Маркетинговая классификация товаров



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркетинговая классификация товаров



По степени долговечности:

длительного пользования (автомобили, холодильники, стираль­ные машины, кухонные комбайны и т.д.);

— кратковременного спроса (стиральный порошок, зубная паста, мыло, шампунь, сигареты, спички и т.д.).

По назначению:

потребительские товары или товары массового спроса (газеты, журналы, почтовые конверты, открытки и т.д.);

— производственного назначения (материалы, оборудование, инст­румент и т.д.).

По покупательному спросу:

повседневного спроса (хлеб, молоко, масло);

— предварительного выбора (мебель, телевизоры, одежда, радиоап­паратура);

— особого спроса (модные товары, марочные вина, стереоаппарату­ра, видеомагнитофоны);

— пассивного спроса (страхование автомобилей, домов, мебели). По темпам роста рыночного спроса:

выходящие на рынок впервые («трудные дети»);

— повышающегося спроса («звезды»);

— приносящие большую прибыль («дойные коровы»);

— понижающегося спроса («изгоняемые собаки»).

По иерархии потребностей:

— Товары 1й необходимости.

— Товары тщательного выбора.

— Престижные товары.

По товарному поведению:

— Товары лидеры (новинки)

— Локомотивы (тянет за собой спутники, привлекая к фирме)

— Тактические

— Зазывные (очень дешёвые или очень дорогие товары)

По товарной специализации:

— Продовольственные:

o Белковые (мясо).

o Сахар.

o Углеводные (хлеб).

o Крахмалистые (картофель).

o Витаминозные (овощи, фрукты).

o Прочие (соль, специи).

— Непродовольственные:

o Гардероб.

o Парфюмерия.

o Ювелирные изделия

— Алкоголь

— Услуги:

o Бытовые.

o Транспортные.

o Туристические

Товар называется стандартизованным, если при его изготовлении соблюдались определенные стандарты. Оригинальный товар обычно назы­вают дифференцированным.

Взаимозаменяемыми или альтернативными называют товары, спо­собные удовлетворять одни и те же потребности (кофе - чай, масло - мар­гарин). Взаимодополняющими товарами называют товары, дополняющие друг друга (магнитофон и кассеты, фотоаппарат и фотопленки).


31.Классификация товаров и услуг потребительского и производственного назначения.

Потребительские товары – товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) пользования.

Классификация потребительских товаров:

- по иерархии потребностей: первой необходимости; тщательного выбора; престижные;

- по времени потребления: длительного пользования; краткосрочного использования; немедленного потребления

- по характеру спроса: повседневного спроса; особого (уникального, единовременного) спроса; постоянного спроса; пассивного спроса. Они отличаются друг от друга (1) по усилиям, которые потребитель затрачивает на принятие решения о покупке, (2) по критериям, использующимся при их покупке, (3) по частоте покупок.

Товары повседневного спроса - это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение. Товары предварительного выбора - это товары, которые потребитель сравнивает между собой по показателям цены, качества или внешнего оформления. Товары особого спроса - это товары, на поиск и приобретение которых потребитель затрачивает значительные усилия. Товары пассивного спроса - это товары, о которых потребитель не знает, а если и знает, то в обычных условиях не думает об их приобретении.

- по товарному поведению: лидеры (новинки); локомотивы; тактические; зазывные

- по товарной специализации: продовольственные; непродовольственные; услуги

- по степени новизны: принципиально новый; кардинально усовершенствованный; модифицированный; рыночной новизны; новой сферы применения

Продукция производственно-технического назначения – товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе использования в процессе производства и по относительной ценности.

Различают следующие группы товаров промышленного назначения:

материалы и детали — товары, полностью используемые в изделии производителя, которые подразделяются на две группы:

- сырье, в том числе сельскохозяйственная продукция, природные ресурсы;

- полуфабрикаты и детали - материальные компоненты или комплектующие изделия;

капитальное имущество — товары, частично присутствующие в готовом изделии; подразделяются на две группы:

- стационарные сооружения - здания, стационарное оборудование (станки, компьютерная техника);

- вспомогательные материалы - объекты, не присутствующие в готовом изделии: рабочий инструмент и оснастка, материалы для технического ремонта и обслуживания;

- вспомогательные услуги: по техническому обслуживанию и ремонту и деловые услуги (например, маркетинговые услуги по рекламе, консультированию, исследованию рынка).


