Генезис коммерческой деятельности. Классическая теория коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис коммерческой деятельности. Классическая теория коммерческой деятельности



КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(в схемах, рисунках и таблицах)

 

 

Краткий курс лекций

 

Брест 2010


УДК 65.622.276

 

Кулаков И.А., Назарук М.В. Коммерческайя деятельность (в схемах, рисунках и таблицах): Краткий курс лекций. – Брест: БрГТУ, 2010. – 96 с.

 

 

Представлены рисунки, схемы, таблицы, отражающие основное содержание курса «Коммерческая деятельность». Пособие позволяет ознакомиться с теоретическими и практическими подходами к организациям современного товарного обращения для предприятий промышленности и торговли. Конспективное изложение материала дает возможность использовать его для изучения отдельных тем и способствует закреплению материала.

Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Коммерческая деятельность», а также для специалистов и рукаводителей промышленных и торговых предприятий.

 

Ил. 72, табл. 23, библ. 53 назв.

 

Рецензенты:

 

 

ISBN © Учреждение образования "Брестский государственный
 
технический университет", 2010

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночных условий хозяйствования, формирование различных организационно-правовых форм функционирования хозяйственных субъектов, повышение их самостоятельности в решении целевых задач обуславливают необходимость построения эффективной структуры организации, освоение новых продуктов и рынков, организации снабжения и сбыта, прогнозирование рыночной конъюнктуры, изучение инфраструктуры рынка.

Назначение данного учебного пособия – ознакомление читателя с современной практикой организации коммерческой деятельности, выявление возможности повышения эффективности коммерческой деятельности, обоснования оптимальности управленческих решений в сфере товарного обращения, улавливания изменений на товарном рынке и адекватного реагирования на них.

Учебное пособие позволит сориентировать студентов на основные формы и методы организации коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в сфере реализации как товаров производственно-технического назначения, так и товаров народного потребления.

Каждая тема сопровождается рисунками, схемами, таблицами с пояснительным текстом, что позволяет повысить наглядность, доступность и глубину освоения представленного материала, и на этой основе более качественно подготовиться к текущей и итоговой аттестации.

Материал изложен в определенной последовательности с учетом межпредметных связей между дисциплинами, входящими в образовательный стандарт Республики Беларусь «ОС РБ 1-25 01 10-2008» для специальности 1 25 01 10 «Коммерческая деятельность» специализации 1 25 01 10 15 «Коммерческая деятельность в строительстве»: «Коммерческая деятельность», «Коммерческая логистика», «Основы маркетинга», «Экономика предприятия».

Практическая направленность работы делает ее необходимой для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Коммерческая деятельность», «Экономика и управление на предприятии», а также специалистов, руководителей предприятий, поскольку может послужить основной для анализа организации и управления коммерческой деятельностью, применяемой на промышленных предприятиях и организациях сферы услуг материального и нематериального характера.

Представленный материал может быть использован в качестве основы для разработки электронного учебника для студентов коммерсантов.


РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема 1.1 Разделы коммерческой деятельности

 

Как видим, чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

 

Схема 1.2 Структура коммерческой деятельности

 

Коммерческая деятельность осуществляется на основе принятия управленческих решений в рамках основных и вспомогательных функций, связанных с закупками материальных ресурсов и сбытом. Основу принятия решений составляет управленческая информация – перечень сведений, необходимых для выполнения всех функций. На любом предприятии создается информационная среда, поддерживаемая упорядоченным движением потоков информации (схема 1.3).

 

Схема 1.3 Информационная среда коммерческой деятельности [22]

В левом блоке модели представлены те элементы, которые должны находиться в пользовании коммерсанта (коммерческой службы). Вся информация собирается и обрабатывается с помощью четырех подсистем (центральный блок). Правый блок задается функциями управления, а обратный поток составляют принятые решения.

Каждая коммерческая операция осуществляется на основе хозяйственной связи между участниками товарного обращения.

