ТОП 10:

II.2 Принципы деятельности и функции КБ



Основополагающие принципы:

  1. Работа банка в пределах реально имеющихся у него ресурсов.

Коммерческий банк может

v осуществлять безналичные расчеты в пользу других банков по операциям своих клиентов

v предоставлять кредиты другим банкам

v получать наличные деньги для своих операций

лишь в пределах остатка свободных денежных средств на своем корреспондентском счете.

Работа в пределах реально-имеющихся ресурсов означает так же, что коммерческий банк должен обеспечить не только количественное соответствие между своими ресурсами и своими активными операциями, но и добиваться соответствия характера своих активов, специфики своих ресурсов. Жесткая зависимость между характером банка и его ресурсов должна учитываться при определении обязательных нормативов для банка. Нормативы ликвидности банковского баланса: норматив мгновенной ликвидности – отношение активов банка до востребования к его обязательствам тоже до востребования (минимальное значение 15%).

  1. Текущая ликвидность.

Полная экономическая самостоятельность в сочетании с полной ответственностью за результаты своей деятельности. Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами, как по активным операциям, так и по пассивным операциям строятся исключительно на рыночных отношениях. Осуществляя эти операции, банк исходит из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

  1. Регулирование деятельности ком. банков со стороны государства осуществляется только экономическими методами.

Государство устанавливает правила игры для банков и руководствуясь этими правилами банки самостоятельно проводят свою депозитную, кредитную, инвестиционную политику.

 

Функции КБ:

1. Посредничество в кредите Эту функцию осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся из кругооборота фондов предприятий и организаций и средств граждан. Перераспределение временно-свободных финансовых ресурсов осуществляется по горизонтали хоз. связей без промежуточных сведений. В результате достигается свободный перелив денег в хозяйстве, что соответствует рыночному типу отношений.

2. Качественная трансформация активов. Банк имеет возможность изменять параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за их счет кредиты, имеющие характеристики отличные от депозитов. Имеет возможность преобразовать короткие деньги в длинные деньги. Банки обладают активами, срочность которых превышает сроки исполнения их собственных обязательств перед вкладчиками. Многие кредиторы оставляют свои деньги в банках на более длительный срок, чем это было согласовано в договоре. Уходящие денежные средства заменяются приходящими. Клиенты почти никогда не требуют возврата своих вкладов одновременно. Трансформация происходит не только по срокам, но и по величине активов и пассивов. Часто кредиты предоставляются в больших суммах, чем суммы внесенных вкладов. Это возможно на основе аккумуляции мелких вкладов и аккумуляции их в незначительное количество больших по сумме кредитов.

3. Посредничество платежа и эмиссия платежных средств.

Во всех странах с рыночной экономикой банки занимают ведущее место в платежном механизме, именно на них возложено расчетно-кассовое обслуживание хозяйства. На выполнение этой функции банки тратят не менее 2/3 времени. Осуществляют свою функцию на основе ведения для клиентов расчетных и текущих счетов. Обслуживая эти счета банки имеют возможность осуществлять безналичные расчеты своих клиентов не только за счет фактически имеющегося остатка денежных средств на счете, но и за счет своего кредита. Тем самым осуществляют депозитно-ссудную эмиссию.

Посредничество в инвестировании на основе эмиссионно-учредительской деятельности.

Деятельность банка по организации выпуска и размещения ценных бумаг третьих лиц. Совершая эмиссионно-учредительные операции банки являются посредниками между владельцами свободных денежных капиталов и предприятиями нуждающимися в доп. долгосрочных ресурсах. Особенность посредничества банков в этом случае в том, что инструментом перераспределения является не денежная ссуда, а различные виды ценных бумаг, которые банки могут приобретать как за свой счет, так и за счет и по поручению своих клиентов. Банки способствуют трансформации сбережений в инвестиции, чем расширяют возможности экономического роста в стране.

Передача импульсов денежно-кредитной политики ЦБ.

Ком. банк посредник между ЦБ и реальным сектором экономики. Те инструменты которыми наделен ЦБ может использовать только через ком. банки.

6. Консультационное обслуживание своих клиентов. Банки накапливают информацию о различных сегментах , о динамике движения курсов ЦБ, процентных ставок, цен и т.д. Эта информация носит достоверный разносторонний характер. Может использоваться банком многократно. Это позволяет банку снижать риски своей деятельности.

II.3 Организационно-правовые формы деятельности КБ

Организационно-правовые формы и органы управления ком. банка.

Банки выступают, как хоз. общества могут образовываться в любой организационно-правовой форме (АО, ООО, ОДО).

Собственником его капитала выступает само общество. Акционер не в праве требовать от банка возврата своего вклада, это повышает устойчивость и надежность банка. АО может быть открытым и закрытым АО, это отражается в его фирменном наименовании или его уставе.

