Тема 8 производственная и транспортно-экспедиционная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 производственная и транспортно-экспедиционная деятельность



 

Функционирование товарного рынка в Украине во многом связано с промышленностью и транспортно-экспедиционной деятельностью.

Каждая предпринимательская структура создается для осуществления производства необходимых потребителю материальных благ, распространения товара производителя между потребителями или предоставления услуг. Основой функционирования любого производства является создание материальных благ с целью их последующей реализации и получения прибыли. Чтобы начать какое бы то ни было производство, необходимо иметь денежные средства, на которые необходимо приобрести средства производства, построить или снять помещение, купить оборудование, сырье, разработать или приобрести технологию, нанять работников, специалистов».[42, 45] Без этих предварительных затрат нельзя осуществить никакое производство.

Организовывая производственную деятельность, каждый предприниматель стремится создать больше продукции лучшего качества, сократив при этом затраты материальных, финансовых, трудовых ресурсов на каждое изделие. Результатом такой деятельности являются материальные блага (продукт) и прибыль, которая интересует бизнесмена, поскольку создает ему условия для развития производства и личного благосостояния. Производство – процесс сложный как по технологии, так и по организации и управлению. Здесь нужны компетентные специалисты по производственным вопросам, качеству продукта, снабжению, трудовым отношениям, по сбыту и т. д. Для бизнесмена производство – это умение определить цель, сформировать задачи по организации производственного процесса, довести до исполнителя и контролировать их выполнение. Результатами производственной деятельности для руководителя предпринимательской структуры является проданный товар и полученная от этого прибыль, определяемая как разница между доходом от реализации и затратами на производство и реализацию.

Промышленность Украины насчитывает десятки отраслей, основными из них являются машиностроение, химическая, топливно-энергетическая, металлургическая, строительная, деревообрабатывающая, легкая, сельскохозяйственная, пищевая и другие, которые производят множество продуктов различного назначения для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и экспорта [ 25, 30, 31].

Промышленность как ведущее звено хозяйства Украины определяет уровень экономического развития страны. В Украине насчитывается 7,8 тыс. производственных и научно-производственных объединений, комбинатов и предприятий промышленности. В основном преобладают объекты машиностроительного комплекса (1800), пищевой (1545) и легкой (15,7) промышленности, а также промышленности строительных материалов (8,32). Насчитывается также 66,5 тыс. подсобных промышленных предприятий.

Промышленное производство размещено по территории Украины неравномерно. Наивысшая его пространственная концентрация наблюдается в индустриально развитых областях с преобладанием предприятий тяжелой промышленности (Донецкая, Днепропетровская, Луганская, Запорожская). Выделяются также Киевская (включая г. Киев), Харьковская, Одесская, Львовская и другие области, где основной объем промышленного производства территориально сосредоточен в областных центрах.

В целом же уровень пространственной концентрации индустриального производства страны является высоким. Особенно выделяются Донбасс и индустриальное Приднепровье, где значительные территории заняты зонами промышленных конгломераций с высокой сосредоточенностью производства и населения. Именно эти районы характеризуются добывающей промышленностью и переработкой минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, поэтому здесь очень остро стоит проблема охраны труда и окружающей среды.

Уровень развития машиностроительной отрасли любой страны определяет состояние всех других отраслей промышленности и всего экономического положения государства. Нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, где не использовалась бы продукция машиностроения – телевизор, магнитофон, холодильник, автомобиль, самолет и т. п. Все эти изделия изготовлены машинами или с их использованием. Труд руководителей тоже нуждается в машинах (компьютеры, автоматизированные рабочие места). Обеспечивая машинами другие отрасли хозяйства, машиностроение способствует научно-техническому прогрессу, облегчает труд человека, улучшает ее условия.

В составе машиностроения и металлообработки Министерства промышленной политики Украины насчитывается около 1000 предприятий, где занято свыше 1 млн чел. Машиностроительный комплекс Украины имеет также значительный научно-технический потенциал, в состав которого входят сотни научно-исследовательских учреждений, где работают около 100 тыс. чел. Среди ведущих научных организаций – КБ "Южное" (Днепропетровск), АНТК имени Антонова, Харьковский физико-технический институт, "Мотор-Сечь" и др.

Одной из самых важных отраслей хозяйства Украины является металлургия, которая определяет специализацию и экономический потенциал и предопределяет развитие всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. Металлургический комплекс Украины представляет собой совокупность технологически, экономически и организационно взаимосвязанных предприятий и организаций Он имеет в своем составе свыше 270 основных и вспомогательных заводов и фабрик, в том числе 16 металлургических, 45 коксохимических, 8 трубных, 3 ферросплавных и нерудных, 21 горнорудное предприятие, 15 заводов цветной металлургии.

