Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение логистических операций

Поиск

Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбы­том готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации
производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по
выгодному сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи 3 и 4-я должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая задачу 4-ю, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что, во-первых, производство должно регулярно выдавать готовые изделия, т. е. давать N объемы работ для сбытовой логистики. Во-вторых, производство зависит от заготовительной логистики, т. е. от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что понимают под логистикой?

2. В чем сущность логистики?

3. Каковы этапы развития логистики?

4. Каковы слагаемые экономического эффекта от использования логистического подхода?

5. Каковы основные правила логистики?

6. Какие задачи выполняет закупочная логистика?

7. Каковы основные положения логистической концепции организации производства?

8. В чем сущность распределительной логистики?

9. Какие выделяют группы логистического сервиса?

10. Какие задачи стоят перед транспортной логистикой?

11. Какие используются виды информационных логистических потоков?

12. В чем проявляется функциональное применение логистики?

Тема 19. Аукционная торговля

19. 1. Понятие, задачи, формы и виды аукционов

Аукционы – особые рынки, создаваемые в определенных местах для продажи товаров, обладающих уникальными свойствами, путем публичных торгов.

Аукционная торговля – способ реализации товаров, при котором продавец получает максимальную прибыль, используя конкуренцию покупателей. Аукционы служат для сбыта ограниченного перечня товаров. Предметами аукционных торгов могут быть пушно-меховое сырье, чай, шерсть, антиквариат, ювелирные изделия, художественные ценности, недвижимость и др. Владельцы товаров заблаговременно доставляют их на аукционный склад, где присваивается номер лота. Лот – это партия товара, предлагаемая для продажикак единое целое или единичный товар.

Всемирную известность имеют аукционные фирмы «Сотбис», «Кристи» (Великобритания), специализирующиеся на продаже антиквариата, художественных ценностей и изделий из драгоценных металлов.

Звероводческие хозяйства Белкоопсоюза (Калинковичское и Пинское звероводческие хозяйства и 5 сельскохозяйственных отделений) реализуют производимую пушнину на международных аукционах, которые проходят в начале и в конце года.

Аукционы бывают следующих организационных форм:

- принудительные, организуемые государственными органами по продаже конфискованного, невостребованного, заложенного и невыкупленного в срок имущества;

- добровольные проводятся по инициативе владельцев товаров с целью наиболее выгодной продажи.

Различают несколько видов аукционов:

Согласный, при котором торги начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом, после чего покупатели делают к ней надбавки (наддачи) обычно в заранее установленные временные интервалы.

Немой, при котором цены объявляются продавцом, а участие в торгах осуществляется жестами. Этот вид торгов требует от ведущего аукциона и покупателей согласованности действий, профессионализма и максимального внимания к процессу торгов.

Аукцион с понижением цен, при котором называется явно завышенная стартовая цена, а затем она постоянно понижается до получения согласия одного из покупателей на приобретение товара.

Заочный аукцион, на котором предложения на участие и цены на товар подаются в запечатанных конвертах, после чего они вскрываются в процессе торгов; участие может осуществляться посредством телефаксной, телефонной связи, электронной почты.

19. 2. Порядок организации и проведения аукциона

При организации и проведении аукционной продажи товаров руководствуются Положением об аукционе. Занимается организацией и проведением аукциона аукционный комитет, в состав которого входят: директор, коммерсант, юрисконсульт, эксперт, маркетолог, бухгалтер, аукционист.

Особо важное значение имеет обустройство аукционного зала. Наиболее удобными являются залы в виде амфитеатра, в которых места для участников возвышаются от центра полукругом. Это обеспечивает рациональное размещение аукциониста, членов аукционного комитета, возможность широкого обозрения товаров.

Успех аукциона во многом определяется тщательным соблюдением и выполнением следующих стадий:

Подготовка аукциона. Перечень операций для подготовки торгов обусловлен спецификой товаров, продаваемых с аукциона. Если к торгам будут представлены крупногабаритные и технически сложные товары, недвижимость и предметы антиквариата, целесообразно начинать с анализа предложений, которые поступят от их владельцев. Владельцам товаров предлагают заполнить бланк предложения. К числу обязательных реквизитов, содержащихся в предложении, относят: полное наименование товара, его краткое описание, характеристику потребительских свойств и качества, данные о количестве экземпляров, а также сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). После рассмотрения всех поступивших предложений владельцы оповещаются о его результатах: отказ от участия в аукционе либо приглашение на него.

