Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Коммерческое право в системе права

Поиск

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Тема 1. Коммерческое право в системе права

Источники коммерческого права

Источник права – нормативный акт, содержащий правила (правовые нормы), регулирующий общественные отношения.

Источниками коммерческого права являются:

● Конституция РФ, в которой содержатся принципиальные для рыночной экономики установления, ставшие принципами коммерческого права, например, о свободном перемещении товаров;

● общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, например:

• Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

• Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге и др.;

● Гражданский кодекс РФ. Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. Это означает, что нормы первой части Гражданского кодекса почти полностью применимы к торговым отношениям по тем вопросам, которые не урегулированы во второй части Гражданского кодекса и в специальном законодательстве. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу;

● иные Федеральные законы (до 1994 г. – Законы РСФСР и Российской Федерации), в том числе:

• Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ;

• Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ;

• Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ;

• Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ;

• Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 948-1 (ред. от 26.07.2006);

• Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184- ФЗ;

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.12.2009). Начало действия документа - 01.02.2010.

● подзаконные акты, в том числе Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

● законы и иные акты субъектов РФ;

● обычаи делового оборота применяются в тех случаях, где предпринимательская деятельность не урегулирована нормативными правовыми актами и договорами.

 

РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и классификация субъектов коммерческой деятельности

Субъектами коммерческой деятельности (и коммерческого права) являются те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.

К субъектам коммерческой деятельности относятся:

граждане-предприниматели (индивидуальные предприниматели);

юридические лица;

специальные субъекты торговой деятельности.

 

Оптовые ярмарки

Оптовая ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

 

В СССР существовали давние традиции проведения ярмарок, которые сохранились и в России. Крупнейшей ярмаркой последней четверти XIX – начала XX веков была Нижегородская. На сегодняшний день в России проводится около 1000 – 1600 ярмарок в год (от районных до всероссийских, от специализированных до многоотраслевых). Однако правовой статус ярмарок, как и процедура их проведения, в настоящее время не урегулированы отдельным законом, что сдерживает их развитие.

 

Организация ярмарки включает следующие действия:

● центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет, в который входят представители органов управления промышленности и торговли;

● комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки – дирекцию, арбитраж, отделы;

● дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки:

определяет сроки проведения ярмарки;

устанавливает для участников сумму взносов;

решает вопросы размещения участников;

разрабатывает график мероприятий;

анонсирует проведение ярмарки в СМИ.

Проходит ярмарка в определенном месте в течение определенного срока. В ходе проведения ярмарки:

● устанавливаются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями;

● устанавливаются многочисленные договорно-хозяйственные связи;

● решаются вопросы сбыта и снабжения;

осуществляется купля-продажа товара;

● демонстрируются образцы большого количества товара самых разных отраслей экономики.

 

Коммерческие торги

Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ГК.

В качестве организаторов торгов могут выступать:

специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товара;

собственник производимого товара.

 

8. Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставленным образцам.

Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

 

9. Товарные биржи – организации с правами юридического лица, формирующие оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 20.02.1993 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Сама биржа не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли.

Основная задача биржи – не просто создание условий для совершения торговых операций, а достижение возможности определения экономически обоснованных цен на важнейшие виды сырьевых товаров. Складывающие в результате биржевых торгов цены служат основой для совершения сделок во внебиржевом обороте.

Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее десяти. Члены (учредители) биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%.

Как считает Пугинский Б.И.: «Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами. В связи с этим нет смысла рассматривать вопросы построения бирж и совершении биржевых сделок, поскольку они не имеют отношения к российской действительности»[4].

 

Понятие товара

В российском законодательстве отсутствует единая трактовка понятия товара.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 454 и 455) применительно к договору купли-продажи товаром является любая вещь, если она произведена или приобретена и отвечает признакам оборотоспособности (ст. 129 ГК). То есть по ГК вещи, изъятые из оборота, товаром не являются, поскольку не подлежат купле-продаже или обмену. Такие объекты включены в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22.02.92 № 179 (ред. от

30.12.2000). Так, не могут быть объектами торговых отношений:

● драгоценности (драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них);

● вооружение и военная техника, военная документация;

● ракетно-космические комплексы и все виды ракетного топлива;

● уран;

● рентгеновское оборудование;

● яды, наркотические средства и психотропные вещества;

● некоторые виды отходов (отходы радиоактивных материалов; отходы взрывчатых веществ и др.);

● и др.