Для обеспечения функционирования рынка необходима его инфраструктура: банки, биржи, ярмарки, выставки, аукционы, страховые, консалтинговые, аудиторские компании, таможенные службы и т.д. Они способствуют эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому контролю за ними.

 

Схема 1.4 Структура Министерства торговли

 

 

Организации, находящиеся в подчинении у Министерства торговли:

- ряд государственных организаций, таких как ГО «Белбыт», ГТПО «Белресурсы», РПО «Белторгпрогресс», РУТП «Белмипортторг» и др.;

- юридические лица негосударственной формы собственности, акции (доли) которых, принадлежащие Республике Беларусь, переданы в управление Министерства торговли;

- организации, входящие в Государственное объединение «Белбыт», занятые в сфере бытового обслуживания населения;

- организации, входящие в Государственное торгово-промышленное объединение «Белресурсы».

Организации, находящиеся в подчинении Министерства торговли РБ представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Перечень организаций в подчинении Минторга

Содержание коммерческой деятельности

 

Основные элементы, отражающие содержание коммерческой деятельности, представлены таблице 1.2

 

 

Таблица 1.2 Содержание коммерческой деятельности [6]

Этап 1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности 1.1 Информация о спросе, предложении и конъюнктуре рынка 1.2 Информация об объемах и структуре производства и предложения 1.3 Информация о товаре 1.4 Информация о потребителе 1.5 Информация о конкурентах 1.6.Изучение потенциальных возможностей торговых организаций
Этап 2. Определение потребности в товаре 2.1 Определение емкости рынка и его сегментов 2.2 Обоснование объемов поставки и структуры ассортимента 2.3 Определение сроков поставки и размеров единовременных партий
Этап 3. Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения 3.1 Изучение источников поступления, поставщиков, их возможностей 3.2 Экономическое обоснование выбора поставщиков и оптимального варианта продвижения товара 3.3 Распределение между партнерами функций по продвижению товара на рынок
Этап 4. Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами 4.1 Выбор формы хозяйственных связей 4.2 Разработка проекта договоров 4.3 Переговорный процесс по согласованию условий договора 4.4 Подписание договора
Этап 5. Организация оптовых закупок товаров 5.1 Обоснование, отбор организационных форм закупок 5.2 Организация оптовых закупок 5.3 Документальное оформление оптовых закупок 5.4 Контроль исполнения договоров
Этап 6. Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров 6.1 Выбор формы оптовой продажи 6.2 Разработка и подписание договора поставки 6.3 Организация оптовой продажи 6.4 Документальное оформление оптовой продажи 6.5 Контроль исполнения договора поставки
Этап 7. Коммерческая деятельность по организации розничной оптовой продажи товаров 7.1 Изучение спроса покупателей 7.2 Формирование ассортимента товаров магазина 7.3 Определение партий и частоты завоза товаров 7.4 Выбор форм и методов продажи 7.5 Стимулирование объемов продаж 7.6 Мерчандайзинг
Этап 8. Рекламно-информационная работа 8.1 Обоснование целесообразности использования рекламы 8.2 Выбор вида рекламы и рекламных средств 8.3 Разработка рекламной программы 8.4 Оценка эффективности рекламы 8.5 Формирование имиджа
Этап 9. Сервисное сопровождение 9.1 Отбор услуг, пользующихся спросом 9.2 Оказание услуг в допродажный период 9.3 Услуги в период продажи товаров 9.4 Послепродажные услуги 9.5 Сервисное обслуживание
Этап 10. Управление товарными ресурсами 10.1 Формирование товарных ресурсов 10.2 Поддержание товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка 10.3 Маневрирование, нормализация товарных запасов 10.4 Коммерческая деятельность по ускорению оборачиваемости товаров

Рассмотрим кратко каждый этап.