Если на аукцион выставляются предметы личного потребления (антиквариат, художественные ценности и др.), то необходима оценка товаров, в ходе которой проводится экспертиза и установление стартовой цены. Результаты переговоров между директором аукциона и владельцем товара фиксируются в аукционном соглашении. На аукционном соглашении ставятся визы: юрисконсульта, эксперта, аукциониста, директора и владельца товара. Оно оформляется в двух экземплярах, момент его подписания считается фактом передачи товара на ответственное хранение аукциону.

Второй экземпляр аукционного соглашения служит основанием для составления на каждый принятый на аукцион товар информационной карты, в которую записывается полное его наименование, характеристика потребительских свойств, качество, стартовая цена и другие необходимые сведения. Информационная карта составляется коммерсантом, подписывается директором и прикрепляется к принятому товару.

Образцы информационной карты, предложения по выдвижению товара на аукцион и аукционного соглашения размещены в приложениях.

Прием товаров, заявленных к продаже с аукциона, завершается составлением аукционной ведомости. Этот документ содержит сводную информацию о товарах, предлагаемых к публичной продаже, им руководствуется ведущий аукциона в процессе торгов. Одновременно с подготовкой товаров к продаже с аукциона составляется каталог предлагаемых к продаже с аукциона составляется каталог предлагаемых к продаже на аукционе лотов с обозначением сорта и количества единиц в каждом лоте.

 

2. Предаукционная выставка товаров. За 1-2 месяца до начала аукциона в прессе дают объявления с указанием условий, места и времени проведения торгов, количества и ассортимента предлагаемых к продаже товаров. Потенциальным покупателям могут рассылаться рекламные брошюры-проспекты, содержащие сведения: приглашение принять участие в торгах; режим работы аукциона; условия проведения аукциона; сведения о составе и квалификации работников аукциона; перечень принимаемых на аукцион товаров; наименование и стоимость оказываемых клиентам услуг; порядок расчета за приобретенный товар.

Для осмотра товаров потенциальными покупателями за 7-10 дней до открытия аукциона проводится выставка. В процессе осмотра образцов товаров покупатели отмечают в каталоге понравившиеся им лоты и указывают цену, которую они могли бы уплатить за них. Выпускаются и продаются входные билеты, стоимость которых дифференцирована: наиболее дорогие для непосредственных участников торгов, другие – для зрителей.

 

3. Аукционные торги. Торги начинаются в заранее определенный день и час и проводятся обычно в специальном аукционном зале. Аукционист располагаетсяза столом на возвышении перед покупателями. Порядковые номера предлагаемых к продаже лотов загораются на табло. Потенциальные покупатели получают сигнальные таблички и располагаются ближе к аукционисту. Аукционист открывает аукцион и дает краткую характеристику товарам, представленным к продаже в этот день. Далее он объявляет товар под первым номером (лот №1) в соответствии с приложенной к нему информационной картой. Покупатель, желающий приобрести товар, поднимает сигнальную табличку, т.е. объявляет цену, превышающую стартовую. В зависимости от того, какими сигнальными табличками пользуется конкретное предприятие (номерными, суммовыми или смешанными), наддача называется покупателем вслух или считывается аукционистом с таблички.

Повторяя каждую предложенную покупателями цену, аукционист вызывает их к наддаче до тех пор, пока не останется единственный покупатель, предложивший максимальную цену. Прежде чем опустить молоток и объявить. Что товар продан, аукционист делает паузу, проверяя, была ли подлинной последняя наддача. Лишь после этого звучит гонг, и товар считается купленным покупателем, который предложил наивысшую цену.

4. Оформление аукционной сделки. После удара молотком ассистенты подходят к человеку, назвавшему максимальную цену, уточняют время оплаты покупки. Если названное лицо собирается продолжать участвовать в торгах, то ассистент оформляет с ним бланк обязательства по совершению аукционной сделки. Или он может покинуть зал и оформить покупку в соседнем помещении.

Покупатель, предложивший окончательную аукционную цену и отказавшийся от оплаты товара, по решению аукциона лишается права дальнейшего участия в торгахи платит штраф в размере, заранее оговоренном в правилах проведения аукциона.

