Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа развития конкуренции в Российской Федерации↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
III. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.
Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды. В целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию. По результатам этой работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или регулятивное значение которых не подтверждено, определены временные границы действия и динамика изменения пошлин в целях усиления их регулирующего воздействия на экономику. Необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер) может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны. Необходимо продолжить практику проведения мониторинга конкурентной среды на товарных рынках, в отношении которых принимались меры торговой защиты. Целью мониторинга должны быть анализ эффективности принятых мер и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны защищаемых товаропроизводителей, положение которых на рынке упрочилось, а результатом - своевременная постановка вопроса об отмене, продлении или изменении защитных мер. Целесообразно рассмотреть возможность при распределении импортных или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения (например, аукционы). Использование таких механизмов возможно после тщательного анализа сложившейся системы распределения квот и оценки последствий изменения принципов распределения, поскольку принятие решений об изменении может повлечь как позитивные (расширение круга пользователей квот), так и негативные (снижение доступа небольших компаний к пользованию квотами) последствия.
Налоговая политика Налоговая политика является важным фактором регулирования деловой активности и формирования инвестиционно привлекательной среды. В условиях глобальной экономики важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, складывающаяся из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (система налогового администрирования). В последнее время в Российской Федерации внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Номинальное налоговое бремя в Российской Федерации в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем. При этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики, делают обязанность по уплате налогов более обременительной по сравнению с другими странами. Это приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов. В результате, с одной стороны, снижается конкурентоспособность налоговой системы, а с другой - компания, использующая различные схемы уклонения от налогообложения, получает дополнительные необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с организациями, ведущими легальный бизнес. В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо реализовать следующие меры: продолжить работу по снижению общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики; упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности;
сократить срок возмещения налога на добавленную стоимость по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязательства по уплате налогов; предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий и снижение издержек, в том числе стимулирование энергосбережения и внедрение экологически чистых технологий.
Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей
Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса и планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономическим развитием и, соответственно, конкуренции. Программы отраслевого развития и инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны не только быть увязаны между собой, но и соотноситься с общей политикой развития конкуренции в Российской Федерации, быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит. Следует установить требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Эти процедуры должны быть публичными, и при их согласовании необходимо соблюдать принципы конкурентной направленности программ. В нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ и федеральных целевых программ, необходимо предусмотреть процедуры их публикации и обсуждения, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей. Целесообразно провести экспертизу действующих федеральных целевых программ и рассмотреть возможность включения в них мероприятий по развитию конкуренции на соответствующих рынках.
Розничная торговля
Благоприятная экономическая конъюнктура и устойчивый рост денежных доходов населения в последние годы способствовали увеличению потребительского спроса, а также ускорению развития розничного товарооборота и платных услуг населению. За 2006–2007 гг. абсолютный объем товарооборота увеличился в 1,3 раза: с 105,6 млрд. руб. до 132,9 млрд. руб., среднегодовой прирост в сопоставимых ценах составил 17,5%. В 2008 году наметились тенденции активизации торговли на розничных рынках и ярмарках. При общем приросте оборота розничной торговли, который составил 12% к уровню 2007 года, объемы продаж на рынках увеличились на 34,3%, в то время как обороты продаж субъектов торговой стационарной сети – всего на 7,4%. Торговля на рынках по-прежнему играет большую роль в обеспечении населения мясом скота и птицы, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью. За этот период созданы и получили развитие крупные многофункциональные торговые центры площадью от 5 до 30 тыс. кв.м и гипермаркеты. Активно строились супермаркеты, торговые комплексы, магазины самообслуживания, а также небольшие предприятия «шаговой доступности». В настоящее время в крае работают четыре федеральные торговые сети: «Пятерочка» (15 объектов), «Холидей» (7 объектов), «Патэрсон» (4 объекта), «Лента» (1 объект). Сохраняют свои позиции и ведущие алтайские сетевые компании - «Мария-Ра» (в крае – 99 объектов), «Аникс» (77 объектов), «Хелми» (15 объектов), «Раздолье» (16 объектов). Кроме того, практически в каждом муниципальном образовании развиваются местные сетевые структуры, осуществляющие реализацию продовольственных товаров (102 торговые организации). Расширение сетевой торговли, характеризующейся высоким уровнем насыщенности рынка товарами и предоставляемыми услугами, при условии сохранения позиций магазинов «шаговой доступности», реализующих продовольственные товары повседневного спроса, способствует усилению конкуренции в розничном секторе продовольственного рынка. По итогам I полугодия 2009 года количество магазинов в крае составило свыше 12 570 объектов (торговая площадь – 1 млн. 196 тыс. кв.м), при этом обеспеченность торговыми площадями сложилась на уровне 480 кв.м на 1 тыс. жителей. Кроме того, торговая инфраструктура края представлена 47 розничными рынками, из которых 5 являются сельскохозяйственными, 3 – специализированными. В первом полугодии 2009 года открыто 200 новых объектов стационарной торговли, в том числе 3 новых розничных рынка (один из них - сельскохозяйственный). Учитывая значительный туристический потенциал региона, органы исполнительной власти Алтайского края особое внимание уделяют развитию придорожной торговли, общественного питания. Для этого рядом муниципальных образований проведены конкурсы на комплексное освоение земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.
