прилавками и стеной 1,2

При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и бо­лее должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей.

Магазины размещают в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях.

Размещение магазинов в первых этажах жилых домов затрудняет рациональную организацию торгового и технологического процессов. Поскольку планировка первого этажа жилого дома подчинена плани­ровке квартир, помещения магазинов имеют глубину не более 12 м и к тому же разделены лестничными клетками. Кроме того, магазины, размещенные в первых этажах жилых домов, создают большое неудоб­ство для населения.

Несколько лучшие условия для организации торгового и техноло­гического процессов имеют встроепио-пристроеппые магазины.

Однако наилучшие условия для организации торговли обеспечива­ются при размещении магазинов в отдельно стоящих зданиях. Лдесь создаются реальные возможности для подчинения устройства и пла-


58________ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

нировки всех помещений требованиям рациональной организации торгового процесса. Примером таких магазинов служат универсаль­ные продовольственные магазины типа «Универсам», строительство которых осуществляется в основном по типовым проектам. Строи­тельство отдельно стоящих зданий является перспективным направ­лением развития сети магазинов.

Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологическо­го процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; слу­жебные и бытовые; технические.

Торговые помещения в магазине являются основными. Они вклю­чают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.).

Торговые помещения магазина играют основную роль в непосред­ственном доведении товаров до потребителей и обслуживании поку­пателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологи­ческий процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональ­ную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эф­фективность торгового процесса в магазине.

Технологическая линия движения товаров в магазине непосред­ственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся: разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к прода­же должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рацио­нальным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) по­мещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между тор­говыми помещениями и помещениями для приемки, хранения п под­готовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина.

Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возмож­ность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств ме-


Щ. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство... _ 59

ханизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпа­дать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными Бесами. Это дает возможность использовать при раз­грузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тариро­ванные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры.

Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохран­ность в течение установленного срока хранения, соответствие факти­ческого режима хранения нормативному. Холодильные камеры сле­дует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованно­го хладоснабжения.

К устройству помещений для подготовки товаров к продаже долж­ны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, зачистка, мой­ка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные помещения, например, следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товар­ных потоков в магазине.

Таким образом, устройство и размещение всех помещений для при­емки, хранения и подготовки товаров к продаже следует подчинить требованиям рациональной организации торгового и технологическо­го процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны между собой коридорами шириной не менее 1,8 м.

К подсобным помещениям магазина относятся помещения, ис­пользуемые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изго­товления рекламно-декоративпых средств, приемки стеклянной тары от населения, а также моечные.

Подсобные помещения целесообразно размещать в боковой, наибо­лее отдаленной от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом процессах магазина прямою участия они не при­нимают.

Кладовую тары размещают вблизи разгрузочной площадки, что по­зволяет грузить освободившуюся тару па автомашины с минимальны­ми трудовыми затратами. Если в магазине организована приемка от населения стеклянной тары, кладовая должна иметь отдельный вход.


60_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

Служебные и бытовые помещения магазина (кабинет директора, сто­ловая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организа­ций, гардеробные, душевые, туалеты и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помеще­ниями. Если магазин размещен в отдельно стоящем здании, то для сокра­щения площади застройки целесообразно служебные и бытовые поме­щения устраивать на втором этаже. Устройство и интерьер этой группы помещений должны обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха работникам магазина. В крупных магазинах целесообразно оборудовать кабинеты психологической разгрузки (релаксации).

К техническим помещениям магазина относятся вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, ка­меры кондиционирования воздуха и др. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назна­чением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора.

В торговле внедрение достижений научно-технического прогресса неразрывно связано с оснащением магазинов различными видами оборудования: весоизмерительным, холодильным.торговыми автома­тами и др. Виды этого оборудования, принцип действия и предъявля­емые требования изучают в курсе «Торговое оборудование». Мы же рассмотрим здесь только так называемое немехапическое оборудова­ние, или торговую мебель. От правильности выбора торговой мебели зависит уровень обслуживания покупателей, пропускная способность магазина, численность работников и производительность их труда.

Торговую мебель классифицируют но различным признакам: месту использования, назначению, способу установки, материалу изготов­ления и др. Среди них основным является деление по месту использо­вания. По этому принципу различают торговую мебель для торговых помещений и мебель, находящуюся в помещениях для приемки, хра­нения и подготовки товаров к продаже.

Наиболее важную роль в повышении эффективности работы мага­зина играет торговая мебель, размещенная в торговом зале — основ­ном торговом помещении магазина. Различают основную мебель торгового зала, предназначенную для размещения товаров и работы персонала магазина по обслуживанию покупателей, и вспомогатель­ную, создающую дополнительные удобства для покупателей.