Для оплаты за купленный на аукционе товар бухгалтер выписывает товарный чек в двух экземплярах, в котором указываются наименование товара, номе информационной карты, номер лота, окончательная аукционная цена, сведения о покупателе (ряд и место в зале), дата продажи. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего распределения аукционной выручки между владельцем товара и организаторами аукциона.

При отсутствии спроса товар снимается с торгов и возвращается владельцу с взиманием определенного процента со стартовой цены за период его хранения.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что понимают под аукционной торговлей?

2. Что представляет собой товарный аукцион?

3. Каковы основные цели проведения аукциона?

4. Назовите предметы аукционной торговли.

5. Что является лотом?

6. Кто может проводить аукцион?

7. Назовите формы аукционной торговли.

8. Охарактеризуйте аукцион с повышением цены.

9. В каких случаях проводится аукцион с понижением цены?

10. В чем особенности немого и заочного аукциона?

11. Охарактеризуйте развитие аукционной торговли в Республике Беларусь.

12. Кто входит в состав аукционного комитета?

13. Каковы функции коммерсанта аукциона?

14. Какие выделяются этапы проведения аукциона?

15. Как осуществляется подготовка аукциона?

16. Какие документы оформляются с владельцем товара?

17. Как осуществляется передача товара его владельцем аукциону?

18. Как проводится предварительный осмотр товаров?

19. Как осуществляется оформление аукционной сделки?

20. Как осуществляется распределение аукционной выручки?

 

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1.ООО «Дионис», специализирующееся на организации и проведении аукционов по продаже товаров, поручило аукционному комитету разработать условия для проведения аукциона по дорогостоящим пушно-меховым товарам. Разработайте текст рекламного объявления о проведении предстоящего аукциона.

 

Задание 2. ООО «Дионис», специализирующееся на организации и проведении аукционов по продаже товаров, поручило коммерсанту оформить аукционное соглашение с владельцем дорогостоящего пушно-мехового изделия. Разработайте аукционное соглашение между аукционом и владельцем товара, предусмотрев в нем стартовую и резервную цену, изменение стартовой цены в случае повышения (понижения) спроса, размер штрафа за каждый день хранения при отсутствии спроса на товар, условия распределения аукционной выручки. Предложите дополнительные рациональные условия аукционного соглашения (см. примерную форму в приложениях). Недостающие реквизиты аукционного соглашения укажите самостоятельно.

 

 

Тема 20. Организация биржевой торговли

20. 1. Сущность и развитие биржевой торговли

История появления бирж насчитывает около двух тысячелетий. Биржи появились с развитием капитализма и необходимостью регулировать рынок. Слово «биржа» означало «помещение, где проходили торговые собрания купцов». Биржи развивались как необходимый элемент рыночного механизма, концентрирующий торговый оборот и регулирующий рынок. С 1549 г ведет свой отсчет Лионская биржа. В 1608 г. открылась Амстердамская товарная биржа, где впервые продавались акции. Петр I после посещения Амстердамской биржи решил организовать биржу в России. Еще три столетия назад Петр 1, оценив в Голландии преимущества биржевой торговли, в России столкнулся с яростным сопротивлением купцов, не желавших совершать сделки через биржу. Царю понадобилось 20 лет, чтобы в Санкт-Петербурге в 1705 году заработала первая биржа. После этого они стали образовываться по всей стране. В царской России действовали десятки товарно-сырьевых бирж: пушные, зерновые, лесные и т.д. К 1914 году в России действовало около 80 бирж по торговле товарами и ценными бумагами. После 1922 года биржи ликвидированы.

После 1990 года, когда отказались от централизованного распределения ресурсами, возникла острая необходимость создавать новые связи поставщиков и оптовых покупателей. Эту роль посредника и сыграла товарная биржа. Сюда стекались заявки продавцов и покупателей. В каждом регионе России создавалась своя биржа. В 1992 году была создана товарная биржа в Гомеле – ГОТСБИР, а также в Минске – «Белая Русь».

В США действуют 11 крупных фондовых и 30 товарных бирж, в Великобритании – 5, в Швеции, Швейцарии, Голландии – по одной бирже. Мировую известность имеют Лондонская биржа металлов, Токийская товарная биржа, Парижская биржа «Матиф». На товарных биржах мира ведется торговля примерно 60 – 65 наименований товаров.

