Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Распространение товаров как элемент комплекса маркетингаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
11.1. Сбыт в системе маркетинга. Произведенный товар при любой бизнес-ориентации не может избежать процесса продажи как отдельной функции. Все сложные проблемы бизнеса крутятся вокруг вопроса, как сделать продажи компании успешными. Организация сбыта и распределения продукции включает: - определение каналов сбыта и распределение продукции; - выбор места, времени и способов продажи товаров; - заключение контрактов (договоров, торговых сделок, соглашений) и контроль за их исполнением; - финансовое планирование сбыта, в том числе рентабельности и издержкоемкости, установление гибкой системы цен; - анализ хода продаж и оценки тенденций продвижения товаров; - определение зависимости величины продаж от применяемых методов маркетинговой деятельности (реклама, ценообразование и т.д.); - управление сервисными предприятиями сбытовой сети (пункты, станции проката, ремонта и обслуживания); - оказание коммерческих и технических консультаций и услуг посредникам, конечным и промежуточным потребителям; - планирование и управление торговыми операциями, в том числе процессом реализации товаров; - подготовку прогнозов и использование информации. Под сбытом понимается вся система связей между производством и торговлей, включая оптовую и розничную торговлю, а также организация движения товаров, начиная с момента выхода изделия и заканчивая передачей товара покупателю. К сбыту относят также непосредственное общение продавца и покупателя. Сбытовая политика - это комплекс мер, касающихся выбора канала товародвижения, отбора участников этого канала, стимулирования участников канала и сотрудников службы сбыта. Процесс товародвижения включает распределение (англ. — Distribution). Под этим термином понимают выбор способа движения товара от сферы производства до сферы потребления. Часто дистрибьюторы перенимают товар как эстафету у производителя, на них ложится забота об удовлетворении покупательского спроса. Именно дистрибьютор изучает потребительский рынок и предпринимает конкретные меры для вывода на него товара. От того, насколько удачно выбран дистрибьютор, во многом зависит судьба товара и отношение к нему потребителей. Распределение - ответственная функция маркетинга. Субъектами рынка сбыта выступают продавцы и покупатели, а объектом сбыта является непосредственно товар в маркетинговом понимании этого слова. При рассмотрении вопроса распределения необходимо определить круг интересов субъектов рынка сбыта. Цепочка субъектов рынка сбыта и их интересов представлена в табл. 109.
Таблица 109 - Цепочка субъектов рынка сбыта и их интересов
[28] Продавать трудно всегда, это и не связано только с характеристиками товара, особенностями покупателей, местом, временем продажи и даже с ценой. Как можно увидеть в представленной таблице, стороны обладают совершенно разными интересами в вопросе реализации продукции, что, безусловно, подкрепляется законами спроса и предложения на рынке. Вследствие можно сделать вывод, что главное в технологии продажи - базовое экономическое столкновение разнонаправленных интересов. Все три группы разнонаправленных интересов — производителя, посредников и потребителя — можно урегулировать правильной технологией, которая, конечно, не изменит интересы в целом, но позволит найти решение проблемы (компромисс, отступление, пацифизм). Таким образом, можно сказать, что распределение (сбыт) представляет собой системуотношений в сфере товаро-денежного обмена между экономически и юридически свободными субъектами рынка сбыта, реализующие свои коммерческие потребности. Задача деятелей рынка сбыта состоит в том, чтобы осуществить взаимовыгодный товаро-денежный обмен между продавцом и покупателем. Маркетинговая деятельность всех участников на рынке сбыта активно способствует этому обмену, выявляя потребности, и направляя потоки в системе "товар-деньги" навстречу друг другу:
Маркетинг регулирует эти потоки таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения обоих партнеров. При этом инициатива остается за предприятием, предлагающим свой товар. Оно должно предлагать товары, соответствующие ожиданиям потребителей и делать это лучше конкурентов. Одновременно производитель должен либо создать собственную систему сбыта, либо учитывать требования посредников, которые и доставляют товар до потребителя в нужное место, в нужное время и в необходимом количестве. Задача маркетинга состоит в поиске постоянных преимуществ над конкурентами путем удовлетворения желаний потребителя. Преимущество над конкурентом может выражаться как в предоставлении потребителю больших выгод для удовлетворения его желаний, так и в более быстрой реакции на изменение спроса и предложения рынка. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на постоянное увеличение числа своих потребителей, заботиться о том, чтобы наладить с ним прочные отношения. Важно сохранить старого потребителя. Привлечь нового потребителя в 5 раз дороже, чем сохранить имеющегося. [32] Каждое предприятие, нацеленное на качественное функционирование, в сфере распределительного процесса работает в согласии с функциями сбытовой деятельности. Содержание функций сбытовой деятельности готовой продукции на основе маркетинга включает три направления: планирование (прогнозирование), организацию, контроль икоординацию. Каждое из направлений состоит из ряда функций, соответствующих специфике данного направления. 1. Планирование сбыта включает: - изучение внешних и внутренних условий; - определение целей; - разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; - подготовку прогнозов реализации товаров; - составление планов поставок готовой продукции; - планирование оптимальных хозяйственных связей; - выбор каналов распределения товара; - планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; - составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности. Начальным этапом планирования сбыта (как и других в системе маркетинговой деятельности предприятия) является изучение внешних и внутренних условий функционирования предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних. Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать их решению. Такими целями могут быть: · достижение определенного размера дохода, объема продажи, доли рынка сбыта и оптового товарооборота в ассортиментном разрезе; · установление оптимальных хозяйственных связей; · повышение эффективности работы сбытового персонала; · оптимизация запасов готовой продукции; · эффективность дополнительных услуг, предоставляемых потребителю; · рационализация товародвижения; · повышение действенности претензионной работы; · выбор оптимальных каналов реализации продукции; минимизация затрат на транспортировку; · оптимизация всех видов затрат по сбыту; повышение доходности внешнеторговых сделок предприятия; · усиление действенности рекламной политики предприятия; стимулирование спроса покупателей. Перечень целей может быть различным как на разных предприятиях, так и в разные периоды на одном и том же предприятии. Значимость перечисленных проблем и целей сбытовой деятельности, а, следовательно, и глубина исследования будут зависеть от того, в каких условиях функционирует предприятие — рынка производителя или рынка потребителя. Причем в обоих случаях могут появиться новые проблемы, решение которых потребует формирования новых задач. Таким образом, перечень проблем и целей может быть расширен в зависимости от конкретного состояния внутренней и внешней среды предприятия. После определения проблем и конкретных целей намечаются пути, этапы и последовательность действий для их достижения, т.е. разрабатывается план (программа) деятельности службы сбыта. Включение конкретных разделов в план обусловливается поставленными целями. Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самому предприятию. Плановая функция сбытовой деятельности включает также разработку планов поставки готовой продукции. 2. Организация сбыта включает: - организацию сбора информации о спросе; - заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; - выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; - подготовку продукции к отправке потребителю; - технологию товародвижения; - организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; - организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; - организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности. Организация сбыта должна осуществляться в соответствии со всем комплексом рыночных и производственных факторов деятельности предприятия. Без выполнения этого учета система сбыта вступает в конфликт с установками маркетинговой стратегии. Именно в системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности. Поэтому, даже хорошо разработанная и правильно рассчитанная стратегия маркетинга может провалиться, если система сбыта не соответствует поставленным задачам. В условиях рыночных отношений при организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу к предприятиям-потребителям, важности личных контактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции (особенно технически сложных). 3. Контроль и координация работы персонала службы сбыта предполагает: - оценку соответствия реализации сбытовых функций программе маркетинговых исследований; - анализ действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и повышению ее эффективности; - контроль и оценку эффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий; - тактический контроль; - контроль за поставками продукции, осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорных обязательств, своевременностью оплаты счетов; - корректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами; - предъявление потребителям претензий за нарушение договорных обязательств и несвоевременную оплату счетов. Одной из важных задач производителя является установление контроля за передвижением его товаров к потребителям. Если такой контроль ему удается установить, то он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на рынок, обеспечивая эффективную политику передвижения товаров. Отсутствие же должного контроля может привести к полнейшему провалу маркетинговой стратегии фирмы. [36] Таким образом, в основе организации распределения продукции производителя лежит принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя. Вследствие этого можно сделать вывод: сбытовая деятельность является неотъемлемой, играет важную роль при организации всей деятельности фирмы. 11.2. Каналы распределения и методы сбыта Сбыт, как говорилось выше, предполагает систему мероприятий по распределению произведенной продукции между потребителями. Этот вопрос по-разному решается различными производителями товаров. Зачастую, товаропроизводитель не всегда может самостоятельно осуществлять перемещение товаров, и не всегда следует ему это делать. Во-первых, для обеспечения товародвижения необходимы соответствующие финансовые ресурсы, которые могут и отсутствовать у производителя. Так, например, многие компании-гиганты, работающие в автомобильной отрасли, продают свою продукцию с помощью тысяч независимых дилеров, и, не смотря на мощь таких корпораций, им очень трудно было бы выкупить все дилерские предприятия. Во-вторых, если соответствующие финансовые ресурсы и имеются, то их более целесообразно вложить в производство, а не в обращение. Если производство обеспечивает норму прибыли в 20%, а занятие розничной торговлей дает, по прикидкам, только 10%, фирма не захочет самостоятельно заниматься розницей. В-третьих, очень важно то, что производитель может специализироваться лишь на изготовлении определенной продукции, постоянно учитывая конкретные запросы покупателей и обеспечивая более полное их удовлетворение, в то время, как реализация отдельных функций политики распределения передается другим предпринимательским структурам, так называемым посредникам. [11] Таким образом, большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения. Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. [17] Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, производителям. В этом случае им приходиться иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников, возможно, сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции. [20] Например, каналами распределения широко пользуются в процессе маркетинга образовательных услуг. Раньше преподаватели могли обучать в аудиториях и с помощью книг. Затем добавились радио, аудиозаписи. Теперь стали доступны телевидение, видеозаписи, компьютеры и компьютерные сети. Политические деятели тоже должны изыскивать рентабельные каналы распространения своих обращений среди избирателей — средства массовой информации, митинги, беседы за чашкой кофе в обеденный перерыв и странички в Интернете. Во всех случаях наличие каналов распределения должно обеспечить выполнение ряда функций, призванных способствовать более эффективной деятельности производителей, и созданию условий для более полного удовлетворения конкретных потребностей потребителей. Основными из таких функций являются следующие: 1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена. 2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре. 3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями. 4. Приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка. 5. Проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения. 6. Организация товародвижения – транспортировка и складирование товара. 7. Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала. 8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала. [21] Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску оптимальных каналов сбыта. При этом, очевидно, что функции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы, передача указанных функций посредникам оправдана в той мере, в которой они благодаря своей специализации способны выполнять их более эффективно и с меньшими затратами, чем сам производитель. Привилегированное положение сбытовиков (дистрибьюторов) по отношению к производителям обусловлено пятью описанными ниже факторами. 1) Сокращение числа контактов. Сложность процесса обмена увеличивается с ростом его участников. Так, на рис. 103 представлен один из основных источников экономии, обеспечиваемой благодаря использованию посредников. В части «А» показано, как три производителя пытаются достичь трех клиентов методами прямого маркетинга. Этот вариант требует установления девяти отдельных контактов. В части «Б» показана работа также трех производителей через одного дистрибьютора, который устанавливает контакты со всеми тремя клиентами. При такой системе требуется установить только шесть контактов. Вот так посредники помогают сократить объем работы, которую необходимо выполнить. [21]
А) Б)
Рисунок 103. Каким образом дистрибьютор сокращает число необходимых прямых контактов
2) Экономия на масштабе. Группируя предложения многих изготовителей, посредник способен выполнять определенные функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи уменьшатся по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен иметь свой торговый персонал. 3) Уменьшение функционального несоответствия. Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение на мелкие партии, оптовые и розничные торговцы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредников изготовитель должен был бы выпускать товары мелкими порциями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие запасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида деятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для которых различны, она вынуждена осуществлять, по крайней мере, один из этих видов в масштабе, который больше или меньше оптимального. Последствием этого будет повышение издержек в сравнении со случаем, когда оба действия выполняются раздельно на своем оптимальном уровне. 4) Улучшение ассортимента. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большой мере определяется требованиями технической однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.п., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимодополнительностью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для производителя. Например, фирма, специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть собственные магазины, если не начнет предлагать в них широкий ассортимент товаров, обычно имеющихся в магазинах этого типа. Очевидно, что торговцу легче обеспечить этот ассортимент, обратившись к нескольким изготовителям, особенно если они являются конкурентами. 5) Улучшение обслуживания. Как правило, посредник ближе к конечному пользователю и поэтому лучше знает его потребности, так что ему легче приспособиться к местным условиям, обеспечить лучшее послепродажное обслуживание и другие услуги. Однако это превосходство посредников не является непоколебимым. Сбытовик сохраняет свое положение в канале лишь до тех пор, пока другие участники процесса обмена считают, что он выполняет свои функции лучше, чем это могли бы сделать они сами или какие-либо другие организации. Таким образом, для функционирования деятельности производителя посредники являются необходимым элементом для достижения высоких как качественных, так и количественных показателей. Фирма-производитель может осуществлять реализацию своей продукции согласно одному из методов сбыта (распределения): § Прямой метод сбыта или прямыеканалы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками. § Косвенныеканалы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, азатем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями. При косвенном сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара. § Смешанныеканалы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Так, предприятия машиностроительного комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками, они реализуют продукцию через систему посредников. Возникают и другие государственные и коммерческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие значительно больший набор снабженческо-сбытовых услуг. Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непосредственно потребителям при наличии собственных региональных складов. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована. Прямой маркетинг используется при сложном технологическом производстве, когда изготовитель своими силами обеспечивает монтаж сложного оборудования на предприятиях потребителя. [29] Рассмотрим различия в политики предприятия при прямом и косвенном методах сбыта (табл. 110).
