Основные типы конкуренции. Понятие конкурентного преимущества и методы конкуренции в отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы конкуренции. Понятие конкурентного преимущества и методы конкуренции в отрасли



 

Основными типами конкуренции в зависимости от количества продавцов, ценового контроля, товарной дифференциации, входных барьеров, являются: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция. Характеристика типов конкуренции представлена в табл. 6.

В процессе конкурентной борьбы предприятия осуществляют поиск и реализацию конкурентных преимуществ, обеспечивающих более выгодное положение на рынке. Конкурентное преимущество – это технико-экономические характеристики компании, наделяющие ее отличительными признаками и дающие ей превосходство над своими соперниками по отдельным параметрам, либо в целом, позволяющие создавать более высокую ценность для потребителей.

Конкурентные преимущества обладают свойствами уникальности и относительности, а также имеют ограниченный временной диапазон в силу постоянных изменений рыночной конъюнктуры, потребительских предпочтений, экономических показателей компании или ее конкурентов.

Таблица 6

Характеристика типов конкуренции

 

Типы   Факторы Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Совершенная конкуренция
Количество фирм Одна фирма Несколько крупных фирм Много фирм Много фирм
Ценовой контроль Полный контроль Влияние ценового лидера Влияние ограничено Отсутствует
Товарная дифференциация Нет. Уникальный товар В зависимости от продукта либо нет, либо существенна Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Нет. Стандартизированный товар
Входные барьеры Вход блокирован Очень трудный Незначительны Отсутствуют

 

Конкурентные преимущества предприятий торговли могут обеспечиваться за счет используемых ресурсов, стратегий и методов конкуренции, реализуемого ассортимента товаров и услуг, технологий продаж, форм и качества обслуживания, ценовой доступности товаров, наличия собственных торговых марок и пр.

Все методы конкуренции принято разделять на две группы: ценовые и неценовые.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Понятие конкуренции, ее объективные условия формирования.

2. Каковы положительные и отрицательные последствия конкурентной борьбы в сфере товарного обращения?

3. Охарактеризуйте понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции.

4. Что можно считать добросовестной конкуренцией?

5. Что относится к недобросовестной конкуренции?

6. Каковы типы конкуренции и их основные характеристики?

7. Что собой представляет конкурентное преимущество?

Рекомендуемая литература: [2, 21, 34, 35, 38, 40].

ТЕМА 12. Особенности ценообразования и ценовые стратегии предприятий отрасли

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

12.1. Особенности ценообразования в торговле. Механизм государственного регулирования цен.

12.2. Ценовые стратегии.

 

12.1. Особенности ценообразования в торговле. Механизм государственного регулирования цен

 

Элементами цены предприятий торговли являются: себестоимость закупа (цена приобретения товара), торговая надбавка и косвенные налоги. Неотъемлемым компонентом цены в торговле является торговая надбавка, обеспечивающая возмещение затрат, связанных с обслуживанием процесса товарного обращения, и гарантирующая получение прибыли предприятием. Соответственно, сумма реализованных торговых надбавок представляет собой доход от продажи. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:

1. Издержкообразующие факторы, определяющие уровень издержек обращения, что является нижним пределом торговой надбавки, обеспечивающее предприятию достижения безубыточности.

2. Прибылиобразующие факторы, определяющие рентабельность продаж предприятия, что является верхним уровнем торговой надбавки, обеспечивающее предприятию получение прибыли.

3. Факторы конкурентной среды предприятия, определяющие средний уровень торговой надбавки, учитывающий конъюнктуру рынка, интересы рыночных субъектов.

Среди особенностей ценообразования в торговле необходимо выделить, во-первых, то, что предприятия торговли зачастую продолжают ту стратегическую линию в области ценообразования, которая была выбрана производителем, вплоть до выполнения требований по соблюдению ценового диапазона; во-вторых, в целях сохранения ценовой доступности товаров первой необходимости государство контролирует уровень цен на них.

Механизм государственного регулирования цен включает совокупность методов и инструментов прямого и косвенного воздействия государства на организацию ценообразования хозяйствующих субъектов. В качестве инструментов косвенного воздействия следует отметить: создание благоприятных условий для развития экономики и конкуренции (денежно-кредитная политика, налоговая политика, антимонопольная политика, замедление темпов инфляции), а также поддержка сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, поддержка малообеспеченных слоев населения с помощью продуктовых наборов, развитие социально-ориентированных форматов торговли.

Прямое воздействие государства на ценообразование предусматривает: мониторинг цен на потребительском рынке, контроль уровня цен на отдельные категории товаров (установление перечня товаров, которые должны реализовываться с минимальной торговой надбавкой, «замораживание» и установление фиксированных цен, установление минимально допустимых цен, установление предельных уровней цен и/или прибыли, установление справочных цен и т.д.), административная ответственность предприятий за нарушение требований законодательства в области защиты конкуренции, регулирования цен.

Ценовые стратегии

 

Ценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено ценовое превосходство над конкурентами. Основными целями ценовых стратегий являются: сохранение рыночной доли, завоевание лидерства на рынке, максимизация выручки от реализации и прибыли. Ценовые стратегии должны обеспечивать активизацию покупательского спроса (частоту и объем покупки), получение целевой прибыли – с одной стороны, и соблюдать требования законодательства в области антимонопольного регулирования – с другой.

Классификация ценовых стратегий представлена на рис. 1. В ценовых стратегиях принято выделять следующие направления:

ü ценообразование товаров-новинок, которые только выходят на рынок и не завоевали своих потребителей – требуют усиленного внимания;

ü дифференцированное ценообразование, основанное на разделении потребителей на группы в зависимости от характера спроса, их местонахождения и других факторов;

ü ассортиментное ценообразование, учитывающее специфику ассортимента реализуемых товаров, их роли – основной или дополнительный товар, имидж-товар, комплект, набор;

ü конкурентное ценообразование, построенное на зависимости стратегий предприятия от поведения конкурентов и их роли на рынке;

ü адаптивное ценообразование, включающее методы психологического воздействия на покупателя, на его восприятие товара, его стоимости и направленного на стимулирование сбыта.

 

Ценообразование товаров-новинок è Стратегия «Снятие сливок» è Стратегия проникновения на рынок
   
Дифференцированное ценообразование è Базовая цена è Единая цена è Изменяющаяся цена
   
Ассортиментное ценообразование è Единая шкала è Ценовая стратегия «набор», «комплект» è Ценовая стратегия «имидж-товары» è Ценовое лидерство
   
Конкурентное ценообразование è Стратегия подражания è Стратегия вытеснения с рынка è Стратегия недопущения конкурентов
   
Адаптированное ценообразование è Ценовые скидки и поощрения è Психологическое ценообразование

 

Рис. 1. Виды ценовых стратегий

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Из каких элементов состоит цена предприятий торговли?

2. Какие факторы, влияют на величину торговой надбавки?

3. Каковы особенности ценообразования на предприятиях торговли?

4. Что в себя включает механизм государственного регулирования цен в сфере товарного обращения?

5. Дайте определение ценовой конкуренции.

6. Какие существуют виды ценовых стратегий на предприятиях торговли?

Рекомендуемая литература: [2, 20, 26, 33, 34, 40, 50].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.006 с.)