К основной мебели в магазинах самообслуживания относят при­стенное оборудование и островные горки, кабины кассиров-коптроле-


. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство... 6_1

ров, а в магазинах, осуществляющих продажу товаров с индивидуаль­ным обслуживанием покупателей, — прилавки для размещения това­ров и обслуживания покупателей, шкафы, подшкафники, служащие для выкладки товаров и их хранения на рабочих местах продавцов, кассовые кабины.

Оборудование для выкладки товаров может быть специализиро­ванным, изготовленным применительно к особенностям отдельных групп товаров (лотки для выкладки хлебобулочных изделий, прилавки-аквариумы для живой рыбы и т. п.), и универсальным, приспособлен­ным для размещения различных товаров.

При прогрессивной технологии доставки и продажи товаров в каче­стве оборудования для размещения товаров в торговых залах приме­няют тару-оборудование, которая может быть использована не только для выкладки товаров, но и для временного хранения дополнительно­го запаса. Основные требования к таре-оборудованию приведены в ГОСТ 24851-81 «Тара-оборудование. Основные параметры и раз­меры». Размещать такое оборудование в торговом зале можно в три яруса. Опыт работы универсамов подтверждает, что в этом случае две трети запасов товаров хранятся в торговом зале, позволяя тем самым сократить площадь кладовых.

Вспомогательная мебель торговых залов — это шкафы для хране­ния личных вещей покупателей, прилавки для размещения инвентар­ных корзин, столы и прилавки для упаковки товаров покупателями.

К торговой мебели предъявляются функционально-технологические, эргономические, экономические, санитарно-гигиенические и эстети­ческие требования.

Функционально-технологические требования к торговой мебели предполагают необходимость создания оптимальных условий для обеспечения наиболее рациональных приемов выкладки и размеще­ния товаров, возможность оперативного пополнения их запасов.

В магазинах самообслуживания конструкция торговой мебели долж­на обеспечивать максимальную вместимость товаров.

Емкость оборудования, его экспозиционная площадь оказывают непосредственное влияние на размер запасов товаров, размещаемых в торговом зале, пропускную способность магазина, эффективность использования торговой площади.

Важным показателем емкости оборудования для выкладки товаров является соотношение экспозиционной и установочной площади. Чем выше это соотношение, тем больше товаров может вместить оборудо­вание. Оборудование для выкладки товаров должно быть удобным и


62Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях.

для покупателей, которым следует предоставить возможность вплот­ную подходить к выставленным товарам, отбирать их в инвентарные корзины и тележки. И, наконец, торговое оборудование должно обес­печивать сохранность качества.и внешнего вида товаров.

Эргономические требования предполагают оптимальное соответ­ствие размеров, конструктивных параметров торговой мебели антропо­метрическим данным человека. Ее конструкция должна быть удобна для торгового персонала, обеспечивать возможность работы без излишних наклонов, поворотов и других движений, вызывающих утомление и до­полнительные затраты времени, способствовать росту производительно­сти труда. Оптимальная высота пристенных горок для выкладки товаров в магазинах самообслуживания составляет 180 см, при этом нижняя пол­ка горок должна быть установлена на высоте 30 см от пола, верхняя — на высоте 170 см. Высота прилавков в зоне самообслуживания, столов и прилавков для упаковки товаров, хранения инвентарных корзин и лич­ных вещей покупателей — 75-85 см, ширина — 60-90 см. Кабина кас­сира-контролера имеет длину 160 см, ширину— 100 см и высоту — 85 см.

Экономические требования предполагают конструктивную просто­ту торговой мебели, использование для ее производства дешевых мате­риалов. Мебель должна быть прочной, устойчивой, надежной в работе.

Наиболее эффективной является сборно-разборная секционная ме­бель из взаимозаменяемых унифицированных монтажных элементов. Такую мебель легко смонтировать в любом помещении, максимально используя торговую площадь.

Мебель торгового зала должна отвечать требованиям санитарии. Конструкция мебели должна позволять легко ее мыть и чистить.

Эстетические требования выражаются в том, что форма, внешняя отделка, цвет торговой мебели должны гармонировать с общим архи­тектурно-художественным оформлением торгового зала. Наружную поверхность мебели торговых залов магазинов, как правило, окраши­вают в светлые тона, подчеркивая тем самым чистоту помещения.

К торговой мебели помещений для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже относят подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения мяс­ных туш, копченостей.

Планировка торгового зала магазина

Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового


3.3. Планировка торгового зала магазина_________________________ 63

зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания.

Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.068 с.)