1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Главным источником получения необходимой коммерческой информа­ции является комплексное изучение рынка. Необходимо знать спрос и предло­жение, конъюнктуру рынка. Должна быть информация о товаре, его потреби­тельских свойствах, качестве, назначении. Следует детально изучить потреби­теля: количество обслуживаемого населения, его структуру, социальный состав, покупательскую способность. Для успешной работы на рынке необходимо владеть информацией о конкурентах, их сильных и слабых сторонах, потенциальных возможностях и угрозах.

2. Определение потребности в товарах. На данном этапе коммерческой работы следует, базируясь на необходи­мой информации, определить емкость рынка и его сегментов, обосновать ас­сортиментную структуру товаров, сроки их поставок и размеры единовременных партий.

3. Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения. Эта работа начинается с изучения возможных источников поступления товаров, размещения предприятий-изготовителей, объемов и структуры предла­гаемых ими товаров, условий поставок, формы расчетов и методов отгрузки и т.д. На основе этой информации производится экономически обоснованный выбор партнеров, участников продвижения товаров, осуществляется распределение функций между ними. К выбору партнеров для хозяйственных связей необходимо подходить тщательно, чтобы в итоге достичь наиболее эффективного варианта.

4. Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами. После выбора партнеров по доведению товаров до потребителя осущест­вляются коммерческие операции по установлению хозяйственных связей. Эта работа предполагает определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора и непосредственно подписание договора.

5. Организация оптовых закупок товаров. Наличие договорных отношений между поставщиком и покупателем предполагает возможность выбора организационных форм оптовых закупок, проведение оптовых ярмарок, документальное оформление оптовых закупок, а также контроль за выполнением договоров поставки.

6. Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров. На этом этапе необходимо выбрать форму оптовой продажи, произвести обоснование целесообразности ее применения, оформление соответствующих документов, а также осуществлять контроль выполнения условий договора.

7. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи то­варов. Данная часть коммерческой работы является весьма ответственной, так как именно в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производителя до потребителя, происходит смена формы стоимости, выяв­ляется результат всей предыдущей работы. Основными коммерческими операциями на этом этапе являются формирование ассортимента товаров в магазинах, обоснование частоты и размеров партий за­воза, выбор форм и методов продажи, стимулирование сбыта.

8. Рекламно-информационная работа. Систематичность и эффективность – определяющие рекламно-информационной работы.Достигается это за счет правильного выбора вида и средств рекламы, прежде обоснованного с точки зрения целесообразности ее применения, оценки результативности. Главными задачами рекламно-ин­формационной работы являются: обеспечение доведения необходимой информации до покупателей, формирование спроса, стимулирование сбыта, формирование положи­тельного имиджа организации.

9. Сервисное сопровождение. Сразвитием рынка товаров возникает необходимость развивать и расширять услуги, предоставляемые населению и партнерам по хозяйственным свя­зям. По мере насыщения рынка товарами и усиления конкурентной борьбы ус­луги и их качество могут стать определяющими для привлечения покупателей и укрепления позиций па рынке. Услуги должны сопровождать товар па всем пу­ти его движения. Они оказываются в допродажный период, в момент продажи и в послепродажный период. Задача состоит в том, чтобы изучить потребность покупателей в услугах и предложить те, которые они готовы оплатить.

10. Управление товарными ресурсами. Учитывая, что спрос на товары динамичен, а конъюнктура рынка измен­чива, следует систематически следить за состоянием товарных запасов в тор­говле. Наличие товаров в размерах, превышающих потребности, ведет к замед­лению оборачиваемости, увеличению затрат, связанных с их хранением и реа­лизацией. Недостаток товаров может стать причиной снижения объемов реали­зации и уменьшения прибыли. Поэтому на данном этапе коммерческой дея­тельности необходимо формировать товарные ресурсы в соответствии со спро­сом, организовывать ритмичное, бесперебойное товароснабжение нужными партиями, систематически следить за движением товаров, сроками реализации, своевременно принимать коммерческие решения по управлению ими.

Вхождение в рынок сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. Таким образом, цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг.