Механизм функционирования биржи основывается на свободной купле-продаже товаров по рыночным ценам. Сегодня эффективность этого экономического механизма усиливают современные технологии. Биржа создает материально-технические условия для гласных публичных торгов, предоставляет информационные, транспортно-экспедиционные и др. услуги и регулирует биржевую торговлю.

 

20. 2. Биржевая торговля в Республике Беларусь

Советом Министров РБ от 30.12.03г. принято постановление«О белорусской универсальной товарной бирже», в соответствии с которым в в 2005 году создано ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», а постановлением Совета Министровот 16.06.04г. № 714 утверждены Правила биржевой торговли и перечень товаров, сделки с которыми подлежатсовершению на биржевых торгах.Это первая в республике биржа, созданная при участи государства. Белорусская универсальная товарная биржа(БУТБ) как эффективный инструмент оптового рынка появилась в Беларуси очен своевременно(первые торги в начале июня 2005года). Анализ продаж леса показал, что до недавнего времени древесина, являющаяся одним из основных сырьевых ресурсов страны, зачастую по дешевке вывозится за ее пределы. Информация Таможенного комитета показывает, насколько велики ценовые разбежки при продаже за рубеж одинаковой по качеству древесины. Порой из-за того, что контракт подписывается из сиюминутного желания заработать, без оценки рыночной ситуации. Заключение всех экспортных сделок через биржу позволит государству продавать свои сырьевые ресурсы в зависимости от конъюнктуры рынка по максимально возможной цене и контролировать ситуацию. То же касается и продажи леса на внутреннем рынке, которая теперь будет контролироваться через биржу.

Металл стал второй товарной позицией биржевых торгов. БелАЗу, МАЗу, МТЗ поставщики сырья продают металл по минимальным ценам, как крупному постоянному покупателю. А мелкие и средние потребители металла вынуждены соглашаться на любые условия, хотя на них приходится около 60 процентов завозимого в страну сырья. Биржа как раз и способна свести мелкооптовых покупателей с продавцами металла, что повысит конкурентоспособность их продукции. Поэтому на бирже проводятся по металлу электронные торги для того, чтобы наши мелкие и средние покупатели купили его по реальным рыночным ценам. Ведь небольшие предприятия – это дополнительный резерв белорусской экономики, которая в следующем 2006 году должна прирасти не менее чем на 7-8 процентов. Биржа в данном случае может стать эффективным инструментом для экономического оздоровления малых и средних предприятий.

Для государства биржевые сделки предпочтительнее других схем оптовой торговли прежде всего потому, что они обеспечивают равный доступ к товару участников рынка, устанавливают единые правила импорта и экспорта, упрощают путь продукции от производителя к покупателю. При этом абсолютно прозрачны и не оставляют места для разного рода злоупотреблений при сделках. Вся финансовая деятельность предприятия становится видна как на ладони: по каким ценам закуплен или продан товар, в каком объеме, сколько налогов со сделок оно должно заплатить в государственную казну. Доход биржи как юридического лица составляет 0,5 % от суммы сделки (для сравнения брокеры берут не менее 5%).

Белорусская универсальная товарная биржа создана по инициативе государства. Постановлением правительства определен перечень товаров, продажа которых может совершаться только через биржу: древесина, металлопродукция(все крупные партии товара на сумму от 10 тысяч евро и выше для государственных организаций и организаций с долей государственной собственности), кожевенное сырье, казеин. С отработкой биржевого механизма таких товаров станет больше.

Зал биржевых торгов Белорусской универсальной товарной биржи оформлен в строгом стиле. Подчеркнуто деловую атмосферу создают небольшие столы с компьютерами вдоль стены, за которыми потенциальные покупатели следят за ходом торгов. После оглашения маклером цены того или иного лота, в зависимости от того, в каком формате проходят торги – в голосовом или в электронном, они либо поднимают табличку, либо нажимают компьютерную клавишу, подтверждая таким образом готовность купить товар по стартовой цене. Рядом за длинным и широким столом посредине зала в ожидании грядущих сделок располагаются продавцы.