Если банк ОАО, то он в праве проводить открытую подписку на акции и осуществлять их свободную продажу. Число акционеров такого банка не ограничено, а акционеры в праве продать принадлежащие им акции этого банка, на вторичном рынке без согласия других акционеров.

Если банк ЗАО, то его акции распределяются только среди его учредителей или заранее определенного списка лиц, число акционеров не должно превышать 50. Если их больше 50, то банк в течение одного года должен быть преобразован в ОАО или подлежит ликвидации в судебном порядке.

ООО – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли в размерах определенных учредительными документами. Участники банка не отвечают по его обязательствам и несут риски возможных убытков банка в пределах стоимости своего вклада в УК. Особенности банков в форме ООО, что держатель доли в таком банке сохраняет свое право собственности на свою долю в УК. Он в праве в любое время выйти из состава участника банка не зависимо от согласия других участников. Держатель доли в УК паевого банка при желании может свободно продать свою долю третьим лицам( если это оговорено в уставе), если же по уставу эта доля не может быть продана третьим лицам, она может быть продана другим пайщикам, а если они отказываются от этого приобретения, то банк сам обязан выкупить эту долю в течение 6 месяцев по окончании финансового года. Это ведет к уменьшению УК банка, а следовательно создает угрозу фин. устойчивости банка к риску его платежеспособности.

ОДО – признается учрежденное одним или несколькими лицами общество УК которого разделен на соответствующие доли. Но в отличие от ООО, где каждый пайщик несет ответственность за результаты деятельности в размере доли, то здесь участники этого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам банка всем своим имуществом в размере кратном стоимости их вкладов. если кто-то из пайщиков оказался не платежеспособным, то ответственность по его обязательствам распределяется между остальными участниками. В настоящее время в банковской системе РФ, банков в форме ОДО нет, такая организационно-правовая форма характерна для взаимо-сберегательных банков, для кооперативных банков и обществ взаимного кредита.

 

В форме АО -66% всех банков, в т. ч. ЗАО-27%, ОАО-39 %, остальные ООО-34%. ОДО- нет.

 


26.09.2011

 

28.09.2011

 

Высшим органом управления банка является Собрание Акционеров.

Собрание проводится регулярно, по итогам года не ранее двух месяцев и не позднее 6 месяцев по окончании календарного года. Собрание обладает исключительной компетенцией, решением вопросов, касающихся всех сторон деятельности банка. Например, определение основных направлений деятельности, внесение изменений в учредительные документы, все вопросы реорганизации банка и его ликвидации, избрание членов Совета Директоров Банка, а так же его исполнительных органов, назначение аудитора, утверждение годового отчета, заключение сделок с имуществом, если размер сделки составляет более 50 % активов банка.

Внеочередные собрания могут проводится по требованию ревизионной комиссии, аудита и акционеров, которые владеют более 10 % акций и долей банка.

 

Между собраниями общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет Директоров. Он избирается на 1 год. Но в обязательном порядке он создается только в акционерном банке. В паевом банке – только ели это предусмотрено уставом.

Исполнительным Органом Банка является – Правление. Оно постоянно руководит текущей деятельностью Банка. Определяет организационную структуру банка, укрепляет положение о структурных подразделениях и их полномочиях, определяет численность сотрудников банка, размеры оплаты труда.

Правление, как правило, избирает Председатель. Правление – это коллегиальный орган, но в небольших банках, обычно в форме ЗАО или ООО руководит текущей деятельностью банка может единоличный исполнительный орган в лице Директора Банка.

Внутренняя организационная структура банка зависит от величины и характера деятельности банка, от стратегических целей его развития, от сложности и разнообразия услуг. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью банка осуществляют специальные внутренние подразделения, например, служба внутреннего контроля, аудита, ревизионная комиссия. Внутренние контролирующие органы результаты своих проверок представляют общему собранию акционеров. И вместе с внешними аудиторами должны дать ответы на вопросы: соответствует ли отчетность банка фактическому состоянию дел, является ли она реальной и достоверной. Во-вторых, как на протяжении года банк выполнял обязательные экономические нормативы. В-третьих, службы дают оценку качеству управления банком.

Кроме внешнего аудита, внешний контроль за деятельностью банка осуществляет так же центральный банк, как орган банковского надзора. По результатам своих проверок с выходом на место и анализом отчетности ЦБ может применять к коммерческому банку определенные меры воздействия. В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания своих клиентов, которые территориально удалены от банка, банкам разрешено открывать свои филиалы и представительства по согласованию с Центробанком.

Филиал – это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения головного банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией. Руководитель филиала назначается руководством головного банка, действует на основании доверенности и руководствуется в своей деятельности положением о филиале, которое утверждено Головным Банком. Филиалу в ЦБ для осуществления своих операций открывается корреспондентский субсчет.