Таблица 2.1 Характеристика функционирования коммерческих организаций различных ОПФ

Хозяйственные товарищества
Характеристика Товарищество – договорное объединение лиц для предпринимательской деятельности
Полное (ПТ) На вере (коммандитное) (КТ)
     
1. Учредители (участники) - Индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации на основе договора - Лицо может быть участником только одного ПТ - Участник ПТ не может быть полным товарищем в КТ - Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в деятельности ПТ - Полные товарищи – индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации - Включает также одного или нескольких вкладчиков (коммандистов) – граждан и (или) юридических лиц - Госорганы и органы местного самоуправления не вправе быть вкладчиками - Полный товарищ КТ не может быть участником ПТ. Лицо может быть полным участников только в одном КТ
2. Статус - Является юридическим лицом - Имеет фирменное наименование с указанием ОПФ и имени всех, нескольких или одного участника - Является юридическим лицом - Имеет фирменное наименование с указанием ОПФ и имени не менее одного полного товарища и слов «и компания» - Вкладчик, включенный в фирменное наименование, становится полным товарищем
 
Продолжение таблицы 2.1
3. Источники средств - Вклады участников в уставный (складочный) капитал без права выпуска акций - Полученные доходы - Вклады полных товарищей и вкладчиков в складочный капитал - Полученные доходы
4. Право собственности - Имущество принадлежит ПТ - Выбывший участник может получить часть стоимости имущества ПТ в соответствии с его долей в складочном капитале - Общей долевой собственности не образуется   - Имущество принадлежит КТ - Вкладчик может получить свой вклад по окончании года при выходе из КТ - Вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получении вкладов при ликвидации КТ
5. Управление - Осуществляется каждым участником по общему согласию либо от имени ПТ или по поручению отдельными участниками - Осуществляют полные товарищи - Вкладчики – по доверенности и не могут оспаривать действия полных товарищей
6. Ответственность по обязательствам - Полная субсидиарная солидарная всем своим имуществом в течение деятельности ПТ и 2-х лет с момента выбытия участника - Устранение или ограничение ответственности ничтожно - Полные товарищи несут полную ответственность всем своим имуществом - Вкладчики – в пределах суммы вклада - КТ не отвечает по имущественным обязательствам вкладчиков
7. Кредитоспособность - В объеме имущества ПТ и каждого (всех) участника(ов) - В объеме имущества КТ, а при недостаточности – имущество полных товарищей
8. Распределение прибыли и убытков - Пропорционально долям в складочном капитале - Не допускается устранение участника от участия в прибыли (убытках) - В порядке, предусмотренном учредительным договором в соответствии с долями в складочном капитале
9. Характер взаимоотношений участников - Доверительные отношения по договору (один – за всех, и все – за одного) - Право каждого участника на выход, на долю прибыли, информацию, управление ПТ - Доверительные отношения по учредительному договору между полными товарищами - Вкладчики не участвуют в ведении дел КТ, имеют право на часть прибыли, информацию и выход из КТ с получением своего вклада
10. Особые условия ликвидации - Когда в ПТ остался один участник, если он не преобразовал ПТ в хозяйственное общество в течение 6 месяцев - В случае выхода из ПТ одного из участников остальные не решили продолжать деятельность - При выбытии всех вкладчиков, если полные товарищи не преобразовали КТ в ПТ - Если один оставшийся участник не преобразовал КТ в хозяйственное общество в течение 6 месяцев
11. Использование имущества - В соответствии с целями и назначением имущества - В соответствии с целями и назначением имущества
12. Распоряжение имуществом - С согласия всех участников - С согласия полных товарищей
13. Количество участников - Не менее двух - Не менее двух
 
