Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис коммерческой деятельности. Классическая теория коммерческой деятельности↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (в схемах, рисунках и таблицах)
Краткий курс лекций
Брест 2010 УДК 65.622.276
Кулаков И.А., Назарук М.В. Коммерческайя деятельность (в схемах, рисунках и таблицах): Краткий курс лекций. – Брест: БрГТУ, 2010. – 96 с.
Представлены рисунки, схемы, таблицы, отражающие основное содержание курса «Коммерческая деятельность». Пособие позволяет ознакомиться с теоретическими и практическими подходами к организациям современного товарного обращения для предприятий промышленности и торговли. Конспективное изложение материала дает возможность использовать его для изучения отдельных тем и способствует закреплению материала. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Коммерческая деятельность», а также для специалистов и рукаводителей промышленных и торговых предприятий.
Ил. 72, табл. 23, библ. 53 назв.
Рецензенты:
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных условий хозяйствования, формирование различных организационно-правовых форм функционирования хозяйственных субъектов, повышение их самостоятельности в решении целевых задач обуславливают необходимость построения эффективной структуры организации, освоение новых продуктов и рынков, организации снабжения и сбыта, прогнозирование рыночной конъюнктуры, изучение инфраструктуры рынка. Назначение данного учебного пособия – ознакомление читателя с современной практикой организации коммерческой деятельности, выявление возможности повышения эффективности коммерческой деятельности, обоснования оптимальности управленческих решений в сфере товарного обращения, улавливания изменений на товарном рынке и адекватного реагирования на них. Учебное пособие позволит сориентировать студентов на основные формы и методы организации коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в сфере реализации как товаров производственно-технического назначения, так и товаров народного потребления. Каждая тема сопровождается рисунками, схемами, таблицами с пояснительным текстом, что позволяет повысить наглядность, доступность и глубину освоения представленного материала, и на этой основе более качественно подготовиться к текущей и итоговой аттестации. Материал изложен в определенной последовательности с учетом межпредметных связей между дисциплинами, входящими в образовательный стандарт Республики Беларусь «ОС РБ 1-25 01 10-2008» для специальности 1 25 01 10 «Коммерческая деятельность» специализации 1 25 01 10 15 «Коммерческая деятельность в строительстве»: «Коммерческая деятельность», «Коммерческая логистика», «Основы маркетинга», «Экономика предприятия». Практическая направленность работы делает ее необходимой для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Коммерческая деятельность», «Экономика и управление на предприятии», а также специалистов, руководителей предприятий, поскольку может послужить основной для анализа организации и управления коммерческой деятельностью, применяемой на промышленных предприятиях и организациях сферы услуг материального и нематериального характера. Представленный материал может быть использован в качестве основы для разработки электронного учебника для студентов коммерсантов. РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Схема 1.1 Разделы коммерческой деятельности
Как видим, чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.
Схема 1.2 Структура коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность осуществляется на основе принятия управленческих решений в рамках основных и вспомогательных функций, связанных с закупками материальных ресурсов и сбытом. Основу принятия решений составляет управленческая информация – перечень сведений, необходимых для выполнения всех функций. На любом предприятии создается информационная среда, поддерживаемая упорядоченным движением потоков информации (схема 1.3).
Схема 1.3 Информационная среда коммерческой деятельности [22] В левом блоке модели представлены те элементы, которые должны находиться в пользовании коммерсанта (коммерческой службы). Вся информация собирается и обрабатывается с помощью четырех подсистем (центральный блок). Правый блок задается функциями управления, а обратный поток составляют принятые решения. Каждая коммерческая операция осуществляется на основе хозяйственной связи между участниками товарного обращения. Для обеспечения функционирования рынка необходима его инфраструктура: банки, биржи, ярмарки, выставки, аукционы, страховые, консалтинговые, аудиторские компании, таможенные службы и т.д. Они способствуют эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому контролю за ними.
Схема 1.4 Структура Министерства торговли
Организации, находящиеся в подчинении у Министерства торговли: - ряд государственных организаций, таких как ГО «Белбыт», ГТПО «Белресурсы», РПО «Белторгпрогресс», РУТП «Белмипортторг» и др.; - юридические лица негосударственной формы собственности, акции (доли) которых, принадлежащие Республике Беларусь, переданы в управление Министерства торговли; - организации, входящие в Государственное объединение «Белбыт», занятые в сфере бытового обслуживания населения; - организации, входящие в Государственное торгово-промышленное объединение «Белресурсы». Организации, находящиеся в подчинении Министерства торговли РБ представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Перечень организаций в подчинении Минторга Содержание коммерческой деятельности
Основные элементы, отражающие содержание коммерческой деятельности, представлены таблице 1.2
Таблица 1.2 Содержание коммерческой деятельности [6]
