Управление структурой собственного капитала коммерческих банков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление структурой собственного капитала коммерческих банков



Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком на себя, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров.

Объектами управления собственным капиталом являются: абсолютная величина капитала; структура элементов собственного капитала; соблюдение требуемого соотношения между капиталом первого и второго уровня; затраты на формирование и источники формирования собственного капитала; достижение установленного уровня рентабельности для обеспечения устойчивой финансовой деятельности банка.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы банки всего мира испытывают все большую необходимость в увеличении объема капитала для поддержки роста активов и уменьшения уровня риска для вкладчиков.

Дополнительная потребность в собственном капитале у банков вызвана рядом факторов и прежде всего требованиями со стороны центральных банков по обеспечению безопасной деятельности коммерческих банков, ростом конкуренции, состоянием экономики.

Одним из важных факторов является инфляция, которая одновременно увеличивает объемы активов и пассивов и уменьшает собственный капитал. Другим фактором является неустойчивый характер экономики, что ведет к возрастанию рисков в банковской деятельности и снижению стабильности в получении банком доходов. При этом с отменой регулирования процентных ставок по депозитам возрастают издержки на привлеченные средства клиентов, что приводит к уменьшению прибыли банка – главного источника устойчивого роста капитала.

Под структурой собственного капитала понимается соотношение источников финансирования деятельности организации в их общем объеме. При определении источников финансирования собственного капитала необходимо определить, при какой структуре источников финансирования средневзвешенная цена собственного капитала будет минимальной, а его рентабельность выше цены капитала.

К факторам, определяющим структуру собственного капитала, можно отнести: планируемый рост и структуру активов банка и забалансовых операций; рентабельность продуктов и услуг; дивидендную политику; уровень риска, принимаемую банком на себя; уровень и структуру издержек, связанных с привлечением источников финансирования; объем привлекаемого капитала.

Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач управления капиталом. Основными методами оптимизации выступают:

- оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня прогнозируемой рентабельности собственного капитала;

- оптимизация структуры капитала по критерию минимизации цены капитала.

Оптимизация по критерию максимизации уровня прогнозируемой рентабельности собственного капитала. Для проведения такого расчета используется механизм финансового левериджа. Финансовый леверидж – соотношение собственных и заемных средств банка: отношение суммы обязательств и долгосрочных заимствований к акционерному капиталу (или долга плюс привилегированные акции к обыкновенным акциям). Проведение многовариантных расчетов с использованием механизма финансового левериджа позволяет определить оптимальную структуру капитала, обеспечивающую максимизацию уровня рентабельности собственного капитала.

Финансовый леверидж показывает зависимость между структурой источников капитала и величиной чистой прибыли. Его действие проявляется в том, что любое изменение прибыли до вычета процентов и налогов порождает более существенное изменение чистой прибыли. Европейская концепция количественной оценки финансового левериджа осуществляется через расчет его эффекта. Этот эффект возникает, если банк привлекает заемные средства по ставке более низкой, чем рентабельность активов. Поэтому первой составляющей эффекта финансового левериджа выступает дифференциал (Df), который равен разности между рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации цены капитала.

Для упрощения расчетов собственный капитал банка можно представить в виде двух основных элементов: уставного капитала и нераспределенной прибыли.

Цена уставного капитала складывается из цены привилегированных и цены обыкновенных акций. Такое разделение необходимо по тому, что привилегированные акции рассматриваются как гибридный инструмент, сочетающий свойства обыкновенных акций и привлеченных (заемных) средств.

Цена выпуска привилегированных акций как источника финансирования деятельности банка основывается на трех факторах:

- цена финансового актива эквивалентна сумме ожидаемых дисконтированных доходов по данному активу;

- размер дивидендов по привилегированным акциям заранее определен;

- срок деятельности банка не определен.

Следовательно, цена использования данного источника представляет собой сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

По обыкновенным акциям выплата и размер дивидендов зависят от эффективности текущей деятельности банка и решения собрания акционеров. Поэтому достоверное определение цены использования в качестве источников финансирования обыкновенных акций является более сложным.

Если акционерный банк не выплачивает дивидендов по обыкновенным акциям, то цена данного источника финансирования будет равна нулю, а цена всего уставного капитала – ставке дивиденда по привилегированным акциям, в результате чего цена уставного капитала будет стремиться к минимуму.