Представительство (обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения головного банка), но в отличие от филиала Представительство не имеет право выполнять никаких банковских операций, оно представляет интересы головного банка на данной территории, защищает эти интересы, те осуществляет какие-то представительские функции. Для осуществления своей хозяйственной деятельности, Представительство открывает в каком-либо банке расчетный счет.

На 1.01.11 – наши банки имели 2926 филиалов, в т.ч. Сбербанк – 574 филиала, за рубежом – 6.

Представительства – 460 банков имеют, в т.ч. на территории РФ – 416.

 

Банк может открывать так же другие внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного банка., либо его филиалы. К таким внутренним структурным подразделениям относятся – доп офисы, операционные кассы вне кассового узла банка, передвижные пункты кассовых операций, кредитно-кассовые офисы.

 

(ПЕРЕПИСАТЬ)

 

II.4. Порядок создания КБ

 

(ПЕРЕПИСАТЬ)

 

Для формирования УК банка не могут быть использованы средства федер бюджета и другое имущество, находящееся в собственности органов субъектов РФ и муниципальных органов. Эти средства могут использоваться только в исключительных случаях и только если принят спец федер закон или соответсвующее решение субъекта РФ и органов муницип власти. Учредители мб лица , облад достаточной величиной свободных ден средств, имеющее устойчивое финансовое положение, кот не имеют задолженности перед бюджетом за последние 3 года. Закон устанавливает жесткие квалификационные требования к кандидатом на должности руководителей исполнит органов банка и главного бухгалтера, а именно они должны иметь высшее юр или эконом образование и иметь опыт руководства каким-либо структурным подразделением банка не менее 1 года. При отсутствии такого образования должны иметь опыт руководства каким-либо структурным подразделением банка не менее 2х лет, не должно быть судимости за преступления против собственности, хозяйственные и должностные преступления. В теч последних 2х лет не должно иметь место расторжение с ними трудового договора по инициативе администрации. Деловая репутация кандидата должна соответствовать требованиям федер законов Центробанка. Общий порядок гос регистрации и лицензирования определяет федер закон о банках и банковской деятельности. Детально эта процедура прописана в инструкции ЦБ от 2 апреля 2010 года № 135-И. В РФ –гос регистрация осуществляется ЦБ. Он же ведет Книгу гос регистраций, ведет реестр выданных лицензий.

 

Схема процедуры создания банка поэтапно:

1. Учредители еще до подписания учредительных документов должны направить в ЦБ запрос о согласовании полного фирменного наименования и сокращенного наименования будущей кредитной организации. ЦБ в течение 5 раб дней должен дать ответ на этот запрос. Если название согласовано – это решение действительно в течение в теч 12 месяцев с даты отправления запроса.

2. Учредители готовят учредительные документы и не позднее чем через месяц после их подписания представляют в территориальное учреждение центробанка вместе с сопроводительным письмом целый пакет документов (заявление, учредительный договор, устав банка, протокол общего собрания, в кот эти документы утверждены и подписаны, бизнес-план будущего банка, список учредителей и отдельно по учредителям – юр лицам должны быть представлены их данные (балансы о прибылях и убытках за последние 3 года, аудиторские заключения, подтверждения выполнения ими обязательств перед бюджетам), по учредителям – физ лицам (документы, подтверждающие источник происхождения средств, подтвержден налог инспекцией) + анкеты на должности буд руководителей банка.

3. Территориальное учреждение ЦБ анализирует все полученные документы и готовит заключение по результатам этого анализа. Это заключение должно быть развернутым и обоснованным. Направляют в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления будущего банка.

4. Этот департамент рассматривает полученные документы и принимает решения о возможности гос регистрации. Общий срок с момента подачи документов на гос регистрацию и до момента принятия решения Центробанком о гос регистрации или об отказе по закону должно составлять не более 6 месяцев. При принятии положительного решения Департамент направляет в течение 3х раб дней документы в соответствующий нал орган, кот ведет гос реестр юр лиц на территории РФ. Направить уведомление в департамент о соответствующей регистрации банка.

3.10.2011

5. Территориальное учреждение ЦБ, получив регистрационные документы, направляет учредителям уведомление об этой регистрации, выдает один экземпляр оригинала свидетельства о государственной регистрации. В этом уведомлении о произведенной регистрации пишется требование о том, что учредители в месячный срок со дня получения уведомления должны оплатить 100% объявленного УК. Здесь же указывается номер корреспондентского счета нового банка, который открывается в соответствующем РКЦ.

6. Оплата учредителями объявленного УК. Минимальный размер 180 млн.руб. Эта оплата должна быть произведена в месячный срок в 100% размере. После оплаты в месячный срок учредители должны представить в территориальное учреждение ЦБ документы, подтверждающие правомерность этой оплаты (платежные поручения; акты приема-передачи учредителями имущества на баланс нового банка + заключение независимого оценщика о реальной стоимости этого имущества + документ, подтверждающий право собственности этого банка на имущество).

