Тема 11. Распространение товаров как элемент комплекса маркетинга



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Распространение товаров как элемент комплекса маркетинга



11.1. Сбыт в системе маркетинга.

Произведенный товар при любой бизнес-ориентации не может избежать процесса продажи как отдельной функции. Все сложные проблемы бизнеса крутятся вокруг вопроса, как сделать продажи компании успешными.

Организация сбыта и распределения продукции включает:

- определение каналов сбыта и распределение продукции;

- выбор места, времени и способов продажи товаров;

- заключение контрактов (договоров, торговых сделок, соглашений) и контроль за их исполнением;

- финансовое планирование сбыта, в том числе рентабельности и издержкоемкости, установление гибкой системы цен;

- анализ хода продаж и оценки тенденций продвижения товаров;

- определение зависимости величины продаж от применяемых методов маркетинговой деятельности (реклама, ценообразование и т.д.);

- управление сервисными предприятиями сбытовой сети (пункты, станции проката, ремонта и обслуживания);

- оказание коммерческих и технических консультаций и услуг посредникам, конечным и промежуточным потребителям;

- планирование и управление торговыми операциями, в том числе процессом реализации товаров;

- подготовку прогнозов и использование информации.

Под сбытом понимается вся система связей между производством и торговлей, включая оптовую и розничную торговлю, а также организация движения товаров, начиная с момента выхода изделия и заканчивая передачей товара покупателю. К сбыту относят также непосредственное общение продавца и покупателя.

Сбытовая политика - это комплекс мер, касающихся выбора канала товародвижения, отбора участников этого канала, стимулирования участников канала и сотрудников службы сбыта.

Процесс товародвижения включает распределение (англ. — Distribution). Под этим термином понимают выбор способа движения товара от сферы производства до сферы потребле­ния. Часто дистрибьюторы пере­нимают товар как эстафету у производителя, на них ложится за­бота об удовлетворении покупательского спроса. Именно ди­стрибьютор изучает потребительский рынок и предпринимает конкретные меры для вывода на него товара. От того, насколько удачно выбран дистрибьютор, во многом зависит судьба товара и отношение к нему потребителей. Распределение - ответственная функция маркетинга.

Субъектами рынка сбыта выступают продавцы и покупатели, а объектом сбыта является непосредственно товар в маркетинговом понимании этого слова. При рассмотрении вопроса распределения необходимо определить круг интересов субъектов рынка сбыта. Цепочка субъектов рынка сбыта и их интересов представлена в табл. 109.

 

Таблица 109 - Цепочка субъектов рынка сбыта и их интересов

Производитель товара Оптовый посредник Розничный посредник Потребитель
Хочет: · продавать один вид товара; · продавать массово; · производить с низкой себестоимостью; · продавать по высокой цене Хочет: · покупать по низкой цене; · товар, удобный с технологической точки зрения; · быстрореализуемый товар; · покупать и продавать вагонами Хочет: · покупать по низкой цене; · выбор товаров в магазине (для оборота); · мелкими партиями (без создания товарного знака); · товар, который хочет потребитель Хочет: · товар высокого качества; · с низкой ценой; · там, где удобно покупать; · услуги и информация; · разнообразие гарантии
Производителю надо продать свой товар Продавать любой товар Купить необходимый товар в условиях выбора
Уязвимое положение производителя Сопротивление производителю Давление массы потребителей

[28]

Продавать трудно всегда, это и не связано только с характе­ристиками товара, особенностями покупателей, местом, вре­менем продажи и даже с ценой. Как можно увидеть в представленной таблице, стороны обладают совершенно разными интересами в вопросе реализации продукции, что, безусловно, подкрепляется законами спроса и предложения на рынке. Вследствие можно сделать вывод, что главное в технологии прода­жи - базовое экономическое столкновение разнонаправленных интересов. Все три группы разнонаправленных интересов — произ­водителя, посредников и потребителя — можно урегулиро­вать правильной технологией, которая, конечно, не изменит интересы в целом, но позволит найти решение проблемы (компромисс, отступление, пацифизм).

