Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № I. Современная банковская система РФ.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Банковское дело 4 курс 1 семестр Лектор: Иванькова Татьяна Павловна. Экзамен. Семинары ведет: Учебник.: Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Журналы: Вестник банка России. Деньги и кредит. Бизнес и банки. Деньги. Банковское дело. Тема № I. Современная банковская система РФ. 1. Общие принципы построения банковских систем в экономически-развитых странах. 2. Реформирование и современная структура банковской системы РФ. 3. Центральный банк РФ, его место и роль в банковской системе страны. 4. Общая характеристика второго уровня банковской системы. 5. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года. I.1. Общие принципы построения банковских систем в экономически-развитых странах.
Банковская система – это исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система каждой страны. в каждой стране она имеет свою специфику. Тем не менее можно выделить некоторые общие принципы построения банковских систем на национальном уровне:
1. Законодательное разделение функций ЦБ и остальных банковских учреждений Это находит воплощение в двухуровневом характере банковской системы. ü ЦБ как верхний уровень освобожден от кредитно-расчетного и кассового обслуживания хозяйства и решает такие задачи, как наделение экономики страны платежными средствами и поддержание стабильности национальной денежной единицы и устойчивого валютного курса на внешнем рынке. ü Банки второго уровня – это те учреждения, которые осуществляют обслуживание кредитно-расчетное и кассовое хозяйство населения и являются финансовыми посредниками в перемещении денежных средств (От кредиторов к заемщикам, от покупателей к продавцам, посредниками в инвестировании, платежах) и оказывают целый ряд дополнительных деловых услуг своим клиентам. Неучастие ЦБ в конкуренции на денежном рынке. Его деятельность направлена на достижение общегосударственных целей и его политика всегда согласуется с политикой правительства, прибыль никогда не является целью его деятельности. Банки второго уровня – чисто коммерческие предприятия, основной целью которых является извлечение прибыли на основе своей деятельности как финансового посредника. Банковская сфера в любой стране является наиболее контролируемой сферой предпринимательской деятельности. Эта система называется система банковского регулирования, ее задача снизить риски в банковской сфере, поддержать стабильность и устойчивость в банковской системе страны, не допустить т.н. системные риски, когда банкротство одного банка может повлечь кризис всей банковской системы. Независимость ЦБ страны от исполнительных органов власти. Подотчетен законодательным органам власти, т.е. парламенту страны.
I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ. К концу 80-х годов советская банковская система включала в себя 3 банка монополиста: ü Гос. банк СССР ü Стройбанк СССР ü Внешторгбанк СССР ГОСБАНК занимал доминирующее положение. Он был и эмиссионным центром страны, и центром кредитно-расчетного и кассового обслуживания хозяйства.
СТРОЙБАНК – аккумулирование денежных средств предназначенных в стране для капитальных вложений и осуществление финансирования и кредитования экономики за счет этих средств. По другому назывался - БАНК ФИНАНСИРОВАНИЯ И ДОЛГОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ.
ВНЕШТОРГБАНК осуществлял расчеты во внешней торговле.
Переход экономики к рынку, децентрализация её управления потребовали и реформирования банковской системы. Этот процесс начался с постановления правительства в июле 1987 года. На I этапе реформирования была сделана попытка создания в стране двухуровневой банковской системы, с этой целью госбанк, как главный банк страны был освобожден от оперативной деятельности по непосредственному обслуживанию хозяйства, перед ним были поставлены задачи по организации денежного обращения, эмиссионной деятельности, координации деятельности всех остальных банков. Второй уровень реформирования банковской системы- образовали государственные спецбанки на них и было возложено кредитно-расчетное обслуживание определенных сфер экономики. Таких банков было создано 5: ü Промстрой банк ü Агропром банк ü Жилсоц банк ü Сбербанк ü Внешэконом банк. Эти банки распределили все средства между собой.
1988 г. Следующий II этап реформирования. Начало этого этапа, когда по инициативе снизу стали создаваться новые, негосударственные, коммерческие, которые по принципам деятельности отличались от гос. спец банков. Их появлению способствовало принятие закона «о кооперации», согласно этому закону союзы кооперативов могли создавать свои кооперативные банки.