Товаром согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

 

Товары – продукты деятельности (включая работы и услуги), предназначенные для продажи или обмена [5].

3. Наряду с товарами, объектом торгового оборота являются товарораспорядительные документы, владельцы которых имеют право на товар, указанный в данных документах.

 

Товарораспорядительный документ – это составленный на формулярном бланке (бланк с обязательными реквизитами) договор морской перевозки или хранения, в обязательстве которых перемена собственника товара и кредитора производится путем передачи новому собственнику (кредитору) экземпляра договора, выданного на предъявителя, или учинения переуступочной надписи на договоре.

 

К товарораспорядительным документам относятся:

складские свидетельства, выдаваемые поклажедателям в подтверждение принятия товара на хранение. Выдаются специальными субъектами – товарными складами, которые осуществляют профессиональное хранение товаров;

коносаменты на морскую перевозку.

 

Складские свидетельства бывают двух видов:

простое;

двойное.

 

Двойное складское свидетельство состоит из двух частей:

складского свидетельства;

залогового свидетельства. Залоговое свидетельство в ГК именуется варрантом. Такое обозначение не соответствует терминологии, принятой в зарубежной торговой практике, где варрантом именуют всякое складское свидетельство на хранимый товар.

 

Содержание складских свидетельств и порядок работы с ними установлен в статьях 912-917 ГК.

В простом и двойном складских свидетельствах должны быть указаны:

наименование и место нахождение товарного склада;

номер свидетельства по реестру склада;

наименование и место нахождения лица, от которого принят товар на хранение. Сведения об этом лице указываются лишь в двойном свидетельстве. Что касается простого свидетельства, то оно выдается на предъявителя;

наименование и количество принятого на хранение товара;

срок, на который товар принят на хранение;

размер вознаграждения за хранение;

подпись хранителя и печать склада. Это один из немногочисленных случаев, когда закон требует скрепления подписи на договоре печатью.

 

В двойном складском свидетельстве перечисленные сведения должны быть указаны одинаково в обеих его частях: складском свидетельстве и залоговом свидетельстве.

При несоответствии установленным требованиям документ не признается складским свидетельством. Он утрачивает значение товарораспорядительного документа, действуя лишь в качестве договора хранения или залога.

Двойное складское свидетельство представляет собой два договора:

хранения товара;

залога того же товара.

Договоры могут отделяться друг от друга простым разделением частей двойного свидетельства. Они могут передаваться вместе или порознь другим лицам путем учинения передаточной надписи.

Простое свидетельство выписывается на предъявителя и при передаче не требует индоссирования.

Залог товара по залоговому свидетельству более прост и удобен, чем по обычному договору залога.

Продажа складского свидетельства или коносамента влечет переход прав на товары, указанные в данных документах.

Интересы торгового оборота нередко требуют ускоренной передачи прав на товар, перевозимый морем или сданный на склад для хранения. Поэтому сформировался и получил закрепление в законе упрощенный порядок перемены кредитора в обязательствах, оформленных выдачей коносаментов и складских свидетельств, путем непосредственной передачи таких документов, составленных на предъявителя, или путем учинения на них переустопочной надписи, как на векселях.

 

Классификация товаров

Единая классификация товаров создает возможность для автоматизированного поиска изготовителей и продавцов товара, ускоренного заключения договоров. Применение классификаций упрощает учет и составление транспортно-сопроводительной документации. Таким образом, классификация товаров имеет значение:

для товарного обращения;

для надлежащей организации производства и оптовой торговли.

Условия работы с товаром по его продвижению на рынке связаны с его правовым режимом.

Правовой режим – это совокупность правил, регулирующих порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров.

С юридической точки зрения правовой режим товаров создается путем издания законодательных и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Правовой режим может быть:

общий – распространяется на все виды товаров и определяет общие правила осуществления торговых сделок;

специальный – специальные правила, определяющие свойства и порядок обращения отдельных видов товаров на товарном рынке.

Существование специального правового режима требует обращения к видовой классификации товаров.

Виды товаров

1. Товары делятся на:

оптовые;

розничные.

Бытует мнение, что эти различия лежат в количестве продаваемых товаров. Однако это не так: закон исходит не из количества, а из целей продажи товара. Оптовыми являются товары, предназначенные для предпринимательских и иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобного рода использованием. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП) в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничные товары, наоборот, предназначены для личного, семейного, домашнего потребления.

