Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный цикл товара, его этапы и характеристики

Поиск

 

В современной исключительно динамичной рыночной среде в маркетинговую стратегию любого предприятия должны периодически вноситься коррективы – вме­сте с изменениями товара, рынка и конкурентов. Ниже рассмотрим концепцию жиз­ненного цикла товара (ЖЦТ) и опишем изменения, которые вносятся в маркетинго­вую стратегию на разных его этапах.

Когда мы говорим о ЖЦТ, то имеем в виду следующее:

1. Срок жизни товара ограничен;

2. Объем продаж продукта включает в себя несколько этапов, для каждого из кото­рых характерны специфические задачи, возможности и проблемы;

3. На разных стадиях жизненного цикла прибыль, которую приносит товар, варьиру­ется;

4. Каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

ЖЦТ большинства продуктов графически можно представить в виде колоко­лообразной кривой. На этой кривой ЖЦТ можно выделить четыре этапа цикла:

Внедрение: период медленного увеличения объема продаж товара, когда он впервые поступает на рынок и только «завоевывает» покупателей. В связи с боль­шими затратами на данном этапе товар не приносит прибыли.

Рост: период быстрого признания продукта потребителями и значительного увеличения прибыли.

Зрелость: период замедления темпов роста объема продаж в виду того, что товар уже нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизиру­ется или начинает снижаться, так как возрастают затраты компании на маркетинго­вые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.

Спад: период снижения объема продаж продукта и уменьшения прибыли.

Понятие ЖЦТ можно применить для описания целого товарного класса, раз­новидности товара, конкретной марки, товарной единицы.

Выделяется несколько видов жизненного цикла товаров. Это может быть кри­вая с «повторным циклом», «Гребешковая кривая», «Мода», «Стиль», «Увлечение». Подробнее читай [5, 10].

Характеристики, цели и стратегии маркетинга, связанные с каждой из стадий ЖЦТ [6, с.255; 10, с.121], сведены в таблицу 3.


Таблица 3-Характеристики, цели и стратегии ЖЦТ.

Характери­стики Этапы ЖЦТ
Внедрение Рост Зрелость Упадок
Продажи Низкий уровень Стремительный рост Максимальный уровень Падает
Издержки Высокие в расчете на каждого потребителя Средние в расчете на каждого потребителя Низкие Низкие в расчете на каждого потре­би­теля
Прибыль отсутствует Рост прибыли Высокая Падает
Потреб-ли Инноваторы Ранние последователи Массовый рынок Отстающие
Конкуренты Несколько или отсутствуют Число конкурентов воз­растает Стабильное число с тенденцией к сокращению Число конкурентов сокращается
Цели мар­ке­тинга Информирование рынка о но­вом товаре и побуждение к пробным покупкам Максимизация доли рынка Максимальная прибыть и защита доли рынка Снижение издержек и поддержка объ­ема продаж
Стратегии: Продукт Предлагается базовый продукт Расширяется товарное предложение, предоставляются обслуживание, га­рантии Диверсифицируются тор­говые марки и модели Постепенно прекращается выпуск «слабых» моделей
Цена Цена назначается по формуле «издержки+фиксированная прибыль» Назначается цена, позволяю­щая проникнуть на рынок Цена назначается с уче­том цен конкурентов Цена снижается
Распростра­нение Выборочное Интенсивное Еще более интенсивное Переход на выборочное: прекраще­ние сотрудничества со «слабыми» торго­выми точками
Реклама Информирует первых потре­би­телей и дилеров о продукте Информирует о товаре массо­вый рынок и вызывает его ин­терес Подчеркивает отличия и выгоды марки Сокращается до уровня, необходи­мого для удержания убежденных привер­женцев марки
Стимулиро­вание сбыта Усиленное стимулирование сбыта с целью побудить к проб­ной покупке Умеренное (цель: воспользо­ваться преимуществом высо­кого потребительского спроса) Усиливается для того, чтобы «переманить» при­верженцев других марок Сводится к минимуму
Производ-ство Расходы велики, технические проблемы в технологии про­из­водства товара еще полно­стью не устранены Затраты на производство то­вара стабилизируются. Растут при наращивании мощностей, из­держка на единицу падают Увеличение ассигнова­ний на исследование с целью создания улуч­шенных ва­риантов то­вара Рост ассегнований на исследования с целью создания новых товаров
             

Вопросы, ситуации и упражнения

1. Приведите примеры товаров, которые переживают разные этапы жизнен­ного цикла в настоящее время на рынке г.Ижевска. Воспользуйтесь при этом дан­ными таблицы 3, приведенной в разделе 2. Перечисленные товары сгруппируйте в таблице 4.