В 1989 г. был принят Закон о гос. предприятии по которому предприятия других отраслей получили возможность на базе своих денежных накоплений создавать свои ком. банки. III этап. Банковское дело в стране было поставлено на законодательную основу. В декабре 1990 года было принято 2 банковских закона: «О банках и банковской деятельности РСФСР», «О центральном банке РСФСР».
Госбанк был преобразован в подлинно центральный банк страны со всеми функциями присущими ЦБ. Был создан механизм денежно-кредитного регулирования экономики и ЦБ был наделен специальными инструментами, посредством которых через денежную массу он получил возможность воздействовать на макроэкономические процессы экономики. Закон о банках предусмотрел, что основной целью деятельности ком. банка является извлечение прибыли. Создание ком. банка стало допускаться на основе любой формы собственности за счет средств не только юридических но и физических лиц. Закон предусмотрел возможность участия на рос банковском рынке иностранного капитала. было разрешено устанавливать величину ссудного процента по кредитам, ставку по депозитам. Это помогало создать конкуренцию по привлечению клиентов, за кредитные ресурсы, за сферы их предложения. В 1991 г. В РФСФР было 1414 КБ. Из них 767 были созданы на базе бывших гос спец банков, а 647-это вновь созданные банки. Создание сети КБ решило важнейшую задачу – созданы условия для свободного перелива фин. ресурсов в хозяйстве. Закон о банках и банковской деятельности был обновлен в 1996 г., 2008г., 2009 г. «Закон о ЦБ» был принят новый в 2002 г.. Согласно банковскому законодательству, банковская система включает в себя: ü Банк России, как верхний уровень этой системы ü Кредитные организации ü Филиалы иностранных банков.
Кредитная организация – юр лицо которое для извлечения прибыли, как основной цели деятельности на основании лицензии ЦБ имеет право осуществлять банковские операции предусмотренное законом. Кредитные организации создаются на основе любой формы собственности, как хоз. общество. По законодательству РФ все кредитные организации делятся на 2 вида: ü Банки ü Небанковские кредитные организации. Банковская Кредитная организация имеет право осуществлять в совокупности три вида банковских операций: 1. Привлечение во вклады денежных средств физ и юр лиц. 2. Размещение привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности. 3. Открытие и ведение банковских счетов для юридических и физических лиц. НКО – кредитная организация которая может осуществлять отдельные кредитные операции, сочетание устанавливает ЦБ. Действующие на 1. 01.2011 1.07.2011 1. КО имеющие право на осущ. банк. операций. 1012 1000 2. Банки 955 941 3. НКО 57 59
Основы цели деятельности ЦБ: 1. Защита и обеспечение устойчивости рубля. 2. Развитие и укрепление банковской системы РФ. 3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы РФ.
13.09.2011 Каждый банк в РФ по закону наделен правом нормотворческой деятельности. Все эти указания обязательны для федеральных органов власти, региональных и муниципальных органов, для всех юридических и физических лиц. Все нормативные акты ЦБ публикуются в вестнике банка РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования. Банк России не вп раве участвовать в капиталах кредитных организаций исключение-Сбербанк. Свои функции Банк России реализует во взаимодействии с правительством РФ. Банк России не в праве v предоставлять кредиты правительству РФ для покрытия бюджетного дефицита v покупать государственные ценные бумаги при их размещении на первичном рынке. Исключение – если это будет установлено законом о федеральном бюджете. Средства федерального бюджета хранятся в ЦБ. Все операции со средствами бюджетов всех уровней и гос. внебюджетных фондов, он осуществляет на бесплатной основе.
Клиенты ЦБ 1. Кредитные организации. 2. Представительные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления их учреждения и организации, государственные внебюджетные фонды, счета бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства. 3. Воинские части и военнослужащие. 4. Другие клиенты в тех местах, где отсутствуют коммерческие банки.