7. Территориальное учреждение в 10-дневный срок проверяет правомерность этой оплаты и направляет в Москву заключение. Москва в течение 3 рабочих дней после получения этого заключения оформляет лицензии для нового банка на право осуществления банковских операция. « экземпляра в территориальное управление (ТУ). ТУ вносит запись в реестр выданных лицензий по своей территории и 1 экземпляр вручает председателю совета директоров нового банка или другому уполномоченному лицу под расписку.

II.5 Виды банковских лицензий:

В лицензии на осуществление банковских операций указывается содержание банковских операций, а так же валюта, в которой могут осуществляться эти операции. В настоящее время вновь созданный банк может получить 3 вида лицензий:

· Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц).

· Лицензия на право осуществления банковских операций в рублях и в иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк в праве устанавливать прямые корреспондентские отношения с неограниченным кругом иностранных банков.

· Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Может быть выдана только при наличии лицензии №2.

В дальнейшем банк может расширить круг выполняемых банковских операций путем получения дополнительных лицензий.

Условия получения дополнительных лицензий:

ü должно пройти не менее 2 лет с даты государственной регистрации

ü должен иметь соответствующую организационную структуру, включая службу внутреннего контроля.

ü Не иметь задолженности в течение 6 месяцев перед бюджетами всех уровней

ü Выполнять все требования ФЗ о предоставлении информации об участниках банка и об афелированных лицах

ü Выполнять обязательные резервные требования перед ЦБ, обязательные экономические нормативы

ü Соблюдать технические требования к зданию

ü В целом, относиться к финансово устойчивым банкам

В исключительных случаях и новый банк (менее 2-ух лет) может получить право на прием ДС во вклады физических лиц.

Условия для этого: размер УК вновь регистрируемого банка или собственного капитала уже действующего банка должны составлять сумму не менее 3 млрд. 600 млн.руб.

Дополнительные лицензии (4,5,6):

· Лицензия на привлечение во вклады ДС физических лиц в рублях.

· ==//== и в иностранной валюте.

· Генеральная лицензия. Может получить банк, который имеет все предыдущие лицензии (кроме лицензии №3)

Для банка, претендующего на получение генеральной лицензии, дополнительно предъявляются требования к размеру его собственного капитала. На сегодня такой банк должен иметь величину собственного капитала на первое число месяца, в котором было подано ходатайство на получение генеральной лицензии в размере не менее 900 млн.руб.

Что дает банку наличие ГЛ?

ü Право создавать с разрешения ЦБ филиалы на территории иностранных государств, а после уведомления ЦБ – представительства.

ü Право создавать на территории иностранного государства свои дочерние структуры

Лицензии на осуществление банковских операции выдаются банкам без ограничения сроков её действия. В то же время ЦБ оставляет за собой право при определенных условиях отзывать у банка выданные лицензии.

ФЗ о банках устанавливает конкретные случаи, при которых может бытьотозвана банковская лицензия:

· Недостоверность сведений

· Задержка начала выполнения банковских операций, предусмотренных лицензии, более чем на 1 год со для его выдачи.

· Факт установление недостоверности отчетных данных банка.

· Задержка более чем на 15 дней предоставления ежемесячной отчетности.

· Выполнение хотя бы однократно какой-либо банковской операции, не предусмотренной выданной лицензией.

· Неисполнение ФЗ, регулирующих банковскую деятельность, а так же нормативных актов ЦБ, если в течение одного года в связи с этим к банку применялись соответствующие санкции неоднократно.

· Если банк неоднократно в течение одного года не исполнял решения арбитражных, гражданских судов о взыскании на основании исполнительных документов ДС со счетов клиентов банка при наличии достаточных ДС.

· Наличие ходатайства временной администрации, назначенной в банк.

Кроме того существует несколько оснований, при которых ЦБ обязан отозвать лицензию у КБ

· Если достаточность собственного капитала у банка по факту ниже 2-ух % (норма – 10-11%).

· Если размер собственного капитала банка ниже минимального размера УК, который существовал на дату регистрации банка.

· Если банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их исполнения. При этом совокупная величина этих неисполненных обязательств составляет не менее 1000-кратного размера МРОТ.

МРОТ = 245 рублей, для налогообложения МРОТ = 100 рублей.

· Если банк не исполняет в срок требования ЦБ к абсолютной величине его собственного капитала.

СК банка на 1 января 2007 г. = 180 млн.руб и выше , и в течение 3 месяцев подряд допускает снижение СК ниже 180 млн.

Если банк имел на 1 января 2007 года размер собственного капитала менее 180 млн.руб и в дальнейшем допускает снижение размера собственного капитала ниже 90 млн.руб

5.10.11







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.019 с.)