Основными проблемами в развитии конкурентной среды являются: уменьшение покупательской способности населения, связанной со снижением уровня его реальных денежных доходов, снижение инвестиционной активности; отсутствие эффективной логистики товарных потоков; отсутствие опыта в создании и продвижении брэндов; несоответствие образовательных стандартов, использующихся при подготовке рабочих кадров, современным профессиональным стандартам отрасли; отсутствие адекватной инфраструктуры снабжения товарами торговых комплексов.
Строительство В строительном комплексе края осуществляют деятельность 1,5 тыс. строительных организаций, подавляющее количество которых (96%) находятся в частной собственности. В большей части организаций (порядка 97%) численность работников не превышает 100 человек. В целом строительный комплекс региона удовлетворяет спрос на строительные услуги. За 2005-2008 годы объем выполненных строительных работ увеличился в 2 раза, вместе с тем начиная со второго полугодия 2008 года и в текущем году наблюдается снижение объемов строительных работ, обусловленное негативным влиянием мирового финансового кризиса, которое выразилось в падении платежеспособного спроса на жилье, уменьшении количества выданных ипотечных кредитов, увеличении процентных ставок по кредитам для строительных организаций, повышении требований к залоговому обеспечению. Кроме того, сдвигаются сроки реализации инвестиционных проектов, а также строительства инфраструктурных объектов. Финансовое состояние строительного комплекса края остается напряженным: всего два десятка организаций из почти 1,5 тысячи предприятий в состоянии собственными силами выполнить объем работ стоимостью более 100 млн. рублей. Строительные организации не имеют достаточных финансовых ресурсов для осуществления непрерывного технического перевооружения производства, которое необходимо для достижения высокого уровня конкурентоспособности. Удельный вес основных фондов строительства в общей структуре основных фондов края неуклонно снижается. За последние пять лет их величина сократилась более чем в 2 раза, с истекшим сроком службы работают свыше 85% буровых машин, более 70% бульдозеров и кранов на пневмоколесном ходу, почти 50% экскаваторов. Таким образом, основными проблемами в развитии строительной отрасли являются: сложное финансовое состояние строительных организаций, недоступность банковского кредитования, высокие процентные ставки; высокий уровень износа техники и оборудования строительных организаций; низкий уровень спроса на строительство нового жилья и объектов инфраструктуры со стороны населения, органов власти.
Кроме того, существует ряд ограничений для развития строительства в территориальном и градостроительном планировании: исчерпаны резервы земель населенных пунктов, необходимые для строительства, и территории, обеспеченные инженерной инфраструктурой; наблюдается недостаток средств местных бюджетов, направляемых на финансирование работ по подготовке градостроительной документации; существует дефицит кадров профессиональных градостроителей, снижается проектный потенциал. Основными генеральными подрядчиками разработки документов территориального планирования и документации по планировке территорий являются недостаточно конкурентоспособные организации, осуществляющие деятельность в сфере землеустройства, и научные организации.