В законе о банке, подробно регламентируется его деятельность, как органа банковского регулирования и надзора. Эту свою задачу, он выполняет через специально-созданный при нем орган, комитет банковского надзора. В рамках своих регулирующих и надзорных функций он: ¾ устанавливает для всех кредитных организаций обязательные для исполнения правила проведения банковских операций, бух учета и отчетности, организации внутреннего контроля в банках ¾ имеет право запрашивать у кредитных организаций любую интересующую его информацию и требовать разъяснения. ¾ Для составления банковской и денежной статистики, для составления платежного баланса страны, для анализа экономической ситуации в стране, он имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на бесплатной основе у федеральных органов власти, их территориальных органов и иных юр. лиц. ¾ Банк России принимает решение о гос. регистрации вновь создаваемых кредитных организаций, ведет книгу гос. регистрации кредитных организаций, выдает лицензии на осуществление банковских операций при необходимости отзывает эти лицензии. ¾ Предъявляет квалификационные требования к руководству кредитных организаций. ¾ Контролирует распределение пакетов акций среди участников кредитных организаций. Приобретение пакета акций в размере более 1 процента требует обязательного уведомления об этом ЦБ. Приобретение пакета размером более 20% требует предварительного согласия банка России. В рамках своих функций ЦБ ¾ устанавливает для остальных кредитных организаций обязательные для исполнения экономические нормативы. ¾ устанавливает для кредитных организаций целый ряд нормативов, которые ограничивают риски коммерческих банков в его активных операциях. Ограничение в выдаче кредитов своим акционерам, а также инсайдерам банка. ЦБ имеет право выполнять для устранения отклонений в работе коммерческих банков предписания.
В случае нарушения нормативных требований цетробанка, ЦБ может применять ряд санкций: · на первом этапе он имеет право взыскать штраф до 0.1 % минимального УК а также ограничить проведение каких-либо операций на определенный срок. · При создании ситуации которая реально угрожает вкладчикам и другим кредиторам банка вступает в силу второй этап применяемых санкций. могут взыскать штраф в размере 1% оплаченного капитала банка, но не более 1% минимального размера уставного капитала. · Может потребовать смены руководства, реструктуризации активов, ввести запрет на осуществление деятельности, предложить учредителям такой кредитной организации предпринять действия по увеличению собственных средств банка до размера который обеспечит выполнение банком обязательных нормативов, направить в такой банк временную комиссию по управлению банком.
Денежно-кредитная политика может осуществляться в двух направлениях: экспансионистская(расширение, увеличение кол-ва денег в обращении) и рестрикционная(уменьшение кол-ва денег в обращении).
Метод подсчета денежной массы в обороте:
По закону ЦБ имеет 8 инструментов для проведения своей политики: 1. Процентная ставка (8.25%). 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ(норма обязательного резервирования составляет: перед юридическими лицами 5,5%, перед иными лицами, обязательства в валюте-4%) 3. Операции на открытом рынке (купля-продажа гос. Ценные Бумаги). 4. Рефинансирование кредитных организаций. 5. Валютные интервенции(воздействие на курс рубля). 6. установление ориентиров роста денежной массы(М0, М1-повторить). 7. Прямые количественные ограничения. 8. Эмиссия ЦБ от своего имени своих собственных облигаций. Суммы фактического резервирования на основе действующих норм.(ОБР – 1998, для поддержки КБ после дефолта)
ЦБ представляет интересы РФ во взаимоотношениях с ЦБ иностранных государств, с другими международными банками и валютно-финансовыми организациями, он имеет право участвовать в капиталах и в деятельности этих международных организаций.
ЦБ является гос корпорацией по закону о некомерческих организациях гос корпорацией признается НЕ комерческая организация, которая: 1. не имеет членства; 2. учреждена РФ на основе имущественного взноса; 3. создана для осуществления оциальных управленческих или общественно-полезных функций; 4. не отвечает по обязательствам РФ; 5. владеет на праве собственности имуществом переданным ей РФ; 6. созданна без учредительных документов.
Руководитель терреториальным управление по СПб – Савинская Надежда Алексеевна.
Центральным Банком руководит Игнатьев. Банковские операции 1. Привлечение денежных средств физ и юр лиц до востребования во вклады. 2. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет. 3. Открытие и ведение банковских счетов. 4. Определение расчетов по поручению физических и юридических лиц в т ч банков корреспондентов по их банковским счетам. 5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных расчетных документов, кассовое обслуживание физ и юр лиц. 6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. 7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. 8. выдача банковских гарантий. 9. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета.