Продавцы и покупатели, зарегистрировавшись на БУТБ, получат электронные реквизиты доступа в ее торговую систему через Интернет и будут участвовать в торгах непосредственно из своих офисов. Зарегистрировавшись, к примеру, на год, предприятие может участвовать в торгах хоть каждый день, сократив свои затраты на рекламу и содержание снабженческих служб. Поэтому стоимость регистрации и биржевой сбор полностью окупятся.

Биржа - это место сделок, где их напрямую совершает продавец и покупатель. Биржа предоставляет как бы дополнительные услуги по подписанию договоров и страхует своих клиентов от возможного риска. Ведь прежде чем покупатель либо продавец будут допущены к торгам, их проверят по всем параметрам финансовой состоятельности. В случае же если клиент впоследствии нарушил условия сделки, ответственность за это будет нести биржа.

Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (в ред. постановлений Совмина от 24.05.2007 N 676, от 31.05.2007 N 722, от 20.09.2007 N 1195):

- Молоко и сливки сгущенные

- Масло рапсовое или горчичное

- Твердое топливо (кокс, торф, каменный уголь)

- Казеин для технических целей

- Спички

- Древесина на корню

- Лесоматериалы необработанные и обработанные

- Пиломатериалы

- Чугун передельный

- Необработанные шкуры крупного рогатого скота

- Ферросплавы

- Фанера

- Плиты ДСП

- Полуфабрикаты из железа

- Прокат из железа и стали нелегированной (проволока, уголки и др.)

 

20. 3. Понятие и функции биржи, виды бирж

Товарная биржа – это объединение физических и юридических лиц для гласных публичных торгов в определенном месте, в определенное время и по заранее установленным правилам (в соответствии с Законом РБ «О товарных биржах».

Основные функции товарной биржи:

· Организующая. Биржа устанавливает связи между продавцом и покупателем.

· Ценообразующая. Цены складываются в зависимости от спроса и предложения.

· Страховая. Покупатель застрахован оттого, что ему продадут некачественный товар. Если это произойдет, то биржа из собственных средств возмещает ущерб и взыщет после с виновной стороны.

· Информационная. Биржа имеет службы, помогающие выяснить цены, складывающиеся на других биржах, на мировых рынках; оказание информационных услуг клиентам.

· Произведение расчетов и др.

Биржевой механизм организационно обеспечивает представление в одном месте спроса и предложения на рынке и формирование рыночной цены. Биржа призвана отстаивать наиболее выгодные условия производства и реализации товара и получение максимального дохода. Для этого биржа выполняет ряд основных и вспомогательных функций:

- совершение биржевых сделок;

- хеджирование цен (страхование от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар);

- котировка цен на товары (периодическая оценка);

- установление стандартов на биржевые товары;

- разработка типовых договоров и контрактов;

- осуществление арбитражных функций;

- ведение расчетов между членами биржи (через расчетную палату);

- информационная деятельность;

- оказание услуг клиентам.

Различают такие виды бирж:

- товарная,

- товарно-сырьевая,

- фондовая (по продаже акций и ценных бумаг);

- валютная,

- валютно-фондовая.

Товарные и товарно-сырьевые биржи делят на специализированные и универсальные; наличные и фьючерсные (продажа товаров, которые будут произведены в будущем).

 

20. 4. Участники биржевых торгов. Виды биржевых сделок

Участниками биржевых торгов являются:

юридические и физические лица, уплатившие установленный сбор (с правом совершения сделок и без права совершения сделок) – посетители торгов, совершающие разовые биржевые сделки;

биржевые маклеры – ведущие биржевых торгов;

биржевые посредники – брокеры. Брокер (независимый брокер или брокерская контора) – посредник, работающий от имени и за счет клиента и получающий за свою посредническую деятельность комиссионное вознаграждение.

Дилер – посредник, приобретающий товар за свои деньги, а затем продающий его на другой бирже по более высокой цене, действующий от своего имени и за свой счет.

На товарной бирже совершается два основных вида сделок:

- сделки на реальный товар;

- срочные (фьючерсные) сделки.

Сделки на реальный товар осуществляются с предъявлением товара либо товарных образцов на месте продажи и завершаются переходом товара от продавца к покупателю.

Сделки на реальный товар в зависимости от сроков поставки делятся на сделки с немедленной поставкой и сделки на срок (форвардные), предполагающие поставку продавцом товара по цене, зафиксированной в договоре, и в указанный договором срок (на товар в пути или с последующим прибытием). Продавец выдает гарантийное обязательство.

