Классификация субъектов коммерческих операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация субъектов коммерческих операций



 

По право вому положе нию Единоличные предприятия Собственность одного лица или семьи, которое лично управляет своим капиталом
Объединения предпри нимателей Основано на личном участии нескольких лиц в ведении дел (простое, полное или коммандитное товарищество)
Объединение капиталов (акционерные общества, общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью)
По форме собствен ности Государственные Чисто государственные и смешанные
Частные Независимая компания либо объединение участников
По принад леж ности капи тала Национальные фирмы базируются на капитале предпринимателей РБ
Иностранные капитал принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в доле, обеспечивающей контроль над предприятием (филиалы, дочерние компании, скупка контрольных пакетов акций местных фирм)
Смешанные Капитал принадлежит предпринимателям различных стран (совместное предприятие)
По целям объеди нения, степени самостоя тель ности Концерн Объединение самостоятельных предприятий, имеющее орган управления (дирекцию) Белгоспищепром, Белместпром, Беллесбумпром, Белморрыбпром
Холдинг Акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных компаний с целью осуществления контроля над их операциями
Финансово-промышленная группа Объединение юридически и хозяйственно самостоятельных предприятий – промышленные, торговые, транспортные, кредитные, во главе которых стоит банк
Картель Объединение юридически и финансово самостоятельных фирм одной отрасли, осуществляющих совместную коммерческую деятельность по реализации продукции
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций Промышленные, торговые, транспортные, сельскохозяйственные, страховые, туристические, инжиниринговые, рекламные

1. Государственные промышленные предприятия и торговые организации.

К ним относятся торговые организации и промышлен­ные предприятия министерств, ведомств, комитетов: Ми­нистерства торговли, местных

советов, ОРСов, управле­ний торговли, Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства здравоохранения, Министерства связи и др.

На потребительском рынке Республики Беларусь в каче­стве государственных субъектов коммерческих операций выступает ряд концернов, подчиненных правительству:

• Белорусский государственный концерн по нефти и нефтепродуктам (концерн «Белнефтехим»);

• Белорусский государственный концерн по производ­ству и реализации товаров легкой промышленности (кон­церн «Беллегпром»);

• Белорусский государственный концерн по производ­ству и реализации товаров народного потребления (кон­церн «Белместпром»);

• Белгоспищепром;

• Белорусский государственный концерн по производ­ству и реализации фармацевтической и микробиологиче­ской продукции (концерн «Белбиофарм»);

• Белорусский государственный производственно-тор­говый концерн по морскому рыболовству, завозу, перера­ботке и реализации рыбы и рыбопродукции (концерн «Белморрыбпром» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия);

• Белорусский производственно-торговый концерн лес­ной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром») и др.

Они осуществляют оптовую и розничную торговлю.

2. Негосударственные торговые организации.

2.1. Организации с коллективной ответственностью:

• торговые организации потребительской кооперации;

• арендные организации;

• акционерные общества;

• общественные организации;

• коллективные предприятия;

• колхозы;

• кооперативы;

• ассоциации и другие негосударственные объедине­ния;

• малые предприятия, общества с ограниченной ответ­ственностью.

2.2. Организации со смешанной собственностью, в том числе совместные предприятия.

2.3. Частные организации.

Субъектами коммерческих операций могут быть сою­зы предпринимателей. Вотличие от фирм (предприя­тий) целью их деятельности является не получение при­были, а представление и защита интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных орга­нах, оказание содействия и поддержки в расширении их деятельности. Они могут оказывать консультативную по­мощь, помощь в подготовке кадров, при стандартизации и сертификации продукции и т.д. Создаются в форме сою­зов, ассоциаций, федераций и т.п. и могут быть отрасле­выми (например, в химической промышленности) или союзами по роду деятельности (в промышленности, тор­говле и т.д.).