* Кредитная система РФ состоит из 2х частей:
I уровень – ЦБ РФ II уровень – Кредитные организации (КО) · КБ 1) АО(ОАО, ЗАО) 2) ООО 3) ОДО · НКО – небанковские коммерческие организации 1) расчётные 2) депозитно-кредитные
· Финансовые компани · Инвистиционные компаниии · Инновационные компании · Страховые компании · Трастовые компании · Ломбарды · Кассы взаимопомощи · Пенсионные фонды и др.
Все российские банки существуют как универсальные учреждения. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их деятельности. Могут выполнять все опер предусмотренные законодательством. Универсальный статус российских банков означает, что по нашему законодательству банкам разрешено совмещать традиционные для банка депозитно-ссудные операции с операциями на рынке ценных бумаг, т е с инвестиционными операциями. Эти операции не является чисто банковскими, банкам для этого не нужно получать специальные лицензии Отдельно создаются только инвестиционные банки в Канаде, в Японии, в Америке Брокерская, дилерская, деятельность по доверительному управлению ЦБ, депозитарная деят-ть, клиринговая деят-ть. Кто выдает лицензии для банка как проф участника - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)
Прочие виды сделок и операций без лицензирования: ¾ Выдача поручительства без третьих лиц ¾ Приобретение права требования от третьих лиц по исполнению обязательств в денежной форме (фактурные операции) ¾ Лизинговые операции ¾ Сейфовые операции ¾ Доверительное управление денежными средствами или имуществом физ и юр лиц ¾ Трастовые операции
Банк – кредитная организация которая имеет исключительное право в совокупности выполнять ряд операций...
По принадлежности капитала все действующие в российские банки можно разделить на три группы: · Банки основанные на частной совственности. Банки, которые контролируются одним или несколькими частными собственниками. Для этой группы банков характерная высокая доля кредитов находящаяся на одного заемщика. Предоставление кредитов заемщикам связанных с банком кредитором. Обслуживание преимущественно рыночных клиентов 955 банков на начало года Частных 820 их доля в активах банковской системы 36%, в совокупном капитале 33% 131 - крупные частные банки А так же средние и малые банки - 689, делятся на банки московского региона -317 и региональные средние малые банки
· Банки контролируемые государством. Капитал которых содержит в более 50% принадлежит государству. 27 банков. Доля в активах 45,8%, а в капитале 47%. гос банки выполняют важную роль в проведении операций со средствами гос бюджета и гос внебюджетным фондов. На их долю приходится половина бюджетных средств кредитных организаций. В настоящее время в рф не существует специального законодательства, кот регулирует порядок создания и работы банков с гос участием в уставном капитале. Формы и порядок участия федерального имущества в уставном капитале таких банков определяется отдельным федеральным законом для каждого банка. Участие имущества субъекта РФ или органа местной власти в уставном капитале какого либо банка возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта РФ или решения местного органа самоуправления. Государство осуществляет свое участие в уставном капитале этих банков прежде всего по средствам организаций федерального уровня не относящихся к исполнительной власти (ЦБ, рос фонд фед имущества). ЦБ владеет контрольным пакетом акций сбербанка, а рффи российского банка развития и российского экспортно- импорного банка. В остальных банках контрольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и гос унитарным предприятиям. К числу таких банков относится втб, россельхозбанк, всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшим банком кот контролируется исполнительным органом субъекта рф является банк Москвы. Доминирует сбербанк. Без него доля гос. банков в активах и капитале уменьшается вдвое. Второе место - ВТБ. Он позиционируется как ведущий рос банк по обслуживанию внешних торговых расчетов. В настоящее время проведена активная реструктуризация его связанная с новым направлением его деятельности и вхождением в ВТБ новых банков, напр промстройбанк. К традиционным для банка обслуживанием государства и крупных корпоративных клиентов добавилось обслуживание блока розницы (втб24), и осуществление инвестиционной деятельности на базе втб банк Европы, который находится Лондоне. Новым аспектом деятельности втб стала его международная экспансия за счет приобретения росзагранбанков. Основным акционером втб является федеральное агентство по управлению фед имуществом. Банки с гос участием в странах с развивающейся экономикой выполняют стабилизирующую роль, обеспечивают доверие к банковской системе, кредитование реального сектора экономики в условиях высоких финансовых рисков