Продолжение таблицы 2.1
Хозяйственные общества
Характеристика Общества – коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом (объединение капиталов)
С ограниченной ответственностью (ООО) С дополнительной ответственностью (ОДО)
1. Учредители (участники) - Одно или несколько лиц по договору и уставу - Число участников не должно превышать нормы, иначе ООО преобразуется в ОАО или ликвидируется - Не может быть одним из участников другое общество в составе одного лица - Госорганы не могут быть участниками ООО - Одно или несколько лиц по договору и уставу - Если одно лицо, то учредительным договором является устав - Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан
2. Статус - Является юридическим лицом - Имеет фирменное наименование с указанием ОПФ - Является юридическим лицом - Фирменное наименование с указанием «С дополнительной ответственностью»
3. Источники средств - Стоимость вкладов участников - Получаемые доходы - Стоимость вкладов участников - Получаемые доходы
4. Право собственности - Имущество принадлежит обществу - При выходе участника из ООО выдается часть стоимости имущества, соответствующая его доле в уставном капитале - Передача доли или ее части третьим лицам допускается по уставу - Преимущественное право участников на покупку доли выбывающего - Имущество принадлежит обществу - Вклады возможны любого размера, делимы - Не допускается освобождения участника от внесения вклада, в том числе путем зачета требований к обществу
5. Управление - Высший орган – общее собрание участников - Исполнительный орган – коллегиальный и (или) единоличный, который может быть выбран и из неучастников - Контрольный - ревизионная комиссия   - Аналогично ООО - По требованию любого участника может быть проведена аудиторская проверка - Уменьшение уставного капитала после уведомления кредиторов
6. Ответственность по обязательствам - Участники не отвечают по обязательствам ООО и рискуют своими вкладами - Солидарная ответственность по неоплаченной части вкладов - Солидарная субсидиарная в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада - При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется пропорционально вкладам оставшихся
 
Продолжение таблицы 2.1  
7. Кредитоспособность - В объеме имущества ООО, но не менее установленного законом размера уставного капитала - В объеме имущества ООО и участников в кратном размере к стоимости вклада каждого
8. Распределение прибыли - Пропорционально вкладам - Пропорционально вкладам
9. Взаимоотношения участников - Право на участие в управлении ООО, на часть имущества после ликвидации общества, на передачу пая другим участникам - Аналогично ООО
10. Особые условия ликвидации - По единогласному решению участников ликвидируется или преобразуется в АО или производственный кооператив - Аналогично ООО
13. Количество участников - Возможен один участник - Возможен один участник
Акционерные общества
Характеристика АО – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций
Открытые (ОАО) Закрытые (ЗАО)
1. Учредители (участники) - Одно или несколько физических и (или) юридических лиц на основе договора - Число участников не ограничено, но не больше числа акций - Одно или несколько физических и (или) юридических лиц - Число участников не должно превышать 50, иначе необходимо преобразование в ОАО или ликвидация через суд
2. Статус - Является юридическим лицом - Является юридическим лицом
3. Источники средств - От свободной продажи акций потенциальным покупателям - Получаемые доходы - Уставный капитал не менее 1000 минимальных месячных оплат труда (ММОТ) - От продажи акций учредителями или заранее определенному кругу лиц. Не может проводить открытую подписку на акции. Уставный капитал не менее 100 ММОТ
4. Право собственности - Имущество принадлежит ОАО - Акционеры могут свободно отчуждать принадлежащие им акции Акционер не имеет права на возврат вклада, внесенного в счет оплаты акций - Имущество принадлежит ЗАО - Акционеры имеют преимущественное право приобретать акции, передаваемые другими акционерами данного ЗАО - Акционеры не могут требовать возврата средств в счет оплаты акций
5. Управление - Высший орган – общее собрание акционеров - В ОАО с числом акционеров белее 50 создается совет директоров (наблюдательный совет) - Исполнительный орган – коллегиальный (правление, дирекция) и (или) единоличный (директор) - Контрольный орган – ревизионная комиссия - Аналогично ОАО - Необязательно вести свои дела публично - Аудиторская проверка по требованию акционеров, доля которых в уставном капитале не менее 10%
 