Таблица 110 – Различие политики прямого и косвенного сбыта
Опыт реализации маркетинга различными фирмами показывает, что количество каналов распределения и их состав зависят от вида товара, так и от того, насколько полно товаропроизводитель использует маркетинг. При этом обычно рассматривают каналы распределения разных уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала будем обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. [37] Длина канала - число независимых посредников (уровней) в цепочке товародвижения. Ширина канала - суммарное количество посредников/потребителей, находящихся на одном уровне. [37] Так, в современное время очень важной тенденцией является увеличение ширины каналов, используемых владельцами марок, при уменьшении глубины. Уменьшение глубины происходит за счет сокращения промежуточных звеньев, а расширение каналов дает возможность увеличения сбыта от использования новых каналов: Интернет, автоматы, различные ассоциации оптовиков и розницы и пр. Когда несколько лет назад производитель конфет «Коркунов» принял решение об использовании широкой сети каналов, это решение многие эксперты оценивали негативно: продажа конфет ценовой категории выше среднего в палатках и ларьках могла повредить позиционированию этой марки. Результаты работы с «нетрадиционными» каналами полностью оправдали ожидания. Различают: - канал нулевого уровня; - одноуровневый канал; - двухуровневый канал; - трехуровневый канал. Наиболее разветвленная сеть каналов распределения и довольно сложная их структура характерны для потребительских товаров. Несколько маркетинговых каналов разной протяженности представлено на рис. 104. Рисунок 104. Примеры каналов распределения разных уровней [42] Канал нулевого уровня (называемый также каналомпрямого маркетинга ) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи - торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины. Коммивояжеры фирмы «Эйвон» продают косметику методом торговли вразнос. Фирма «Отто» продает одежду, обувь и аксессуары методом посылочной торговли, а фирма «Зингер» продает свои швейные машины собственные магазины. Прямой маркетинг считается выгодным, если: 1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя; 2) цена на товар часто меняется; 3) объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг; 4) все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам; 5) все торговые точки имеют свои склады; 6) количество потребителей небольшое; 7) объем каждой поставки кратен используемой таре. В иных случаях производителю стоит изменить схему реализации своего товара. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры. Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают. Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. Так, одной из тенденций развития каналов сбыта в нашей стране явилось сокращение промежуточных звеньев распределительной цепочки. Стремление к сокращению числа посредников в цепочке распределения присутствует как на одном ее конце (у производителей), так и на другом (у розницы). Крупнейшие розничные операторы, такие как «Копейка», «Пятерочка» вкладывают значительные средства в строительство своих собственных распределительных центров. У «Копейки» свыше 80% всего ассортимента идет через собственные распределительные центры, что означает, что эта сеть очень мало зависит от оптового звена: производители имеют возможность напрямую делать поставки в сеть. Распределительный центр площадью 30 тыс. кв. м, оснащенный самыми современными технологиями, построила «Пятерочка». С другой стороны, производители, используя возможность сокращения торговых наценок в канале и открывающуюся возможность большего контроля цен, организуют прямые поставки в розницу — как сетевую, так и в одиночные магазины. Так, например, действуют «Ладога», «Черкизовский» и другие производители. Рассмотрим взаимоотношения между участниками каналов. Между участниками одного канала, а также между разными каналами могут наблюдаться и разная степень сотрудничества, и конфликты, и конкуренция. Сотрудничество обычно встречается между членами, входящими в состав одного канала. Производители, оптовики и розничные торговцы помогают друг другу, и их сотрудничество обычно приносит всем больше прибылей, чем каждый из них мог бы заработать по отдельности. Благодаря сотрудничеству они получают возможность острее почувствовать, лучше обслужить и полнее удовлетворить целевой