· Банки с участием иностранного капитала На начало года 220 банков в т ч с иностранным капиталом более половины - 31 банк, с полным участием - 80 банков Доля банков с ин участием контролируемых иностранным капиталом в активах нашей банковской системы - 18%, в капитале - 19%
Основным направлением деятельности таких банков является кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между РФ и страной происхождения банка, банковское обслуживание иностранных корпораций кот работают на рос рынке, финансовое посредничество между рос и ин фин рынками. В последние годы изменилась стратегия этих банков. Если на начальном этапе они в основном работали на сопровождение своих глобальных элементов работающих в России то сейчас они активно работают и на других сегментах рос банковского рынка С 1 января 1996 года было снято ограничение на обслуживание этими банками российских граждан. Сразу резко возросла доля этих банков на рынке кредитования физ лиц. За последние пять лет в два раза. Сейчас доля 15% в совокупном кредите физ лицам. Активно развивают эти банки для кредитования реального сектора в экономике, тоже 15 % Банки, где ин капиталы владеют контрольным пакетом, как правило, являются дочерними структурами известных иностранных банков. Эти банки играют большую роль в становлении нашей банковской системы. 19.09.2011
5. Территориальное распределение банк услуг в РФ. В ЦФО – 60%, в т.ч. Москва – 52%, СЗФО – 7%. Решение проблемы банк услуг в отдаленных регионах будет способствовать система почтового банка. Этим занимается Связьбанк, и на базе почтовых отделений осуществляться.
6. Принятие мер по развитию банковского обслуживания нефинансового сектора экономики и населения. Защита прав банков, как кредиторов. Должно быть усовершенствовано залоговое законодательство. Предусматривается создание системы регистрации залогов. Эту функцию предполагается передать бюро кредитных историй. Предстоит повысить эффективность использования ресурсов, выделяемых по государственным программам в системе кредитования малого и среднего бизнеса. Должно осуществляться через гос. институты развития, а так же активизации работы фондов развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих, в том числе, и функции гарантийных фондов субъектов РФ. Для стабилизации ресурсной базы банков планируется внести изменения в законодательство в частности дать право банкам, которые заключают договоры с физ. лицами на прием вкладов, выдавать их не по первому требованию вкладчика.0, а лишь в срок, обусловленный договором.
Стратегия предусматривает внедрение банковских технологий, дистанционного банк обслуживания. Должно быть повышено качество и расширен перечень банковских услуг, в этой связи предполагается снижение неоправданных административных стоимостных процедурных издержек клиентов при потреблении банковских услуг. Снизить необходимый пакет документов для получения банковского кредита. Сократить сроки рассмотрения банками заявок на получение банковского кредита.
Защита прав потребителей банковских услуг. В этой связи должны быть приняты федеральные законы по регулированию отношений в сфере потребительского кредитования на защиту прав потребителей финансовых услуг, на совершенствование процедуры взыскания задолженности с должников физ. лиц.
Рассматриваются вопросы создания международного финансового центра и усиления роли рубля в международных расчетах. С перспективой к переходу использования рубля в качестве региональной резервной валюты. Рассматриваются вопросы повышения капитализации наших банковского сектора с первого января 2015 года предполагается установить минимальный размер собственного капитала для действующих банков в размере 300 млн руб, сейчас 180 млн.руб. Организация наличных денег в стране. На сегодняшний день в РФ сложилась традиционно модель для которой характерно высокая степень участия ЦБ в управлении потоками наличных денег. Банк России планирует активнее привлекать коммерческие банки к участию в организации денежного обращения, предполагает делегировать им часть своих функций. Предполагается децентрализовать потоки движения наличных денег. 26.09.2011
28.09.2011
Высшим органом управления банка является Собрание Акционеров. Собрание проводится регулярно, по итогам года не ранее двух месяцев и не позднее 6 месяцев по окончании календарного года. Собрание обладает исключительной компетенцией, решением вопросов, касающихся всех сторон деятельности банка. Например, определение основных направлений деятельности, внесение изменений в учредительные документы, все вопросы реорганизации банка и его ликвидации, избрание членов Совета Директоров Банка, а так же его исполнительных органов, назначение аудитора, утверждение годового отчета, заключение сделок с имуществом, если размер сделки составляет более 50 % активов банка. Внеочередные собрания могут проводится по требованию ревизионной комиссии, аудита и акционеров, которые владеют более 10 % акций и долей банка.
