Агропродовольственный комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агропродовольственный комплекс



 

Рынок сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции, что обусловлено наличием большого числа участников, каждый из которых занимает незначительную долю рынка, отсутствием барьеров при вхождении на рынок и низкой дисперсией цен на реализуемую продукцию. В целом производством сельскохозяйственной продукции занимаются более 700 сельскохозяйственных организаций, 4892 крестьянских (фермерских) хозяйства, около 448 тысяч личных подсобных хозяйств. Количество участников аграрного рынка за последние годы существенно не изменилось. Основная часть сельскохозяйственной продукции реализуется на рынке (около 98% молока и более 80% зерна и мяса). Структура сбыта сельскохозяйственной продукции объясняется различной эффективностью каналов продажи (сложившимися ценами и условиями взаиморасчетов).

Оценка конкурентности рынка на основе ранжирования муниципальных районов края по показателю выручки от реализации 1 тонны основной сельскохозяйственной продукции приведена в таблице 1 (значение ранжированного ряда выше 0,5). Данные, отраженные в таблице, позволяют определить уровень конкурентности сельскохозяйственного рынка как высокий.

Таблица 1. Группировки районов по уровню конкурентности рынка*

 

Рынок молока и зерна характеризуется более высоким уровнем конкуренции, чем рынок мяса: среднее значение коэффициента показателя выручки в расчете на 1 тонну молока составляет 0,87, зерновых – 0,85, мяса скота и птицы – 0,63 единицы. Значительная дифференциация цен на рынке мяса скота и птицы края объясняется значительной концентрацией объемов производства в частном секторе, наличием посреднических структур и различных каналов сбыта, в то время как основная доля молока и зерна реализуется через перерабатывающие предприятия. Кроме того, на выравнивание цен на рынке зерновых культур повлияло проведение интервенционных торгов.

Сельхозтоваропроизводители края не испытывают конкуренции со стороны товаропроизводителей других регионов. Ввоз зерна в Алтайский край в 2007-2008 годах в сравнении с 2006 годом сократился втрое и составил всего 2% от общего объема зерновых ресурсов. В последние три года доля ввозимых продуктов в общем объеме молока и молокопродуктов составляет около 1%, мяса и мясопродуктов – около 8%. В то же время наблюдается тенденция повышения объемов вывоза указанной продукции за пределы края. За последние три года вывоз молока и молокопродуктов составлял четверть от всего объема произведенной продукции, мяса и мясопродуктов – около 9%.

В целом в отношении продовольственного обеспечения Алтайский край является самодостаточным регионом: ежегодно перерабатывается порядка 2,5 млн. тонн зерна, 1,6 млн. тонн молока, 72 тыс. тонн мяса. В последние годы мощности алтайских производителей активно модернизировались, значительные средства были вложены в развитие местных брендов. Как результат, продукция под торговыми марками «Алейка», «Мельник», «Алтай-батюшка», «Гранмулино», «Алмак», «Ламбер», «Плавыч» и другими стала пользоваться спросом на территории всей страны.

Мощности пищевых и перерабатывающих предприятий Алтайского края позволяют выпускать продукты питания в объемах, превышающих потребности населения региона. Ежегодно из края вывозится 70% муки и жирных сыров, 85% круп, 30% животного масла, 50% сухих молочных продуктов, 60% макаронных изделий, 25% алкогольных напитков. К продуктам регионального рынка можно отнести цельномолочную продукцию, колбасные изделия, мясные деликатесы и полуфабрикаты, хлеб и хлебобулочные изделия. Показатели вывоза этих продуктов в другие регионы незначительны.

В настоящее время наблюдается тенденция роста объемов ввоза целого ряда продуктов питания, обусловленная появлением в крае крупных федеральных и межрегиональных торговых сетей с отлаженными логистическими схемами и своей ассортиментной матрицей. Упаковка, фасовка, сроки поставок продукции алтайских производителей не всегда соответствуют требованиям данных торговых сетей. Кроме того, ими практикуется сбор дополнительных средств с товаропроизводителей за продажу продукции (плата за «вход», бонус за «полку» и т.д.), что затрудняет приход в торговые сети малых предприятий и предпринимателей, сельхозтоваропроизводителей.