Отрасль химической промышленности производит свыше 20 тыс. наименований товаров, производство синтетических смол, пластмасс, химические волокна, удобрения. Эти предприятия используют нефть, газ и этилен как сырье.

В процессе следования товарной продукции от изготовителей до потребителей материалы и изделия некоторое время сосредоточиваются в соответствующих местах, составляя определенные товарные запасы. Эти запасы на протяжении всего маршрута товародвижения объективно необходимы производителям, в пунктах отправления товара, пунктах назначения, на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также потребителям.

Размещение и сохранение материалов и изделий в определенных местах, требуемом количестве и ассортименте обеспечивается системой складского хозяйства товарного рынка.

Склады представляют собой хранилища различных материалов и изделий, где выполняется комплекс работ по переработке (приему, хранению, подготовке и отпуску) товаров.

Основное назначение складов на товарном рынке – создание оптимальных товарных запасов, обеспечение количественной и качественной сохранности товаров, бесперебойный отпуск товаров, рациональная организация складских работ, автоматический учет товаров, хранящихся на складе.

По типу сооружений склады подразделяются на:

закрытые – находятся внутри закрытых зданий и могут быть одно- и многоэтажными;

полузакрытые – представляют собой навесы или сооружение, боковые стены которого установлены не по всему периметру;

открытые – специализированные оборудованные площадки, покрытые асфальтом;

смешанные – могут состоять из закрытого складского помещения и платформы или из закрытого помещения.

В зависимости от характера и асссортимента хранимых материалов склады подразделяются на:

универсальные – предназначены для хранения разнообразных товаров;

специализированные – предназначены для хранения определенных видов материалов и деталей;

По месту нахождения склады бывают:

стационарные – находятся на территории торгового предприятия;

передвижные – находятся на платформе, в вагоне, кузове, трюме транспортного средства.

Одной из определяющих систем, которая обеспечивает передвижение грузов по территории Украины, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов, безопасности и своевременности перевозок [27].

Транспорт – важная составная часть экономики. Он является материальным носителем между регионами, отраслями, предприятиями, организациями – субъектами товарного рынка.

При размещении товарного производства, складировании товарной продукции учитываются потребности в перевозках, наличие и ассортимент товаров, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями (их наличие и пропускная способность) и средствами транспортировки и т. п. В зависимости от этих составляющих размещаются предприятия, организации товарного рынка.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения, размещения производительных сил, расширения производства, торговли.

В условиях товарного рынка транспорт обеспечивает: разделение труда, специализацию, кооперирование предприятий; освоение природных богатств, производств, технологий; доставку товарной продукции от производителей до потребителей; осуществление национальной и международной торговли.

Перевозки грузов на товарном рынке осуществляются различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным, трубопроводным.

Важную роль на товарном рынке играет железнодорожный транспорт, обладаюший высокой провозной способностью, скоростью, универсальностью, непрерывностью, маневренностью, относительной дешевизной перевозок грузов. Железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с другими видами транспорта. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории он и в перспективе останется ведущим видом транспорта, обеспечивающим массовые грузовые перевозки на большие расстояния, пассажирские перевозки на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным, универсальным средством коммуникации и занимает важное место в транспортной системе страны.

В основном этот вид транспорта используется для перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстояния, что связано со сравнительно высокой себестоимостью автомобильного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость ивозможность доставки грузов "от двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку.

Водный транспорт. В странах, где есть внутренние водные пути и прибрежные воды, большое количество товаров перевозится судами и баржами. С одной стороны, перевозка водным транспортом таких сыпучих, недорогих и не портящихся товаров как песок, уголь, нефть, зерно стоит очень дешево. С другой стороны водный транспорт является самым медленным видом транспорта и зависит от погодных условий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы созданы специально для транспортировки таких материалов, как нефть, природный газ и химические вещества. Стоимость транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу ниже стоимости их транспортировки по железной дороге, но выше стоимости перевозки водным транспортом. Большинство трубопроводов используется их владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Основными технико-экономическими особенностями и преимуществами трубопроводного транспорта являются: функционирование в течение всего года, независимость от климатических условий, возможность прокладки трубопроводов повсеместно (не зависимо от рельефа местности) и по кратчайшему расстоянию, высокая пропускная способность, минимальные потери при транспортировке, герметизация npoцесса транспортировки, исключающая потери продуктов, автоматизация работ по наливу, перекачке и сливу, высокая производительность труда, относительно низкая себестоимость транспортировки.

Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти, газа и районов их массового потребления. Трубопроводы подразделяются на магистральные, подводящие, промысловые.

Воздушный транспорт. Несмотря на то, что использование воздушного транспорта ограничено перевозками маленьких партий товара, он становится довольно значимым в последнее время. Стоимость воздушных грузовых перевозок намного выше стоимости перевозок железнодорожным и автотранспортом. Однако воздушный транспорт незаменим в тех случаях, когда требуется очень высокая скорость перевозок или когда необходимо осуществлять транспортировку грузов на очень большие расстояния. К числу товаров, транспортируемых по воздуху, относятся скоропортящиеся продукты и дорогостоящие негромоздкие товары.

Выбирая способ транспортировки своих товаров, грузоотправители должны учитывать следующие критерии [27]: скорость, надежность (соблюдение графика), способность перевозить различные виды грузов, доступность (количество обслуживаемых географических точек), стоимость.

Организация транспортирования. Перевозки, как правило, полностью или частично выполняются транспортными предприятиями общественного пользования. Из этого следует, что транспорт представляет собой важное звено логистической цепи; он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям.

Организация перевозочного процесса должна допускать еженедельную или даже ежедневную корректировку, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью предотвращения остановки работы предприятий или дефицита у заказчика.

В учебном пособии транспортно-экспедиционная деятельность будет рассмотрена с точки зрения логистики.

Логистика - процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей.

В рамках логистики изучаются: закупочная или снабженческая логистика, логистика производственных процессов, сбытовая или распределительная логистика, транспортная логистика, информационная логистика.

Основная цель логистики – обеспечить наличие необходимого продукта в необходимом количестве, в необходимом состоянии, в необходимом месте, в необходимое время и по подходящей потребителю цене с минимальными для предприятия издержками.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

- подчинение процесса управления материальными и инфор­мационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системная взаимосвязь процесса распределения с процессом закупок (в плане управления материальными потоками);

- системная взаимосвязь всех функций внутри самого рас­пределения.

Структура торгово-технологического процесса, последователь­ность выполнения различных операций зависят от степени хозяйст­венной самостоятельности торгового предприятия, применяемого ме­тода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность тор­говли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, орга­низацию рекламы и информации.

Процесс планирования поступления товаров осуществляется на торговом предприятии по следующим основным этапам (рис. 21).

Рис. 21. Последовательность отдельных этапов планирования поступления товаров на торговом предприятии

 

1) Анализ поступления товаров на предприятие в предплановом периоде. Такой анализ проводится в тесной увязке с показателями анализа реализации товаров и товарных запасов. Для увязки этих показателей анализ поступления товаров осуществляется в розничных ценах. В процессе проведения анализа изучаются следующие основные вопросы:

а) динамика общего объема и товарной структуры поступления.

б) обеспеченность предусмотренных объемов реализации и размеров прироста товарных запасов необходимым объемом поступления товаров на предприятие.

в) состав источников поступления товаров на предприятие.

г) соответствие объемов фактического поступления товаров объемам, предусмотренным заключенными контрактами.

д) равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяцам, декадам, неделям).

е) частота поставки товаров на предприятие.

2) Определение планового объема и структуры поступления товаров на предприятие. Основу проведения таких плановых расчетов составляют ранее обоснованные планы реализации товаров и формирования товарных запасов. Объемы необходимого поступления товаров рассчитываются в разрезе отдельных товарных групп и по предприятию в целом. Плановые расчеты проводятся в соответствии со следующими формулами:

П = Р + Зк – Зн + В (3)

или

П = Р + ∆З + В (4)

Где П - плановый объем поступления товаров на предприятие (в розничных ценах);

Р – плановый объем реализации товаров;

Зн – фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода;

Зк – расчетная сумма товарных запасов на конец планового периода;

∆З – предусматриваемое изменение (прирост, снижение) суммы товарных запасов в плановом периоде;

В – ожидаемое выбытие товаров в связи с естественной убылью и по прочим причинам (уценка, сезонная распродажа и т.п.).

3) Определение планового объема и источников закупки необходимых товаров. Плановый объем закупки товаров определяется на основе планового объема поступления товаров на предприятие. При этом следует учитывать, что объем поступления товаров рассчитывается в розничных ценах, в то время как объем закупки товаров - в ценах их закупки (разница между этими показателями составляет сумму торговых надбавок или валовой доход от реализации товаров). Кроме того, следует учитывать, что прирост товарных запасов, предусмотренный в плановом периоде, также обеспечивается закупкой товаров в закупочных ценах. С учетом этих положений плановый объем закупки товаров торговым предприятием можно определить по следующей формуле:

ОЗ = П – ВДр - Нтз, (5)

где ОЗ – объем закупки товаров торговым предприятием с их поставкой в плановом периоде (в ценах закупки);

П – плановый объем поступления товаров на предприятие (в розничных ценах);

ВДр – планируемая сумма валового дохода от реализации товаров (сумма торговых надбавок);

Нтз – сумма торговых надбавок на предусматриваемый объем прироста товарных запасов.