рынок. Так, специальные программы по обучению и совместным продажам с дилерами проводятся компанией «Mr. Doors», обеспечивая ей одну из лидирующих позиций на мебельном рынке. Использование информационных технологий в системе распределения приводит к формированию тесных отношений между производителем и оптовым/розничным торговцем. Пример такой совместной работы можно наблюдать в дилерской сети компании «Эльт», каждый из участников которой пользуется установленным поставщиком программным обеспечением, позволяющим в присутствии клиента построить трехмерную модель заказываемой мебели, в режиме он-лайн связаться со складом поставщика и забронировать необходимые составляющие заказа. Использование подобных систем приводит не только к уменьшению затрат, но и к более полному удовлетворению потребностей покупателей. Однако в рамках канала нередко возникают и конфликты. Иногда это бывает конфликт между фирмами, находящимися на одном и том же уровне. Скажем, многие дилеры «Форда» в Чикаго жалуются, что некоторые их коллеги в этом же городе проводят агрессивную ценовую политику и рекламу, увеличивая свой сбыт. В подобных случаях лидеру канала необходимо разработать четкие установки, соблюдение которых можно было бы обеспечить в принудительном порядке, и принять оперативные меры для скорейшего разрешения конфликта. В конфликт могут вступить и представители разных уровней одного и того же канала. Например, у фирмы «Кока-кола» возник конфликт с владельцами разливочных заводов, согласившимися разливать напиток «Доктор Пеппер». Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки. Например, универмаги, магазины сниженных цен и предприятия розничной торговли, торгующие по каталогам -конкуренты в борьбе за деньги покупателей. В результате такой конкуренции потребитель должен получить более широкий товарный выбор, диапазон цен и услуг. Определим принципы выбора каналов распределения. Задача производителей состоит в том, чтобы среди всех возможных каналов сбыта выбрать те, которые позволяют фирме обеспечить более эффективную предпринимательскую деятельность. При выборе таких каналов фирма должна учитывать следующие факторы:
Оценка и анализ данных факторов связаны с объемом и характеристиками необходимых функций каналов, которые были рассмотрены выше. Вопрос не в том, нужно ли эти функции выполнять - нужно, и обязательно,- а скорее в том, кто должен их выполнять. Аксиома маркетинга состоит в том, что «можно избавиться от посредника, но нельзя избавиться от его функций» (рис. 105).
Производитель Посредник Потребитель
Перемещенные издержки Издержки посредника А3 Перемещенные А1 издержки А2 Сумма А1 + А2 всегда больше, чем величина А3 Рисунок 105. Экономическая роль посредника [58]
Окончательный выбор канала распределения производителем зависит от соотношения между расходами, которые несет он от реализации политики распределения, и получаемыми им доходами. Последние зависят от степени охвата контроля за передвижением товаров, что оказывает непосредственное влияние на объем реализованных товаров, а следовательно, и на прибыль. Рассмотрим, что представляют собой издержки, вызванные политикой сбыта:
Не каждая фирма может взять на себя затраты, обусловленные созданием и функционированием каналов распределения. Прежде всего, это не могут сделать мелкие фирмы. Такие организации, как и ряд крупных фирм, нуждаются в посредниках, которые способны взять на себя соответствующие затраты по реализации отдельных функций политики распределения. 11.3. Сбытовые маркетинговые системы Несмотря на то, что участники каналов распределения заинтересованы в их согласованной работе, призванной более полно удовлетворять нужды и потребности в конкретных товарах и на этой основе обеспечивать получение ими дополнительной прибыли, между отдельными участниками канала распределения могут возникать, как говорилось выше, определенные конфликты. Устранение и недопущение конфликтов призвана обеспечить создаваемая производителем система управления каналами распределения. Функционирование такой системы должно позволить как сформировать оптимальный состав участников канала распределения, так и проводить оценку их деятельности. Покажем на рис. 106 общую характеристику видов каналов распределения, дающую в дальнейшем основу для анализа сбытовых маркетинговых систем.
Рисунок 106. Каналы распределения [64] После приведенной схемы р
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.018 с.) |