32. Характеристика и этапы жизненного цикла товаров.

Жизненный цикл товара - это концепция, которая характеризует развитие объемов сбыта и прибыли от реализации товара, предлагает мероприятия в виде стратегии и тактики маркетинга с момента появления товара на рынке до его изъятия с рынка.

Или, жизненный цикл товара - период, в течение которого товар на­ходит своих покупателей. Т.е. каждый товар на рынке находится на рынке определенное время. Товар, как и все живое, рождается, живет и умирает.

Концепция жизненного цикла товара впервые была опубликована американским экономистом Т. Левитом в 1965 г. и была лишь теоретиче­ской моделью жизни товара в период его пребывания на рынке. Эта модель широко используется в маркетинговой практике, как хорошо отвечающая практическому опыту, дает возможность описать, проанализировать ры­ночную жизнь не только товаров, а и политических партий, общественных деятелей, идей, услуг и т.д.

Классическую модель жизненного цикла товара можно построить в виде графика, который иллюстрирует динамику объемов продаж и при­быль от реализации за время пребывания товара на рынке (рис.15).

 

Рис. 15. Концепция жизненного цикла товара

I - внедрение (исследование, разработка и сопровождение);

2 - рост (расширение рынка сбыта и использование преимуществ);

3 - зрелость и насыщение;

IV- спад (вытеснение с рынка).

Для различных видов товара временные интервалы, объемы продаж могут существенно разниться. Различны будут не только продолжитель­ность стадий, но и скорости перехода из одной стадии к другой.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать жизненные циклы товаров: калькуляторов, телевизоров, самолетов, автомобилей и т.д. Маркетинг на каждой стадии имеет свои характерные особенности.

Этап внедрения - один из важнейших. Это этап, когда товара на рынке, как такового, практически нет. Ведется только его разработка и начинается его реализация. Маркетинг на этом этапе направлен на выявле­ние спроса, рекламу, повышение качества товара, установление цены, соз­дание сервиса, имиджа (образа) товара и предприятия. Важное значение здесь имеет не столько количество проданного товара, сколько положи­тельная оценка и полезность его для покупателя.

Этап роста характеризуется более быстрыми темпами объема про­даж, растет прибыль. Здесь требуется укрепление отношений с торговлей, расширение системы каналов распределения, формирование достаточного рекламного бюджета. На этом этапе жизненного цикла товара предприятие может перейти точку безубыточности, а значит иметь соответственно при­быль. Задачей маркетинга на этом этапе является увеличение спроса, рас­ширение сегмента рынка, завоевание доли рынка. Здесь существенно влияют такие элементы маркетинга, как реклама, изучение реакции поку­пателей, снижение цены, расширение сервиса.

Этап зрелости и насыщения характерен тем, что большинство поку­пателей уже приобрело товар, скорость роста продаж снижается, замедляется рост прибыли, увеличиваются расходы на маркетинг. На этом этапе реклама уже имеет меньшее значение, чем снижение цены, растут затраты на форми­рование спроса путем привлечения дополнительных потребителей, стимули­рования сбыта, повышения качества и совершенствования сервиса.

На этапе зрелости и насыщения может быть применена одна из трех стратегий маркетинга: модификация рынка, модификация товара и моди­фикация маркетинговых усилий.

Модификация рынка состоит в разработке способов привлечения новых покупателей, в открытии новых сегментов рынка, устранении кон­курентов путем повышения качества товара, улучшения обслуживания покупателей и др.

Модификация товара может быть обеспечена совершенствованием товара, расширением его потребительских свойств.

Модификация маркетинговых усилий состоит в модификации одно­го или нескольких элементов маркетинга, которая может быть осуществле­на на всех этапах жизненного цикла.

Этап спада характерен резким снижением объема продаж и прибы­ли, что обусловливает необходимость изъятия товара из торговли и произ­водства. В этих условиях маркетинг должен определить объем и затраты на сервисное обслуживание проданных товаров, дать предложение о времени запуска нового товара.

33. Разновидности жизненного цикла товаров, их характеристика.

Виды отдельных жизненных циклов товаров

а - классический; б - товары-долгожители; в - продолжительное увлечение; г - увлечение; д - сезонность; е - провал.