Таким образом, можно сказать, что распределение (сбыт) представляет собой системуотношений в сфере товаро-денежного обмена между экономически и юридически свободными субъектами рынка сбыта, реализующие свои коммерческие потребности. Задача деятелей рынка сбыта состоит в том, чтобы осуществить взаимовыгодный товаро-денежный обмен между продавцом и покупателем. Маркетинговая деятельность всех участников на рынке сбыта активно способствует этому обмену, выявляя потребности, и направляя потоки в системе "товар-деньги" навстречу друг другу:

  • первый поток направлен к потребителю и несет в себе идеи, товары и услуги выгодные и нужные потребителю;
  • второй поток направлен от потребителя и несет полезность для продавца в виде денег или их эквивалентов.

Маркетинг регулирует эти потоки таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения обоих партнеров. При этом инициатива остается за предприятием, предлагающим свой товар. Оно должно предлагать товары, соответствующие ожиданиям потребителей и делать это лучше конкурентов. Одновременно производитель должен либо создать собственную систему сбыта, либо учитывать требования посредников, которые и доставляют товар до потребителя в нужное место, в нужное время и в необходимом количестве.

Задача маркетинга состоит в поиске постоянных преимуществ над конкурентами путем удовлетворения желаний потребителя. Преимущество над конкурентом может выражаться как в предоставлении потребителю больших выгод для удовлетворения его желаний, так и в более быстрой реакции на изменение спроса и предложения рынка.

Маркетинговая деятельность должна быть направлена на постоянное увеличение числа своих потребителей, заботиться о том, чтобы наладить с ним прочные отношения. Важно сохранить старого потребителя. Привлечь нового потребителя в 5 раз дороже, чем сохранить имеющегося. [32]

Каждое предприятие, нацеленное на качественное функционирование, в сфере распределительного процесса работает в согласии с функциями сбытовой деятельности.

Содержание функций сбытовой деятельности готовой продукции на основе маркетинга включает три направления: планирование (прогнозирование), организацию, контроль икоординацию.

Каждое из направлений состоит из ряда функций, соответствующих специфике данного направления.

1. Планирование сбыта включает:

- изучение внешних и внут­ренних условий;

- определение целей;

- разработку прогнозов конъюнктуры и спроса;

- подготовку прогнозов реализации товаров;

- составление планов поставок готовой продукции;

- планирование оптимальных хозяйственных связей;

- выбор ка­налов распределения товара;

- планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности;

- со­ставление сметы расходов на управление сбытом и распреде­лением, планирование доходности.

Начальным этапом планирования сбыта (как и других в системе маркетинговой деятельности предприятия) являет­ся изучение внешних и внутренних условий функциониро­вания предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних. Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых бу­дет способствовать их решению.

Такими целями могут быть:

· достижение определенного размера дохода, объема прода­жи, доли рынка сбыта и оптового товарооборота в ассорти­ментном разрезе;

· установление оптимальных хозяйственных связей;

· повышение эффективности работы сбытового персо­нала;

· оптимизация запасов готовой продукции;

· эффектив­ность дополнительных услуг, предоставляемых потребителю;

· рационализация товародвижения;

· повышение действеннос­ти претензионной работы;

· выбор оптимальных каналов реа­лизации продукции; минимизация затрат на транспортиров­ку;

· оптимизация всех видов затрат по сбыту; повышение до­ходности внешнеторговых сделок предприятия;

· усиление дей­ственности рекламной политики предприятия; стимулиро­вание спроса покупателей.

Перечень целей может быть различным как на разных предприятиях, так и в разные периоды на одном и том же предприятии.

Значимость перечисленных проблем и целей сбытовой де­ятельности, а, следовательно, и глубина исследования будут зависеть от того, в каких условиях функционирует предпри­ятие — рынка производителя или рынка потребителя. При­чем в обоих случаях могут появиться новые проблемы, реше­ние которых потребует формирования новых задач. Таким образом, перечень проблем и целей может быть расширен в зависимости от конкретного состояния внутренней и внеш­ней среды предприятия.

После определения проблем и конкретных целей намечаются пути, этапы и последовательность действий для их до­стижения, т.е. разрабатывается план (программа) деятельно­сти службы сбыта. Включение конкретных разделов в план обусловливается поставленными целями. Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самому предприятию.

Плановая функция сбытовой деятельности включает также раз­работку планов поставки готовой продукции.

2. Организация сбыта включает:

- организацию сбора информации о спросе;

- заключение с потребителями хозяйствен­ных договоров на поставку продукции;

- выбор форм и мето­дов реализации продукции, способов доставки ее потребите­лю;

- подготовку продукции к отправке потребителю;

- техно­логию товародвижения;

- организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности;

- организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы;

- организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.