Проведенный анализ рынка сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае выявил следующие основные проблемы в развитии агропродовольственного комплекса региона:

 

низкая рентабельность деятельности субъектов агропродовольственного комплекса, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей, не обеспечивающая их расширенное воспроизводство и техническое перевооружение;

 

низкий уровень инвестиционной и инновационной активности предприятий;

неэффективный менеджмент и бизнес-планирование;

невысокий уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей закуп, хранение сельскохозяйственного сырья и продовольствия, наличие большого количества посреднических структур;

значительные ценовые колебания на рынке сельскохозяйственного сырья;

отсутствие единой информационной системы, содержащей сведения о ценах реализации и закупа сельскохозяйственного сырья, продуктов питания, условиях поставки и взаимных расчетов.

несовершенство инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенного и тарифного регулирования естественных монополий, планирования, государственных закупок.

 

Розничная торговля

 

Благоприятная экономическая конъюнктура и устойчивый рост денежных доходов населения в последние годы способствовали увеличению потребительского спроса, а также ускорению развития розничного товарооборота и платных услуг населению. За 2006–2007 гг. абсолютный объем товарооборота увеличился в 1,3 раза: с 105,6 млрд. руб. до 132,9 млрд. руб., среднегодовой прирост в сопоставимых ценах составил 17,5%.

В 2008 году наметились тенденции активизации торговли на розничных рынках и ярмарках. При общем приросте оборота розничной торговли, который составил 12% к уровню 2007 года, объемы продаж на рынках увеличились на 34,3%, в то время как обороты продаж субъектов торговой стационарной сети – всего на 7,4%. Торговля на рынках по-прежнему играет большую роль в обеспечении населения мясом скота и птицы, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью.

За этот период созданы и получили развитие крупные многофункциональные торговые центры площадью от 5 до 30 тыс. кв.м и гипермаркеты. Активно строились супермаркеты, торговые комплексы, магазины самообслуживания, а также небольшие предприятия «шаговой доступности».

В настоящее время в крае работают четыре федеральные торговые сети: «Пятерочка» (15 объектов), «Холидей» (7 объектов), «Патэрсон» (4 объекта), «Лента» (1 объект). Сохраняют свои позиции и ведущие алтайские сетевые компании - «Мария-Ра» (в крае – 99 объектов), «Аникс» (77 объектов), «Хелми» (15 объектов), «Раздолье» (16 объектов). Кроме того, практически в каждом муниципальном образовании развиваются местные сетевые структуры, осуществляющие реализацию продовольственных товаров (102 торговые организации).

Расширение сетевой торговли, характеризующейся высоким уровнем насыщенности рынка товарами и предоставляемыми услугами, при условии сохранения позиций магазинов «шаговой доступности», реализующих продовольственные товары повседневного спроса, способствует усилению конкуренции в розничном секторе продовольственного рынка.

По итогам I полугодия 2009 года количество магазинов в крае составило свыше 12 570 объектов (торговая площадь – 1 млн. 196 тыс. кв.м), при этом обеспеченность торговыми площадями сложилась на уровне 480 кв.м на 1 тыс. жителей. Кроме того, торговая инфраструктура края представлена 47 розничными рынками, из которых 5 являются сельскохозяйственными, 3 – специализированными. В первом полугодии 2009 года открыто 200 новых объектов стационарной торговли, в том числе 3 новых розничных рынка (один из них - сельскохозяйственный).

Учитывая значительный туристический потенциал региона, органы исполнительной власти Алтайского края особое внимание уделяют развитию придорожной торговли, общественного питания. Для этого рядом муниципальных образований проведены конкурсы на комплексное освоение земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.

 

Основными проблемами в развитии конкурентной среды являются:

уменьшение покупательской способности населения, связанной со снижением уровня его реальных денежных доходов, снижение инвестиционной активности;

отсутствие эффективной логистики товарных потоков;

отсутствие опыта в создании и продвижении брэндов;

несоответствие образовательных стандартов, использующихся при подготовке рабочих кадров, современным профессиональным стандартам отрасли;

отсутствие адекватной инфраструктуры снабжения товарами торговых комплексов.

 

Строительство

В строительном комплексе края осуществляют деятельность 1,5 тыс. строительных организаций, подавляющее количество которых (96%) находятся в частной собственности. В большей части организаций (порядка 97%) численность работников не превышает 100 человек. В целом строительный комплекс региона удовлетворяет спрос на строительные услуги.