Сторонами, вступающими в договорные отношения по купле-продаже товаров или оказанию услуг, могут быть государственные органы: различные министерства и ве­домства. Они не ставят главной целью вступление непос­редственно в хозяйственные связи, а в большинстве случа­ев являются представителями и защитниками интересов своих предприятий, могут от их имени производить и не­посредственные операции купли-продажи, например, ми­нистерства сельского хозяйства и продовольствия, здраво­охранения, промышленности. Возможны ситуации, когда во взаимоотношения по купле-продаже товаров и услуг вступают общественные организации. Это могут быть международные организации системы ООН, которые выс­тупают как крупные покупатели товаров, медикаментов, медоборудования, услуг и т.д., при реализации каких-то международных программ, например, при оказании по­мощи пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, на рынке Республики Беларусь работают и та­кие общественные организации, как Общество охотников и рыболовов, Союз художников, Общество охраны приро­ды, Общество инвалидов, Общество глухих, Товарищест­во инвалидов по зрению и др.

Субъектами коммерческих операций в системе потреби­тельской кооперации Республики Беларусь являются: собственные предприятия-изготовители, коопзаготпромы, оптовые, оптово-розничные, розничные организации, оптово-сервисные, торгово-производственные организации.

Собственные предприятия-изготовители потребитель­ской кооперации в большинстве своем занимаются произ­водством продовольственных товаров (хлебокомбинаты, предприятия по переработке сельскохозяйственной про­дукции), а также производством напитков, мороженого и т.д. Коопзаготпромы предлагают плодоовощную продукцию, орехи, мед, грибы; пушно-меховое и кожевенное сырье и др.

Достаточно активную коммерческую деятельность на рынке товаров и услуг ведут оптовые, оптово-розничные и розничные организации потребительской кооперации.

В качестве субъектов коммерческих операций выступают оптовые базы: республиканские, областные, меж­районные и районные. Они закупают партии товаров для последующей оптовой продажи.

К оптово-розничным организациям относятся хозяйственные субъекты, сочетающие функции по оптовым закупкам и розничной продаже товаров непосредственно ко­нечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Например, торговый дом как субъект коммерческих операций представляет собой многопро­фильную организацию, осуществляющую оптовую и роз­ничную торговлю по широкому ассортименту товаров и услуг. В его функции кроме непосредственных операций купли-продажи входят кредитно-финансовые операции, а также различные услуги.

К розничным торговым организациям потребитель­ской кооперации, выполняющим коммерческие операции на рынке товаров и услуг, относятся районные потреби­тельские общества, частные унитарные предприятия, унитарные торговые организации и т.п.

Торговые организации потребительской кооперации кроме операций купли-продажи могут осуществлять и другие виды деятельности.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие задачи стоят перед коммерческой службой организаций?

2. Чем отличается коммерческая работа на современном этапе развития экономики?

3. На каких принципах должна проводиться коммерческая работа?

4. Какими отличительными чертами должен обладать современный коммерсант?

5. Перечислите элементы закупочной и сбытовой деятельности производственной организации.

6. Что является объектом коммерческой деятельности?

7. По каким признакам классифицируются субъекты коммерческих операций?

8. Какие элементы маркетинга активно используются в коммерческой деятельности?

 

Тема 2. Влияние коммерческой деятельности на конечные результаты работы организаций

 

2. 1. Факторы коммерческого успеха организации

Уровень организации коммерческой деятельности оказывает влияние на конечный результат работы предприятия. Коммерческая деятельность предполагает выполнение определенных функций, которые прямо или косвенно обеспечивают получение доходов.

 

Таблица 2.1

Коммерческие операции, обеспечивающие доходы организации

 

Коммерческие операции, приносящие доходы Коммерческие операции, косвенно влияющие на получение дохода
Определение потребности в материальных ресурсах, закупка сырья и материалов, организация оптовой продажи продукции, реализация продукции через собственную сбытовую сеть, оказание услуг, сервисное обслуживание, экспортно-импортные операции, деятельность по стимулированию сбыта, реклама товаров и услуг, контроль за выполнением договоров поставки, работа по предъявлению исков   Комплексное изучение рынка, требований потребителей, состояния спроса и предложения; изучение рынка сырья и материалов; планирование объема производства, выпуска новой продукции; поиск и выбор поставщиков материальных ресурсов; воздействие на поставщиков в деле выпуска необходимых материальных ресурсов; обоснование наиболее целесообразных форм оптовых закупок; поиск покупателей выпущенной продукции; проведение деловых переговоров с покупателями; выбор формы хозяйственных связей

 

Ключевыми факторами коммерческого успеха являются:

1. Состояние материально-технической базы предприятия и ее соответствие современным требованиям:

- уровень технического оснащения, Наличие современного оборудования, оргтехники;

- использование новых технологий производства;

- степень обновления выпускаемого ассортимента;

- состояние производственных зданий, складского хозяйства, обеспеченность площадями, транспортными средствами;

- автоматизированная обработка коммерческой информации,

- инновационные возможности по внедрению новой техники и технологии, научно-исследовательской работе;

2. Финансовые факторы коммерческого успеха:

- объем и структура основного и оборотного капитала,

- размер собственных оборотных средств,

- финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность.