Организация сбыта должна осуществляться в соответствии со всем комплексом рыночных и производственных факто­ров деятельности предприятия. Без выполнения этого учета система сбыта вступает в конфликт с установками маркетинговой стратегии.

Именно в системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности. Поэтому, даже хорошо разрабо­танная и правильно рассчитанная стратегия маркетинга мо­жет провалиться, если система сбыта не соответствует постав­ленным задачам.

В условиях рыночных отношений при организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу к предприятиям-потребителям, важности личных кон­тактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции (осо­бенно технически сложных).

3. Контроль и координация работы персонала службы сбыта предполагает:

- оценку соответствия реализации сбы­товых функций программе маркетинговых исследований;

- ана­лиз действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и по­вышению ее эффективности;

- контроль и оценку эффектив­ности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий;

- так­тический контроль;

- контроль за поставками продукции, осу­ществлением внешнеторговых операций, соблюдением дого­ворных обязательств, своевременностью оплаты счетов;

- кор­ректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами;

- предъявление потребителям пре­тензий за нарушение договорных обязательств и несвоевре­менную оплату счетов.

Одной из важных задач производителя является установление контроля за передвижением его товаров к потребителям. Если такой контроль ему удается установить, то он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на рынок, обеспечивая эффективную политику передвижения товаров. Отсутствие же должного контроля может привести к полнейшему провалу маркетинговой стратегии фирмы. [36]

Таким образом, в основе организации распределения продукции производителя лежит принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя. Вследствие этого можно сделать вывод: сбытовая деятельность является неотъемлемой, играет важную роль при организации всей деятельности фирмы.

11.2. Каналы распределения и методы сбыта

Сбыт, как говорилось выше, предполагает систему мероприятий по распределению произведенной продукции между потребителями. Этот вопрос по-разному решается различными производителями товаров.

Зачастую, товаропроизводитель не всегда может самостоятельно осуществлять перемещение товаров, и не всегда следует ему это делать.

Во-первых, для обеспечения товародвижения необходимы соответствующие финансовые ресурсы, которые могут и отсутствовать у производителя. Так, например, многие компании-гиганты, работающие в автомобильной отрасли, продают свою продукцию с помощью тысяч независимых дилеров, и, не смотря на мощь таких корпораций, им очень трудно было бы выкупить все дилерские предприятия.

Во-вторых, если соответствующие финансовые ресурсы и имеются, то их более целесообразно вложить в производство, а не в обращение. Если производство обеспечивает норму прибыли в 20%, а занятие розничной торговлей дает, по прикидкам, только 10%, фирма не захочет самостоятельно заниматься розницей.

В-третьих, очень важно то, что производитель может специализироваться лишь на изготовлении определенной продукции, постоянно учитывая конкретные запросы покупателей и обеспечивая более полное их удовлетворение, в то время, как реализация отдельных функций политики распределения передается другим предпринимательским структурам, так называемым посредникам. [11]

Таким образом, большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собст­венный канал распределения.

Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производи­теля к потребителю. [17]

Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, производителям. В этом случае им приходиться иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников, возможно, сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции. [20]

Например, каналами распределения широко пользуются в процессе маркетинга образовательных услуг. Раньше преподаватели могли обучать в аудиториях и с помощью книг. Затем добавились радио, аудиозаписи. Теперь стали доступны телевидение, видеозаписи, компьютеры и компьютерные сети. Политические деятели тоже должны изыскивать рентабельные каналы распространения своих обращений среди избирателей — средства массовой информации, митинги, беседы за чашкой кофе в обеденный перерыв и странички в Интернете.

Во всех случаях наличие каналов распределения должно обеспечить выполнение ряда функций, призванных способствовать более эффективной деятельности производителей, и созданию условий для более полного удовлетворения конкретных потребностей потребителей. Основными из таких функций являются следующие:

1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.

2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещева­тельных коммуникаций о товаре.

3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4. Приспособление товара - подгонка товара под требования поку­пателей. Это касается таких видов деятельности, как производ­ство, сортировка, монтаж и упаковка.

5. Проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собст­венности или владения.

6. Организация товародвижения – транспортировка и складирова­ние товара.

7. Финансирование - изыскание и использование средств для покры­тия издержек по функционированию канала.