Виды жизненных циклов товаров сильно различаются как по про­должительности, так и по форме.

Классический (традиционный) тип кривой включает отчетливые пе­риоды внедрения, роста, зрелости и спада. Кривая «товары-долгожители» описывает чрезвычайно популярный товар со стабильным сбытом на протя­жении продолжительного времени. «Продолжительное увлечение» получает быстрый взлет и падение популярности, но с остаточным сбытом, продол­жающимся определенное время. Кривая «увлечение» показывает быстрый взлет и такое же быстрое падение. Сезонная кривая, или кривая моды имеет место тогда, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Кривая провала характеризует товар, который вообще не имел успеха.

Также – с повторным циклом обновления (волнистая) – возн в случае стимулирования сбыта на этапе спада или в случае возврата к традициям. И классич «бум» (резко вверх вогнуто) – говорит, что данный товар популярен, с достаточно долгим сбытом.


34. Сущность и структура маркетинговой товарной политики.

Маркетинговая товарная политика - комплекс мероприятий по соз­данию и управлению продукцией предприятия для удовлетворения по­требностей потребителя и достижения предприятием собственных целей. Традиционно эта политика является основным содержанием маркетинго­вой деятельности, т.к. если предприятие не изготовляет полезных для по­требителей товаров или услуг, то оно никому не нужно.

Структура марке­тинговой товарной политики.

.…….Маркетинговая товарная политика……….

V !

….Разработка товаров Обслуживание товаров<.| |

|>Планирование новых товаров Изъятие товаров<

|

|….>Модификация товаров

Наиважнейшей частью маркетинговой товарной политики является разработка товаров. Это понятие предусматривает планирование (создание) новых товаров, которые дадут возможность предприятию выйти на новые рынки или расширить существующие, победить конкурентов, получить соответственно доходы и прибыли или модификация существующих това­ров, т.е. изменение их свойств и характеристик, что позволит привлечь внимание к ним потребителей и как результат - сохранение в течение продолжительного времени объемов сбыта и доходов.

Обслуживание - это постоянное обеспечение соответствующих ха­рактеристик товаров, их соответствие установленным стандартам. Основ­ным в этой части маркетинговой товарной политики является контроль за качеством продукции, своевременное информирование производства о необ­ходимости его улучшения и проведения различных мероприятий.

Изъятие товаров - это процесс снятия устаревшего (переставшего пользоваться достаточно активным спросом) товара с производства и рынка. Основная задача этой части маркетинговой товарной политики - опти­мизировать процессы изъятия с рынка устаревших товаров, т.е. своевре­менно отказаться от их производства, согласовать затраты предприятия на производство и сбыт товаров, спрос на которые постоянно падает с умень­шением доходов от их продаж, которые пока еще есть в наличии и на кото­рые можно рассчитывать по крайней мере в ближайшем будущем.


35. Качество продукции и услуг, его сущность, показатели и уровни.

Качество как экономическая категория отражает совокупность свойств продукции, определяющих меру ее пригодности удовлетворять потребности человека в соответствии со своим назначением.

Уровень качества - относительная характеристика, основанная на сравнении совокупности показателей качества продукции, услуг, процесса, работ с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Уровень качества как количественную возможность удовлетворять определенные потребности можно связать с затратами на производство и эксплуатацию.

Абсолютный уровень качества того или иного изделия определяют путем исчисления отобранных для его измерения показателей, не сравнивая их с соответствующими показателями аналогичных изделий. Определение абсолютного уровня качества является недостаточным, поскольку сами по себе абсолютные значения измерителей качества не отражают меры его соответствия современным требованиям. Поэтому одновременно определяют относительный уровень качества отдельных видов продукции, сравнивая ее показатели с абсолютными их значениями по наилучшим отечественным и зарубежным аналогам. Однако уровень качества продукции под влиянием научно-технического прогресса и требований потребителей должен постоянно расти. В связи с этим возникает необходимость оценки качества изделия, исходя из его перспективного уровня, что учитывает приоритетные направления и темпы развития науки и техники. Для новых видов продукции и прежде всего орудий труда целесообразно определять также оптимальный уровень качества, то есть такой его уровень, при котором общая величина общественных затрат на производство и использование (эксплуатацию) продукции в определенных условиях потребления была бы минимальной.

Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.012 с.)