Расчеты планового объема закупки товаров осуществляется в разрезе отдельных товарных групп и по предприятию в целом.

4) Обеспечение ритмичности и оптимизации партии поступления товаров на предприятие. Формирование необходимой ритмичности поступления товаров на торговое предприятие представляет собой оптимизационную задачу, решаемую с учетом обеспечения устойчивости ассортимента товаров, запланированных размеров товарных запасов и минимизации текущих затрат на этот процесс. Эта задача решается путем определения оптимального размера партий поступления (поставки) товаров на предприятие.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных разме­рах товарных запасов.

При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспе­чивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излиш­них запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, несни­жаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Классической и наиболее распространенной на практике оптимизационной моделью управления запасами является модель экономического размера заказа (Economic order quantity – EOQ). Эта модель предполагает следующие допущения:

  1. спрос (расход) является непрерывным, а интенсивность спроса ;
  2. период между двумя смежными заказами (поставками) постоянен ;
  3. спрос удовлетворяется полностью и мгновенно;
  4. транзитный и страховой запасы отсутствуют;
  5. емкость склада в торговой точке не ограничена;
  6. затраты на выполнение заказа (со) и цена поставляемой продукции в течении планового периода постоянные;
  7. затраты на поддержание запаса единицы продукции в течении единицы времени постоянные и равны сh.

Критерием оптимизации размера заказа на пополнение запасов в данной модели является минимум общих затрат на выполнение заказов и поддержание запаса в магазине в течении планового периода. Составляющие суммарных затрат по-разному зависят от размера заказа (величины партии поставки).

Затраты на выполнение заказа возрастают прямо пропорционально размеру заказа, а затраты на поддержание запаса с увеличением его размера падают, как показано на рис. 21.

 

Рис. 21. Зависимость затрат от размера заказа (партии поставок)

Суммарные годовые затраты имеют характерный вид вогнутой кривой, имеющей минимум, что позволяет оптимизировать размер запаса.

Определим суммарные годовые затраты управления запасами . Предположим, что годовая потребность в товарах (спрос) равна D. Тогда за год необходимо сделать D/q поставок на пополнение запаса, а суммарные затраты на выполнение заказов будут равны

. (6)

Затраты на поддержание запасов на складе в течение года можно определить по формуле

, (7)

где Q – средняя величина запаса, поддерживаемая на складе, ед.

Затраты могут быть выражены в долях (или процентах) от стоимости единицы продукции, тогда

, (8)

где с – цена единицы продукции, хранимой на складе, ден. ед.;

i – доля от цены, приходящаяся на затраты по поддержанию запасов.

Средняя величина запаса при указанных выше допущениях будет равна 1/2 q (рис. 22).

 

Рис. 22. Классическая модель пополнения запасов

Тогда для суммарных годовых затрат управления запасами получим

(9)

Оптимальный размер заказа q* (EOQ) будет соответствовать минимуму суммарных затрат в точке, где .

. (10)

Решая уравнение (10) относительно q получим:

(11)

Оптимальное время между двумя заказами и количество заказов за год будут равны

, лет; (12)

. (13)

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины.

При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта.

Централизованная доставка может осуществляться двумя видами маршрутов - маятниковыми и кольцевыми. При использова­нии маятниковых или линейных маршрутов автомашина за каждый раз доставляет товары в одно торговое розничное предприятие. Эффек­тивность в этом случае достигается при загрузке автомашины до ее максимальной грузоподъемности.

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом террито­риального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли.

В основе расчетов потребности в транспортных средствах лежат данные об объемах заявок розничных торговых предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.

Основные принципы технологического процесса завоза товаров в розничные торговые предприятия: планомерность, ритмичность, экономичность, оперативность, централизация.

Наиболее эффективной для розничных торговых предприятий является централизованная доставка товаров, которая ведет к сниже­нию издержек обращения. Рациональное использование транспортных средств снижает расходы на перевозки, которые составляют значительную часть издержек обращения.

 

Контрольные вопросы:

1. Особенности функционирования производственной и транспортно-експедиционной деятельности в Украине.

2. Транспортная система Украины.

3. Организация перевозочного процесса товаров на рынке.

4. Система складского хозяйства товарного рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.059 с.)