8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функцио­нирование канала. [21]

Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску оптимальных каналов сбыта. При этом, очевидно, что функции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы, передача указанных функций посредникам оправдана в той мере, в которой они благодаря своей специализации способны выполнять их более эффективно и с меньшими затратами, чем сам производитель. Привилегированное положение сбытовиков (дистрибьюторов) по отношению к производителям обусловлено пятью описанными ниже факторами.

1) Сокращение числа контактов. Сложность процесса обмена увеличивается с ростом его участников. Так, на рис. 103 представлен один из основных источников экономии, обеспечиваемой благодаря использованию посредников.

В части «А» показано, как три производителя пытаются достичь трех клиентов методами прямого маркетинга. Этот вариант требует установления девяти отдельных контактов. В части «Б» показана работа также трех производителей через одного дистрибьютора, который устанавливает контакты со всеми тремя клиентами. При такой системе требуется установить только шесть контактов. Вот так посредники помогают сократить объем работы, которую не­обходимо выполнить. [21]

 

А) Б)

 

Рисунок 103. Каким образом дистрибьютор сокращает число необходимых прямых контактов

 

2) Экономия на масштабе. Группируя предложения многих изготовителей, посредник способен выполнять определенные функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи уменьшатся по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен иметь свой торговый персонал.

3) Уменьшение функционального несоответствия. Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение на мелкие партии, оптовые и розничные торговцы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредников изготовитель должен был бы выпускать товары мелкими порциями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие запасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида деятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для которых различны, она вынуждена осуществлять, по крайней мере, один из этих видов в масштабе, который больше или меньше оптимального. Последствием этого будет повышение издержек в сравнении со случаем, когда оба действия выполняются раздельно на своем оптимальном уровне.

4) Улучшение ассортимента. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большой мере определяется требованиями технической однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.п., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимодополнительностью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для производителя. Например, фирма, специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть собственные магазины, если не начнет предлагать в них широкий ассортимент товаров, обычно имеющихся в магазинах этого типа. Очевидно, что торговцу легче обеспечить этот ассортимент, обратившись к нескольким изготовителям, особенно если они являются конкурентами.

5) Улучшение обслуживания. Как правило, посредник ближе к конечному пользователю и поэтому лучше знает его потребности, так что ему легче приспособиться к местным условиям, обеспечить лучшее послепродажное обслуживание и другие услуги. Однако это превосходство посредников не является непоколебимым. Сбытовик сохраняет свое положение в канале лишь до тех пор, пока другие участники процесса обмена считают, что он выполняет свои функции лучше, чем это могли бы сделать они сами или какие-либо другие организации.

Таким образом, для функционирования деятельности производителя посредники являются необходимым элементом для достижения высоких как качественных, так и количественных показателей.

Фирма-производитель может осуществлять реализацию своей продукции согласно одному из методов сбыта (распределения):

§ Прямой метод сбыта или прямыеканалы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изго­товителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинго­вую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

§ Косвенныеканалы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, азатем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, ко­торые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отка­заться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями. При косвенном сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.

§ Смешанныеканалы объединяют черты первых двух каналов товародви­жения. Так, предприятия машиностроительного комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками, они реализуют продукцию через систему посредников. Возникают и другие государственные и коммер­ческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие значи­тельно больший набор снабженческо-сбытовых услуг.

Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непо­средственно потребителям при наличии собственных региональных складов. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована.

Прямой маркетинг используется при сложном технологическом производ­стве, когда изготовитель своими силами обеспечивает монтаж сложного оборудования на предприятиях потребителя. [29]

Рассмотрим различия в политики предприятия при прямом и косвенном методах сбыта (табл. 110).

 

Таблица 110 – Различие политики прямого и косвенного сбыта

Политика сбыта Прямой сбыт Косвенный сбыт
А Б В
Ценовая политика Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене. Умеренная торговая наценка Дифференциация цен с ориентацией на спрос, регион, потребителя. Высокие торговые наценки розницы
Продуктовая политика Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т.к. товарная инновация требует инвестиций Выбор такого товара, который пользуется спросом. Посредник требует от производителя модификаций или нового товара
Распределительная политика Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители. Навязывание всего ассортимента Малые количества заказа. Востребование ассортимента, пользующегося спросом
Рекламно-имиджевая политика Продвижение своей торговой марки. Формирование имиджа производителя Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя

 

Опыт реализации маркетинга различными фирмами показывает, что количество каналов распределения и их состав зависят от вида товара, так и от того, насколько полно товаропроизводитель использует маркетинг. При этом обычно рассматривают каналы распределения разных уровней.

Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближе­нию товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала будем обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. [37]

Длина канала - число независимых посредников (уровней) в цепочке товародвижения.

Ширина канала - суммарное количество посредников/потребителей, находящихся на одном уровне. [37]

Так, в современное время очень важной тенденцией является уве­личение ширины каналов, используемых владельцами марок, при уменьшении глуби­ны.

Уменьшение глубины происходит за счет сокращения промежуточных звеньев, а рас­ширение каналов дает возможность увеличе­ния сбыта от использования новых каналов: Интернет, автоматы, различные ассоциации оптовиков и розницы и пр.

Когда несколько лет назад производитель конфет «Коркунов» принял решение об использовании широкой сети каналов, это решение многие эксперты оценивали негативно: продажа конфет ценовой категории выше среднего в палатках и ларьках могла повре­дить позиционированию этой марки. Результаты работы с «нетрадиционными» каналами полностью оправдали ожидания.

Различают:

- канал нулевого уровня;

- одноуровневый канал;

- двухуровневый канал;

- трехуровневый канал.

Наиболее разветвленная сеть каналов распределения и довольно сложная их структура характерны для потребительских товаров. Несколько маркетинго­вых каналов разной протяженности представлено на рис. 104.

Рисунок 104. Примеры каналов распределения разных уровней

[42]

Канал нулевого уровня(называемый также каналомпрямого маркетинга)состоит из производителя, продающего товар не­посредственно потребителям. Три основных способа прямой про­дажи - торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины. Коммивояжеры фирмы «Эйвон» продают косметику методом торговли вразнос. Фирма «Отто» продает одежду, обувь и аксессуары методом посылочной торговли, а фирма «Зингер» про­дает свои швейные машины собственные магазины.

Прямой маркетинг считается выгодным, если:

1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя;

2) цена на товар часто меняется;

3) объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг;

4) все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам;

5) все торговые точки имеют свои склады;

6) количество потребителей небольшое;

7) объем каждой поставки кратен используемой таре.

В иных случаях производителю стоит изменить схему реализации своего товара.

Одноуровневый каналвключает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает рознич­ный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышлен­ного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.

Трехуровневый каналвключает в себя трех посредников. Напри­мер, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, кото­рые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.

Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.

Так, одной из тенденций развития каналов сбыта в нашей стране явилось сокращение промежуточных звеньев распределительной цепочки. Стремление к сокращению числа посредников в цепочке распределения присутствует как на одном ее конце (у производителей), так и на другом (у розницы).

Крупнейшие розничные операторы, такие как «Копейка», «Пятерочка» вкладывают зна­чительные средства в строительство своих собственных распределительных центров. У «Копейки» свыше 80% всего ассортимента идет через собственные распределительные центры, что означает, что эта сеть очень ма­ло зависит от оптового звена: производители имеют возможность напрямую делать по­ставки в сеть. Распределительный центр площадью 30 тыс. кв. м, оснащенный самыми современными технологиями, построила «Пятерочка». С дру­гой стороны, производители, используя воз­можность сокращения торговых наценок в канале и открывающуюся возможность боль­шего контроля цен, организуют прямые по­ставки в розницу — как сетевую, так и в одиночные магазины. Так, например, действу­ют «Ладога», «Черкизовский» и другие произ­водители.

Рассмотрим взаимоотношения между участниками каналов.

Между участниками одного канала, а также между разными каналами могут наблюдаться и разная степень сотрудничества, и конфликты, и конкуренция.

Сотрудничество обычно встречается между членами, входящими в состав одного канала. Производители, оптовики и розничные торговцы помогают друг другу, и их сотрудничество обычно приносит всем больше прибылей, чем каждый из них мог бы заработать по отдельности. Благодаря сотрудничеству они получа­ют возможность острее почувствовать, лучше обслужить и полнее удовлетворить целевой рынок.

Так, специальные программы по обучению и совместным продажам с дилера­ми проводятся компанией «Mr. Doors», обеспе­чивая ей одну из лидирующих позиций на мебельном рынке. Использование информационных техно­логий в системе распределения приводит к формированию тесных отношений между производителем и оптовым/розничным тор­говцем. Пример такой совместной работы можно наблюдать в дилерской сети компа­нии «Эльт», каждый из участников которой пользуется установленным поставщиком программным обеспечением, позволяющим в присутствии клиента построить трехмер­ную модель заказываемой мебели, в режиме он-лайн связаться со складом поставщика и забронировать необходимые составляющие заказа.