 

Таблица 4 - Примеры товаров, переживающих обозначенную стадию жизненного цикла

Этап жизненного цикла
Внедрение на рынок Рост Зрелость Упадок
Наименования товаров:
       
       
         

 

 

2. Представьте жизненные циклы товаров в разрезе целого товарного класса, разновидности товара, конкретной марки, товарной единицы. Могут ли данные циклы совмещаться, в каком случае, приведите примеры.

 

 

3. Приведите примеры товаров, для описания жизненного цикла которых подхо­дят кривые с «повторным циклом», «гребешковая кривая», «мода», «стиль» и «увлечение».

 

 

4. Существуют ли товары, по отношению к которым концепция ЖЦТ совер­шенно не актуальна или неверна? Каждый вариант ответа обоснуйте.


Товарный ассортимент и номенклатура

 

Понятия товарный ассортимент или товарная номенклатура призваны упорядо­чить существующее многообразие товаров с позиции схожести маркетинго­вых инструментов, которое могут быть применимы к выделенной товарной группе.

Товарный ассортимент – это группа товаров, выполняющих схожие функ­ции, предназначенных одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения.

Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых конкретным предприятием.

В некоторых работах в качестве синонима понятия «ассортимент» может исполь­зоваться «товарная линия»[6, с.274], а номенклатура определяется как «про­изводственная программа» [4, с.57] или товарный микс [1, с.158], товар-микс [6, с.274]. Можно сделать заключение, что в промышленности говорят о производст­венной программе, в торговле закрепилось понятие ассортимента [3, с.128]. Но­менклатура понятие более широкое, так как включает в себя понятие ассортимента.

Товарная номенклатура может быть описана с помощью таких параметров как широта, насыщенность и гармоничность.

Широта товарной номенклатуры - общая численность ассортиментных групп товаров, предлагаемых предприятием.

Насыщенность товарной номенклатуры – это общее количество производи­мых товарных единиц во всех ассортиментных группах.

Гармоничность товарной номенклатуры – это степень близости между това­рами различных ассортиментных групп с точки зрения их

- назначения,

- требований к организации производства,

- каналам распределения и продвижения.

Рассмотрение товарного ассортимента также может быть предпринято с пози­ции параметра широты. Отдельная ассортиментная группа будет рассматриваться в соответствии с различиями на уровне добавленных характеристик товара (принцип функционирования, качество, расфасовка и т.д.). В основном, параметр широты ас­сортиментной группы ограничивается 2-3 позициями. Чтобы чрезмерно не услож­нять ситуацию, общую совокупность товаров отдельной ассортиментной группы рассматривают в виде товарного ряда или товарной линии. Товарный ряд ассорти­ментной группы характеризуется длиной или глубиной и насыщенностью.

Длина (глубина) ассортиментного ряда - это количество различных вариантов исполнения товара в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качест­вом, набором добавленных характеристик.

Насыщенность ассортиментного ряда – это общее число товарных единиц, представленных по каждому варианту исполнения отдельного товара фирмы.

Вопросы, ситуации и упражнения

1.Разработайте ассортимент товаров, продаваемых в магазинах с такой вывес­кой:

«Чай-Кофе» «Парижанка» «Черный кот» «Пятачок» «Товары для красоты и здоро­вья»

Какие ассортиментные группы могут быть предложены в каждом магазине, какими характеристиками обладает предложенный вами ассортимент? Какие прин­ципы были использованы вами при формировании ассортимента?

 

 

2. На основе данных таблицы 5 определите следующее:

1. Количество ассортимента групп и широту ассортимента.

2. Количество ассортиментных позиций.

3. Глубину ассортимента линий.

4. Длину ассортиментных линий.

5. Насыщенность по ассортиментным позициям.

6. Насыщенность товарной номенклатуры.

7. Определите гармоничность (сопоставимость) товарной номенклатуры с раз­ных точек зрения (назначения, требований к организации производства, кана­лам распределения и продвижения).

 

Таблица 5 - Фрагмент товарной номенклатуры ОАО «Эра»

Синтетические моющие средства Синтетические чистя­щие средства Клей
  «Диксан – универсал»   «Пемолюкс»   Клей универсальный «Момент – 1»
  «Диксан – автомат»   «Пемолюкс лимон»
  «Лоск – автомат»   «Пемолюкс весна»   Клей обойный «Момент»
  «Лоск»   «Пемолюкс гель»   Клей обойный «Момент - экстра»
  «Эра-автомат»    
  «Эра»        
  «Эра – Био»        
  «Хенко»        
  «Хенко Био»        
  «Хенко – автомат»        
  «Ласка»        
  «Дени – экстра»        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.007 с.)