В основе цены использования в качестве источника финансирования нераспределенной прибыли закладывается принцип альтернативных затрат, который стоит в следующем:

- собственники, отказываясь от некоторой части дивидендов и направляя их на расширение деятельности банка, рассчитывают получить некоторое вознаграждение;

- размер ожидаемого вознаграждения должен обеспечить норму прибыли не менее, чем по обыкновенным акциям.

При несоблюдении этого принципа, с позиции эффективности, собственники банка могут изъять дивиденды в полном объеме и разместить полученные ресурсы в активы, обеспечивающие более высокую доходность. Таким образом, цена использования в качестве источника финансирования нераспределенной прибыли примерно равна цене источника «обыкновенные акции новой эмиссии».

Усиливающееся давление на банки по поводу увеличения ими собственного капитала порождает необходимость в долгосрочном планировании объемов и источников роста капитала. Банковской практике известны множество способов планирования капитала, но все они преимущественно включают следующие основные этапы:

- разработка общего финансового плана;

- определение величины капитала, необходимого банку с учетом его целей, предполагаемых новых услуг, приемлемой степени подверженности риску и условий государственного регулирования;

- определение величины капитала, который можно привлечь за счет внутренних источников;

- оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источника капитала.

Планирование собственного капитала должно осуществляться на основе общего финансового плана.

 

  1. Сущность активных операций коммерческих банков

Экономическая сущность активных операций
Активные операции представляют собой банковскую деятельность по размещению имеющихся у коммерческих банков собственных и привлеченных средств с целью получения прибыли.

Экономическая сущность активных операций коммерческих банков заключается в следующих экономически взаимосвязанных задачах, которые решают банки осуществляя активные операции:
а)достижение доходности для покрытия затрат, выплаты дивидендов по акциям, процентов по депозитам и вкладам, и получения прибыли;
б)обеспечение платежеспособности банка, под которой понимается способность банка своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам;
в)обеспечение ликвидности, то есть возможность быстрого (желательно без потерь) превращения активов в денежные средства.
Качество активов определяется их свойствами: доходностью, ликвидностью, степенью риска.
По доходности активы делятся на:
1)активы, не приносящие доход – к ним относятся касса, фонд обязательных резервов Центрального Банка, средства на корсчетах;
2)активы, приносящие доход – кредитные операции, операции с ценными бумагами, доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений.
По ликвидности активы делятся на:
1)первоклассные активы – денежные средства в кассе, на корреспондентских счетах, государственные ценные бумаги;
2)ликвидные активы – краткосрочные ссуды, межбанковские кредиты, операции факторинга, операции с ценными бумагами; данная группа активов имеют более продолжительный период превращения в денежные средства;
3)низколиквидные активы – долгосрочные ссуды, вложения в инвестиционные ценные бумаги (со сроком более 6 месяцев), лизинговые операции;
4)неликвидные активы – просроченные ссуды, ценные бумаги несостоятельных или обанкротившихся организаций.
Рискованность – потенциальная вероятность потерь при превращении активов в денежные средства. К основным банковским рискам относятся:
а)кредитный риск – невозврат основного долга и процентов по нему;
б)процентный риск – потери в результате превышения процентов по привлеченным ресурсам над процентами по размещенным ресурсам;
в)портфельный риск – вероятность потерь от операций, совершаемых на рынке ценных бумаг;
г)валютный риск – потери в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте.

  1. Структура активных операций коммерческих банков


В настоящее время наиболее распространены следующие активные операции коммерческих банков:
ссудные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;
инвестиционные операции с ценными бумагами, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля ценных бумаг – это любая покупка и перепродажа ценных бумаг от своего имени, за свой счет и по собственной инициативе. Основными условиями эффективности инвестиционной деятельности банков являются: функционирование развитого фондового рынка; наличие у банков высокопрофессиональных специалистов, формирующих портфель ценных бумаг; диверсифицированность инвестиционного портфеля по видам, срокам и эмитентам; достаточность законодательной и нормативной базы. Банки получают доходы по ценным бумагам в виде дивидендов, процентов, курсовой разницы;
депозитные операции – средства коммерческих банков, перечисленные в Центральный банк в Фонд обязательных резервов и средства на корреспондентских счетах в Центральном банке и других коммерческих банках;
кассовые и расчетные операции – являются одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;
операции с иностранной валютой – покупка и продажа иностранной валюты;
прочие операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.
Структура активов представляет собой соотношение разных по качеству статей активов баланса коммерческого банка к балансовому итогу.
Результаты активных операций банков отражаются в активе его баланса, показатели которого позволяют судить о характере вложений ресурсов банка по состоянию на определенную дату. Состояние активов российских коммерческих банков по состоянию на 1 января 2003 года представлено в табл. 1.1:
Таблица 1‑1. Структура активов российских коммерческих банков России