Между собраниями общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет Директоров. Он избирается на 1 год. Но в обязательном порядке он создается только в акционерном банке. В паевом банке – только ели это предусмотрено уставом. Исполнительным Органом Банка является – Правление. Оно постоянно руководит текущей деятельностью Банка. Определяет организационную структуру банка, укрепляет положение о структурных подразделениях и их полномочиях, определяет численность сотрудников банка, размеры оплаты труда. Правление, как правило, избирает Председатель. Правление – это коллегиальный орган, но в небольших банках, обычно в форме ЗАО или ООО руководит текущей деятельностью банка может единоличный исполнительный орган в лице Директора Банка. Внутренняя организационная структура банка зависит от величины и характера деятельности банка, от стратегических целей его развития, от сложности и разнообразия услуг. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью банка осуществляют специальные внутренние подразделения, например, служба внутреннего контроля, аудита, ревизионная комиссия. Внутренние контролирующие органы результаты своих проверок представляют общему собранию акционеров. И вместе с внешними аудиторами должны дать ответы на вопросы: соответствует ли отчетность банка фактическому состоянию дел, является ли она реальной и достоверной. Во-вторых, как на протяжении года банк выполнял обязательные экономические нормативы. В-третьих, службы дают оценку качеству управления банком. Кроме внешнего аудита, внешний контроль за деятельностью банка осуществляет так же центральный банк, как орган банковского надзора. По результатам своих проверок с выходом на место и анализом отчетности ЦБ может применять к коммерческому банку определенные меры воздействия. В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания своих клиентов, которые территориально удалены от банка, банкам разрешено открывать свои филиалы и представительства по согласованию с Центробанком. Филиал – это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения головного банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией. Руководитель филиала назначается руководством головного банка, действует на основании доверенности и руководствуется в своей деятельности положением о филиале, которое утверждено Головным Банком. Филиалу в ЦБ для осуществления своих операций открывается корреспондентский субсчет. Представительство (обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения головного банка), но в отличие от филиала Представительство не имеет право выполнять никаких банковских операций, оно представляет интересы головного банка на данной территории, защищает эти интересы, те осуществляет какие-то представительские функции. Для осуществления своей хозяйственной деятельности, Представительство открывает в каком-либо банке расчетный счет. На 1.01.11 – наши банки имели 2926 филиалов, в т.ч. Сбербанк – 574 филиала, за рубежом – 6. Представительства – 460 банков имеют, в т.ч. на территории РФ – 416.
Банк может открывать так же другие внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного банка., либо его филиалы. К таким внутренним структурным подразделениям относятся – доп офисы, операционные кассы вне кассового узла банка, передвижные пункты кассовых операций, кредитно-кассовые офисы.
(ПЕРЕПИСАТЬ)
II.4. Порядок создания КБ
(ПЕРЕПИСАТЬ)
Для формирования УК банка не могут быть использованы средства федер бюджета и другое имущество, находящееся в собственности органов субъектов РФ и муниципальных органов. Эти средства могут использоваться только в исключительных случаях и только если принят спец федер закон или соответсвующее решение субъекта РФ и органов муницип власти. Учредители мб лица, облад достаточной величиной свободных ден средств, имеющее устойчивое финансовое положение, кот не имеют задолженности перед бюджетом за последние 3 года. Закон устанавливает жесткие квалификационные требования к кандидатом на должности руководителей исполнит органов банка и главного бухгалтера, а именно они должны иметь высшее юр или эконом образование и иметь опыт руководства каким-либо структурным подразделением банка не менее 1 года. При отсутствии такого образования должны иметь опыт руководства каким-либо структурным подразделением банка не менее 2х лет, не должно быть судимости за преступления против собственности, хозяйственные и должностные преступления. В теч последних 2х лет не должно иметь место расторжение с ними трудового договора по инициативе администрации. Деловая репутация кандидата должна соответствовать требованиям федер законов Центробанка. Общий порядок гос регистрации и лицензирования определяет федер закон о банках и банковской деятельности. Детально эта процедура прописана в инструкции ЦБ от 2 апреля 2010 года № 135-И. В РФ –гос регистрация осуществляется ЦБ. Он же ведет Книгу гос регистраций, ведет реестр выданных лицензий.