Использование подобных систем приво­дит не только к уменьшению затрат, но и к более полному удовлетворению потребнос­тей покупателей.

Однако в рамках канала нередко возникают и конфликты. Иногда это бывает конфликт между фирмами, находящимися на одном и том же уровне. Скажем, многие дилеры «Форда» в Чикаго жалуются, что некоторые их коллеги в этом же городе проводят агрессивную ценовую политику и рекламу, увеличивая свой сбыт. В подобных случаях лидеру канала необходимо разработать четкие установки, соблюдение которых можно было бы обеспечить в принудительном порядке, и принять оперативные меры для скорей­шего разрешения конфликта.

В конфликт могут вступить и представители разных уровней одного и того же канала. Например, у фирмы «Кока-кола» возник конфликт с владельцами разливочных заводов, согласившимися разливать на­питок «Доктор Пеппер».

Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки. Например, универмаги, магазины сниженных цен и предприятия розничной торговли, торгующие по каталогам -конкуренты в борьбе за деньги покупателей. В результате такой кон­куренции потребитель должен получить более широкий товарный выбор, диапазон цен и услуг.

Определим принципы выбора каналов распределения.

Задача производителей состоит в том, чтобы среди всех возможных каналов сбыта выбрать те, которые позволяют фирме обеспечить более эффективную предпринимательскую деятельность. При выборе таких каналов фирма должна учитывать следующие факторы:

  • Необходимость наличия определенного количества мест продажи, позволяющих сделать товар доступным для покупателей, т.е. обеспечить охват рынка;
  • Целесообразность оптимизации затрат, обусловленных реализацией политики распределения;
  • Необходимость осуществления контроля за передвижением товара от производителя к потребителю.
  • Целесообразность оказания потребителю дополнительных услуг;
  • Необходимость ускоренной доставки товаров к местам их продажи;
  • Возможности увеличения емкости целевого рынка.

Оценка и анализ данных факторов связаны с объемом и характеристиками необходимых функций каналов, которые были рассмотрены выше.

Вопрос не в том, нужно ли эти функции выполнять - нужно, и обязательно,- а скорее в том, кто должен их выполнять.

Аксиома маркетинга состоит в том, что «можно избавить­ся от посредника, но нельзя избавиться от его функций» (рис. 105).

 

Производитель Посредник Потребитель

       
   

 

 


Перемещенные издержки Издержки посредника А3 Перемещенные

А1 издержки А2

Сумма А1 + А2 всегда больше, чем величина А3

Рисунок 105. Экономическая роль посредника [58]

 

Окончательный выбор канала распределения производителем зависит от соотношения между расходами, которые несет он от реализации политики распределения, и получаемыми им доходами. Последние зависят от степени охвата контроля за передвижением товаров, что оказывает непосредственное влияние на объем реализованных товаров, а следовательно, и на прибыль.

Рассмотрим, что представляют собой издержки, вызванные политикой сбыта:

  • Издержки, обусловленные созданием или развитием каналов распределения;
  • Издержки, необходимые для содержания каналов распределения, т.е. зарплата служащих или выплаты комиссионных, другие расходы.

Не каждая фирма может взять на себя затраты, обусловленные созданием и функционированием каналов распределения. Прежде всего, это не могут сделать мелкие фирмы. Такие организации, как и ряд крупных фирм, нуждаются в посредниках, которые способны взять на себя соответствующие затраты по реализации отдельных функций политики распределения.

11.3. Сбытовые маркетинговые системы

Несмотря на то, что участники каналов распределения заинтересованы в их согласованной работе, призванной более полно удовлетворять нужды и потребности в конкретных товарах и на этой основе обеспечивать получение ими дополнительной прибыли, между отдельными участниками канала распределения могут возникать, как говорилось выше, определенные конфликты. Устранение и недопущение конфликтов призвана обеспечить создаваемая производителем система управления каналами распределения.

Функционирование такой системы должно позволить как сформировать оптимальный состав участников канала распределения, так и проводить оценку их деятельности.

Покажем на рис. 106 общую характеристику видов каналов распределения, дающую в дальнейшем основу для анализа сбытовых маркетинговых систем.

 

 


Рисунок 106. Каналы распределения

[64]

После приведенной схемы р



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.015 с.)