Группа активов Млрд. руб % к итогу
Денежные средства, драгоценные металлы и камни   2,8
Счета в Центральном банке РФ   8,6
Корреспондентские счета в банках 158,3 10,0
Ценные бумаги, приобретенные банками 318,9 20,0
Кредиты 627,2 39,6
Прочие размещенные средства 93,8 6,0
Основные средства, хозяйственные затраты и нематериальные активы 59,7 3,8
Прочие активы 146,6 9,2
ИТОГО: 1586,4  


Как видно из таблицы 1, наибольшая роль в активных операциях принадлежит кредитам, которые составляют почти 40 %. Следовательно, рассмотрим кредитные операции банков более подробно.
Кредитные операции коммерческих банков
Сущность, функции и принципы кредита
По своей сущности кредит – это гражданско-правовая сделка, регулируемая нормами гражданского законодательства – ГК РФ, ч. 2, ст. 807, 689.
Объектом кредита является стоимость, что позволяет сформулировать следующее определение кредита, как экономической категории. Кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу предоставления заемщику сумы денег и своевременного их возврата с процентами. Кредит всегда возмездный, если договором не установлено иное.
Сущность кредита раскрывается в его функциях, которые целесообразно рассматривать в двух аспектах: макроэкономики и микроэкономики.
В первом аспекте, с позиции общественного воспроизводства, кредит выполняет две функции:
- функция обеспечения экономического оборота деньгами, так как кредит является основным инструментом количественного регулирования денежной массы в обращении;
- функция перераспределения, так как кредит позволяет осуществлять межотраслевое, внутриотраслевое и территориальное перераспределение ссудного фонда страны.
Во втором аспекте, с позиции отдельного банка и его клиентов, кредит выполняет функцию аккумуляции временно свободных денег и направления их для более эффективного использования, прежде всего, для удовлетворения временной потребности в осуществлении индивидуального кругооборота капитала обслуживаемой клиентуры, т.е. перемещение капитала от клиентов, которые имеют его излишек, к клиентам, испытывающим его недостаток.
Условием развития кредитных отношений является доверие кредитора к заемщику, которое возможно при соблюдении следующих принципов:
- возвратности – необходимости возврата кредита;
- срочности – необходимости возврата кредита в определенный условиями договора срок;
- платности – показателем данного принципа является ссудный процент, представляющий собой своеобразную цену предоставленного во временное пользование кредита;
- обеспеченности защиты имущественных интересов банка и при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств по возврату полученных на основе кредита денег;
- целевого характера кредита, заключающегося в том, что ссуда выдается на определенную и заранее известную банку цель или одобренную им деятельность заемщика.

 