 

2. В Указе Президента РФ от 3 декабря 1991 г. 3 297 «О мерах по либерализации цен» и некоторых других правовых катах называются следующие виды товаров: (это деление товаров по назначению)

● товары производственно-технического назначения. К этой группе;

● товары народного потребления (потребительского назначения). К этому виду относится промышленная и сельскохозяйственная продукция, используемая населением, как правило, для личного и общесемейного потребления, в домашнем хозяйстве, а также в мелкотоварном производстве. Товары потребительского назначения подразделяют на:

1) - продовольственные;

- промышленные;

2) по периоду их использования:

- товары краткосрочного (или разового) использования;

- товары длительного использования.

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы:

- основное оборудование;

- вспомогательное оборудование;

- узлы и агрегаты;

- основные материалы;

- вспомогательные материалы и сырье.

3. В соответствии со ст. 129 ГК РФ товары могут быть:

оборотоспособными. Могут свободно, без всяких ограничений участвовать в коммерческом обороте;

ограниченными в обороте. Могут обращаться в коммерческом обороте только между лицами, имеющими соответствующее разрешение. Например, для приобретения и торговли некоторыми видами лекарств, оружия, наркотических средств требуется специальное разрешение.

 

4. Товары могут быть:

сертифицированными;

несертифицированными.

Сертификация может быть:

обязательной;

добровольной.

Порядок сертификации определяется Федеральным законом «О техническом регулировании». Обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных техническим регламентом. Добровольная сертификация осуществляется на основе добровольного волеизъявления в отношении товаров, для которых законом не установлена обязательная сертификация. Однако если она произведена, соответствующее лицо обязано выполнять требования, указанные в сертификате соответствия.

 

5. Согласно статье 181 НК РФ различают товары:

подакцизные, к которым относятся отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, на которые устанавливаются акцизы, относящиеся в соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сбором. К подакцизным товарам относятся спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;

неподакцизные.

6. В пункте 2 ст. 455 ГК РФ упоминаются товары:

реальные (существующие);

будущие.

Реальный (существующий) товар – это товар, имеющийся у продавца в момент заключения договора.

Будущий товар – это товар, которого на момент заключения договора у продавца нет, но который будет создан или приобретен продавцом в будущем.

Продажа будущего товара широко распространена на практике, особенно в таких разновидностях купли-продажи, как поставка, контрактация, приобретение товаров по заказу в розничной торговле и т.д. Однако в ГК РФ не указываются критерии отнесения товара к будущему товару. Отмечается лишь тот факт, что такой товар может быть создан или приобретен в будущем. Основываясь на данной формулировке можно полагать, что, хотя товара у продавца на момент заключения договора нет, у него имеется реальная возможность его создания или приобретения в будущем.

 

7. В ст. 503 ГК РФ, посвященной розничной торговле, называются такие виды товаров, как:

технически сложные;

● дорогостоящие.

Закон не дает их определения или каких-либо признаков. Постановлением Правительства от 13 мая 1997 г. № 575 утвержден полный перечень товаров, которые отнесены к технически сложным товарам. Ими являются:

- автотранспортные средства;

- яхты и лодочные моторы;

- холодильники и стиральные машины;

- персональные компьютеры;

- тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

В отношении дорогостоящих товаров закон не устанавливает никаких критериев. Однако в некоторых субъектах РФ установлены цены, начиная с которых товар относится к дорогостоящему.

Для технически сложных и дорогостоящих товаров определено единое правило, согласно которому покупатель вправе их заменить только при наличии существенного нарушения требований к качеству. Вместо предъявления требований о замене товара потребитель вправе в соответствии с гражданским законодательством отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

 

8. В пункте 1 ст. 568 ГК РФ указывается на то, что общему правилу при мене товары, подлежащие обмену, должны быть равноценными. Правила обмена при равноценных и неравноценных товарах неодинаковы. Исходя из смысла статьи, можно сделать вывод о том, что под равноценными товарами понимаются разнородные товары, которые при обмене равны по своей стоимости.

 

9. Закон о товарных биржах и биржевой торговле выделяет в качестве самостоятельного вида биржевой товар. В Таможенном кодексе выделяются товары, которые являются объектами мировой биржевой торговли. К этим товарам относятся медь, никель, алюминий первичный, свинец, цинк, олово.

