Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И технологических процессов в магазинахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического прогресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее технологии. Технология (греч. «наука о мастерстве») — это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т. п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, по и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др. w> 50_______ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей. Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть торгового или технологического процесса, выполняемая одним или несколькими работниками, осуществляющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте. Основными принципами организации указанных процессов в магазинах являются: • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; • обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания; • соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда; • достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения; • сохранение физико-химических свойств товаров. Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ростом благосостояния и культурного уровня населения. Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процессов в магазинах. В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов. 3.1. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах ______ [П Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу. Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу. Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания. Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универсальных, одновременно действуют все три схемы. Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи — обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции, последовательность их проведения в зависимости от применяемых форм продажи рассматриваются в главе 4 учебника. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т. е. носят подчиненный характер. Однако от их выполнения зависит не только качество обслуживания покупателей, но и эффективность торгового и технологического процессов в целом. Первой технологической операцией является приемка товаров, ^поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных Средств, для чего используют различные виды механического оборудования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в крытых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для ^Одновременной приемки нескольких автомашин. При организации Торгового и технологического процессов с использованием тары-обо-; рудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова автомашины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют К местам хранения или непосредственно в торговый зал. Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в магазине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продук- 52________ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях ции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором. Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Принимая товары по количеству и качеству, одновременно проверяют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответствии с сопроводительными документами. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избранной стратегии управления запасами товаров. Для обеспечения эффективности работы магазинов хранение товаров должно быть рациональным, что достигается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для продажи виде. Этому способствует широкое использование тары-оборудования. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65% уменьшить площадь кладовых и соответственно увеличить торговую площадь. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. С позиции минимизации затрат общественного труда наиболее целесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, которая, однако, пока с этой задаче]"! не справляется. На долю промышленности приходится в настоящее время лишь 35-40% общей массы фасованных продуктов. Поэтому приходится организовывать фасов- З П. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах ______ 53 ку продуктов в различных звеньях оптовой и розничной торговли, в том числе и в магазинах. Однако фасовка товаров в магазинах не дает должного эффекта. Если она ведется вручную, то требует больших затрат труда. Оснащение же магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно небольшого объема работы. Поэтому фасовка продуктов должна осуществляться наряду с предприятиями промышленности централизованно на складах оптовых предприятий. В магазинах же целесообразно фасовать некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу. Размер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и других факторов. Фасовка и дозировка товаров неразрывно связаны с их упаковкой. Для упаковки предварительно взвешенных продовольственных товаров используют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фасовки, рабочий номер фасовщика. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в таре-оборудовании, корзинах. Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса (хлебобулочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в непосредственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала. Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. 11сльзя забывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости товаров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недалеко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т. п. 54_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях Непродовольственные товары периодического и частого спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообразно размещать в торговом зале по принципу потребительского назначения (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.). При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить композицию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на горках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу. Проходя мимо оборудования, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки, а также товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупательским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования. Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой правильности работы кассовых машин, весовых и измерительных приборов, обеспечением кассиров разменной монетой. Повышение эффективности организации торгового и технологического процессов достигается разработкой технологических карт. Технологическая карта — это форма документации, которая включает пооперационную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологические карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, количества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале. Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей. Дальнейшее внедрение достижений научно-технического прогресса в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач опти- 3.1. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах ______ 55 мизацию торгового и технологического процессов в магазинах. Решение этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупателей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу товаров, сократить товарные потери, облегчить труд работников. Требования современной технологии заключаются прежде всего в том, что подготовку товаров к продаже, включая фасовку, упаковку и комплектование ассортимента, нужно проводить на конечных стадиях производства или на складах оптовых предприятий. Полностью подготовленные к продаже товары должны быть уложены в специализированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны, тележки-этажерки) и доставлены в магазин на автомашине с грузоподъемными устройством. При этом значительная часть товаров может поступать непосредственно в торговый зал и продаваться из тары-оборудования. Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность: j • устранить излишние звенья на пути движения товаров от произ- ' водства до торгового зала магазина; '{ • максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы 1, в промышленности, на транспорте и в торговле, что позволит улучшить условия труда и резко сократить численность работ- i ников, занятых на этих работах; i • значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ •- по подготовке товаров к продаже; '< ' • сократить расходы на производство и эксплуатацию транспортной тары; ' • повысить эффективность использования автотранспорта; " • уменьшить расходы на изготовление оборудования для выкладки товаров в торговых залах магазинов; • обеспечить экономию капиталовложений на строительство магазинов; • сократить потребность в хранении больших запасов товаров; • повысить эффективность использования торговой площади, гак как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обыч- ..,] пыми видами торгового немеханического оборудования. Технология доставки и продажи товаров, особенно продовольственных, с использованием тары-оборудования уже успешно применяется во многих городах нашей страны. 56_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях 3.2. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство и размещение магазинных помещений В соответствии с действующими нормативными правилами на всех предприятиях розничной торговли должны выполняться санитарно-гигиенические требования, требования противопожарной безопасности, электро- и взрывобезопасности, экологической безопасности. Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности, а машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства — иметь сертификаты соответствия. В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства, обеспечивающиеинвали-дам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг. Магазины должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу, а прилегающая территория — освещаться в ночное время. На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м. Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса. В помещении предприятия следует разместить информацию о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения. В строящихся и реконструируемых магазинах при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов.