3. Кадровый потенциал предприятия:

- количественный и качественный состав кадров,

- высокая профессиональная подготовка коммерческого персонала,

- квалификация и опыт коммерческих работников,

- стимулирование работы специалистов.

4. Организационные факторы:

- наличие развитых информационных систем,

- своевременное реагирование на изменение рыночной ситуации,

- возможность быстрой реализации новых достижений и эффективных коммерческих стратегий,

- оптимальная структура управления предприятием.

5. Факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка: - объемы спроса и предложения,

- качество выпускаемой продукции и услуг,

- сервисное обслуживание,

- степень выполнения заключенных договоров поставки,

- эффективная реклама и система стимулирования сбыта,

- высокий имидж, наличие фирменного стиля предприятия.

Наличие множества факторов коммерческого успеха требует их изучения и анализа степени их влияния на деятельность предприятия, выделения наиболее значимых факторов, обеспечивающих увеличение доходов предприятия.

Факторы коммерческого успеха можно разделить также на зависящие от предприятия и не зависящие от него. К первой группе относят: объем производства, объем экспорта, номенклатура продукции, организация управления коммерческой деятельностью, квалификация персонала и др. К факторам, не зависящим от предприятия, относят: налоговую и финансовую политику правительства, состояние спроса и платежеспособность населения, состояние экономики республики, инфляцию, таможенную политику и др. Необходимо учитывать степень влияния этих факторов, изучать их, уметь грамотно использовать для получения прибыли.

 

2. 2. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности производителя

Важнейшими показателями конечных результатов производства и коммерческой деятельности предприятия являются прибыль и рентабельность. Цель деятельности любого предприятия по Уставу и в соответствии с Законом РБ «О предприятиях в РБ» - получение прибыли. Прибыль выступает и как показатель эффективности деятельности предприятия, и как источник дальнейшего его развития. Средства прибыли являются единственным источником дальнейшего расширения объема производства, освоения новых видов продукции, повышения ее качеств, технического перевооружения.

Фактическая прибыль (балансовая) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и прибыли, полученной от внереализационных операций (аренда, долевое участие в СП, дивиденды, штрафы от должников и др.). Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на производство и налогами.

Размер прибыли предприятия характеризует его доходность. Но сумма прибыли не дает представления об эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, основных фондов. Поэтому для оценки эффективности работы предприятия используют показатели рентабельности:

 

Прибыль фактическая

1)Общая рентабельность = --------------------------------------------- х 100 %

производства Сумма основных и оборотных фондов

 

Каждое предприятие должно рассчитывать минимальный уровень рентабельности, при котором сумма прибыли обеспечивает уплату налогов.

 

Прибыль от реализации

2) Рентабельность продажи = ------------------------------------ х 100 %

Объем реализации

 

3) Для оценки эффективности использования текущих затрат на производство продукции рассчитывается показатель рентабельности продукции:

 

Прибыль

Рентабельность продукции = -------------------- х 100 %

Себестоимость

Анализируя рентабельность изделия в динамике и в сравнении с рентабельностью аналогов-конкурентов, предприятие может сформировать план производства с учетом прибыльности конкретных изделий. Чем выше рентабельность производства продукции, тем эффективнее производство.

Эффективность коммерческой деятельности оценивается также с помощью коэффициента оборачиваемости оборотных средств, который зависит от ускорения реализации готовой продукции за счет своевременного заключения договоров, выбора надежных партнеров, освоения новых рынков сбыта и др.

 

Средний остаток оборотных

средств (в руб) х 365 дней

Скорость движения = ----------------------------------------------------

оборотных средств (в днях) Объем реализованной продукции (в руб)

Эффективность коммерческой деятельности можно оценить и с помощью коэффициента реализации:

Объем реализации

Коэффициент реализации = ---------------------------

Объем производства

Чем ближе коэффициент реализации к единице, тем эффективнее организован сбыт продукции предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.038 с.)