 

10. Таможенный кодекс в ст. 18 подразделяет товары на:

российские;

иностранные.

Российские товары – товары, производимые в Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории РФ. Все товары, не отнесенные к российским, являются иностранными.

 

11. В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» товары могут быть:

экспортируемыми;

импортируемыми.

Экспортируемые товары – товары, вывозимые с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе.

Импортируемые товары – товары, ввозимые на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармокологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

 

На товарном рынке могут обращаться как взаимозаменяемые товар, так и товары, не имеющие заменителей.

 

Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 301 на всей территории страны введен Общероссийский классификатор продукции (ОКП). ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике.

К импортируемым и экспортируемым товарам применяется классификатор ТН ВЭД – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. ТН ВЭД служит основой применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешнеэкономической торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТД ВЭД.

 

Способы обособления товаров

Товарами в торговом обороте в основном выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками. Для выделения товара среди других подобных ему товаров применяются средства индивидуализации товаров.

 

К средствам индивидуализации товаров относятся:

товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних производителей отличаются от однородных товаров других производителей;

знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических и физических лиц отличаются от однородных услуг других физических и юридических лиц;

наименование места происхождения товара – указание в названии товара места его производства (происхождения), что позволяет отличать данный товар от других товаров (например, бразильский кофе, оренбургский пуховый платок и др.).

 

РАЗДЕЛ 4. ТОВАРНЫЙ РЫНОК

Понятие и виды цен

Цена является одним из важнейших показателей конкурентоспособности товара. Цена товара выполняет следующие экономические функции:

● обеспечивает сбалансированность предложения и спроса;

● стимулирующая;

● распределительная;

● планово-учетная;

● продажи.

Для любой коммерческой организации или индивидуального предпринимателя важно правильно выстроить ценовую политику.

 

Цена – это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Такое определение цены чаще всего встречается в экономической и юридической литературе. Надо полагать, данное определение экономическую сущность цены отражает в большей степени, чем правовую.

С правовой точки зрения

Цена – денежное выражение обязательства в возмездном договоре произвести платеж за переданный товар.

 

Общие положения о цене устанавливает ст. 424 ГК РФ, в соответствии с которой:

● цена – это денежное выражение стоимости исполнения договора;

● цена определяется соглашением сторон либо в предусмотренных законом случаях устанавливается или регулируется уполномоченными на то государственными органами;

● при установлении цены в договоре ее изменение допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Классификация цен

В зависимости от рынка цены делятся на:

оптовые, применяются при расчетах со всеми покупателями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, суммы налога на добавленную стоимость, суммы акцизов, а также прибыль;

розничные. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется физическим и юридическим лицам в розничной торговле. Розничная цена складывается из оптовой цены, накладных расходов торгующих организаций и торговой надбавки с расчетом получения прибыли.

Классификация цен на оптовые и розничные коррелируется с понятием оптовой и розничной торговли, поэтому для уяснения основания рассматриваемой классификации необходимо выяснить значение терминов «оптовая торговля» и «розничная торговля».

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст1, дает следующие определения:

оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

 

По территории действия выделяют цены:

внутригосударственные;

мировые.

Формирование и применение внутригосударственных цен определяется в соответствии с законодательством России.

Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок.

На рынке финансовых услуг выделяют:

конкурентную цену;

необоснованно высокую (низкую) цену.

Конкурентная цена финансовой услуги – цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции.

Необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги – цена финансовой услуги, которая установлена занимающим доминирующее положение финансовой организацией и существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

 

В зависимости от роли государства в ценообразовании цены могут быть:

свободными;

регулируемыми.

Свободная цена – цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента:

- себестоимость;

- прибыль.

 

По периоду действия цены могут быть:

временные;

установленные без определения срока их применения.

Основанием деления цен на временные и установленные без определенного срока их применения является наличие или отсутствие в правовом акте условия о периоде действия цены. Следовательно, такая классификация имеет первостепенное значение для применения регулируемых цен. Например, в практику регулирования тарифов на железнодорожные перевозки вошло установление на определенный срок (как правило, с 15 сентября по 1 ноября) льготных железнодорожных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции.

 

Статья 424 ГК РФ делит цены на три группы:

договорные цены;

цены, устанавливаемые уполномоченными государственными органами;

цены, регулируемые уполномоченными государственными органами.