3.2. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство.. Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателю удобство выбора и приобретения товаров (табл. 3.1). Таблица 3.1 Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м. В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей. Магазины размещают в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях. Размещение магазинов в первых этажах жилых домов затрудняет рациональную организацию торгового и технологического процессов. Поскольку планировка первого этажа жилого дома подчинена планировке квартир, помещения магазинов имеют глубину не более 12 м и к тому же разделены лестничными клетками. Кроме того, магазины, размещенные в первых этажах жилых домов, создают большое неудобство для населения. Несколько лучшие условия для организации торгового и технологического процессов имеют встроепио-пристроеппые магазины. Однако наилучшие условия для организации торговли обеспечиваются при размещении магазинов в отдельно стоящих зданиях. Лдесь создаются реальные возможности для подчинения устройства и пла- 58________ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях нировки всех помещений требованиям рациональной организации торгового процесса. Примером таких магазинов служат универсальные продовольственные магазины типа «Универсам», строительство которых осуществляется в основном по типовым проектам. Строительство отдельно стоящих зданий является перспективным направлением развития сети магазинов. Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; служебные и бытовые; технические. Торговые помещения в магазине являются основными. Они включают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.). Торговые помещения магазина играют основную роль в непосредственном доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине. Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся: разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) помещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между торговыми помещениями и помещениями для приемки, хранения п подготовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина. Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств ме- Щ. Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство... _ 59 ханизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпадать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными Бесами. Это дает возможность использовать при разгрузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тарированные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры. Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение установленного срока хранения, соответствие фактического режима хранения нормативному. Холодильные камеры следует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованного хладоснабжения. К устройству помещений для подготовки товаров к продаже должны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, зачистка, мойка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные помещения, например, следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товарных потоков в магазине. Таким образом, устройство и размещение всех помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже следует подчинить требованиям рациональной организации торгового и технологического процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны между собой коридорами шириной не менее 1,8 м. К подсобным помещениям магазина относятся помещения, используемые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изготовления рекламно-декоративпых средств, приемки стеклянной тары от населения, а также моечные. Подсобные помещения целесообразно размещать в боковой, наиболее отдаленной от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом процессах магазина прямою участия они не принимают. Кладовую тары размещают вблизи разгрузочной площадки, что позволяет грузить освободившуюся тару па автомашины с минимальными трудовыми затратами. Если в магазине организована приемка от населения стеклянной тары, кладовая должна иметь отдельный вход. 60_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях Служебные и бытовые помещения магазина (кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организаций, гардеробные, душевые, туалеты и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помещениями. Если магазин размещен в отдельно стоящем здании, то для сокращения площади застройки целесообразно служебные и бытовые помещения устраивать на втором этаже. Устройство и интерьер этой группы помещений должны обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха работникам магазина. В крупных магазинах целесообразно оборудовать кабинеты психологической разгрузки (релаксации). К техническим помещениям магазина относятся вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха и др. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назначением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора. В торговле внедрение достижений научно-технического прогресса неразрывно связано с оснащением магазинов различными видами оборудования: весоизмерительным, холодильным.