Срочные (фьючерсные) сделки предполагают куплю-продажу права на товар (бумажные сделки). Объектами торговли здесь являются контракты, а не товары непосредственно. Сделки заключаются через расчетную палату на приобретение стандартизированных по количеству, качеству, времени и месту поставки товаров, которые еще не произведены. Таким образом страхуются цены контрактного товара от риска либо падения, нежелательного для производителя, либо увеличения, невыгодного потребителю. Чтобы продать контракт на срочной бирже на поставку товара в будущем, производитель обязан иметь соответствующее товарное покрытие. Например, продавец продал в январе фьючерсный контракт на поставку 100 тонн пшеницы в сентябре по определенной цене. Если цена в связи с урожаем в сентябре упадет, то продавец пшеницы выигрывает.

Таким образом, фьючерсные сделки применяются для страхования от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. Страховочная операция получила название – хеджирование. Операции хеджирования делятся на хеджирование продажей и хеджирование покупкой. Хеджирование продажей применяется для обеспечения продажной цены реального товара, который есть и будет находиться в собственности фирм, добывающих или перерабатывающих сырье. При хеджировании покупкой фьючерсные контракты покупают и используют в качестве средства, гарантирующего закупочную цену для фирм, потребляющих сырье. В результате возникла возможность заключать часть сделок по телефаксу или телексу на основе биржевых котировок и с использованием механизма фьючерсных бирж.

 

20. 5. Структурные подразделения биржи. Порядок организации товарной биржи

Структурными подразделениями товарной биржи являются:

· информационно-справочный отдел, оформляющий заявки на куплю-продажу, оказывает информационные услуги;

· отдел товарной экспертизы требует документы, подтверждающие качество товаров и при необходимости проводит экспертизу;

· котировальная комиссия следит за динамикой цен, составляет биржевые котировки;

· торговый отдел организует проведение биржевых торгов, в состав которого входят маклеры;

· регистрационное бюро проводит регистрацию заключенных контрактов;

· расчетная палата заключает фьючерсные контракты, осуществляет взаиморасчеты брокерских контор;

· арбитраж рассматривает все случаи взаимных претензий брокеров друг к другу;

· товарные секции, где проводятся торги, и товарные склады.

Учредителями товарной биржи могут быть предприятия, организации различной формы собственности, государственные ведомства и местные органы власти, отдельные лица. Должен быть определен перечень товаров, на посредничестве в реализации которых будет специализироваться биржа. Определив биржевой товар, устанавливается и ассортиментный профиль биржи. Выбирается место размещения товарной биржи с учетом наличия складских помещений, подъездных путей и коммуникаций. Чаще всего биржа учреждается в виде акционерного общества, получает лицензию, выдаваемую после разработки и проверки необходимых документов: учредительного договора, Устава. Правил биржевой торговли.

С учетом международного опыта функционирования товарная биржа должна иметь:

§ высшие органы управления: общее собрание членов биржи, из его числа избирается биржевой комитет, ревизионная и арбитражная комиссия, подотчетные общему собранию;

§ исполнительные органы: дирекция биржи и специальные службы, назначаемые биржевым комитетом; структурные подразделения, определяемые дирекцией в пределах ее компетенции.

Общее собрание членов биржи решает ключевые вопросы деятельности биржи:

- утверждает Устав биржи, положение о страховании сделок и другие документы;

- рассмотрение и утверждение правил, периодичности и регламента проведения общего собрания;

- рассмотрение и утверждение положений, правил, инструкций и других документов, регламентирующих деятельность биржи и её подразделений;

- установление размеров членских взносов, размера биржевого сбора со сделок, платы с посетителей, платы за услуги, размеры штрафных санкций за нарушение правил биржевой торговли;

- выборы членов биржевого комитета, арбитражной и ревизионной комиссии;

- рассмотрение и решение вопросов об исключении и принятии членов биржи;

- рассмотрение и утверждение годовых отчетов биржевого комитета о хозяйственно-финансовой деятельности биржи, отчетов ревизионной комиссии и других подразделений.