Продолжение таблицы 2.1
6. Ответственность по обязательствам - Акционеры не отвечают по обязательствам ОАО и рискуют рыночной стоимостью своих акций - Учредители солидарно отвечают за свою деятельность до регистрации ОАО - Стоимостью пакета акций - Всем имуществом ЗАО - Не отвечает по обязательствам акционеров
7. Кредитоспособность - В объеме имущества ОАО - Объем выпуска облигаций ограничен величиной уставного капитала или величиной обеспечения, предоставленного обществу ОАО третьими лицами - В объеме имущества ЗАО
8. Распределение прибыли и убытков - Фиксированный дивиденд по привилегированным акциям и процент по облигациям устанавливаются при их выпуске - Резервный фонд – не менее 10% уставного капитала - Выплата дивидендов по простым акциям проводится по решению общего собрания
9. Характер взаимоотношений участников - В зависимости от вида акций - Одна голосующая акция – один голос - Законом или уставом может быть ограничено число голосов одного акционера - В зависимости от вида акций - Доля привилегированных акций – не более 25% от уставного капитала - Право акционеров на часть имущества, оставшегося после ликвидации ЗАО
10. Особые условия ликвидации - Может преобразовываться в производственный кооператив или общество с ограниченной ответственностью - При увеличении участников сверх нормы преобразуется в ОАО - Может преобразовываться в ООО или производственный кооператив -
11. Использование имущества - Для осуществления любой хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательно или лицензированной - Для осуществления любой хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательно или лицензированной
13. Количество участников - Может быть создано одним лицом - Может состоять из одного лица
Кооперативы
Характеристика Кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия и паевых взносов
Производственные (артель) (ПА) Потребительские (ПК)
1. Учредители (участники) - Граждане, не менее 5 - Возможно участие юридических лиц на основе устава - Граждане и юридические лица на основе устава
2. Статус - Является юридическим лицом, коммерческой организацией - Имеется фирменное наименование с указанием ОПФ и слова «артель» - Может преобразовываться в товарищество или общество - Является юридическим лицом, некоммерческой организацией - Наименование с указанием основной цели и ОПФ
 
Продолжение таблицы 2.1
3. Источники средств - Паевые взносы членов ПА - Полученные доходы - Имущественные паевые взносы членов ПК - Доходы от ПД
4. Право собственности - Имущество принадлежит кооперативу и делится на паи в соответствии с уставом - Могут быть образованы неделимые фонды - Имущество принадлежит кооперативу и делится на паи членов в установленном уставом порядке
5. Управление - Высший орган – общее собрание членов - Исполнительный орган – правление и (или) председатель - Контрольный орган – наблюдательный совет (при наличии не менее 50 членов ПА) - Один член не может быть одновременно в обоих органах управления - Каждый член ПА имеет один голос - Высший орган – общее собрание членов - Исполнительный орган – правление - Контрольный орган - ревизионная комиссия
6. Ответственность по обязательствам - Субсидиарная ответственность в порядке, установленном законодательством и уставом ПА - Взыскание по долгам члена ПА не может обращаться на неделимые фонды - Солидарная субсидиарная ответственность в пределах невнесенной части дополнительного взноса
7. Кредитоспособность - В объеме имущества ПА, а при недостаточности – средствами членов в размере годового дохода каждого - В объеме имущества ПК и дополнительных взносов членов
8. Распределение прибыли и убытков - В соответствии с трудовым вкладом каждого члена - Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами ПК
9. Характер взаимоотношений участников - Участие всех членов в принятии решений по деятельности ПА - Личное трудовое участие в деятельности ПА - Право на свободный выход из ПА с паем и на передачу пая другому гражданину с согласия ПА - Участие членов в принятии решений по деятельности ПК - Право членов на удовлетворение материальных и иных потребностей
Унитарные предприятия (УП)
Характеристика Предприятие – имущественный комплекс, используемый для предпринимательства, объект права
Коммунальные (КП) Местные (МП) Республиканские (РП)
1. Учредители (участники) - Органы управления областных субъектов - Ораны местного самоуправления - Правительство РБ
2. Статус -Юридическое лицо, фирменное наименование с указанием: собственника «казенное»
 