За 2005-2008 годы объем выполненных строительных работ увеличился в 2 раза, вместе с тем начиная со второго полугодия 2008 года и в текущем году наблюдается снижение объемов строительных работ, обусловленное негативным влиянием мирового финансового кризиса, которое выразилось в падении платежеспособного спроса на жилье, уменьшении количества выданных ипотечных кредитов, увеличении процентных ставок по кредитам для строительных организаций, повышении требований к залоговому обеспечению. Кроме того, сдвигаются сроки реализации инвестиционных проектов, а также строительства инфраструктурных объектов.

Финансовое состояние строительного комплекса края остается напряженным: всего два десятка организаций из почти 1,5 тысячи предприятий в состоянии собственными силами выполнить объем работ стоимостью более 100 млн. рублей. Строительные организации не имеют достаточных финансовых ресурсов для осуществления непрерывного технического перевооружения производства, которое необходимо для достижения высокого уровня конкурентоспособности. Удельный вес основных фондов строительства в общей структуре основных фондов края неуклонно снижается. За последние пять лет их величина сократилась более чем в 2 раза, с истекшим сроком службы работают свыше 85% буровых машин, более 70% бульдозеров и кранов на пневмоколесном ходу, почти 50% экскаваторов.

Таким образом, основными проблемами в развитии строительной отрасли являются:

сложное финансовое состояние строительных организаций, недоступность банковского кредитования, высокие процентные ставки;

высокий уровень износа техники и оборудования строительных организаций;

низкий уровень спроса на строительство нового жилья и объектов инфраструктуры со стороны населения, органов власти.

 

Кроме того, существует ряд ограничений для развития строительства в территориальном и градостроительном планировании:

исчерпаны резервы земель населенных пунктов, необходимые для строительства, и территории, обеспеченные инженерной инфраструктурой;

наблюдается недостаток средств местных бюджетов, направляемых на финансирование работ по подготовке градостроительной документации;

существует дефицит кадров профессиональных градостроителей, снижается проектный потенциал. Основными генеральными подрядчиками разработки документов территориального планирования и документации по планировке территорий являются недостаточно конкурентоспособные организации, осуществляющие деятельность в сфере землеустройства, и научные организации.

 

2.4. Жилищно-коммунальное хозяйство

В процессе структурного реформирования жилищно-коммунального хозяйства созданы условия для выделения предоставления услуг по организации водоснабжения, водоотведения, по обеспечению электричеством, теплом, газом, по управлению жилищным фондом и его обслуживанию, по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, техническому обслуживанию лифтового хозяйства в отдельные виды бизнеса. Уровень конкуренции в различных сферах деятельности дифференцирован: рынок услуг по обслуживанию жилищного фонда является высококонкурентным, а рынок услуг по электро-, газо-, теплоснабжению, как правило, характеризуется невысоким уровнем конкуренции, в особенности в сельской местности.

Одним из наиболее высококонкурентных рынков является рынок управления многоквартирными домами. На сегодняшний день данные услуги предоставляют 169 организаций, около 90% которых - частные. В их управлении находится около 16 тысяч домов, из них около 1 тысячи домов перешли в управление по результатам открытых конкурсов, проведенных органами местного самоуправления г. Барнаула, г. Белокурихи, г. Бийска. Немаловажное значение в демонополизации рынка жилищных услуг и развитии конкуренции имеет создание жилищных объединений граждан (ТСЖ, ЖСК). За последние полтора года в 1,7 раза увеличилось количество ТСЖ. По состоянию на 01.08.2009 в крае зарегистрировано 638 ТСЖ и 69 ЖСК, в управлении которых находится 3278 домов и 2 поселка индивидуальной застройки, где проживают свыше 200 тыс. человек.

На развитие конкурентной среды неблагоприятное воздействие оказывают:

высокий уровень износа жилищного фонда;

формальное отношение к выбору способа управления домами со стороны собственников помещений, их неготовность осуществлять возложенные жилищным законодательством полномочия по управлению жилищным фондом;

отсутствие на данном рынке квалифицированных специалистов;

пассивная позиция органов местного самоуправления (в том числе являющихся собственниками муниципального имущества) в вопросах управления многоквартирными домами.