2.4. Жилищно-коммунальное хозяйство В процессе структурного реформирования жилищно-коммунального хозяйства созданы условия для выделения предоставления услуг по организации водоснабжения, водоотведения, по обеспечению электричеством, теплом, газом, по управлению жилищным фондом и его обслуживанию, по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, техническому обслуживанию лифтового хозяйства в отдельные виды бизнеса. Уровень конкуренции в различных сферах деятельности дифференцирован: рынок услуг по обслуживанию жилищного фонда является высококонкурентным, а рынок услуг по электро-, газо-, теплоснабжению, как правило, характеризуется невысоким уровнем конкуренции, в особенности в сельской местности. Одним из наиболее высококонкурентных рынков является рынок управления многоквартирными домами. На сегодняшний день данные услуги предоставляют 169 организаций, около 90% которых - частные. В их управлении находится около 16 тысяч домов, из них около 1 тысячи домов перешли в управление по результатам открытых конкурсов, проведенных органами местного самоуправления г. Барнаула, г. Белокурихи, г. Бийска. Немаловажное значение в демонополизации рынка жилищных услуг и развитии конкуренции имеет создание жилищных объединений граждан (ТСЖ, ЖСК). За последние полтора года в 1,7 раза увеличилось количество ТСЖ. По состоянию на 01.08.2009 в крае зарегистрировано 638 ТСЖ и 69 ЖСК, в управлении которых находится 3278 домов и 2 поселка индивидуальной застройки, где проживают свыше 200 тыс. человек. На развитие конкурентной среды неблагоприятное воздействие оказывают: высокий уровень износа жилищного фонда; формальное отношение к выбору способа управления домами со стороны собственников помещений, их неготовность осуществлять возложенные жилищным законодательством полномочия по управлению жилищным фондом; отсутствие на данном рынке квалифицированных специалистов; пассивная позиция органов местного самоуправления (в том числе являющихся собственниками муниципального имущества) в вопросах управления многоквартирными домами. В коммунальном хозяйстве также проходит структурная реорганизация системы предоставления услуг, ориентированная на привлечение в отрасль эффективного собственника, в том числе путем предоставления в аренду муниципального имущества. На сегодняшний день совокупная стоимость имущества, переданного по договорам аренды, составляет свыше 6 млрд. рублей. Процесс этот значительно активизировался за последние два года: в 2008 году прирост количества частных организаций, ведущих работу в коммунальном комплексе, составил 17,8%, за I полугодие текущего года – 13,6%. В целом по краю данные услуги предоставляют 676 организаций (при этом 46% - частные), из них в сфере теплоснабжения - 324 организации (частные - 43,8%), водоснабжения (отведения) - 537 (частные - 45%), электроснабжения - 17 (частные - 70,6%), газоснабжения - 4 (100% частные).
Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции, являются: оказание коммунальных услуг администрациями сельсоветов, муниципальными унитарными предприятиями; износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, прежде всего, сетевых организаций; высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций в данную сферу; тяжелое финансовое состояние предприятий отрасли; краткосрочная передача муниципальных объектов коммунального назначения в пользование (аренду) субъектам малого и среднего бизнеса вследствие отсутствия регистрации права собственности на такие объекты; несовершенство тарифной политики, не предусматривающей долгосрочных методов регулирования (в частности отсутствие метода определения доходности инвестированного капитала); отсутствие информационной прозрачности в деятельности органов местного самоуправления при передаче объектов коммунального назначения в управление хозяйствующим субъектам.
2.5. Развитие конкуренции в сфере автомобильных перевозок В Алтайском крае перевозку пассажиров на основании лицензии выполняют около 1100 хозяйствующих субъектов, в том числе более 800 индивидуальных предпринимателей, на 4350 автобусах. Более 11 тыс. предприятий и предпринимателей осуществляют деятельность по перевозке грузов и пассажиров, не подлежащую лицензированию. Сеть автобусных маршрутов охватывает все города и районные центры, а также 1254 малых населенных пункта края. Всего в крае насчитывается 886 маршрутов общей протяженностью свыше 73 тыс. км. В трех городах кроме автомобильного транспорта перевозки пассажиров выполняет наземный электрический транспорт (на его долю приходится более 40% городских перевозок); в г. Барнауле это трамваи и троллейбусы, в г. Бийске - трамваи и в г. Рубцовске - троллейбусы. Всего в крае насчитывается 18 трамвайных и 9 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 186 км и 104 км соответственно. По территории края проходят 53 межрегиональных автобусных маршрута, по которым обеспечивается беспересадочное автобусное сообщение с соседними регионами Сибири (Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край и Республика Алтай), а также 43 международных автобусных маршрута, связывающие Алтайский край и другие регионы Сибири с Республикой Казахстан (города Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Жезкент, Павлодар, Алма-Ата, Караганда), Республикой Киргизстан (г. Бишкек) и Федеративной Республикой Германия (г. Фрайбург). Осуществление муниципальных и межмуниципальных перевозок производится согласно закону Алтайского края от 12.09.2007 № 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» на основании государственных или муниципальных контрактов.