Рассмотрим кратко каждый этап. 1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Главным источником получения необходимой коммерческой информации является комплексное изучение рынка. Необходимо знать спрос и предложение, конъюнктуру рынка. Должна быть информация о товаре, его потребительских свойствах, качестве, назначении. Следует детально изучить потребителя: количество обслуживаемого населения, его структуру, социальный состав, покупательскую способность. Для успешной работы на рынке необходимо владеть информацией о конкурентах, их сильных и слабых сторонах, потенциальных возможностях и угрозах. 2. Определение потребности в товарах. На данном этапе коммерческой работы следует, базируясь на необходимой информации, определить емкость рынка и его сегментов, обосновать ассортиментную структуру товаров, сроки их поставок и размеры единовременных партий. 3. Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения. Эта работа начинается с изучения возможных источников поступления товаров, размещения предприятий-изготовителей, объемов и структуры предлагаемых ими товаров, условий поставок, формы расчетов и методов отгрузки и т.д. На основе этой информации производится экономически обоснованный выбор партнеров, участников продвижения товаров, осуществляется распределение функций между ними. К выбору партнеров для хозяйственных связей необходимо подходить тщательно, чтобы в итоге достичь наиболее эффективного варианта. 4. Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами. После выбора партнеров по доведению товаров до потребителя осуществляются коммерческие операции по установлению хозяйственных связей. Эта работа предполагает определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора и непосредственно подписание договора. 5. Организация оптовых закупок товаров. Наличие договорных отношений между поставщиком и покупателем предполагает возможность выбора организационных форм оптовых закупок, проведение оптовых ярмарок, документальное оформление оптовых закупок, а также контроль за выполнением договоров поставки. 6. Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров. На этом этапе необходимо выбрать форму оптовой продажи, произвести обоснование целесообразности ее применения, оформление соответствующих документов, а также осуществлять контроль выполнения условий договора. 7. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров. Данная часть коммерческой работы является весьма ответственной, так как именно в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производителя до потребителя, происходит смена формы стоимости, выявляется результат всей предыдущей работы. Основными коммерческими операциями на этом этапе являются формирование ассортимента товаров в магазинах, обоснование частоты и размеров партий завоза, выбор форм и методов продажи, стимулирование сбыта. 8. Рекламно-информационная работа. Систематичность и эффективность – определяющие рекламно-информационной работы.Достигается это за счет правильного выбора вида и средств рекламы, прежде обоснованного с точки зрения целесообразности ее применения, оценки результативности. Главными задачами рекламно-информационной работы являются: обеспечение доведения необходимой информации до покупателей, формирование спроса, стимулирование сбыта, формирование положительного имиджа организации. 9. Сервисное сопровождение. Сразвитием рынка товаров возникает необходимость развивать и расширять услуги, предоставляемые населению и партнерам по хозяйственным связям. По мере насыщения рынка товарами и усиления конкурентной борьбы услуги и их качество могут стать определяющими для привлечения покупателей и укрепления позиций па рынке. Услуги должны сопровождать товар па всем пути его движения. Они оказываются в допродажный период, в момент продажи и в послепродажный период. Задача состоит в том, чтобы изучить потребность покупателей в услугах и предложить те, которые они готовы оплатить. 10. Управление товарными ресурсами. Учитывая, что спрос на товары динамичен, а конъюнктура рынка изменчива, следует систематически следить за состоянием товарных запасов в торговле. Наличие товаров в размерах, превышающих потребности, ведет к замедлению оборачиваемости, увеличению затрат, связанных с их хранением и реализацией. Недостаток товаров может стать причиной снижения объемов реализации и уменьшения прибыли. Поэтому на данном этапе коммерческой деятельности необходимо формировать товарные ресурсы в соответствии со спросом, организовывать ритмичное, бесперебойное товароснабжение нужными партиями, систематически следить за движением товаров, сроками реализации, своевременно принимать коммерческие решения по управлению ими. Вхождение в рынок сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. Таким образом, цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг. Таблица 2.1 Характеристика функционирования коммерческих организаций различных ОПФ
Таблица 2.2 Основные виды договоров, используемые в хозяйственной практике
Классификация хозяйственных договоров, виды обязательств и условия договоров представлены на схемах 2.3 – 2.5. Договоры отражают организацию хозяйственных отношений субъектов коммерческой деятельности.
Схема 2.5. Условия договора
В сфере коммерческой деятельности любого предприятия процессы закупки и сбыта (товарного обращения) обеспечиваются применяемыми формами расчета за передаваемые и приобретаемые товароматериальные ценности. Нормы, прямо регулирующие условия о расчетах в договорах, содержатся в Гражданском Кодексе РБ. В соответствии с Гражданским Кодексом РБ используются следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения (схема 2.6), аккредитивы (схема 2.7), чеки (схема 2.8). Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.
Схема 2.6 Схема расчетов платежными поручениями [22] Аккредитивная форма расчетов практически исключает плательщиков из процесса принятия решения – платить или не платить за поставленные товары, поскольку эта форма расчетов предусматривает заключение отдельного от контракта платежного договора, которым является аккредитив. 1. Заявление на аккредитив 2. Депонирование средств 3. Извещение на открытие аккредитива 4. Отгрузка материально-технических ресурсов 5. Проверка документов, подтверждающих отгрузку 6. Зачисление денег с аккредитива на расчетный счет
Схема 2.7. Схема расчетов с помощью аккредитива [22] Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
1. Заявление на получение чековой книжки и передача платежного поручения на депонирование средств 2. Депонирование средств 3. Получение чековой книжки 4. Отгрузка продукции 5. Выписка чека поставщику продукции 6. Предоставление чека для оплаты в банк поставщика 7. Требование на оплату 8. Перечисление денег на счет поставщика
Схема 2.8 Схема расчетов чеками [22]
Хозяйственные связи регулируются следующими нормативными актами: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» от 1 января 1994 г. 3. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь «О хозяйственном договоре поставки» от 23 декабря 2003 г. № 17. 4. Положение о поставках товаров в республику Беларусь от 8.08.1996 №232-ОД. 5. Изменения и дополнения: Приказ Государственного таможенного комитета от 18 марта 1997 г. № 76-ОД, Постановление Государственного таможенного комитета от 21 июня 2002 г. № 40.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.014 с.) |