В коммунальном хозяйстве также проходит структурная реорганизация системы предоставления услуг, ориентированная на привлечение в отрасль эффективного собственника, в том числе путем предоставления в аренду муниципального имущества. На сегодняшний день совокупная стоимость имущества, переданного по договорам аренды, составляет свыше 6 млрд. рублей. Процесс этот значительно активизировался за последние два года: в 2008 году прирост количества частных организаций, ведущих работу в коммунальном комплексе, составил 17,8%, за I полугодие текущего года – 13,6%. В целом по краю данные услуги предоставляют 676 организаций (при этом 46% - частные), из них в сфере теплоснабжения - 324 организации (частные - 43,8%), водоснабжения (отведения) - 537 (частные - 45%), электроснабжения - 17 (частные - 70,6%), газоснабжения - 4 (100% частные).

 

Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции, являются:

оказание коммунальных услуг администрациями сельсоветов, муниципальными унитарными предприятиями;

износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, прежде всего, сетевых организаций;

высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций в данную сферу;

тяжелое финансовое состояние предприятий отрасли;

краткосрочная передача муниципальных объектов коммунального назначения в пользование (аренду) субъектам малого и среднего бизнеса вследствие отсутствия регистрации права собственности на такие объекты;

несовершенство тарифной политики, не предусматривающей долгосрочных методов регулирования (в частности отсутствие метода определения доходности инвестированного капитала);

отсутствие информационной прозрачности в деятельности органов местного самоуправления при передаче объектов коммунального назначения в управление хозяйствующим субъектам.

 

2.5. Развитие конкуренции в сфере автомобильных перевозок

В Алтайском крае перевозку пассажиров на основании лицензии выполняют около 1100 хозяйствующих субъектов, в том числе более 800 индивидуальных предпринимателей, на 4350 автобусах. Более 11 тыс. предприятий и предпринимателей осуществляют деятельность по перевозке грузов и пассажиров, не подлежащую лицензированию.

Сеть автобусных маршрутов охватывает все города и районные центры, а также 1254 малых населенных пункта края. Всего в крае насчитывается 886 маршрутов общей протяженностью свыше 73 тыс. км. В трех городах кроме автомобильного транспорта перевозки пассажиров выполняет наземный электрический транспорт (на его долю приходится более 40% городских перевозок); в г. Барнауле это трамваи и троллейбусы, в г. Бийске - трамваи и в г. Рубцовске - троллейбусы. Всего в крае насчитывается 18 трамвайных и 9 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 186 км и 104 км соответственно.

По территории края проходят 53 межрегиональных автобусных маршрута, по которым обеспечивается беспересадочное автобусное сообщение с соседними регионами Сибири (Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край и Республика Алтай), а также 43 международных автобусных маршрута, связывающие Алтайский край и другие регионы Сибири с Республикой Казахстан (города Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Жезкент, Павлодар, Алма-Ата, Караганда), Республикой Киргизстан (г. Бишкек) и Федеративной Республикой Германия (г. Фрайбург).

Осуществление муниципальных и межмуниципальных перевозок производится согласно закону Алтайского края от 12.09.2007 № 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» на основании государственных или муниципальных контрактов.

 

Основные проблемы в развитии автомобильных и междугородних перевозок:

крайне высокая нагрузка на дорожную инфраструктуру, снижающая пропускную способность транспортных путей и одновременно повышающая уровень аварийности движения;

высокий уровень износа эксплуатируемого автомобильного парка для пассажирских перевозок;

незаконное предпринимательство в сфере автомобильных и грузовых перевозок.

 

2.6. Рынок нефтепродуктов

 

Ускорение автомобилизации населения, увеличение количества и дальности автомобильных поездок привели к росту объемов потребления нефтепродуктов. При этом на оптовом рынке наблюдается тенденция усиления влияния вертикально интегрированных нефтяных компаний – ОАО «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай», на долю которых приходится до 80% объема хранения нефтепродуктов. Указанные предприятия оказывают заметное влияние на объемы оптовой торговли нефтепродуктами.

Розничный сектор регионального рынка нефтепродуктов характеризуется высоким уровнем конкурентности: на рынке присутствует большое число субъектов разных организационно-правовых форм собственности. С 1999 по 2009 годы количество автозаправочных станций в крае увеличилось на 125 и составляет на сегодняшний день 630 объектов. Наибольшее количество АЗС осуществляют реализацию нефтепродуктов в городах Барнауле (97), Бийске (35) и Рубцовске (27). В последние три года темпы строительства новых АЗС существенно снижены, что свидетельствует о достаточном насыщении данного сектора рынка. При этом активно продолжается реконструкция действующих объектов, расширяется сфера оказываемых на них услуг, в том числе не связанных с реализацией нефтепродуктов (мойка транспортных средств, услуги кафе, гостиниц, торговля сопутствующими товарами).