Основные проблемы в развитии автомобильных и междугородних перевозок: крайне высокая нагрузка на дорожную инфраструктуру, снижающая пропускную способность транспортных путей и одновременно повышающая уровень аварийности движения; высокий уровень износа эксплуатируемого автомобильного парка для пассажирских перевозок; незаконное предпринимательство в сфере автомобильных и грузовых перевозок.
2.6. Рынок нефтепродуктов
Ускорение автомобилизации населения, увеличение количества и дальности автомобильных поездок привели к росту объемов потребления нефтепродуктов. При этом на оптовом рынке наблюдается тенденция усиления влияния вертикально интегрированных нефтяных компаний – ОАО «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай», на долю которых приходится до 80% объема хранения нефтепродуктов. Указанные предприятия оказывают заметное влияние на объемы оптовой торговли нефтепродуктами. Розничный сектор регионального рынка нефтепродуктов характеризуется высоким уровнем конкурентности: на рынке присутствует большое число субъектов разных организационно-правовых форм собственности. С 1999 по 2009 годы количество автозаправочных станций в крае увеличилось на 125 и составляет на сегодняшний день 630 объектов. Наибольшее количество АЗС осуществляют реализацию нефтепродуктов в городах Барнауле (97), Бийске (35) и Рубцовске (27). В последние три года темпы строительства новых АЗС существенно снижены, что свидетельствует о достаточном насыщении данного сектора рынка. При этом активно продолжается реконструкция действующих объектов, расширяется сфера оказываемых на них услуг, в том числе не связанных с реализацией нефтепродуктов (мойка транспортных средств, услуги кафе, гостиниц, торговля сопутствующими товарами). Сдерживающими факторами развития рынка нефтепродуктов являются большие финансовые затраты на приобретение земельных участков и собственно строительство новых автозаправочных станций, а также рост цен на нефтепродукты. На рынке услуг в сфере аэропортового и наземного обслуживания авиасудов, включая их заправку горюче-смазочными материалами, в городе Барнауле работает ОАО «Авиапредприятие «Алтай», на долю которого приходится 100% данного товарного рынка, вследствие чего предприятие внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. 2.7. Рынок фармацевтической продукции По данным за I полугодие 2009 года в Алтайском крае насчитывалось 417 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами через сеть аптек и аптечных пунктов (1050 объектов). Из них 11,5% находятся в государственной и муниципальной собственности, остальные 88,5% - в частной. В городах Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске на рынке имеются доминирующие хозяйствующие субъекты: аптечные сети ООО «Первая помощь» - 59 аптечных учреждений, ЗАО «Алтайвитамины» - 22 аптечных учреждения, ООО «Аптечная сеть «Эвалар» - 19 аптечных учреждений, ООО «Губернский лекарь» - 12 аптечных учреждений. В муниципальных районах края доминирует АКГУП «Аптеки Алтая». Необходимо отметить, что аптечные учреждения государственной формы собственности имеют производственные отделы, выполняют социальные функции, отпускают наркотические и психотропные препараты, размещают свою сеть в труднодоступных районах края. Основными проблемами в развитии конкурентной среды в данной сфере являются невысокий уровень платежеспособности населения, недостаток подготовленных торговых помещений, низкая или отрицательная доходность деятельности государственных и муниципальных учреждений, дефицит квалифицированных специалистов – провизоров и фармацевтов, особенно в сельской местности. Для повышения уровня доступности населению, организациям и индивидуальным предпринимателям государственных услуг в сфере здравоохранения в 2009 году приняты 7 административных регламентов. В целях недопущения ограничения конкуренции при проведении государственных закупок применяются: открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме и запрос котировок цен. Лоты формируются в полном соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России (в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения), анатомо-терапевтически-химической классификацией лекарственных средств, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
3. Основная цель и задачи программы Цель программы - улучшение конкурентной среды, создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения края.