Схема процедуры создания банка поэтапно: 1. Учредители еще до подписания учредительных документов должны направить в ЦБ запрос о согласовании полного фирменного наименования и сокращенного наименования будущей кредитной организации. ЦБ в течение 5 раб дней должен дать ответ на этот запрос. Если название согласовано – это решение действительно в течение в теч 12 месяцев с даты отправления запроса. 2. Учредители готовят учредительные документы и не позднее чем через месяц после их подписания представляют в территориальное учреждение центробанка вместе с сопроводительным письмом целый пакет документов (заявление, учредительный договор, устав банка, протокол общего собрания, в кот эти документы утверждены и подписаны, бизнес-план будущего банка, список учредителей и отдельно по учредителям – юр лицам должны быть представлены их данные (балансы о прибылях и убытках за последние 3 года, аудиторские заключения, подтверждения выполнения ими обязательств перед бюджетам), по учредителям – физ лицам (документы, подтверждающие источник происхождения средств, подтвержден налог инспекцией) + анкеты на должности буд руководителей банка. 3. Территориальное учреждение ЦБ анализирует все полученные документы и готовит заключение по результатам этого анализа. Это заключение должно быть развернутым и обоснованным. Направляют в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления будущего банка. 4. Этот департамент рассматривает полученные документы и принимает решения о возможности гос регистрации. Общий срок с момента подачи документов на гос регистрацию и до момента принятия решения Центробанком о гос регистрации или об отказе по закону должно составлять не более 6 месяцев. При принятии положительного решения Департамент направляет в течение 3х раб дней документы в соответствующий нал орган, кот ведет гос реестр юр лиц на территории РФ. Направить уведомление в департамент о соответствующей регистрации банка. 3.10.2011 5. Территориальное учреждение ЦБ, получив регистрационные документы, направляет учредителям уведомление об этой регистрации, выдает один экземпляр оригинала свидетельства о государственной регистрации. В этом уведомлении о произведенной регистрации пишется требование о том, что учредители в месячный срок со дня получения уведомления должны оплатить 100% объявленного УК. Здесь же указывается номер корреспондентского счета нового банка, который открывается в соответствующем РКЦ. 6. Оплата учредителями объявленного УК. Минимальный размер 180 млн.руб. Эта оплата должна быть произведена в месячный срок в 100% размере. После оплаты в месячный срок учредители должны представить в территориальное учреждение ЦБ документы, подтверждающие правомерность этой оплаты (платежные поручения; акты приема-передачи учредителями имущества на баланс нового банка + заключение независимого оценщика о реальной стоимости этого имущества + документ, подтверждающий право собственности этого банка на имущество). 7. Территориальное учреждение в 10-дневный срок проверяет правомерность этой оплаты и направляет в Москву заключение. Москва в течение 3 рабочих дней после получения этого заключения оформляет лицензии для нового банка на право осуществления банковских операция. «экземпляра в территориальное управление (ТУ). ТУ вносит запись в реестр выданных лицензий по своей территории и 1 экземпляр вручает председателю совета директоров нового банка или другому уполномоченному лицу под расписку. II.5 Виды банковских лицензий: В лицензии на осуществление банковских операций указывается содержание банковских операций, а так же валюта, в которой могут осуществляться эти операции. В настоящее время вновь созданный банк может получить 3 вида лицензий: · Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц). · Лицензия на право осуществления банковских операций в рублях и в иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк в праве устанавливать прямые корреспондентские отношения с неограниченным кругом иностранных банков. · Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Может быть выдана только при наличии лицензии №2. В дальнейшем банк может расширить круг выполняемых банковских операций путем получения дополнительных лицензий. Условия получения дополнительных лицензий: ü должно пройти не менее 2 лет с даты государственной регистрации ü должен иметь соответствующую организационную структуру, включая службу внутреннего контроля. ü Не иметь задолженности в течение 6 месяцев перед бюджетами всех уровней ü Выполнять все требования ФЗ о предоставлении информации об участниках банка и об афелированных лицах ü Выполнять обязательные резервные требования перед ЦБ, обязательные экономические нормативы ü Соблюдать технические требования к зданию ü В целом, относиться к финансово устойчивым банкам В исключ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.151 (0.022 с.) |