  1. Доходы и прибыль коммерческих банков

Источниками доходов коммерческого банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссуд­ный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятель­ность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на при­еме вкладов и осуществлении операций по поручению вкладчиков, на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетра­диционных банковских услуг.
Доходы от услуг во всех перечисленных формах должны возмещать
издержки банка, покрывать риски и создавать прибыль. Другой общей чертой всех форм дохода является их ценностной характер. Цена на бан­ковском рынке, как и на любом другом, формируется под влиянием спро­са и предложения. В то же время каждая из форм дохода имеет свою специфику.
^ Ссудный бизнес включает два составных элемента - предоставление ссуд клиентам (юридическим и физическим лицам) и передача во вре­менное пользование свободных ресурсов другим коммерческим банкам за процентное вознаграждение. Вторая часть ссудного бизнеса может иметь форму межбанковского кредита или срочного депозита в другом банке. Условием развития ссудного бизнеса в виде продажи свободных ресурсов являются появление надежных посредников, специализирую­щихся на перераспределении ресурсов на банковском рынке, наличие линий оперативной связи между кредитны­ми учреждениями, а также грамотное управление корсчетом. Доход от ссудного бизнеса выступа­ет в форме процента.
^ Судный процент является своеобразной ценой, ссужаемой во времен­ное пользование стоимости.
Классификация видов ссудного процента основывается на формах кредита (коммерческий процент, банковский, потребительский и т.д.), видах кредитных учреждений (учетный процент центрального банка, банковский, ломбардный), сроках ссуд (по ссудам краткосрочным или ставкам денежного рынка, по долгосрочным ссудам или ставкам по облигационным займам), видах ссуд (процент по ссудам в оборотные средства, по овердрафту, по учету векселей, по це­левым ссудам и т.д.), видах операций (процент по ссудам, по межбан­ковским кредитам, депозитный), по способу начисления (простые и слож­ные проценты, обыкновенные и точные и т.д.).
Независимо от вида договорный ссудный процент формируется на основе цены кредитных ресурсов и маржи, необходимой для данного коммерческого банка. При этом цена кредитных ресурсов должна учи­тываться не рыночная (цена привлечения ресурсов), а реальная. Откло­нение реальной цены ресурсов от рыночной происходит под влиянием нормы обязательных резервов, порядка отнесения процентного расхо­да банка на себестоимость и действующей системы налогообложения. Достаточная для банка процентная маржа должна покрывать общебан­ковские издержки и создавать прибыль. Кроме того, процент по дого­вору должен учитывать темпы инфляции и банковские риски.
Дисконт-бизнес основан на операциях по покупке банком неопла­ченных векселей, чеков и требований с определенной скидкой - дискон­том. Разновидностью дисконт-бизнеса являются факторинговые опе­рации банка, которые могут быть двух видов: с правом регресса (с оборотом) и без права регресса (без оборота). В первом случае банк имеет право взыскать не погашенное плательщиком обязательство с получателя средств (поставщика). Во втором случае такого права у банка нет, и поэтому он рискует больше, требуя и более солидное вознаграж­дение. Вознаграждение банка за факторинговую операцию уменьшает доход поставщика от проданной продукции, представляет скидку с ее стоимости. Технология факторинговой операции заключается в том, что банк оплачивает с корсчета приобретаемое неоплаченное требова­ние и относит сумму оплаты на счет «Расчеты банка по факторинговым и форфейтинговым операциям».
При поступлении денег от плательщика на корсчет банка в полной сумме требования эта сумма распределяется по трем направлениям:
- погашение дебиторской задолженности (сальдо счета расчетов по факторинговым операциям);
- уплата налога на добавленную стоимость;
- формирование дохода банка (сумма дисконта за минусом НДС).
^ Охранный бизнес основан на трастовых (доверительных) и агентских услугах, которым соответствуют и банковские операции. Этот бизнес дает банку доход в форме комиссии за управление имуществом клиента (недвижимостью, ценными бумагами, средствами на счете) или выполнение отдельных конкретных операций по поручению, связанных с этим имуществом. Например, на основе трастового договора банк берет на себя обязательство по размещению денежных средств клиента, обязуясь обеспечить последнему определенный уровень дохода. При агентских услугах клиент четко оговаривает содержание операции по размещению его средств. При трастовых операциях риск больше в связи с тем, что доход клиента, обусловленный договором, может быть меньше дохода банка. Соответственно и комиссия за трастовые услуги выше, чем по агентским операциям. Эта особенность определяет и структуру комиссионного вознаграждения за трастовые услуги. Оно включает обычно фиксированное вознаграждение за управление имуществе и вознаграждение по результатам работы, если доход от трастовой операции выше, чем договорный доход клиента и фиксированное вознаграждение банка.
Комиссия - название вознаграждения за банковские операции (ус­луги), которое происходит от латинского слова "comissio" (поручение). В основе определения ее размера лежат себестоимость услуги и необхо­димая прибыль. Но в зависимости от спроса и предложения на рынке данного вида банковских услуг комиссия (тариф) может быть выше или ниже себестоимости. Регулярный контроль за фактической себестои­мостью услуг и отклонением этой себестоимости от рыночной цены позволяет разработать мероприятия по снижению себестоимости услуг, направлению их развития и т.д.
^ Бизнес с ценными бумагами складывается из таких составных элементов, как выпуск самим банком ценных бумаг и реализация их на рынке, размещение ценных бумаг по поручению, вложения в ценные бумаги других элементов с целью получения постоянного дохода или для перепродажи, оказание услуг по приватизации. Доход банка от рассматриваемого вида коммерции складывается из курсовой разницы припродаже ценных бумаг, дивидендов, процентного дохода по долговым обязательствам, дохода от перепродажи ценных бумаг (спекулятивный доход), полученного комиссионного вознаграждения за услуги по приватизации, за размещение ценных бумаг и пр. В связи с регулярной переоценкой пакета ценных бумаг доход банка формируется также за счет положительных разниц этой переоценки.
Гарантийная деятельность банка дает доход в прямой денежной форме или связана с опосредованной выгодой. За выдачу в разных форма гарантий и поручительств своим клиентам для осуществления ими расчетов и получения кредита банк может получать комиссионное вознаграждение в денежной форме. Возможна и бесплатная гарантийная деятельность, когда клиент выгоден для банка с точки зрения поддержания имиджа, получения выгодных услуг и т.д.
Бизнес, связанный с привлечением вкладов и осуществлением операций по поручению вкладчиков, дает возможность получать доход в следующих формах:
комиссионное вознаграждение за открытие и ведение счета;
фиксированная комиссия за период (в денежных единицах);