Задачи программы: сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация сведений о региональных рынках; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие системы государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики размещения государственного заказа на социальные (медицинские, образовательные) услуги на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитие конкуренции в приоритетных сферах предпринимательской деятельности (розничная торговля, агропродовольственный комплекс, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство).
4. Перечень программных мероприятий Достижение цели и решение задач, поставленных программой, будет осуществляться в рамках реализации следующих блоков мероприятий: создание благоприятных условий для начала и развития бизнеса; создание равных условий доступа хозяйствующих субъектов к информации, к получению государственной поддержки; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, повышение эффективности антимонопольной защиты законных интересов хозяйствующих субъектов и населения; совершенствование системы государственного и муниципального заказа; совершенствование транспортной, энергетической, торговой инфраструктуры; развитие конкуренции в приоритетных сферах экономики края. Перечень программных мероприятий приведен в приложении.
3. Оценка эффективности реализации программы
Таблица 2. Важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации программы
Целевой индикатор Доля продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства, в валовом региональном продукте % 2010- 32 2011 -32,5 2012 -33
Доля выручки получивших государственную поддержку малых предприятий (включая микропредприятия), вышедших на рынок в течение последних 3 лет, в общем объеме выручки малых предприятий (включая микропредприятия) % 2010- 0,6 2011 -0,7 2012 -0,8
Степень удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг (по результатам социологических исследований) % 2010- не ниже 70% 2011 - не ниже
75% 2012 - не ниже 80%
Обеспеченность государственных гражданских служащих административными регламентами, касающимися предоставления государственных услуг %
Количество зарегистрированных фактов злоупотребления хозяйствующими субъектами монопольным положением
Программа развития конкуренции в Российской Федерации Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р
Введение Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Реализация направлений макроэкономической политики, которые определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в том числе касающихся формирования институциональной среды инновационного развития, снижения инфляции, создания условий для улучшения качества жизни населения и повышения национальной конкурентоспособности, во многом обеспечивается конкурентной политикой. Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач: общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка; повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования; реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях согласно приложению путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки. Программа развития конкуренции в Российской Федерации (далее - Программа) является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2012 года, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
I. Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры. Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является создание государственных корпораций в сферах, где есть условия для конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса должна быть максимально прозрачна. Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы для ограничения производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на соответствующем рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды. В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако сам факт высокой экономической концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
Административные барьеры Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения "административного ресурса". В ходе проведения административной реформы сокращены масштабы вмешательства государства в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции. Однако на данный момент указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений. Разнообразные формы государственного регулирования административного характера (ведение многочисленных реестров и регистров, аттестация и аккредитация хозяйствующих субъектов, различные экспертизы, предоставление разрешений и согласований) остаются недостаточно оцененными с правовой и экономической точки зрения, а также с позиций их избыточности и коррупциогенности. Не завершена работа по разграничению функций по контролю (проведение испытаний, измерений, экспертиз), надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности) и оказанию государственных услуг. Например, государственные учреждения ветеринарии субъектов Российской Федерации по-прежнему осуществляют функции контроля и надзора, а также оказывают платные услуги населению. Не реализована поставленная административной реформой задача существенного сокращения числа унитарных предприятий с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо для осуществления публичных функций. Медленными темпами осуществляются реформа технического регулирования, разработка и принятие технических регламентов в различных сферах экономической деятельности. При этом техническое регулирование становится существенным фактором конкурентной среды, поскольку разработка технических регламентов может являться частью конкурентной борьбы. Конкурентная среда не защищена от установления новых административных барьеров. Не разработаны и не применяются обязательные во многих странах процедуры предварительной оценки и всестороннего обоснования принятия нормативных актов, вводящих новые административные требования к субъектам предпринимательской деятельности. Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что административные барьеры являются существенными, а для некоторых предприятий запретительно высокими. В связи с этим необходимо продолжить системную работу по анализу, ликвидации и снижению административных барьеров в экономике, в том числе: 1) требуется дальнейшее совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности, предусматривающее: расширение сферы действия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и повышение его универсальности; децентрализацию лицензирования путем передачи полномочий в области лицензиро
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.013 с.) |