Сдерживающими факторами развития рынка нефтепродуктов являются большие финансовые затраты на приобретение земельных участков и собственно строительство новых автозаправочных станций, а также рост цен на нефтепродукты.

На рынке услуг в сфере аэропортового и наземного обслуживания авиасудов, включая их заправку горюче-смазочными материалами, в городе Барнауле работает ОАО «Авиапредприятие «Алтай», на долю которого приходится 100% данного товарного рынка, вследствие чего предприятие внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

2.7. Рынок фармацевтической продукции

По данным за I полугодие 2009 года в Алтайском крае насчитывалось 417 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами через сеть аптек и аптечных пунктов (1050 объектов). Из них 11,5% находятся в государственной и муниципальной собственности, остальные 88,5% - в частной.

В городах Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске на рынке имеются доминирующие хозяйствующие субъекты: аптечные сети ООО «Первая помощь» - 59 аптечных учреждений, ЗАО «Алтайвитамины» - 22 аптечных учреждения, ООО «Аптечная сеть «Эвалар» - 19 аптечных учреждений, ООО «Губернский лекарь» - 12 аптечных учреждений. В муниципальных районах края доминирует АКГУП «Аптеки Алтая». Необходимо отметить, что аптечные учреждения государственной формы собственности имеют производственные отделы, выполняют социальные функции, отпускают наркотические и психотропные препараты, размещают свою сеть в труднодоступных районах края.

Основными проблемами в развитии конкурентной среды в данной сфере являются невысокий уровень платежеспособности населения, недостаток подготовленных торговых помещений, низкая или отрицательная доходность деятельности государственных и муниципальных учреждений, дефицит квалифицированных специалистов – провизоров и фармацевтов, особенно в сельской местности.

Для повышения уровня доступности населению, организациям и индивидуальным предпринимателям государственных услуг в сфере здравоохранения в 2009 году приняты 7 административных регламентов.

В целях недопущения ограничения конкуренции при проведении государственных закупок применяются: открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме и запрос котировок цен. Лоты формируются в полном соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России (в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения), анатомо-терапевтически-химической классификацией лекарственных средств, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.

 

3. Основная цель и задачи программы

Цель программы - улучшение конкурентной среды, создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения края.

 

Задачи программы:

сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация сведений о региональных рынках;

сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

развитие системы государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики размещения государственного заказа на социальные (медицинские, образовательные) услуги на основе конкурсных процедур;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;

 

развитие конкуренции в приоритетных сферах предпринимательской деятельности (розничная торговля, агропродовольственный комплекс, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство).

 

4. Перечень программных мероприятий

Достижение цели и решение задач, поставленных программой, будет осуществляться в рамках реализации следующих блоков мероприятий:

создание благоприятных условий для начала и развития бизнеса;

создание равных условий доступа хозяйствующих субъектов к информации, к получению государственной поддержки;

сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, повышение эффективности антимонопольной защиты законных интересов хозяйствующих субъектов и населения;

совершенствование системы государственного и муниципального заказа;

совершенствование транспортной, энергетической, торговой инфраструктуры;

развитие конкуренции в приоритетных сферах экономики края.

Перечень программных мероприятий приведен в приложении.

 

3. Оценка эффективности реализации программы

 

Таблица 2. Важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации программы

 

Целевой индикатор

Доля продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства, в валовом региональном продукте

%

2010- 32

2011 -32,5

2012 -33

 

Доля выручки получивших государственную поддержку малых предприятий (включая микропредприятия), вышедших на рынок в течение последних 3 лет, в общем объеме выручки малых предприятий (включая микропредприятия)

%

2010- 0,6

2011 -0,7

2012 -0,8

 

Степень удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг (по результатам социологических исследований)

%

2010- не ниже 70%

2011 - не ниже

 

75%

2012 - не ниже 80%

 

Обеспеченность государственных гражданских служащих административными регламентами, касающимися предоставления государственных услуг

%

 

Количество зарегистрированных фактов злоупотребления хозяйствующими субъектами монопольным положением

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.073 с.)