комиссия с оборота (% от оборота), а именно:

а) предоставление выписок об операциях по счету;
б) закрытие счета;
в) осуществление операций по выдаче наличных денег или расчет­ного характера.
Доходы банка, от рассматриваемого направления бизнеса, могут складываться из всех или части перечисленных вознаграждений.
Источником дохода могут являться корреспондентские отношения, когда банк получает процент от кредитового сальдо на корсчете в дру­гом банке или банковском объединении. Доход зависит от уровня про­центной ставки, порядка начисления процента, размера и длительности кредитового сальдо.
^ Доход от нетрадиционных услуг банка складывается из дохода от лизинговых, информационных, консультационных услуг, услуг по обучению клиентов и др. Доход от лизинговых операций включает лизин­говые платежи, процентные платежи и комиссию за услуги.
^ Доходы неординарного (непредвиденного) характера, связанные с разовыми сделками по реализации имущества банка. Доход образуется в случае превышения рыночной цены над балансовой оценкой. В про­тивном случае операции связаны с расходом, который образует пря­мой убыток банка.
Таким образом, все виды доходов коммерческого банка по форме можно разделить на три группы:
1) процентный доход;
2) доход в форме комиссионного вознаграждения;
3) прочие виды (доходы от операций на рынке спекулятивного характера, разница между балансовой и ры­ночной ценой проданного имущества, переоценка цепных бумаг и других активов, полученные штрафы, пени, неустойки, дисконтный доход).
Процентный доход может сочетаться с комиссией. Например, при кредитных операциях банк может получать одновременно процентные платежи и комиссию. Комиссии за разные услуги могут объединяться. Например, комиссионные за организацию займа или размещение об­лигаций могут включать плату за консультирование. Последняя будет получена банком только в том случае, если сделка состоится.
В основе классификации доходов может лежать и принятая система учета. В соответствии с такой системой учета доходов можно выде­лить следующие их виды:
1) проценты, полученные за предоставлен­ные кредиты;
2) доходы, полученные от операций с ценными бумага­ми;
3) доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями;
4) дивиденды полученные;
5) дохо­ды по организациям банков;
6) штрафы, пени, неустойки полученные;
7) другие доходы.
К каждому балансовому счету второго порядка от­крываются счета аналитического учета, которые позволяют выделить доходы по видам контрагентов (плательщиков), по форме, по степени стабильности.
В зависимости от периода, к которому относится получение дохо­дов, они делятся на доходы текущего периода и доходы будущих пери­одов.
Источники дохода делятся также на стабильные и нестабильные. К от­носительно стабильным источникам дохода относят процентный до­ход и беспроцентный доход от банковских услуг, к нестабильным - до­ходы от операций с ценными бумагами на вторичном рынке, от непредвиденных (неординарных) операций. В наших условиях мно­гие банки могут включать в группу нестабильных источников доходы от валютных операций. Желательным направлением развития банка является рост доходов за счет стабильных источников, отсутствие значительного влияния нестабильных источников дохода на рост чистой прибыли.

2. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
В качестве основных приемов оценки уровня прибыли коммерческого банка можно выделить:
- структурный анализ источников прибыли;
- анализ системы финансовых коэффициентов;
- факторный анализ.
Целью структурного анализа является выявление основного источника прибыли и оценка его с точки зрения стабильности, сохранения в будущем и перспектив роста.
Анализ системы финансовых коэффициентов заключается в следующем:
- сравнение фактической расчетной величины финансового коэффициента с его нормативным уровнем;
- сопоставление коэффициентов данного банка с коэффициентами конкурирующих банков, относящихся к данной группе;
- оценка динамики коэффициентов;
- факторный анализ динамики коэффициента.
Система коэффициентов прибыльности включает следующие показатели:
- соотношение прибыли и активов;
- соотношение прибыли до налогообложения и активов;
- соотношение прибыли и собственного капитала;
- прибыль на одного работника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.140.73 (0.016 с.)