Руководство биржей в период между общими собраниями осуществляет биржевой комитет, выполняющий функции:

- контролирует деятельность биржи, распоряжается финансовыми средствами и прочим имуществом биржи;

- представляет биржу в государственных и иных организациях по всем делам биржи;

- приостанавливает деятельность членов биржи, нарушивших её правила;

- приём в качестве временных (до утверждения на общем собрании) новых членов;

- создание подразделений биржи;

- реализация решений и постановлений общего собрания;

- осуществление контроля за соблюдением правил биржевой торговли.

К числу важнейших функций дирекции биржи относятся:

- текущее руководство отделами биржи;

- организация учета и отчетности, а также хозяйственно-финансовое обеспечение деятельности биржи;

- организация публикаций биржевой коммерческой информации, рекламы деятельности биржи;

- распоряжение финансовыми средствами и прочим имуществом биржи;

- организация проверки соответствия стандартам образцов продукции, реализуемых или обмениваемых на бирже, проведение экспертизы, лабораторных анализов и контрольных испытаний;

- организация оказания участникам биржевых торгов, информационно-коммерческих, рекламных и консультационных услуг, обеспечение их средствами оргтехники и связи;

- осуществление контроля за соблюдением участниками биржевых торгов, посетителями и гостями установленных биржей правил и других функций.

Членами товарной биржи являются юридические и физические лица, участвующие в её уставном капитале. Биржа обязана гарантировать своим членам в соответствии с их участием в капитале биржи:

ü участие в принятии решений на общем собрании;

ü брокерские места на бирже;

ü участие в распределении прибыли.

Членами товарной биржи не могут быть:

Ø наемные служащие данной или другой товарной биржи;

Ø предприятия, руководители которых являются наемными служащими данной биржи;

Ø органы государственной власти и местные органы власти;

Ø банки, страховые компании и инвестиционные фонды.

Учредители биржи пользуются всеми правами и несут все обязательства членов биржи в биржевой торговле.

Таким образом, органы управления и структурные подразделения биржи определяются общим собранием участников. Высшим органом управления – общее собрание акционеров, созываемое не реже одного раза в год. На нем определяются правила внутреннего распорядка, выбор биржевого комитета, решение общих финансовых и организационных вопросов. Биржевой комитет осуществляет текущую деятельность биржи.

 

20. 6. Организация биржевых торгов

Биржа не имеет права проводить сделки купли-продажи от своего имени. Посредником между продавцом и покупателем на бирже является брокер, который от имени своего поручителя ведет дело по заключению сделки, за что получает куртажное вознаграждение. Брокер подает заявку на участие в торгах не позднее 40 часов до их начала. Он получает информационный бюллетень со списком товаров, представленных на продажу, и регистрационную карточку. Если брокер не явился на торги, то заявленный им товар снимается в этот день с продажи, а к брокеру применяются штрафные санкции. После 10 торгов с участием товара последний снимается автоматически.

За час до начала торгов проводится регистрация. За 30 минут брокеры собираются в торговом зале. Маклеры проводят торги каждый в своей товарной секции. Ведущий торгов (маклер) предлагает на торг первый товар по информационному бюллетеню с указанием цены, количества, наименования. Во время торгов брокер, первый поднявший сигнальную табличку, и является покупателем. Если одновременно несколько брокеров изъявили желание купить товар, то маклер повышает цену до одного единственного (или разбивают партию на части).

При достижении устного согласия заключить сделку в регистрационную карточку вносятся условия сделки (наименование товара, количество, цена), и ставят свои подписи брокеры со стороны продавца и покупателя, ведущий маклер. С этого момента договор становится юридически обязательным. Регистрационная карточка передается в регистрационное бюро для оформления сделки. Если после одна из сторон отказывается оформить договор, то ее действия расцениваются как нарушение и применяются штрафные санкции, установленные Правилами биржевой торговли.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что понимают под товарной биржей?

2. Укажите основные функции товарной биржи.

3. Каковы задачи товарной биржи?

4. Кто является высшим органом управления биржей?

5. Какие могут быть виды бирж?

6. На какой бирже осуществляются срочные сделки?

7. Каковы особенности фьючерсной биржи?

8. Назовите структурные подразделения товарной биржи.

9. Укажите этапы организации деятельности товарной биржи.

10. Какова цель создания ОАО «Белорусская товарная универсальная биржа»?

11. Какой товар считается допущенным к биржевым торгам?

1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.017 с.)