Договорные цены – цены, самостоятельно устанавливаемые сторонами в договоре. Их установление основывается на принципе свободы договора. Такой способ установления цены наиболее приемлем для рыночных отношений.

Установление цены уполномоченным государственным органом означает строго фиксированный ее размер. Регулируемая цена складывается при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер и являет собой более мягкий вариант «навязывания».

 

На публичных торгах (конкурсах и аукционах) устанавливается:

начальная цена;

продажная цена.

 

Иные разновидности цен

Разновидностью цены является тариф. Понятие «цена» является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента как в отношении товаров, так и в отношении работ и услуг. Тариф – понятие специальное, сфера его применения – это область работ и услуг. Например, тариф грузовых перевозок, тариф на электрическую и тепловую энергию. Для расчетов в сельскохозяйственной сфере применяются закупочные цены.

 

Договорная цена

В условиях рыночной экономики цена в первую очередь регулируется и определяется договором. В методологическом плане при определении договорной цены следует одновременно руководствоваться правилами как гражданского, так и налогового законодательства.

Согласно гражданскому законодательству для большинства договоров цена не является существенным условием. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет за собой недействительность договора.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Определить обычно взимаемую цену за товар бывает довольно трудно, особенно когда дело касается нового или впервые закупаемого товара, поэтому следует по возможности конкретно определять цену товара в договоре.

Цена является твердой, если она указана в договоре в виде конкретной цифры. Это означает, что такая цена не подлежит изменению при оплате. Твердая цена может быть изменена только по основаниям статьи 450 ГК РФ.

В условиях инфляции и при длительных поставках, когда цена может существенно меняться под влиянием конъюнктуры рынка, применение твердой цены выгодно покупателю, но невыгодно поставщику. А удобная для поставщика предварительная оплата продукции не всегда устраивает покупателя.

Для ухода от твердой цены стороны в договоре вместо твердой цены могут определить способ установления цены. В этом случае стороны могут:

- установить скользящие цены с последующей их фиксацией;

- применить «валютную оговорку», суть которой в том, что стороны устанавливают цену в одной из иностранных валют. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена соглашением сторон или законом;

- ввести в договор поправочный коэффициент с учетом уровня инфляции и конъюнктурных колебаний на рынке.

 

Цена может использоваться как средство стимулирования к надлежащему исполнению обязательств. Для этого в договоре могут устанавливаться ценовые коэффициенты или дифференцированные цены. Может предусматриваться уменьшение цены при предварительной оплате и увеличение цены на случай несвоевременной платы.

Иные условия

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ, предусматривают различные правовые и организационные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателя информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественного товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. Продавец должен сообщить покупателю информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы.

Указанные требования адресуются розничным организациям. Однако они могут быть выполнены лишь силами либо при участии изготовителя или оптового посредника. Следовательно, они должны предусматриваться в договоре оптовой купли-продажи.

 

Договором могут быть предусмотрены следующие обязанности продавца (изготовителя, оптовика):

● обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными, соответствующими российским шкалам ростов и размеров;

● предоставить копии сертификатов качества, заверенных определенным органом;

● указать организацию, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий;

● осуществить расфасовку товара в количествах, приемлемых для покупателей, применить упаковку, удобную для пользования и хранения (так как операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи);

● иные права и обязанности, установленные соглашением сторон

 

Из-за отставания цивилистической науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты договорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функции.

 

Договоры, содействующие торговле и организационные, в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в общегражданских отношениях.

 

Вопрос 4. Заключение торговых договоров

На стадии оформления договоров закладываются предпосылки успешной работы:

● повышения прибыли;

● предупреждения потерь от неисполнения обязательства.

По этой причине четкое и умелое заключение торговых договоров – основное условие их надлежащего исполнения.

Гражданский кодекс устанавливает единую процедуру заключения договоров без выделения особенностей, присущих торговому обороту. При этом объективные особенности заключения торговых договоров ГК попросту игнорируются. Такой подход не соответствует целям формирования рыночных отношений в стране. Показательно, что в большинстве развитых стран вопросы установления договорных отношений между коммерсантами подлежат специальному урегулированию, отражающему их специфику.

Современное законодательство закрепляет принцип свобо<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.195 (0.015 с.)