торговыми автоматами и др. Виды этого оборудования, принцип действия и предъявляемые требования изучают в курсе «Торговое оборудование». Мы же рассмотрим здесь только так называемое немехапическое оборудование, или торговую мебель. От правильности выбора торговой мебели зависит уровень обслуживания покупателей, пропускная способность магазина, численность работников и производительность их труда. Торговую мебель классифицируют но различным признакам: месту использования, назначению, способу установки, материалу изготовления и др. Среди них основным является деление по месту использования. По этому принципу различают торговую мебель для торговых помещений и мебель, находящуюся в помещениях для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Наиболее важную роль в повышении эффективности работы магазина играет торговая мебель, размещенная в торговом зале — основном торговом помещении магазина. Различают основную мебель торгового зала, предназначенную для размещения товаров и работы персонала магазина по обслуживанию покупателей, и вспомогательную, создающую дополнительные удобства для покупателей. К основной мебели в магазинах самообслуживания относят пристенное оборудование и островные горки, кабины кассиров-коптроле- . Общие требования к предприятиям розничной торговли, устройство... 6_1 ров, а в магазинах, осуществляющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, — прилавки для размещения товаров и обслуживания покупателей, шкафы, подшкафники, служащие для выкладки товаров и их хранения на рабочих местах продавцов, кассовые кабины. Оборудование для выкладки товаров может быть специализированным, изготовленным применительно к особенностям отдельных групп товаров (лотки для выкладки хлебобулочных изделий, прилавки-аквариумы для живой рыбы и т. п.), и универсальным, приспособленным для размещения различных товаров. При прогрессивной технологии доставки и продажи товаров в качестве оборудования для размещения товаров в торговых залах применяют тару-оборудование, которая может быть использована не только для выкладки товаров, но и для временного хранения дополнительного запаса. Основные требования к таре-оборудованию приведены в ГОСТ 24851-81 «Тара-оборудование. Основные параметры и размеры». Размещать такое оборудование в торговом зале можно в три яруса. Опыт работы универсамов подтверждает, что в этом случае две трети запасов товаров хранятся в торговом зале, позволяя тем самым сократить площадь кладовых. Вспомогательная мебель торговых залов — это шкафы для хранения личных вещей покупателей, прилавки для размещения инвентарных корзин, столы и прилавки для упаковки товаров покупателями. К торговой мебели предъявляются функционально-технологические, эргономические, экономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования. Функционально-технологические требования к торговой мебели предполагают необходимость создания оптимальных условий для обеспечения наиболее рациональных приемов выкладки и размещения товаров, возможность оперативного пополнения их запасов. В магазинах самообслуживания конструкция торговой мебели должна обеспечивать максимальную вместимость товаров. Емкость оборудования, его экспозиционная площадь оказывают непосредственное влияние на размер запасов товаров, размещаемых в торговом зале, пропускную способность магазина, эффективность использования торговой площади. Важным показателем емкости оборудования для выкладки товаров является соотношение экспозиционной и установочной площади. Чем выше это соотношение, тем больше товаров может вместить оборудование. Оборудование для выкладки товаров должно быть удобным и 62Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях. для покупателей, которым следует предоставить возможность вплотную подходить к выставленным товарам, отбирать их в инвентарные корзины и тележки. И, наконец, торговое оборудование должно обеспечивать сохранность качества.и внешнего вида товаров. Эргономические требования предполагают оптимальное соответствие размеров, конструктивных параметров торговой мебели антропометрическим данным человека. Ее конструкция должна быть удобна для торгового персонала, обеспечивать возможность работы без излишних наклонов, поворотов и других движений, вызывающих утомление и дополнительные затраты времени, способствовать росту производительности труда. Оптимальная высота пристенных горок для выкладки товаров в магазинах самообслуживания составляет 180 см, при этом нижняя полка горок должна быть установлена на высоте 30 см от пола, верхняя — на высоте 170 см. Высота прилавков в зоне самообслуживания, столов и прилавков для упаковки товаров, хранения инвентарных корзин и личных вещей покупателей — 75-85 см, ширина — 60-90 см. Кабина кассира-контролера имеет длину 160 см, ширину— 100 см и высоту — 85 см. Экономические требования предполагают конструктивную простоту торговой мебели, использование для ее производства дешевых материалов. Мебель должна быть прочной, устойчивой, надежной в работе. Наиболее эффективной является сборно-разборная секционная мебель из взаимозаменяемых унифицированных монтажных элементов. Такую мебель легко смонтировать в любом помещении, максимально используя торговую площадь. Мебель торгового зала должна отвечать требованиям санитарии. Конструкция мебели должна позволять легко ее мыть и чистить. Эстетические требования выражаются в том, что форма, внешняя отделка, цвет торговой мебели должны гармонировать с общим архитектурно-художественным оформлением торгового зала. Наружную поверхность мебели торговых залов магазинов, как правило, окрашивают в светлые тона, подчеркивая тем самым чистоту помещения. К торговой мебели помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения мясных туш, копченостей. Планировка торгового зала магазина Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового 3.3. Планировка торгового зала магазина_________________________ 63 зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания. Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями. Основной формой продажи продовольственных и непродовольственных товаров является самообслуживание. При этой форме продажи торговый зал не делят на зоны для покупателей и рабочие места продавцов. В распоряжение покупа
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.012 с.) |