Продолжение таблицы 2.1
3. Право на имущество - Хозяйственное ведение или оперативное управление - Хозяйственное ведение или оперативное управление - Оперативное управление
4. Источники средств - Бюджет области - Местный бюджет - Госбюджет
5.. Использование имущества - В соответствии с целями, заданиями собственника и назначением имущества
6. Ответственность по обязательствам - Всем своим имуществом - Государство и его органы не отвечают по обязательствам КП и МП - КП и МП не отвечают по обязательствам государства и его органов - Возможна субсидиарная ответственность собственника или банкротство по его вине - Субсидиарная ответственность РБ при недостаточности имущества Р П - Имеющимися денежными средствами
7. Распоряжение имуществом - С согласия собственника - Неделимо, но распределяется по паям, долям между работниками
8. Распределение доходов - На часть прибыли имеет право собственник - Определяется собственником имущества
9. Положение работников - Наемные работники
10. Положение администрации - Назначается собственником по контракту
           

Таблица 2.2 Основные виды договоров, используемые в хозяйственной практике

Обязательственное Правоотношение Разновидности договора
Купля-продажа - договор купли-продажи - договор розничной купли-продажи - договор поставки
Аренда - договор аренды (договор имущественного найма) - договор проката - договор финансовой аренды (договор лизинга)
Факторинг - договор финансирования под уступку денежного требования
Хранение - договор хранения
Поручение - договор поручения
Комиссия - договор комиссии
Агентирование - агентский договор

 

Классификация хозяйственных договоров, виды обязательств и условия договоров представлены на схемах 2.3 – 2.5. Договоры отражают организацию хозяйственных отношений субъектов коммерческой деятельности.

 

Схема 2.5. Условия договора

 

В сфере коммерческой деятельности любого предприятия процессы закупки и сбыта (товарного обращения) обеспечиваются применяемыми формами расчета за передаваемые и приобретаемые товароматериальные ценности.

Нормы, прямо регулирующие условия о расчетах в договорах, содержатся в Гражданском Кодексе РБ. В соответствии с Гражданским Кодексом РБ используются следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения (схема 2.6), аккредитивы (схема 2.7), чеки (схема 2.8).

Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

 

Схема 2.6 Схема расчетов платежными поручениями [22]

Аккредитивная форма расчетов практически исключает плательщиков из процесса принятия решения – платить или не платить за поставленные товары, поскольку эта форма расчетов предусматривает заключение отдельного от контракта платежного договора, которым является аккредитив.

 
 


1. Заявление на аккредитив

2. Депонирование средств

3. Извещение на открытие аккредитива

4. Отгрузка материально-технических ресурсов

5. Проверка документов, подтверждающих отгрузку

6. Зачисление денег с аккредитива на расчетный счет

 

Схема 2.7. Схема расчетов с помощью аккредитива [22]

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).

1. Заявление на получение чековой книжки и передача платежного поручения на депонирование средств

2. Депонирование средств

3. Получение чековой книжки

4. Отгрузка продукции

5. Выписка чека поставщику продукции

6. Предоставление чека для оплаты в банк поставщика

7. Требование на оплату

8. Перечисление денег на счет поставщика

 

Схема 2.8 Схема расчетов чеками [22]

 

Хозяйственные связи регулируются следующими нормативными актами:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» от 1 января 1994 г.

3. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь «О хозяйственном договоре поставки» от 23 декабря 2003 г. № 17.

4. Положение о поставках товаров в республику Беларусь от 8.08.1996 №232-ОД.

5. Изменения и дополнения: Приказ Государственного таможенного комитета от 18 марта 1997 г. № 76-ОД, Постановление Государственного таможенного комитета от 21 июня 2002 г. № 40.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.064 с.)